Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Мак, как и все, прекрасно помнил прошлогодний сюрприз Погасяна. Вано привёз на спартакиаду девушку, которую он втихомолку тренировал и та метнула копьё далеко за флаг, обозначающий областной рекорд. Но Мак не подал вида, что сообщение тренера «Спартака» задело его за живое, ибо он был не только выдающийся спортсмен, но и талантливый актёр. Почему-то все его выступления сопровождались таким успехом, которому мог бы позавидовать не один великий артист.

Когда он появлялся на стадионе, его статная широкоплечая фигура в небрежно одетом тренировочном голубом костюме привлекала всеобщее внимание.

Все легкоатлеты незадолго перед соревнованием проделывают специальные гимнастические упражнения и лёгкую пробежку, чтобы подготовить связки и сердце в предстоящему напряжению. Но Мак проделывал такую диковинную «разминку», что, глядя на него, можно было подумать, что он пытается разорвать себя пополам и далеко отбросить от себя свои руки и ноги. Закончив гимнастику, Мак танцующей рысцой пробегал мимо трибун, улыбками и кивками отвечая на приветствия бесчисленных знакомых. Подойдя к сектору для прыжков, он с таким видом опускался на траву, как будто бы цветущие, как огромная клумба, трибуны, белоснежные фигуры судей на зелёном ковре стадиона, мелькание пёстрых маек спортсменов, вызывали у него смертельную скуку.

Этим временем судьи устанавливали лёгкую трёхгранную рейку между двух сторон и объявляли начальную высоту.

Каждый участник имел право на три прыжка. Те же, кто в эти три попытки не перепрыгивали через рейку, выбывали из соревнования. Рейка поднималась на 5 сантиметров выше и соревнование продолжалось. По правилам каждый спортсмен имел также право начинать прыжки с любой высоты. И Мак пользовался этим правом как истинный артист. Мак знал себе цену.

На каждый очередной вызов прыгать, он небрежно бросал — «пропускаю». И чем выше поднималась планка и меньше оставалось участников, тем удивлённей становились лица судей и одобрительный гул трибун.

Наконец, Мак оставался один. Обычно это было, когда подъём рейки достигал 155—160 сантиметров. Только одному Сучкову удавалось иногда держаться вместе с Маком до высоты 170.

Мак не спеша сбрасывал с себя тренировочный костюм. Он мог теперь не торопиться. Теперь он был хозяином стадиона. Сотни глаз были прикованы к его мускулистой и в то же время лёгкой фигуре. А он стоял неподвижно как изваяние, уронив белокурую голову на отливающую бронзой грудь — Мак сосредотачивался перед прыжком. И вдруг, как бы проснувшись, он бросался к рейке и распрямившись точно пружина, взлетал вверх. На лету он собирался в комок и, вытянувшись вдоль рейки, приземлялся в яму с песком.

Не успевали смолкнуть рукоплескания, как он, охваченный вдохновением, снова бежал легко и пружинисто, припадая в земле и, взвившись в воздух, перекатывался через планку, поднятую судьями ещё выше. Выпрямившись под грохот оваций, ослепительно улыбаясь, он проходил под рейкой, не касаясь её головой. И вслед ему летело с трибун неистовое — «Браво, Мак, Маку — ура!».

Этой минуты он ждал сейчас с нетерпением, внешне равнодушный ко всему, что происходило вокруг.

…Судьи объявили очередную высоту. Услышав свою фамилию, Мак как и обычно, лукаво улыбаясь, сказал: «пропускаю».

До высоты 145 сантиметров держалось только 6 человек. Маку было ясно, что лишь двое кроме него смогут прыгнуть на 155: вот этот долговязый парень, стоящий на старте, обладающий хорошей «прыгучестью», но технически беспомощный и, пожалуй, «торпедовец», прыгающий неплохим восточно-американским стилем, остальные «сойдут» на высоте 150.

Мак окинул критическим взглядом парня, сидящего с ним родом, который так же как, и он не начинал ещё прыгать. Это был «сюрприз» Погасяна.

«Удивительно похож на брата», — подумал Мак. — «Сухой и длинноногий, ступня подъёмистая — типичный прыгун», — отметил он. — «И глазное, чортовская выдержка: сидит, уткнулся в кроссворд и делает вид, что его совершенно не интересует происходящее. Посмотрим, куда денется твоё хладнокровие, когда рейку поднимут выше».

То, что «Спартак» по сумме результатов, показанных в других видах соревнований, был на 3 очка впереди «Динамо», Мака нисколько не волновало. Эта разница была настолько ничтожна, что прыгни Мак всего на 5 сантиметров выше спартаковца, и победа его команды будет обеспечена. В своей победе Мак не сомневался. Его сейчас интересовал другой вопрос: с какой высоты начнёт прыгать «сюрприз», как он мысленно называл теперь конкурента.

— Высота 160! — объявил судья.

Один за другим пытались прыгуны преодолеть рейку, установленную на высоте их плеч, и всё безрезультатно. Рейку стали поднимать выше. Мак с напряжением ждал действий противника. «Посмотрим как ты завертишься, когда тебя вызовут», — думал он про Сучкова. По когда долгожданный момент наступил, тот не завертелся, он даже не пошевельнулся, чтобы снять костюм или одеть туфли, он даже не взглянул на рейку, лишь скучающе протянул: «пропускаю».

Слова «сюрприза» были подхвачены восторженными криками и аплодисментами той части трибун, где расположилась команда «Спартака». Когда же Мак, вызванный судьёй, повторил это словом — радостный гул перекатился на восточную трибуну, где сидели болельщики «Динамо».

Судьи, как казалось Маку, невероятно долго возились у стоек, поднимая планку и проверяя измерительной рейкой её подъём над землёй. Наконец, старший из них объявил:

— Высота сто семьдесят пять сантиметров! Прыгает Сучков! Максимову приготовиться!

«Сюрприз» положил на траву журнал и отрицательно покрутил головой.

Даже Мак, сидящий с ним рядом, не смог расслышать его «пропускаю», — буря восторженных криков потрясла воздух. Мак растерялся. Рейка была установлена на высоте, о которой многие прыгуны не могли даже мечтать, а его противник даже не собирался одевать туфли. Они лежали рядом на траве, связанные широкой тесьмой, и, как казалось Маку, насмешливо поблескивали остро отточенными шипами.

Когда, назвали его фамилию. Мак рывком отбросил тренировочные брюки, которыми кутал ноги, чтобы сохранить в разгорячённых гимнастикой мышцах тепло. Решительно подойдя к рейке, он несколько раз взмахнул ногой выше головы, как бы примериваясь к прыжку. Возвращаясь к сделанной им отметке начала разбега, он заметил, что Сучков, не торопясь, развязал туфли и стал их одевать. Мак круто повернулся к судьям и отрубил: «пропускаю!».

Никогда ещё даже самые удачные прыжки его не вызывали таких восторженных оваций…

Судьи стали поднимать рейку.

Когда была назначена высота 180 и Сучков, возившийся в это время со шнурками, не поднимая головы, выдавил да себя «пропускаю!», Мак был потрясён — 180 сантиметров! — это был его предел.

Снова вызванный судьями, он в такой яростью бросился к рейке, что сшиб её, не успев взлететь.

— Попытка, — бесстрастно констатировал судья, ставя рейку на место.

Вторая попытка была удачней. Когда Мак взлетел над планкой, затаившие дыхание трибуны радостно охнули. Но, падая в яму с песком, Мак задел рейку рукой и она, подпрыгнув несколько раз на держателях, упала на землю.

— Попытка, — сказал судья.

Теперь у Мака оставался один, последний прыжок.

«А что, если он опять собьёт рейку?» При этой мысли Мак почувствовал как неприятно липки стали его ладони, и ему показалось, что кто-то сдавил его горло. — «Надо взять себя в руки».

Мак попытался анализировать причины своих неудач. В первом прыжке губительным несомненно оказался безрассудно быстрый разбег: сила инерции понесла его вперед, на рейку, не дав взлететь. Тут всё было ясно. Но во второй раз? Он плавно начал разбег: весь прыжок прошёл в хорошей ритме, толчковая нога, как будто точно попала на нужное место.

Мак подошёл к стойкам, чтобы рассмотреть след, оставленный на черной гари сектора шипами его левой ноги. — Да, здесь тоже всё правильно — четыре ступни от рейки. Значит всё дело в излишней напряжённости, в нервах. Надо забыть обо всём, итти на рейку как на тренировках, как бы играючи, и тогда всё будет хорошо».

Мак долго стоял, уронив голову на грудь, будучи не в силах начать разбег. Потом прошёлся несколько раз взад и вперёд по сектору и снова стал на старт.

«Если он не возьмёт высоты, если такая же участь постигнет Сучкова — победа всё равно останется за «Спартаком».

Всего на три очка шёл впереди «Спартак». Три дня состязались товарищи Мака, борясь в двадцати с лишним видах лёгкой атлетики за каждое очко для общей победы. А он, как азартный игрок, забыв интересы коллектива, с каждым своим «пропускаю» швырял на ветер полтысячи, шестьсот, семьсот и больше очков. И вот, когда пришло время брать вещь на этом проклятом аукционе, он растерянно шарит у себя по карманам, а его противник с злорадством ждёт того момента, когда всем станет ясно, что ему нечем платить. И толпа, окружившая их, тоже ждёт.

…Трибуны ждали, но они теперь не существовали для Мака, как и не существовало Сучкова. Перед ним была рейка, установленная на высоте 180 сантиметров, и её нужно было взять. Он знал, — этого ждут от него тренер, команда, победа которой зависела теперь только от него одного.

Мак поднял голову и побежал.

Он взвился высоко над рейкой, повис как бы на мгновение в воздухе и скользнул вниз.

Маку казалось, что он стоит на дне озарённой солнцем лощины и горный поток, прорвавший запруду, с грохотом бежит к его ногам, — то аплодировали трибуны.

— Ну, а сколько же прыгает он? — спросил Мак подошедшего Погасяна, кивнув в сторону Сучкова.

— О, сущий пустяк, — сказал рассмеявшись Вано, — его лучший результат 120 сантиметров.

Василий Кузнецов

СТИХИ

АПРЕЛЬ



Через сугробы,
Как-то вдруг,
Ворвался к нам Апрель.
Он кистью нежною вокруг
Наносит акварель.
Ещё броню уральских рек
Он тронуть не посмел,
Но поседелый,
Серый снег
Ссутулился,
Осел.
Спасенья нет ему. Таков,
Таков закон земли…
И сотни
Горных ручейков
По склонам потекли.
Молчит,
Нахмурившись, река,
Молчит,
Чего-то ждёт…
Апрель силён,
Его рука
Взломает синий лёд.
Юннат на тополе в саду
Уж выстроил дворец.
— Добро пожаловать!
Я жду,
Я жду, тебя, скворец!
Ты наш уральский соловей,
И вот уже вдвоём
Скворец с подругою своей
Вселились в новый дом.
Через открытое окно
Помолодевший сад
Струит,
Вливает, как вино
Весенний аромат.



ТРИ АВТОБУСА



Серой пыли клубы вьются
По дороге столбовой.
Три автобуса несутся —
Красный, жёлтый, голубой.
Три испытанных шофёра
Три автобуса ведут.
Три отряда пионеров
В лес из города везут.
Из открытых окон песня
Рвётся в поле, на простор,
И летит, плывёт над лесом
В синеву Уральских гор.
Три автобуса свернули
Круто вправо, в бор густой.
Пассажиры улыбнулись,
Влево, вправо покачнулись,
Сразу в песне перебой.
Серый, маленький зайчонок
Спал в зелёном лозняке,
Вдруг вскочил и дал спросонок
«Тягу» под гору, к реке.
Щука — вот таких размеров —
Вынырнула из реки:
— Кто там, зайка?
— Пионеры!..
— Значит уши береги.
А уж мне-то —
Вброд и с лодки —
Острогу вонзят в ребро.
А потом — на сковородку.
Надо зуб держать остро.
Щука — в воду,
Под корягу,
Зайка — в кустик:
— Не найдут!..
Твёрдым шагом
Три отряда
С песней к лагерю идут.
— Здравствуй, лагерь!
Шире двери!
Двери шире открывай!
Мы к тебе на три недели,
Мы — на отдых —
Принимай!
Принаряжен,
Вымыт лагерь —
Дачи окнами блестят.
Солнце, речка,
Сосны, флаги —
Всё приветствует ребят.

* * *

Три автобуса обратно
В город из лесу бегут.
Только странно,
Непонятно —
Мчатся,
Песен не поют.



В ДОБРЫЙ ЧАС!



Оля в школу собирала
Брата Митю,
В первый класс.
Умывала,


Одевала,
Всё ли в ранце
Проверяла,
А потом


Поцеловала
И сказала:
— В добрый час!
Может, я с тобой пойду,


Тебя в школу отведу?
Он сказал сестре:
— Не надо.
Я и сам, один пойду.


Школа тут —
За детским садом,
Так ведь я её найду.
Митя радостно и смело


И уверенно идёт.
Поворот один налево,
И направо поворот.
Вот прошёл он


Два квартала…
Вдруг, навстречу —
Генерал.
Поклонился генералу,


Улыбнулся генерал
И сказал:
— Отчего такой весёлый,
А? Скажи,


Куда спешишь?
— Я иду учиться в школу
В первый класс.
— В первый класс? —
— Превосходно!


В добрый час!
Улыбнулся генерал,
Шаг назад —
Дорогу дал.


Мите даже стыдно стало.
Может, этот генерал
Сто немецких генералов
Окружил


И в плен забрал.
Может, он
В Литве ли, в Польше,
В громе, дыме и в огне


Сотню раз,
А может больше,
Отличился на войне.
Уцелел от пуль.


От мин, —
Может, первый брал Берлин.
И вот этот генерал
Мне пройти дорогу дал.


Сам с собою рассуждая,
Митя к школе подходил.
— Школа! Вот она какая! —
В ней учиться хватит сил? —


Митя сам себя спросил.
— В этой школе — десять лет!
Это много или нет?
Десять лет… пожалуй, мало


Я серьёзно говорю.
Доучусь до генерала,
Там — увижу…
Посмотрю.



НАШЕ ОЗЕРО



У нашего, у озера
Берёзовый лесок,
Кругом, кругом по бережку
Серебряный песок.
И вот, когда над озером
Поднимется туман —
Откроется зеркальное,
Раскинется хрустальное, —
Широкое, как поле,
Глубокое, как море, —
Да это настоящий океан!
Хорошее, прелестное
В безветренный денёк.
Ещё оно чудеснее,
Как дунет ветерок.
А вот, когда с Урала вдруг
Нагрянет ураган —
Взломается зеркальное,
И вспенится хрустальное, —
Шумливое, как поле,
Бурливое, как море, —
Да это настоящий океан!
Весь день играет озеро
Водою голубой.
Бегут, о чём-то шепчутся,
Журча, волна с волной.
А тут, совсем поблизости,
Шумит травой курган —
Манит его зеркальное,
Зовёт к себе, хрустальное, —
Красивое, как поле,
Игривое, как море, —
Да это настоящий океан!



Лидия Преображенская

СТИХИ

ПАВЛУША-ГРАВЁР



У меня — карандаш,
А у папы — резец.
Мы оба рисуем —
И я, и отец.
    Лежит предо мною
    Бумага, и вот
    На ней я рисую
    Большой самолёт.
Резцом своим папа
На медной пластине
Взгляните, какую
Рисует картину:
    Высокие сосны,
    За ними — озёра,
    А дальше — родные
    Уральские горы.
В горах этих летом
Бродили мы с ним,
Костёр разжигали
Вот здесь, у сосны.
    А там, где упали
    Косматые тени
    Я видел зайчонка,
    Направо — оленя.
Меня и оленя
И зайчика тоже,
Мой папа, конечно,
Всё вырезать может.
    Сижу я — ни с места
    Боюсь и дышать.
    Когда же я буду
    Вот так рисовать
На медной пластинке
Резцом да иголкой,
Как папа, умело,
Уверенно, тонко?
    Тогда я, ребята,
    (Скажу по секрету)
    Не только такую
    Картину, как эта,
А даже возьму
Нарисую на стали
Вождя дорогого…
Чтоб ласково Сталин
    Смотрел бы на наши
    Уральские горы
    И мне улыбался,
    Павлуше-гравёру.



РЫБКА



Ловит рыбка крошки,
Плавает, ныряет,
Чешуя на солнце
Золотом сияет.
Уж не ты ли, рыбка,
С дедом говорила
И дворец старухе
В сказке подарила?
Мне дворец не нужен,
И хоромы тоже…
Куклу я сломала,
Починить ты можешь?
Хвостиком вильнула,
Мне не отвечает,
В замок свой подводный
Тихо заплывает.
Кукла, как и раньше,
С головой разбитой…
Почему не хочешь
Мне помочь, скажи ты?
Всех морей царица
В дальних, дальних странах.
Почему у нас ты
В ящике стеклянном?
Знаю… догадалась…
Ты не золотая,
А совсем такая,
Самая простая…



* * *



Посмотри в окно, сестрёнка,
Если старый Таганай
Плащ из серых туч накинул —
Будет дождик, так и знай.
Если пал туман в озёра,
И на травы лёг росой —
Будет ясный день, весёлый,
Весь от солнца золотой.
Значит, можно без опаски
До вечерних рос с утра
Каменистою тропинкой
Целый день бродить в горах.
И бродить, и ждать, когда же
Выйдет к нам Хозяйка гор
И раскинет перед нами
Малахитовый ковёр,
Или Полоз вдруг, сверкая
Золотою чешуёй,
След свой огненный оставит
На земле и под землёй.



П. Мещеряков

РОЖДЕНИЕ КРЕПОСТИ

(Исторические заметки)

1

В зауральских просторах, над береговым крутоскатом Исети стоял угрюмый, властный Далматовский монастырь. На сотни километров раскинулись его владения. По лугам, извиваясь, бежали Теча, Суварыш, Ольховка, Крутиха. С давних пор на этом приволье возникли многочисленные поселенья и деревушки. Обитатели их были тяглыми монастыря-помещика.

За пользование угодьями крестьяне обязывались пахать монастырскую землю, сеять, убирать урожай, молотить, заготовлять сено, рубить дрова, возить строевой лес, строить мельницы, мосты, обжигать кирпич, очищать скотные дворы, пасти стада, охранять монастырь.

Много было монастырских «зделий»! У крестьян не оставалось времени для работы в своём хозяйстве.

Стонали тяглые от натуральных повинностей. С тяглых собирали деньги на ямщиков, на ведение войны с Турцией, на морской провиант, на постройку канала, на комиссаров по гривне, им же на хлеб по алтыну, на постройку хлебных магазинов. Были особые сборы: двадцатиалтынный, семигривенный, рублёвый, двухрублёвый. Собирали деньги драгунские, поворотные, кормовые, подымные, на починку кораблей, рекрутские, на воеводу.

Жили впроголодь, в курных лачужках. Монахи жирели на крестьянском труде.

Крестьяне были бесправны. Монахи были вольны в «животе и смерти» своих крепостных. За проступки, нерадение, оплошность крестьяне наказывались. Их драли плетьми, лозами, шелепами, бадожьём. Непокорных и гордых заковывали в колодки, садили на цепь в тюремной келье. В монастыре были орудия пыток: дыба, клещи, плети. Были палач, тюрьма, стража.

Гнёт монастырских старцев вызывал среди крестьян недовольство. Но жестокими мерами «монастырского смирения» монахам удавалась держать в руках тяглых.

Крестьянам, селившимся не на монастырской земле, а на Уральских отрогах, жилось не легче. Их слободы и деревни были приписаны к заводам. Жизнь приписных, заводских крестьян была ещё горше жизни монастырских невольников.

Крестьяне мечтали освободиться из неволи.

2

Весной 1732 года собрались приписные к Сысертскому заводу, — крестьяне Крутихинского дистрикта и Красномысской слободы. На крестьянский сход прибыли жители слобод Барневской, Каргинской и из деревень Далматовской вотчины. Недовольные обременительными работами на заводе и безмерной эксплоатацией монастырских старцев, они единодушно порешили переселиться на жительство в новые места.

Бывалые люди расписали богатые, привольные места Южного Урала. Там лежали рыбные озёра Чебаркуль, Увильды, Иртяш, Аракуль, Касли и многие другие. Богат край хмелевыми угодьями! А сколько там ягод и грибов! Сколько разного зверя: медведь, лисица, бобры… Птица разная. Леса. Какие тучные земли!.. Да может ли быть что-либо краше и богаче Южного Урала!

Но вот беда, — чужие те земли, башкирские. Башкиры захватили угодья, но не используют их. Леса стоят в первобытной дрёме. Рыба в озёрах до того расплодилась, что начала дохнуть. Земля лежит, тоскует… Зря добро пропадает. По мужицкой смётке так: заводи большую слободу, распахивай пашни, окашивай луга, руби леса, лови зверя, собирай грибы да ягоды, щипли хмель, вари пиво…

А башкиры? Где их селения? Езжай — на сотни вёрст ни одного коша не встретишь. Кругом пустые места.

Негодовали подневольные Сысертского завода и Далматовского монастыря. Наконец, с общего, полного согласия, порешили избрать доверенного ходока. Ходоком уполномочили крутихинского крестьянина Степана Кузнецова, «человека доброго и правдивого».

Повелели ему итти в столицу, бить челом от всего мира о разрешении построить слободу на башкирской «пустопорожней» земле у Чебаркуль-озера.

Шёл он долго. Миновал горы Урал-Каменя. Не одну пару лаптей сменил, но бодрился и шёл.

Неприветливо встретили в столице мужика-лапотника. За дерзновенное посягательство на чужое добро посадили в арестантскую. Долго пришлось сидеть Степану. Тоска одолевала. Досада донимала за оплошность. Не сумел Степан купить продажных приказных чиновников. Похудел от тоски. Спасибо за то, что хоть ржаною краюхой да квасом жаловали.

Однажды в дверях камеры показался тучный приказный с солдатами, тот самый, что получил от Степана мирское челобитье.

Степан обрадовался. Пал в ноги.

— Отдай ты, батюшка, челобитье рабов ваших…

Густой бас приказал встать и слушать.

— Дело ваше сделано. В сенате обсуждено. Токмо здесь не можно знать, будет ли та слобода у Чебаркуль-озера на пользу мирским людям, и не обидит ли это башкирцев. А потому рассуждено — передать ваше дело на рассмотрение Сибирского воеводы обще с горным начальником в Екатеринбурхе…

Степану показалось, что коль сенат указал, то дело вышло.

Не успел опомниться Степан, а его уже солдаты в колодки заковали. Приказали встать, захватить армячишко. Повели. Усадили в кибитку. Вооружённые солдаты сели рядом и кибитка тронулась в неведомый для Степана путь.

3

Вскоре произошли большие события. Сенатский секретарь Кириллов, человек умный, хитрый, жестокий по характеру, представил проект о разобщении степных кочевников Казахстана с башкирами, непрерывно враждовавших между собой. Он предложил оцепить Башкирию городками для защиты русских зауральских поселений от опустошительных набегов кочевников. На границе Башкирии и Казахстана, в устье реки Ори он предложил построить знатный город, через который позднее наладить караванную торговлю со Средней Азией.

В один из погожих майских дней 1734 года собрались государственные советники: Бирон, Черкасский, Остерман и другие. Они разбирали проект Кириллова. Перспективы замирения беспокойней восточной колонии и организации среднеазиатской торговли показались заманчивыми. Сенат сдобрил проект. Тогда же возвели Кириллова в статские советники и поручили ему организовать вооружённую экспедицию для проведения в жизнь проекта. В помощь Кириллову дали татарского переводчика, активного проводника царской колониальной политики в Башкирии и Казахстане Мурзу Тевкелева, только что сумевшего уговорить казахов Малой Орды на переход их в российское подданство.

Пока в Санкт-Петербург шла подготовка и организация экспедиции, башкирский старшина Токчура, бывший при полковнике Тевкелеве, написал тайное письмо влиятельному башкирцу Кильмяк-Абызу.

Токчура раскрыл секреты русского правительства. Умный и дальновидный Абыз почувствовал тревогу за судьбу Башкирии. Кильмяк-Абыз решил организовать сопротивление всем мероприятиям правительства Анны Иоанновны. Гонцы стрелой мчались во все концы южноуральской таёжной глуши. Они призывали к восстанию. В народе поднималось смятение. По аймакам и кошам начались приготовления. Лихие наездники готовили коней. Башкиры решили умереть на коне, но защитить свои былые вольности.

Василий Никитич Татищев, один из первых русских историографов, тогда начальник горных заводов Урала, первый узнал о приготовлениях башкир к восстанию. Он рассказал о них Кириллову, когда тот был ещё на пути в Уфу.

Кириллов спокойно принял сообщение. Его ничто не беспокоило. Он думал: стоит немножечко припугнуть отсталый, дикий народец и всё утихнет.