— К тому времени они все погибли. Мы крутились и за взводных, и за ротных, только держись. В общем, он отдал приказ снести эти деревни. И чтоб никто не ушел.
— Ты имеешь в виду, не потеряв ни одного солдата?
— Нокс, я имею в виду — никто. Ни мужчины, ни женщины, ни дети. Ни одна живая душа. Нам следовало сжечь деревни вместе с жителями и объявить, что это дело рук вьетконговцев. Это была грязная и подлая ложь, которую придумал Хейес. В его башке постоянно рождалось подобное дерьмо. Этот тип вел себя как реинкарнация Макиавелли. Подозреваю, что он считал эти мерзости всего лишь ускорителем служебной карьеры.
— И что было дальше?
— Две роты выполнили приказ, третья нет.
— И Хейес начал тебя преследовать?
— Попытался. Но я его предупредил, что тогда выплывет правда. Он не мог пришить мне неподчинение, потому что за подобный приказ ему грозил военный трибунал. Видишь ли, я прекрасно понимал, по каким правилам он играет. Высокое начальство в случае осечки могло бы сделать вид, что операцию провели самостоятельно, без надлежащей санкции. А вот геморрой, который доставили бы журналисты, начальству был бы совсем ни к чему, и Хейеса сожрали бы живьем… Так или иначе, операция, выполненная на две трети, командованию не понравилась, и бедолаге Хейесу пришлось ждать заветного повышения.
— И он нашел другой способ тебя достать. Боевая награда.
— Если честно, я никогда не придавал этому большого значения. Я сражался на войне, которой не было конца. Все друзья, которые у меня там появились, погибли. Я слишком устал. Меня достала Юго-Восточная Азия, дожди, жара и бессмысленные боевые действия, когда мы то оставляли, то занимали, то снова оставляли сотню ярдов болот и джунглей, а все ради чего? Ради чего, Нокс?
— Именно тогда ты и поступил на службу в «Тройную шестерку»?
Стоун замялся.
— Думаю, ты заслужил право знать…
— Дальше меня это никуда не уйдет.
— Да, именно тогда и началась служба в «Тройной шестерке», хотя и не скажу, что я на нее поступил. Мне дали понять, что другого варианта для меня нет. И попал я из огня да в полымя — поменял одну преисподнюю на другую.
— Допускаю, что ты стал непревзойденным профессионалом. Так почему же ЦРУ на тебя ополчилось?
— Годы шли, я женился на Клэр, у нас родилась дочь. Это были лучшие дни моей жизни. Без излишней сентиментальности скажу, что мне открылся целый новый мир. И я решил, что больше не хочу играть в эти игры. Я просто уже не мог нажимать на спусковой крючок. Я перестал выносить собственное зловоние. Я был не в состоянии пролететь полмира, всадить кому-то пулю в голову, а потом вернуться домой, взять на руки дочь и целовать жену. Я больше не мог.
— Но во внимание это принять не захотели?
— Там считают, что ты навечно стал их собственностью.
Стоун сполз на пол, прислонился затылком к стене и закрыл глаза.
— Я помогу тебе, Оливер, клянусь, помогу.
— Ты лучше помоги себе, Нокс. Мне уже поздно. А все, что будет со мной, я заслужил.
ГЛАВА 73
Им удалось урвать несколько часов отдыха у Тайри, в двух милях от Дивайна. Скромный дом стоял в чудеснейшем месте: на вершине холма, под которым расстилался обширный луг.
Тайри — с красными опухшими глазами — в огромной кастрюле сварил кофе.
— Прошу извинить за столь скромный набор продуктов. Обычно у меня не бывает больших компаний.
— Другого продукта мне сейчас и не нужно.
Рубен с удовольствием глотнул крепчайшего кофе из огромной кружки.
Когда они приехали в усадьбу Аби Райкер, то без труда поняли, что произошло. Входная дверь была выбита, мебель перевернута, а помощник шерифа сидел на полу с окровавленным лицом. Не удалось найти ни одного указания на то, кто захватил Аби и куда ее увезли. Тайри разослал ориентировку всем полицейским постам округа, но пока это не дало никаких результатов. И с каждым часом надежды на благополучное возвращение женщины оставалось все меньше.
— В голове не укладывается, как я этого не учел, — сказал Тайри с виноватым видом.
— Вы приставили к ней телохранителя, — напомнила Аннабель.
— Эрл не годится для подобных ситуаций. Но кроме него, у меня никого нет. Я должен был сам ее охранять. Если с ней что-нибудь случится…
Не договорив, он смущенно опустил голову. На кухонный стол упала слеза.
— Как вы думаете, почему ее захватили? — тихо спросила Аннабель.
Для каждого индуса было обязанностью, составлявшей часть его религиозного долга, ежедневной практикой развивать в себе некоторые силы и стремиться достигнуть постижения высших истин. На улицах, на площадях, при дворе, на поле сражения можно было всегда встретить людей, достигших такого постижения. И все эти люди тщательно классифицировали свои опыты и открывали законы, которые управляют нашей высшей природой. На основании этих законов постепенно была построена глубокая наука Йога.
Тайри вытер лицо, поднял глаза и, кашлянув, ответил:
— Сам голову ломаю. Дэнни где-то скрывается; возможно, они боятся какой-нибудь выходки с его стороны. Поэтому взяли Аби в заложницы. Этот парень по-настоящему любит свою мать.
Мы видим таким образом, что эта наука, подобно всем другим, основана на опыте и методе, которым она пользовалась. Это - тот же самый метод, которым пользовалась современная наука во всех своих открытиях законов природы, т. е. метод наблюдения и эксперимента.
— Полагаете, он мог быть замешан в операциях с наркотиками? — спросила Аннабель.
Экспериментальной метод принято рассматривать на западе, как принадлежащий нашему времени, но в действительности он был еще в очень древние времена принят индийскими Риши или мудрецами, постигшими истину.
— Даже не знаю. Тот факт, что они использовали старый коровник, заставляет меня думать, что был.
При помощи постоянного наблюдения и непрерывных опытов они открыли тончайшие силы природы и законы, которые управляют нашим физическим, душевным и духовным существом. Истины, добытые таким образом путем их собственного экспериментирования и исследования, они излагали в книгах, проповедовали в храмах и передавали своим ученикам. Но прежде чем утверждать что нибудь относительно природы души или Бога, они сами реализовали это непосредственным опытом. Прежде чем заставлять ученика делать что нибудь, они сами проделывали это и получали определенный результат.
— Но вы говорили, он уехал из города.
Таким образом, после целых веков исследований в разных царствах природы, производимых сменявшимися поколениями неутомимых искателей света, в Индии выросла стройная система науки, философии, психологии, метафизики и религии, система одновременно спекулятивная и практическая, известная под именем \"Арийской религии\". Термин \"религия\" употребляется здесь для того, чтобы включить все области знания, так как в Индии религия никогда не отделялась от других сфер человеческой деятельности и от общей, ежедневной жизни. И вот именно методы применения добытых веками научных истин к ежедневной жизни человека, в делах его духовного развития, были названы общим именем Йога.
— После смерти Дебби. Наверное, решил порвать с теми, кто убивает его друзей.
\"Йога\", это - санскритское слово, вообще употребляющееся для обозначения практической стороны религии.
— Что можете сказать о судье? — спросил Алекс.
Первая цель тренировки, которой требует Йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как, согласно теории Йоги, от этого подчинения зависит достижение совершенного здоровья и морального и духовного совершенства.
— Сюрприз! Судья тоже пропал.
— Значит, он участвовал в деле и его предупредили, — заключил Гарри.
В западных странах слово Йога очень неправильно понимается и неправильно употребляется многими авторами, которые придают ему смысл жонглерства, гипнотизма, фокусничества и обмана. И на западе, когда люди слышат слово \"йог\", что значит человек, который практикует Йогу, они невольно думают о каком-то фокуснике или шарлатане или отождествляют его с факиром, или с колдуном, пользующимся черной магией. Но люди, изучавшие священные книги Индии, например, \"Бхагавад Гиту\" или \"Небесную Песнь\", как ее называет в своем переводе сэр Эдвин Арнольд, должны помнить, что каждая глава этой Небесной Песни посвящена одному из видов Йоги или методу достижения истины и приобретения высшей мудрости. И они знают, что йогом в Индии называется человек, достигающий различными практическими путями высшего религиозного идеала. Этот высший идеал, согласно Бхагавад Гите, заключается в единении индивидуальной души с Всеобщим Духом.
Тайри кивнул.
Но и индийские авторы употребляют слово \"Йога\" в некоторых различных смыслах. Я. упомяну о некоторых из этих смыслов для того, чтобы дать читателям понятие, насколько широка область применения этого термина. Во первых, Йога значит: - соединение двух высших объектов. Во вторых: - смешение одной вещи с другой. В третьих: взаимоотношение причин, производящих общее действие. В четвертых: - форменная экипировка солдата или работника какой либо профессии. В пятых: - ассоциирование по сходству и различию и рассуждение нужное для открытия какой либо истины.
[2]
— Он работал судьей в Техасе. И проводил время в Южной Америке — во всяком случае, так говорил.
В шестых: - способность звука передавать специальную вложенную в него идею. В седьмых: - сохранение того, чем человек обладает. В восьмых: - трансформирование одной вещи в другую. В девятых: - соединение одной души с другой или со всеобщим духом. В десятых: - течение мысленного потока к тому объекту, к которому он направлен. В одиннадцатых: - воздержание от всякой непроизвольной мысли при помощи концентрации и медитации.
Мы видим таким образом, к какому большому количеству различных отраслей искусства, науки, психологии, философии и религии может относиться слово \"йога\" в своих различных значениях. Создается впечатление, что это слово захватывает все области жизни и природы. Если мы обратимся к первому значению и происхождению слова, мы легче поймем, почему оно так много включает в себя.
— Всем известно, что незаконная торговля наркотиками там хорошо поставлена.
Слово \"йога\" происходит от санскритского слова Юдж, что значит соединять. Английское слово \"yoke\" (ярмо) и русское слово иго идут от того же корня. Первоначальное значение слова \"йога\" было очень близким значению слова ярмо. Глагольный корень юдж означал: - присоединяться к чему нибудь, снаряжаться для какой нибудь цели. Следовательно, в первом значении корень юдж заключал в себя идею приготовления к тяжелой работе, точно так же как обыкновенное европейское выражение: - \"впрягаться во что нибудь\" и т. п. При этом усилие, смотря по цели, которая имеется в виду, может быть и физическое, и психическое. Если целью является приобретение здоровья и долговечности, тогда общие усилия ума и тела для достижения этого при помощи различных упражнений называются \"йога\". Точно так же, если целью ставится развитие сверхнормальных психических сил, работа над собой в целях этого развития называется йогой.
— Видите ли, — добавил Тайри, — в сводке я читал, что из Техаса несложно наладить наркотрафик товара, поступающего через мексиканскую границу. А в Латинской Америке эти лекарственные препараты попадают к наркодельцам двумя путями: их либо воруют, либо производят.
То же самое слово употребляется для обозначения умственной тренировки, необходимой для достижения полного контроля над мыслями и чувствами, духовного совершенства и единения индивидуальной души с Божеством. Бесчисленное количество книг было написано в Индии относительно разных методов и способов этой прикладной науки \"Йоги\" и относительно различных идеалов, которых можно достигнуть путем практики \"Йоги\". В этих книгах подробно говорится о требованиях, которым должен удовлетворять начинающий упражняться по каждому из этих методов; о тех стадиях развития, которые он должен пройти, стремясь к своей цели; о препятствиях, которые будут стоять на его пути, и которые он должен преодолеть.
— Производят наркотические лекарственные препараты? — изумился Калеб.
Терпение и настойчивость абсолютно необходимы для человека, который желает вступить на путь йоги: люди, недостаточно терпеливые, не могут надеяться достигнуть какого нибудь серьёзного результата. Точно так же люди, начинающие заниматься йогой из любопытства, под влиянием внезапного импульса или временного энтузиазма, не могут ожидать достигнуть результатов и не должны обвинять систему в своей неудаче, потому что причина неудачи лежала исключительно в них самих. Те же самые занятия, производимые с правильным пониманием и в надлежащем духе, дадут удивительные результаты. Но этих результатов достигнет только тот, кто будет строго следовать указаниям учителя, который должен направлять и распределять ежедневные физические и умственные упражнения ученика.
— В частности, в Колумбии подпольные лаборатории тоннами производят оксикодон, который контрабандой переправляют сюда, — пояснил Алекс. — Качество лекарств, естественно, никуда не годится. В отличие от легальных фармацевтических производств наркокартели не тратятся на контроль качества.
Тайри кивнул.
Люди, стремящиеся к изучению йоги, могут быть разделены на три категории. Первые, которые являются рожденными йогами. О них говорят, что это люди, занимавшиеся йогой в предыдущем воплощении, родившиеся на земле уже с пробудившимся высшим сознанием и проявляющие замечательные силы и свойства с раннего детства. Естественные наклонности этих людей заставляюсь их вести чистую жизнь. Их единственной целью и единственной заботой является правильная жизнь и правильная мысль. И они обладают необыкновенной силой самообладания и концентрации, т. е. сосредоточения всех своих умственных и даже физических сил и способностей на одном объекте или на одном стремлении. Чувственные удовольствия и все вещи, увлекающие обыкновенные умы, не имеют для них особенной ценности. Даже тогда, когда они окружены всеми материальными удобствами и имеют в своем распоряжении все жизненные блага и удовольствия, они чувствуют себя среди жизни, подобно чужеземцам в незнакомой стране. Очень немногие могут понимать внутреннее состояние таких характеров. Очень часто душевное состояние таких людей объясняют болезнью, посылают к ним докторов, пытаются их лечить. Но медицинское лечение делает положение еще хуже. Автору известны случаи, когда таким образом делали людям большой вред.
— Возможно, наш друг судья завел там связи. Не исключено, что ему пришлось уносить оттуда ноги. А когда он случайно натолкнулся на Дивайн, то решил, что нашел отличное место, чтобы лечь на дно на какое-то время.
К счастью для этих людей в их жизни рано или поздно начинает проявлять свое действие закон внутреннего притяжения, благодаря которому, они непременно должны рано или поздно быть привлечены в общество какого нибудь йога. Здесь они находят как раз то, чего жаждет их внутренняя природа, и сразу чувствуют себя счастливыми и попавшими домой. Наставления йогов удивительно много говорят их уму. Они начинают практически изучать йогу под руководством учителя, и так как все в этой науке кажется им легким и естественным, то они очень скоро получают превосходные результаты. Таким образом обыкновенно в юности они как бы берут нить на том самом месте, на каком выпустили ее из рук в предыдущем существовании; и начинают свои упражнения с того места, на котором остановились. Благодаря твердому решению преодолеть все препятствия, они быстро идут вперед и шаг за шагом приближаются к высшему идеалу духовной жизни. Ничто на свете не может помешать их движению вперед, так сильна и упорна их жажда достижения этого идеала.
— Значит, у судьи были связи в наркотрафике. А у вашего брата есть связи в крупных городах, чтобы можно было наладить распространение?
Вторая категория включает в себя тех, которые родились с душами, пробужденными только наполовину. Они нуждаются в дальнейших опытах жизни и идут по различным путям, не находя правильного. Они делают каждый новый шаг, как бы на пробу, и на это непрерывное экспериментирование тратят очень много энергии и значительную часть своей жизни. Если такие частично пробужденные души настолько счастливы, что, следуя наклонности, созданной в предыдущем существовании, приходят в соприкосновение с йогом и начинают практиковаться в йоге, они могут при настойчивости и серьёзном отношении многого достигнуть, хотя они, по необходимости, будут более медленно двигаться по пути духовности, чем вполне пробужденные души первой категории.
— Восемьдесят процентов заключенных из крупных городов работали в наркобизнесе и совершали убийства. Именно поэтому их держат в «Мертвой скале». Да, у него могут быть контакты с распространителями.
— Но если ваш брат вовлечен в это, как они пришли к соглашению? Они дружили?
В третьей категории находятся все те люди с не пробужденными душами, которые в этой жизни первый раз начинают искать истину и практиковаться в йоге. На их пути стоит бесконечное количество препятствий. С детства их неудержимо влечет к себе внешняя сторона жизни и чувственные удовольствия; и, если даже они начинают практиковаться в йоге, они находят необыкновенную трудность в исполнении её требований. Окружающая их обстановка обыкновенно неблагоприятна для практики йоги, и им очень трудно побеждать внешние условия. Их здоровье недостаточно хорошо для этого, их ум рассеян, они страдают от разных болезней и душевной неуравновешенности. Им не хватает определенности и решимости; они находят почти невозможным управлять своими чувствами, и им приходится страшно бороться, чтобы приспособить свою форму жизни к запросам духа. При таком большом количестве препятствий, с которыми нужно бороться, они естественно достигают только очень маленьких результатов, даже после долгой практики. Но если такие люди способны на постоянное и непрерывное усилие в одном направлении и укрепят свою волю медленной и регулярной практикой хатха-йоги, они могут приобрести контроль над своим здоровьем и некоторое количество сил йога. Побороть внутренние препятствия, лежащие в самом человеке очень помогают правильные упражнения дыхания по способу йогов, но эти упражнения непременно должны производиться под руководством опытного учителя, способного понимать индивидуальные особенности учеников и главное практически, а не только теоретически изучившего йогу.
— Раз в неделю Мосли ездит в тюрьму для посредничества. Я еще подумал, что это довольно курьезно, когда услышал об этом.
Хатха-йога специально предназначена для этой категории лиц стремящихся к высшему развитию. При помощи практики дыхательных упражнений они постепенно приобретут контроль над своим телом и с течением времени будут готовы для изучения раджа-йоги, которая пробудит силы, скрытые в их душах.
— Почему?
Хатха-йога
— Мой брат не больно-то сговорчив. Это всегда было его отличительной чертой.
— Вы как будто совсем не удивлены, что ваш брат, возможно, преступник, — заметила Аннабель.
Хатха-йога есть та ветвь \"Йоги\", которая учит, как побеждать голод, жажду и сон; как преодолевать действия жара и холода; как добиться совершенного здоровья и лечить болезни без всяких лекарств; как остановить преждевременное изнашивание организма, происходящее от ненужной и беспорядочной траты жизненной энергии; как сохранить юность до ста лет, не имея ни одного седого волоска и как продолжить жизнь тела на бесконечный период.
[3]
Тайри едва заметно улыбнулся.
Всякий, кто практикует хатха-йогу, с течением времени приобретет чудесные силы, которые будут приводить в изумление психологов, физиологов и анатомов.
— Мы совершенно разные. Я собирал все подряд спортивные награды, а Говард легко постигал любую ученую премудрость. Недалекий спортсмен и умнейший старший брат. Но у него есть еще одна черта: жестокость. Пока я его не перерос, он постоянно избивал меня, если ему что-нибудь не нравилось. Вот почему мы с ним не были близки. Еще ему всегда хотелось жить в достатке. И хотя он там хозяин положения, начальникам тюрем несвойственно грести деньги лопатой.
Несколько лет тому назад в Англию привезли одного хатха-йога. Он был уже средних лет, но казался мальчиком лет восемнадцати. Здоровье его было в самом цветущем состоянии, и он владел достигнутыми долгой практикой восьмидесятью четырьмя положениями тела, составляющими часть хатха-йоги и совершенно невозможными для европейца. Он мог сгибать свои члены таким изумительным образом, что, казалось, все суставы должны бы были быть вывихнуты, если только его кости не сделаны из какого-нибудь гибкого и эластического материала. Йога осматривали многие английские врачи и хирурги, и они все изумлялись необыкновенным положениям, какое он придавал своим членам. Они взяли скелет, чтобы установить его кости в таких же положениях, но не могли это сделать, не ломая костей. Затем они пришли к заключению, что если кости живого человека будут в таких положениях, то его суставы будут совершенно разъединены, связки вытянуты, разорваны, и члены неспособны более ни к какой работе. Однако йог являлся живым противоречием всего этого. Все его члены отличались замечательной силой, и он мог пользоваться ими для целого ряда самых удивительных движений, - недоступных для европейца. И он мог ходить, поднимать тяжести и сгибаться с необыкновенной легкостью. Автор видел его в Индии и видел там же других хатха-йогов, которые могли проделывать поразительные вещи.
— Петерсон был бухгалтером. Возможно, он вел счета наркосиндиката. И может быть, утаивал часть доходов, а это вскрылось, — предположил Алекс.
Первая цель различных поз и положений хатха-йога заключается в том, чтобы приобрести контроль над бессознательными мускулами тела, т. е. над всеми рефлективными и инстинктивными движениями членов, внутренних органов и различных групп мышц, - что совершенно невозможно для обыкновенного человека. Мы все обладаем скрытой в нас силой, при помощи которой это может быть достигаемо, и хатха-йога открывает нам строго научный метод, при помощи которого эта сила может развиваться.
[4]
Тайри потер подбородок.
— Полагаю, не совсем так.
Все хатха-йоги едят очень мало, и они могут обходиться без пищи много дней и даже, как рассказывают, много месяцев; точно так же они могут no6еждать сон. Автор знал одного йога, который не спал двенадцать лет, и который тем не менее пользовался прекрасным здоровьем. Он видел также хатха-йога, который обыкновенно ел только небольшой кусок пресного хлеба в сутки и отказывался носить теплую одежду даже в холодную зимнюю погоду. Этот же йог по доброй воле исполнял тяжелый труд чернорабочего на улице большого города, и никогда не выказывал ни малейших признаков утомления. Это все может казаться невозможным большинству людей, которые сделали себя такими рабами сна и пищи, что воображают, будто они не могут жить, если не будут спать восемь или девять часов из двадцати четырех и не есть мяса. Хатха-йоги являются живыми противоречиями такого мнения. Может быть читателям знакома история того йога, который был погребен живым на сорок дней в герметически закрытом и запечатанном ящике, после чего на месте его погребения день и ночь стояли английские часовые. В течение этих сорока дней йог не мог ни есть, ни пить, ни дышать; и, однако, когда это время прошло, его отрыли, и он пришел в чувство, нисколько не пострадал от всего перенесенного и жил после этого много лет.
[5]
— Что вы имеете в виду?
И те же самые йоги, которые могут в течение долгих периодов не есть, не пить и не спать, могут, если захотят, без всяких неприятных последствий съесть столько, сколько не съедят десять человек. Обыкновенно они не едят никакого мяса. И переваривают свою пищу как бы сознательно. Они утверждают, что при помощи \"третьего глаза\", которым они обладают, т. е. при помощи психического зрения, они могут видеть все, что происходит в их внутренних органах. И у нас нет никаких оснований утверждать, что это невозможно, раз открытие и применение рентгеновских лучей доказало нам, что все прозрачно.
— У нас есть городской фонд. Инвестиционный фонд, бухгалтерию которого вел Петерсон.
Некоторые из хатха-йогов обладают необыкновенным зрением. И они не только могут замечать предметы на огромном расстоянии, но могут также видеть в абсолютной темноте, и, например, без малейшего проблеска света в совершенно темной комнате подымают с пола булавку. Это не будет казаться нам таким странным, когда мы вспомним, что в атмосфере даже совершенно темной комнаты есть невидимый свет. И если мы научимся пользоваться этим атмосферическим светом, неощутимым для обыкновенного глаза, нет таких оснований, почему бы мы не могли видеть вещи в темноте. Йоги понимают это и знают метод, при помощи которого сила зрения может быть развита. Что касается различения предметов на большом расстоянии, то этому поверить совсем не так трудно, раз мы знаем, что есть люди, которые могут невооруженным глазом видеть спутники Юпитера.
— Городской инвестиционный фонд? — переспросила Аннабель.
Часть хатха-йоги, относящаяся к развитию зрения называется \"тратака-йога\". Этой науке известно между прочим, как излечивать болезни глаз, смотря на какой нибудь предмет и проделывая в это время упражнения дыхания. Этот же самый способ применяется для усиления зрения. Безусловно, проверенные сведения о хатха-йогах говорят нам, что такая практика дает поразительно благоприятные результаты, если упражнения проделываются правильно под непосредственным руководством опытного учителя хатха-йоги.
— Да. Бизнес и частные лица собрали деньги в общий котел. Довольно много вложила Аби — больше, чем кто-либо другой. И фонд хорошо работал последние несколько лет. Дивиденды выплачивались исправно.
Йог, который полностью прошел науку зрения, может очаровать или свести с ума другого человека, при помощи своих оптических сил. Способы гипнотизма или месмеризма, которыми пользуются йоги, подтверждают это утверждение. Йог может читать мысли другого человека, смотря ему в глаза, потому что для йога глаза говорят все, что есть на уме. Могут спросить: как йоги приобретают все эти силы и способности? И йоги отвечают на это, что они не пользуются никакими силами извне. Силы эти находятся в спящем состоянии в каждом человеке, и йоги путем долгой практики научаются владеть ими. Они говорят: - \"что существует во вселенной (в макрокосме), существует также в человеческом теле (в микрокосме)\". Т. е. они хотят сказать, что эти тонкие силы существуют потенциально в наших собственных организмах, и, если мы тщательно изучим нашу природу, мы будем в состоянии знать все силы и все законы, которые управляют вселенной.
— Поэтому Дивайн процветает, в отличие от своих соседей, — добавил Рубен.
Хатха-йоги учат лечить болезни при помощи дыхательных упражнений, регулирования диеты и установления правильных привычек ежедневной жизни. Но йога не утверждает, что физическое здоровье это то же самое, что духовность. Наоборот, она говорить нам, что если бы здоровое тело было признаком духовности, тогда дикие животные и дикари, которые наслаждаются прекрасным здоровьем, были бы в высшей степени духовны. Главная идея йогов относительно физического здоровья заключается в том, что болезни тела являются препятствием на пути духовного развития, и здоровое тело представляет в высшей степени благоприятные условия для нахождения в этой жизни высших духовных истин. Поэтому люди, не обладающее хорошим здоровьем, не должны начинать практики хатха-йоги и должны сначала исправить свое здоровье по методам, указываемым учителями йоги.
— Это могло происходить и не по причине инвестиций, — рискнул предположить Гарри.
— Верно, — согласился Алекс. — Причина могла быть совершенно иная: наркомафия использовала городской фонд для отмывания незаконной выручки.
При практике хатха-йоги прежде всего должны соблюдаться строгие диетические правила. Все острое, кислое, пряное или горячащее, горчица, спиртные напитки, рыба, мясо, творог, сметана, масляное печенье, морковь, лук, чеснок, должно быть изгнано. Точно так же нужно избегать пищи, которая была раз приготовлена, потом остыла и опять разогрета. Рис, ячмень, пшеница, молоко, сахар, мед и масло - вот пища хатха-йога. Жизнь в гостиницах и питание в ресторанах и столовых, входящие в обычай в больших городах, очень неблагоприятна для практики хатха-йоги, потому что пища, которая готовится сразу на тысячи людей, не может быть достаточна чиста. Кроме того ресторанные кушанья вообще не могут одинаково подходить для всех людей и легко вызывают болезни и расстройство пищеварения. Кто хочет наслаждаться полным здоровьем, должен очень заботливо относиться к тому, что он ест. Затем он должен соблюдать все правила гигиены относительно чистоты тела, свежего воздуха и чистой воды. Он не должен жить в чересчур жарко отапливаемом доме, не должен позволять себе искусственные возбуждающие средства, особенно вино, пиво и кофе. Привычка к чрезмерному потреблению кофе, это - серьезная угроза здоровью западных народов. Уже многие страдают сильнейшими нервными расстройствами, явившимися в результате этой привычки, которая ни для кого не проходит бесследно.
— Прекрасный способ отмывки, — добавила Аннабель. — Куча чеков мелкими суммами, город на отшибе… Кто заподозрит? Грязные бабки становятся белыми как снег.
Кто хочет практиковаться в хатха-йоге, должен прежде всего найти себе учителя, хатха-йога, который приобрел полный контроль над своим физическим телом. И, найдя учителя, ученик должен вести жизнь в полном согласии с предписаниями учителя. Он должен жить в уединенном месте, в таком климате, где не бывает внезапных перемен погоды. Он должен быть строгим вегетарианцем и воздерживаться от всякого рода напитков, возбуждающих нервную систему. Он должен следить за тем, чтобы никогда не наполнять свой желудок чрезмерным количеством пищи. Должен соблюдать законы нравственности и полную воздержанность во всем. Он должен научиться контролировать свои чувства, держать свое тело в чистоте и очищать свой ум, возбуждая в нем мысли сочувствия и любви по отношению ко всем живым существам.
— А если ваш товарищ находится в этой тюрьме, то как мы до него доберемся? — поставил вопрос Тайри. — Сомневаюсь, что нам удастся получить ордер на обыск.
Начинающий изучать хатха-йогу должен стремиться постепенно победить трудности различных положений тела и членов. Эти положения называются по санскритски асана. Всего в \"хатха-йоге\" описываются восемьдесят четыре положения тела. Каждое из этих положений, соединяемое со специальными дыхательными упражнениями, развивает некоторые силы, скрытые в нервных центрах и в различных органах человека. Другая цель практики асана заключается в том, чтобы удалить тамас, элемент, который создает ощущение тяжести в теле и делает его малоподвижным и плохо поддающимся велениям воли: затем освободить организм человека от последствий прежних болезней, простуды, катаров, ревматизма и т. п. Некоторые из этих упражнений усиливают деятельность желудка и печени, тогда как другие регулируют деятельность других органов тела и постоянное беспокойство членов, которые часто бывают препятствиями к подчинению тела уму, могут быть легко удалены практикой асаны.
— К черту ордер! — выпалила Аннабель. — Нужно приехать в эту тюрягу и, если Оливер там, быстро его увезти.
Идея асаны станет понятна для читателя из следующих описаний.
Все молча уставились на нее, а Тайри даже занервничал.
I. Сесть на полу, скрестив ноги и положив левую ступню на правую ляжку, а правую ступню на левую ляжку, держа при этом тело, как и голову, на одной прямой линии.
II. Сидя в этом положении, держать правой рукой большой палец правой ноги, а левой рукой - большой
— Я не уверен, что это удачная идея, мэм. Мой брат далеко не глуп. И если Говард в деле, можете не сомневаться, он не даст нам кружить по тюрьме и всюду заглядывать.
палец левой ноги, при этом руки должны идти из-за спины и перекрещиваться за спиной одна с другой.
— Все это так, шериф, но я редко вхожу через парадную дверь. Ширли рассказывала мне о погибших шахтерах и почему тюрьму называют «Мертвой скалой». Она упоминала о параллельной штольне. Интересно, где она начинается и как глубоко заходит?
III. Сидя прямо на ровном месте. крепко зажать ступни каждой ноги между ляжкой и икрой другой ноги.
— Таких подробностей я не знаю.
IV. Принять положение I, просунуть руки между ляжками и икрами и, поставив ладони твердо на пол, приподнять тело от земли.
V. Сидя на полу, вытянуть вперед ноги и держать большие пальцы каждой ноги руками, не сгибая колен ног.
— Могу поискать в городской библиотеке, — предложил Калеб.
VI. Приняв это положение, коснуться колен лбом. Эта асана возбуждает деятельность желудка, укрепляет и освобождает человека от многих болезней.
— И собери побольше сведений о «Мертвой скале», — добавила Аннабель. Затем посмотрела на шерифа. — Хорошо бы вы тоже рассказали все, что вам о ней известно.
VII. Держась руками за большие пальцы ног, как этого требует положение V, оставить одну руку вытянутой, а другую протянуть к уху, т. е. держать pуки, как бы натягивая лук.
— С удовольствием, только там слишком много потайных мест, где можно скрывать людей.
VIII. Упереться ладонями плотно в землю и поднять вес тела на локтях, прижимая локти к бокам. Затем поднять ноги над землей, держа их прямыми и вытянутыми на одном уровне с головой. Эта асана, согласно хатха-йоге, излечивает болезни желудка, селезенки и печени, а также все расстройства пищеварения, желчь и малокровие. Вообще она усиливает способности пищеварения.
— Примерно так я и считала.
IX. Лечь на спину на полу, вытянувшись во всю длину и держа голову на одном уровне с телом. Эта асана прогоняет усталость и приносить отдых и спокойствие уму.
Изучающий хатха-йогу, овладев, согласно указаниям учителя, некоторыми из этих и подобных им положений, переходит к изучению дыхательных упражнений. Изучение асана без учителя-йога абсолютно невозможно, так как только йог может знать последовательный порядок изучения восьмидесяти четырех положений. При этом порядок меняется, соответственно индивидуальности ученика. А всякое нарушение правильного порядка ведет к гибельным последствиям. Насколько трудно изучение дыхания, можно судить по тому, что положение I считается одним из наиболее удобных для дыхательных упражнений человека, который хочет приобрести полный контроль над своим дыханием. Этому положению сопутствует спокойное обращение крови и тихое дыхание.
ГЛАВА 74
Ученик йоги должен сначала практиковать дыхание животом, втягивая воздух через обе ноздри и считая время дыхания и выдыхания. Постепенно учитель покажет ему, каким образом задерживать дыхание, вдыхая и выдыхая. После практики этого внутреннего и внешнего задерживания дыхания в течение нескольких недель ученик перейдет к чередующемуся дыханию. Он будет учиться вдыхать воздух в течение четырех секунд через левую ноздрю и выдыхать в течение четырех секунд через правую ноздрю, - и затем, изменив порядок, вдыхать через правую и выдыхать через левую. Переменное дыхание очистит нервы человека и подготовит его к дальнейшим дыхательным упражнениям. Дальше делают так: ученик втягивает воздух через одну ноздрю в течение четырех секунд, задерживает дыхание на шестнадцать секунд и выдыхает через другую ноздрю, считая восемь секунд. Это упражнение, если его производить регулярно в течение трех месяцев, создаст новые нервные токи и разовьет целительные силы, скрытые в организме.
В окрестностях Дивайна появился еще один вертолет. Пройдя над верхушками деревьев, он опустился на автомобильную стоянку тюрьмы «Голубая ель».
Йог, который хочет излечить себя от какого-нибудь расстройства или болезни, соединяет это высшее дыхательное упражнение с различными положениями тела, которые имеют прямое отношение к пораженному органу или к расстроенной части системы. Особенно он стремятся разбудить, привести в действие и направить на больное место целительные силы, запас которых находится внизу спины.
Из вертушки вышел всего один человек с портфелем и неторопливой походкой направился к тюрьме.
Затем хатха-йога описывает различные способы очищения внутренних органов и путей. Некоторые из этих способов в высшей степени благодетельны для людей, страдающих хроническими головными болями или простудами, катарами, диспепсией, бессонницей и пр. Но, конечно, эти способы не должны применяться без руководства опытного учителя-йога. Так питье холодной воды через нос, по учению йогов, устраняет головную боль и хронический насморк. Затем хатха-йоги очищают носоглоточную область, пропуская мягкие ленты в ноздри и вытягивая их через рот. Для этого они учатся вытягивать ленту или шнурок в одну ноздрю и выпускать его из другой. Согласно хатха-йоги, это очищает голову, делает зрение более острым и уничтожает все болезни головы и шеи.
Понадобилось всего несколько минут проверки документов и один телефонный звонок, после которого сам начальник тюрьмы спустился встречать столь необычного гостя.
Очень подробно в хатха-йоге описываются способы очистки пищеварительного канала.
Маклин Хейес обменялся рукопожатием с Говардом Тайри.
Затем йоги лечат бессонницу, принимая положение IX и в то же время делая глубокие вдыхания, каждый раз надолго задерживая в себе воздух.
— Что понадобилось у нас ЦРУ? — сердито поинтересовался Тайри.
О йогах, прошедших весь курс упражнений, рассказывают удивительные вещи. Например, они могут глотать свой язык, закрывая дыхательное горло и останавливая дыхание, и могут возвращать его в прежнее состояние. О людях, которые могут проглотить поднятый кверху язык, в йоге говорится, что они освобождены от старости и от смерти, победили сон, голод, жажду и стали выше времени. И сила полного хатха-йога на самом деле изумительна. Он может делать по своему желанию многое, что нам кажется совершенно невозможным. Он господин физических законов.
— Полагаю, у вас находится один из моих людей, — приятным тоном ответствовал шеф ЦРУ.
Здоровье и долгая жизнь являются непосредственным результатом практики хатха-йоги. Но для истинного искателя абсолютной истины методы хатха-йога имеют ценность только, поскольку они ведут к достижению способности сверхчувственного познания. И такой искатель истины скажет, что если человек будет жить пятьсот лет, и за это время не достигнет состояния божественного сознания, он мало чем отличается от дуба, который может пережить много поколений людей, достигнуть огромной величины и все-таки остаться дубом. И человек, умерший тридцати лет от роду, но ощутивший свое единство с Божеством, достиг бесконечно большего, чем другой, обладающий прекрасным здоровьем, долговечностью, сверхнормалъными психическими силами и даром исцеления болезней; потому что первый выразил на земле образ Бога и может указывать путь к спасению человечества. Поэтому упражнения хатха-йоги должны продолжаться только до тех пор, пока ищущий света не достигнет раджа-йоги, которая единственно может вести душу к божественному сознанию и к полному освобождению.
— Я понятия не имею, о ком идет речь.
Раджа-йога
— Хорошо, поступим благородно. По крайней мере сейчас. Его зовут Джо Нокс. Рост почти шесть футов один дюйм, зачесанные назад волосы с сильной проседью. Вместе с ним должен быть еще один человек. Повыше, потоньше, полностью седой, коротко стриженный. Смотря по обстоятельствам, отзывается на имя Оливер Стоун либо Джон Карр.
Хатха-йога, как мы уже видели, целиком посвящена приобретению контроля над функциями тела и установлению господства ума над физическими силами. Идеал, к которому она стремится, это создание абсолютно здорового человека, вполне приспособленного к преодолению внутренних физических препятствий и препятствий, создаваемых внешними условиями, которые стоят на пути духовного достижения. Раджа-йога, наоборот имеет дело исключительно с умом и с психическими силами и может быть поэтому названа наукой прикладной психологии. Цель её заключается в том, чтобы удалять препятствия, создающиеся в самом уме, и дать человеку вполне урегулированный, здоровый ум. Главная цель тренировки раджа-йоги состоит в развитии и укреплении воли в способности к контролю, и управлять умом и его силами. Раджа-йога ведет человека ищущего истину по пути \"концентрации\" и \"медитации\", т.е. по пути сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы, к той самой цели, к какой стремятся все религии мира.
— У нас нет никого, кто подходил бы под эти описания. Поэтому я вынужден просить вас покинуть наше учреждение. Это федеральная тюрьма особого режима, и несанкционированные посещения, даже представителей ЦРУ, здесь никогда не приветствовались.
Этот путь называется раджа-йога или царский метод (раджа значит царь), потому что сила концентрации ума и сила воли не только выше всех физических сил, но являются необходимым условием для приобретения всех других сил и способностей. Человек, который обладает сильным урегулированным умом, хорошо развитой волей и обладает способностью к концентрации, т. е. умением сосредоточивать свой ум на желаемом предмете, может стать господином физической природы и в короткое время достигнуть постижение истины. Раджа-йога учит, как это может быть совершено. Изучение раджа-йоги приветствовали и одобряли все мыслители, приходившие в соприкосновение с индийскими раджа-йогами, как в древности, так и в наше время. Эту форму йоги знали и объясняли Пифагор, Платон и неоплатоники Плотин и Прокл, затем гностики и христианские мистики средних веков. И даже в наше время она в значительной степени входит в религиозную практику католических монахов. Спиноза, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон проводили те же самые идеи, которые составляют раджа-йогу. Они находили, что нет тайны выше той, которая заключается в человеческой душе, и которая может быть раскрыта. Живые примеры йогов показывают нам, что путем правильной работы над собой, может быть достигнуто это раскрытие высших сил, а вместе с тем может быть приобретена власть над всеми силами природы. Раджа-йоги утверждают, что кто приобрел власть над своим умом, тот может управлять всеми явлениями природы.
За спиной Тайри начинали собираться охранники.
Раджа-йога учит, что ум есть главная сила природы, и, что когда его способности правильным образом сконцентрированы и сосредоточены на желаемом объекте, - истинная природа этого объекта не может остаться скрытой. Пользуясь методом йогов, мы вместо того, чтобы пользоваться физическими инструментами и аппаратами, можем направить свои умственные силы, какими уже обладаем, на интересующий нас вопрос и сосредоточить их в фокусе на желаемом объекте, тогда мы легко можем узнать все, что касается данной вещи или данного явления.
Хейес как будто слегка встревожился:
Это явление может быть физическое, душевное или духовное. Умеющий концентрировать свои силы ум йога можно сравнить с электрическим прожектором, отыскивающим в темноте нужный ему предмет. Бросая лучи своего ума на отдельный объект, все равно, какой бы он ни был, опытный оккультист освещает нужные ему факты и узнает о них все, что только можно узнать. Способность умственного постижения обыкновенных людей не так глубока, потому что их умственные силы разбрасываются в разные стороны, как световые лучи обыкновенной лампочки. Но если уметь сосредоточивать ум на желаемом предмете внутреннем или внешнем, то это дает полное знание, которое не может быть достигнуто никакими другими средствами.
— Вы, никак, хотите использовать численное преимущество. Бог мой! Да как же мне не ай-ай-ай!
Он положил на стол изящный портфель, открыл, достал тонкую папку и извлек из нее несколько листов:
Человек, который усвоит эту идею, поймет, что сила сосредоточения ума бесконечно выше силы чувственного восприятия, или каких бы то ни было точных аппаратов. Если мы сможем развить в себе силу концентрации, учась направлять по нашему желанию умственные способности, заставляя ум обращаться в самого себя и отбрасывать все из внешних впечатлений, что может мешать нам, мы достигнем огромных результатов. Мы можем тогда направить нашу концентрированную умственную энергию к нашему высшему \"Я\", осветить, так сказать, истинную природу своей индивидуальности, которая тогда раскроется нам. И мы поймем тогда, что наше неизменное \"Я\" есть душа всего, т. е. то же самое, что основная реальность всей вселенной. Мы тогда признаем, что божественное существо, которое мы в своем невежестве представляли, как бы отдельным от нас, совсем не находится вдали от нас, не живет вне нас, но есть наше собственное \"Я\", заключенное внутри нас. Мы поймем также, что дух один, что он проникает все, и что он есть абсолютная истина, проявляющаяся во всех феноменах и объектах. Это знание освобождает душу от цепей незнания.
— Итак, что мы имеем… Контрабанда наркотиков… Было? Да, конечно. — Он театрально вздрогнул. — Не сомневаюсь, что люди вы крутые и опасные, поэтому я должен взвешивать каждый свой шаг.
Философия раджа-йоги учит, что внешний мир существует только в своем отношении к внутренней природе каждого индивидуума, она учит, что феноменальный мир, мир чувственного восприятия, есть для ума то же самое, что ум сам для себя. Внешнее есть только отражение внутреннего. То, что мы получаем, то, что мы приобретаем, есть только подобие или отражение того, что мы сами даем. Умственные феномены являются только действиями неведомых сил, которые не могут быть открыты ни органами чувств, ни инструментами, какие бы ни изобретал человеческий ум. Мы можем сколько хотим стремиться узнавать эти тайные силы при посредстве нашего чувственного восприятия, но мы никогда не достигнем никаких удовлетворительных результатов. Последователи раджа-йоги понимают это и поэтому придают очень мало ценности инструментам и аппаратам а, вместе с тем они совсем не полагаются на свое чувственное восприятие, но стараются приобрести все нужное им знание при помощи сил сосредоточения ума. Наука \"раджа-йога\" указывает разные ступени, которые ведут к достижению этого идеала, она ясно и точно обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила сосредоточения. Но эта наука совсем не требует, чтобы изучающий ее принимал что нибудь на веру, или признавал какой-нибудь авторитет отдельных лиц или писаний. Она просто излагает известные факты и просит интересующихся производить опыты и извлекать из этих опытов свои заключения.
Уставив свой длинный костлявый палец в бумаги, Хейес продолжал:
— Документы ждут только подписи министра юстиции, который даст санкцию на взятие под стражу начальника этой тюрьмы и всего ее персонала.
Нет ничего таинственного в системе раджа-йоги. Наоборот она объясняет законы, управляющие, так называемыми, таинственными силами и делает понятными условия, при которых происходят непонятные вещи. Она говорит, что пока нам неизвестно истинное начало явлений, они всегда будут казаться нам таинственными. Основываясь на логике и разуме, наука \"раджа-йога\" раскрывает загадки вселенной и указывает каждой индивидуальной душе тот путь, по которому идут все религии; её принципы в высшей степени моральны и возвышают душу. Она помогает понять истинную цель жизни и описывает путь, по которому эта цель может быть достигнута при всех условиях. Раджа-йога учит нас, что мы не должны так много думать о том, что случится после смерти, и что мы должны стараться как можно больше извлечь пользы из настоящего и раскрыть в себе внутренние силы, которыми мы уже обладаем. Она непрерывно нам напоминает о том факте, что внутреннее развитие, достигнутое в этой жизни, будет служить основанием нашего дальнейшего внутреннего прогресса. Если мы достигнем в себе развития каких нибудь сил до нашей смерти, эти силы никогда не будут потеряны; они остаются с нами, куда бы мы ни пошли после смерти. Это еще больше подчеркивает разницу между внутренним приобретением и внешним, которое имеет ценность только до порога смерти. Единственная вещь, которую мы можем унести с собой, из этой жизни, это наш характер, опыт и знания, достигнутые при образовании и раскрытии нашего внутреннего \"Я\". Это наше реальное обладание, истинная собственность, и \"раджа-йога\" стремится помочь нам развить в себе внутренние силы, главная цель которых заключается в том, чтобы образовать характер и дать человеку знание божественной природы его души. Для того чтобы следовать методам раджа-йоги, совсем не необходимо принадлежать к какой-нибудь тайной организации. Нужно только исполнять указания истинного раджа-йога, который всегда бывает чист и прост, ум которого свободен от сомнений и который не привязан к объектам феноменальной плоскости.
— На каком основании?
Практика раджа-йоги распадается на восемь ступеней.
— На том основании, что ваши операции с наркотиками дают финансовую подпитку террористическим организациям, просочившимся на территорию Соединенных Штатов.
Первые четыре - те же самые, как и в хатха-йоге. Первая и вторая \"Яма\" и \"Нияма\" включают в себя все этические законы и управляют нашей моральной природой. Строгое исполнение этих законов необходимо для дальнейшей практики раджа-йога. Все основные начала этики, изложенные Буддой, и все истины, заключенные в Нагорной проповеди, входят в содержание этих первых уроков раджа-йоги. Человек, начинающий практически изучать раджа-йогу, должен жить строго моральной и чистой жизнью, иначе он не подвинется по своему пути и никогда не достигнет высших истин, т. е. не поймет божественной сущности, заключенной в нем самом. Поэтому неофит должен помнить, что чистота и моральность есть краеугольный камень всей раджа-йоги.
— Смешно!
Первые шаги изучения йоги требуют сознания человеком необходимости выполнения элементарных моральных правил: не убивать, не красть, не лгать, быть воздержанным, уметь прощать, обладать твердостью характера, милосердием ко всему живому, простотой, уверенностью, чистотой. Всякая идея убийства должна быть совершенно оставлена не только в реальной жизни, но даже в мыслях человека; точно так же он не должен лгать мысленно или думать о возможности воспользоваться чем-нибудь чужим. Твердость характера - необходимое условие, потому что начинающему йогу придется встретиться с огромным количеством препятствий на пути к своему духовному совершенству, и он не должен начинать изучения йоги, смотря на это, как на преходящее развлечение, не должен ничего делать для удовлетворения своего временного любопытства, а должен идти по своему пути с терпением и настойчивостью, пока не ощутит приближение к высшим идеалам.
— На самом деле у нас уже подготовлены все необходимые доказательства, — невозмутимо продолжал Хейес. — Вот ордер на арест Джозефа Нокса, Джона Карра и Говарда Тайри. Можете убедиться, все оформлено надлежащим образом.
Следующий шаг требует господства над собой, умения переносить все тяжелое, внутреннего довольства, веры в высшее существо, милосердия, настойчивости в изучении и отдания себя божественной воле. Все физические упражнения, необходимые для поддержания тела в должном состоянии, относятся к третьей ступени. Здоровье это необходимая вещь для достижения высшего знания. Люди, страдающие от какой-нибудь болезни, не могут сделать свой ум достаточно твердым, не могут с достаточной настойчивостью фиксировать свое внимание на истинах духовной плоскости. Они не могут этого сделать просто потому, что, как их сознательный ум, так и подсознательный, невольным образом сосредоточены на их болезни, их внимание направлено на больные части тела. Начинающий должен обладать здоровым телом и хорошо уравновешенным умом. Собираясь тренироваться практически, он избирает какую-нибудь \"асану\" или положение тела, в котором он может сидеть долгое время, не шевелясь и не чувствуя боли или страдания в каких-нибудь частях тела. В практике раджи-йоги нет необходимости обращать особенно большое внимание на положение тела, нужно только следить за тем, чтобы в моменты умственного напряжения, особенно во время практики дыхания в сидячем положении, спина была бы совершенно пряма.
Тайри не удосужился взглянуть на документ.
— Может, вы и большая шишка в Вашингтоне, но здесь, обратите внимание, отнюдь не Вашингтон. Поэтому я даже с места не сдвинусь.
— И в этом весь фокус. Дайте мне встретиться с Ноксом и Карром, и проблем у вас больше не будет.
— Ну хорошо. Если они здесь, а я этого не говорю, то откуда мне знать, что они не наплетут вам всяческой чепухи, после чего вы станете меня преследовать? Что скажете?
Хейес посмотрел на часы. Подняв голову, он больше не улыбался.
— Мне наплевать на ваш мелкий наркобизнес. При общем состоянии дел вы даже недотягиваете до уровня геморроя в моей заднице. Даю вам одну минуту, чтобы отвести меня к названным людям.
— Или что?
— Нет, вы совершенно несносны. — Хейес медленно сунул руку в карман, достал мобильник и нажал кнопку.
Через секунду на стоянке перед тюрьмой раздался взрыв.
Тайри с охранниками бросились к окну и увидели горящие остатки автомобиля. Из ствола авиационной пушки вертолета еще курился дымок.
— Мой «кадиллак»!.. — взвизгнул Тайри.
— Я знаю. Мы проверили регистрацию. Я не стал бы тратить дорогие боеприпасы на тачки заурядных охранников. А теперь объясняю для тех, кто до сих пор не понял. Когда возникает проблема национальной безопасности, даже сам президент не может чинить препятствия. А ты, мой дружок, совсем не президент. Так что веди меня к ним. Выполнять! — И глумливо добавил: — Тогда Дядя Сэм даже купит тебе новую машинку.
Закованные в кандалы Стоун и Нокс сидели за столом. Они слышали громкий взрыв, но никак не могли понять, что происходит. Когда открылась дверь, у Нокса невольно вырвалось:
— Черт побери!..
— Я тоже рад тебя видеть, Нокс.
Хейес улыбнулся обоим и сел напротив.
— Что вы здесь делаете?
— Я установил наблюдение за всеми, с кем ты мог выйти на контакт. И был готов, когда Маршу позвонили. Я не тратил время на выяснение, станет он тебе помогать или нет. Марша уже перевели за границу. Зря ты хотел сделать из меня идиота, Нокс. Ей-богу, зря.
Он задержал взгляд на потрясенном Ноксе, затем повернулся к Стоуну:
— Сколько лет, сколько зим, Джон. Не сказать, чтобы время тебя пощадило.
— Обошлось все же лучше, чем с тобой, Мак.
— Скажи, Джон, каково это — убивать старых друзей? Тебя распирало от гордости, когда ты их обоих прикончил?
— Тебе не понять. Ты всегда убивал чужими руками.
Хейес открыл портфель, достал два листка бумаги и поднял их так, чтобы увидел Нокс. Это был приказ за подписью майора Хейеса о прекращении процедуры награждения Джона Карра Почетной медалью конгресса.
— Когда по телефону ты мне сказал, что жители этой грязной дыры могут поддержать подвергаемого гонениям ветерана Вьетнама, я озадачился, что бы это могло значить. А главное, как ты об этом узнал. И отправился в военный архив. Там мне очень любезно показали все, что ты изучал. К сожалению, содержимое коробок еще не успели занести в каталоги, но от этих листочков остался слабый отпечаток на картоне — достаточно, чтобы я приказал устроить обыск у тебя дома. Надо же, я был уверен, что приказ давным-давно уничтожен.
Он перевел взгляд на Стоуна.
— Джон, наверное, уже доложил тебе о нашей маленькой ссоре в джунглях Вьетнама.
— Ничего я ему не говорил. Он работает на тебя. Стану я таким доверяться! — вспыхнул Стоун.
Хейес откинулся к стене и сложил руки на коленях.
— Джон, ты превосходный киллер, но лжец никакой.
— Столько лет ты не можешь выбросить все это из головы?
— А зачем? Если столько лет назад как раз ты нанес мне смертельную обиду. Где же тогда справедливость?
— Справедливость? — вскинулся Нокс. — Вы зарубили ему заслуженную награду!
— А он зарубил мне заслуженное продвижение по службе.
— Вы уравниваете его подвиг на поле боя с тем, что вам пару лишних месяцев пришлось ждать паршивые генеральские погоны?
— Пушечного мяса у нас навалом. А офицеров моего уровня, можно сказать, раз-два и обчелся. Я убежден, что своим проступком он не дал нам выиграть ту войну.
Нокс не верил ушам.
— Вы в самом деле считаете, что мы могли бы выиграть войну во Вьетнаме, стань вы чуть раньше бригадным генералом?
— Вполне допускаю. Я человек самолюбивый.
— Это не самолюбие, а самолюбование. Самолюбование психопата.
Хейес достал зажигалку. В считанные секунды листы бумаги почернели и превратились в пепел.
— А теперь расставим точки над i. — Хейес указал на Нокса. — Ты, оказывается, грабитель и убийца. Скверная история. Если бы я только знал…
Он повернулся к Стоуну.
— А ты — Энтони Батчер, Энтони Мясник… Н-да, у этого идиота, начальника тюрьмы, при полном отсутствии вкуса хотя бы есть чувство юмора… Тройное убийство. Довольно точно, хотя и не оценивает всех твоих заслуг.
Хейес поднялся и застегнул портфель.
— Полагаю, теперь все. Искупайте свою вину перед обществом. Начальника тюрьмы я попросил обратить на вас обоих особое внимание.
— Хейес! — Нокс рванулся, натянув кандалы. — Этот номер у вас не пройдет. Даже у вас.
Хейес остановился у двери:
— Ну, на самом-то деле уже прошел. Да, и еще одна мелочь. Помнишь охранника, который звонил Маршу от твоего имени? Он вам больше не помощник. Разумеется, мы отследили его звонок с домашнего телефона. Я поделился информацией с добрейшим начальником, и тот наверняка закончит дело в свойственной ему манере.
Хейес тихо закрыл за собой дверь.
ГЛАВА 75
— Активисты хельсинкской группы «На страже прав человека» и организации «Международная амнистия» уже много лет добиваются доступа в тюрьму «Голубая ель», — начал Калеб, рассказав о тонкостях деятельности и внутреннем распорядке тюрьмы.
Они снова собрались в доме шерифа, который стал их опорной базой.
— Список нарушений прав человека огромен, — продолжал Калеб. — Но тюрьма отклоняет все запросы на посещение, подаваемые правозащитными организациями. Когда несколько заключенных после применения к ним электрошока впали в кому и скончались, на посещение тюрьмы «Голубая ель» подали дополнительные запросы, однако и на них был получен отказ.
Алекс взглянул на Тайри:
— Я понимаю, что речь идет о вашем брате, но все это происходило буквально за соседней дверью… и вы ничего не предпринимали?
— Мы с Говардом чужие друг другу люди. Кто, по-вашему, направил правозащитников?
— Вы? — догадался Калеб.
— Один раз я попал туда с транспортом заключенных. Полагаю, мой старший брат решил, что мне можно доверять. Ну, я малость полюбопытствовал, пока меня никто не видел. Зато много чего увидел и услышал. Вот и позвонил правозащитникам. А Говард позже сообразил. Так мы официально разорвали братские отношения, и с тех пор меня больше не приглашали в «Голубую ель».
— Как же получилось, что при таких нарушениях ни министерство юстиции в целом, ни Отдел гражданских прав не возбудили следствие? — спросил Гарри Финн. — Или, в конце концов, хотя бы Управление исправительных учреждений штата Виргиния?
Калеб заглянул в свои записи.
— Очевидно, нынешняя администрация штата и федеральное правительство не рассматривают права заключенных как вопрос первоочередной важности. Обсуждение о необходимости начать расследование на уровне штата так ничем и не закончилось, в министерстве юстиции вопрос тоже остался в подвешенном состоянии. Вот и получилось, что последние два года тюрьма до некоторой степени закрыта для любых инспекций.
— Таким образом, Говард Тайри получил свой маленький феод, где может вытворять все, что ему взбрендит. В том числе торговать наркотиками, — прорычал Рубен. — И держать в заключении невиновных.
— Именно так.
— Ну а что насчет штольни? — спросила Аннабель.
— Я кое-что отыскал, — ответил Калеб, доставая несколько листков. — Она идет параллельно той, где попали в ловушку шахтеры. Я прочитал пару газетных статей, а затем сравнил с документами на строительство тюрьмы, к которым мне удалось получить доступ. Не могу сказать определенно, потому что эти чертежи, естественно, не публикуются на сайте тюрем особого режима. Но, как мне представляется, эта спасательная штольня от начала до конца идет вдоль этого гребня горы, потому что там засыпало шахтеров. Когда произошел взрыв, он разрушил штольню, где они находились, а спасательная уцелела. Мне это ясно, поскольку остальные шахтеры выбрались невредимыми. Это указывает на то, что выход разрушенной штольни был запечатан, но ничего не говорит о выходе спасательной.
— Если ставишь тюрьму над шахтой, зная, что под ней прорыт подземный ход, — сказал Рубен, — то уж наверняка сделаешь все, чтобы его закупорить.
— Естественно, но тогда его, пожалуй, при необходимости можно и раскупорить, — подхватила Аннабель.
— Говарда привлекали к проектированию и строительству, — сказал Тайри. — Не исключено, это дало ему возможность маневра.
— Зачем? — удивился Алекс. — Ведь этим путем заключенные могут совершить побег.
Аннабель развернулась и посмотрела на него.
— Из сказанного Калебом вовсе не следует, что стоит всерьез рассматривать возможность побега. Всех заключенных содержат изолированно друг от друга, в кандалах и подвергают обыску, даже когда они захотят отлить. Охранников там почти как преступников, которые вне камеры находятся не больше часа в сутки. Для наркодельца, которому необходимо, чтобы его люди легко и незаметно покидали тюрьму среди ночи и занимались грязным бизнесом, это просто идеально.
— Но если охранники участвуют в деле, не проще ли им выходить на дело из дома, — удивился Калеб.
— Говард Тайри показался мне типом, стремящимся всех и каждого держать под контролем.
— Тут вы абсолютно правы, — согласился Тайри.
— Если партии документов регулярно поступают в суд с недостачей, куда, как вы думаете, попадают коробки с наркотой? — поставил вопрос Алекс.
— В тюрьму, — не задумываясь ответил Тайри. — Это совсем несложно. В тюрьму ежедневно доставляют продукты и все остальное.
— А коробки для хранения юридических документов идеально подходят для перевозки наркотиков. Управление по борьбе с наркотиками и таможенная полиция просто не обращают на них внимания.
— Значит, где-то по дороге они должны изменить направление, — сделала вывод Аннабель. — То есть коробки вполне могут находиться в тюрьме, пока шахтеры-наркоманы не развезут их по адресам. Что возвращает меня к моей мысли. Не станешь же ты каждую ночь выпускать из ворот отряд охранников с коробками незаконных наркотических средств. И вертолет нельзя использовать каждую ночь, потому что людей это заинтересует.
— Значит, станешь ходить через черный ход, — сказал Гарри.
— Значит, станешь ходить через черный ход, — повторила Аннабель. — Которым, как я считаю, является эта штольня.
Алекс посмотрел на нее скептически:
— Значит, мы отыщем вход в штольню, каким-то образом туда проникнем, даже если он замурован, каким-то образом сумеем пройти его и остаться в живых? А затем проникнем в тюрьму особого режима, полную вооруженных до зубов охранников и по совместительству наркодилеров?
— Верная мысль, — горячо одобрил Рубен.
— Верное самоубийство, — парировал Алекс.
— На самом деле, — сказала Аннабель, — вы оба ошибаетесь.
ГЛАВА 76
— Если вдруг будет возможность исполнить последнее желание, клянусь, я убью Маклина Хейеса, — тихо сказал Нокс, когда они со Стоуном вернулись в камеру.
Уже много часов прошло с той минуты, как Хейес забил каждому в гроб по последнему гвоздю.
— Это будет противозаконно. Тебя станут выслеживать, отлавливать и сажать в тюрьму, — возразил Стоун, выглядывая в щель, которая здесь называлась окном.
Оно выходило на автомобильную стоянку, но увидеть что-либо было практически невозможно — узкое окно было забрано еще и решеткой.
— Я понимаю твою иронию, правда, тем не менее я это сделаю.
— Если мы выберемся отсюда.
— Ну ясно, что в данный момент это невозможно.
— Боюсь, в этом ты как раз ошибаешься.
Нокс резко выпрямился:
— Неужели?
— Нельзя ждать у моря погоды. Ни к чему хорошему это не приведет.
— О чем это ты?
— Ты заметил, что после отъезда Хейеса нас перестали кормить и выводить из камеры?
— Ну да, мой желудок напоминает об этом чуть ли не каждую секунду. И что?
— Это говорит о том, что наше пребывание здесь подходит к концу.
— Нечего переводить продукт на трупы? Как это несвойственно нашему гуманисту начальничку.