Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

И все-таки это было нужно!

— Го-то-о-ова!

Человек, обнаруживший Иону с Урсулой, протянул им руки:

В наше время немыслимо понять историю человечества без   использования   всех   достижений археологии.  Ибо она обратила наше внимание не только на каменных свидетелей истории, но и на огромные усилия того духа, который их создал.

— Идемте, ребята, поедим. А вот что с вами потом делать? Не брать же вас в наступление!

Этот дух бессмертен!

— А кто наступает? — спросил Иона, крепко держа Урсулу за руку.

Солдат засмеялся, все так же невесело.

«На верхнем Ниле,— говорит В. Г. Хильде[25],— еще и сегодня живут люди, которые очень напоминают древних египтян строением своего тела, размерами черепа, сходством языка и одежды. Над ними властвуют волшебники и обожествленные цари, которым до недавнего времени приносили жертвы...»

— Да наши! Наши наступают! Наконец-то… Границу уже перешли. Ты разве и этого не знаешь?

Иона пожал плечами неопределенно. Он знал, что «наши» то наступают, то отступают и что король Эрик, по слухам, намерен вмешаться в эту войну значительными силами. Это особенно занимало Иону, поэтому он спросил здоровяка:

В своем гигантском развитии человеческий дух на протяжении всего лишь нескольких поколений поднялся на недосягаемую высоту. На Евфрате и Тигре, в Малой Азии и Сирии создал он для себя новый мир и далеко ушел от человека с примитивным мышлением. Он начал изучать язык небес и понял его так ясно и быстро, как будто до него дотронулись волшебной палочкой. Из поколения в поколение, из века в век, применяя титанические усилия, возводил он величественные обелиски, прекрасные храмы и грандиозные царские гробницы. Не следует, однако, преувеличивать тот факт, что он быстро растратил при этом всю свою могучую силу, что он устал, как устали народы Месопотамии, Малой Азии и Сирии.

— А что шведы?

Тот остановился уже у самого выхода, явно озадаченный:

Нет, это как раз не так уж важно!

— Какие шведы?

— Высадились? — спросил Иона.

Пусть мы, изучая погребальные надписи, начинаем замечать неуверенность, падение жизнерадостности, отупение страждущего человека, его фанатичность, его самоуверенную обособленность и, наконец, его слепую веру в чудеса, оракулов и призраков, к которой он прибегал, когда его разум не находил иного выхода. Тем не менее, все это еще не было окончательным и решающим!

— В Нормандии американцы высадились, — сказал здоровяк. — Наконец-то, а то одной тушенкой всю войну пройти хотели.

— Какая Нормандия? — изумился Иона. Так изумился, что даже присел. — Это где?

— Ты в школе учился? — бросил здоровяк. — Географию проходил?

Бедность, убожество и отсталость, которые и сегодня существуют в мире, ничего еще не решают. Хотя оценка ученых египтологов, приписывающих позднеегипетской культуре решающее значение во всем развитии страны, раскрывает перед нами убогую картину жизни уже умирающего, неспособного к созиданию народа и выглядит уничтожающе, но все-таки исторически доказано, что человек даже при таких условиях может обладать неиссякаемой жизненной силой.

— Нет, — сказал Иона. — Боже, помоги мне!

Какую же роль играют заблуждения в многовековой культурной истории человечества? Их все можно легко преодолеть до тех пор, пока человек уверен в своих собственных силах! Осознать и   продемонстрировать  существование  этой силы — одна из основных проблем и задач археологии нашего времени!

Орган звучал то громче, то тише. Затем к музыке присоединились голоса, певшие тихо и на удивление слаженно.

В ряде современных музеев Европы и Америки египетские древности хранятся чрезвычайно бережно. В мраморных залах, где поддерживается постоянная температура, они предстают перед человеком нашей эпохи как символ вечного поиска в жизни. Они свидетельствуют об этом — древности, вырванные из враждебного, покрывающего все вокруг песка долины Нила, песка, который, как говорил Вилль Дюрант, «знойный ветер разносит по пустыне и со свирепой решительностью, в конце концов, хоронит все под собой.

Урсула потянула Иону за пальцы.



— Посмотрим? — прошептала она.



— А что смотреть, слушать надо, — сказал Иона. — Тебе разве каши не хочется?

— А нас угощают? — удивилась она.



— Этот здоровенный — он же сказал, — ответил Иона. — Не спрашивай ни о чем. Просто делай как я.



— Я буду слушаться, — заверила его Урсула.



Они вышли во двор. Иона метнул быстрый взгляд в сторону навеса, где вчера видел сундук с золотом, который затем превратился в гроб с истлевшим телом внутри.



Никакого сундука не было и в помине. Стояла тощая, на изумление изможденная лошадь, и утомленно жевала клок сена.



Прямо на камнях был разложен здоровенный огонь, на котором стоял весьма скромных размеров котел. И там булькало нечто, а рядом стояли круглые предметы, похожие на слиточки золота. Они были измазаны маслом и сильно пахли.

Немолодой человек, у которого постоянно дергалась левая половина лица, взял в руки нож и быстро ударил в слиточки. Оказалось, что внутри они пустые. Тонкий верхний край легко снялся ножом. Человек перевернул этот предмет над котлом, и внезапно в кипящее варево выпал кусок мяса. Небольшой и очень жирный.

Иона даже ахнул от удивления. Странный способ возить с собой провизию! И как им удалось засунуть в наглухо запаянный кусок металла это мясо? Не ядовитое ли оно?

Орудуя черпаком, повар стал раскладывать порции в подставляемые миски. Плевки каши шлепались, и солдаты ворчали:

Примечания:

— Матвееву-то положил с мяском, а мне — к постнику!

— Молчи лучше, да ешь.



— Ясное дело, Матвеев ему земляк, а ты кто такой?

— Какой ни есть, а все-таки свой.

Введение

— Был бы повар у нас мордвин, — не унимался «постник», — по-иному бы все обернулось.

[1] Рильке, Райнер Мариа (1875—1926) —австрийский поэт; автор сб. стихов «Книга часов» (1905, русск. пер. 1913) и др. Сб. «Р.М. Рильке. Новые стихотворения» вышел в 1977 г. в издательстве «Наука» в серии «Литературные памятники».

Кругом смеялись, да и «обиженный» посмеивался. Повар, продолжая дергать лицом, проговорил невнятно:

— Зря стараешься, я ведь все равно не слышу.

[2] Ной — мифический библейский патриарх. Согласно легенде, во время всемирного потопа погибло все человечество, кроме Ноя и его семьи, спасшихся в ковчеге.

«Обиженный» махнул рукой, плюнул и уселся прямо на камни с миской.

[3] Авраам (букв, «отец высок») — мифический родоначальник еврейского и ряда других народов, упоминаемый в Библии.

— С боярами знаться честно, — сказал Иона, усаживаясь поближе к солдату, которому не хватило мяса, — с попами свято, а с мордвой хоть и грех, да лучше всех!

— Вишь, — сказал солдат без улыбки. — А почему с мордвой — грех?

[4] «Обетованная» земля — Библия понимает под ней Палестину (страну Ханаан), куда, согласно легенде, бог привел евреев после их скитания в пустыне.

— А потому что язычники вы, — ответил Иона. — Уж я-то знаю. Поблудил среди вас какое-то время. Кормите недурно, вкусно даже, и в деревнях у вас весело, а все-таки грех.

[5] Иосиф — в Библии сын Иакова, проданный своими братьями в Египет и ставший там одним из приближенных фараона,

— Иди ты! — солдат отодвинулся и отвернулся в другую сторону. — «Язычники», — пробормотал он, зачерпывая кашу ложкой. — Видали?

Кругом смеялись. Урсуле выдали «царскую» порцию и смотрели, как девочка деликатненько кушает.

[6] Иаков — библейский персонаж, внук Авраама, позднее принявший имя Израиль.

— Вот фитюлечка, — умилялся высокий, тощий солдат, взирая на макушку Урсулы откуда-то из поднебесья. — Точно птичка. Зачем же горбатенькую было угонять? Она совсем слабосильная.

[7] Моисей — мифический пророк, законодатель, который вывел евреев из  Египта.

— Немцы, — сказал здоровяк, который командовал остальными. Как будто это слово все объясняло.

Иона решил попробовать снова разузнать новости.

[8] Синай — гора, где, согласно библейской легенде, бог Яхве вручил Моисею десять заповедей.

— Что Эрик? — спросил он.



— Какой Эрик? — не поняли его.

— Шведский король, — пояснил Иона.

Часть1. На Евфрате и Тигре

Солдаты переглянулись, покрутили пальцами у висков. Потом одни сказал неуверенно:

[1] Автор имеет здесь в виду К. Керама и его книгу «Боги, гробницы, ученые», в 1960 г. вышедшую в русском переводе.

— Может, Швеция действительно высадилась где-нибудь в Карелии, а мы и не знаем?

— Ленинград в опасности? — подскочил к Ионе один и схватил его за плечи. — Говори! Шведы наступают на Ленинград?

[2]Дур-Шаррукин (аккад. «крепость Саргона»). Саргон II объяснял свое имя как Шарру-кену — «царь законный», отсюда Шаррукин.

Это имя показалось Ионе знакомым. И он вспомнил, от кого слышал его. Женщину, которая говорил на «а», зовут Наталья. Она упоминала о Ленинграде. И о Петербурге. О городе, который будет основан на Новгородских землях царем, который еще не рожден…

— Петербург? — повторил Иона.

[3] Аккадский язык (иначе вавилоно-ассирийский) — ныне мертвый язык трех древних вымерших или ассимилировавшихся семитских народностей: аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Подробнее о нем см. Л. А. Липин. Аккадский язык. М., 1964.

Солдат отпустил его.

— Совсем его немцы заморочили… Петербург! Бедный парень.

[4] Издавались аккадские клинописные тексты, хранившиеся и в русских музеях. Следует упомянуть большой труд русского ассириолога М. В. Никольского (1848—1917) «Документы хозяйственной отчетности древней Халдеи из собрания Н. П. Лихачева эпохи династии Агаде и эпохи династии Ура» («Древности Восточные. Труды Восточной комиссии Московского археологического общества». Т. V. М., 1915; издание так называемых каппадокийских текстов В. С. Голенищева (1856—1947); работу М. В. Никольского «Ассирийские клинообразные тексты с транскрипцией и подстрочным русским переводом». М., 1883, и др.

— Оставь ты их в покое, — велел здоровяк. — Они еще отойдут. Дай людям время понять, что всякие там немцы кончились, что они среди своих.

Подробнее о дешифровке клинописи см. Л. А. Липин и А. И. Белов, «Глиняные книги». Л., 1956; И. Фридрих, «Дешифровка забытых письменностей и языков». М., 1961.

— Ты из Питера? — спросил солдата Иона. — Я знал твоих земляков. Ленинград — не в опасности. Поверь.

Солдат улыбнулся одними губами и кивнул.

[5] Миф о потопе из эпоса о Гильгамеше в переводе на русский язык Л. А. Липина опубликован в книге «Хрестоматия по истории Древнего Востока» (М., 1963).

— Ладно, ты не волнуйся. Поешь и отдохни. Потом решим, что с вами делать.

* * *

[6] Эламиты — жители древнего государства, граничившего на востоке с Вавилонией и Ассирией; неоднократно нападали на Ассирию.

Черная ночь, окружавшая Севастьяна и его спутников, понемногу начала сереть. Они все шли и шли вперед, боясь останавливаться. Хватит и одного Чурилы, сожранного неведомо какой тварью. Солдатский строй щетинился копьями и мечами, хотя каждый отдавал себе отчет в том, что, вздумай тварь напасть снова, вряд ли удастся отбиться от нее. Больно уж стремительно она атакует.

[7] Законы Хаммурапи — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), отражающий структуру раннерабовладельческого общества. Опубликован в русском переводе в книге «Хрестоматия по истории Древнего Востока» (М., 1963).

В серых предрассветных сумерках стали лучше различимы деревья. Словно истерзанные мучительной болью, скрюченные пальцы-ветви тянулись к проходящим мимо людям и безмолвно взывали о помощи. Ни одна птица не возвестила о приближении солнца. Стояла глухая тишина, и даже звук шагов тонул в ней, точно погружаемый в вату.

Потом издалека донесся знакомый пронзительный вой, и все люди, не сговариваясь, побежали, как будто надеялись быстрее добраться до солнца и окунуться в его животворные лучи.

[8] Зиккурат — ступенчатая башня или пирамида, характерная для Вавилонии и Ассирии.

Вой, по счастью, не приближался — он так и звучал где-то далеко, в самой глубине гиблого леса. Затем впереди, преграждая бегущим дорогу, начала расти громадина замка.

Севастьян остановился. Теперь он возглавлял шествие, и никто не воспротивился этому, несмотря на общее желание сохранить жизнь командира в целости. Задрав голову, Глебов смотрел на высоченную стену, сложенную из диких булыжников. Ему почудилось, что он уже видел эту стену когда-то. Может быть, на пути в здешние страны, когда он с русской армией двигался на Тарваст. Или еще прежде…

[9] Синкретические существа — слитные, нерасчлененные образы легендарных животных, возникающие в результате слияния различных верований, характерных для древней религии.

Неважно, когда это было. Теперь он снова возле этой стены. Глухой, не имеющей ни входа, ни выхода. Высокой, почти до самого неба. Справа от замка виднелась гиблая топь, слева туго сплелись колючие ветки кустарников, и густо стояли старые деревья с кривыми стволами.

— Сквозь эту чащу трудно будет прорубаться, проговорил кто-то из стрельцов.

[10] Стратиграфия — в археологии порядок расположения культурных слоев и древних погребений по отношению к геологическим напластованиям и друг к другу.

— А если через болото? — подал голос другой.

[11] Халдеи — семитская народность, обитавшая южнее Вавилонии. В первом тысячелетии до н. э. они неоднократно вторгались в Южное Двуречье. В 626 г. до н. э. халдей Набупаласар захватил вавилонский трон; в связи с этим вавилонян часто называют халдеями.

— Потонем, — уверенно заявил третий.

[12] Историей Лагаша много и плодотворно занимался в СССР академик В. В. Струве (см. «Государство Лагаш XXV — XXIV вв. до нашей эры». М., 1961).

— Кому понадобилось возводить замок в таком месте? — спросил удивленно еще один разбойник. Я понимаю, на скале, на вершине горы, но посреди леса?

[13] Данное сравнение не выдерживает критики. Не следует забывать, что «пионеры Америки» расправились с индейцами «огнем и мечом», загнав их, в конце концов, в резервации, а не «ублажали» их способами, «которые пришлись им по вкусу».

— Должно быть, это важная дорога, — задумчиво молвил Севастьян, и ему показалось, что и эти раздумья для него уже не в новинку. — Но должен же быть здесь какой-то вход!

— А вон же они, ворота, — показал Харлап, махнув рукой. — Глянь-ка!

[14 ] Большой вклад в исследование истории Двуречья Евфрата и Тигра внесли советские шумерологи акад. В. В. Струве, акад. А. И. Тюменев, проф. Н. М. Никольский, доктор ист. наук И. М. Дьяконов, занимавшиеся главным образом социально-экономическим изучением истории Шумера. Так, И. М. Дьяконов в 1959 г. опубликовал труд «Общественный и государственный   строй   древнего   Двуречья.   Шумер»,   получивший   широкое признание советских и зарубежных ученых.

И точно, в стене имелись довольно просторные ворота, причем они стояли открытыми. Как же Севастьян мог их не заметить? Теперь он уже не сказал бы с определенностью, что мгновение назад этих ворот в стене не было вовсе. Старые, почерневшие от дождей ворота, должно быть, такие же старые, как и сам эт замок, помнящие еще крестоносцев Псов-Рыцарей и святого благоверного князя Александра Невского.

[15] Подробнее о школах в древнем Шумере см. в чрезвычайно интересной книге С. Крамера «История начинается в Шумере» (рус. пер. под ред. акад. В. В. Струве. М., 1965).

Севастьян заколебался, сомневаясь, что стоит вот так, не раздумывая, соваться в незнакомый замок, быть может, занятый чужими войсками. Но в это самое мгновение вой жуткой твари раздался у них за спиной, и все с криком устремились под защиту высоких стен, увлекая за собой и Севастьяна.

Ворота захлопнули и заложили тяжелым брусом. Смеялись от радости: «Теперь-то эта тварь нас не достанет!».

[16 ] Пиктографическое письмо — тип письма, в котором для передачи речи применяются рисунки (пиктограммы), обозначающие не отдельные слова, а целые сообщения.

Севастьян Глебов увидел мощенный булыжником двор, навес, под которым стояла маленькая, странно знакомая лошадка. Посреди двора чернело пятно от костра, где, судя по жирным пятнам вокруг, совсем недавно что-то варили. Севастьян зацепил ногой какой-то круглый, обгоревший в костре предмет, небольшой металлический цилиндрик, и тот покатился по камню с неприятным жестяным звяканьем.

[17] Раскопки в Уре халдейском проводил английский ученый Леонард Вулли. Его книга «Ур халдеев» в 1961 г. опубликована в русском переводе. Здесь и далее Э. Церен цитирует эту книгу.

И снова все стихло.

[18] Лазурит, или ляпис-лазурь,— поделочный темно-синий минерал с фиолетовым или зеленоватым оттенком. Применяется для изготовления украшений.

[19 ] Электрон — сплав золота и серебра.

Севастьяну казалось, что кто-то наблюдает за ним. Может быть, из окна высокой башни, что стояла посреди двора, чуть в стороне от старого навеса, где когда-то, должно быть, держали лошадей.

[20] Согласно библейской легенде, золотого тельца сотворили себе израильтяне и возвели его в культ, за что их и «покарал господь».

Но пока что посторонние никак себя не проявляли. Должно быть, прикидывают, как им поступить и не опасно ли нападать на отряд из десятка человек, вооруженных мечами и копьями.

[21] Большой вклад в исследование шумерского языка внесли русский ученый Б. А. Тураев и советский ассириолог В. К. Шилейко. Эту работу в СССР продолжили В. В. Струве, Л. А. Липин, И. М. Дьяконов и др.

И вдруг тишина взорвалась страшным грохотом. В воздухе запели, зажужжали невидимые пчелы. Отчетливо и как-то удивительно нахально стучал кто-то наверху. Севастьян поднял голову и увидел, как одно из узких окон башни непрерывно плюется огнем. Это было нечто совсем невиданное. Огонь как будто крутился возле отверстия железной трубки. Время от времени над стволом мелькало чье-то лицо, но оно держалось в окне так недолго, что Севастьян не успевал его рассмотреть.?

[22] Это утверждение автора совершенно неверно; русские археологи исследовали памятники материальной культуры много раньше, еще с конца  XVIII  в.



— Гляди! — неподдельный ужас в голосе Харлапа заставил Севастьяна подскочить на месте и повернуться. От увиденного кровь заледенела у него в жилах.

Часть 2. От Трои к Мертвому морю

Сквозь стены лавиной полезли чудища. Черные, истощенные, раскоряченные, вроде тех деревьев, мимо которых путники шли всю бесконечную ночь, под огромной, враждебной луной, эти чудища волокли собой пищали и короткие копья с блестящими наконечниками, слишком яркими для глаз, чтобы на них можно было смотреть долго. Раскрытые рты испускали страшные, ревущие, тягучие звуки.

[1] Последними исследованиями установлено, что в Трое было 12 слоев. Троя, описываемая в «Илиаде», лежала в VII слое. Подробнее об исследованиях Трои см. работы советских ученых: С. И. Ковалев. «История античного общества». Ч. 1—2. Л., 1936—1937; В. С. Сергеев. «История Древней Греции», изд. 3, под ред. Д. П. Каллистова и В. В. Струве. М., 1964; «Древняя Греция», под ред. В. В. Струве и Д. П. Каллистова. М., 1956; С. Я. Лурье. «История Греции». Ч. I. Л., 1940; С. Я. Лурье «Язык и культура Микенской Греции». М.Л., 1957, и др.

Стрельцы прижались к своему командиру, готовясь отразить атаку.

[2]   По мнению советских ученых, древнейшая область распространения племен, говоривших на индоевропейских диалектах, находилась в южной части Восточной Европы — к северу от Черного и Каспийского морей. Из этой области они продвинулись на юг, в Восточное Средиземноморье и Переднюю Азию. Здесь они испытали влияние древних культур Средиземноморья и Ближнего Востока. Последовательность перемещения хеттов в Малую Азию остается неизвестной, но языковые данные говорят о том, что в III—II тысячелетиях до н. э. они уже жили в Малой Азии. Подробнее об этом см. В. В. Иванов. «Очерки истории и культуры хеттов»,— в кн. К. Керам. «Узкое ущелье и черная гора». М., 1962.

— Как они смогли? — Пробормотал Севастьян, все еще не веря увиденному. — Там же сплошная стена…

[3]   Стремление найти «обоснование» библейских сказаний, доказать историчность библейских персонажей начала I тысячелетия до н. э. не получило научных подтверждений. Предположения автора о проникновении в Египет племен, говорящих на индоевропейских языках, лишено всякого основания.

[4]   В СССР исследованием хеттского языка плодотворно занимался В. В. Иванов.

«А может, и нет никакой стены, — подумалось ему вдруг, — может быть, нам только показалось, что это стена…»

[5]   Десять заповедей — сформулированные в Ветхом завете (Библия) морально-религиозные предписания, начертанные, согласно легенде, богом Яхве на каменных скрижалях (плитах) и врученные Моисею на горе Синай.

И почти сразу послышался чей-то совершенно чужой, незнакомый голос, кричавший на странном русском:

— В пролом полезли, гады!

[6] Ваал — главный финикийский бог, властитель бури, грома, молнии, дождя. Культ Ваала связан с человеческими жертвоприношениями, поэтому он и считался «злым богом».

Это был русский язык. Во всяком случае, славянский.

Следующий крик как будто подтверждал смятенную мысль Севастьяна:

[7]   Ахав — израильский царь 876—854 гг. до н. э. В Библии — жестокий и хитрый царь, насаждавший культ Ваала-Астарты и преследовавший «пророков». Был убит во время войны с сирийским царем Бенгадатом II.

— Давай их, славяне!

[8]   Яхве — иудейский бог стихий, грозы, огня, воды. Он будто бы обитал на горе Синай. Первоначально древние евреи считали его одним из многочисленных богов, но с возникновением иудейского рабовладельческого государства он превращается в единственного небесного царя, освящавшего власть земных царей.

Севастьян покачал головой и отвел руку с саблей для замаха.

[9] Эл — общесемитское обозначение понятия «бог»; один из наиболее почитаемых еврейских богов до установления монотеизма.

[10] Царь Давид — по Библии второй израильский царь (X в. до н. э.).Библия изображает Давида вероломным и кровожадным правителем, но при этом прославляет его.

Пчелы пели, летая мимо самого лица Севастьяна, но он ни одной увидеть не успевал. Что за странный улей они растревожили?

[11] Эдда — памятник древней скандинавской культуры, сборник мифологических и героических песен IX—XII вв., выдающийся образец народной поэзии.

Чудище уже почти совсем подбежало к стрельцам. Можно было рассмотреть его крошечные, горящие злобой глазки, гнилой рот, провалившийся нос на коричневом лице и странный, огромный, лысый череп. Затем вдруг существо остановилось, как будто наткнулось на некое препятствие, переломилось в узкой талии и упало, далеко вперед выбросив тонкие руки. Ломая когти, оно вцепилось в булыжник мостовой, как будто последним усилием пыталось выломать его из земли, несколько раз скребнуло по камню черепом и застыло.

— Сдохло! — радостно крикнул Харлап.

[12] Гёррес И. И. (1776—1848) —немецкий политический деятель и публицист, сторонник объединения Германии с представительным образом правления. Издавал произведения немецкой и персидской поэзии.

Севастьян чуть подался вперед и коснулся черного тела саблей. Тело оставалось неподвижным. Тогда Севастьян осторожно присел рядом на корточки и взял убитое существо за плечи.

[13] Константин Великий — римский император (306—337), предоставивший христианам свободу вероисповедания.

«Тяжелое», — удивленно понял он, силясь перевернуть его. Голова мертво мотнулась на тонкой шее и снова стукнулась о камни. Теперь существо лежало лицом вверх.

Севастьян закусил губу, чтобы не закричать. Никакого монстра перед ним не было. Это был человек. Совсем молодой, лет семнадцати, очень худой, с острым носом и ввалившимся губами. То, что представлялось непомерно большим, лысым черепом, оказалось всего-навсего шлемом, и когда Севастьян снял этот шлем, открылись слипшиеся от пота светлые волосы.

[14] Бар-Кохба (букв, «сын звезды») — вождь восстания древних евреев в 132—135 гг. н. э. против римского господства в Палестине.

Человек был одет в черную одежду, туго перетянутую поясом, только и всего. И сапоги у него были дурные, только что блестящие.

[15] Вотивы (вотивные предметы), предметы, которые в древности приносили в святилище или храм и подносили божеству.

И другие, черные, что бежали по двору, тоже были самыми обыкновенными людьми.

Севастьян выпрямился, чтобы сказать об увиденном своим товарищам, но в это самое мгновение послышался утробный, торжествующий многоголосый вой:

[16 ] Авимелех — библейский персонаж, один из вождей древнего народа филистимлян, населявшего восточное побережье Средиземного моря, к югу от Финикии.

— Ура-а-а!

Из замка хлынули люди в блекло-зеленом. Он тащили трясущиеся, изрыгающие пламя трубки, размахивали короткими копьями с трехгранным наконечником, топали грубыми сапожищами и завывали. Воздух наполнился грохотом. Несколько человек споткнулись и упали — в точности, как первый, но остальные налетели на черных и схлестнулись с ними. Битва кипела на булыжниках двора, а затем покатилась, точно ком, и вырвалась за пределы стен.

[17 ] Мегалитические памятники — сооружения культового характера из огромных камней, восходящие в основном к III—II тысячелетиям до н. э. К ним относятся:  дольмены — древние погребальные сооружения  из нескольких каменных глыб и плит и менгиры — неотесанные продолговатые камни, поставленные вертикально.

Севастьян ошеломленно наблюдал за тем, как за сплошной булыжной кладкой исчезают сражающиеся люди. В какой-то миг ему почудилось, что воздух над камнями заколебался, и перед ним — не сплошная стена, а развалины, горы камней, наваленные кое-как, наполовину ушедшие в болотистую почву.

[18] «Книга мертвых» — в Древнем Египте собрание заклинаний и гимнов в честь богов. По верованиям египтян, «Книга мертвых» обеспечивала мертвецу выход из гробницы, безопасность и счастье на том свете.

Затем все восстановилось. Стало тихо. Трое убитых, двое зеленых и один черный, лежали на дворе в тех положениях, в которых настигли их невидимые пчелы. Крови почти не было, только у одного зеленого расплылось багровое пятно на одежде.

[19] Сети / — второй фараон XIX династии. По принятой советскими исследователями хронологии, царствовал примерно в 1337—1317 гг. до н. э., а не в 1317—1301 гг., как это утверждает автор.

Севастьян наклонился над ним, провел руками по его одежде, вытащил из кармана красивый кругляшок с золотистыми лучами и красной полоской и клочок очень тонкой бумаги, сложенный треугольником. Почему-то ему показалось правильным забрать эти предметы.

[20] Эллинизм — условное название периода античной истории с 334 до30 г. до н. э.— от походов Александра Македонского до завоевания Египта римлянами. Характеризовался высоким уровнем развития рабовладельческого общества, а также синтезом древнегреческой и восточной культуры.

— Спи, — шепнул он умершему. — Храни тебя Господь.

[21] Согласно библейской легенде, Содом и Гоморра — два города древней Палестины, разрушенные землетрясением и «огненным дождем» за грехи жителей. Господь решил спасти лишь наиболее праведного из них и его семью, но запретил им оглядываться на горящие города. Любопытная жена Лота оглянулась и превратилась в соляной столб.

Ему показалось странным, что у парня не оказалось креста на шее. Зато черный носил крест у самого горла. Севастьян узнал этот знак. «Ливонец, — подумал он. — Ничего удивительного».

[22] Имеется в виду Саргон II.

Он покачал головой, поднялся и зашагал к башне. Там еще оставался кто-то. Севастьян знал, что должен найти его. Он не помнил, как зовут этого «кого-то», но не сомневался в том, что все узнает. Им нужно только увидеть друг друга, и все встанет на свои места.

— Господин Глебов! — закричали из башни, и на двор выскочил Иона. Урсула сидела у него на плечах, так что вдвоем они представляли странное двухголовое существо.

[23] Герод Великий (62 г. до н. э.—4 г. н. э.) — царь Иудеи вместе с Брутом и Кассием участвовал в заговоре против Юлия Цезаря. В 20 г. до н. э. восстановил дворец в Самарии, превратив его в одно из прекраснейших сооружений своего времени. В Новом завете — Ирод.

Севастьян даже не удивился, хотя, наверное, следовало бы.

— Узнаешь меня, Севастьянушка? — спросил Иона почти умоляюще.

[24 ] Иисус Навин — по Библии сподвижник Моисея. Согласно легенде, привел древних евреев в Палестину.

— Иона! — Севастьян схватил его за руки. Слава Богу! Я боялся, что не найду тебя.

[25] Моавиты и эдомиты — племена, обитавшие в древности к югу от Мертвого моря.

— А уж я-то как боялся, — признал Иона, широко улыбаясь. — Давайте-ка уходить отсюда. Странные здесь вещи творятся…

[26 ] «Книга Иисуса Навина» и «Книга Судей» — название частей Ветхого завета.

Он остановился, посмотрел на убитого.

— Ой, — сказал Иона, — это же товарищ Лыткин. Очень хороший человек. Я даже не узнал его святое имя… А тот кто? Погоди-ка, гляну…

[27 ] Э. Церен имеет здесь в виду оформление новой религии — иудаизма. В связи с формированием монархии в Израиле и Иудее начался процесс постепенного выделения из множества богов одного главного, племенного бога Яхве. Был окончательно установлен текст приписываемого божественному внушению закона (торы), якобы написанного мифическим Моисеем, куда вошли мифы и легенды, признанные «правоверными». Всякое отступление от торы и тем более поклонение другим богам были объявлены несовместимыми с истинной верой — иудаизмом. Израильтяне же и их цари не были приверженцами единобожия вплоть до окончательного оформления догматов иудаизма.

Он подошел ко второму покойнику и долго рассматривал, но потом покачал головой.

— Не признаю. Мы с ним и не разговаривали даже…

Учение иудаизма соответствовало интересам господствующего класса и служило орудием порабощения народа.

Он тяжело вздохнул.

— Кто они были, с кем сражались — одному Богу известно. Мы тут, господин Глебов, в странную историю попали. Но люди, кстати, душевные. Тоже с ливонцем воевали. Все про каких-то американцев вспоминали. А про короля Эрика ни сном ни духом не ведали.

[28] Гиекия (Езекия) — царь Иудеи (8 в. до н. э.), возглавивший восстание против ассирийского царя Синаххериба. Будучи осажден в Иерусалиме, потерпел поражение.

Он махнул рукой.

— Уходим, — решил Севастьян. — Довольно мы здесь топчемся, нужно уносить ноги, пока еще что-нибудь не случилось. Не знаю, как ты, Иона, а с меня хватит. Я домой хочу, в Новгород. На племянок поглядеть. У Настасьи щей похлебать. Кислых. Со сметаной.

[29] Иевусеи — ханаанское горное племя, владевшее укрепленной крепостью в Палестине. Согласно Библии, было покорено Иисусом Навином, однако сумело сохранить свою независимость. Только царь Давид смог окончательно разгромить их и взять крепость Иевус, которую он сделал столицей своего царства, назвав ее Иерусалимом.

— А мы тушенку ели, — сообщила Урсула. — Нac товарищи угостили. И на органе играть учили, только у нас ничего не получается. А у них орган можно на плече носить. Очень красиво поет. А тушенка — американская.

[30] В 66 г. н. э. в Иудее вспыхнуло восстание евреев, направленное против Рима. Восстание было жестоко подавлено будущим императором Титом, который в 70 г. взял Иерусалим, разрушил его и продал в рабство около 70 тысяч человек.

— Кстати, американцы высадились в Нормандии, — добавил Иона.

Севастьян наморщил лоб.

[31] Каиафа — в Евагелии первосвященник.

[32] Пилат (Понтий Пилат) — римский наместник провинции Иудеи в26—36 гг. н. э., известный своей жестокостью. Согласно Евангелию, при нем был распят Иисус Христос.

— Нормандия — это северная Франция, — сказал он. — Мы с ней даже торговли толком не ведем. Пусть там воюют, нам бы с ливонцами разобраться…

[33] Гордон, Чарльз Джордж (1833—1885) —английский генерал, активно проводивший захватническую колониальную политику Англии. Был убит повстанцами во время подавления восстания в Судане.

— Твоя правда, — поддакнул Иона, немного угодливо.

[34] Историческая и археологическая науки не получили никаких подтверждений находки «яслей» или «поля пастухов». Не случайно Э. Церен говорит о противоречивости различных вымыслов по поводу их местонахождения.

На самом деле ему было любопытно — и про американцев, и про Нормандию, но расспрашивать господина Глебова, когда он так устал и так встревожен, было бы неправильно. К тому же что-то подсказывало Ионе: подобные вопросы лучше задавать не Глебову, а Вершкову с Харузиным. Особенно если учитывать «Ленинград».

— Ворот нет! — крикнул Харлап. — Только что были — и сгинули!

[35] «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа» (лат.).

Они начали бродить по двору, выискивая какой-нибудь выход из замка-западни, и вдруг один из стрельцов воскликнул:

[36] Это утверждение автора (так же как на стр. 285) неверно. В результате археологических исследований последних лет на территории Палестины было найдено много древних памятников и документов.

— Здесь есть подземный ход!

[37] Подробнее о находке и исследованиях кумранских рукописей см. переведенную на русский язык научно-популярную работу немецкого писателя Г. Д. Штоля «Пещера у Мертвого моря», под ред. И. Д. Амусина. М., 1965. Первое сообщение в печати о кумранских рукописях появилось в 1948, а не в 1949 г. См. также ссылки 39 и 43.

Севастьян обреченно смотрел на темную дыру, черневшую под стеной. Он не мог отделаться от неприятного ощущения, что все это уже происходило.

[38] Кроме «Кодекса Кайренсиса» из известных нам до кумранских находок самых ранних древнееврейских рукописей Ветхого завета следует назвать рукопись Ветхого завета из Алеппо (X век) и «Кодекс Петрополитанус» (хранится в Ленинграде, 916 г.).

Причем происходило совсем недавно и ни к чему хорошему не привело.

[39 ] В 1960—1961 гг. комплексная археологическая экспедиция Иерусалимского университета, Департамента древностей и Израильского археологического общества произвела систематическое исследование и раскопки пещер на западном побережье Мертвого моря. Всего было обследовано около 40 пещер. Наиболее ценные находки рукописей, относящиеся к восстанию Бар-Кохбы, были обнаружены в четырех пещерах. В 1963 г. Новая комплексная экспедиция во главе с профессором И. Ядином начала раскопки в Масаде — крепости на западном побережье Мертвого моря. Было обнаружено много документов, связанных с осадой Масады римлянами после взятия ими Иерусалима в 70 г., в том числе рукопись кумранского происхождения.

— Другого пути нет? — спросил он, озираясь.

С 1948 г. началась публикация кумранских рукописей как в официальном издании серии «Discoveries in the Judean Desert» («Открытия в Иудейской пустыне»), так и в отдельных трудах. Полностью изданы все фрагменты девяти пещер (1—3 и 5—10), продолжается публикация документов самой богатой, четвертой пещеры. Подробнее об этом см. в работах советского ученого-кумрановеда И. Д. Амусина: «Рукописи Мертвого моря», изд. 2. М., 1961; «Находки у Мертвого моря». М., 1964. «Устав» кумранской общины и дополнения к нему переведены на русский язык с обширным историко-филологическим комментарием К. Б. Старковой («Палестинский сборник», вып. 4 и 5 (67, 68), 1959, 1960 и др.).

Другого пути не было, и путешественники один за другим погрузились в подземелье.

[40 ] Ессеи — иудейская секта, возникшая во II в. до н. э. Ессеи принимали участие в антиримском восстании; идеология их сыграла большую роль при последующем формировании христианства.

Они шли быстро, торопясь поскорее выбраться поверхность. Дорога казалась им знакомой, и почти никто не стукался о выступы и углы, хотя Иона несколько раз спотыкался. Он старался не выпускать маленькие теплые пальцы Урсулы, понимая, что потерять девушку в этой темноте — значит, обречь ее на верную гибель. Непонятные вещи творятся на этом ливонском болоте, и лучше бы всем держаться вместе.

[41 ] Плиний Старший (23—79) —древнеримский писатель и ученый, известный своим трудом «Естественная история» в 37 книгах.

Впереди блеснул дневной свет. Севастьян вдруг расхохотался. Он смеялся до икоты, его лицо промокло от пота, слезы катились из глаз. Все его тело сотрясала крупная дрожь, и Севастьян никак не мог унять ее. Только теперь он понял, как боялся вновь очутиться в чужой ночи, под багровой луной, в больном лесу, где бродят чудовища.

Никакой луны. Солнце весело жарило над болотом. Хорошо видная тропа вела через тугие зеленые кочки. Деревья росли здесь, как и всегда на болоте, довольно хилые, но вполне нормальные. И облака по небу бежали тоже самые обыкновенные.

[42] Метод С-14 стал широко применяться за последнее время в археологии для датировки различных находок. Он основан на том явлении, что все живые организмы как растительные, так и животные поглощают радиоактивный углерод С-14. После смерти организма содержащийся в нем углерод подвергается медленному распаду, происходящему в неизменной пропорции. Если точно измерить количество С-14 в органическом веществе, можно вычислить время, когда в организм животного или растения перестал поступать тяжелый углерод, и с известным приближением датировать ту или иную находку.

Они выбрались.

[43] С точки зрения советских ученых (И. Д. Амусина и др.), изучение уже опубликованных кумранских рукописей позволяет установить многочисленные черты сходства кумранской общины с раннехристианскими общинами, но наряду с этим и существенные отличия, заключающиеся, прежде всего в том, что в кумранской общине нет даже намека на основные догматы христианства. Окончательно решить этот вопрос можно будет, однако, только после опубликования всех документов. Последний в советской научной литературе обобщающий труд — «Кумранская община», построенный на материалах кумранских рукописей, был выпущен ныне покойным И. Д. Амусиным в 1983 г.

Когда стрельцы, не сговариваясь, повернулись назад, то увидели сплошную равнину. Болото, лес. никакого замка здесь не было и в помине.



Часть 3. На Ниле

[1]   Подробнее о находке Розеттского камня и дешифровке египетских иероглифов см. переведенную на русский язык книгу немецкого писателя Э. Добельхофера «Знаки и чудеса», под ред. акад. В. В. Струве. М.,1963, а также работу К. Керама. «Боги, гробницы, ученые», пер. с нем.М., 1960.

[2]   Картер, Говард (1873—1939) — известный английский археолог, открывший гробницу Тутанхамона  (подробнее о нем см. далее у автора).

[3]   «Бессмертные» Франции — члены французской Академии наук.

Глава седьмая. Мор в Новгороде

[4]   Среди русских ученых, внесших большой вклад в развитие египтологии, необходимо отметить В. С.  Голенищева   (1856—1947), открывшего  для науки ценнейшие тексты папирусов Эрмитажа, и Б. А. Тураева (1868— 1920), автора «Истории Древнего Востока» в двух томах (изд. 3. М., 1936) и работы «Египетская литература» (М., 1920). Их труд продолжили советские египтологи акад. В. В. Струве, впервые доказавший принадлежность древнеегипетского общества к рабовладельческой формации; Ю. Я. Перепелкин, исследовавший реформу Аменхотепа IV (Эхнатона); В. И. Авдиев, написавший работу по социально-экономическим отношениям и классовой борьбе в Египте; М. А. Коростовцев и Н. С. Петровский, занимающиеся египетской филологией; Д. Г. Редер, исследующий вопросы сельского хозяйства Египта, и др. Читателям, интересующимся самым разнообразным кругом вопросов, связанных с Египтом, будет чрезвычайно полезна книга «Культура Древнего Египта». М., 1976.

Беда вошла в Новгород незаметно, тихими стопами, никак не оповестив о своем приближении. В первые два дня никто еще не догадывался о том, что сбылось то, зловещее, на что намекала зимняя комета.

На окраине города скончался старый дед, которому давно пора было помирать, и скончался в одночасье. «Только водицы холодной выпил — и тотчас отошел», — рассказывала невестка, уже немолодая женщина, которая ходила к кольцу на перекрестке трех кривых, как бы с трудом вползающих на холм улиц.

[5]   Этот вопрос автор трактует недостаточно четко. Как известно, египетское письмо содержит три вида знаков: слова-знаки, звуковые знаки (буквы) и немые пояснительные знаки (детерминативы). Слова-знаки — передают понятия определенного предмета и действия; звуковые знаки — передают с помощью знаков одновременно и слово, благодаря существованию в египетском языке многочисленных омонимов — слов, имеющих одинаковые согласные, одинаковое звучание, но различное значение. Таким образом, возникли «односогласные» звуковые знаки, появление которых знаменовало создание буквенного письма; пояснительные знаки (детерминативы) — добавочные знаки, предназначающиеся для четкого различения слов, звучащих по-разному, но писавшихся одинаково.

Деда погребли на кладбище на второй день, и тогда же заболели малые дети и молодуха-соседка. Поначалу беде не хотели даже верить, но один за другим умерли трое детей, и все одинаково: сперва жаловались на сильную головную боль, затем — на жар, а к вечеру, с нарывами под мышками и в паху, уже хрипели и затихали.

[6]   Арминий (17 до н. э.—21 н. э.) — предводитель германского племени херусков. Во главе группы германских племен вел упорную борьбу с римлянами, нанеся им в 9 г. н. э. поражение в Тевтобургском лесу.

Не видеть чуму больше было нельзя. Над городом поднялся вой.

Как огонек пожара, пробежала болезнь невидимо по всем улицам. Ее приносил ветер, ею брызгали капли дождя; казалось, даже дышать в Новгороде стало опасно.

[7] Подробнее о египетских писцах см. работу М. А. Коростовцева «Писцы Древнего Египта». М., 1964.

[8]   Здесь и далее цитаты из Геродота даются по книге: Геродот, «История в девяти книгах», пер. с греч. Ф. Г. Мищенка. Т. I, II. М., 1888.

Вершков затворил двери своего дома, надеясь строгим карантином избежать опасности. Тем более, что пылала и металась в жару восточная часть города, а дома Глебова и близнецов находились в западной.

[9] Читателю, желающему подробнее познакомиться с историей строительства пирамид и их загадками, рекомендуем обратиться к книге Ж. Ф. Лауэра. Загадки египетских пирамид, пер. с фр. М, 1966, и научно-популярной работе X. А. Кинк «Как строились египетские пирамиды». М., 1967.

Флор также принял меры. Забор, и без того прочный, укрепил, поставив к воротам телегу и прибив несколько лишних бревен поперек ограды. Наталью с новорожденной девочкой, которую не успели еще окрестить, но называли между собой Катюшей, засадил в горнице и наказал даже к окошку не подходить. Ваня бегал по всему дому, этому отец воспрепятствовать не смог. Ставни он затворил и закрыл на замки.

[10] Название «Саккара» происходит от имени бога Пта-Сокар, покровителя некрополей.

После чего поднялся к жене, чтобы сообщить ей то, что собирается делать дальше.

[11] Мастаба (араб., букв.— «каменная скамья») — тип древнеегипетской гробницы представителей знати.

— Я возьму с собой Харузина, — сказал Флор, — съездим в лес за можжевельником.

— Боже мой, — потерянно бормотала Наталья, цепляясь за дочку как за якорь спасения, — Боже мой, неужели это происходит с нами? Как такое возможно? Это же дикое средневековье, это же дикость какая-то! Уже давно никакой чумы нет и быть не может…

[12] См. его книгу «Потерянная пирамида», изданную в русском переводе под ред. И. С. Кацнельсона (М, 1959). М. 3. Гонейм трагически погиб в 1959 г., утонув в Ниле.

Наталья как-то раз рассказывала Флору о том, что оспа будет побеждена. Болезнь, от которой выгорали европейские города, исчезнет с поверхности планеты Земля. Зато появятся другие беды. СПИД, например. Похуже оспы, но не такой заразный. А может, он тоже будет заразным, никто ведь не знает, что еще может произойти в мире.

[13] Разгрузочные камеры — полые помещения, высеченные над основной погребальной камерой пирамиды для того, чтобы тяжелая кровля всего комплекса не обрушилась.

Флор сказал тогда, что рад победе человечества над оспой; однако все это произойдет в будущем, а пока что следует беречься и быть начеку.

 [14]           Здесь и далее автор говорит о восстании низов египетского общества. Причиной такого восстания было, конечно, не владычество фараонов «с белой кожей», как об этом пишет Э. Церен. Причины восстания кроются в социально-экономических отношениях того времени, когда на сцену выступает местная, нестоличная знать. Уже при IV династии областные правители занимают высшие должности в Египте вплоть до верховного сановника. К концу VI династии власть фараонов окончательно падает, обнажая резкие противоречия в египетском обществе. Фараоны не могли уже удержать в повиновении порабощенные народные массы. К этому периоду относится первый распад Египта (2250—2050 до н. э.). Но вот когда началось восстание, пока неизвестно. Во всяком случае, по мнению акад. В. В. Струве, его можно отнести, скорее всего, к концу XIII династии, то есть уже к Среднему царству, а не к концу Древнего царства, как это утверждает автор.

— Чуму вы не победили? — спросил он, стараясь утешить Наталью.

[15] Канопские вазы, или канопы,— специальные сосуды, в которые помещались при бальзамировании мозг и внутренности покойника.

Та медленно покачала головой.