Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Костя помолчал. Несколько мгновений в нем происходила какая-то непонятная внутренняя борьба. Потом, остановив взгляд на человеческом скелете, наглядном пособии в правом от доски углу класса, он выпалил:

— Вот о чем надо нам всем задуматься! Несмотря на все эти открытия, главное, все-таки, так и остается неизвестным.

— Что — главное? — спросила Аркадия Львовна с легкой растерянностью.

— Главное то, как же, все-таки, произошел человек? — объявил Костя. — Ведь как у человека появился разум, до сих пор загадка, разве не так?

Аркадия Львовна медленно покачала головой. Марина Букина оперлась на указку и терпеливо ждала, когда все это кончится. А Костя Костиков увлекался все больше.

— Недостающего звена до сих пор нет, правда? Была обезьяна, и вдруг сразу стал разумный человек! Как, почему? Никто из ученых этого не знает. Вот я и подумал, что все эти находки, о которых рассказывала Букина, на историю происхождения человека, то есть на главное, нового света не проливают. Вот если бы нашли это недостающее звено! Что, нашли его в Африке?

— Позволь, — начала было Марина, готовая вступить в аргументированный научный спор, но Аркадия Львовна предостерегающе подняла палец.

— Может быть, у тебя, Константин, есть точные знания на этот счет? Или хотя бы гипотеза?

— Собственной гипотезы у меня, к сожалению, нет, — признался Костя. — Но я вполне разделяю очень интересную гипотезу, о которой я прочитал не так давно в научно-популярном журнале. Разум у обезьян появился в результате мутаций. Какие-то неразумные еще обезьяны попали случайно к залежам урана, облучились, и из-за этого у них стало быстро развиваться разумное мышление. Из-за мутаций и появился разум.

Шестой «А» заинтересованно зашумел.

— Эта гипотеза привлекла меня, — продолжал Костя. — И я стал думать о том, что на Земле могли бы быть совсем другие разумные существа. Представьте, что облучились бы не обезьяны, а, например, крокодилы, которые тоже живут в Африке. Тогда разумным существом был бы сейчас не «хомо сапиенс», а… — Костя поискал нужное слово, — а был бы сейчас «крокодилиус сапиенс».

Аудитория взорвалась дружным смехом. Улыбнулась даже и сама Аркадия Львовна. Угрюмо молчала, стоя у доски, только Марина Букина, которая очень не любила выходить из центра внимания.

— Значит, в этом случае вместо вас здесь сидели бы сейчас зелененькие разумные крокодильчики-шестиклассники? — весело спросила учительница.

Костя утвердительно кивнул.

— Так и было бы! И вместо Марины у доски был бы крокодил. И вместо вас за столом тоже сидела бы сейчас…

Аркадия Львовна погасила улыбку.

— Какие все-таки странные фантазии посещают тебя, Константин! — сказала она без удовольствия. — И это во время такого содержательного и интересного доклада! Продолжай, Марина!

Учительница постучала ручкой по столу, требуя тишины. Тишина наступила; и как раз в этот момент в классе вновь прозвучал чужой голос, исходивший из ничего, из воздуха:

— Я тебе про уровни говорю не зря! Зрительный ряд будет хорошим, а звук никудышным.

Марина уронила указку. Другой голос удивленно произнес:

— Что это с ней?

Аркадия Львовна встала, и ее очки-локаторы снова мгновенно ощупали класс.

— Слушай, похоже… пробой, — неуверенно сказал чужой голос — Похоже, нас слышат…

— Этого только не хватало! — отозвался другой.

— Да помолчи ты! — громко прошептал первый. Очки-локаторы остановились на Петре Трофименко, переместились на Костю Костикова, снова вернулись к Трофименко. Аркадия Львовна не знала, что и подумать, а это бывало с ней редко.

— Ребята, кто-то принес в класс магнитофон? — растерянно спросила она наконец. — Этот, как его… плейер?

Класс взорвался гулом взволнованных голосов. Никто не приносил магнитофона, на самом деле происходило что-то таинственное, и Аркадия Львовна это поняла. Но отступить перед необъяснимым и уронить авторитет учителя она, конечно, не могла, хотя и испытывала сильную растерянность.

— Скоро звонок, — пролепетала учительница, постучав массивной ручкой по столу и повысив голос, — уложиться мы уже не успеем. Доклад Марины Букиной переносится, на следующий раз. Ребята, все по домам, но только тихо, в соседних классах еще продолжаются занятия.

— Зашкаливает! — испуганно сказал голос из пустоты. — Пробой, нет никаких сомнений! Нас слышат, а, может, уже и видят. Ты взгляни на учительницу, она же рот разевает, как старая рыба!

— Да помолчи ты! — отозвался другой. — Может, сейчас все снова войдет в режим.

2. С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Аркадия Львовна выскочила в коридор и помчалась по направлению к учительской, громко стуча каблуками, несмотря на собственное требование соблюдать тишину. Марина Букина осторожно положила указку на стол и, крадучись, тоже двинулась к двери. Костя наконец сел и с напряжением стал смотреть в ту сторону, откуда слышались голоса, стараясь подобрать феномену разумное объяснение. Лена Прудникова и Франческа Канарейкина тесно прижались друг к другу и замерли от испуга. Так же, без движения, не зная, что и подумать, сидели все остальные. И в этом общем замешательстве как всегда ярко проявились решительность и присутствие духа Петра Трофименко.

— Тихо! Всем сохранять спокойствие! — выкрикнул он, вспрыгивая на свой стол. — Ничего страшного, наоборот! Это же пришельцы из космоса, ясно?! Рано или поздно это должно было случиться! Нам повезло, мы первые!

— Они нас слышат! — с отчаянием произнес голос в пустоте. — Уходим!

Марина Букина добралась наконец до двери, наткнулась на какое-то невидимое препятствие, завизжала и стремглав вылетела из класса, захлопнув за собой дверь. Моментально визг подняли и все остальные девчонки, но Петр, возвышаясь на всеми, топнул ногой, требуя тишины, и она быстро настала, потому что Петра Трофименко в шестом «А» уважали, пожалуй, не меньше, чем саму Аркадию Львовну.

— Если это пришельцы, — задумчиво самому себе сказал Костя, — то почему они говорят по-русски? И почему мы их не видим?

— Ну ты даешь, Коська! — удивляясь непониманию, Петр Трофименко даже немного растерялся. — А вроде книги читаешь! И фантастику, наверное, тоже.

— И все-таки? — задумчиво спросил Костя.

— Не видим мы их просто потому, что они в самом деле невидимы! — Петр махнул рукой. — С их техническим уровнем это ничего не стоит. Ясно, что они считают, что им еще рано вступать в Контакт с Землей, и только наблюдают за нами. Но у них что-то случилось, и мы их услышали.

— А почему по-русски? — спросил Костя.

Петр отмахнулся.

— Ну кто тебе сказал, что по-русски? Да мы не голоса их слышим, а мысли, которые они передают. А мыслят все одинаково, правда?

— Это, пожалуй, правильно, — задумчиво промолвил Костя, — но если, скажем, взять…

Стоя на столе, Петр Трофименко топнул ногой. На класс он больше не обращал никакого внимания. Настал великий исторический момент. Пора было приступать к Контакту. Раз уже пришельцы себя обнаружили, таиться и дальше им не имело никакого смысла. Как мыслящие разумные существа, к тому же, явно опередившие землян в развитии, они должны были это понимать.

— Внимание! — громко сказал Петр, обращаясь к пустоте. — Внимание! Раз уж вы себя обнаружили, давайте вступим в Контакт!

В классе воцарилась мертвая тишина.

— Мы земляне! Мы шестой класс «А», а его представитель я — Петр Трофименко. Отзовитесь, мы готовы к Контакту! Мы вас уже слышали! Мы ждем ответа!

В мертвой тишине послышался какой-то неясный шорох.

— Отзовитесь, мы готовы! — повторил Петр и, хорошо понимая всю значимость исторического момента, торжественно поднял вверх руку, как бы призывая в свидетели великих людей Земли, чьи лица смотрели в кабинет биологии с портретов на стенах — Чарлза Дарвина, Жоржа Кювье, Карла Линнея и Климента Аркадьевича Тимирязева.

Но ответом была только тишина; казалось, она все больше и больше сгущалась. Никто не двигался. И наконец в коридоре оглушительно загремел звонок.

— Ребята, а, может, нам все это только показалось? — очень тихо спросила Франческа Канарейкина, но ее вопрос потонул в грохоте, каким всегда взрывается школьная перемена. Этажи наполнились голосами и шумом, кто-то снаружи дернул дверь кабинета биологии.

— Эх, не успели, ничего не получилось! — с досадой молвил представитель шестого «А» и всех землян Петр Трофименко. — Если они не хотели вступать с нами в Контакт раньше, когда мы были одни, теперь тем более не захотят. И видимыми ни за что не станут. Эх, не повезло!

Костя Костиков встал. Для него стало очевидным, что надо делать.

— Что бы это ни было, — сказал он, — явление непонятное, аномальное. О нем совершенно необходимо поставить в известность ученых.

Петр Трофименко поднял голову, и лицо его просветлело. Можно было, оказывается, еще что-то предпринять, действовать, а не сидеть сложа руки и жалеть об упущенной возможности.

— Так что же ты стоишь! — крикнул он. — Бежим! Только это не явление, это точно пришельцы!

— Звонить будем в академию наук, — рассудительно сказал Костя. — Телефон узнаем по 09.

Схватив Костю за руку, Петр Трофименко рывком вытащил его в коридор. Но тут же взъерошенная голова Петра снова показалась в кабинете биологии. Ему еще надо отдать распоряжение классу.

— Можете пока расходиться! Но чтобы были готовы подтвердить все, когда понадобится. Науке нужны будут свидетели.

И для убедительности он погрозил одноклассникам кулаком.

В школьных коридорах, наполненных веселым народом, на оживленных лестницах, по которым Петр Трофименко за руку протащил неторопливого Костю Костикова, никто, конечно, не подозревал, что только что в одном из классов происходило таинственное, аномальное явление, о котором надо было поставить в известность ученых. Не думали об этом и во дворе, у школьного подъезда, где происходило то, что всегда и происходит в погожий майский день после последнего урока, — день, который еще больше приблизил летние каникулы. Легкомысленные девчонки прыгали здесь по расчерченным на асфальте квадратам на одной ножке, а беспечные мальчишки играли в футбол теннисным мячиком, используя вместо ворот ножки стоящих по бокам аллеи скамеек.

— Играют! — возмущенно пробурчал на ходу Петр. — А тут, может, где-то рядом космический корабль стоит.

— Его бы давно увидели, — возразил Костя, но Петра Трофименко это не смутило.

— Да он тоже вполне может быть невидимым! Я читал в одном романе… Стоит себе невидимый корабль где-нибудь возле школы, может, на метеоплощадке, там все равно никого не бывает…

Метеоплощадка находилась в самом углу школьного двора, справа от аллеи, ведущей от школьного подъезда к воротам. Увлеченный пришедшей ему идеей, Петр на мгновение остановился, чтобы раздвинуть густые и высокие кусты жасмина, и на всякий случай окинул площадку взглядом.

Площадка с метеоприборами и в самом деле обычно была пуста, потому что Лаэрт Анатольевич, учитель физики, в ведении которого она находилась, опасаясь за приборы, принял меры. Учитель был очень молод и одержим изобретательством; кабинет физики наполняли технические чудеса, созданию которых Лаэрт Анатольевич отдавал не меньше, пожалуй, времени, чем прямым обязанностям. За глаза учителя физики все так и звали — Изобретатель. На метеоплощадке, как, впрочем, и в некоторых других местах на территории школы, тоже было свое техническое чудо — система лазерной охраны. Система была совершенно безопасна для нарушителей границ, но мгновенно давала предупредительный сигнал на главный пульт в кабинете физики. Сразу же автоматически включалась скрытая видеокамера, чтобы Лаэрт Анатольевич мог увидеть, кто посягнул на запретную зону, и принять меры.

Однако, как ни в чем не бывало, на метеоплощадке в данный момент сидели прямо на траве двое мальчишек, тоже примерно шестиклассного возраста, но необычного вида. Оба были одеты в одинаковые голубые штаны и зеленые куртки с оранжевыми горошинами. Лицо одного было обыкновенного цвета, а другого шоколадного. Шоколадный мальчишка держал на коленях аппарат неизвестного назначения и копался в его внутренностях; обыкновенный тихо говорил ему что-то. Рядом на траве лежал еще какой-то аппарат, похожий на причудливую комбинацию из бинокля и транзисторного приемника.

— Слушай, да ведь это они и есть, — пробормотал Петр Трофименко и полез сквозь кусты. Костину руку он так и не отпустил, и поэтому они вместе появились на метеоплощадке перед незнакомцами.

С минуту все четверо молча разглядывали друг друга, причем на лицах незнакомцев все яснее проступало недоумение. Казалось, они никак не могли понять, что же, собственно, происходит.

— Эй, — вымолвил наконец Петр, — слушайте, это вы? Это вы там у нас в классе?..

Пришелец с обыкновенным лицом встал.

— Неужели так и есть? — сказал он с отчаянием. — Значит, сначала слышимость, теперь и видимость. Златко, ты знаешь, что нам за это будет?

Златко отложил аппарат и тоже встал.

— Так вы правда нас видите? — спросил он.

Костя Костиков тяжело опустился на его место. Все-таки это было не просто загадочное, аномальное явление, а нечто большее. Была большая вероятность того, что незнакомцы на самом деле являются пришельцами с неизвестной планеты. Но, если подумать, в конце концов так действительно рано или поздно должно было случиться.

— Конечно, видим! — с энтузиазмом отозвался Петр Трофименко. — Здравствуйте, мы земляне!

Незнакомцы переглянулись и как по команде опустили головы. Несколько минут тянулось молчание. Наконец шоколадный пришелец обреченно махнул рукой.

— Ну ладно, — сказал он, — теперь уже все равно. Давайте хотя бы познакомимся. Я — Златко, а его зовут Бренк.

— Костя Костиков, — представился Костя, не в силах встать, хотя это и было невежливо, и он об этом знал.

Но Петр Трофименко, у которого были очень зоркие глаза и отличная жизненная реакция, опять схватил его за руку и рывком поднял с места.

— А ну бежим! — приказал он вполголоса. — Изобретатель идет!

В общем-то, учитывая то, что происходили события в самом деле исключительные, никакой необходимости в бегстве не было. Более того, если на самом деле происходил контакт двух цивилизаций, учитель физики, который как никак тоже имел отношение к науке, мог только помочь, но в Петре Трофименко сработал тренированный рефлекс самосохранения. Не выпуская Костиной руки, он юркнул в незаметный просвет между кустами и мгновение спустя оба оказались уже за школьными воротами. Здесь они обнаружили, что от них не отстали ни на шаг и двое незнакомцев, подхвативших свою аппаратуру, но не было времени разбираться, так как могучий рефлекс увлекал Петра как можно дальше от школы. Они пробежали несколько дворов, пересекли улицу, снова углубились в дворы. И вскоре все четверо, переводя дух, стояли, спрятавшись в густых кустах, разросшихся рядом с домом-гигантом, уходящим в небо, где жили и Петр и Костя. Теперь можно было немного подумать и снова вернуться к Контакту.

— Послушайте, — неожиданно сказал незнакомец Бренк, — если вы нас видите, так, значит, теперь и все другие увидят?

— Ну еще бы, — отозвался Петр. — Так что ж из этого? Это же грандиозное событие! У пас на Земле это впервые!

— А нас как раз никто не должен видеть, — сказал Бренк. — Если увидят, будут огромные неприятности. Просто трудно представить, какие будут неприятности.

— Это еще почему? — поинтересовался Петр.

— Да потому, что мы из двадцать третьего века, из вашего будущего, — мрачно ответил Бренк. — Общение с вами, представителями двадцатого века, может привести к изменению в ходе истории.

3. ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Петр нажал кнопку звонка, и дверь в квартиру открыла маленькая старушка в очках и с такой аккуратной прической, словно она сию минуту уходила в филармонию на скрипичный концерт, хотя была в домашнем халате. Она ничему не удивилась.

— Заходите, — сказала она, — только ноги вытрите.

Бренк и Златко, люди двадцать третьего века, нерешительно переглянувшись, перешагнули порог и поставили свою аппаратуру в угол прихожей. Старушка окинула их взглядом и задумчиво сказала:

— Интересно! Таких я еще не видела. Это по культурному обмену, что ли? Вы из какой страны? По-русски говорите? Если нет, то я свободно владею французским, английским, немецким и итальянским.

— По-русски говорим, — выдавил из себя Бренк.

— Молодцы! Международный язык! — старушка кивнула и остановила проницательный взгляд на Косте Костикове. — А вы, конечно, Петечкин одноклассник?

— Бабушка, он — да, а они не по международному обмену, — промямлил Петр, и Костя удивился тому, что в присутствии маленькой старушки он, человек боевой и решительный, проявляет явную робость. Но удивление от этого обстоятельства было слабым, незначительным, потому что все происходившее было гораздо невероятнее.

— Меня, кстати, молодые люди, зовут Александра Михайловна, — сказала старушка и поправила очки.

— Бабушка, — робко повторил Петя, — они не по культурному обмену. Они из будущего, из двадцать третьего века, и пока им надо побыть у нас, потому что если их кто-нибудь увидит, произойдет изменение в ходе истории.

— Вы проходите в гостиную, — сказала Александра Михайловна, — и мы во всем разберемся. А я, извините, выйду к вам через минуту.

Отворив перед гостями двустворчатую дверь гостиной, бабушка тут же исчезла в другой комнате. Петр Трофименко вытер рукой лоб.

— Ну, все в порядке, — сказал он с явным облегчением. — Бабка у меня, что надо, хоть и доктор педагогических наук, правда, теперь она на пенсии. Она никому не скажет. Проходите!

Нерешительно оглядываясь, Бренк и Златко вошли в комнату, украшенную помимо обычной мебели индейскими луками и стрелами, африканскими масками и барабанами, бивнями слонов и шкурами леопардов. Костя последовал за ними. И тут же в комнате появилась бабушка, успевшая сменить домашний халат на платье строгого покроя.

— Ну-с, молодые люди, — сказала она, — присаживайтесь, и я готова вас выслушать. Я, знаете ли, давно уже ничему не удивляюсь, потому что внук у меня столь общительный человек, что, прямо…

— Бабушка, — начал было Петя, но Александра Михайловна подняла палец, и общительный внук послушно замолк.

— Ничего плохого в общительности нет, — сказала Александра Михайловна. — Наоборот! Я поощряю общительность. Человеку необщительному очень трудно жить на свете. Я отлично знаю, Петечка, все твои и сильные, и слабые стороны.

Бренк, Златко и Костя робко уселись на большой диван, а бабушка расположилась в кресле напротив. Петя остался стоять.

— Плохо то, что он отстал на год от своих сверстников, — продолжала бабушка, разглядывая гостей, — но тут, знаете ли, большой его вины нет. Он болел долго, да еще без постоянного внимания родителей. Родители у него ведь совсем от рук отбились, из-за границы не вылезают. Вот сейчас, например, строят горнообогатительный комбинат на берегу страны, которая всегда называлась Берег Слоновой Кости. Только открытки присылают с аборигенами, а как они сами выглядят внук, наверное, уже забыл. Ничего удивительного, что Петру пришлось отстать! И потом, что могут дать ему некоторые из педагогов? На родительских собраниях мне приходится беседовать с классным руководителем Аркадией Львовной Турчаниновой. Так совершенно очевидно, что у нее отсталые, устаревшие взгляды на педагогический процесс. У нас с ней постоянные дискуссии, и она никогда не может найти убедительных аргументов на мои доводы. Я замечаю, что в последнее время разговоров со мной она откровенно старается избежать. Я даю себе отчет: может быть, говорить вам то, что я сейчас говорю, кое-кому показалось бы непедагогичным, но, к счастью, у меня свои принципы. Один из них — ребенок должен знать цену своему педагогу, только цена эта должна быть высокой. Другой принцип — ребенку надо давать как можно больше самостоятельности. И здесь, знаете ли, Петр на высоте. Другой бы без родителей, которые от рук отбились, и сам бы от рук отбился, а он, представьте, научился играть на скрипке.

Петр Трофименко покраснел так, что стал похож на спелую вишенку.

— Бабушка, — начал он умоляюще, но Александра Михайловна опять подняла палец, и внук снова послушно замолк.

— Таким надо гордиться, а не краснеть, — отрезала бабушка. — Других в музыку тянут на веревке, и из этого, конечно, не получается ничего хорошего, а он, представьте, научился совершенно самостоятельно, без всяких учителей, и не гордится. Сейчас Петр уже свободно играет партию скрипки из «Интродукции и Рондо каприччиозо» Сен-Санса и отдает скрипке все свободное время. Представляете, что из него может вырасти?!

Петя покраснел еще больше, хотя это казалось уже совершенно невозможным. Костя бросил на одноклассника оторопелый взгляд. Бабушка, между тем, без всякого перехода сказала:

— Так что же у вас, все-таки, случилось? Пока я еще ничего не поняла.

В комнате на некоторое время наступила мертвая тишина. Бабушка смотрела на гостей пытливым взором. Наконец Бренк, покосившись на Златко, встал перед бабушкой, как школьник, вызванный отвечать урок, а виновато сказал:

— Другого выхода у нас нет, Александра Михайловна, потому что нам нужно убежище. Надо вам довериться и рассказать все, как есть. Вашим ребятам мы уже объяснили в самых общих чертах. Но об этом действительно никто не должен знать.

— На мою скромность вы вполне можете положиться, — сказала бабушка.

Бренк набрал в грудь воздуха.

— Если в нашем времени кто-нибудь узнает, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Александра Михайловна понимающе кивнула.

— Мы, конечно, сами виноваты, — сказал Бренк. — У нас стабильность хронопереноса разладилась, а мы и не заметили отклонения. Потом было уже поздно: исчез эффект кажущегося неприсутствия, а блок аварийного возвращения вышел из строя. Без необходимых инструментов, запчастей неполадку уже не исправишь. В общем, в двадцать третий век сами мы теперь не можем вернуться, надо ждать, пока там спохватятся и вытащат нас из вашего времени с помощью страховочных методов.

— М-да, — участливо сказала бабушка. — А что же такое понадобилось вам в нашем двадцатом веке?

— Мы зачет должны сдавать, — сказал Бренк, — по натуральной истории. Ах да, вам, наверное, непонятно. Натуральная история, это когда наблюдаешь какой-то момент прошлого своими глазами.

— Это вполне понятно, — сказала бабушка.

— Вы все-таки, наверное, не верите! — воскликнул Бренк с досадой. — Вот они, — кивнул на Петю и Костю, — поверили сразу, правда, мы им далеко не все могли рассказать, и времени было мало. Да я сейчас аппаратуру принесу. Блок индивидуального хронопереноса и фонокварелескоп. На них год выпуска указан.

Мгновение спустя на столе появилась аппаратура — устройство, похожее на комбинацию транзистора с биноклем, и маленький полупрозрачный ящичек с ручкой для переноса. Бренк откинул верхнюю крышку ящичка, и Александра Михайловна, поправив очки, нараспев прочитала:

— «Юпитерогорск. Маломерные хроноаппараты. 2261 г.»

Она откинулась на спинку кресла и кашлянула.

Петр Трофименко и Костя, сгорая от любопытства, заглянули во внутренности аппарата, на невероятно сложное переплетение мельчайших деталей. Понять в них что-либо не было никакой возможности.

— Вот это да! — восхищенно воскликнул Петр.

— Рассказывайте, молодой человек, — не очень уверенным голосом попросила Александра Михайловна.

— В общем, начать надо с того, — сказал Бренк, — что мы живем в 2267 году.

— В феврале, — уточнил Златко.

— В феврале 2267 года, — повторил Бренк, — и вот сейчас мы должны сдавать зачет по натуральной истории, и поэтому…

Он начал рассказывать, и истина, невероятная истина, краешек которой уже был приоткрыт перед Петром Трофименко и Костей Костиковым внизу, у подъезда, понемногу становилась все более четкой, определенной и, удивительное дело, — менее невероятной.

Ну, в конце концов, что уж такого сверхъестественного в том, что школьники двадцать третьего века Бренк и Златко, изучавшие среди прочих дисциплин и натуральную историю, получили задание к зачету: самостоятельно снять фильм о жизни, учебе и быте школьников двадцатого века? Бренку и Златко ведь и раньше случалось с помощью блока индивидуального хропопереноса совершать экскурсии в самые разные исторические эпохи. Первый из них, например, два года назад с успехом снял фильм о восстании Спартака, а второй своими глазами видел, кто и как открывал Америку…

И что же такого сверхнебывалого в том, что из-за неполадки в блоке исчез эффект кажущегося неприсутствия, то есть иными словами гости из двадцать третьего века в самый неподходящий момент перестали быть невидимыми и неслышимыми? Аппаратуре, как известно всем, свойственно время от времени выходить из строя; и в двадцатом веке ломается в свой срок абсолютно все — холодильники, телевизоры и даже компьютеры…

Что уж столь удивительного в том, что, став видимыми и слышимыми, люди из двадцать третьего века стремились всячески избегать контакта с людьми двадцатого века, потому что такое общение могло привести к повороту в ходе истории, совершенно непредставимым последствиям? Если хоть немного подумать, каждому станет ясно, что такой контакт и в самом деле был бы совершенно нежелателен…

Бренк закончил рассказ, и какое-то время в комнате было очень тихо. Потом Александра Михайловна слабо пошевелилась в кресле и слабым голосом спросила:

— Так, значит, вы снимаете в нашем времени фильм?

— Только кое-что успели отснять, сделать надо было бы гораздо больше, — со вздохом ответил Бренк и взял в руки тот прибор, что был сделан из бинокля и транзистора. — Вот фонокварелескоп. Он универсален: и записывает, и воспроизводит. Мы, конечно, материал еще не монтировали, но вот, взгляните…

Бренк нажал на фонокварелескопе какую-то кнопку и вместо отечественного торшера и японского телевизора «Сони» в углу комнаты тотчас возникли классная доска и отличница Марина Букина с указкой в руке. Как заведенная, Марина затараторила:

— А вблизи были найдены многочисленные кости существа, получившего тогда название «хомо хабилис». Перевод этих латинских слов означает «человек умелый». Как понимает собравшаяся аудитория…

Александра Михайловна слабо вскрикнула. Бренк понял ее испуг.

— Ах да! — молвил он, нажимая кнопку, и Марина, оборванная на полуслове, исчезла вместе с классной доской. — Бы же не привыкли к такому качеству! Полная иллюзия достоверности — объемность, краски. Такой аппарат появится у вас…

Златко кашлянул, и Бренк замолк, а Петр Трофименко, не в силах сдержать восторг, ударил себя по колену.

— Ну, здорово! — воскликнул он. — Букина, ну прямо как живая! А меня вы тоже снимали?

Усмехнувшись, Бренк снова нажал кнопку. Теперь вместо стенки с книгами и стереоаппаратурой в комнате появился ряд столов, за которыми среди своих одноклассников сидели и Петр с Костей. Затаив дыхание, Петр на цыпочках подошел к самому себе и нерешительно протянул руку, чтобы коснуться второго Петра Трофименко, но рука ушла в пустоту. Тут же Бренк выключил изображение.

— Здорово! — с восхищением сказал Петр. — Значит, меня будут показывать в двадцать третьем веке!

— Скажите, а когда был открыт принцип переноса во времени? — спросил Костя. У него было очень много вопросов к пришельцам из будущего. — И если можно, вкратце, самую суть принципа, потому что…

Бренк и Златко переглянулись.

— Нет, этого мы вам не можем сказать, — виновато ответил Златко. — Мы уже и так сказали больше, чем следовало.

Петр обиделся.

— Эх вы! А мы вас укрыли, помогли!

— Не обижайся, — примирительно сказал Бренк. — Позже вы сами поймете, что мы правы. Того, что вы уже знаете о будущем, совершенно достаточно. Даже эти знания, кстати, тоже поворот в ходе истории, правда, если все останется между нами, должно обойтись.

— И все-таки, — рассудительно произнес Костя, — нельзя же нас полностью оставлять в неведении. Если вы не можете ответить на глобальные вопросы, то я готов это понять. Действительно, преждевременные знания могут привести к самым неожиданным последствиям. Допустим, вы рассказали бы мне о каких-то важных научных открытиях вашего времени. И если я даже никому о них не скажу, возможно, само знание о них подтолкнет меня к каким-то другим научным открытиям. Я их сделаю, и они будут преждевременны. Нет, здесь вы полностью правы! Но неужели вы даже на простейшие вопросы не ответите?

Бренк и Златко опять переглянулись.

— Давайте попробуем, — сказал Златко. — Вы спрашивайте, а мы будем отвечать, если на вопрос можно ответить.

— Вы в Москве живете? — сразу же выпалил Петр. — У нас?

— Нет, — ответил Бренк, — мы вообще живем не на Земле, а в одном из поселений на Венере. Там работают наши родители.

— Так что же, значит, вы с помощью хроноблока прямо с Венеры переноситесь в прошлое Земли? — спросил Костя.

— На это ответить нельзя! — отрезал Златко.

— Ну ладно, — сказал Петр. А какие предметы у вас в школе, кроме этой натуральной истории?

— Математика и многие другие, — уклончиво ответил Бренк.

— А почему вы именно в нашей школе снимаете? — спросил Костя.

— Совершенно произвольный выбор, — сказал Златко, — нам было абсолютно все равно, где снимать.

— А двойки у вас есть? — с очень большим интересом спросил Петр. Бренк и Златко опять переглянулись.

После некоторого молчания Бренк ответил:

— Мы понимаем, о чем идет речь, потому что вот это видели. Именно двоек у нас нет, потому что у нас все несколько по-другому, но то, что вы подразумеваете, у нас есть, и вот совсем недавно…

Он не договорил, и лицо его помрачнело.

— Еще вопрос, — сказал Костя. — Вы ведь могли бы поступить и проще, без этого эффекта кажущегося неприсутствия. Переодеться в наши одежды и ходить себе спокойно. Никто бы на вас внимания не обратил…

— Могли бы, — ответил Златко, — но надо очень долго вживаться в обстановку, чтобы не совершить ошибок. У нас так и делают, когда ученые ведут глобальные хроноисследования… — Он осекся и скороговоркой завершил: — А как, например, мы могли бы проникнуть в класс, чтобы произвести съемку? Незаметно это никак не получилось бы.

Александра Михайловна пошевелилась в кресле.

— У меня к вам, молодые люди, тоже очень много вопросов, — сказала она. — Но, наверное, прежде всего надо вас накормить… с дороги. Вообще-то я ничего такого не готовила, потому что просматривала научную литературу, но в холодильнике есть несколько пачек пельменей.

— Пачки пельменей? — удивленно спросил Златко. — А что это за блюдо?

— Сейчас узнаешь, — усмехнулся Петр, — вы есть хотите?

Бренк и Златко в который уже раз переглянулись.

— Как ты думаешь, Бренк, сколько еще времени пройдет, — поинтересовался Златко, — прежде чем там, у нас…

— Сам знаешь, — без удовольствия ответил Бренк, — пока там они спохватятся!

— Постойте, — с интересом спросил Костя, — вы же сказали, что вам снимать еще много было бы надо. Так что же вы с собой из двадцать третьего века поесть ничего не взяли?

Бренк снисходительно улыбнулся.

— Ничего ты не понимаешь! Мы, может, по-вашему даже неделю провели бы здесь, а для нас это были бы минуты. Мы же с помощью блока можем, вернее, могли бы двигаться внутри вашего времени с любой скоростью К тому же, хоть вперед, хоть назад. А теперь, раз все разладилось, поесть, конечно, надо!

— А как вас вернут в ваше время? — спросил Костя.

— Да очень просто, — сказал Бренк, поглядывая в сторону кухни, куда ушла Александра Михайловна. — Обнаружат, что нас долго нет, включат страховочные каналы переброски и по ним вытянут. Только теперь это произойдет не раньше чем через десятка два часов. И энергии на это потребуется уйма. Но техническую сторону я объяснять не буду.

— А как это произойдет? И долго ли длится хроноперенос?

C минуту Бренк испытующе смотрел на любознательного Костю Костикова, как бы размышляя, отвечать или нет. Потом ответил:

— Хроноперенос происходит мгновенно. Только что, скажем, мы были в двадцать третьем веке, а через долю секунды в двадцатом и наоборот. Легко и совершенно незаметно, словно переходишь из одного помещения в другое.

— Мальчики, мойте руки! Пельмени готовы! — позвала из кухни Александра Михайловна, и Бренк с готовностью повиновался, подавая пример Златко.

Над столом в кухне поднимался пар от четырех наполненных Доверху тарелок. Златко, поковырявшись вилкой в своей порции, подцепил одну из пельменин и долго рассматривал ее на свет, поворачивая так и этак. С нее в тарелку капала сметана.

— Как ты думаешь, — нерешительно обратился Златко к товарищу, — а нам это можно? Все-таки в три века разница…

— Чудак! — глухо отозвался Бренк, уже успевший набить рот. — В двадцатом веке они же пока еще свежие. И это просто замечательное блюдо — пельмени в пачках!

Он мигом опустошил свою тарелку.

— Еще? — спросила Александра Михайловна, и Бренк кивнул.

Златко, видимо успокоенный его примером, тоже моментально уплел свою порцию и тоже попросил добавки. После второй тарелки Бренк с удовольствием откинулся на спинку стула и с чувством сказал:

— Пельмени в пачках! Пока это самое лучшее из наших впечатлений.

— Еще? — участливо спросила Александра Михайловна и снова полезла в холодильник.

— Стойте! — вдруг спохватился Златко. — Это ведь тоже надо обязательно снять: как в двадцатом веке готовили пельмени в пачках. Не только для нашего фильма… все равно он не состоялся… для всей исторической науки. Я сейчас!

Мгновение спустя он вновь появился в кухне, вооруженный фонокварелескопом.

— Для науки? — переспросила Александра Михайловна, видимо только теперь окончательно поверившая в реальность всего происходящего. Она поправила очки, — Если для науки, я готова дать необходимые пояснения. Надо начать с того, что пельмени в пачках выпускаются Останкинским мясокомбинатом…

Она высыпала содержимое еще двух пачек в кастрюлю. И в этот момент в прихожей раздался звонок. Пришельцы из будущего вздрогнули, съежились и умоляюще взглянули на Александру Михайловну. Плотно закрыв за собой дверь на кухню, бабушка ушла. Минуты через две, которые всем показались бесконечными, она вернулась.

— Приходил молодой человек с бородой, — сказала Александра Михайловна, — который назвался преподавателем физики Лаэртом Анатольевичем. Он, правда, мало похож на преподавателя, но раз говорит, значит, так и есть. Хотя это и непедагогично, но в интересах наших гостей я сказала ему, что ты, Петр, ушел заниматься в районную библиотеку. Не впускать же было его в квартиру! А он попросил передать, чтобы ты немедленно явился в кабинет физики, как только придешь домой, и хорошо бы не один, а вместе с одноклассником Костиковым. Что-нибудь случилось?

4. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПРЕПОДНОСИТ СЮРПРИЗЫ

Бренк и Златко остались с бабушкой, в «убежище», а Петр Трофименко и Костя Костиков отправились в школу. Ничего хорошего неожиданное посещение Изобретателя не сулило. По всей вероятности, обоих ждал нагоняй за нарушение границ метеоплощадки. Но удивляло то, что Лаэрт Анатольевич, имея полную возможность поговорить о поведении Петра Трофименко с его бабушкой, не сделал этого, а велел явиться ему самому. Еще больше удивляло, что учитель вообще пришел домой, а не отложил разговор до завтра. И наконец, на полпути к школе, Петра осенило:

— Да все дело в том, наверное, что их он тоже видел! Телекамера их-то еще раньше, чем нас, начала показывать! И конечно, он заподозрил, что тут что-то не так.

Костя возразил:.

— Но на них же не написано, что они из двадцать третьего века.

Петр усмехнулся:

— Конечно! Может, они просто из какой другой страны. Из Сомали, там, или с Берега Слоновой Кости. Бабушка ведь так примерно сначала и подумала. А мы их не выдадим! Мало ли что мы были вместе с ними. Мы случайно зашли на метеоплощадку, а кто они такие и куда потом делись, понятия не имеем. Правильно?

— Но мы же с ними говорили, — рассудительно заметил Костя, — а камера показывала, что мы говорим. Может, она и весь разговор записала, с Изобретателя станется.

Петя припомнил, о чем они говорили на метеоплощадке с Бренком и Златко, и помрачнел. Человеку стороннему, каким в данном случае был Лаэрт Анатольевич, разговор действительно мог показаться довольно необычным.

— Ну что говорили? — неуверенно сказал Петр. — Они что-то такое говорили, что у них пропала невидимость…

Но Костя, умеющий мыслить точно и логически, уже достраивал версию, которой следовало держаться до конца:

— О чем бы мы с ними ни говорили, потом мы их больше не видели, вот что надо говорить. Они убежали в одну сторону, неизвестно куда, а мы в другую. Кстати, наш разговор с ними совсем не удивителен, учитывая то, что происходило в классе. Ботаничка уже небось всем а учительской рассказала о чудесах на уроке, да и ребята тоже могли рассказать, а Букина уж наверное. Так что все логично и естественно. Говорим правду и только правду, но только до того момента, как вместе оказались у школьных ворот. А потом все просто — они убежали в одну сторону, а мы в другую. О том, что они из двадцать третьего века, мы понятия не имеем и вообще не знаем, откуда они взялись. Подумаешь, невидимость у них исчезла!

— Послушай, — сделал свой вывод Петр Трофименко, — если так, нам, пожалуй, и не попадет за метеоплощадку. Мы же искали объяснение загадки, только и всего.

— Вот-вот! — подтвердил Костя. Потом он глубоко задумался. — Мы, конечно, знаем, — сказал он после паузы, — что обманывать нехорошо. Но не можем же мы допустить изменения в ходе истории!

Школа № 1441, затерявшаяся среди домов-новостроек, устремленных ввысь, уже была перед ними — типовая постройка из двух зданий, соединенных крытым переходом. Таких школ немало в столице, да и в других городах тоже. Однако, не без какой-то гордости подумал вдруг Костя, именно этой школе и никакой другой суждено было стать ареной необыкновенных событий, местом съемки фильма о жизни и быте школьников двадцатого века для зачета по натуральной истории, который надо было сдать школьникам двадцать третьего века.

Впрочем, подумал Костя тут же, даже и без такого из ряда вон выходящего события школа все равно была примечательной — хотя бы потому, что место учителя физики в ней занимал такой человек, как Лаэрт Анатольевич, Изобретатель, к которому Костя в глубине души относился не без уважения. У Изобретателя, особенно вне уроков, была увлекающаяся голова и был смелый полет фантазии; его волновали самые разные технические вопросы, и однажды даже он выступал в телевизионной передаче «Это вы можете», рассказывая об одной из своих работ и показывая ее. То был аппарат для дистанционной стрижки — с его помощью парикмахер мог обрабатывать волосы клиента не ножницами и расческой, а, сидя за специальным пультом, лазерным излучением, причем одновременно мог обслуживать сразу несколько человек. Эта работа Изобретателя вызвала большой интерес, оживленную полемику на страницах журнала «Служба быта», однако так и не была внедрена из-за высокой стоимости и неодобрительного отношения мастеров старшего поколения…

Петр и Костя без особого энтузиазма поднялись по ступеням школьного подъезда, вошли в вестибюль и тут же столкнулись с Аркадией Львовной, которая шла бок о бок с Мариной Букиной. На Петра и Костю учительница посмотрела с каким-то странным интересом, но ничего не сказала. А они поднялись по лестнице на второй этаж, прошли по коридору, свернули в то крыло, где размещался кабинет физики, и, конечно, тотчас окунулись в мир технических чудес.

Для начала Костю Костикова и Петра Трофименко встретили, как они это знали, чуткие лучи фотоэлементов. Фотоэлементы были связаны с блоком электронной визуальной памяти, и двери кабинета пропускали лишь тех, чьи лица определялись устройством как знакомые. В блоке памяти содержалась информация о том, как выглядели все ученики тех классов, где проходится физика, а также все учителя школы. О необычном кабинете и необычном учителе физики писали даже «Пионерская правда» и журнал «Техника — молодежи», но в интересах истины приходится сказать, что однажды хитроумное устройство разладилось и не узнало директора школы Степана Алексеевича, который в обществе трех инспекторов РУНО направлялся в кабинет физики на открытый урок. По неизвестной причине двери захлопнулись перед носом уважаемой комиссии с такой силой, что сломался замок, который тоже был не простым, а электронным. Дверь пришлось вскрывать с помощью слесаря, на эту работу ушла ровно половина урока, который должен был стать открытым. И после этого, а вернее после длительного разговора с директором, Лаэрт Анатольевич включал устройство лишь тогда, когда все уроки заканчивались и он оставался в кабинете один, вот как сейчас.

Петр и Костя, вздохнув от ожидания нелегкого объяснения, перешагнули порог, и дверь за ними закрылась. Первое, что они увидели, это свои лица на большом экране дисплея. Под лицами бегущей строкой тут же стала проходить краткая информация о них: имя и фамилия, число, месяц и год рождения, класс и успеваемость на текущий момент. Это означало, что Лаэрт Анатольевич подключил к блоку визуальной памяти компьютер, который тут же выдал информацию о том, кто такие — шестиклассники Петр Трофименко и Костя Костиков, моментально отобрав ее из всеобъемлющего банка сведений.

Но технические чудеса на этом не закончились, потому что загорелся еще один световой экран — гораздо большего размера, чем дисплейный, помещенный рядом с классной доской. На нем обычно Лаэрт Анатольевич демонстрировал во время уроков записанные на видеопленку физические опыты. По его твердому убеждению, это невероятно экономило время: опыт можно было поставить только один раз, а демонстрировать сколько угодно и когда угодно…

Однако в данный момент на экране возникла схема какого-то очень сложного прибора. Схема чем-то показалась знакомой; приглядевшись, Петр и Костя узнали… внутренности блока индивидуального хронопереноса, которые были слегка закрыты пальцами шоколадного цвета. И тут же рядом с экраном возникло бородатое и строгое, по все равно очень молодое лицо преподавателя физики Лаэрта Анатольевича Ковригина. Волосы его, как всегда, были всклокочены, а глаза горели нетерпеливым огнем.

— Ну-с, — сказал учитель без всякого предисловия, — буду краток. Факт вашего присутствия на метеоплощадке в неподходящее время зарегистрирован, и сейчас мы извлечем его из памяти ЭВМ.

Лаэрт Анатольевич немного поиграл клавишами дисплея, и на его экране появилось новое изображение: на площадке сидели шоколадный Златко и обычный Бренк, а Петр Трофименко и Костя Костиков продирались к ним сквозь заросли жасмина. Златко ковырялся во внутренностях блока индивидуального хронопереноса. Тут же возник увеличенный кадр — сложное переплетение деталей, в котором ничего нельзя было понять. Лаэрт Анатольевич нажал клавишу, и изображение застыло. Теперь на Петра и Костю смотрели две одинаковые схемы с шоколадными пальцами над ними — одна с большого экрана рядом с доской, другая с экрана дисплея. На обеих можно было рассмотреть и надпись: «Юпитерогорск. Маломерные хроноаппараты. 2261 г.» Петр и Костя опустили головы — улик было больше, чем они ожидали.

— Но в данном случае факт вашего нарушения границ метеоплощадки меня мало интересует, — продолжал Лаэрт Анатольевич нетерпеливо. — Должен признаться, что гораздо больший интерес у меня вызывает… у меня вызывает вот эта схема. — Учитель обернулся к большому экрану. — Я ее изучал со всем возможным вниманием, но… — голос учителя дрогнул от огорчения, — но назначения так и не понял. Скажу даже больше: у меня сложилось твердое убеждение, что данный аппарат представляет собой какое-то совершенно новое слово техники. И я, я, — глаза Изобретателя загорелись еще сильнее, — я во что бы то ни стало должен увидеть его и узнать назначение. Надеюсь, вам известно, где я могу познакомиться с этим аппаратом?

Костя Костиков поднял голову, собираясь с силами. По натуре был он человеком искренним, но в данном случае в интересах всего человечества истину надо было утаить во что бы то ни стало. Собственно, обманом это не было, а было, скорее, маленьким подвигом, потому что такого человека, как одержимый изобретательством Лаэрт Анатольевич, в первую очередь нельзя было и близко подпускать к техническим чудесам двадцать третьего века. Такой человек, ухватив даже намек, вполне мог докопаться до сути, самостоятельно построить машину времени, опередив назначенный для этого прогрессом срок, и начать носиться по истории взад или вперед, своей увлеченностью и любознательностью принося человечеству сплошные непоправимые беды.

— Да, — выдавил из себя Костя, — нас это, конечно, все тоже удивило. Особенно после того, что происходило на уроке ботаники. — Потом он осторожно осведомился: — Вы, конечно, Лаэрт Анатольевич, уже знаете о том, что происходило сегодня у нас на уроке ботаники?

— Мне известно о том, что происходило на уроке ботаники, — ответил Изобретатель нетерпеливо. — Об этом Аркадия Львовна рассказывала в учительской. Ее даже пришлось отпаивать валерьянкой, но я думаю, что к нашему вопросу это не имеет никакого отношения. При всем моем уважении к Аркадии Львовне, ей просто пора отдохнуть.

— У нее нервы действительно совсем расстроились, — не очень кстати вставил Петр Трофименко.

Костя Костиков лихорадочно соображал. С двух экранов на него смотрела надпись: «Юпитерогорск. Маломерные хроноаппараты. 2261 г.» На там, на метеоплощадке, за несколько кратких мгновений они с Петром вполне могли не заметить этой надписи, да так, собственно, оно и было на самом деле. Значит, следовало разыграть искреннее удивление, а потом вместе с Лаэртом Анатольевичем искренне пожалеть, что неизвестные пришельцы с загадочным аппаратом непонятно куда исчезли, и что тайна поэтому так навсегда и останется тайной. Костя толкнул локтем Петра в бок и продолжил:

— Мы сначала подумали, что это пришельцы из космоса, потому что там, на уроке…

— Ясно-ясно, — с непонятной вкрадчивостью сказал Лаэрт Анатольевич.

— А потом… мы же знаем, что на метеоплощадку можно ходить только в вашем сопровождении, и заглянули туда лишь потому, что услышали голоса… В общем, мы увидели вас, вспомнили, что нельзя на метеоплощадку, и сразу убежали.

— И сразу побежали домой… то есть в библиотеку, — добавил Петр. — Нет, сначала все-таки домой, — поправился он, — чтобы сказать бабушке, что бежим в библиотеку.

— То есть, куда делись эти неизвестные ребята, которые нас тоже удивили своим внешним видом, мы, конечно, не знаем, — торопливо вмешался Костя и снова толкнул локтем Петра.

Лаэрт Анатольевич взад и вперед прошелся между столами физического кабинета. Он о чем-то с напряжением думал.

— Может быть, объявить всесоюзный розыск? — осторожно предложил Петр после некоторого молчания. — Как они выглядят, зафиксировано на пленке. Значит, можно по телевидению или сделать фотографии и повесить на стенды «Их разыскивает милиция». Милиция у нас, знаете, как работает?

Лаэрт Анатольевич остановился и провел ладонью по волосам, отчего они стали еще более всклокоченными.

— Может, не стоит объявлять всесоюзного розыска? — сказал он вкрадчиво.

— А как же аппарат, схему которого вы хотите понять? — спросил с невинным видом Костя. — Наг она, кстати, тоже заинтересовала.

Изобретатель вновь прошелся по кабинету. Теперь он с жадным любопытством снова смотрел на экран — на схему маломерного хроноаппарата, сделанного в 2261 году. Костя подумал: «2261 г.» это совсем не обязательно 2261 год. Это может быть 2261 грамм. Или 2261 градус. А Юпитерогорск? А хроноаппарат?» И в этот момент Лаэрт Анатольевич голосом, который был теперь не строгим, а чуть ли не умоляющим, произнес, сразу став при этом словно бы еще моложе, чуть ли не их ровесником:

— Ребята, ну зачем вы говорите неправду? Ведь вы же взрослые люди и должны понимать, до чего меня интересует эта схема! Ведь я в жизни не мог представить ничего подобного, и мне просто необходимо разобраться. Вы говорите, что ничего не знаете, а аппарат, который меня так интересует, сейчас находится, между тем, Трофименко, в твоей квартире, и твоя бабушка, которая тоже, кстати, сказала мне неправду, угощает его владельцев на кухне пельменями.

— Откуда вы знаете? — с искренним удивлением воскликнул Петр. — Вы же в квартиру не заходили!

Лаэрт Анатольевич полез в карман и извлек маленькую плоскую коробочку, похожую на портсигар.

— Вот, — сказал он застенчиво, но все же с гордостью, — это моя недавняя работа — карманный интроскоп. С его помощью можно видеть сквозь различные непрозрачные преграды. Он пригодится, например, геологам, ведущим поиск полезных ископаемых. Вот, посмотрите…

Он приложил прибор к стене. Поверхность прибора осветилась, превратившись в сплошной экран, и на нем как бы сквозь какую-то дымку стало видно то, что происходило в соседнем классе. Там не было никого, кроме сидящих за одним из столов и о чем-то беседующих Аркадии Львовны и Марины Букиной. Видно было, что учительница биологии о чем-то взволнованно говорит, а отличница понимающе кивает. Правда, и Аркадия Львовна, и Марина были полупрозрачны, и сквозь их тела можно было рассмотреть уже почти непрозрачную дальнюю стену класса, сквозь которую, однако, с улицы пробивались солнечные лучи. Еще больше смутившись, Лаэрт Анатольевич выключил прибор.

— В общем, — закончил он скороговоркой и еще больше взлохматил себе волосы, — стены кухни квартиры, куда я приходил, выходят на лестничную площадку… Вы понимаете? Но мне, конечно, неудобно было возвращаться и уличать пожилого человека во… в неправде.

— Подслушивать и подглядывать некрасиво! — растерянно воскликнул Костя, не зная, что теперь говорить и как вообще себя вести.

— Я не подслушивал, потому что звуки прибор не фиксирует, и не подглядывал, а еще раз провел испытания, — смущенно возразил Лаэрт Анатольевич, но при слове «испытания» сразу снова стал похож на прежнего Изобретателя. Глаза его снова вспыхнули тем нетерпеливым и неистребимым огнем стремления к техническому созиданию, которое никогда не оставляло его, и он жадно стал сыпать вопросами:

— Так что вы теперь скажете? Для чего аппарат предназначен? Откуда он? С какой-то Международной выставки?

Костя не поверил ушам. Изобретатель, значит, ничего не понял? Костя даже растерялся. Вот, подумал он растерянно, до чего же люди, даже способные, бывают односторонними и как легко упускают главное. Все, что интересует Изобретателя, так это аппарат, потому что он не может постичь его схему, и это мешает ему жить. А между тем от его внимания ускользает сама необычность и загадочность ситуации, которая просто не может не броситься в глаза.

Петр Трофименко угрюмо смотрел в пол. Костя лихорадочно соображал, что делать дальше Можно было бы выскочить в дверь, броситься в квартиру Трофименко и предупредить Бренка и Златко, чтобы они искали новое убежище, если не хотят неприятностей с ходом истории, но дверь была закрыта электронным замком. Отказываться и отпираться тоже не имело смысла, потому что Бренк и Златко через какое-то время шагнут в свой двадцать третий век, исчезнут, а неприятности, с какими обычно связываются искажения истины в беседе с учителем, даже с таким, как Лаэрт Анатольевич, останутся. Получалось, что теперь выход был только один — чистосердечное признание. В конце концов, подумал Костя, может быть даже и Лаэрта Анатольевича удастся убедить, что с ходом истории шутки плохи.

Изобретатель нетерпеливо потер руки.

— Ну-с, — сказал он, — отпираться бессмысленно. Готов выслушать правду, какой бы невероятной и, быть может, горькой она не была. Возможно, вы познакомились с этими ребятами, а они, судя по всему, иностранцы, с целью выменять у них какие-то интересующие вас вещи? Так бывает, но мне до этого нет дела. Я должен во что бы то ни стало увидеть аппарат. Петр Трофименко обиделся.

— Еще чего, менять у иностранцев! Мне родители из Берега Слоновой Кости все что надо присылают. Только на той неделе получили посылку. Мне джинсы «Вранглер», а бабушке — «Левис», только они ей немного велики, ушивать придется.

Костя Костиков набрал в грудь воздуха. Пора было объясняться всерьез.

— Лаэрт Анатольевич, — начал он, — послушайте меня, пожалуйста! Как вы думаете: если интересующий вас аппарат с Международной выставки, то почему надпись на нем сделана на русском языке?

— Ну, может, он в экспортном исполнении, специально для нас, — ответил Изобретатель весело, потому что понял: сейчас он все узнает.

— А что означает «2261 г.»?

— Я думал об этом. По-моему, это марка.

— Вы, Лаэрт Анатольевич, ошибаетесь, — серьезно сказал Костя. — Это означает — 2261 год. Заинтересовавший вас маломерный блок индивидуального хронопереноса еще не выпущен. Вернее, пока не выпущен, потому что будет сделан только в двадцать третьем веке, в 2261 году. И ребята, которых вы приняли за иностранцев, тоже из двадцать третьего века. Так что вы напрасно не поверили Аркадии Львовне. У нас на уроке ботаники действительно были слышны их голоса, у них стабильность хронопереноса нарушилась, а потом исчез эффект кажущегося неприсутствия, это каждый из нашего класса подтвердит, хоть завтра спросите. А неправду мы вам сначала вынуждены были сказать, потому что нельзя же, чтобы все узнали, что среди нас есть люди из двадцать третьего века. Это может привести к изменению в ходе истории, так что мы надеемся, что все останется между нами.

Лаэрт Анатольевич покрутил бородатой и всклокоченной головой.

— Это надо на педсовет, — пробормотал он.

— Да вы послушайте, — продолжал Костя терпеливо. — Все это очень просто и только на первый взгляд кажется невероятным…

И он отмахнулся от Петра Трофименко, который, недоуменно глядя на него, пытался вставить что-то свое.

Минут через двадцать Лаэрт Анатольевич., лицо которого ежесекундно менялось, отражая всю гамму переживаемых им во время Костиного монолога чувств, ударил себя кулаком по лбу, вскочил и впился глазами в схему на экране.

Костя закончил:

— Только, теперь вы сами понимаете, об этом никто не должен знать.

— Конечно! Конечно! — воскликнул Лаэрт Анатольевич, блуждая взглядом по переплетению деталей на экране. — Теперь я, пожалуй, могу предположить назначение вот этого блока… это, наверное… м-да… но вот это, вот это… Впрочем, при аппарате должна быть инструкция… не может быть, чтобы ребятам доверили, пусть они даже из двадцать третьего века…

Костя взмолился:

— Лаэрт Анатольевич, вы же не должны, сами понимаете!

— Конечно! Конечно! — Лаэрт Анатольевич спохватился, взгляд его стал более осмысленным. — Послушайте, — сказал он жадно, — ведь у них, ты говорил, есть и другой аппарат? Этот, как его… кварелескоп? Снимает и тут же воспроизводит все, как наяву… Это потрясающе! Его схему вы не видели?

— Лаэрт Анатольевич, — повторил Костя с укоризной.