87 Capitol. Ant. Phil., 13; Verus. Eutrop., VIII, 12. Ср. Tertullien. Ad nationes, 1, 9.
88 Tertullien. Apolog., 40, 12; Ad Scap., 3; Евсевий. Церковная история, IV, 15, 26.
89 Minutius Felix. Octavius, 8, 4.
90 Cod. Theod., IX, 17, 3; cf. IX, 16, 5.
91 Евсевий. Церковная история, VI, 41, 1.
92 Евсевий. Церковная история, IX, 9, 60; Origène. Contra Celsum, III, 1 Arnob.. Adv. nat., 1, 4; 1, 6.
93 Августин. О граде Божьем, II, 3.
94 Исследование и публикацию документов по данному вопросу см.: Labriolle de P. La réaction païenne. Paris, 1934. Основным является следующее исследование: Nestle W. Die Haupteinwände des antiken Denkens gegen das Christentum // Archiv für Religionswissenschaft, 37, 1941, S. 51–100. См. также: Fave de E. Des difficultés qu\'éprouvait un intellectuel du deuxième siècle â devenir chrétien. Paris, 1910.
95 Hom. Clem., 1, 10.
96 Евсевий. Церковная история, V, 13, 2.
97 Aubé B. La polémique païenne à la fin du deuxième siècle // Histoire des persécution, 2, Paris, 1878, p. 32.
98 Tertullien. De praescript., 30.
99 Renan E. Marc Aurèle, p. 115.
100 Ириней. Против ересей, I, 6; I, 13.
101 In Hermogenem; Евсевий. Церковная история, IV, 24, 1.
102 О гностицизме см.: Simon M.; Benoit A Le judaïsme et le christianisme antique. Paris, 1968, pp. 146–147.
103 Bouyer L. La spiritualité du Nouveau Testament et des Pères. Paris, 1960, p. 271.
104 См.: Lamartine. La chute d\'un ange.
105 Origène. Contra Celsum, V, 62.
106 Excerpta ex Theodoto, 72–76, см. в: Bardy G. La conversion au christianisme, p. 142.
107 Tertullien. De praescr., 7; Apolog., 46. Cp. Faye E. de. Op. cit., pp. 12, 13.
108 Tatien. Orat., 19.
109 Lucien. Eunuch., 8, 9; Cynicus, 1.
110 Tatien. Orat., 19; Pline. Ep. X, 55, 66.
111 Spanneut M. Le stoïcisme des Pères de l\'Eglise, p. 49.
112 Dig., XXVII, 1, 6, 8.
113 Hubik K. Die Apologien des hl. Justinus des Phil. u. M. Wien, 1912.
114 Justin. 2 Apol., 3.
115 Fugitiv., 12.
116 Orat., 19. Этот упрек мог исходить от христианина, а не от историка греческой культуры. См.: Marrou H. De la pédérastie comme éducation // Histoire de l\'éducation dans l\'Antiquité, pp. 55–67.
117 2 Apol., 3.
118 Acta Just., 2, 2; La geste du sang, p. 37.
119 Выражение принадлежит П. Лагранжу и встречается в его исследовании о Марке Аврелии, опубликованном в: Revue biblique, 1913, p. 243. См. также: Festugière A.J. L\'idéal religieux des Grecs et l\'Evangile. Paris, 1932, pp. 264–280; Beaujeu J. La religion romaine à l\'apogée de l\'Empire, pp. 331–368.
120 Евсевий. Церковная история, IV, 26, 7; Tertullien. Apolog., 5, 5.
121 Pensées, XI, 3.
122 Ibid., XII, 14.
123 Ibid., II, 1, 3; 13, 3.
124 J. Beaujeu. Op. cit., p. 357; Pensées, XI, 3, 2.
125 Pensées, V, 10, 6.
126 Ириней. Против ересей, V, 6, 1–2; Tertullien. Apolog., 48, 1–6; 10–11.
127 Caster M. Lucien et la pensée religieuse de son temps. Paris, 1937.
128 Peregr., 12.
129 Текст опубликован О. Глекнером в: Kleine Texte, 151, 1924. Другая реконструкция текста: Aubé В. La polémique païenne à la fin du deuxième siècle, pp. 277–390.
130 Исследование и библиографию о Цельсе см.: Merlan Ph. // RAC, 11, 954–965.
131 См.: Faye de E. Op. cit., pp. 15, 27.
132 Описание библиотеки Цельса см.: Aubé В. Op. cit., pp. 198–243. О том, что касается Юстина, см.: Andresen С. Logos und Nomos. Berlin, 1955. S. 345–372, 399.
133 Origène. Contra Celsum, 1, 68; III, 50; VII, 9.
134 Ibid., IV, 23.
133 Ibid., IV, 21.
136 Ibid., VI, 1.
137 Ibid., IV, 7. См. также: Cicero. De harusp. responsis, 28.
138 Origène. Contra Celsum, IV, 14.
139 Ibid., I, 28; Labriolle de P. La réaction païenne, p. 126.
140 Origène. Contra Celsum, 1, 68, 71; II, 76.
141 Ibid., III, 1; IV, 2; Bertrand F. Mystique de Jésus chez Origène. Paris, 1951.
142 Origène. Contra Celsum, III, 68, 78; I, 9, 32, 67.
143 Ibid., III, 62–65; 70–71.
144 Ibid., III, 72, 77.
145 Ibid., III, 49.
146 Ibid., VI, 32; 24.
147 См.: Porphyre. Lettre à Marcellus, 25.
148 Origène. Contra Celsum, VIII, 55.
149 Ibid., VIII, 75; 55.
150 Ibid., VIII, 70, 73. По мнению А. Харнака, Цельс прежде всего озабочен будущим Империи.
151 Origène. Contra Celsum, III, 9, Ю, 12, 14; V, 62–65.
152 Ibid., V, 59.
153 Ibid., III, 29.
154 Ibid., VIII, 48.
155 Ibid., V, 14.
156 Ibid., Proemium.
157 Merlan Ph. Op. cit., col. 962.
158 Bréhier E. Histoire de la philosophie, I, p. 489.
159 1 Apol., 59, 5; 2 Apol., 13.
160 Orat., 21–26.
161 Ницше Ф. Антихрист, 38, 58, 59.
162 Renan E. Marc Aurèle, p. 613.
163 Boissier G. Le christianisme est-il responsable de la ruine de l\'Empire? // La fin du paganisme, 2. Paris, pp. 339–385.
164 Gausse A. Essai sur le conflit du christianisme primitif, p. 10. Приведенная цитата послужила Г. Буасье в качестве резюме к его аргументации.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Глава первая
1 Tertullien. Apologet., 39, 1.
2 См.: Clément d\'Alexandrie. Stromates, V, 5; Arist. Apol., 2; Tertullien. Apolog., 2; Scorpiac, 10; Adv. nat, 1, 8.
3 Clément d\'Alexandrie. Quis dives salvetur, 42. Об организации первоначальной Церкви существует обширная литература, в частности: Bardy G. La théologie de l\'Église de saint Clément de Rome à saint Irénée. Paris, 1945; Battifol P. L\'Église naissante et le catholicisme. Paris, 1909; Campenhausen von H. Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den drei ersten Jahrhunderten. Tübingen, 1953; Goguel M. L\'Église primitive. Paris, 1947. Специальным вопросам церковной организации посвящены работы: Colson J. Les fonction ecclésiales aux deux premiers siècles. Paris; Bruges, 1956; La fonction diaconale aux origines de l\'Église. Paris-Bruges, 1960.
4 Евсевий. Церковная история, III, 37, 2.
5 См. статью «Episcopos» в: ThWNT, II, 607–610.
6 Campenhausen von H. Op. cit. S. 91.
7 Этот аспект хорошо проанализирован в работе: Achelis H. Das Christentum der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, 1912, Bd. 2. См. также более новую работу: Audet J.-P. Mariage et célibat dans le service pastoral de l\'Église. Paris, 1967.
8 Деян. 2, 36; 5, 42; 16, 15, 31, 34; 1 Кор. 1, 16 и др.
9 Hom. Clem., 15, 11, 2.
10 Деян. 10, 1–47.
11 Audet J.-P. Op. cit., p. 82.
12 Sim., IX, 27.
13 1 Тим. 3, 1–5.
14 Bornkamm G. Presbyter // ThWNT, VI, 672–680.
15 Марк. 7, 3; 1 Маккав. 1, 26; 7, 33; 11, 23; 12, 35; 13, 36; 14, 20; 2 Маккав. 13, 13; 14, 37.
16 Деян. 16, 4.
17 Иак. 5, 14; Деян. 14, 23; 20, 17; 1 Пет. 5, 1.
18 1 Тим. 4, 14.
19 Тит. 1, 5.
20 Евсевий. Церковная история, V, 25, 14–16.
21 Ириней. Против ересей, III, 2, 1; 14, 2.
22 3 Ин.
23 1 Clem., 40.
24 Zeiller J., RHE, 29, 1933, p. 571.
25 Martyre de Justin, 3, 1.
26 Hom. Clem., 3, 61.
27 Евсевий. Церковная история, IV, 23; Tertullien. De fuga, 11; Cypr. Ep. 55, 11.
28 Passio Philippi, 1; Act. Philéas, 2. Synode de Sardique, с. 10 (13) — см. в работе: Archelis H. Op. cit., 2, р. 6.
29 Евсевий. Церковная история, V, 22; ср. там же: VII, 30, 17.
30 Евсевий. Церковная история, V, 24, 5. В этом отношении на Западе довольно быстро утвердились более строгие правила. Уже «Апостольская традиция» подразумевала, что епископ не может состоять в браке, хотя Хиларий, епископ Пуатье, и состоял в браке. Восток придерживался своей первоначальной линии вплоть до Никейского собора, находясь под влиянием старого епископа Пафнутия, исповедника веры. См.: Socrat. Hist. eccl., 1, 11.
31 Didascalie, IV, 1, 1.
32 Так же обстояло дело и с Григорием Чудотворцем, и с Афанасием. Ириней Сирмийский назван «молодым» (juvenis) — Passio, 4. Этот случай предусмотрен «Дидаскалиями»: Didascalie, IV, 1, 3.
33 Ignace. Magn, 3, 1.
34 Священниками были Ириней, Киприан, Корнилий. Из диаконов стал епископом Элевтерий: Евсевий. Церковная история, IV, 22, 3; Eusèbe d\'Alex. Hist, ecck, VII, 11, 24.
35 См.: Goguel M. L\'Église naissante, p. 178.
36 Евсевий. Церковная история, VI, 11, 2; Tradition apostolique, 2.
37 Clément â Jacques, 5; Cone. d\'Elvire, с. 18; Mansi, I, 994.
38 Евсевий. Церковная история, III, 36, 2; V, 24, 7; Didascalie, IV, 5, 1–5.
39 Евсевий. Церковная история, VII, 32, 2.
40 Евсевий. Церковная история, V, 24, 8.
41 Евсевий. Церковная история, IV, 22, 5.
42 Употреблено в посланиях Климента и Игнатия, в названии «Пастырь» Пгрмы, в надписях. См.: ThWNT, VI, pp. 496–498.
43 Didascalie, IV, 1–6; XII, 57, 1–58, 6.
44 Didascalie, V, 11.
45 См. диссертационное исследование: Gerke F. Die Stellung des 1. Clemensbriefes innerhalb der Entwicklung der alt. Christi. Gemeindeverfassung, TU, 47, 1. Leipzig, 1931.
46 Hom. Clem., 5.
47 Didascalie, XI, 44, 4.
48 Слово «диакон» в переводе с греческого означает «служащий». Диакония — служба, диаконат — одна из функций церкви. См. мою книгу Vie liturgique et vie sociale, pp. 67–92.
49 Didascalie, IX, 34, 3; XVI, 13, 1. Нигде не говорится, что рядовые верующие участвовали в подборе диаконов.
50 Didascalie, XVI, 13, 1–7.
51 1 Кор. 6, 1–11; Didascalie, XI, 47, 1.
52 Sim., IX, 26, 2; Cyprien. Ep. 52 (49), 1.
53 Pline. Ep. X, 96 (97).
54 Didascalie, XVI, 12, 4; 13, 1. См. также мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 139–147.
55 Didascalie, XV, 6, 2.
56 Epiphane. Haer., 79, 3.
57 Vis., III, 5, 1.
58 Mart. Polyc., 5, 2; La geste du sang, p. 27.
59 Евсевий. Церковная история, V, 24, 5.
60 См.: Vita Pontii.
61 Odes, 6, 1 // Naissance des lettres chrétienne. Paris, 1958, coll. Ictys, n. 1.
62 Dial., 39, 2; 88, 1; 82, 1.
63 Ириней. Против ересей, II, 32, 4; см. также: Евсевий. Церковная история, V, 7, 3–5; 6, 1; 7, 6.
64 Ириней. Против ересей, II, 32, 4.
65 Did., 10, 7; 11, 3, 7–11; 13, 13; 15, 1–2.
66 Vis., II, 4, 2; III, 1, 8, 9; V, 5–7; Sim., IX, 33, 1–3.
67 Vis., III, 1, 8, 9.
68 Sim., IX, 26, 2.
69 Евсевий. Церковная история, V, 17, 4.
70 См. рассказ о лионских мучениках: Passion de Félicité et Perpétue // La geste du sang, pp. 46–59; 70–86.
71 О происхождении и содержании монтанизма см. фундаментальное произведение: Labriolle de P. La crishe montaniste. Paris, 1913, pp. 112–143.
72 Epiph. Haer., 48, 14.
73 Ibid., 49, 1.
74 Евсевий. Церковная история, V, 18, 4, ср.: 11.
75 Labriolle de P. La crishe montaniste, pp. 207–293.
76 Евсевий. Церковная история, V, 17, 4.
77 Tertullien. De monogamia, 16.
78 Origène. Contra Celsum, VII, 9.
79 Ириней. Против ересей, I, 13, 3. См. возражения против этого: Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens. Paris, p. 42.
80 См.: Renan E. Marc Aurele, p. 293.
81 Tertullien. De anima, 9.
82 De virg. veland, 17.
83 Tertullien. De bapt., 17; De praesc, 41; Firm. Ep. 75 (среди писем Киприана).
84 Epiph. Haer., 49, 2; Евсевий. Церковная история, V, 16, 4.
85 Origène. Contra Celsum, VII, 9, 11.
86 Евсевий. Церковная история, V, 16, 4–5.
87 Tertullien. In Prax., 1; Hippolyte. Philosophoumena, IX, 7.
88 Hippolyte. In Dan., III, 18.
89 Ibid.
90 Justin. Dial., 80, 1; Ириней. Против ересей, V, 31–32; Евсевий. Церковная история, III, 28; VII, 25.
91 Евсевий. Церковная история, V, 18, 5, 6, 9; 16, 20.
92 Евсевий. Церковная история, V, 16, 22; Act. de Pionios, 21, 5.
93 Евсевий. Церковная история, V, 3, 1–3.
94 Epiphan. Haer., 30, 15; Cyprien. Ep. 63.
95 См.: Enkrateia // RAC, V, pp. 343–349.
96 1 Кор. 7, 25–38.
97 1 Clem., 28, 1–2; 48, 5.
98 VööbusA Celibacy, a requirement for admission to baptism in the early Sirian Church. Stockholm, 1951, pp. 15–20.
99 Этот вопрос хорошо освещен в работе: Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens, pp. 33–43.
100 См.: Евсевий. Церковная история, IV, 23.
101 Ириней. Против ересей, I, 28.
102 О Маркионе классическим трудом по-прежнему остается: Harnack A. Marcion. Leipzig, 1924.
103 Kung H. L\'Église, p. 256.
104 Евсевий. Церковная история, V, 1, 49.
105 Origène. Scol. in Luc, 1, 1.
106 Ириней. Против ересей, IV, 26, 2.
107 Clément d\'Alexandrie. Stromates, IV, 4.
108 Campenhausen von H. Op. cit., p. 95.
109 Smyrn., 8, 2.
110 Евсевий. Церковная история, V, 1, 20.
111 Mart. Pion., 9, 2; La geste du sang, p. 96.
112 Евсевий. Церковная история, IV, 15.
113 Там же, V, 3, 4.
114 Там же, IV, 23, 1–2.
115 Там же, IV, 23.
116 Там же, V, 16, 20.
117 Там же, V, 23, 3.
118 Goguel M. L\'Église primitive, p. 180.
119 Grégoire H. Les persécution dans l\'Empire romain, p. 21.
120 Евсевий. Церковная история, V, 24.
121 Ириней. Против ересей, III, 3, 3; Tertullien. Adv. Prax, 1.
122 Различные интерпретации см.: Bardy G. La théologie de l\'Église, pp. 107–113.
123 1 Clem., 44, 2.
124 Евсевий. Церковная история, IV, 23, 11.
125 Battifol P. L\'Eglise naissante, p. 146.
126 Rom., proem.
127 Евсевий. Церковная история, II, 25, 8.
128 L\'Empire et la Croix, p. 288.
129 Goguel M. L\'Église primitive, p. 182.
130 Ириней. Против ересей, III, 3, 1–3. См. также: Евсевий. Церковная история, V, 6, 1.
131 Ириней. Против ересей, III, 3, 3.
132 Harnack A. Dogmengeschichte. Darmstadt, 1964, 1, S. 481.
Глава вторая
1 Uhlhorn G. Die christliche Liebestätigkeit. Stuttgart, 1895, S. 7. См. о значении благотворительности в эпоху античности: Bolkestein H. Wohltätigkeit und Armenpflege in vorchristlichem Altertum. Utrecht, 1939.
2 Trail., 13, 1. См. также: Фил. 11, 2; Рим. 1, 1.
3 Письмо 84, в книге: Bidez J. L\'empereur Julien, lettres et fragments, I, 2. Psris, 1924, p. 144.
4 Tertullien. Apolog., 39, 7.
5 Seneca. De beata vita, 25; De dementia, II, 6.
6 Institut, VI, 10.
7 Иак. 2, 18.
8 Иак. 1, 27.
9 Историк Болькештайн утверждает, что «мораль на Востоке заботилась об отношениях между богатыми и бедными, тогда как на Западе — об отношениях между людьми» (Bolkestein H. Op. cit., S. 421).
10 Этой проблеме не уделили должного внимания историки христианской античности, за исключением лишь А. Харнака, проанализировавшего этот вопрос в своей работе Mission und Ausbreitung, pp. 170–220.
11 Didascalie, IX, 27, 4.
12 Ibid., XII, 58, 1.
13 Ibid., VIII, XII, XVII, XXII.
14 Ibid., XI, 44, 4.
15 См, в частности: Justin. 1 Apol., 67; Hermas. Vis., IV, 3; Mand, VIII, 10; Sim., 1, 8; V, 7; IX, 26, 2; Arist. Apol., 15; Tertullien. Apologet., 39.
16 Исх. 22, 22–23. См. также: Vie liturgique… pp. 12, 16, 100, 101, 140–143.
17 Иак. 1, 27.
18 Peregrin, 12.
19 Исключение составляли Фивы, где запрещалось подкидывать детей. См.: Aelian., Var. Hist, II, 7.
20 Apolog., 9.
21 Pline. Ep. X, 65 (71).
22 Ibid., X, 66 (72).
23 Ibid., VIII, 18.
24 Ep., I, 8.
25 Giraud Ch. Essai sur le droit français au Moyen Age. Paris, 1866, 1, p. 464.
26 Pline. Panegyr, 25–27; P. Veyne. La table des Ligures Baebiani et l\'institution alimentaire de Trajan // Mélanges d\'architecture et d\'histoire, 69, 1957; 70, 1958, pp. 177–241.
27 Dictionnaire des Antiquités, 1, 183.
28 Apolog., 9, 6. См. также: Lactance. Div. Instit, VI, 20.
29 Didascalie, VIII, 25, 2, 8; IX, 26, 3, 8.
30 Didascalie, XVII. Частично содержится также в: Lettre de Clément à Jacques, 8, 5–6, éd. Irmscher, p. 12. См. также: Const. ар., IV, 1–2.
31 Const. ар., IV, 1.
32 Acta Perp. et Fel., 15; La geste du sang, p. 81.
33 Евсевий. Церковная история, VI, 2.
34 Acta Carpi, Papyli, Agathonicae, 6; La geste du sang, p. 44.
35 Dictionnaire des Antiquités, V, 865.
36 Ibid., III, p. 1647.
37 1 Тим. 5, 14.
38 См. статью: Digamus, RAC, III, 1017–1020, где приводятся в подтверждение необходимые тексты.
39 Ibid.
40 Act, 6, 1.
41 Ignace. Smyrn., 6; Polyc. Ep. 6, 1; Barn, 20, 2; Herrn. Sim., I, V, 3; IX, 26, 27; X, 4; Clem., ad Iacob, 8; Tertullien. Ad uxorem, I, 7, 8.
42 Ps. Clem. De virg, I, 12.
43 Polycarp. Phil, 4, 3; cf.: Tertullien. Ad uxorem, I, 7; Const. ар., II, 26; Didascal., IX, 26, 8.
44 См. мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 140–143.
45 Евсевий. Церковная история, VI, 43, 11.
46 Orelli. Inscr. lat, 114.
47 Иак. 2, 16.
48 Const. ар., II, 50, 1. См. также: Ignace. Polec, 4; Justin. 1 Apol., 67; Herrn. Sim., IX 27, 2; Cyprien. 5, 1; 41, 1; Const. II, 26, 4; III, 3, 2; Ириней. Против ересей, IV, 34.
49 Didascalie, XIV, 3, 2.
50 Dictionnaire des Antiquités, III, p. 1717.
51 Justin. 1 Apol., 67, 6.
52 Testament de notre Seign, II, 34.
53 Didascalie, XV, 8, 3.
54 Tradition apostolique, 20.
55 Dictionnaire des Antiquités, III, p. 1692.
56 Светоний. Клавдий, 25.
57 Dictionnaire des Antiquités, III, p. 1687.