Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

«В училище у нас ученики старших классов обязаны были читать в церкви псалмы, часослов, акафисты и другие молитвы. Сосо как лучший чтец пользовался большим вниманием и доверием в училище, и ему было поручено обучать нас чтению псалмов, и только после пройденной с ним тренировки нам разрешали читать в церкви. Сосо считался главным клириком, а на торжественных молебнах главным певчим и чтецом»{45}.

Однако завершить первый класс Сосо снова не удалось. По всей видимости, причина этого заключалась в том, что Бесо отказался платить за его обучение. Необходимых денег (25 руб. в год) Кеке не имела, и в 1891 г. Сосо был исключен из училища «за невзнос денег за право учения»{46}. Правда, у него нашлись защитники. Он не только был восстановлен в училище и переведен во второй класс, но и стал получать «стипендию», по одним данным, в размере 3 руб. в месяц{47}, по другим — 3 руб. 30 коп.{48}.

К этому времени отношения между родителями Сосо достигли крайней остроты и в 1891–1892 гг. завершились окончательным разрывом. «Сосо был еще во втором классе Горийского духовного училища, — вспоминал Котэ Чарквиани, — когда дядя Бесо бросил семью и уехал в Тифлис»{49}. Но прежде чем окончательно порвать с женой, Бесо поставил сына перед выбором: или прекратить учебу и уехать с ним, или же продолжить обучение и остаться с матерью. Сосо сделал выбор в пользу матери и обучения. В ответ на это Бесо отказался помогать Кеке в содержании сына. Об этом свидетельствует заявление на имя ректора Тифлисской православной духовной семинарии, которое было написано И. В. Джугашвили 28 августа 1895 г.: «Отец мой уже три года (т. е. с 1892 г. — А.О.) не оказывает мне отцовского попечения в наказание того, что я не по его желанию продолжил образование» (фото II){50}.

С этого момента мать Сосо должна была полностью обеспечивать и себя, и сына. «После развода с мужем, — вспоминала М. К. Цихитатришвили, — Кеке работала в семьях, стирала, шила одеяла, убирала, так содержала Сосо»{51}. Что представляла собой клиентура Кеке, мы не знаем.

Э. С. Радзинский без ссылки на источники утверждает, что Е. Г. Джугашвили работала «в домах богатых торговцев-евреев — туда рекомендовала ее подруга Хана»{52}. Однако мы уже знаем, что в это время в Гори проживало всего лишь 3–4 иудейских семьи. Поэтому подобное утверждение вызывает сомнения.

Пока удалось обнаружить упоминание только двух домов, в которых Е. Г. Джугашвили выполняла домашние работы: дом ее кума Якова Эгнатошвили{53} и дом председателя правления и смотрителя духовного училища Василия Иокинфовича Беляева{54}. Заслуживает внимания также свидетельство Анастасии Давидовны Кокочишвили{55}, по словам которой мать Сосо работала в семье ее деда Антона Яковлевича Зубалова{56}.

Однако случайные заработки не могли устроить Е. Г. Джугашвили. Поэтому она начинает искать постоянный и более надежный источник существования. «В Гори, — вспоминала Анико Надирадзе, — проживали женщины-портнихи сестры Кулиджановы, которые устроили Кеке портнихой»{57}. Куда? А. Надирадзе не уточняла. Ответ на этот вопрос мы находим в воспоминаниях Ефимии Зазашвили: «Тогда в Гори славились кройкой и шитьем женщины Чичигоговы… Кеке поступила к ним»{58}.

Овладев швейным мастерством, она стала исполнять заказы сама. «…Кеке себя и сына содержала шитьем, — вспоминала, например, Наталья Михайловна Азиани (урожденная Дондарова). — Много раз она работала в нашей семье»{59}. Об этом же писала и Ольга Дидебуладзе: «С Кеке Джугашвили я встретилась в семье Джапаридзе, где она шила (она жила тогда в доме Багратова на Соборной улице)»{60}. Позднее как портниха или модистка Е. Г. Джугашвили фигурировала в полицейских и жандармских документах{61}.

С этого момента прекращается кочевая жизнь семьи Джугашвили. Кеке с сыном осели в доме на Церковной или Соборной улице{62}.

По всей видимости, уже после того как Бесо окончательно оставил семью, Сосо заболел. «Однажды, — вспоминал А. Гогебашвили об И. В. Джугашвили, — он тяжело заболел, кажется, воспалением легких, и родители чуть не потеряли его», но «Сосо спасся от смерти». «Если до болезни он получал стипендию 3 руб. 30 коп., то теперь [ее] повысили до 7 руб. Раз в год как примерному и прилежному ученику [ему] выдавали одежду»{63}.

Пребывание в Горийском духовном училище привело к расширению круга общения Сосо. Особое значение для него имело знакомство с Ладо и Вано Кецховели. Их старший брат Николай был исключен из Тифлисской духовной семинарии за участие в народническом кружке, а его жена Мария Михайловна Коринтели являлась племянницей горийского помещика Васо Мегвинет-Ухуцеси, который в начале 80-х гг. XIX в. был связан с народническим кружком Михаила Кайхосровича Кипиани, тем самым, в принадлежности к которому в 1883 г. был обвинен Шио Эдишерович Давиташвили.

В сентябре 1892 г., когда Сосо сел за парту третьего класса, четвертом классе появился новый ученик, Миха Давиташвили (р. 1877). Он был сыном священника Николая Эдишеровича Давиташвили из селения Цроми и приходился двоюродным братом Захарию Алексеевичу Давиташвили. До этого Миха жил у дяди (Шио Эдишеровича) в Тифлисе и учился в Тифлисском духовном училище, но был исключен оттуда. И, видимо, по протекции Захария Алексеевича поступил в Горийское духовное училище{64}.

В Гори Миха мог поселиться как у З. А. Давиташвили, так и у Агафьи Алексеевны Кипшидзе и, видимо, через Дормидонта Гогохия, жившего в доме последней, вскоре познакомился с Сосо Джугашвили. Как и Сосо, Миха тоже имел физический дефект. Он «прихрамывал на левую ногу»{65}.

Та среда, в которой вращались Миха Давиташвили и братья Кецховели, не могла не накладывать своего отпечатка на формирование их мировоззрения. Есть основание думать, что знакомство с ними, несомненно, оказало влияние и на формирование взглядов Сосо.

Проследить данный процесс можно только на основании воспоминаний, однако многие из них в этом отношении или вообще, не содержат никакой информации, или же дают такую характеристику взглядов юного Сосо, которая вызывает сомнения. Некоторое исключение из этого правила представляют воспоминания Георгия Елисабедашвили.

Отмечая, что Сосо очень рано стала занимать проблема социальной несправедливости, Г. Елисабедашвили писал, что первоначально устремления Сосо отличались невероятной скромностью И он мечтал только о том, чтобы, выучившись, стать писарем и помогать обиженным в составлении прошений и жалоб{66}. Тогда ему казалось, что многие несправедливости существуют только потому, что о них не знают те, в чьих руках находится власть. Прошло немного времени, и однажды Сосо заявил, что, когда вырастет, станет не писарем, а волостным старшиной, чтобы иметь возможность навести порядок хотя бы в своей волости{67}.

Показательно, что уже тогда он не собирался служить богу, как того хотела мать, но в своих детских мечтах не мог представить себя даже в должности уездного начальника или губернатора.

Со временем у Сосо зарождаются иные социальные стремления.

«Еще в раннем детстве, — писал Г. Елисабедашвили, — маленький Сосо наслушался от отца много рассказов о похождениях народного героя Арсена Одзелашвили. Арсен воевал против богатых, притеснявших бедных тружеников, нападал на поместья князей, грабил их и все добытое добро раздавал крестьянам, себе ничего не оставлял. Стать защитником угнетенных — было мечтой Сосо еще в детстве»{68}.

Последние слова, вероятнее всего, в значительной степени были продиктованы тем, как сложилась последующая судьба И. В. Джугашвили. Но для нас в словах Г. Елисабедашвили более важно другое. Еще в период пребывания Сосо в Горийском училище в его душе зарождается если не осознанное стремление к социальному протесту, то, по крайней мере, чувство социальной неудовлетворенности.

В связи с этим его не могли не заинтересовать те известия, которые принесли в декабре 1893 г. из Тифлиса в Гори Ладо Кецховели и Миха Давиташвили. К этому времени они учились в Тифлисской духовной семинарии: Ладо в третьем классе, Миха — в первом. От них Сосо мог узнать, что, недовольные порядками в семинарии, ее воспитанники прекратили занятия и предъявили администрации свои требования. Администрация семинарии отказалась от их рассмотрения, прекратила до осени следующего года занятия и отчислила 87 наиболее активных участников забастовки. Среди них были Ладо Кецховели и брат Дормидонта Гогохии — Алексей{69}.

События, произошедшие в Тифлисской духовной семинарии, могли заинтересовать Сосо не только как проявление социального протеста. Дело в том, что через несколько месяцев он завершал свое обучение в Горийском духовном училище и перед ним вставал вопрос о выборе дальнейшего пути. Считая, что он должен продолжить обучение, учитель пения С. П. Гогличидзе предложил ему свою помощь. Получив в 1894 г. возможность перейти из Горийского духовного училища в Тифлисскую учительскую семинарию, он готов был забрать Сосо с собой и устроить его в эту семинарию на казенный счет. Кеке отказалась от его помощи. Она хотела, чтобы ее сын посвятил себя служению богу{70}.

В мае 1894 г. Сосо с отличием закончил Горийское духовное училище (фото 7){71} и был рекомендован к поступлению в духовную семинарию{72}.

ПРИМЕЧАНИЯ

Истоки

1 Адамович А. Дублер // Дружба народов. 1988. № 11. С. 168.

2 Архив бывшего Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма (далее — ГФ ИМЛ). Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 41–46; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 1 Л. 1; Д. 2. Л. 1.

3 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 47–54; РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 275. Л. 24;

4 Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина: Историко-биографический справочник. СПб., 2000. С. 387–388.

5 Там же. С. 37–38.

6 Там же. С. 555–556.

7 Антонов-Овсеенко А. В. Сталин и его время // Вопросы истории. 1989. № 7.

8 Радзинский Э. С. Сталин. М., 1997. С. 27.

9 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 1. Л. 1; Д. 2. Л. 1.

10 Чубинов Д. И. Грузинско-русский словарь. 2-е изд. Тбилиси, 1984. С. 1761–1775.

11 Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. С. 181–183.

12 Джавахашвили И. О происхождении фамилии вождя народов. Инициатор публикации президент Международного общества «Сталин» Г. Ониашвили. Издатель — руководитель Научно-исследовательского центра по изучению феномена Иосифа Сталина Д. Гегешидзе. Б. м., б. д.

13 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 6. Д. 306. Л. 7.

14 Воспоминания Е. Г. Джугашвили написаны на грузинском языке. Они хранятся в архиве бывшего ГФ ИМЛ (Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 363.4 л.; Д. 364.4 л.; Д. 365.37 л.). Здесь и далее используется перевод фрагментов из этих воспоминаний, сделанный для меня на основании выписок из оригинала, имеющихся на руках одного из грузинских историков, который пожелал остаться неизвестным (далее — Джугашвили Е. Г. Воспоминания // Архив автора).

15 Грузинская советская энциклопедия. Тбилиси, 1981. С. 354.

16 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 12 (Елисабедашвили).

17 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 24.

18 Стуруа Е. Сталин в период учебы в Гори // Смена. 1939. 15 дек.

19 Акты Кавказской Археографической комиссии (АКАК). Т. 2. Тифлис, 1868. С. 556.

20 Сборник материалов для описания Тифлисской губернии. Т. 1. Вып. 1. Тифлис, 1870. Приложение. С. 45.

21 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 15. Л. 48 (Н. И. Джугашвили).

22 Там же. Л. 49.

23 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 108–109 (А. М. Цихитатришвили).

24 Там же. Л. 109.

25 Островский А. В. Джугашвили и Мачабели: к биографии Сталина // Известия РГО. Вып. 7. СПб., 1997. С. 72–77.

26 Матиашвили А. Г. Из прошлого Диди Лило // Самгори. 1979. 19 дек. (на грузинском языке, перевод Мананы Арсошвили).

27 Сборник материалов для описания Тифлисской губернии. Т. 1. Вып. 1. Тифлис, 1870. Приложение. С. 134.

28 Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. 1. Тифлис, 1866. С. 461.

29 Сборник материалов для описания Тифлисской губернии. Т. 1. Вып. 1. Приложение. С. 134.

30 Кавказ. Тифлис. 1897. 2 апреля и 24 мая; Запись беседы с Нугзаром Арсошвили. Диди Лило. 7 июля 1996 г. // Архив автора.

31 Сборник материалов для описания Тифлисской губернии. Т. 1. Вып. 1. Приложение. С. 134; Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г. Тифлис, 1893.

32 Запись беседы с А. Г. Матиашвили. Тбилиси. 16 июля 1996 г. // Архив автора.

33 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 15. Л. 48–49 (Н. И. Джугашвили).

34 Там же; Островский А. В. Джугашвили и Мачабели: к биографии Сталина. С. 76.

35 Имеются сведения, что кроме двух сыновей у Вано Джугашвили была еще дочь, которую звали Пелагея (Запись беседы с А. Г. Матиашвили. Тбилиси. 16 июля 1996 // Архив автора).

36 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 109. Опубликовано: Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 24.

37 Запись беседы с Н. Г. Арсошвили. Диди Лило. 7 июля 1996 г. // Архив автора.

38 Там же. По некоторым данным, переезду Бесо в Тифлис способствовал его дядя (ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 6. Д. 306. Л. 7).

39 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 109 (А. М. Цихитатришвили); Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 24.

40 Там же. С. 25.

41 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 8. Л. 197 (Д. Гаситашвили).

42 Там же. Д. 1. Л. 143. См. также: РГАСПИ. Ф. 558. оп. 4. Д. 665. Л. 1 (М. К. Абрамидзе-Цихитатришвили).

43 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 11. Л. 128 (Е. Зазишвили).

44 Grey Jan. Stalin. Man of History. L., 1979. P. 9.

45 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 54.

46 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 69: Тифлисская губерния. СПб., 1905. С. 1–2.

47 См. фото 2.

48 По свидетельству Н. Г. Арсошвили, нуждающемуся в проверке, эта фотография была снята Еленой Каландарашвили с могилы Бесо, который будто бы был похоронен в селении Цинандали (Запись беседы с Н. Г. Арсошвили. Диди Лило. 7 июля 1996 г. // Архив автора).

49 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 48. Л. 20 (Н. Тлашадзе).

50 Там же. Д. 49. Л. 202 (К. Хаханишвили).

51 Джугашвили Е. Г. Воспоминания // Архив автора.

52 Ср.: Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. 2-е изд. М., 1947. С. 5; Спирин Л. Когда родился Сталин: поправка к официальной биографии // Известия. 1990.25июня; РГАСПИ. Ф. 558. Оп.4.Д.665.Л. 12(Г. Елисабедашвили).

53 Запись беседы с Мерабом Константиновичем Геладзе. Тбилиси. 9 июля 1996. // Архив автора.

54 Essad bey. Stalin. В., 1931. S. 15.

55 Джугашвили Е. Г. Воспоминания // Архив автора; Гори (Дом-музей И. В. Сталина в Гори). Д. 255. Л. 1 (воспоминания Нины Михайловны Мамулащвили-Баланчивадзе).

56 ГИАГ. Ф. 86. Оп. 1. Д. 229. Л. 2–3; Д. 412. Л. 3, 24, 24об., 34; РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 273. Л. 31.

57 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 25.

58 Гори. Д. 255. Л. 1 (воспоминания Нины Михайловны Мамулашвили-Баланчивадзе); ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 48. Л. 18–19 (Нико Тлашадзе); Д. 54. 43–44 (М. Чагунава).

59 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 48. Л. 18–19 (Нико Тлашадзе).

60 Заря Востока. 1937. 8 июня.

61 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. И. Л. 128 (Е. Зазишвили).

62 Гори. Д. 255. Л. 1 (Н. М. Мамулашвили-Баланчивадзе).

63 Там же.

64 Заря Востока. 1937. 8 июня; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 1 (М. К. Абрамидзе-Цихитатришвили).

65 Там же.

66 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 43–46; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 1. Л. 1.

67 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 47–49; РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 275. Л. 24.

68 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 50–53; РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 275. Л. 24.

69 Впервые официально этот день рождения И. В. Сталина был отмечен в 1929 г. (Правда. 1929. 21 дек.).

70 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 41–42; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 2. Л. 1.

71 Спирин Л. М. Когда родился Сталин: поправка к официальной биографии // Известия. 1990. 25 июня.

72 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 1. Л. 144.

73 Там же; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 2. Л. 1.

74 Джугашвили Е. Г. Воспоминания // Архив автора.

Первые десять лет

1 Кавказ: Справочная книга сторожила. 2-е изд. 4.1. Тифлис, 1889. С. 60.

2 Из истории городов Грузии: Гори // Заря Востока. 1937. 28 апр.

3 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 69. Тифлисская губерния. С. 1–2.

4 Из истории городов Грузии // Заря Востока. 1937. 28 апреля.

5 Дворянские роды Российской империи. Т. 3. М., 1996. С. 19–94.

6 Кузьмин Ю. А. Члены императорской фамилии на военной службе // Из глубины времен. Вып. И. СПб., 1999. С. 10–11.

7 Указ Правительствующего Сената 4 октября 1872 г.

8 РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 273. Л. 13–14.

9 Джавахов А. И. Гори и его окрестности // Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Вып. 2. Тифлис, 1882. С. 69–70, 95.

10 Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г. Тифлис, 1893. № 1420.

11 Там же.

12 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1519. Л. 9.

13 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 34. Л. 385 (З. Мтварелидзе).

14 Гори. Д. 255. Л. 1 (Н. М. Мамулашвили-Баланчивадзе).

15 Антирелигиозник. 1939. № 12. С. 18 (М. 3. Китиашвили, урожденная Хабелашвили). См. также: ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 48. Л. 14–17 (Н. Тлашадзе).

16 Там же. Д. 53. Л. 28 (А. М. Цихитатришвили); Д. 1. Л. 143 (М. К. Абрамидзе-Цихитатришвили).

17 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 55–56.

18 Там же. Д. 48. Л. 17 (Н. Тлашадзе).

19 Там же. Л. 16.

20 Вся Россия на 1901 г. Т. 1. СПб., 1901 г. С. 2773.

21 Не исключено, что братом С. Г. Галустова был горийский торговец Соломон Георгиевич Галустов (Там же).

22 В Гори проживали Моисей Иванович и Тедо Глахович Мечитовы, которые занимались торговлей (Там же), а в Петербурге в 1890 г. находился купец 2-й гильдии из Гори Михаил Гаврилович Мечитов (48 л.) (Справочная книга о купцах г. Санкт-Петербурга. СПб., 1890. С. 429).

23 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 15. Л. 287 (Н. М. Азиани, урожденная Дондарова); ГАРФ. Ф. 102. ЗД. 1898. Д. 999. Л. 2–4, 9.

24 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 8. Л. 101 (Э. Р. Гогнидзе).

25 Там же. Д. 35. Л. 30 (А. Надирадзе), 47 (И. П. Надирадзе).

26 Там же. Д. 50. Л. 239 (Джаваира Аршаковна Хутулашвили, урожденная Тер-Петросян).

27 Радзинский Э. С. Сталин. М., 1997. С. 30–32.

28 Вся Россия. СПб., 1903. С. 2750.

29 Радзинский Э. С. Сталин. С. 31.

30 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 26.

31 ГФИМЛ.Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1.Д. 1.Л. 144 об. — 145 (М. К. Абрамидзе-Цихитатришвили).

32 Там же. Д. 8. Л. 196–202 (Д. Гаситашвили); Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) // ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 6. Д. 306. Л. 12.

33 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 8. Л. 196, 200 (Д. Гаситашвили).

34 Там же. Д. 11. Л. 129 (Е. Зазишвили).

35 Там же. Д. 1. Л. 144 (М. К. Абрамидзе-Цихитатришвили).

36 Там же. Д. 54. Л. 70–71.

37 Там же. Д. 48. Л. 18 (Н. Тлашадзе); Д. 54. Л. 70–71 (С. Чантурия), Л. 202 (К. Чарквиани).

38 Там же. Д. 11. Л. 129. (Е. Зазашвили); Д. 22. Л. 20 (Г. Касрадзе).

39 Там же. Д. 10. Л. 49 (С. П. Гогличидзе), 132 (Д. Гогохия).

40 Там же. Д. 9. Л. 125–141 (Г. Глурджидзе); РГАСПИ. Ф. 558. Оп.4. Д. 665. Л. 354 (Д. Папиташвили).

41 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 14. Л. 130 (Е. Зазишвили); Д. 32. Л. 259 (М. Махараблидзе-Кублидзе).

42 Там же. Д. 15. Л. 152–154 (О. Дидебуладзе).

43 Там же. Д. 53. Л. 29 (А. М. Цихитатришвили).

44 Батумская демонстрация 1902. г. [2-е изд.] М., 1937. С. 190.

45 Из архива Л. О. Дан. Амстердам, 1987. С. 101.

46 Радзинский Э. С. Сталин. С. 36.

47 Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) // ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 6. Д. 306. Л. 13.

48 Гори. 287/1. Л. 2 (М. Монаселидзе).

49 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 6. Д. 274. Л. 13.

50 Там же. Оп. 2. Ч. 1. Д. 54. Л. 202.

51 Там же. Д. 35. Л. 30 (А. Надирадзе).

52 Там же. Д. 10. Л. 134 (Д. Гогохия).

53 Там же. Оп. 5. д. 414. Л. 2.

54 Там же. Л. 5.

55 Там же. Оп. 2. Ч. 1. Д. 54. Л. 202.

56 Там же. Л. 203.

57 Там же. Л. 202–204.

58 Там же. Л. 205.

В духовном училище

1 ГИАГ. Ф. 440. Оп. 2. Д. 82. Л. 31; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. 61. Л. 1.

2 См., например: ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 24. Л. 191 (В. Кецховели).

3 Кавказский календарь на 1880 г. Тифлис, 1879. С. 70.

4 Кавказский календарь на 1883 г. Тифлис, 1882. С. 81.

5 Кавказский календарь на 1890 г. Тифлис, 1889. С. 190.

6 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 669. Л. 5 (П. Капанадзе).

7 Гори. Д. 357. Л. 1 (Давид Саларидзе).

8 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 24. С. 191 (В. Кецховели).

9 Там же. Л. 192.

10 Там же. Д. 41. Л. 36 (И. Размадзе); Гори. Д. 341. Л. 2 (И. Размадзе).

11 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 242 (С. П. Гогличидзе).

12 Антирелигиозник. 1939. № 12. С. 19 (Г. Глурджидзе).

13 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 36.

14 Кавказский календарь на 1888 г. Тифлис, 1887. Ч. 2. С. 137; …на 1889 г., Тифлис, 1888. Ч. 2. С. 187.

15 По свидетельству внука Захария Алексеевича Джабраила Владимировича Давиташвили, у его деда Эдишера Давиташвили было три сына (Алексей, Николай и Шио). Запись беседы с Д. В. Давиташвили. Тбилиси. 24 и 26 июля 1996. // Архив автора.

16 Запись беседы с Джибраилом Владимировичем Давиташвили. Тбилиси. 24 июля 1996 // Архив автора; РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 273. Л. 98 (В. Каминский).

17 ГАРФ. Ф. 102. ЗД. 1883. Д. 1352. Л. 190–191; Шио Давиташвили (некролог) // Каторга и ссылка. 1934. Кн. 2 (111). С. 128–129.

18 Джугашвили Е. Г. — З. А. Давиташвили. 15 сентября 1927 г. На грузинском языке. Пер. Д. В. Давиташвили // Архив Д. В. Давиташвили.

19 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 669. Л. 8.

20 Там же. Оп. 4. Д. 665. Л. 354–356 (Д. Папиташвили).

21 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 10. Л. 57 (С. П. Гогличидзе).

22 С. П. Гогличидзе утверждал, что через две недели после этого происшествия Сосо снова вернулся к занятиям (Там же. Л. 58).

23 Там же. Д. 49. Л. 56 (Г. Хабелашвили).

24 Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили // Там же. Оп. 6. Д. 306. Л. 13.

25 Там же. Оп. 2. Ч. 1. Д. 10. Л. 58 (С. П. Гогличидзе).

26 Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили // Там же. Оп. 6. Д. 306. Л. 13.

27 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 32. Л. 119 (запись в кондуитном журнале 15 ноября 1897 г.).

28 Гори. Д. 287/1. Л. 9 (М. Монаселидзе).

29 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 34 (Г. Елисабедашвили); Гори. Д. 146/2. Л. 22–23 (Г. Елисабедашвили).

30 Так, С. П. Гогличидзе писал, что «Сосо было пять лет, когда его отец уехал в Тбилиси» (ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2.4.1.Д. 10. Л. 50), а Д. Гогохия утверждал, что он впервые увидел Бесо Джугашвили в Гори не ранее 1890 г., т. е. когда Сосо было уже около двенадцати лет (Там же. Л. 133).

31 ГИАГ. Ф. 153. Оп. 1. Д. 3431. Л. 274об.

32 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 619. Л. 173.

33 Levine I. don. Stalin. Der Mann von Stahl. Dresden, б. д. S. 11.

34 ГФИМЛ.Ф. 8. Оп. 2.4. 1. Д. 48. Л. 14–15 (Из беседы с Е. Джугашвили в мае 1935).

35 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. 61. Л. 1.

36 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 10. Л. 133 (Д. Гогохия).

37 Там же. Д. 49. Л. 202–205.

38 Там же. Д. 1. 145.

39 КФ ГИАГ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3196а. Л. 143 об (посемейный список); ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 10. Л. 130 (Д. Гогохия).

40 Там же; Кавказский календарь на 1890 г. Тифлис, 1889. С. 110; Грузия, Тифлис, 1920. 29 ноября (сообщение о смерти Анны Кипшидзе).

41 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 10. Л. 132 (Д. Гогохия).

42 Там же.

43 Там же. Д. 1. Л. 228–229, 236–239.

44 Гори. Д. 89. Л. 3 (А. Гогебашвили).

45 Там же. Л. 2 (А. Гогебашвили).

46 Бакинский рабочий. 1929. 20 дек.; Духовный вестник грузинского экзархата. Тбилиси, 1891. № 9. 1 июля. С. 12.

47 Там же. 1892. № 13.1 июля; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 5 (Г. Елисабедашвили), 243 (С. П. Гогличидзе).

48 Гори. Д. 89. Л. 3 (А. Гогебашвили).

49 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 54. Л. 212–213 (К. Чарквиани).

50 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 4326. Л. 1.

51 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 1. Л. 145.

52 Радзинский Э. С. Сталин. С. 31.

53 Логинов В. Мой Сталин // Шпион. 1993. № 2. С. 38–44.

54 РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 273. Л. 67.

55 А. Д. Кокочишвили — дочь Давида Антоновича Зубалова и княжны Екатерины Чиковани. Запись беседы с А. Д. Кокочишвили. Тбилиси. 26 июля 1996 г. // Архив автора.

56 Там же.

57 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 35. Л. 30 (Аника Надирадзе).

58 Там же. Оп. 2. Ч. 1. Д. 14. Л. 130 (Е. Зазишвили).

59 Там же. Д. 15. Л. 285 (Н. М. Азиани-Дондарова).

60 Там же. Л. 152–154 (О. Дидебуладзе).

61 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 166. Л. 7.

62 См. С. 88.

63 Гори. Д. 89. Л. 3 (А. Гогебашвили).

64 Запись беседы с Джабраилом Владимировичем Давиташвили. Тбилиси. 24 июля 1996 г. // Архив автора; М. Н. Давиташвили: Биографическая справка // РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 651. Л. 37–38.

65 Там же. Д. 651. Л. 42 (Г. Паркадзе).

66 Там же. Д. 665. Л. 24–25 (Г. Елисабедашвили).

67 Там же. Л. 25 (Елисабедашвили), Л. 92 (П. Паркадзе).

68 Там же. Л. 5.

69 Духовный вестник грузинского экзархата. 1894. № 5. С. 1–3.

70 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 10. Л. 63–64; РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 252 (С. П. Гогличидзе).

71 Там же. Оп. 4. Д. 61. Л. 1.

72 Духовный вестник грузинского экзархата. 1894. № 14. С. 14–15.

ГЛАВА 2. ЮНОСТЬ ВОЖДЯ

В семинарии

От Гори до Тифлиса около 75 км{1}. В 1871 г. их соединила между собой Закавказская железная дорога. Если раньше путь из одного города в другой требовал не менее двух суток, теперь это расстояние можно было преодолеть за несколько часов{2}.

Перепись 1897 г. зарегистрировала в Тифлисе около 160 тыс. человек. Несмотря на то что он являлся грузинским городом, в 1897 г. около 30 % его населения составляли русские, почти столько же — армяне и менее 26 % — грузины. Кроме того, здесь проживали немцы — 3 %, евреи — 3 %, татары — 3 % и около 5 % приходилось на другие национальности{3}.

«Армяне… — читаем мы в „Тифлисском настольном календаре“ на 1894 г., — занимаются преимущественно фабричной и заводской промышленностью, торговлей и ремеслами… Русский элемент наиболее заметен в чиновничестве и войске. В Тифлисе находится также много молокан и вообще русских сектантов, занимающихся преимущественно извозом; они живут в Дидубэ и на Песках… Татары и персияне живут в старой части города Сейд-Абаде»{4}.

Тифлис был не только губернским центром, но и столицей Кавказа{5}. До 1881 г. здесь находилась резиденция кавказского наместника, а с 1881 г. — после упразднения наместничества — резиденция главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, который одновременно являлся командующим войсками Кавказского военного округа. С 1896 по 1905 г. этот пост занимал князь Г. С. Голицын{6}.

По данным 1892 г., в городе насчитывалось 110 заводов и фабрик (в основном это были предприятия легкой промышленности), на которых трудилось 2600 рабочих, а общая стоимость производимой ими продукции составляла 3,5 млн руб.{7}.

Из числа наиболее крупных и известных промышленных предприятий можно назвать бумагопрядильню Г. М. Мирзоева, обувную фабрику Г. Г. Адельханова, табачные фабрики Н. И. Бозарджианца и А. Н. Энфианджианца, коньячный завод Д. З. Сараджева, пивоваренные заводы, владельцами которых были Ф. Г. Ветцель, О. Э. Гребнер и Л. Д. Мадер, машиностроительный завод М. Карапетова, чугунолитейный завод Алиханова и Яралова{8}. Самыми крупными предприятиями города являлись железнодорожные мастерские и паровозное депо. Здесь была сконцентрирована почти половина всех рабочих города{9}.

Вплоть до начала XX в. Тифлис представлял собой не столько промышленный, сколько торговый центр. Достаточно сказать, что на 110 промышленных предприятий приходилось около 3 тыс. торговых заведений, на 2,6 тыс. рабочих — 6 тыс. человек, имевших торговые свидетельства. Объем товарооборота достигал 38 млн руб. и более чем в 10 раз превосходил объем промышленного производства{10}. Кроме 6 тыс. лиц с торговыми свидетельствами в городе было около 600 купцов 2-й и около 80 1-й гильдии{11}.

В городе имелось отделение Государственного банка, действовали Тифлисский коммерческий банк и Тифлисский дворянский земельный банк, а также Тифлисское общество взаимного кредита{12}.

Свои представительства в Тифлисе имели иностранные фирмы, из числа которых можно назвать торговые дома «Братья Гольдлюст», «Сименс и Гальске», «Карл Стукен», американское страховое общество «Эквитебл», магазин известной германско-американской компании по производству швейных машинок «Зингер и Ko», ателье модных товаров француза Эрвье, именовавшего себя на русский манер Иваном Ивановичем, и т. д. В Тифлисе можно было купить билет на пароход и отправиться из Батума в Западную Европу. Путь до Марселя обслуживала французская фирма «Н. Паке и Ko», располагавшаяся на Сионской улице в доме И. М. Арцруни{13}.

Необходимость защиты интересов иностранных подданных привела к открытию здесь консульств целого ряда иностранных государств, как азиатских, так и европейских{14}.

Если обратиться к податным спискам Тифлиса 90-х гг. XIX в., то можно узнать, что богатейшими людьми в городе, т. е. владельцами самого крупного имущества в Тифлисе, были: 1) Иван Алексеевич Читахов — 2931 руб. налога, 2) князь Иван Константинович Багратион-Мухранский — 2493 руб., 3) наследники Иосифа Алелова — 2179 руб., 4) Александр Иванович Манташев — 2064 руб., 5) Давид Захарович Сараджев — 1647 руб., 6) Исай Мартынович Цовьянов — 1300 руб., 7) Иван Гаврилович Тамашев — 1275 руб. Никто кроме них в городе не платил городского налога более 1000 руб.{15} За исключением князя И. К. Багратион-Мухранского и И. Алелова самые богатые люди города были армянами.

Тифлис являлся одним из важнейших культурных центров Кавказа.

В городе издавалось шесть газет на армянском языке, в том числе «Нор дар» («Новый век») под редакцией доктора права Лейпцигского университета С. А. Спандаряна{16} и «Мшак» («Работник») под редакцией А. А. Калантара, пять газет на русском языке, в том числе «Кавказ» (редактор — Ю. Н. Милютин), «Новое обозрение» (редактор — князь В. М. Туманов), «Тифлисский листок» (редактор — Х. Г. Хачатуров){17}, четыре газеты на грузинском языке, самыми известными из которых были «Иверия» («Грузия») (редактор — И. Г. Чавчавадзе) и «Квали» («Борозда»), Официальным редактором последней являлась Анастасия Михайловна Церетели (урожденная княжна Туманова, сестра редактора «Нового обозрения»), а фактически — ее муж писатель Г. Е. Церетели{18}.

В конце XIX в. в Тифлисе не существовало ни одного высшего учебного заведения. Вместе с тем здесь находились учительский институт, четыре гимназии, реальное училище, православная духовная семинария.

Семинария располагалась в самом центре города, недалеко от Эриванской площади, на углу Лорис-Меликовского проспекта и Пушкинской улицы (фото 9){19}. Сюда летом 1894 г. и пришел Сосо Джугашвили.

На что надеялась Кеке, отклоняя предложение С. П. Гогличидзе о помощи? Ведь она знала, что в духовную семинарию прежде всего брали выходцев из духовного сословия и что за обучение необходимо было платить.

По свидетельству Г. В. Паркадзе, когда Сосо поступал в семинарию, «за него хлопотал историк-археолог Федор Жордания»{20}, который в рассматриваемое время преподавал в Тифлисской православной семинарии церковные грузинские предметы{21}. Но откуда ему был известен сын горийского сапожника? По словам того же Г. В. Паркадзе, Ф. Жордания «знал его по отзывам преподавателей» Горийского духовного училища, а также «зубного врача Сологова»{22}.

Кто именно из преподавателей Горийского духовного училища был близко знаком с Ф. Жорданией и кто из них порекомендовал ему Сосо, мы не знаем. Что же касается «зубного врача Сологова», то это был Александр Георгиевич Сологошвили, ставший зубным врачом несколько позднее{23}. До 1893 г. он учился в Тифлисской духовной семинарии и был членом ученического кружка, в состав которого входил Ладо Кецховели и который нередко собирался на квартире А. Г. Сологошвили{24}. В декабре 1893 г. за участие в забастовке вместе с Л. Кецховели тоже был исключен из семинарии{25}. Таким образом Сосо А. Г. Сологошвили мог знать через Л. Кецховели.

Кроме Ф. Жордании у Сосо был еще один покровитель. Дело в том, что к этому времени брат Кеке Сандал перебрался из Гори в Тифлис и поселился по адресу: Ведзинский переулок, дом № 6. Владельцем этого дома являлся Георгий Чагунава, который служил в Тифлисской духовной семинарии и занимал там должность эконома{26}. Обращает на себя внимание то, что в его доме, будучи семинаристом, некоторое время жил Ладо Кецховели{27}. Когда Кеке привезла Сосо в Тифлис, она, остановившись у своего брата, обратилась за помощью к жене Г. Чагунавы и получила ее поддержку{28}.

«Поступающим в семинарию, — вспоминал Кита Николаевич Тхинвалели, — необходимо было быть в Тифлисе 15 августа», однако Сосо Джугашвили и Васо Хаханишвили уехали туда «на несколько дней раньше»{29}. 22 августа Сосо подал заявление о допуске его к вступительным экзаменам (фото 10){30}, в течение нескольких дней сдал восемь предметов{31} и 2 сентября «на общих основаниях» был зачислен в семинарию{32}.

Чтобы понять смысл этой формулировки, необходимо учитывать, что если утвержденный 22 августа 1884 г. «Устав православной духовной семинарии» не предусматривал плату за обучение{33}, то затем она была введена для «иносословных» лиц, т. е. лиц, не принадлежавших к духовному сословию{34}. Поэтому в «Журнале общего педагогического собрания Правления Тифлисской духовной семинарии» № 20 за 2 сентября 1894 г. говорилось: «Из принимаемых ныне в 1-й класс воспитанников следующие должны быть причислены к иносословным, обязанным в силу Высочайшего повеления от 30 октября 1890 г. вносить установленную плату за право обучения в семинарии по 40 руб. в год». Далее шел список иносословных воспитанников, среди которых фигурировал и Сосо Джугашвили{35}.

Но дело заключалось не только в плате за обучение. «Устав православной духовной семинарии» предполагал возмещение расходов за содержание семинаристов: проживание их в общежитии, питание и одежду. А поскольку не все семинаристы были способны платить за это, они подразделялись на две категории: своекоштных и казеннокоштных. Первые должны были нести расходы по обучению сами, вторые находились на содержании государства. Причем «Устав» допускал возможность как полного, так и частичного содержания воспитанников за счет государства. В нем говорилось, что «казеннокоштные, живя в семинарии, пользуются от нее полным или половинным содержанием», а «своекоштные принимаются или полными пансионерами, или в качестве полупансионеров, не получающих из полного содержания только одежды»{36}. И далее: «Плата за полных пансионеров, также и за тех, которые пользуются в семинарии только помещением и столом, определяется по представлению Правления семинарии епархиальным архиереем для каждой местности особо, сообразно с потребными на то или другое содержание расходами»{37}.

О том, как в это время определялась подобная плата в Тифлисской семинарии, можно узнать из первого номера «Духовного вестника грузинского экзархата» за 1 января 1895 г. В нем говорится: «Воспитанники, не содержащиеся на казенном содержании и не получающие пособия, вообще не поименованные в настоящем списке, но содержащиеся в общежитии, обязаны вносить за свое содержание по 100 руб. в год»{38}.

Следовательно, Сосо, принятый на общих основаниях как своекоштный, должен был не только одеваться за свой счет, но и платить 40 руб. за право обучения и 100 руб. за содержание в общежитии, т. е. 140 руб. в год.

«Плата, — говорилось в „Уставе православной духовной семинарии“ 1884 г., — вносится по третям года, в течение первой половины первого третного месяца»{39}, т. е. до 15 сентября, 15 января и 15 мая. Это значит, что Сосо обязан был немедленно приобрести форменную одежду и не позднее 15 сентября 1894 г. внести 46 руб. 67 коп.

Таких денег у Кеке не было. Поэтому, несмотря на успешно сданные вступительные экзамены, ее сын уже через две-три недели после его зачисления мог оказаться за стенами семинарии.

Имел ли он право на казенное содержание? Устав 1884 г. разрешал принимать на подобное содержание только «сирот, а из имеющих родителей тех, которые представили надлежащее удостоверение и бедность и недостаточное имущественное положение которых известно Правлению и которые, кроме того, оказали лучшие успехи и поведение, преимущественно из воспитанников духовного звания»{40}.

Из этого явствует, что Сосо мог быть принят на полное или половинное казенное содержание только в виде исключения. «На счастье, — вспоминал С. П. Гогличидзе, — у Кеке среди преподавателей оказались знакомые, они знали, как нуждается Кеке, сказали об этом ректору, заявив (об этом. — А.О.) также на собрании, и Сосо был принят в пансион»{41}.

Действительно, сразу же после того, как ему стало известно о зачислении в семинарию на общих основаниях, в этот же день, 2 сентября 1894 г., Сосо Джугашвили подал прошение на имя ректора семинарии, в котором просил принять его «в пансион», хотя бы «на полуказенное содержание»{42}. 3 сентября прежнее решение было пересмотрено, и он был зачислен в качестве полупансионера{43}.

Это означало бесплатное проживание в общежитии и пользование столовой. Но Сосо должен был платить 40 руб. в год за право обучения и одеваться полностью за свой счет.

В 1894 г. педагогический коллектив семинарии состоял из 23 человек, его возглавлял ректор, кандидат богословия, архимандрит Серафим, помощником которого был инспектор семинарии, кандидат богословия иеромонах Гермоген[15]{44}.

«Осенью… — вспоминал Доментий Гогохия, — мы приехали в Тифлис, впервые в нашей жизни очутились в большом городе. Нас ввели в четырехэтажный дом, в огромные комнаты общежития, в которых размещалось по 20–30 человек. Это здание и было Тифлисской духовной семинарией. Жизнь в духовной семинарии протекала однообразно и монотонно. Вставали мы в семь часов утра. Сначала нас заставляли молиться, потом мы пили чай, после звонка шли в класс. Дежурный ученик читал молитву „Царю небесному“ и занятия продолжались с перерывами до двух часов дня. В три часа — обед. В пять часов вечера — перекличка, после которой выходить на улицу запрещалось. Мы чувствовали себя как в каменном мешке. Нас снова водили на вечернюю молитву, в восемь часов пили чай, затем расходились по классам готовить уроки, а в десять часов — по койкам, спать»{45}.

Таким образом, воспитанники почти в течение всего дня находились под постоянным контролем своих преподавателей и имели лишь полтора-два свободных часа личного времени в обычные дни (между 15.00 и 17.00) плюс воскресенье.

Сосо появился в Тифлисской семинарии после того, как она пережила волнения 1893 г. и на протяжении почти девяти месяцев была закрыта{46}. В связи с этим в 1894 г. в семинарии оказалось два отделения первого класса. Одно состояло из поступивших в 1893 г., другое — из поступивших в 1894 г. Так Сосо догнал Миху Давиташвили. Они оказались в разных отделениях одного и того же первого класса{47}.

Вместе с И. Джугашвили из Гори в семинарию поступили Гриша Глурджидзе, Дормидонт Гогохия, Иосиф Иремашвили, Петр Капанадзе, Валико Касрадзе, Гриша Паркадзе, Кита Тхинвалели, Васо Хаханишвили. К ним присоединились Симон Натрошвили из Телави и Арчил (Ростом) Долидзе из Озургет{48}. Позднее, в 1896 г., Сосо сблизился с Михаилом Монаселидзе{49}.

В семинарии воспитанники прежде всего группировались по месту жительства и национальности. Г. Паркадзе утверждал, что горийцы теснее всего дружили с телавцами{50}.

Первоначально Сосо чувствовал себя в большом городе и в новой среде неуверенно. Вот каким вспоминал его учившийся в