Он полагает?
Рене осматривает обитые белым поролоном стены. Память мигом возвращается.
Я в психиатрической лечебнице. Это доктор Шоб. Максимилиан Шоб. Тот, кто создает «ложные воспоминания».
Он что-то натворил с моими мозгами, чтобы подавить мой дух. Поджег деревья-нейроны в лесу моего сознания. Пни и пепел – вот что осталось от сожженного леса моей мысли.
Я прятался в гроте. С камбоджийцем. Который возненавидел Рембо.
Память возвращается волнами.
На мне важная миссия по спасению людей. Не припомню кого.
– Поверьте, мсье Толедано, теперь вам будет становиться все лучше и лучше.
Вот-вот, меня звали… то есть меня зовут Рене Толедано.
Опомниться. Держаться. Возродить сожженные деревья-нейроны.
А этот тип уже не такой симпатичный, как мне только что казалось. Меня пугает его улыбка.
– Вы не вправе делать со мной то, что делаете. Мне нужен адвокат.
– Главное, что вы выздоравливаете. Адвокатов для больных не предусмотрено. К тому же у вас и так самый лучший адвокат – я. Благодарите Элоди Теске, если бы не она, вы бы здесь не оказались. Вспомните: я – тот, кто вас лечит.
Доносящийся издали безумный смех звучит кульминацией этой фразы.
– Я хочу домой.
– Мне интересен ваш случай. Полагаю, вы задержитесь в этой лечебнице надолго. Сказали бы спасибо, ведь я спас вас от тюрьмы, а теперь почищу ваше сознание.
– Я хочу домой.
Мне нужна «Мнемозина» – папка, куда я все записал о себе, чтобы не забыть. Но «Мнемозина» осталась дома.
Где он, мой дом? Срочно вспомнить! Найду «Мнемозину» – сразу вспомню, кто я, невзирая на происходящее со мной сейчас.
– Сами видите, как бывает при потере памяти: вам не хватает слов. Приходится твердить одно и то же.
Рене пытается сесть повыше, но головокружение и сильнейшая мигрень снова валят его на койку.
Пожар у меня в голове еще не полностью унялся.
Он слышит дождь за окном и представляет, как тяжелые серебристые капли гасят пламя, пожирающее его нейроны.
– Вам дали успокоительное, вы долго спали. Сейчас 11 утра. Вы пропустили завтрак, но ничего, скоро принесут обед. Вам надо набраться сил. Полагаю, сегодня в меню бараньи мозги. В них много фосфора, это полезно для памяти. Увидите, здесь очень хорошо кормят. Наш шеф-повар – редкий любитель готовить из потрохов. Позвольте небольшое отступление: моя бабушка говорила, что есть почки полезно для почек, телячий зоб – для щитовидки и для иммунитета, кишки – для пищеварения. По этой логике, мозги хороши для умственного здоровья, вы не считаете?
Психиатр откидывает со лба белую прядь.
– Вам надо набираться сил, мсье Толедано, потому что сегодня в 16 часов у вас новый сеанс «чистки» гиппокампа. Надеюсь, при одном сеансе электротерапии в день ваши внутренние джунгли через месяц преобразуются во французский парк.
У меня в голове еще не до конца потух огонь. Это уже угли, но они сильно раскалены и потрескивают.
Шоб оставляет его одного в камере с белыми стенами.
Надо вспомнить что-то важное, но что? Что-то на белом песчаном пляже, там была кокосовая пальма и мужчина в юбке.
Он прикусывает язык.
Какой пляж? Какой мужчина в юбке? Отпускник-шотландец? Почему мне так важно это вспомнить?
Он собирается с духом и ударяется головой о стену, чтобы от сотрясения пробудилась память. Тут входит санитар и прекращает это занятие.
– За вами наблюдают в глазок. Будете причинять себе вред – окажетесь в смирительной рубашке.
Рене послушно садится на койку.
– Может быть, хотя бы вы напомните мне, почему я здесь?
Санитар читает листок на двери.
– Вы кого-то убили, – говорит он, пожимая плечами. – Кинжалом. Еще у вас бред об Атлантиде.
Это произносится таким тоном, словно речь об аппендиците или о небольшой опухоли. Санитар стирает кровь в том месте, где Рене врезался в стену головой, уходит и запирает дверь снаружи.
Рене снова один.
Атлантида? Вот оно что…
Он трясет головой, и перед его глазами появляется ожерелье с синим дельфином, шея, лицо, зеленые глаза, рыжие волосы. За спиной женщины огромной глаз.
Опал. Ее звали Опал. «Ящик Пандоры».
Она меня загипнотизировала, и что-то произошло. Шок. Я захотел вспомнить эпизод геройства. Первая мировая война. Ипполит.
Дождь, свисток сержанта. Подземный ход, по которому немцы проникали к нам в тыл.
Наконец-то его память постепенно восстанавливается.
До этой моей жизни были другие.
Жизнь, в которой мне захотелось умереть в преклонных годах, в окружении семьи. Графиня Леонтина.
Жизнь, в которой я испытал величайшее наслаждение. Галерник Зенон.
Самая безмятежная жизнь. Человек в юбке.
Необходимо вспомнить, как его звали. Короткое имя: Мел, Бел, Реб. Все дело в первой букве. Беб, Деб, Феб… Геб! Его зовут Геб, он живет в Атлантиде.
Снаружи неистовствует гроза. При ударе грома его посещает еще одно воспоминание.
Потоп!
Ему грозит опасность. Я должен помочь Гебу пережить этот природный катаклизм.
Он приникает ухом к обитой стене и сожалеет, что плохо различает шумы внешнего мира.
Доктор Шоб сказал, что будет чистить мне память. Как бы я не забыл Геба и не потерял возможность помочь ему. Бедняга, он не умеет строить корабли: атланты развили духовные, но не технические таланты. У них круглые и плоские суденышки на дельфиньей тяге. Колесо, парус, киль, руль им неведомы.
Я нужен атлантам. Только я могу их спасти.
Надо любой ценой выбраться отсюда. Сбежать из этой психушки.
Но как?
Ответ приходит сам собой.
Ипполит. Он воевал в элитных частях, он умеет драться и проникать в тыл к неприятелю.
Рене с трудом скрещивает под собой ноги, пытается принять позу лотоса, у него не получается, тогда он просто закрывает глаза и старается вспомнить процесс самогипноза.
Кажется, там эскалатор, нет, лифт, нет, простая лестница.
Он представляет себе лестницу и спускается по ней вниз, считая ступеньки.
Перед ним дверь бессознательного – толстая, железная, похожая на дверцу банковского сейфа. Он тянет на себя тяжелую дверь, она скрипит, но поддается.
За дверью тянется коридор с деревянными дверями. Номера дверей на табличках трудно прочесть из-за слоя сажи.
Последствия электротерапии налицо даже в моем коридоре.
Он стирает сажу, чтобы видеть цифры.
Какая из дверей ведет в Первую мировую войну? 105, 106, 107?
Он вспоминает тревожащий красный цвет, цвет свежей крови. 109!
Он подносит руку к двери, следующей за 108-й, и стирает черное наслоение, чтобы выступил номер 109. От почерневшей древесины валит пар. Он вспоминает, что в последний раз угодил сюда как раз перед наступлением на Дамской дороге.
Сейчас не время воевать.
Он сосредоточивается, чтобы поточнее сформулировать пожелание.
Мне нужен канун наступления.
И он открывает дверь. Ипполит спит. Рене раздумывает, как быть. В отличие от первого раза он не хочет видеть мир глазами Ипполита. Пользуясь техникой Геба, он мысленно размещается вне своей инкарнации. Теперь он и его прежнее «я» смогут друг друга видеть и переговариваться, как отдельные люди.
– Ипполит?
Солдат просыпается и в ужасе подскакивает.
– Вы кто?
Рене слышит в голосе молодого человека сильное волнение и решает сыграть на его сонном смятении, чтобы облегчить дело.
– Я – персонаж из твоего сна. Считай меня другом, которому понадобились твои способности.
Он чувствует, что дух солдата осознает его присутствие, хотя и не может его толком идентифицировать.
– Персонаж из сна? Чего тебе от меня надо?
– Знаю, это может показаться удивительным. Мне нужно, чтобы ты вошел в меня и управлял мной изнутри.
– Разве так можно?
– В мире снов возможно все. Это всего лишь игра ума.
– Кто ты, откуда ты меня знаешь?
– Я твоя будущая инкарнация.
– Я брежу во сне?
– Да, бредишь. Мне нужно, чтобы во сне ты дал принципиальное согласие на продолжение этого эксперимента.
– Как тебя зовут?
– Рене Толедано.
– Ты утверждаешь, что явился из моего будущего?
– Я рожусь лет через пятьдесят.
Между нами вклинился камбоджийский монах, но сейчас не время усложнять, все и так непросто.
– Что ты здесь делаешь, Рене?
– Я живу в 2020 году, меня упекли в психбольницу. Думают, что я псих.
– Ладно, ладно, видать, перед сном я перебрал винца.
– Я прошу об одном – о доверии. Почувствуй меня и управляй мной изнутри. Это очень важно. Ты мне нужен, ты должен меня спасти. Речь о сохранении моего… нет, «нашего» духа.
Ипполит, похоже, потерял интерес к собеседнику.
– Ты – персонаж из сна, и только. Почему я должен тебе доверять?
Как его убедить? При помощи техники «3+1»!
– Отвечай только «да» и «нет», Ипполит. Ты согласен, что раз все это происходит во сне, то что бы ты ни решил, это не будет иметь никаких последствий?
– Согласен.
– И что если ты откажешься мне помогать, то персонаж твоего сна будет разочарован?
– Допустим.
– И наоборот, если ты согласишься мне помочь, то персонаж твоего сна будет в восторге?
– Да.
– Значит, в твоих же интересах, чтобы персонаж твоего сна не грустил, а радовался. Тем более что тебе это ничего не стоит, ты ничего не потеряешь. Значит, ты согласен, Ипполит?
– Ну… раз мне все равно нечего делать… Почему бы и нет, мсье Толедано.
– Называй меня Рене.
– Хорошо, Рене.
Уф, нелегко же было уговорить эту субличность.
– Что мне делать, Рене? – спрашивает солдат.
– Войди в меня. Завладей моими руками, моим сознанием, но действуй, пуская в ход свои рефлексы, свою реакцию, талант человека, умеющего использовать силу. Мне надо побыстрее отсюда выйти, иначе мое сознание повредится и мы больше не сможем общаться.
И Ипполит Пелисье, верящий, что видит сон в окопе Первой мировой войны, начинает действовать в неведомом мире, считая себя человеком будущего, запертым в психиатрической лечебнице.
56.
Санитар, принесший на подносе обед, схвачен за горло и сбит с ног. Не успев спохватиться, он оказывается на полу, он лишен сознания умелым ударом ребром ладони по затылку. Оценив ситуацию, Рене-Ипполит связывает его и выбегает в коридор.
Все происходящее в этом секторе снимается на камеру. Он крадется вдоль стены к двери. Она накрепко заперта. Надо искать другой выход.
Темные безлюдные коридоры ведут в другие такие же. Этот лабиринт напоминает Рене-Ипполиту подземные ходы, где он бывал, когда участвовал в диверсиях за линией фронта.
Рене кажется, что его тело – машина, руль которой он уступил другому.
Это шизофренический опыт, два сознания в одном теле. Только так можно помешать доктору Шобу полностью разрушить мой мозг.
Фирун умеет управлять болью, Ипполит – боем.
Солдат Первой мировой действует стремительно и эффективно. Он умеет бесшумно двигаться, верно оценивает опасности, быстро анализирует все окружающее, от пола до потолка. Рене слышит вопли.
Палач снова за работой.
Он торопится туда, откуда несутся крики. Через иллюминатор в двери он видит связанную ремнями женщину, которая, как он сам накануне, подвергается электротерапии.
Судя по всему, ей очень больно. Шоб и двое санитаров сидят перед экранами. Давая своим подручным указание за указанием, он гладит пациентке волосы, лицо, переходит к груди. Женщина при каждом разряде изгибается от боли. Шоб наблюдает за ней, как за подопытным животным. Его коллеги, такие же садисты, как он, прилипли к мониторам.
– Что они делают? – спрашивает Ипполит.
Рене некогда объяснять.
– Действуем! – командует дух учителя истории духу солдата.
Рене-Ипполит приоткрывает дверь, просовывает в щель руку и тушит свет. Бросившегося на него санитара он без труда швыряет на пол. Преимущества Рене-Ипполита – темнота и эффект неожиданности.
Его пытается обхватить сзади второй санитар, но диверсант бьет его локтем в печень и заставляет скорчиться с гримасой боли.
С санитарами он справился, но чувствует острую боль в области пупка и с опозданием понимает, что подскочивший со спины доктор Шоб ткнул его скальпелем. Как это ни больно, он твердо знает, что пострадали только мышцы и жировая прослойка.
Вырвав из живота скальпель, Рене-Ипполит оглядывается. Теперь удар скальпелем предназначен Шобу, но тот успевает отскочить и включить оглушительную сирену. Темное помещение озаряется мигающим красным светом тревожной лампы.
Психиатр с белым чубом хочет выскользнуть в дверь, но напавший не дает. Тогда Шоб вооружается другим скальпелем. Теперь они стоят лицом к лицу, готовые к дуэли на мини-мечах.
Учитывая разницу в росте, победителем должен остаться более рослый, но пришедший в чувство санитар спешит на выручку к своему шефу, и численный перевес оказывается на стороне противника. Рене-Ипполит режет кожаные ремни, и молодая женщина срывается с кресла. Выплюнув кляп, она с яростным криком кидается на доктора Шоба. Равенство сил восстановлено.
Санитар атакует. Рене-Ипполит наклоняется, хватает его за правую ногу, бодает головой в грудь, опрокидывает, бьет по горлу. Он знает, что медлить нельзя, так как с пола встает второй санитар.
Завязывается рукопашная, точь-в-точь как та, которую Рене пережил при первой регрессии, на Дамской дороге, когда схватился с немецким солдатом. Детина-санитар сидит на нем верхом и норовит ткнуть его в глаз скальпелем. Одной рукой Ипполит отводит от лица скальпель, другой пытается душить противника, но у того слишком толстая шея, на нее не удается надавить достаточно сильно, чтобы вывести его из строя. Вспомнив в подробностях схватку на дороге Дам, Рене решает действовать иначе.
Ум – способность не совершать дважды одну ошибку.
Он пихает санитара коленом в пах, и тот обмякает. Рене сразу проводит апперкот ему в подбородок.
Вспомни Дамскую дорогу Дам, Ипполит, это поможет.
Темнота в кабинете электротерапии прерывается красными всполохами, тишина разорвана сиреной, то и другое усугубляет хаос. Освобожденная пациентка зажала Максимилиана Шоба в угол и, схватив электроды, бьет его током в ухо. К истошной сирене добавляется не менее истошный вопль.
Он еще и неженка.
Пациентка довольна эффектом и спешит его повторить. Шоб получает второй удар током, в рот, корчится и сползает по стене.
Рене-Ипполиту дорога каждая секунда. Надо улепетывать, пока не нагрянули другие санитары. Он стягивает с одного из валяющихся на полу халат и, пользуясь тем, что Шоб сцепился с пациенткой, забирает его магнитную карточку.
Превозмогая боль от удара скальпелем в живот, он бежит по коридорам первого подземного этажа. При виде лаборатории ему приходит мысль пустить преследователей по ложному следу. Он хватает газовую горелку и устраивает пожар. Коридоры заволакивает густым серым дымом. Рене-Ипполит мочит тряпку и залепляет себе лицо – он поступал так, чтобы уберечься от горчичного газа, иприта, на войне. Он видит в дыму силуэты санитаров.
Побольше хаоса!
Он оставляет позади первый шлюз и при помощи магнитной карточки Шоба заставляет отползти в сторону очередную преграду – стеклянную дверь. Медицинский халат позволяет ему без труда преодолеть двор. На стоянке он находит фургон «Скорой помощи» с оставленными на торпеде ключами зажигания. Трогаясь, он включает сирену, завывания которой усугубляют нарастающий шум. Шлагбаум поднимается, он вырывается на свободу.
Судя по зеркалу заднего вида, преследования нет. Он останавливается на пустынной улице и закрывает глаза. Возобновляется диалог с его бывшим «я»:
– Теперь нам лучше разделиться, Ипполит. Твой сон кончится, и завтра ты спокойно проснешься, чтобы перейти к новым приключениям.
– Скажи, Рене, ты – персонаж из сна, ты из моего будущего?
– Да, я персонаж из сна. То, что я могу тебе сказать, – всего лишь часть этого призрачного мгновения.
– Значит, ты можешь устроить мне пророческий сон?
– Вообще-то…
– Я тебя не подвел, ты тоже меня не отталкивай.
Черт, вот этого я не предвидел.
– Если я правильно понял, мое настоящее – это для тебя прошлое. Вот и скажи, что меня ждет. Здесь, на фронте, сущий кошмар. Я его переживу?
– Ты должен прожить свою жизнь, я не могу вмешиваться, я не знаю, какие могут быть последствия, если я сообщу, что будет с тобой дальше.
– Я хочу знать.
– Пойми, это сон, не более того.
– Тем более ничего не изменится, если ты поделишься со мной своим знанием о моем будущем, Рене. Завтра на рассвете я ничего не буду помнить.
Зажал меня в угол, хитрец.
– Не исключено, что все-таки запомнишь, и тогда мой рассказ может повлиять на ход истории. В любом случае твоя помощь сыграла решающую роль в моем настоящем, Ипполит. Спасибо тебе. Жаль, что сам я ничем не могу тебе помочь.
– Нет, не исчезай.
– Увы, придется.
– Ты вернешься?
Черт, не знаю, что ответить.
– Я… да… постараюсь.
Боясь, что у него совсем зайдет ум за разум, Рене предпочитает оборвать разговор. Два сознания разделяются с чувством, что пережили очень важный опыт.
Рене мчится дальше, пользуясь сиреной, чтобы ехать по выделенной полосе для автобусов.
Мое положение стало еще хуже. Еще вчера на моей совести было одно убийство, а теперь к нему прибавились раненые санитары и пожар в больнице.
Оставшись один, Рене Толедано едет, все время поглядывая в зеркало заднего вида. Он разрывается между волнением из-за событий в больнице, радостью, что вернул себе свободу и что может, оказывается, рассчитывать на помощь своих прежних «я» для управления кризисами, и чувством вины из-за того, что не помог Ипполиту.
За мной тянется по вселенной след крови и пепла. Там, где я прохожу, усиливаются хаос и разруха.
А все потому, что гипнотерапия открыла ящик Пандоры моего сознания и выпустила на волю демонов моих субличностей. Гусеница превратилась не в бабочку, а в осу. Я убийца, поджигатель, я наношу раны. Я бросил на произвол судьбы Ипполита.
Эта мысль ему особенно тягостна. Он проскакивает на красный свет.
Знаю, за все придется платить. Я принимаю это. Сейчас надо успокоиться, найти безопасное место, чтобы помочь Гебу пережить Всемирный потоп.
На очередном светофоре рядом с ним останавливается машина полиции. Полицейский пристально смотрит на него.
Соблюсти видимость. У меня санитарная машина и соответствующая одежда, это должно подействовать на подсознание, как дама червей. Ориентируясь на то, что видит, полицейский должен сказать себе: «Этот человек спасает жизни, не надо ему мешать».
Обмен взглядами.
Улыбаться, больше непринужденности. Недаром отец говорил: «Не знаешь, как быть, – улыбайся, люди решат, что ты понял что-то, чего не знают они».
Полицейские едут дальше, утратив к нему интерес. Беглец решает забрать свои вещи, прежде всего компьютер, чтобы записать в «Мнемозине» все, что произошло.
Недаром Фирун сказал: «Худшее, что может произойти, это то, что никто не вспомнит о твоем существовании».
Нельзя упустить ни одной детали всех этих событий.
57.
Рене тормозит и вылезает из кабины. Прежде чем подняться к себе, он выбрасывает в мусорный бак белый халат.
Какой код замка? Не помню. Ах да, день моего рождения, консьерж ввел его после того, как я сказал, что мне грозит болезнь Альцгеймера, как моему отцу… Маленький вопрос: когда я, собственно, появился на свет? Изрядно же Шоб потрудился над моим гиппокампом.
Он перебирает несколько дат, пока не придумывает систему. Он отмечает день рождения в отличную погоду. Летом. В июне.
06. А перед этим? Количество часов в сутках. 24.
Он набирает 2406, и дверь подъезда открывается. Он взбегает на свой этаж.
Ключ. Где я его прячу? Где-то у двери. Под ковриком. Он входит и запирается на все замки.
Кажется, маски рады возвращению хозяина. Только японские встречают его пугающими гримасами.
Он принимает обжигающий душ, дезинфицирует рану – на счастье, пустяковую. Стоя в банном халате, он торопливо записывает на компьютере, в папке «Мнемозина», все, что с ним стряслось, и свои соображения по этому поводу.
Что поразительно, мне трудно вспомнить недавнее прошлое, зато мне доступно множество вариантов целых жизней в самых разных местах, эпохах, ситуациях. Мои субличности.
Теперь я гораздо больше, чем просто «Рене Толедано, сын Эмиля Толедано, холостой преподаватель истории из лицея Джонни Холлидея».
111 жизней. Наиболее интересные среди них, без сомнения, первая и последняя.
Когда я был Ипполитом, Леонтиной, Зеноном, Фируном, я вел не только тяжелую, но и прискорбно тусклую жизнь.
Это признание представляется ему правдой, пускай суровой.
Все мои предки, кроме Геба, достойны жалости.
Все 111 жизней между Гебом и мной были явно ограниченными и полными неудобств. Наибольшим потенциалом обладает моя жизнь, жизнь Рене Толедано.
Теперь, имея доступ к своим прежним жизням, я достиг нового рубежа. Я знаю часть секрета, брезжащего в глубине моего подсознания. Там полно сокровищ и видимо-невидимо ловушек.
Он включает телевизор, чтобы узнать, не говорят ли о нем.
Первая тема выпуска – непрекращающиеся осадки. Все прибрежные дороги затоплены и перекрыты. Воды Сены уже полощут штаны статуи зуава на мосту Альма, поднявшись до отметки 5,2 метра. Такой высоты река достигала всего один раз, в паводок 2001 года.
Это напоминает Рене о том, что он должен найти способ спасти Атлантиду от потопа, при котором вода будет подниматься не так лениво. Но в этот раз, боясь снова застать своего партнера за интимным занятием, он терпеливо ждет, пока часы покажут 23:23.
Внезапно раздается звонок в дверь. Он видит в глазок Шоба в сопровождении двоих санитаров.
Проклятие, я оставил «Скорую» перед домом. Наверное, они отследили ее по GPS. Свалял же я дурака! Надо учиться быть более осмотрительным беглецом.
Снова звонок. Один из санитаров пытается выбить дверь плечом.
Учитель истории хватает рюкзак, бросает туда компьютер, смену белья, туалетный набор, забирает с письменного стола деньги и перебирается по балкону в смежное здание. На счастье, из-за жары там открыто окно. Он сталкивается нос к носу с жильцом.
– Что вам здесь надо? Кто вы? – кричит тот.
– Сосед из-за стены. Я потерял ключи, вот и приходится… – импровизирует он.
Жилец не понимает, что к чему, но его убеждает тон Рене, он не принимает его за вора и не намерен вступать в драку. Пересекая комнату, Рене прибегает к системе «3+1».
– Помните ремонт фасадов пару месяцев назад?
– Помню.
– Помните, из-за лесов было не продохнуть от пыли?
– Еще бы!
– Помните, как все дрожали, боясь ограбления?
– Было дело…
– Вот поэтому я здесь, – завершает он свою цепочку, не очень заботясь о логике.
Сосед ломает голову, что здесь общего, ничего не может придумать и приходит к выводу, что ему просто недостает ума. Он не мешает Рене преодолеть просторную квартиру и выйти через черный ход. Рене спускается по узкой лестнице.
Внизу он борется с соблазном сесть в свою машину.
Если Шоб обратился в полицию, то меня поймают по номерному знаку.
Из осторожности он останавливает такси.
– Вам куда, мсье?
– Как можно дальше, все время прямо.
Водитель удивлен, но делает, как ему говорят.
В скольких прежних жизнях я спасался поспешным бегством? В скольких жизнях находил убежище или союзника-спасителя?
Он раздумывает, кто бы мог его спасти. Родня исключается.
Мама умерла, папа не дружит с головой.
Он подключает ноутбук к Wi-Fi такси и звонит Элоди.
– Это я, Элоди… Ты мне нужна. Домой мне нельзя. Можешь меня приютить?
– Рене! Что ты натворил? Я узнала, что ты сбежал из психиатрической лечебницы.
– Мне не понравилось меню на ужин, – шутит он, чтобы взбодриться.
– Ты должен сдаться!
– Ты сможешь меня спрятать хотя бы на один день?
– Это только усугубит твое положение. Ты болен, Рене, тебе надо лечиться. Разгром больницы учинили сидящие у тебя внутри личности, они бесконтрольно вырываются наружу.
– Разгром больницы? О чем ты?
– О пожаре, который ты там устроил! Мне звонил Шоб, он сказал, что ты взбесился, не выдержал его лечения.
– Умоляю, Элоди, помоги мне. Кроме тебя, у меня никого нет.
– Ты не должен убегать, Рене. Иди в ближайшее отделение полиции. Я забочусь о твоем благе. Все еще может устроиться. Если ты будешь упорствовать, то твоя душевная болезнь усугубится. Твой бред об Атлантиде ухудшится, ты больше не сможешь его контролировать. Целостность памяти и невосприимчивость к миру иллюзий – это то, что сохраняет наш разум, Рене. А ты болен.
– Мне доступны скрытые во мне множественные воспоминания, никакая это не болезнь.
– Болезнь, называется шизофрения.
– А по-моему, это расширение сознания. Я открыл новую дверь восприятия, это то, о чем писал Олдос Хаксли и что вдохновило Джима Моррисона назвать группу «Дорз»
[11].
– Ты шутишь? Пережитое тобой в «Ящике Пандоры» – новая дверь восприятия? Ты совсем запутался.
– Я понял, кем был, прежде чем стать собой.
– Это извращение, субличности, которые надо обуздывать. Человек рождается, чтобы прожить одну жизнь, иметь одну память, одно целостное сознание, одно осязаемое и осознаваемое пространство-время. ЖИВИ В РЕАЛЬНОСТИ, РЕНЕ! КОНЧАЙ СВОЙ БРЕД! ТЫ РЕНЕ ТОЛЕДАНО, ТОЛЬКО ОН!
Ей не понять. Мне ее не убедить, она глуха к голосу разума. Попробую надавить на чувства.
– Ты мне нужна, Элоди. Пожалуйста. Не осуждай меня, лучше помоги.
– Лучшая помощь – убедить, что тебе надо лечиться.
– Ответь на один вопрос: можно мне прямо сейчас к тебе приехать?
Но она не отвечает, а настаивает на своем:
– Я засвидетельствую, что ты был травмирован при неудачном сеансе гипноза. Скажу, что сама во всем виновата, это я тебя затащила в театр на барже, не подумав, к чему это может привести.
– Ты не можешь просто взять и поверить мне?
– Ты убил человека и поджег больницу. Там могут быть раненые. Тут есть простор для защиты, моя знакомая-адвокат тебе поможет, но для этого ты должен сдаться. Сдайся, умоляю! Бегством ты усугубляешь свою вину.
Рене уже колеблется.
Всегда остается возможность пойти путем смирения. Отказаться. Опустить руки. Прекратить борьбу. Во многих своих жизнях я избирал этот путь, но результаты оказывались неубедительными.
– Что ж, я считал тебя другом, а ты отказываешься мне помочь?
– Да, и именно потому, что я тебе друг.
Он отключает связь и называет таксисту адрес клиники «Бабочки».
58.
«ВСЕ – ПАМЯТЬ».
Примерно в 10 вечера он переступает порог учреждения и, никем не остановленный, направляется в жилой отсек. Несколько блуждающих в коридоре бедолаг просят его помочь найти их комнаты, но он не замедляет шага.
Отца он застает за просмотром телепрограммы о мировых заговорах. Транслируется сюжет о том, что человек никогда не бывал на Луне. Доводы следующие: тень флага отклоняется от тени астронавта; свидетельства близких Стенли Кубрика. На этих основаниях ставится под сомнение прилунение в 1969 году.
С одной стороны, мелкие фейк-ньюс политиков, с другой – крупные фейк-ньюс, изготовляемые злоумышленниками для манипулирования толпами.
Эмиль не слышит, как он входит.
– Добрый вечер.
– Время ужина? – спрашивает старик, не оборачиваясь.
– Это я, – говорит Рене и закрывает дверь.
– Кто вы? Мы знакомы? – недоверчиво спрашивает старик.
Рене чувствует, что надо очень быстро найти ответ. Он вспоминает слова врача о том, что для воздействия на память нужно вызывать эмоции.
Какую наиболее сильную эмоцию может испытать мой отец, учитывая, что он все забыл?
– Я здесь из-за заговора, – выпаливает он.
В этот раз отец оборачивается и смотрит на него.
– Вы кто?