Скулеж медведя.
Никто не требовал от Ригеноса самолично возглавить армию. Он мог спокойно остаться в Некранале, не потеряв при этом уважения подданных. Однако он принял решение, которое подвергало его жизнь опасности и которое требовало от короля совершенно несвойственных ему деяний.
Что подтолкнуло его принять такое решение? Может, ему хотелось доказать самому себе, что он способен сражаться? Вряд ли; ведь он участвовал во многих сражениях. Потому, что завидовал моей славе? Или потому, что не до конца доверял? Я бросил взгляд на Каторна, но на лице того не было написано удовлетворения. Каторн оставался прежним Каторном, угрюмым и молчаливым.
Видишь, он согласен. Ему плохо, а я ничего не могу сделать.
АЛИК. Дяденька диссидент! Возьмите меня! Я уже был почти шестеркой!
Я мысленно пожал плечами. Такого рода размышления никуда меня не приведут. Как бы там ни было, король, хотя он отнюдь не пышет здоровьем, отправляется в поход вместе с нами. Его присутствие вдохновит воинов и в какой-то мере поможет мне справиться с амбициями Каторна.
НЕСОГЛАСНЫЙ. А что ты умеешь делать?
АЛИК. Ой, я много чего умею! Я мумием могу поливать, могу проклинать, камлать могу...
НЕСОГЛАСНЫЙ. Как?
Закончив совет, мы разошлись. Вернувшись в свои покои, я прямиком отправился в постель. Прежде чем заснуть, я некоторое время лежал с открытыми глазами, думая об Иолинде и о плане битвы, который помогал составлять, гадая, каковы в бою элдрены, — я до сих пор не имел представления ни о том, как они сражаются (не считая того, что они «коварны и злы»), ни о том, как они выглядят (не считая того, что они напоминают «демонов из преисподней»).
АЛИК. Камлать! Я вас научу, это легко. Это вот так: «Враги Бинома, враги Бинома! Не дадим вбить клин, не дадим вбить клин!» Я могу вывести на улицы пятьдесят человек!
НЕСОГЛАСНЫЙ. Зачем?
Ничего, скоро я получу ответы хотя бы на часть своих вопросов. С этой мыслью я заснул,
АЛИК. Чтобы камлать! Я еще могу знаете что? Я могу броситься на неприятного человека и закричать «Папа, папа!».
МИША (грустно). Спасибо, сынок!
В ночь перед отплытием мне снились странные сны.
АЛИК. Пап, ну ты ни при чем! Просто, представляешь, — пятьдесят человек напрыгивают и кричат: «Папа, папа!». Это же сразу насмерть.
МИША. Алик... Ты же только что в них плескал мумием...
Мне снились озера и болота, крепости и войска, пики, которые изрыгали пламя, и металлические летающие машины, чьи крылья двигались наподобие крыльев гигантских птиц. Мне снились чудовищных размеров фламинго и причудливые шлемы-маски в виде морды того или иного животного.
Мне снились драконы, огромные ящеры со жгучими жалами, устремившие свой полет к угрюмому, сумрачному небу. Мне снился прекрасный город, охваченный пламенем пожаров. Мне снились нелюди, которые, как я знал, были богами. Мне снилась женщина, которую я не мог назвать по имени; мне снился низкорослый мужчина с рыжими волосами, который как будто был моим другом. И меч — громадный черный клинок, превосходивший могуществом оружие, которым я владел ныне; меч, который каким-то непонятным образом был мной!
АЛИК. Пап, это когда было! Нас же тогда еще не кинули. Дяденька диссидент, вы папу не слушайте, он негибкий. Если вы меня возьмете, мы первую неделю всей пятеркой можем бесплатно.
Мне снилась ледяная равнина, по которой мчались большие корабли с раздутыми парусами. Черные, похожие на китов животные перемещались по бескрайней белой пустыне.
Мне снился мир — или то была вселенная? — без горизонта, зато с мозаичной атмосферой из драгоценных камней, которая изменяла время. Люди и предметы возникали из нее лишь затем, чтобы тотчас исчезнуть. Я был уверен, что это не Земля. Я находился на борту звездолета, который бороздил просторы неизвестного человеку Пространства.
Мне снилась пустыня: я брел по ней в слезах, ощущая одиночество, равного которому не испытывал никто и никогда.
Мне снились джунгли, джунгли первобытных деревьев и гигантских папоротников. Аза папоротниками проглядывали высокие, странного вида здания. В руке моей было оружие, не меч и не пистолет, но куда более грозное.
Я скакал на диковинных животных и встречался с диковинными людьми. Я видел ландшафты, что потрясали своей красотой, и те, что вызывали отвращение и омерзение. Я пилотировал летающие машины и звездолеты и был возничим колесницы. Я ненавидел, и я любил. Я создавал империи и нес гибель народам; я убивал и сам был убит несчетное количество раз. Я торжествовал победу и терпел унижения. У меня было много имен. Память моя не в состоянии была вместить их все. Их было слишком много. Слишком…
И не было ни дня покоя. Непрерывный, вечный бой.
8. Отплытие
Настроение у меня, когда я проснулся поутру, было после таких снов не из лучших. Больше всего мне хотелось одного.
Мне хотелось сигары «Коронас Майор» фирмы «Аппман».
Я постарался прогнать наваждение. Насколько я помнил, Джон Дейкер никогда в жизни не курил аппмановской сигары. Он вообще не в состоянии был отличить один сорт сигар от другого! Откуда взялось это воспоминание? На память мне пришло новое имя — Джеремия. Оно показалось мне смутно знакомым.
Я сел в постели и огляделся, и понял, где нахожусь. Имена из снов растаяли, словно их и не было. Я встал и прошел в соседнюю комнату. Там рабы готовили мне ванну. С облегчением я препоручил себя их заботам и, совершая омовение, начал потихоньку припоминать, что у нас тут происходит. Однако чувство угнетенности осталось, и я вновь задал себе тот же вопрос: не сошел ли я с ума и не переживаю ли сейчас сложную шизофреническую галлюцинацию?
Рабы внесли мои доспехи, и я почувствовал себя много лучше. И снова меня восхитила красота доспехов и искусство выделки.
Приспело время облачаться в них. Сперва я одел исподнее, на него — нечто вроде стеганого комбинезона, а уже сверху — латы. Я ни разу не запутался в завязках и застежках. Впечатление было такое, словно я носил доспехи с первого дня своей жизни. Они были удобными, закрывали все тело и почти ничего не весили.
Затем, пройдя в оружейную палату, я снял со стены свой клинок, перетянул себя в талии поясом из металлических колец и прицепил к нему ножны с мечом так, чтобы они находились у меня на левом бедре. Потом мотнул головой, откидывая назад алый плюмаж шлема, и поднял забрало.
Рабы проводили меня вниз, в Приемную залу дворца, где собрались пэры человеческого мира перед отплытием из Некраналя.
Шпалеры, что раньше покрывали стены из чеканного серебра, убрали; их место заняли сотни боевых знамен. Там были знамена маршалов, военачальников, знатных рыцарей, что присутствовали здесь. Воины стояли в торжественном построении: самые знатные впереди, за ними чуть менее знатные и так далее.
На специально воздвигнутом подиуме высился королевский трон. Подиум покрыт был тканью изумрудно-зеленого цвета; трон осеняли боевые штандарты двух континентов. Я занял свое место рядом с подиумом. Установилась напряженная тишина: все ждали короля. Меня предварительно проинструктировали, как мне надлежит себя вести во время церемонии.
Взревели фанфары, на галерее наверху загрохотали войсковые барабаны. В дверях залы появился король.
Ригенос облачен был в сверкающие позолотой доспехи, поверх которых он набросил белый с красным плащ. Шлем венчала железная корона с драгоценными каменьями. В этом одеянии он словно стал выше ростом. Царственной походкой он пересек залу, поднялся на подиум и уселся на трон, положив руки на подлокотники кресла.
Мы отсалютовали ему.
— Славься, король Ригенос! — раздался громовый клич.
Затем мы преклонили колена. Первым это сделал я. Моему примеру последовали немногочисленные маршалы, сотня военачальников и пять тысяч рыцарей. У дверей застыли в почетном карауле стражники. Вдоль стен выстроились вельможи преклонных лет, придворные дамы, оруженосцы, рабы, управители всех кварталов Некраналя и всех провинций обоих континентов.
И все взгляды обращены были на Ригеноса и его полководца Эрекозе.
Король встал и сделал шаг вперед. Лицо его было жестким и суровым. Я и не предполагал, что он может выглядеть так величественно.
НЕСОГЛАСНЫЙ. А потом?
Я ощутил, что оказался в центре внимания. Люди знали, что я, Эрекозе-Воитель, Защитник Человечества, пришел, чтобы спасти их.
И я разделял их веру в себя.
АЛИК. А потом договоримся, у нас гибкая система скидок. Если вы не можете в Высшую школу экономики, то мы сначала можем договориться по «Твиксу». Но в «Твиксах» это много, сами понимаете. Можно «Баунти». Еще в кино можно. Дальше можно разговаривать по велосипедам.
Король Ригенос воздел руки, развел их в стороны и заговорил:
НЕСОГЛАСНЫЙ. Господи, что ж мне так скучно-то, а?
— Слушайте меня, Эрекозе-Воитель, маршалы, военачальники и рыцари! Мы выступаем на битву с нелюдью. Нам предстоит сражаться за собственное выживание. Мы должны сохранить наши прекрасные земли от поругания. Тот, кто победит в этой войне, станет властелином всей Земли. А прах побежденных развеют по ветру, чтобы самая память о них стерлась. Наш поход решит судьбу войны. Ведомые Эрекозе, мы захватим порт Пафанааль и его окрестности. Вот наша первая задача.
АЛИК. Вот видите! С нами вам сразу станет нескучно.
Король помолчал немного, потом заговорил снова. Его голос был отчетливо слышен в почти мертвой тишине, которая установилась в Приемной зале.
— Нам нельзя успокаиваться. За первой битвой последуют вторая и третья. С ненавистными Псами Зла надо покончить раз и навсегда. Не щадите никого, даже детей! Однажды мы уже загнали их обратно в Горы Печали, но теперь мы должны извести их под корень! Пусть только память о них сохранится, да и то ненадолго — чтобы мы не забывали, каково зло!
Несогласный внезапно выпрыгивает в окно.
По-прежнему стоя на коленях, я поднял обе руки над головой и потряс сжатыми кулаками.
Стук, чертыхание.
— Эрекозе! — продолжал король. — Повинуясь своей бессмертной воле, ты снова обрел плоть и пришел к нам в час тревог. Под твоим началом мы уничтожим элдренов. Ты — Серп Человечества, который скосит полчища элдренов как сорную траву. Ты — Заступ Человечества, который отроет их из-под земли. Ты — Огнь Человечества, который выжжет их берлоги. Ты — ветр, который развеет их пепел, Эрекозе! Ты искоренишь элдренов!
НЕСОГЛАСНЫЙ (снизу). Черт, опять забыл, что второй этаж...
— Я искореню элдренов! — воскликнул я, и голос мой, гулким эхом отразившийся от стен Приемной залы, показался мне самому голосом Господа. — Я сокрушу врагов человечества! Сжимая в руке меч Канайану, я нападу на них с жаждой мести, ненавистью и злобой в сердце и покончу с элдренами!
Скулеж медведя.
За моей спиной раздался могучий крик:
МИША. Иди к себе, Алик. Я попробую его успокоить. Может, споем еще...
— МЫ ПОКОНЧИМ С ЭЛДРЕНАМИ!
Звонок в дверь. Миша открывает. На пороге Полковник, с ним Идеолог и телегруппа.
Король поднял голову. Глаза его сверкали, губы были плотно сжаты.
ПОЛКОВНИК (вволакивает Идеолога). Стоять, тварь.
Телегруппа наводит технику.
— Клянитесь! — приказал он.
Признавайся, Иннокентий Всеволодович.
Атмосфера ненависти и ярости, царившая в Приемной зале, проникла в наши сердца.
ИДЕОЛОГ. Я признаю себя виновным. (Дрожащим голосом, заученно, сквозь слезы.) Признаю себя виновным... прежде всего в нецелевом расходовании средств. Я обязался израсходовать средства на одно, а израсходовал на другое. Я оставил часть денег себе. Еще немного денег я украл и не заплатил налоги. Это началось еще в детстве, когда я нашел на улице рубль и не заплатил налоги. С тех пор я никогда не платил налоги. У меня было две любовницы. Я пользовался обеими и не платил налоги. Я вел себя безобразно. (Рыдает.) Я жопа.
РЕЖИССЕР ТЕЛЕГРУППЫ. Погромче, пожалуйста.
ИДЕОЛОГ. Я жопа! Шампанское стаканами тянул, все отвергал — законы, совесть, веру. Жил в Одессе, бывал в Крыму, ездил в карете. Лгал, все лгал. Мамашу зарезал, папашу задушил, а младшую сестренку невинности лишил. Кризис из-за меня. Прошу использовать на стройках народного хозяйства.
— Клянемся! — проревели мы. — Клянемся сокрушить элдренов!
МИША. Подождите, подождите. Полковник, тут что-то нечисто. Я же его видел, он сюда приезжал. Он ничего не лгал. Он совершенно искренняя сволочь.
ПОЛКОВНИК. Да какая разница, Михаил? Что ты как маленький, я не знаю. Их сейчас всех начнут по одному — губернаторов, вице-губернаторов, этих вот... по идейной части... Бабок нет, так? Кто-то виноват, так? Пускай теперь рассказывает, как рыл тоннель Москва — Тбилиси.
Ненависть отразилась во взгляде короля, придала звучности его голосу:
МИША. Но вы бы хоть текст придумали ему. Какие две любовницы? Ему с одной бы справиться, и то если она все время будет говорить про империю. ИДЕОЛОГ. Не справиться, это точно, я только мозги, остальное мне неинтересно...
— Ступайте же, паладины человечества! Ступайте, чтобы покончить с элдренами! Очистьте нашу планету от нечисти!
ПОЛКОВНИК (Мише). Слушай, академик, не лезь. Без тебя тошно. Он идеолог, он знает, что говорить... ИДЕОЛОГ. Я готовил покушение. Я замышлял ужасное. Я говорил глупости.
Мы разом поднялись с колен, не ломая строя, повернулись и, возглашая боевые кличи, вышли из Приемной залы Дворца Десяти Тысяч Окон на двор, где нас поджидали толпы простолюдинов.
МИША. Вы бы это все сказали в программе «Сходитесь».
Мне не давала покоя мысль об Иолинде. Где она? Почему не пришла? Да, церемониал начался рано утром, но могла бы, в конце концов, хотя бы прислать записку.
Рейтинг был бы — мама дорогая!
Торжественная процессия вышла за стены цитадели и по извилистым улочкам Некраналя направилась к гавани. Доспехи, клинки и копья сверкали в лучах утреннего солнца. Ветер шевелил флаги бесчисленных цветов и оттенков.
ПОЛКОВНИК. Закрыли программу «Сходитесь». МИША. Вот черт, а я и не знал. За что же? ПОЛКОВНИК. Дискутировали много. Надо было сразу меж глаз... Вместо нее теперь ток-шоу «Разойдись».
Я шел впереди, я возглавлял войско — я, Эрекозе, Вечный Воитель, Полководец, Мститель. Руки мои воздеты были в воздух, как будто я заранее торжествовал победу. Меня переполняла гордость. Я познал славу и теперь наслаждался ею. Это была жизнь, которой стоило жить, — жизнь воина, военачальника, солдата.
Вбегает АП.
Наш путь лежал к гавани, где наготове стояли корабли. Внезапно на память пришли слова песни, маршевой песни, сочиненной, должно быть, в глубокой древности. Я запел, и тут же все те, кто шагал следом за мной, подхватили песню. Застучали барабаны, загудели трубы; тысячи глоток славили кровавую жатву на полях Мернадина.
АП. Отсняли?
Вот так мы и шли, чеканя шаг. Вот таковы были наши чувства.
ПОЛКОВНИК. Иннокентий, имеешь что добавить? ИДЕОЛОГ. Прошу убить не сразу, дать помучиться. (Рыдает.)
АП. Скармливайте.
Подождите судить меня, пока не узнаете, что случилось потом.
МИША. Что значит — скармливайте? Вы в своем уме?
Я понимаю, когда этот предлагал, но вы-то...
Процессия достигла излучины реки, где была гавань и где нас поджидали корабли — пятьдесят кораблей, над которыми развевались пятьдесят штандартов пятидесяти славных паладинов.
АП. Между прочим, он дело предлагал. Только момент был невыгодный. Тогда были тучные дни, все в шоколаде. Мы думали — так и пронесет. Оказалось, нет. Не пронесло. Бесплатный газ бывает только в душегубке. Значит, скармливать.
Да, всего лишь пятьдесят кораблей. Основные силы флота находились в Нуносе, Городе Сверкающих Башен.
Идеолог рыдает.
Ну, Иннокентий Всеволодович! Сам же, сука, говорил — нет прорыва без жертв!
Речные берега густо усеяны были жителями Некраналя. Шум стоял невообразимый, однако мы вскоре привыкли к нему. Это как грохот прибоя: постепенно свыкаешься с ним настолько, что перестаешь слышать.
ИДЕОЛОГ. Ну какой же это прорыв...
— Сейчас?
АП. Это полный прорыв, Иннокентий Всеволодович! Это прорыв по всем направлениям! Идите осуществлять модернизацию и будьте счастливы — завтра все это покажут в прайм-тайм!
Я окинул взглядом корабли. На палубах поставлены были богато украшенные каюты; разноцветные паруса, в которых пока не было надобности, скатали и привязали к стеньгам. Весла вставили в уключины и опустили в спокойную воду реки. Гребцы расселись по скамьям, по трое на весло. Как я заметил, они были не рабами, а свободными воинами.
ПОЛКОВНИК. Извини, профессор.
— Я же говорю. У нас мало времени.
Вталкивает Идеолога в ванную и подпирает дверь. Идеолог бешено молотит в дверь кулаками. Из ванной доносится вой Идеолога и пронзительный визг медведя. Резкий удар, Идеолога выпихивают обратно.
Ближе всех к выходу из гавани стояла королевская боевая ладья. Имея восемьдесят пар весел и восемь высоких мачт, она подавляла своими внушительными размерами. Ее борта выкрашены были в красный, золотистый и черный, палубы отсвечивали багрянцем, на парусах соседствовали желтый, темно-голубой и оранжевый, а фигура богини с мечом в вытянутых руках на носовой части была серебристо-алой. Изысканно украшенные палубные каюты сверкали свеженанесенным лаком; с их стенок взирали на торжество древние герои рода человеческого, среди которых я узнал себя, хотя сходство было весьма отдаленным; еще там нарисованы были эпизоды былых сражений, мифические животные, демоны и боги.
— Я поеду. Но с одним условием.
ИДЕОЛОГ (отряхиваясь и приводя себя в порядок). Брезгует, сволочь.
Оставив войско маршировать по набережной, я по укрытым ковром сходням поднялся на борт королевской ладьи. Мне навстречу устремились моряки.
АП (в задумчивости). Надо же. И на это не сгодился.
— Слушаю вас.
ИДЕОЛОГ. Ну... я пойду?
Один из них сказал:
АП. Иди, что с тобой делать...
— Вы будете рядом. Не отойдете ни на шаг от комнаты и вмешаетесь сразу в случае, если что-нибудь пойдет не так.
— Ваше высочество, принцесса Иолинда ожидает вас в Парадной каюте.
Пауза.
— За вами будет наблюдать все управление и…
Перед тем как войти внутрь, я постоял немного у входа, любуясь красотой сооружения и с улыбкой поглядывая на собственную физиономию на стене.
МИША. И что же... теперь — все?
— Вы, — жестко прервала она и направила на него указательный палец. — Лично вы. И только вы. Только так я смогу это пережить.
Потом отворил дверь и, пригнувшись, прошел во внутренние покои. Пол, стены и даже потолок обиты были ворсистыми коврами с темно-красными, золотистыми и черными узорами. С потолка свисали фонари. В полумраке я разглядел Иолинду. На ней было простое платье и легкий темный плащ.
АП (глядя куда-то вверх). Если бы этот ваш автор что-то из себя представлял... Сейчас, конечно, уже понятно, что он не Эрдман и не Шварц, и даже не Горин. Сейчас уже видно, что его потолок — стишки в газетке. Пусть бы он их и писал, они никому не мешают. А театр — другое дело, в театре должно быть действие и герой. В жизни, в политике даже — их может не быть, без них могут пройти десятилетия, и никто ничего не заметит. А в пьесе нужен герой, но он никогда не увидит такого героя, который мог бы спасти всю эту нашу жалкую пьесу. Это должен быть молодой человек, с талантом, который придает ему зоркости, и энергией, которой хватило бы на десятерых. Он начинал когда-то со стихов или тоже пьес, неважно, — но понял, что это время миновало. В наше время надо художествовать в другом театре, переставлять не слова, а людей, рисовать не красками, а толпами! Он идет в политику, потому что это высшая форма творчества, потому что после «Черного квадрата» Малевича, после супрематизма — да-да, я знаю и это слово, не извольте беспокоиться, — следующим направлением в искусстве может быть уже только пиар! Уорхол это доказал, Джексон продемонстрировал... Прочие формы искусства кончены. И он идет в политику, этот человек, понимающий цену всему и знающий столько слов. Он приходит во власть, он делает блестящую карьеру. И в тот самый миг, когда все эти ничтожества, все эти твари, все эти м-р-а-з-и уже готовы стать красками на его палитре, когда он уже готов приступить к своему главному шедевру — новой пиар-концепции страны, где нет никакого народа вообще, — происходит этот идиотский кризис американской ипотеки, и он снова ощущает себя никому не нужным, вот где трагедия! Это вы можете понять, вы, жалкие остатки прошлого века, вы, пыль на его ботинках, каждый из которых стоит больше, чем все вы заработаете за всю свою ничтожную жизнь...
— Я не хотела отвлекать тебя утром, — сказала она. — Отец говорил, что вам всем будет некогда. Поэтому я решила не докучать тебе.
Глава восемнадцатая
МИША (осторожно). Понимаете... мне все-таки кажется, что если бы вы чуть менее пренебрежительно думали обо всех этих... Я имею в виду — обо всех ничтожествах, о которых только что говорили... Мне кажется, может быть, тогда было бы чуть лучше, или по крайней мере этот ваш герой не кончил бы таким печальным образом... извините, но я считаю...
Я улыбнулся.
АП (выходя из транса). Что вы сказали?
НАСТОЯЩЕЕ. ТЕОДОРА
— Ты мне по-прежнему не веришь, Иолинда? Ты не веришь моим словам о любви, не веришь, что ради тебя я готов на любой подвиг. Ведь так? Я обнял девушку.
МИША. Я сказал, что если бы этот молодой человек иногда думал о других не так гадко...
— Люблю тебя, Иолинда, и буду любить до конца своих дней.
АП. Кто вы такой?
На мягком сиденье в такси было отчаянно неуютно. Теодора теребила телефон, вращая его в пальцах, всматривалась сквозь тонированные окна в медленно разгорающиеся огни ночного Треверберга. То и дело в окне показывался силуэт Грина, который сопровождал такси на мотоцикле. Наверное, это мучение — держать такую скорость. Или он успевал объехать квартал? Она не знала. Ее отпускало только тогда, когда детектив находился рядом. Стоило ему умчаться вперед или отстать, Теодору охватывал иррациональный ужас. И она снова и снова искала его глазами. Как будто только он мог ее защитить.
— И я, Эрекозе. Ты будешь жить вечно, однако…
МИША Я хозяин медведя.
АП. Что вы здесь делаете?
— Почему ты в этом так уверена? — спросил я тихо. — Не надо считать меня неуязвимым, Иолинда. Если хочешь, я могу показать тебе царапины и синяки, которые получил, практикуясь с оружием.
От чего? Разумом она понимала, что Мейсон не угроза. Но в голове смешалось все, и она лишь кусала губы, старательно изолируя болезненные мысли. Она пыталась сосредоточиться на работе, на планах, найти выход из тупиковой ситуации с бизнесом по организации мероприятий. Но вместо этого следила за силуэтом детектива, как будто от его присутствия зависла ее жизнь. Впрочем, однажды она уже зависела от него. И это было странное чувство.
МИША. Не знаю.
— Ты не умрешь, Эрекозе.
АП. Вот и молчите. Я не с вами разговариваю.
— Мне бы твою уверенность.
МИША. А с кем?
Когда они наконец подъехали к управлению, Теодора чувствовала себя так, будто провела подряд три стратегические сессии. Совершенно опустошенной, обессиленной. Выйти из машины она не успела — Грин открыл дверь и подал руку, на которую она с благодарностью оперлась. И встала рядом с ним, чувствуя себя хрупкой и маленькой, несмотря на каблуки. В свободной руке Аксель держал шлем, в котором лежали перчатки. Его лицо слегка раскраснелось от езды, но сохраняло все то же учтивое, холодное и деловое выражение. Тео отняла руку, обхватила себя за плечи и молча пошла вперед. Она нестабильна. Нельзя показывать слабость полузнакомому мужчине. Он с ней возится только потому, что ее партнер сошел с ума. Если бы не он, Грин не появился бы на горизонте. Если бы не Мейсон и не Мелисса…
АП. С автором. Ладно, счастливо оставаться. (Пинает ведро с мумием, уходит.)
— Не смейся надо мной, Эрекозе. Я не желаю, чтобы ко мне относились покровительственно!
Звонок в дверь. Миша впускает Дьякона и Зоолога.
У входа в управление пришлось остановиться. Аксель коротко переговорил с дежурным офицером. У нее даже не взяли документы, просто пропустили в здание. Тео сжала пальцы, до боли вонзая ногти в предплечья. Она должна справиться. Должна. На кону справедливость. Она должна помочь следствию.
— Я вовсе не смеюсь над тобой, Иолинда, не говоря уж обо всем остальном. Просто ты должна взглянуть в лицо правде, понимаешь?
МИША. Здравствуйте, как я рад! Мне давно хотелось с вами поговорить...
А потом по закону сохранения энергии кто-нибудь обязательно поможет ей.
ДЬЯКОН. Да меня и прислали поговорить. Здравствуй, раб Божий. Жалобы есть?
— Хорошо, — проговорила она. — Я поступлю так, как ты советуешь. Но я чувствую, что ты не умрешь. Порой у меня бывают такие странные предчувствия. Мне кажется, нас ожидает нечто худшее, чем смерть.
МИША. Есть. Воет очень.
Ведь так?
ДЬЯКОН (крестит дверь). Понятно, что воет. Кому ж охота... (Заглядывает в глазок.) Вроде поменьше стал.
— Твои опасения естественны, но необоснованны. Не надо печалиться, милая. Взгляни на мои чудесные доспехи, на клинок, который висит у меня на поясе, на войско, которым я командую, наконец!
МИША. И аппетита нет. Только что от обеда отказался.
Она вздрогнула, когда детектив мимолетно коснулся ее локтя. Остановилась. И осмотрела ему в глаза, не замечая ничего вокруг.
ДЬЯКОН. Так что ж такого? Время-то постное, тварь освященная... он и чувствует... Ты бы морковки ему.
— Поцелуй меня, Эрекозе.
МИША (с надеждой). Морковки? Я потру...
— Мы пришли, — негромко произнес Аксель. — Может, хотите выпить чая или кофе?
Я выполнил ее просьбу. Мы долго не могли оторваться друг от друга, потом Иолинда высвободилась и выбежала из каюты.
ДЬЯКОН. Ты вот чего, раб Божий. Сам понимаешь, сейчас всякое может... Кризис, чего говорить. Дна не видать. Так вот я тебе хочу сказать — все в руце Божией, Миша. И надо спасибо сказать. Что бы ни было — спасибо. Понимаешь? Во-первых, все к лучшему, а во-вторых, что ты ни скажи — оно ведь так и будет. А тебе лучше, если ты без злобы. Так что ты благодари, Миш. Встал — благодари. Покушал — благодари. Живой — благодари. Жена ушла — отлично, пришла — отлично...
— Нет.
МИША. Нет, отец дьякон. Я и раньше-то с трудом, а сейчас я так совсем не могу.
ДЬЯКОН. Ну вот то-то ты мне и не нравишься. Чего изменилось-то, Миш? Недоволен-то чем?
Я уставился на захлопнувшуюся за девушкой дверь. Меня подмывало броситься следом, найти Иолинду, постараться ее успокоить. Но я знал, что не сумею этого сделать. Ее страхи были не то чтобы иррациональными, однако они возникли не на пустом месте; причиной их, как я подозревал, было снедавшее Иолинду чувство незащищенности. Я пообещал себе, что как-нибудь выберу время и попробую втолковать ей, что опасаться нечего. Я научу ее верить и доверять.
Она сказала это жестче, чем требовала ситуация. У нее всегда так: жесткостью маскирует слабость и страх. Железная леди Треверберга. Бизнес вместо семьи. Чего о ней только ни говорили в газетах и на телевидении — и все было правдой.
МИША. Ты понимаешь, какая странная вещь. Вроде какая-то жизнь началась, а сразу и кончилась.
Зазвучали фанфары. На борт корабля поднимался король.
— Хорошо, — согласился Грин. — Если готовы, вот дверь. Мейсон вас ждет.
Зоолог в это время начинает копаться в своем рюкзаке и свинчивать что-то из лежащих там деталей.
Спустя несколько секунд он вошел в каюту, на ходу стягивая с себя увенчанный короной шлем. За ним следовал вечно мрачный Каторн.
Она опустила глаза — и сразу почувствовала, будто потолок падает на голову, на нее наваливаются звуки. Они здесь не вдвоем, рядом много людей, знакомых и незнакомых. Но Грин ближе всех.
ДЬЯКОН. Нет, это-то я понимаю. Ты вроде большим человеком стал, и вдруг такая катавасия. Но мы ж тебя не виним, Миш. И потом, это бывает. Врачу Тимашук было тоже знаешь как обидно?
— Народ ликует, — заметил я. — Похоже, церемония удалась на славу, король Ригенос.
— Вы обещали, — проговорила Теодора. — Сдержите слово.
МИША. Слушай, отец дьякон! Вообще уже... При чем тут врач Тимашук? Если ты думаешь, что мне дипломы нужны, так я тьфу на эти дипломы. Что мне это все? Я не верил, когда вручали, и плевал, когда забирали... Я другого не пойму: вот был вроде какой-то смысл. Отвратительный, чего там, позорный! Но он был. А сейчас я вроде опять ничего не понимаю...
Он устало кивнул.
— Я здесь. И никуда не уйду. — Он указал на соседнюю дверь. — Буду следить оттуда. Воспринимайте это как переговоры с вредным заказчиком. Вам нужно выяснить, чего он хочет.
Рабочие сцены начинают разбирать декорацию, уносить рамку, ведра с мумием, подарки медведю и т.д.
ДЬЯКОН. Миш! Вот ты скажи мне, простому человеку. Ты не пробовал просто жить?
— Да.
Рихтер вздернула подбородок и снова посмотрела детективу в глаза. Удивительно, но Грин улыбнулся ей, как будто она что-то значит, как будто она по-настоящему жива. Но сосредоточиться на этой мысли Тео не успела, вернее, не позволила себе. Она сухо кивнула, почти ненавидя себя за эту скованность, и шагнула к двери, которую тут же распахнул молодой человек. Кажется, она его знала: Говард Логан.
МИША. Пробовал. Сорок пять лет пробовал.
ДЬЯКОН. И что? Плохо разве? Да отлично! Утром встал, покушал. Салат любишь?
Торжественные проводы, по всей видимости, сильно утомили его; он опустился на стул в углу и приказал принести вина.
МИША (вяло). Люблю.
ДЬЯКОН. Хорошо! Со сметаной, с маслом?
— Скоро уже отплываем. Когда точно, Каторн?
МИША. С майонезом.
Некоторое время спустя
ДЬЯКОН. Отлично! Огурцы свежие, соленые?
МИША. Я люблю сахалинский. С лососем.
— В пределах четверти часа, государь, — Каторн принял из рук раба кувшин с вином и наполнил кубок Ригеноса, даже не поглядев в мою сторону.
ДЬЯКОН. Нет лосося, Миша! Не завезли лосося!
МИША. Давай с солеными огурцами.
Король шевельнул рукой.
ДЬЯКОН. Хорошо! Видишь, ты уж и продвинулся. Другой бы зароптал: не надо мне огурцов, хочу лосося! А ты — правильно, нету, и ладно. По— нашему, по-православному. Еще чего хочешь?
— Знаешь, когда я полюбил тебя? Это было в Марселе. Ты приехала на конференцию рестораторов, а я был в числе организаторов. Смешная подработка, проект, который даже денег не принес, но мне было интересно познакомиться с людьми. Я считал, что найду новых партнеров, открою для себя новые направления. И вот появилась ты. У тебя был доклад про масштабирование сети в рамках города, ты рассказывала про свой опыт в Треверберге. Такая молодая. Такая красивая. Такая сильная. И тогда я решил, что должен во что бы то ни стало добиться твоего расположения. Что должен работать с тобой. Тем более Треверберг — мой город. Я помню наши встречи, то, как твоя служба безопасности переворачивала мое грязное белье, чтобы выдать тебе вердикт, стоит ли иметь со мной дело. Ты решила — стоит и доверила мне новое направление. Я продал квартиру, вложил деньги в бизнес. И через год смог купить новое жилье — на заработанное вместе с тобой. Я по-прежнему тебя боготворил, но держал себя в руках. А потом что-то произошло, Тео.
МИША. Чаю. (Спохватываясь.) Да, кстати, хотите чаю? А то я не предложил...
— Не хочешь ли выпить вина, князь Эрекозе?
ДЬЯКОН. Давай, можно чаю. Где ж хозяйка-то, Миш?
МИША. Ушла хозяйка.
— Когда?
Я отказался.
ДЬЯКОН. Хорошо! Слава Богу за все. Она ушла, а мы вот пришли, все уравновешено... (К Зоологу.) Ты как, готов там?
ЗООЛОГ. Сейчас, сейчас...
— Твои слова, король, запали мне в душу, — проговорил я. — Ты разбудил в нас зверей.
Он медленно повел плечами, как будто пытался сбросить чью-то руку. В глаза ей не смотрел. Разглядывал скованные руки. Он выглядел далеко не таким сильным и успешным, как обычно. Совсем не похож на себя. Или, напротив, такой он и есть настоящий? Удивительно. Теодора сохраняла спокойствие. Сначала ей было страшно до тошноты. Но как только села напротив, как только подняла на него глаза, вспомнила — за стеной Грин.
ДЬЯКОН. Ты пойми, Миша: думать-то не надо. За тебя есть кому подумать. А ты будь свеж духом, вот и будет ладно...
МИША. Ты знаешь, отец дьякон, где-нибудь, может, оно и нормально. Но у нас нет, понимаешь?
Каторн фыркнул.
ДЬЯКОН. Почему? Не уразумел.
— Года полтора назад. Наверное. Помнишь мой ретрит?
МИША. Я сам не уразумел. Но я теперь понимаю, что если тут живешь — как-то надо понимать зачем.
— Будем надеяться, они не заснут до встречи с врагом. В наших рядах хватает новобранцев. Половина войска знает, что такое настоящий бой, только понаслышке. Через одного — молокососы, а, по слухам, в отдельные части набирали даже женщин.
Иначе черт-те что. Тут для того, чтобы просто встать с кровати, надо иметь какой-то огромный стимул. Особенно если зима. Где-нибудь на Таити открыл глаза — и хочешь встать. А у нас открыл — и хочешь лечь. Это ужасное ощущение. У нас столько всего надо делать, и такого в основном неприятного, что надо знать — зачем. Понимаешь ты это? Иногда самая простая вещь такого требует напряга, и все на пустом месте, — что просто, знаешь, лег бы и лежал, и почти все так и делают. Так что если не знать зачем, — получается как сейчас. А как сейчас — мне не нравится, отец дьякон. Слава Богу за все, служу России, но мне не нравится.
— Когда я была вынуждена завершать твои проекты? Помню. Два месяца. Кто бы мог подумать.
ДЬЯКОН. Эк тебя медведем-то... Правду, видно, что-то исходит.
— Мрачновато ты настроен, князь Каторн, — подколол его я.
МИША. Не говори.
— Два месяца. Это было необходимо. Я вернулся другим. Знаешь, — он впервые поднял на нее взгляд, горевший мрачным огнем, и у Теодоры мгновенно пересохло во рту, — это было необходимо. Поездка. Обновление. Мне будто переставили мозги. Я будто начал жить заново. Дышать по-другому. Думать по-другому. Я впервые позволил себе посмотреть на тебя по-другому.
ДЬЯКОН. Слышь, специалист?
— Какие дела, такой и настрой, — проворчал он. — Можно устроить показуху, чтобы повеселить простолюдинов, но вовсе не обязательно верить в нее самим. Уж кому, как не тебе, знать это, Эрекозе; уж кому, как не тебе, знать, что война — это боль, страх и смерть, и больше ничего.
ЗООЛОГ. А?
ДЬЯКОН. Он задумываться стал. Раб-то Божий.
— Ты начал флиртовать.
— Ты забываешь, что я смутно помню свое прошлое, — сказал я.
ЗООЛОГ. Ну так это по твоей части, затем и позвали.
ДЬЯКОН. Нет, товарищ дорогой, этак не получится. Это как раз не по моей. Раз он задумался, значит, веры нет, а раз веры нет, то я пошел.
Он поспешно кивнул.
Каторн хмыкнул и одним глотком опустошил кубок с вином. Со стуком поставив его на стол, он вышел из каюты, проронив лишь:
ЗООЛОГ. Дезертируем, значит?
ДЬЯКОН. Дезертируем не дезертируем, а я при убивстве присутствовать не хочу. Это клиент не мой, мне тут делать нечего, вы решайте, а я того.
— Флиртовать. Да. — Мейсон закрыл глаза, его лицо приняло мечтательное выражение. — И флиртовать тоже. Я держался некоторое время, а потом решил за тобой следить. Так я узнал про Авирону.
— Пойду прослежу за отплытием.
МИША. Минуточку. При каком убивстве?