Моя скорость была выше скорости толпы обезумевших созданий. Пригодилась подготовка, раньше два-три раза в неделю я бегал по утрам в парке. Но когда я остановился, чтобы передохнуть и оценить расстояние, то понял, что это не спринт, а марафон. Это надолго, и они от меня не отстанут.
Больше останавливаться мне уже не хотелось.
Сказать, что я был напуган — это ничего не сказать о моём состоянии. Но еще больше я напугался, когда понял, что уже начало темнеть. К этому времени я уже был обессилен, а темное пятно хотя и находилось довольно далеко, но уверенно приближалось.
Я бежал. Стемнело, и вместе с сумерками на меня накатила волна отчаяния. Воздух разрывал лёгкие, мышцы в ногах дрожали, как натянутые струны. Судорога свела икру, я взвыл — не от боли, а от страха и отчаяния, что это конец. Хотя это была всего лишь судорога, и у меня еще оставалось какое-то время в запасе.
Солнце почти село. Адские создания, гнавшиеся за мной, бежали со стороны заката. Спешно растирая заклинившую ногу, я смотрел туда и видел расплывчатое пятно, напоминающую небольшой холмик на линии горизонта.
Я снова побежал, прихрамывая от болевшей мышцы, задыхаясь. Мысль была только одна — сейчас стемнеет, я потеряю ориентацию в пространстве и выбегу прямо на этих… этих…
Я снова упал. На этот раз не от судороги. А от того, что силы покинули меня, как физические, так и моральные. Я не знал, куда бежать, и что мне делать. Я бы заплакал, но сил не было даже на это.
Солнце уже село окончательно. На ночном небе стали видны первые звёзды, но я никогда не умел ориентироваться по небесным светилам.
Я, конечно, не сдался так сразу. Попытался подняться. Упал. Подумал о том, что не могу больше никуда бежать. Услышал гул, он приближался очень быстро.
Я закрыл глаза. Через секунду открыл. Мне показалось, что этот гул был каким-то другим. Поднял голову.
Что-то мелькнуло впереди. Какой-то огонек. Через секунду свет автомобильных фар прорезал темноту. Конечно. Я не ошибся, это был звук автомобиля.
На самом деле это ничего не значило. Машина могла нести такую же угрозу, как и обезумевшие уроды, гнавшиеся за мной. Но я поднялся. За своей последней надеждой.
Яркий свет галогенок ослепил меня и я зажмурился.
— Вот он! — услышал я незнакомый женский голос. — Тормози!
Рядом со мной остановилась машина, что-то вроде маленького грузовика с обрезанным верхом и станковым пулемётом. У пулемёта возился бородатый мужик в старой военной форме без знаков различия. Смотрел он не на меня, а в сторону моих преследователей, что обнадёживало.
Кроме него, в кузове стояла девушка в кустарно сшитом меховом полушубке. У неё были короткие рыжие волосы и автомат Калашникова.
— Залезай быстрее! — крикнула она, протягивая мне руку. Второй рукой она придерживала автомат.
Ну… у меня других вариантов не было.
А когда я залез в машину, и мы стартанули с места, она сказала:
— Ну ты даёшь, Павел.
Я хотел сказать, что я не Павел, а Толик, но машина подскочила на ухабе, и я чуть не вывалился наружу.
— Держись, — сказал пулемётчик, показывая за поручни. — Сейчас ускорители включат.
Конечно же, я даже не успел спросить, что такое ускорители. Только успел вцепиться в поручни, как в ушах послышался протяжный вой.
В глазах стало сильно рябить. Замелькали звёздочки, почему-то зелёного цвета. Прежде чем я что-то понял, мы уже ехали вдоль деревянного забора, высотой метров в пять. А еще через несколько секунд остановились перед деревянными воротами.
— Приехали, — сказала рыжая. И показала мне рукой, мол, выходи.
— Что происходит? — спросил я, не двигаясь с места. — Где мы находимся?
Пулемётчик хмыкнул, покачал головой и пробормотал что-то про сальвию.
— Это твой город, Павел, — сказала рыжая. — И не благодари за спасение. Просто будешь должен.
— Шевелись, друг, — произнёс пулемётчик и похлопал меня по плечу. — Нам ещё три сектора проехать надо.
Я чувствовал себя как зомби, спускаясь из машины.
— Слушайте, вы можете хотя бы объяснить…
Они меня не слушали. Едва я ступил на землю, как автомобиль сорвался с места и исчез где-то в темноте.
Я подошёл к воротам, освещаемым двумя смоляными факелами. Не струганые доски, кривые брёвна, и какой-то гаджет с объективом и крохотным монитором, встроенный в одну из створок ворот. В самом центре.
Ноздри учуяли запах жареного мяса. Голода я не чувствовал, мне сейчас было не до еды. Но желудок заурчал, напоминая о своём существовании.
Когда я стал перед объективом, на мониторе загорелась надпись на русском языке. «Идентификация».
Через мгновение надпись сменилась следующей «Идентификация завершена. Требуется код доступа для Павел Дуров».
— Назовите своё имя, — прозвучал из невидимых динамиков чей-то мужской голос.
— Анатолий Орлов, — сказал я.
— Недопустимое значение, — на этот раз голос был механический и бесполый. — Проверьте правильность ввода логина.
Я обернулся. За моей спиной была темнота, пугающая, бесконечная, и явно скрывающая в себе множество опасностей. Передо мной были двери, так же ведущие в неизвестность. Но за этими дверями пахло жареным мясом, а самое главное, там были люди.
— Назовите себя, — повторил мужской голос.
— Павел Дуров, — сказал я наугад.
Ворота скрипнули и стали открываться.
Глава четвертая
Город без названия
Анатолия Орлова называют Павлом Дуровым, владельцем странного города, нуждающегося в защите. Времени, чтобы задавать вопросы, у него нет.
Ворота медленно и со скрипом закрылись за моей спиной. Лязгнул замок. Я осмотрелся.
Передо мной проходила широкая асфальтовая дорога, с рытвинами и колдобинами. Сразу за дорогой я рассмотрел небольшие постройки из дерева и листового железа. Сараи и халабуды, едва-едва освещённые слабыми электрическими лампочками. Кое-где вместо лампочек горели обычные факелы.
Справа от ворот стояла небольшая будка, похожая на телефонную. Возле будки дымился мангал. Рядом с ним топтался мужчина лет сорока, в рваном военном кителе, кроксах и полосатых адидасовских штанах.
На мангале ничего не было, но запах жареного мяса всё ещё витал в воздухе. Впрочем, еда мне сейчас была нужна меньше всего.
— Здравствуйте, Павел Дуров, — сказал мужчина, слегка склонив голову. — С возвращением.
Никакого акцента, чистейшая русская речь.
— Дайте воды, — прохрипел я, с трудом выговаривая слова.
Мужчина исчез за углом одной из построек, вскоре вернулся с фляжкой какой-то мутной и тёплой жидкости. Я вылакал её почти всю, прежде чем почувствовал, что она воняет тиной. А пока я пил, мужчина сказал следующее:
— За время вашего отсутствия обучено шестнадцать ополченцев и двадцать водителей грузовиков. Наши потери за время вашего отсутствия составили шестнадцать ополченцев и двадцать грузовиков.
У него был ужасно занудный голос, похожий на бормашину или утреннюю соседскую дрель.
— Что это за место? — хрипло спросил я, возвращая фляжку.
— Провинция Великого Гарпанга, — ответил мужчина. — Город без названия.
— Это Московская область?
Мужчина удивлённо посмотрел на меня:
— Кхм… Простите, а что такое Московская область?
Я бы подумал, что он издевается, но обстановка для этого была не самая подходящая. Скорее, я чувствовал себя посетителем психиатрической клиники.
— А вы кто? — спросил я.
Мужчина на мгновение смутился, потом стал по стойке смирно, щёлкнул подошвами кроксов и отчеканил:
— Андрей Гумилёв, мэр города без названия.
— А это что? — спросил я, обведя вокруг рукой.
— Военный гарнизон города без названия, — так же бодро ответил Гумилёв.
— Что значит город без названия? — спросил я. — Это как?
Гумилёв развёл руками и вздохнул:
— Прежний владелец так и не придумал ему названия.
— Ах, владелец, — повторил за ним я. — Угу. Прежний. А сейчас кто владелец города?
— Вы, Павел Дуров. Вы новый владелец.
Он не шутил. Говорил серьёзно, и даже с искренним почтением. Но каждый его ответ рождал кучу новых вопросов. В моей голове стал потихоньку образовываться хаос.
— Прошу прощения за то, что называю вас Павлом Дуровым, но прежний владелец часто менял имена, и это имя было последним. Если вы желаете сменить имя…
— И где старый владелец? — перебил его я.
— Не могу знать, я не слежу за внешней политикой. — ответил Гумилёв. — Вероятнее всего, прежний Павел Дуров сменил имя, но возможно, просто сгинул в пустыне. Если вы хотите сменить имя…
— Я хочу понять, что тут происходит, — я шагнул вперёд, посмотрел по сторонам. — Это Кубань? Это Россия?
Вокруг ни души. Город, напоминающий бразильские фавелы, казался вымершим. Только тусклые электрически лампочки и смоляные факела, кое-как освещавшие улицы, бросали отблески света при дуновении ветра.
— Что это за страна? — спросил я. И заорал, не выдержав. — What country is it?!
— Простите, Павел Дуров, но я вас не понимаю, — ответил Гумилёв.
Я стоял с открытым ртом и пытался сообразить, что мне делать в этой ситуации. Мысли мои прервала сирена, её внезапный и тревожный вой, хоть и не очень громкий, заставил меня подпрыгнуть на месте.
— Приближается стадо безумцев, — произнёс механический голос. — Оценочная мощность десять «ка», вожак отсутствует. Расстояние до внешнего периметра обороны пятьсот метров. Возможна угроза нападения.
Гумилёв посмотрел на меня. Я посмотрел на Гумилёва. Так мы стояли и глазели друг на друга, под продолжавшийся вой сирены, довольно долго. Пока голос снова не произнёс:
— Расстояние до внешнего периметра обороны четыреста пятьдесят метров. Угроза нападения.
— Что происходит? — спросил я.
— Безумцы, — ответил Гумилёв. — Расплодилось их последнее время. Большое стадо идёт. Нападут на город.
Механический голос сообщил, что безумцы двигаются в направлении города, и расстояние между ними и нами сократилось до четырёхсот метров.
Я посмотрел на ворота. Они, конечно, были большими и крепкими, для одного человека. И даже для двоих. Но не более. Трёх-четырёх человек достаточно, чтобы выломать забор и ворваться сюда.
А к городу приближалось большое стадо. Десять чего-то там.
Я спросил, собирается ли Гумилёв что-то предпринимать в связи с этим. Он ведь мэр, если я его правильно понял.
И тут выяснилось, что мэр ждёт моих распоряжений. Оказывается, это я, как владелец города, должен принимать все решения о дальнейших действиях. А мэр… что мэр. Он хозяйственник.
Выбор у меня был невелик. Либо прятаться в штабе, либо использовать оборонный комплекс для защиты города.
— Достаточно отдать приказ, — подсказал Гумилёв. — И город активирует оборону.
Тем временем безумцы уже приблизились на триста метров. Времени совсем не оставалось.
— Активировать оборону! — скомандовал я, не вдаваясь более в подробности.
— Доступна активация бункеров и баррикад, — услужливо сообщил Гумилёв. — Рекомендую использовать баррикады.
— Активировать баррикады! — заорал я.
— Начато возведение баррикад, — сообщил механический голос. — Расчётное время готовности двадцать восемь минут, — и тут же добавил, как мне показалось, со злорадством, что расстояние сократилось до двухсот метров.
— Мы что, не успеем? — спросил я.
И стал осматриваться в поисках укрытия, потому что, как мне уже казалось, сквозь вой сирены я различал гул безумной толпы.
— Можно использовать ускорители, — сказал Гумилёв. — У нас есть небольшой запас изу…
— Давайте! Конечно! — крикнул я. — Использовать ускорители!
— Баррикады построены и активированы, — сообщил механический голос.
— Желаете посмотреть, как работает оборона города? — спросил Гумилёв.
— А это не опасно? — на всякий случай спросил я.
— О, нет, наших баррикад достаточно, чтобы остановить это стадо. Прошу за мной. Вас ждёт незабываемое и крайне весёлое зрелище.
Мы поднялись на деревянную площадку небольшой смотровой башни, возвышавшейся над стеной. По верху стены тянулась ржавая колючая проволока, её щетину в некоторых местах украшали клочки одежды.
Отсюда должен был открываться хороший вид на пустыню, но в кромешной тьме невозможно было рассмотреть даже землю под нами, метрах в десяти.
На башне оказался прожектор. Хороший, мощный прожектор. Гумилёв включил его, и пространство перед стеной стало освещённым не хуже, чем на стадионе.
Широкая дорога, ведущая к воротам, вся была усеяна жуткими конструкциями из арматуры, балок, и железных листов. Судя по всему, это и были только что построенные баррикады.
Конструкции двигались. Образовывая сначала цепи, а потом лабиринты из ограды с остро отточенными металлическими шипами, торчащими в разные стороны. Это напоминало колючую проволоку гигантских размеров.
— А кто их двигает? — спросил я.
— Город, — ответил Гумилёв. — Для оборонительных войск не нужны командиры.
Я хотел задать очередной вопрос, но замер, услышав медленно нарастающий гул. Он прорывался через воющую до сих пор сирену, он приближался и он был мне знаком.
Потом я увидел безумцев. Не знаю, сколько их было, мне показалось, что всего их было не меньше тысячи. Может быть, даже и больше. Лавина из человеческих тел стремилась к воротам города, даже не пытаясь как-то осторожно перебраться через препятствия на пути.
Безумцы бежали по дороге, врезались в баррикады, натыкались на прутья и повисали там, бездыханными. Следующие взбирались по их телам, чтобы тоже наткнуться на шипы, повиснуть на них, подёргаться и сдохнуть. И при этом они кричали — от боли, от ярости, наверное, ещё от чего-то.
Я не мог смотреть на такую бойню и отвернулся, едва началось это кровавое месиво. Вопли обезумевших людей, убивающих самих себя, ещё долго стояли в моих ушах, даже после того, как всё закончилось.
На удивление, быстро. Не знаю, может быть, минута, две… и я, очнувшись от мыслей, осознал, что стою в полной тишине. Не было слышно не единого стона, ни единого крика. Будто невидимый звукорежиссёр отключил озвучку, и теперь нам предстояло немое кино.
Я повернулся, чтобы посмотреть на итог битвы, и меня едва не вывернуло наизнанку.
В свете прожектора гора трупов, висящая на штырях баррикад, выглядела ужасно. Кровь, кишки, части тел… бррр!
Тем не менее, самой первой моей мыслью было сожаление об отсутствии фотоаппарата. Такие фотографии с тэгом «18+» могли собрать немало лайков в инстаграме — это было моей второй мыслью.
И только третья мысль заставила меня опомниться и расставить приоритеты в желаниях и сожалениях.
— Вы победили! — торжественно произнёс Гумилёв. — Поздравляю! Не желаете ли отметить свою первую победу?
— Здесь есть телефон или интернет? — спросил я.
— Простите, — у Гумилёва был такой вид, словно он не понимал, о чём я спросил. — Боюсь, что нет.
— Ладно. А карта мира или глобус есть? Ты можешь показать, где мы находимся?
— В штабе есть карта провинции, — сказал Гумилёв. — Мы можем там и побеседовать, если у вас есть вопросы.
— Если у меня есть вопросы?
— Да. Может быть, вам что-то непонятно. Я могу рассказать и подсказать.
Я ещё раз посмотрел на кучу тел, повисших на баррикадах. Кажется, там снова началось движение. Невидимая рука города стала раздвигать металлические сооружения в разные стороны. Шипы втягивались внутрь, тела с омерзительным чавканьем сваливались на землю, и кажется, куда-то проваливались.
— …могите… — вдруг послышалось мне. Я прислушался.
— По-мо-ги-те…
— Слышал? — я повернулся к Гумилёву.
— Недобитый безумец, — процедил Гумилёв. — Такое иногда бывает после атак.
— Я думал, они только мычат, — сказал я.
— Вожаки стада могут произносить отдельные слова. Если мы пройдём в штаб, я смогу вам рассказать о них всё, что знаю. Пожалуйста, прошу за мной.
Гумилёв выключил прожектор, и почти в полной темноте мы стали спускаться со стены по скрипящей лестнице.
Мне почему-то показалось, что он торопится увести меня отсюда. Но в тот момент я не придал этому значения.
Глава пятая
Анатолий Толян
Анатолий Орлов пытается заставить Гумилёва вспомнить своё прошлое, чтобы выяснить, где он находится и как ему вернуться домой. Тем временем на горизонте событий появляются первые соседи.
Когда мы спустились со стены и направились к постройкам, я спросил у Гумилёва:
— Здесь есть ещё люди, кроме нас?
— Есть несколько строителей, они с семьями живут в промышленном квартале. — Гумилёв махнул рукой куда-то в сторону построек. — Люди приходят, уходят. Вообще жителей немного, город-то маленький, его отстраивать надо. Может, прикажете построить дом? Чем больше домов, тем больше семей. Чем больше семей, тем больше жителей в городе. Когда много жителей, в городе просыпается жизнь…
Его немного унылый и равнодушный тон внезапно вывел меня из себя. Я и так еле держался, после жуткого зрелища с безумцами, и предыдущими приключениями.
— Слушай, ты! — крикнул я, схватив Гумилёва за плечо и разворачивая к себе. — Меня не интересует этот город. Я хочу понять, что происходит, как я сюда попал, и самое главное, как мне вернуться домой! Я не хочу идти ни в какой штаб! Я не хочу строить дом! Я хочу поговорить с кем-то, кто сможет объяснить мне, что здесь происходит!
Я уже почти орал, я едва не сорвал голос, и мне потребовалась пауза, чтобы перевести дух. В это время Гумилёв спокойно сказал:
— Поговорить здесь вы сможете только со мной.
— Как это? — спросил я, уже успокоившись. — Ты же сказал, что в городе есть жители.
— Да, жители есть, но они… как бы это сказать… вот, кстати…
Навстречу нам шли трое мужчин. Один был в грязной робе, на голове у него находилась каска с фонариком, а в руках он держал кирку. Второй тоже был в каске, в рваном комбинезоне и с толстым мотком электрического провода в руке. У третьего из одежды были только шорты и сланцы, в руке он держал топор с длинной рукоятью. Заметив нас, они прижались к стене, став по стойке смирно.
— Представители рабочего класса. — сказал Гумилёв, когда мы подошли к ним. — Шахтёр, электрик и лесоруб. Ещё есть повар, но он сейчас на ферме, работает. А эти бездельничают, покуда шахта, станция и лесопилка не функционируют.
— Здрасьте, — сказал я, но рабочие молчали и не двигались. — Вы можете сказать, что это за город и где мы находимся? Эй! Вы меня понимаете? Do you speak english? Deutch? France?
[27] Тинь-тянь-хуань, вашу мать!
Рабочие напоминали каменных истуканов, смотрели перед собой и молчали.
— Бесполезно, — сказал Гумилёв. — Они не разговаривают. Вообще.
— Почему? — спросил я.
— Они же рабочие. Пролетариат. Зачем им разговаривать? Их жёны, дети, тоже все молчат. С самого рождения. Это не только в нашем городе, но и в других городах.
— У кого-нибудь из вас есть телефон? — спросил я, обращаясь к рабочим. — Вы можете позвонить в полицию? Это вообще что за страна?!
Рабочие не шевелились. Ни единого движения, никаких эмоций.
— Городу нужен карьер, — внезапно сказал Гумилёв.
— Какой ещё карьер? — спросил я машинально.
Гумилёв что-то говорил про железо, необходимое для дальнейшего развития. О том, что работает только ферма, обеспечивая город едой, потому что это было единственное, что построил предыдущий владелец… Что-то про то, что одной едой сыт не будешь.
Но я ничего этого не слышал. Его голос шёл фоном к моим мыслям, как радиоприёмник в машине.
Я смотрел на перегоревшую электрическую лампочку, болтавшуюся на проводе в тусклом свете смоляного факела. И думал о том, что я нахожусь не на Кубани. И не в Северной Америке. И, может быть, самый главный вопрос даже не в том, ГДЕ я нахожусь, а в том, КОГДА я нахожусь.
Наверное, мне не скоро придётся вернуться домой.
— Ладно, — кивнул я Гумилёву. — Показывай, где тут штаб.
Едва мы отошли от рабочих, те словно оттаяли, и продолжили свой путь, как ни в чём не бывало. Я несколько раз обернулся и посмотрел им вслед, прежде чем они растворились во тьме.
— На восточной окраине города есть карьер, — сказал Гумилёв. — Если там построить железодобывающую станцию, то у нас появится железо. Вам достаточно лишь отдать приказ, и карьер заработает.
Если мне всё равно, будет ли на восточной окраине города работать карьер, а мэр города очень этого желает, то так тому и быть, подумал я. И сказал:
— Хорошо. Приказываю включить карьер. Ну или как там…
— Начато строительство карьера, — произнёс механический голос. — Расчётное время окончания строительства две минуты.
— Так быстро? — удивился я.
— Первый уровень возводится очень быстро, — ответил Гумилёв и махнул в сторону одного из строений. — А вот и наш штаб.
Штаб отличался от остальных построек чуть большим размером и наличием крыльца с четырьмя ужасными ступеньками.
Ступеньки скрипели, пока мы поднимались. В такт им механический голос равнодушно сообщил об окончании строительства карьера. Когда мы уже входили внутрь, я услышал топот ног на улице и обернулся. Мимо штаба на всех парах пробежал рабочий-шахтёр, примерно в том направлении, откуда пришёл.
— Город начал получать железо, — радостно сказал Гумилёв и сделал приглашающий жест. — Пожалуйста, проходите, Павел Дуров.
Внутри нас ждали фанерные стены, коптящий светильник и ящики вместо мебели. На стене висел старенький монитор, на экране постоянно мелькали цифры и графики, но я не стал акцентировать на этом своё внимание.
— Где карта? — спросил я.
— Секунду. — Гумилёв подошёл к монитору, покрутил какое-то колёсико, на экране появилась картинка, изображавшая немного не то, что я ожидал увидеть.
Горы, леса, озёра, какие-то строения. Ни материков, ни стран, ни городов.
— Это наш город! — Гумилёв ткнул пальцем в центр монитора, в изображение небольшого домика. — А вокруг наша провинция.
— А дальше? — спросил я. — Что на юге, на севере?
— Я там не был, — ответил Гумилёв.
— А где ты был? Так, ладно! Давай с самого начала.
Я сел на ближайший ящик, и начал задавать вопросы.
Сперва я попытался выяснить историю этого города. Откуда он взялся, кто построил эти сараи, почему вокруг на тысячи километров выжженная пустыня, в которой бродят спятившие люди. Гумилёв ответил, что так было всегда, и так везде. В пустыне царствовал вирус бешенства, превращающий людей в обезумевших животных. Счастливчики, избежавшие столь печальной участи, объединялись, строили поселения и форты, в конце концов становившиеся городами.
Тогда я попросил его рассказать свою историю. Когда он родился, где, как сюда попал.
И тут началось самое интересное.
Всю свою жизнь, сколько себя Гумилёв помнил, он прожил здесь. Убивал безумцев, обитавших в пустыне с незапамятных времён. Командовал рабочими и строителями. Выполнял распоряжения основателя и владельца города, назвавшегося сначала Мегамозгом, потом Великим Магистром, а потом Павлом Дуровым.
Прежний владелец города большую часть времени проводил вне его стен. За гарнизоном он почти не следил, и лишь благодаря Гумилёву в городе сохранились признаки жизни.
Мой собеседник ударился было в воспоминания, но я его прервал, и спросил, сколько ему лет.
Гумилёв не смог ответить на этот вопрос. Он не знал, где родился, и кто были его родители. Не помнил своего детства и своей юности. У него никогда не было друзей. Сколько себя помнил, он всегда был один и всегда — в городе без названия.
История всей жизни этого немолодого мужчины выглядела так, словно однажды он проснулся в одном из сараев, и приступил к обязанностям командира гарнизона, как ни в чём не бывало.
— Ваш предшественник назначил меня мэром города, и теперь я отвечаю за строительство, добычу ресурсов…
— Подожди! — перебил я его. — Расскажи ещё раз, с самого начала. У тебя были родители? Детство помнишь своё? До того, как ты проснулся в штабе.
Гумилёв с нескрываемой печалью на лице мотал головой, и разводил руками. Тёр виски, морщил лоб. Я не мог понять, правду он говорил, или притворялся, что ничего не помнил.
— А юность? Тоже не помнишь? Ты же не всегда был такой? Сколько тебе лет? У тебя семья была? Жена, дети…
Гримаса отчаяния внезапно исказила лицо Гумилёва.
— Хватит! — заорал он, вскакивая с места. — Я не помню!
И тут же, схватившись рукой за сердце, даже не присел, а рухнул обратно, издав стон.
— Эй, эй! — обеспокоился я. — Спокойно, не умирай!
Гумилёв не умер. Хотя и побледнел быстро, но так же быстро его отпустило. Он вытер рукавом пот со лба, и пробормотал:
— Простите, Павел Дуров.
— Я не… Всё в порядке? — спросил я, решив не спорить пока насчет имени.
— Да. Я не должен был повышать на вас голос.
— Да ладно, — отмахнулся я. — Любой бы нервничал, если бы ничего не помнил. У вас тут кофе есть?
— Конечно. Я сейчас сделаю.
Под видом кофе Гумилёв приготовил какую-то коричневую бурду. Лучше, чем ничего.
Пока пили кофе, я честно рассказал Гумилёву свою историю. Историю журналиста, оказавшегося в центре международного заговора спецслужб и наркокартелей, похищенного средь бела дня на оживлённой московской улице, очнувшегося в неведомом месте, в совершенно чужом мире.
Гумилёв сказал, что никогда не слышал ничего подобного. Ни про город под названием Москва, ни про улицу Большую Дмитровку. Вот только когда я упомянул о том, что работаю в редакции «Взгляда», показалось, что он наморщил лоб, словно услышал что-то знакомое. Но… уже в следующую секунду снова помотал головой. А потом, поколебавшись, предложил:
— Может быть, вы придумаете этому городу название?
— Любое? — уточнил я.
— Что-нибудь, отвечающее вашим вкусам и идеалам.
— Москва, — предложил я. — Пусть этот город называется Москва. А провинция — Московская область.
Оказалось, что давать названия провинциям могли только владельцы провинций — по факту, владельцы самых сильных армий.
— А у нас слабая армия? — спросил я.
— У нас вообще нет армии, — ответил Гумилёв и предложил мне поужинать.
Я почувствовал голод сразу после того, как он задал этот вопрос. И сказал, что да, хочу есть. Я рассчитывал на кусок жареного мяса, чей запах до сих пор помнил мой нос, но Андрей Гумилёв принёс мне жестяную банку с тушёными бобами. На банке был рисунок, изображающий бобы, больше там ничего не было, ни надписей, ни маркировок изготовителя.
Пока я расправлялся с бобами, Гумилёв объяснил, что я стал новым владельцем города, с его постройками, стеной, и механическим голосом. И пока действуют прежние приказы, он должен называть меня Павлом Дуровым.
— Я не хочу, чтобы меня так называли, — сказал я. — Меня зовут Анатолий.
— Для смены имени необходима бабочка, — сказал механический голос.
— У меня есть одна, секундочку! — Гумилёв куда-то ушёл, вернулся минут через пять с небольшой серебристой фигуркой крылатого насекомого. — Вот. Возьми в руку и скажи, что хочешь использовать бабочку для смены имени. Только громко.
Я взял фигурку — она оказалась прохладной на ощупь — повертел и сказал:
— Хочу использовать бабочку для смены имени.
В следующую секунду у меня в руке уже ничего не было. Пальцы сжали воздух, а серебристый предмет просто испарился в воздухе. И почти сразу же раздался механический голос:
— Как вы желаете, чтобы к вам обращались?
— Анатолий, — сказал я и тут же поправился. — Толян.
— Смена имени произошла успешно, — сказал механический голос. — Анатолий Толян зарегистрирован в качестве владельца города без названия.
— Какой ещё Анатолий Толян? — возмутился я. — Просто Толян. Или Анатолий.
Механический голос молчал, а Гумилёв смущённо вздохнул и сказал:
— У меня больше нет бабочек, Анатолий Толян.
— Просто Анатолий! — воскликнул я. — Или просто Толян. А, пофиг!
Бобы я уже доел. Поставил пустую банку на стол. Встал. Опершись о стол, навис над Гумилёвым и твёрдым голосом сказал:
— Я хочу выяснить, что со мной случилось и как я тут оказался. А потом вернуться домой. Если вам что-либо известно и вы можете оказать мне помощь, то я рекомендую сделать это сейчас.
Гумилёв, нисколько не смутившись моего почти грозного вида, предположил:
— Может быть, владельцы других городов знают больше, чем я?
— Владельцы… есть ещё владельцы?
— Да, в провинции много городов. Рекомендую вам построить посольство для удобной коммуникации, — подсказал Гумилёв. — Ресурсы для этого есть. Вам достаточно отдать приказ…
— Приказываю! — крикнул я. — Стройте посольство!
Механический голос ответил, что строительство завершится через шесть часов. Гумилёв стал рассказывать о том, что город находится в удачном месте, и поблизости есть ещё места, где можно добывать ресурсы. Но…
Я чувствовал себя сильно уставшим. Глаза слипались, в тепле, после еды. Незаметно для себя я задремал, пока Гумилёв что-то рассказывал, рассказывал…
Вой сирены ворвался в мой сон, как нож входит в сливочное масло. Я подскочил на месте, стал озираться, пытаясь прийти в себя и понять, где я нахожусь.
— Приближается отряд спецназовцев, город Гарпанга, — сказал механический голос. — Приблизительная мощность пятьсот «ка», ориентировочное время при… ква…
Голос именно квакнул, и заткнулся.
Я посмотрел на Гумилёва.
— На ускорителях прибыли, — сказал он унылым голосом. — Нам не повезло.
— Это же спецназовцы! — воскликнул я. — Разве они нам не помогут?
В моём представлении десантные войска должны были сражаться на стороне добра.
— Нет, — ответил Гумилёв. — Это мародёры.
Глава шестая
Хранители
Начальник разведки Егор Егорович хочет встретиться со своим руководителем, чтобы обсудить решение проблем, возникших недавно внутри проекта, контролируемого хранителями. Но всё уже решено и от Егора Егоровича требуют не советы, а личное участие.
В зале Совета альянса Хранителей стояла гнетущая тишина. Егор Егорович, начальник разведки, находился здесь уже больше часа, в полном одиночестве. Компанию ему составляли только сувениры, привозимые периодически Хранителями из командировок. Выставленные вдоль единственной свободной от голографических мониторов стены — реликты превращали эту часть зала Совета в своеобразный музей.
Меч фракийца, предводителя рабов, поднявших восстание против своих хозяев. Ритуальный бубен шамана, умеющего разговаривать с умершими. Осколок астероида, уничтожившего станцию по контролю метеоритных дождей. Шкатулка, когда-то служившая китайскому императору для хранения особо ценных предметов. Голова статуи-контейнера, содержавшая в себе штамм смертельного вируса, уничтожившего треть населения Земли. Компьютерная клавиатура, принадлежавшая человеку, написавшему прототип искусственного интеллекта.
Эти, и многие другие предметы, несли в себе кусочки историй, хорошо известных Егору Егоровичу. Хранителям открыты все секреты, но в данный момент начальника разведки не интересовали сувениры, не интересовали экскурсы в историю. Он здесь находился совершенно по другому, гораздо более важному поводу.
Вот только ждать приходилось долго, а времени у Егора Егоровича совсем не было.
Почти полтора часа. Большой срок для тех, кому в сутках не хватает времени. В другой ситуации Егор Егорович уже давно покинул бы зал Совета, но эта встреча ему была нужна больше, чем тому, чьей аудиенции он дожидался.
Прохаживаясь между реликтов, Егор Егорович остановился возле картины, привезённой недавно дипломатом альянса. Портрет, написанный неизвестным художником, изображал немолодого мужчину, сидящего за столом. Перед ним стояла ваза с яблоками, в руках мужчина держал фигурку леопарда.
Эту картину Егор Егорович видел всего лишь один раз, мельком, когда был здесь в прошлый раз. Около месяца назад. Тогда ему не пришлось ждать так долго, наоборот, ждали его. В тот день, озабоченный свалившимися на него проблемами, Егор Егорович не стал рассматривать картину. Теперь же у него представилась такая возможность.
Подойдя ближе, он мысленно прикоснулся к картине, провёл пальцами по шершавой поверхности.
Как и все предметы с историей, она казалась живой. Трепетала под прикосновениями, затихала под взорами, а когда оставалась одна, вспоминала своё прошлое.
Картина была написана на холсте, с помощью одного лишь угля. Об этом свидетельствовала бронзовая табличка с описанием, заботливо прикреплённая к постаменту. Так же на табличке было указано, что художник назвал картину «Леопард с яблоками», и на этом описания заканчивались.
Дипломат наверняка знал об этой картине гораздо больше, чем сказано в описании. Сюда, в зал Совета, не попадают реликты-пустышки. Надо будет при случае расспросить его о картине, подумал Егор Егорович, и протянул руку, чтобы теперь уже не мысленно, а по-настоящему прикоснуться к холсту.
Двери шумно распахнулись, и он отдёрнул руку, поворачиваясь.
— Здравствуйте, Егор Егорович, — донеслось с порога. — Простите, что заставила вас ждать.
Двери захлопнулись, подкованные каблуки заглушили перестукивания каменных маятников.
Это было совсем не то, что ожидал увидеть и услышать Егор Егорович. Нет, он, конечно, не имел ничего против Мур, серого кардинала, помощника, а вернее, помощницы канцлера.