Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Я пожал плечами, посмотрев на фотографию мужчины средних лет, в костюме и при галстуке.

– Это Плевакин! – торжественно сообщил он мне. – Вячеслав Валентинович!

– И что? При чем тут…

– Не знаю, – тем же тоном ответил он, – пока не знаю. Он владелец ресторана…

– Скажи лучше, как ты про бессонницу догадался? – меня на данный момент это интересовало гораздо больше. В самом деле, я видел то же самое, что и Строганов, но! Мне бы и в голову не пришли такие догадки.

– Делов-то, – он развел руками. – Нервная особа, в стрессах, пытается на фитнесс ходить (у нее абонемент на заднем сиденье лежал), дергалась и вздрагивала от неожиданности, когда мы к ней подошли. Выслеживает мужика своего. Ну, как у нее может быть хороший сон?

– Отчасти ты, конечно, прав… – согласился я.

– А еще под визиткой психотерапевта лежал рецепт, и там название какое-то было на латыни… пришлось в интернете смотреть… Оказалось снотворное! Так что элементарно, Ватсон!

Да… Если бы у меня была шляпа, я бы ее снял!

– Вот если бы ты сказал мне, какая связь между рестораном, Плевакиным и… – задумчиво проговорил этот гениальный наблюдатель.

– Искусством, – закончил я, усмехнувшись. – Ты уже спрашивал. Может, и никакой…

И мы понеслись на встречу с советницей Натальей.

* * *

Войдя в тенистый садик и заметив пустую скамейку, мы заняли ее. По садику гуляли дети, бегали одетые в физкультурную форму ученики лицея, по дорожкам неспешно шли пожилые дамы, а из-за стены доносилась музыка уличного оркестра. Все было буднично, спокойно.

Буквально сразу к нам подошла Наталья, советница олигарха, выглядела она очень эффектно. Я взглянул на преобразившееся при появлении девушки лицо Арсения и подумал, что Лао-Цзы может быть прав насчет страсти, поражающей сердце, чувства и, увы, голову.

Первые десять минут нашего разговора это был обмен любезностями между Арсением и девушкой, которая, как мне показалось, тоже хотела произвести на него впечатление, улыбаясь и внимательно выслушивая его высказывания, периодически кивая в знак согласия. Впрочем, тон ее был дружелюбный, а улыбка искренняя. Строганов расцвел, словно цветок после полива, улыбался во весь рот и даже разок покраснел от какого-то комплимента. Они так увлеклись друг другом, что, вероятно, забыли про меня. И вспомнил обо мне Арсений, когда в очередной раз изображая широкий итальянский жест, задел меня рукой.

– О, доктор, прости! – снизошел он. – Кстати, может быть, кто-то хочет мороженого?

Я подумал, что Арсений сейчас предложит пойти в кафе и там полакомиться, но ошибся.

– Сходи, пожалуйста! – попросил он меня, когда выяснилось, что мороженого хотят все. – Тут рядом, на Невском…

Я хотел возмутиться, полагая, что он просто хочет продолжить флиртовать с девушкой наедине! Но передумал: у меня, таким образом, появилась возможность позвонить кому-нибудь из моих помощников и подробнее объяснить, кого и как искать в больницах города.

– Конечно! – улыбнулся я. – С удовольствием! Febris erotica! – поставил я диагноз любовной лихорадки и был таков.

Поговорив по телефону и купив мороженого, я вернулся и заметил некую перемену на лицах, так и хочется сказать, влюбленных! Арсений был спокоен и сосредоточен, а Наталья немного встревожена.

– …вы же понимаете, – говорил он ей, – что вы своим звонком вызываете вполне законное подозрение… ага, спасибо! – Строганов стал есть эскимо, не прерывая своей речи. – И когда вы сказали, что вас ни о чем не спрашивали, то я вам просто не поверил. Ваш телефонный звонок зафиксирован, ваш номер есть в телефонной книжке Маргариты, и разумеется, вам должны были звонить с вопросом: зачем? по какому поводу вы созванивались? Другое дело, что поскольку следователи ничего не заподозрили плохого относительно вас, то можно сделать предположение, что ваш звонок и правда не имел никакого отношения к ее исчезновению.

– А если имел? – негромко произнесла Наталья. – Спасибо, – поблагодарила она меня.

– Вот как? – Арсений застыл над эскимо и шоколад стал стекать по его пальцам. – А может, расскажете поподробнее? Вы же для этого с нами встретились?

Я сел на скамейку, размышляя, что они, вероятно, только сейчас завели серьезный разговор, и я почти ничего не упустил.

– И да и нет, – покачала она головой. – Во-первых, я бы хотела вас нанять…

(Количество работодателей у нас росло с каждым днем! Если так пойдет, то к концу месяца мы будем богачами. Только вот…)

– Только вот, – продолжила она, – стоит ли? Не поверите, но я еще не решила.

– Что же вас смущает, в чем вы сомневаетесь? – поинтересовался Арсений, растирая пятна шоколада по джинсам. – В нашем профессионализме? Или в нашей честности? Давайте я вам расскажу, о чем вы говорили с Маргаритой, а вы поведаете нам, что вас сейчас тревожит? Вы ничем не рискуете. Всегда можете отказаться. По рукам?

– Ну, давайте, – улыбнулась она.

Строганов выкинул в урну остатки мороженого и пристально уставился на советницу, вероятно, изображая телепата.

– Вы любите Михаила Александровича и мечтаете выйти за него замуж. Но есть какие-то затруднения. Возможно, он не проявляет активности в этом вопросе. – Арсений не сводил с нее глаз, а ее лицо оставалось непроницаемым. – У вас с Маргаритой были скорее дружеские отношения, и вы ждали от нее или совета, или помощи в решении своей проблемы. Не исключаю, что вы подозревали, что у Маргариты с Михаилом был роман… и обратились к ней с вопросом… – он развел руками. – Ну, и я очень надеюсь, что вы не решили просто устранить конкурентку. Хотя и не исключаю этого.

На последней фразе девушка изумленно посмотрела на оратора.

– Ну, знаете ли… – она пожала плечами. – Насчет устранения конкурентки… Вы уж совсем… Впрочем, вы меня не знаете, да и я вас тоже… Но в целом так и было. Я подозревала, что у них был роман, и Марго это подтвердила, но это было давно, и мы тогда с Мишей еще не… словом, это не имеет никакого отношения… Я рассказала ей, что хочу, чтобы он сделал мне предложение, и она загорелась этим, сказав, что Миша, как и все мужики, трусоваты и боятся женитьбы… ну, как алеаторной сделки. Я согласилась. Теперь вот, собственно, для чего я вас хочу нанять: в тот день мы созвонились, и Марго мне сказала, что у нее есть идея, и она собирается встретиться с Мишей, чтобы обсудить мой вопрос… то есть, она собиралась подтолкнуть его к женитьбе. Я не знаю, в этот день они должны были встретиться или в другой… но мне с тех пор не дает покоя одна мысль: а вдруг они встретились? И поговорили? И после этого Марго пропала. И… – тут девушка судорожно вздохнула и выпалила: – И Миша имеет отношение к ее исчезновению.

Видно было, что это признание далось ей тяжело.

– Ну, знаете ли, – в свою очередь усмехнулся Строганов. – Думаете, что он ее убил и…

– Надеюсь, что нет, – быстро сказала Наталья. – Но с того момента я не могу… Мне тяжело даже находиться с ним, понимаете? Я все время думаю… Если он причастен… Словом, вы должны доказать его невиновность в исчезновении Маргариты.

– А у него вы не спрашивали? – поинтересовался я.

Она резко и отрицательно покачала головой.

– Нет. Я проверила все его звонки, его почту, посмотрела все его передвижения за этот день и ничего подозрительного не нашла. Но поймите, когда речь идет о любимом человеке, об эмоциях… – она замолчала и скрестила руки на груди.

– Когда речь идет о любимом человеке, надо ему верить, – сказал я ей.

– Я согласен, – кивнул Арсений. – К тому же, даже доказав его невиновность, вам от этого легче не станет. Вы и нам просто не поверите. Решите, что он нас купил. Вы же эмоциями сейчас руководствуетесь? А не логикой. Кстати, а если он и правда виновен? А вдруг?

– Вот я и хочу знать правду! – твердо сказала девушка.

– Мы возьмемся за ваше дело, – важно произнес Строганов. – Можно ли будет в нашем расследовании использовать информацию о вашем общении с Маргаритой? Ну, ваши разговоры с ней про женитьбу. Или это строго конфиденциально? Предупреждаю: если я не смогу использовать эти сведения, то цена вопроса резко возрастет.

– Вы прямо как быки на бирже, играете только на повышение, – усмехнулась Наташа. – Да, по большому счету, мне все равно! Меня интересует правда. Правда о Михаиле. Ну и, разумеется, главное, чтобы Маргарита нашлась! Она действительно очень хороший человек.

– Я понял, – кивнул Арсений уже вполне естественно. Он вскочил и стал пританцовывать под доносившуюся музыку. От этого зрелища Наталья изумилась еще больше, чем когда ее обвинили в похищении Маргариты. – Но думаю, что все-таки не стоит рассказывать вашему Мише, что вы наша клиентка? Согласны? Тогда по рукам! Еще мороженого?

Мы хором отказались.

– Ну, если не хотите, – Арсений вновь уселся на скамейку, – тогда прошу вас рассказать про Маргариту. И начнем с ее увлечения картинами. Подробно, все, что знаете. Поскольку только узнав правду про нее, мы узнаем правду про вашего жениха…

Наталья некоторое время сидела молча, видимо, размышляя, стоит ли вообще связываться с нами, и что можно рассказывать, а что – нужно. Словом, она опровергала постулат Петрония о том, что красота не сочетается с мудростью.

Я тем временем отвечал на сообщения и моим помощникам, которые разыскивали Маргариту по больницам, и знакомым, которые заинтересовались флэшмобом Арсения у стен Петропавловской крепости.

А Строганов напевал песенку, выбивая ритм ладонями по коленям. Кажется, это была Тарантелла.

– Хорошо, – повернулась к нему Наталья. – Раз уж вы такие… умные… хотя и странные… Значит, Маргарита и картины. Я не знаю, что вы хотите услышать, собственно, никаких тайн, ну кроме, может быть, пары секретов как сократить расходы при растаможке, я не знаю… – усмехнулась она. – Я ей немного помогала. Составление договоров, страховка, транспортировка картин из Лондона, таможня… И здесь, с этим музеем…

– А что это за музей? – не выдержал вынужденного молчания Строганов.

– Музей Художников России, сокращенно ЭмХаЭр, – пожала плечами советница. – Владельцы – Эдуард Воровский и его младший брат… забыла, как его зовут… но возглавляет музей Эдуард. Известнейший современный музей. Маргарита уже второй год с ними сотрудничает. Она привезла в этом году больше тридцати работ. Выставка называлась «Забытые имена». Миша купил у нее картину, она у меня в кабинете висит.

– То есть это выставка-продажа? – уточнил Арсений.

– Да, конечно, – подтвердила Наталья. – Маргарита два года собирала эту коллекцию. Там русские художники начала и середины двадцатого века, жившие за границей и почти не известные здесь, в России. Я, к примеру, только про одного слышала, да и то случайно. Они интересны в первую очередь специалистам и коллекционерам.

– А Михаил Александрович, он коллекционер? – вставил я и почувствовал на себе недовольный взгляд Строганова. Ревнивец!

– Да не особо, – спокойно ответила Наталья. – В смысле, нет. Вот Писков Юра, он коллекционирует картины. Какие-то пейзажи, причем очень определенных художников. Просто я видела, что он тоже купил у Маргариты одну картину, но скорее всего, чтобы ей сделать приятное. Как бы проявил уважение. А Миша, он не особо интересуется искусством, просто на стену повесить…

– А что за картину Писков купил? – спросил Арсений.

Наталья пожала плечами и закинула ногу на ногу. Арсений сосредоточил свое внимание на ее коленках.

– А где Маргарита брала эти картины? – поинтересовался он, не отрывая взор.

– О! Это был настоящий поиск! – улыбнулась девушка. – Она мне сама рассказывала. Ездила по маленьким городкам Франции, Германии, Австрии, даже Черногории. Эти художники были мало известны при жизни, а сейчас практически забыты. Она выкупала картины, причем недорого, из частных коллекций. А на выставке все картины были раскуплены, и значительно дороже их первоначальной стоимости… – девушка произнесла последние слова с особой интонацией, видимо, чтобы подчеркнуть талант организатора. – Маргарита издала отличный каталог, и выставка пользовалась популярностью, причем не только среди искусствоведов, туда очереди стояли из обычных людей… Так трагично, что она пропала… – Наталья вздохнула и нахмурилась.

– А картины что, уже без нее раскупали? – Арсений был напрочь лишен сантиментов.

– Почему? Уже на второй день после открытия почти все картины были распроданы. Просто забирали их по окончании выставки, так было прописано в договоре, – как само собой разумеющееся сказала она. – Прибыль была не баснословная, конечно, но вполне приличная.

– А сколько? – полюбопытствовал детектив.

– А это имеет какое-то отношение к нашему делу? – отреагировала советница.

– Конечно, – кивнул Арсений. – Значит, никаких проблем, никаких неустоек, ничего криминального на этой выставке не происходило?

– Разумеется, нет. – твердо ответила она. – Для Маргариты эта выставка была не просто зарабатыванием денег, это был результат двухлетнего труда, поисков, изучения архивов и так далее. Вы не понимаете, и даже я не осознаю всей масштабности и значимости этой выставки. Там, на открытии, очень известные люди выступали, были журналисты, телевидение…

– А каталог у вас есть? – Строганов уже оторвал свой взгляд от ног нашей клиентки и что-то смотрел в телефоне. – Просто в интернете почти нет картинок оттуда…

– У меня есть. Каталоги, кстати, тоже раскупили. Может быть, один в музее остался…

– А музей на этом тоже… – он, вероятно, хотел сказать «наварился», но в последний момент передумал. – Получил прибыль?

– Разумеется, – ответила Наталья. – Воровский не только известный искусствовед и коллекционер, но и деловой человек. Кстати, довольно богатый.

– Интересно, – откликнулся Арсений. – В сети про него полно информации. А про брата, странно, не найду.

Ночь над миром. Словно миллионы черных котят собрались в черной комнате и разом закрыли глаза.

– Он, насколько я знаю, просто совладелец. А почему вы совсем ничего не спрашиваете про Михаила? – вдруг поинтересовалась она.

Дорожная лента в лесу. Дорога лоснится, блестит под дождем, как спина исполинской пиявки.

Арсений кашлянул. Скорее всего, Михаил просто не нравился моему приятелю. А если ему кто-то был несимпатичен, то он, Строганов, старался его и не вспоминать всуе. К тому же Михаил тоже был нашим клиентом, и его задание Строганов уже выполнил – суть разговора Маргариты и Натальи мы знали! И самое главное, поскольку Строганов был уверен, что олигарх непричастен к исчезновению Маргариты, то он был ему вдвойне неинтересен.

Ночь полна неизъяснимого напряжения. Шум дождя в кронах прячет какие-то иные, не присущие лесу звуки.

– Про вашего возлюбленного мы поговорим в следующий раз, – произнес, наконец, Арсений. – Сейчас мы направимся в музей. Черт, не люблю музеи с картинами!

Не разобрать. Не расслышать. Но тайное движение сложных связей заставляет лес насторожиться.

Мы с Натальей уставились на него.

Всё замерло. Затаилось. Подобралось в ожидании.

Что-то бесшумно движется в ночи. Что-то похожее на большой сгусток тьмы. Не рассмотреть.

– Если только они не интерактивные, – пояснил он. – Кстати, а чего на вашей картине нарисовано? Ну, которую для вас купил… ваш…

Скупой свет лунного серпика щекочет нервы, когда выглядывает сквозь разрывы туч, делая тени гуще, контуря предметы призрачным серебром.

– Цветы, – улыбнулась Наталья. – «Портрет Петра первого после смерти» не в моем вкусе.

И сгусток тьмы, крадущийся по дороге, в этом освещении делается контрастней, но ясности не обретает. Он скользит сторожко, как вышедший на опасную охоту огромный зверь. В нем живет мощь и неутомимость машины.

– В смысле? – удивился Арсений. – Как это портрет после смерти? Трупа? Или призрака?

Он здесь по делу. По важному, тайному и чреватому неизвестной опасностью делу.

Вдруг поперек пути вспыхивают две призрачные линии. Одна широкая, понизу. Другая, поуже, висит в воздухе над дорогой, тревожно мерцая.

Наталья усмехнулась.

Прямо – нет пути.

– Там была картина под названием «Портрет Петра первого после его смерти». Не посмертный портрет, а именно после смерти. Мне просто о картине сама Маргарита рассказывала. Ее предысторию. Точнее, про художника, который ее написал…

И в подтверждение лежащая на дороге призрачно-синяя выпуклая полоса вдруг прорастает острыми черными иглами шипов.

Ночь по обе стороны дороги напрягается больше. Земля впитывает могучую дрожь, влажный воздух отзывается низким рокотом. Две притаившиеся в неглубоких кюветах темные громады смутно обнаруживают свое присутствие и готовность. Готовность сорваться, напасть, сокрушить.

– Ну наконец-то, – пробормотал Арсений, а мы с Натальей удивленно посмотрели на моего приятеля.



Скользящий дорогой к своей неведомой цели темный ком не боится шипов, но замедляет бег, припадает к дороге на невидимых мягких лапах и замирает перед самой преградой.

– Рассказывайте! – добавил он и спрятал телефон в карман.

Среди сплетения ветвей прорезается, будто до того придушенный подушкой, нечеловеческий, хриплый голос и произносит отдельные слова, среди которых можно разобрать только: «Пустошь». И замолкает.

– А что, собственно… – начала она. – Тут ничего особенного нет. Просто этот художник, фамилия у него смешная, Соломка, так вот, наверное, он был слегка сумасшедшим. Видимо, все гении немного того, – и она искоса посмотрела на Арсения.

И дождь вдруг обваливается стеной, будто спохватившись. Ах, что за ночь сегодня! Что за погодка! Климат, погода, небо само – все сошли с ума!

– Ну, и? – вежливости в Строганове, как гениальности в безумии, немного.

Из мрака и дождя у «головы» остановившегося механизма возникает громоздкая фигура. На круглом шлеме, чуть заметно, поблескивают какие-то круглые глазки, а по сплошному забралу бродит тончайшая паутинка зеленых лучиков. В руке, которую он прячет за спиной, угадывается матово поблескивающее оружие.

– И он утверждал, что видел Петра после смерти и написал его портрет. Вот и все. А Маргарита купила эту картину у его внуков.

В «голове»-кабине механического зверя приоткрывается узкая щель. Оттуда веет теплом, запахом кожи и озона. В утробе «зверя» сумрачно, но бродят отсветы – сапфировый и изумрудный, обозначая гладкие сложные сопряжения линий.

– Соломко? – уточнил Арсений.

Глухой шлем спрашивает что-то, рокочущим, но тихим голосом. Получает ответ.

– Соломка́ Сергей Викторович. Надо же, я даже запомнила! Но про него не много известно. Он жил в Петербурге в начале века, а после революции эмигрировал. Жил во Франции, где и умер. А его наследники часть картин оставили, часть продали. Собственно, вот и вся история. А что вы так… – она не успела договорить.

Преграда на дороге гаснет, сливаясь с темнотой. За мгновение до этого можно было различить, как опасные иглы шипов втягиваются назад. И снова впереди нет ничего, кроме мокрой спины пиявки да зубчатых стен леса по обе руки.

– А я бы именно эту картину и купил! – гордо сообщил Строганов. – А не цветы какие-то и скучные пейзажи. Вы пойдете с нами в музей? Нет? – он вскочил на ноги. – Тогда до связи! Хотя подождите, нам нужен каталог этой выставки. Срочно!

По забралу шлема сбегает, как испуганная ящерка, струйка воды, не оставляя следа.

Разговор продолжается.

Мне пришлось убеждать Наталью, что все гении таковы, и мы сумеем ей помочь, и на нас можно положиться, и что пусть она даже не сомневается в нас, и так далее… На прощанье она пробормотала мне что-то вроде: «В этой стране нормальные мужики вообще бывают? Ну, кроме вас, конечно.»

Говорит в основном шлемоносец.

Смысл его слов туманен, и не все их можно расслышать за шумом дождя…

Слышится:

– Зона локализована. Развернута воздушная сеть из тридцати стационарных разновысотных тросовых станций…

Глава 25. Миттельшпиль[1]

…к ним приданы четыре мобильных, дистанционно контролируемых аппарата для…

Арсений на ходу посмотрел карту города в телефоне, в голове выстроил маршрут (оказавшийся впоследствии раза в три длиннее, чем рекомендуемый Яндекс-картами) и бодрым шагом направился в музей. Я едва поспевал за детективом, который вдруг решил приобщиться к искусству.

…мониторинг…

…градиент аномалии меняется плавно…

– Ты влюбился в советницу? – интересовался я у него на бегу.

…выявлены мерцающие узлы…

– С чего ты решил? – невозмутимо отвечал он. – Как ты там мне говорил? «Любить и разумными быть едва ли могут сами боги!» Я никогда не влюбляюсь, когда расследую дело! Чтобы не потерять разум!

…точка «ноль» пульсирует и скачкообразно перемещается в пределах зоны…

С Малой Садовой мы свернули на Итальянскую и, пройдя мимо домовой церкви Александровского кадетского корпуса, мы остановились у Старо-Манежного сквера. Точнее, Строганов резко затормозил, и я врезался в него на полном ходу. Хорошо, что мы пешком, а не на машинах…

…очередной скачок отмечен в двадцать-двадцать…

– Давай-ка почитаем, – бросил он мне, чуть поморщившись (я чувствительно наступил ему на ногу), и рванул в сквер.

…прогноз нарастания напряженности до максимума в промежутке четыре-десять, четыре-пятнадцать…

Там, вокруг памятника Тургеневу, сидевшему в позе Юпитера с посохом в правой руке, стояли несколько человек, внимательно слушавших экскурсовода. Арсений с разбегу приземлился на скамейку, а я, поглазев на элитный современный дом за спиной писателя, сел рядышком.

…в связи с этим было принято решение на проведение временной блокады участка трассы…

– А можно пару вопросов? – обратился я к нему.

– Валяй, – не поднимая глаз от телефона, буркнул он.

Невидимка в кабине почти не прерывает, почти не спрашивает. Просто принимает к сведению. Для него всё это мало что меняет.

– Пересылка данных на борт в реальном масштабе времени подготовлена… – говорит шлемоносец.

– Задание Михаила. Получается, что мы его выполнили? – начал я издалека, потому что спроси я его сразу, чем он так увлекся, что ищет в интернете, так ведь не скажет!

Щель над непрозрачным снаружи стеклом закрывается.

– Да, – кивнул он, просматривая какие-то сайты про изобразительное искусство. – Гонорар заработали. Только пока придержим нашу информацию.

– Удачи! – говорит шлемоносец, уже без уверенности, что его услышат.

– А Наталья, она нас наняла…

И тут вдруг дождь прекращается, будто выключили.



– Да для того же! Они оба парятся, можно ли доверять друг другу или нет. А Михаил еще печется, не вылезет ли ему боком роман с Маргаритой… Прикольная парочка! – Арсений потянулся, затем снова уткнулся в телефон.

Фигура в шлеме растворяется в темноте.

Там, где он только что стоял, над трогающейся с места темной машиной, проносится с сухим шелестом какая-то тень – маленький материальный вихрь.

– Ну а все-таки, ты уверен, что Наталья невиновна? – я попытался заглянуть в телефон к Арсению, но он, заметив мои поползновения, бросил на меня насмешливый взгляд. Тогда я стал смотреть в сторону фонтана, что на Манежной площади.

Сгусток тьмы набирает скорость.

И…

– Маловероятно, – пробурчал он себе под нос. – Если бы она была виновна, то зачем ей нанимать нас? Совать голову в пасть тигра… – Арсений придал своему лицу гримасу одухотворенности и сделал селфи.

…растворяется, перестает быть.

Тоже мне, тигра!

Пара ударов сердца, и дорога вновь пустынна и темна.

– Зачем? – повторил я его вопрос и сам же ответил на него: – Затем, что она звонила Маргарите и скрыла этот разговор от всех! А ты узнал об этом факте и стал бы расследовать, понимаешь? И она первая обратилась к тебе и наняла тебя, чтобы отвести от себя подозрения!

И дождь вновь робко начинает накрапывать, будто сомневается, можно ли ему теперь продолжать, или нужно спросить у кого-то, после того что случилось.

А что здесь случилось-то?

– Она наняла нас! – поправил он меня. – Ты видел ее, слышал, у тебя сложилось впечатление, что она виновата?

Что произошло?

Я развел руками, мол, не знаю.

Куда подевался этот сумрачный, на мягких лапах?

– А у меня нет, не сложилось. Я внимательно рассматривал ее…

И где все?

Здесь же был кто-то?

– Особенно ноги, – вставил я.

Они уходят.

– Да, – кивнул Строганов, – в зависимости от того, врет ли человек или нет, он по разному ставит ноги, держит руки и говорит. Невербальные знаки! Также модуляции голоса и неподвижная или вздымающаяся грудь… Так! Мы можем двигаться дальше, я нашел все, что искал. Хотя нет. Не все…

Шум дождя прячет звуки в лесу. Но земля впитывает вибрацию. Воздух отзывается низким удаляющимся рокотом. Они уходят…

– А что ты нашел? – не выдержал я и спросил напрямую.



– Ars longa, vita brevis! – ухмыляясь, ответил супостат. – Кстати, я видел фотки Воровского, владельца этого музея. Старый мужик уже, лет пятидесяти пяти. – Строганов вскочил и замахал руками, делая зарядку.

Над миром царит ночь, пронизанная дождем. Дорожная лента в лесу лоснится, блестит и течет антрацитовым потоком. Звук дождя и тревога. Дождь пройдет. Всё проходит. И тревога отступит до поры.



– Ну не нахал ли? – обратился я за поддержкой к памятнику. (Экскурсанты к этому времени уже ушли в сторону Манежа.) И надо же, мне показалось, что Тургенев кивнул своей большой бронзовой головой.

Маленькая комната с нагими каменными стенами. За небольшим квадратным окном, забранным вмурованными прутьями, близкое небо, и поэтому понятно, что комната где-то высоко…

Площадь была запружена машинами. Арсений шел, не обращая внимания ни на кого и выдавая выловленные в сети изречения на латыни (с русским акцентом):

Прутья на окне. Их пять. Толстые, как тяжелый лом, и покрытые мелкими острыми шипами. Такие уплощенные шипы, словно следы щипков, бывают только на стеблях роз.

– Per aspEra ad astEra! А лучше вот это – per crucEm ad lucEm! Почти РЭП!

На каменной лежанке, поджав под себя длинную ногу, сидит худой, костлявый человек в широких штанах из мешковины. Он бледен и очень истощен, но даже теперь видно, что когда-то этот длинный, крепкий костяк обтягивала не только кожа, но и мощная мускулатура.

– Я латинский двадцать лет назад изучал… – уворачиваясь от опасностей и перекрикивая шум улицы, говорил я ему. – Но и то слышу, как ты коверкаешь слова.

Человек плетет длинную косицу из чего-то лохматого… Ворох готовой убогой веревки лежит на полу.

Наконец мы свернули с площади на Кленовую улицу, здесь было значительно тише.

И с каждым движением его рук под серой кожей, то резко, то устало, перекатываются сухие желваки. Лицо человека сосредоточенно и жестко. Узник полностью поглощен своим занятием.

– Мы прямо сейчас пойдем в музей? Это сейчас самое важное? – спросил я этого латинянина.

Он занят изготовлением веревки. Он истратил на нее матрац, вместе с соломой в нем, и рубаху, изорванную на полоски. Теперь, очевидно, пришла очередь штанов.

– Да, – кивнул он, не сбавляя скорости. – Музей, картины, искусство! Блин! Я забыл про наш флэшмоб. Кстати, народ подписался на участие в нем?

Человек сер – под цвет камня. И волосы его серы. Он здесь очень давно. Очень. Он принял это узилище и пропитался им. Узник сам стал подобен камню, окружающему его.

Я рассказал, что нужное количество людей ждет указаний, денег и готово хоть всю ночь провести под стенами Петропавловки…

Он сер и наг, и очень терпелив.

Из окна падает луч солнечного света.

В луче кружат пылинки.

На полу – тень. Это увеличенное изображение покрытых шипами прутьев. Символ плена, принятый даже самим свободным светилом.

И на этом увеличенном изображении хорошо видно, что решетка не цельная. В нижней части средних трех прутьев есть разрыв. Они перепилены? Да! Солнце простодушно выдает тайну узника в короткий предзакатный час.

Человек поднимается с каменного топчана, обнаруживая исполинский рост.

Он подходит к окну и подставляет лицо солнцу.

Светило катится к закату.

Далеко-далеко, на вдающемся в море языке суши, виден лайтхаус. Отсюда он похож на одинокую фигуру, застывшую на мысе в вечном ожидании. Словно потерпевший кораблекрушение стоит на вдающемся в море выступе, на высокой скале и смотрит в даль, где может скользить по волнам надежда на спасение. Маленькая фигурка. Но узник знает, что это башня. Высокая башня. Ему нужно туда.

Он закрывает глаза. Веки его трепещут.

Мысленно он приближает башню. Она надвигается на него и закрывает солнце. Она уходит в небо, раздвигает облака головой.

Ему нужно туда. Очень нужно.

– Было бы классно, – отозвался Арсений. – Я, кстати, там как-то ночевал, в деревне Викингов…

Он сгибает долгий и узловатый свой костяк, стягивая штаны, чтобы изорвать их на полоски, и от его спины начинает отслаиваться какая-то тонкая складчатая пленка. Кажется, что она лопается, как сгоревшая на солнце кожа, но нет… Складочки расправляются и…

Над плечами этого странного узника раскрываются две пары узких почти прозрачных, радужных крыльев. Как у жука. Или как у огромной стрекозы.

В конце улицы взмахом жезла нас встретил Петр Первый. Ну, тот, который «Прадеду правнук. 1800» перед Михайловским Замком. Памятник со всех сторон изучали молодые люди, по возрасту – старшеклассники.

И теперь оказывается, что этот заключенный не так сутул, как могло показаться, и еще более худ. Но точность и красота линий его тела поражают совершенством. И тонкие пленки крыльев придают ему величие. Даже в сумеречной камере они затаенно и многообещающе переливаются узорами неуловимых оттенков. Вечные бриллианты – ничто по сравнению с этим хрупким творением природы.

– Чего это они ищут? – тут же заинтересовался Строганов и направился к ребятам.

Теперь, когда сложенные частыми складками крылья не покрывают его спину толстой пленкой, он выглядит стройным и почти прозрачным. И где-то можно посочувствовать тем, кто заточил это существо в башню. Он смертельно опасен для рожденных ползать.

– Вероятно, женскую ножку у лошади, – пожал я плечами и пошел за ним.

– Не понял? – Арсений повернулся ко мне. Скорее всего, его удивил не сам ответ, а то, что я смог выдвинуть версию (да еще какую!), а он – нет. – Что значит «женскую ножку у лошади»? Тем более, – он пригляделся, – это конь!

Крылья огромны и раскрылись еще не вполне. Просто не хватило им в этой келье места.

Мы прислушались к разговорам молодых краеведов, и выяснилось, что я оказался прав.

Но это уже не важно. У него еще и хвост…

Хвост растет из полагающегося ему места и напоминает морщинистую кишку, висящую до пола. Кончик хвоста загибается кверху и нервно подрагивает. Будто хвост тигра, когда тот находится в смятении и раздумывает, как ему поступить: озвереть и наброситься или же гордо удалиться.

– Конь по имени Лизетта, – усмехнулся я. – И одно копыто у него в виде женской ножки в туфле. То ли Растрелли-старший так задумал, то ли его сын, науке это неизвестно.

Заключенный замка Намхас начинает рвать свои арестантские штаны на полоски. Его веревка станет чуточку длиннее.



– Да ладно? – Арсений тут же полез проверять, но штурм пьедестала не удался, и он отошел на некоторое расстояние, безуспешно пытаясь разглядеть «ножку» издали. Затем, подойдя к одной из девушек, он предложил приподнять ее «для лучшего обозрения ноги коня» и, получив отказ, попросил у нее палку для селфи, с помощью которой сфотографировал все копыта жеребца, после чего, успокоившись, подошел ко мне.

Тишина царит над миром. Огромный и мрачный замок на острове будто вымер. Ни огонька, ни звука. Он словно впал в транс вместе со всеми своими обитателями, вольными и невольными.

– Нет… – удрученно помотал он головой, разглядев фотографии. – Это нога не женская, а конская… Просто копыто. Был бы я скульптором, я бы обязательно…

И только один из них занят бесшумной и неторопливой работой.

– Ты вроде у нас по картинам специалист? – перебил я его. – И мы, кажется, в музей шли?

Он жил здесь долго.

Тюрьма стала ему домом.

– А он вообще-то в другой стороне. Нам туда! – и он, резко развернувшись, пошел в другую сторону.

Он мысленно повторял, как заклинание: «Предают чаще всего тех, кто сам склонен к предательству… Тот, кто не любит себя, не может быть любим… Тот, кто хоть раз предал, тот предаст еще… Тот, кто предал себя, тот предаст кого угодно… Обман – предательство… Самообман – предательство себя…»

Durum patientia frango! Что означает, «если ваш друг – дурум, то наберись терпения». Шутка. И я прибавил ходу.

У берега топкое, скользкое дно.

Получилось что-то вроде ознакомительной экскурсии по Санкт-Петербургу: Инженерная улица, Русский музей, канал Грибоедова, Спас-на-Крови и Казанский Собор, за который мы и свернули…

Тряский, зыбкий ил.

Наконец мы оказались у входа в монументальное парадное здание, чем-то похожее на Эрмитажный театр. Один из этажей его и занимал Музей художников России, или ЭмХаЭр.

Он затягивает. Не дает опоры. Нет даже иллюзии опоры.

Здесь не глубоко, но изваляешься в грязи по колено, проваливаясь в ил, оскальзываясь и падая, с головой ныряя в вонючую воду.

– Знаешь, что самое странное в этом деле? – вдруг обернулся ко мне Строганов.

– Нет, – живо ответил я. – Много подозреваемых? Или богатые работодатели? Или…

Чем дальше от берега, чем глубже, тем тяжелее. И чем больше барахтаешься, тем больше затягивает.

– Мы постоянно на него натыкаемся! Это должно что-то означать! – тихим голосом произнес он.

Чуть легче будет потом, когда полоса ила кончится.

– На кого??? – у меня совсем не было предположений…

Там дно твердеет, и ты встанешь по горло в противной горько-соленой воде, если дошел до этого места. Если дошел, то чувствуешь облегчение.

– На Петра первого, конечно! – выкатив глаза, ответил Арсений.

Стоишь и вдыхаешь смрад грязной воды. Тут и там трясется на мелкой волне мусор. Чего тут только нет…

* * *

Но ты-то дышишь, и кажется, что самое страшное позади.

Поднявшись по огромной мраморной лестнице (причем Арсений не удержался и потрогал все резные деревянные основания многочисленных светильников), через колонный зал мы попали в галерею современного искусства. То есть, это был первый зал анфилады, заполненный картинами современных художников, тремя девушками, которые здесь работали, и парой скульптур. Что означали эти скульптуры, а также что было изображено на большинстве картин, я не знал и даже не мог вообразить.

Однако это только кажется.

Поскольку других посетителей, по крайней мере в этом зале, не было, мы оказались под изучающими взглядами сотрудниц. Особенно Арсений привлекал внимание своим богемно-творческим внешним видом. Он неторопливо прошелся вдоль одной стены, увешанной произведениями наших современников, остановился у одной из картин и, ткнув в нее пальцем, громко сообщил:

Плыть еще нельзя. Впереди широкая полоса водорослей. Им не видно конца. Они вяжут по рукам и ногам каждого, кто забредает в заросли водной растительности, цепкой как рыбацкие сети.

Но идти нужно.

– Вот эта, пожалуй, ничего. Остальные весьма посредственны!

Нужно продираться сквозь водоросли. То плыть, то брести, то выпутываться из цепких объятий.

Ну разумеется, после такого вступления девушки окружили нас. Сопровождая свои каверзные вопросы насмешливыми взглядами, они вогнали меня в краску. Но не Строганова!

Спасение только в лодке, которую ты толкаешь перед собой. Она кажется лишней обузой. Но она – твоя единственная надежда. И ты толкаешь ее к чистой воде. Если бы не лодка, то не стоило бы вообще пускаться в этот трудный путь. Лодка – это главное.

– Да, – хладнокровно отвечал он, – я специалист в области виженари-арта. Вы могли читать мои статьи в журнале «Хэ Жэ»… я там веду обозрение…

Не забывай только охранять свое добро от хищных птиц, что парят над тобой.

Когда-то водоросли кончатся. Это непременно должно случиться. Ты выйдешь на чистую воду и поднимешь парус.

Я закашлялся, но, видимо, такое издание существовало, поскольку выражение лиц у девушек изменилось.

Парус наполнится ветром.

– Кстати, я люблю творчество Альбрехта Дюрера, – Арсений принял вид преподавателя Оксфордского университета. – Поэтому мне понравилась именно эта картина!

Здесь тебя ждут шторм и штиль в палящий зной, и подводные скалы, и хищные твари из морских пучин будут подстерегать тебя. Но это уже сущая ерунда! Сущая ерунда по сравнению с возней в грязи у берега.

А я подумал: еще бы! Ведь календарь с гравюрами этого немецкого живописца я подарил ему пару лет назад.

А вечеринка набирала обороты. Я закрыл рот, открытый от удивления, и постарался, чтобы глаза мои не напоминали таковые у больных с гипертиреозом.

Перед тобой чистая изумрудная вода, и прямо по курсу поднимается солнце. В его мечтах солнце всегда встречало его в пути… Будь только крепок духом. Будь сильным и продолжай путь. Но прежде посмотри, много ли припасов осталось с тобой…

– У Малевича, моя дорогая, – улыбался Строганов грустной мудрой улыбкой, – цвет теряет связь с формой!

Он знал это всё наизусть и повторял, как заклинание, глядя из окна своей камеры, сквозь прутья решетки, на то, как в море садится светило. И словно хотел повернуть закат вспять.

– А как же идея изображения цветоформ? – возражала высокая блондинка с красивыми глазами и в длинном сером платье. – Супрематизм…

– Что значит цветоформа? – перебил ее Строганов. – Изображение на плоскости холста…

Его плечи остро торчали кверху. Он знал, что не сможет пройти весь путь. Но верил. Он верил, что однажды он пройдет путь до конца.

Я незаметно ущипнул себя за нос. Не помогло!

Тюрьма не отпустит его. Но он сам однажды сломает решетку. И расправит крылья во весь исполинский размах. Он потратил годы на то, чтобы перетереть решетку пластинками камня, отбитыми от слоистых стен.