Чертыхаясь, Полонский велит камере опуститься на ладонь. Пока он с тоской уничтожает ценнейшую следящую аппаратуру, пять тысяч евро исчезают со стойки, Коко возвращается на табурет, а Марианна разворачивает к нему один из скринов. Сразу заметна разница между переносным компьютером дознавателя и стационарным монстром клуба.
— Исповедуйся, блондинчик. Но если ты не в настроении поделиться с мамочкой сокровенным, лучше не начинай!
— Мне нужна эта рыжая…
Полонский упирается взглядом в стакан и начинает рассказ. Сначала слова спотыкаются, наползают друг на друга, но постепенно он приходит в себя. Коко подливает «Уокера», Марианна дымит, шурует на экране, изредка кивает, не оборачиваясь. Януш завершает словами:
— Это начинает походить на знаки свыше, если даже случайно встреченный лейтенант упоминает фамилию моего босса.
— Уясни себе важную мысль, малыш… — Под руками Марианны взрываются и тают сотни картинок. — Мне наплевать на вашу телевизионную кухню. Если эта крошка не федеральный агент, за пять штук ты получишь ее живой. Или удвой сумму, и получишь ее прелестную головку.
Скрин поделен на шесть фрагментов, в каждом идет сверка изображения рыжей девушки, обнимающей Ксану, с возможными двойниками. Остается только догадываться, какими базами данных пользуется хозяйка «Кролика», но явно не из общедоступных поисковых систем. Полонский залпом допивает виски. Он почти жалеет, что пришел сюда, он гадает, не лучше ли было все начистоту рассказать Гирину.
— «Ирис и карамель»…— хихикает госпожа Фор. — Так ты позволяешь своей жене посещать это милое гнездышко?
— У нас контракт на гостевой брак, — вяло оправдывается Полонский.
— То есть, по шестому пункту у твоей киски полная свобода?
Януш потирает лоб. Словно тысячи иголочек колют череп изнутри. Он никак не может сосредоточиться на словах собеседницы. Он видит ее шевелящиеся губы и порхающий между ними язык, костяной мундштук и бриллиантовые стразы на верхних резцах. Он слышит вопрос, но никак не может найти ответ.
— Что с тобой, котик? Ты не помнишь, как выглядит твой собственный контракт?
Он не помнит.
У Януша такое ощущение, что мозг сейчас взорвется. Он чувствует себя актером, внезапно забывшим роль. Полный зал застыл и напряженно ждет от него следующую реплику, но реплика не прозвучит. Словно во время репетиции был утерян листочек из папки с ролью.
Сердце бьется все скорее, дознаватель вытирает вспотевшие ладони о брюки. Он понятия не имеет, где лежит этот чертов контракт. Он должен быть, просто обязан находиться в сейфе среди важных документов. Зашитая папка, в ней пачка бумажных листов, пластина из полиэтилена и герметично упакованный чип. Все три вида носителей, необходимых для фиксации брачных документов.
Они именно так выглядят у любого человека, заключившего брак. Но в сейфе их нет, и похоже, никогда не было…
— Я свяжусь с донной Рафаэлей, — подводит итог Марианна. — Одного тебя не пропустят в «Ирис», поедешь вместе с Коко. Не дай бог, попытаешься потрогать ее задницу — прирежу обоих!
Она щелкает пальцами, и навстречу Янушу разворачиваются сразу три полотнища скринов. Дознаватель чувствует себя раздавленным. Здесь не просто «Ноги Брайля» во всей красе, здесь гораздо больше информации. Совсем не то, что он ожидал.
Гораздо хуже.
— Расстроился, лапушка? — участливо склоняется хозяйка «Кролика». — Я всегда говорила, что баб лупить надо, а не контракты с ними подписывать…
Полонский хочет спросить, откуда у Марианны доступ к следящим системам закрытых клубов. Потом вспоминает переодетых офицеров в соседнем помещении, метающих карты в компании уголовных тузов. Он больше ни о чем не спрашивает, только смотрит.
Ксана с рыжей девчонкой. Чокаются, пьют на брудершафт.
Ксана с двумя похожими толстыми блонди, трогает чью-то оголенную грудь.
Десятки застывших мгновений. Бары, дансинги, озера…
Ксана в офисе. Непонятно где, он там никогда не был.
Ксана платит штраф за неправильную парковку. А вот тут — совсем некрасиво, задержана за распитие пива в людном месте, кокетничает с сержантом…
Ксана на улице, сидит в незнакомом лимузине. Очень дорогая машина, с бензиновым движком. И вообще Януш не сразу узнает жену. Она еще не вышла, только выставила одну ногу за порог. Держит в руке пачку бумаг и что-то темпераментно доказывает мужчине, сидящему в глубине салона.
— Стойте!
— Заметил соперника, лапушка? — участливо интересуется Марианна.
— Нет, не соперника… Откуда у вас этот снимок? — вырывается у него. Януш тут же жалеет, что спросил, но госпожа Фор в приветливом настроении.
— Дурацкий вопрос для бывшего мента. Ты не находишь, киса? — Она трогает разбитую губу Коко. — Присмотрись, лапушка. Это выезд из подземного гаража под Смольным…
Точно. Теперь он узнает, просто ракурс необычный. Всегда немного странно выглядят снимки, сделанные с мобильных камер, которыми федералы окружают объекты государственной важности. Он думает, что легкости, с которой эта бандитка Фор нашла компромат на его жену, все мы обязаны ядерному взрыву у берегов Калифорнии. Если бы не купленная террористами в России бомба, до смерти напугавшая Америку, федералы бы не протолкнули в Думе свои требования по безопасности. Уже много лет вопрос не обсуждается, «стрекозы», «жуки» и «черви» повсюду. Сложно сказать, где их нет, поскольку сложно сказать, где нет угрозы государственным интересам. Первые летают, вторые бегают, третьи лезут из-под земли, подкапываются и прогрызают ходы в бетоне. По слухам, появилась версия, способная подниматься по канализационным трубам.
Разумеется, в интересах национальной безопасности.
На следящих насекомых нет клейма, и невозможно проследить, куда уходит кодированный сигнал. Их невозможно обнаружить металлоискателем, поскольку они не содержат металла. Их не может унюхать собака, и на открытых пространствах не берут тепловые датчики. После разряда батареи они самоуничтожаются, а взамен присылаются новые. В помещениях, разумеется, все не так. Даже примитивный «домовой» способен найти лишний объект, появившийся у вас в квартире. На то он и «домовой», чтобы очищать дом от насекомых.
— Твоя киска, я смотрю, тебя удивляет, да, блондинчик? Искал рыжую лизунью, а встретил кобелька?
Итак, лимузин остановился в неположенном месте всего на несколько секунд. Этого достаточно, чтобы попасть на оперативный учет в ближайшем отделе ФСБ. Дальше все зависит от степени нарушения и действующих лиц. Данные могут попасть в райотдел милиции, городскую Управу, прокуратуру или непосредственно к федералам. Возможно, именно Ксана была виновата в том, что машиной заинтересовалась ближайшая «стрекоза», патрулировавшая выезд из гаража. Женщина замешкалась, не вышла вовремя, что-то втолковывая своему флегматичному спутнику. Мужчина сделал все, чтобы его не смогли опознать. Когда дверь открылась, он откинулся на кресле; лицо почти целиком находится в тени, освещен наискосок лишь край подбородка и участок шеи над сиреневым воротничком. Спутник Ксаны не вел себя как преступник, ему некого бояться; судя по жесту, он привык к назойливому вниманию журналистов…
Дознаватель не может выдавить ни слова. — Отправляйтесь, донна Рафаэла ждет вас. — Марианна заканчивает разговор по одной из линий, щелчком мизинца сворачивает скрины, поднимает на Януша бульдожий взгляд. — Что надо сказать, лапушка?
Полонский помнит, сколько денег он тут оставил, но в мире госпожи Фор евро не играют серьезной роли.
— Я ваш должник, — признает он.
— И выключи маячок.
— Я не имею права выключать маяк, так вменено моим контрактом.
— Плевать на твой контракт. Бывший мент не поедет в моей машине, светясь на весь город!
— Невозможно определить, где я раньше служил, — поспешно возражает Полонский. — И начальство должно знать, где меня искать, в случае чего.
— Вот пусть и ищут тебя в твоей машине. У меня есть умненькая девочка, она сделала так, что твой маяк будет моргать вместе с маяком «опеля».
— Но это запрещено…
— Мне не нравится твое настроение, котик. Я говорила, что не желаю влезать в ваши интриги, но ты заплатил и должен получить услуги по максимуму. Это мое правило, блондинчик, всегда давать по максимуму. Верно, лапушка? — госпожа Фор проводит мерцающим ногтем блондинке по горлу. — За твоим авто поедет мой человечек, посмотрит, как и что. Если я верно поняла Клео, в этом деле пахнет мокрухой, стало быть, все надо сделать по максимуму.
— Но я веду не частное расследование. Мой шеф отвечает за мою безопасность, он поднимет на ноги уйму народу, если погаснет маяк.
Полонский пытается вспомнить, когда он в последний раз покидал опознавательную всероссийскую сеть. Лет пятнадцать назад, перед поступлением в Академию. С тех пор он всегда был нужен, всегда чувствовал себя патроном в обойме, отключиться означало — остаться без страховки под самым куполом. Так привычно всегда сознавать теплое, отеческое внимание сидящего у пульта офицера, сначала дежурного по Академии, затем — оперативного дежурного по Управлению. Эти люди, находясь даже за сотни километров, всегда готовы помочь, они точно знают, что надо делать, если заморгает один из сотен зеленых огоньков на карте…
— Я тоже отвечаю за твою безопасность, котик. Маяк не погаснет, все будут довольны. Особенно буду довольная я, если ты останешься жив.
Взглядом Марианны можно разделать на куски мороженую коровью тушу. Коко мечтательно шевелит ресницами, облизывая распухшую губу.
— Или ты не слышал о директиве ФСБ за номером «а» шестнадцать дробь сто шесть от прошлого понедельника?
— От прошлого?.. — Он кое-как фокусируется на ее словах.
Госпожа Фор не дает повода обозвать себя человеком озорным и легкомысленным, иначе Полонский счел бы ее слова за розыгрыш. Никакое штатское лицо не может быть знакомым с директивой грифа «а», и к тому же недельной давности. И среди милиции посвящены наверняка лишь высшие чины…
— Они готовят запрос в Думу, и жопы, скорее всего, подпишут. Месяца через два то, чем мы сейчас невинно забавляемся, обзовут самым страшным преступлением. Опознавательный контур станет обязательным для всех и круглосуточным. Ну, обязательным для всех, кроме самих жоп, естественно.
— Это нереально, нет соответствующих мощностей…
— Мощности уже созданы, котик. В Коломне построен новый центр обработки данных. Они охватят страну в два этапа, используя китайские спутники. Они не оставят никого без присмотра. Но не это главное, котик.
Януш на миг выныривает из водоворота, на дне которого Ксана коротко целует Льва Сибиренко. Он выныривает, но не в силах охватить новую реальность. Несомненно лишь то, что хозяйка «Кролика» не лжет. Она не болтушка, просто не видит смысла скрывать то, что вскоре станет известно всей стране.
— Там, в Москве, в очередной раз кого-то грохнули. Шишку из Министерства экономики, он плавал в бассейне с девками и с включенным маяком. Только маячок у него был не такой, как у вас, ментов, а на пеленге у его собственной охраны. Ты не смотришь новости, блондинчик?
— Я не люблю… ненавижу смотреть криминальную хронику.
— А зря, порой занятно. Идея мне пришлась по вкусу. Этого жирняка охраняли не хуже президента, но заказчики не поскупились. Версия такая. «Червяк» китайского производства, с микропроцессором от «Сони» и холодным буром. Он прошел по канализации, прогрыз решетку в сливном отверстии бассейна и шарахнул разрядом в десять тысяч вольт. После этого распался на куски, а любители бани всплыли, как прожаренные бифштексы. По слухам, подобные игрушки стоят порядка сорока штук, а матрица, заложенная в нем, чуть ли не мощнее, чем на центральном компьютере метро. Забавно, котик? «Червячка» ведь нельзя вести ни со спутника, ни из наземного авто, его выпускают за пару кварталов в люк…
— Вы хотите сказать, что робот шел на пеленг маячка?! Это абсурд!
— У тебя неважно со слухом? Маячок убитого парня замыкался на пульт его собственной охраны. Это повод протащить закон, и федералы вцепились зубами. Они уже давят на президента и почти наверняка продавят Думу. Все локальные сети слежения будут аннулированы, как не-на-деж-ные.
— Быть того не может! А «чрезвычайщики»? А налоговая? «Скорая помощь», в конце концов?!
— Внешне все останется как есть, и большая часть мирных граждан ни о чем не заподозрит. Скажем прямо — большинству и дела нет до того, через какой спутник за ним будут следить, и кто именно — менты или федералы, или другие специалисты… Но теперь любая локальная сеть будет получать информацию уже через Серый дом.
— Это чертовски сложно и дорого… Такая запутанная система будет постоянно зависать…
— А кто считает деньги, котик? Максимум два-три месяца, и мир станет другим. Только никто этого не заметит. Никто не считает изменениями то, что происходит сегодня, на глазах и без особой помпы. А это и есть самые страшные изменения, котик, самые необратимые…
Госпожа Фор меняет сигарету в мундштуке. Она не торопится и нарочно не заканчивает фразу. У Януша такое чувство, точно ему кричат сквозь звуконепроницаемое стекло, но он никак не может разобрать слов. Госпожа Фор смотрит вперед, она жива в жестоком мире Большой Охты и неплохо выглядит, а следовательно — прекрасный аналитик. Она смотрит вперед и вербует союзников, а лучшие союзники порой получаются из принципиальных врагов.
— Кому-то наплевать, блондинчик, будут за ним подсматривать в сортире или нет, но мне не все равно… Поэтому выключай маяк, пока еще можно!
— Вы думаете, что за мной следят?
— А ты думаешь, что в Коломне вырыли подземелье, чтобы спасать таких придурков, как тот, что утоп в собственном бассейне?
Полонский изо всех сил пытается сосредоточиться. Что-то нехорошее происходит с организмом, крутит в животе, и вкус на губах, будто дыма надышался.
Он думает о своем брачном контракте, которого нет.
О внезапной головной боли.
О полном мужчине, которого Ксана целовала в машине. Он думает о мертвой Милене Харвик с «синим флажком» осведомителя. Что-то складывается из этих обломков, но мешают стальные зрачки госпожи Фор. Она ищет сторонников и слишком ясно дает понять, против кого намерена строить баррикаду.
— На что вы намекаете?
— Береги себя, котик, почаще оборачивайся. Коко тоже не понравилась та сучка, что сосалась с твоей женой. А Коко редко ошибается.
Полонский вынужден себе признать, что почти забыл о девушке в белом анораке, встречавшейся с убитой Миленой Харвик. О девушке с рыжим чубчиком, целовавшейся с его женой. Он думает о спутнике Ксаны в белом лимузине.
Это Лев Сибиренко, владелец телеканала и отец персональных шоу.
9. РЕАНИМАТОРЫ И КСАНА
Марианна проводила нас до закрытой стоянки «Кролика». Фор заявила, что на моей колымаге будем добираться до Павловска минут сорок и чтобы я отправил «опель» домой. В моей машине Коко не поедет. Фор говорила, но в тот момент я не вслушивался. Наверное, я походил на глубокого инвалида.
Мне казалось, что на затылок с разгону опустилась резиновая киянка.
Я даже не рассматривал внутренности клуба. Хотелось только одного — отгородиться от всех и поскорее войти в сеть. Десять минут назад Коко была мне интересна, теперь я готов был проклинать госпожу Фор за услужливость. Я уже не хотел искать рыжую и почти позабыл, зачем мне нужна наглая полуголая попутчица. Перед тем как опустилась Дверца машины, Марианна небрежно напомнила о неоплатном долге, погладила Коко по заду и удалилась.
Нас ждала леопардовая шкура. Пятнистым было все, включая резину колес. На капоте лимузина разевала пасть пятнистая морда; словно живые, расширялись и сужались желтые глаза. Я мигом узнал эту машину, не запомнить ее было невозможно.
Высший пилотаж дизайна, когда стоишь вплотную, и все равно ощущение шестиметровой живой кошки, разминающей мышцы…
…«Салоники» и «Жажда». Костадис и Сибиренко. Сибиренко и моя жена. Хаос и полный бардак в мыслях. Я разворачиваю скрин и говорю слово «жажда ».
Все началось с первой «Жажды». Шоу строилось по классическим канонам жанра и достаточно быстро всем надоело. Горстка героев, которым не хватало воды. Эка невидаль, особенно после «Реаниматоров». Да, «Реаниматоры» вышли на экраны кабельного тиви даже раньше и удерживали пальму зрительского спроса почти три месяца. Мне было тогда… лет тринадцать. Естественно, шоу класса «два креста » мне видеть не полагалось, но мы с приятелями раздобыли пиратский диск и смотрели на ворованном плеере. Это уже было после того, как федералы научились метить лицензионные носители. Ставишь пиратский диск, смотришь кино или музыку слушаешь в машине, ни о чем дурном не подозреваешь — и тут окружают менты, ломятся в двери и окна. Плеер тут же выдавал сигнал на ближайший ретранслятор, а в райотделах только этого и ждали. Пираты оперативно навострились вставлять нужный пароль, но государственная машина объединилась с корпорациями. И вместе они пересилили преступность. В их распоряжении оказались спутники, с которых шифр сигнала стали менять ежедневно. Миллионы «честных» носителей каждое утро приобретали новое тайное имя, а «левые» несли покупателям угрозу разорения. Никто не хотел покупать подпольное кино и платить сумасшедшие штрафы. Профсоюз артистов тогда объявил милиции премии за поимки пиратов, и колоссальная левая индустрия закачалась. Мы достали пиратский диск с «Реаниматорами» и успели с друзьями просмотреть меньше одной трети…
…«Бентли» выбирается из лифта, но двери гаража распахиваются не сразу. Коко отпирает дверь, в салон просовывается очередной технически одаренный подросток с датчиками и опознавателями, хмурится на мою куртку, нашпигованную электроникой. Открываются оба багажника; мрачные парни с автоматами, нисколько не скрывая огнестрельное оружие, шарятся с лампами вокруг машины. Кто-то ползает под днищем, постукивая металлом о металл.
Наконец машину хозяйки выпускают наружу. Пока Коко раскидывает по прозрачному полу груды барахла, я листаю материалы пятнадцатилетней давности.
…На съемках первой «Жажды» погибли трое. Ничтожно мало, если сравнивать с японскими экстрим-проектами и процентом несчастных случаев на съемках блокбастеров. Разница и новаторство — лишь в том, что впервые в истории телевидения смерти участников не проходили под грифом «несчастный случай». Планируемый процент потерь откровенно обсуждался экспертным советом. Психологи и тренеры давали интервью по поводу возможных кандидатов.
Зритель хотел настоящую смерть на экране и получил ее.
Смерть — это красиво.
Я набираю десятки комбинаций, я сам не пойму, чего хочу добиться. Коко шебуршится за спиной, звенит бутылками в баре, напевает голосом осипшего биндюжника. Я борюсь с желанием позвонить Ксане. Я борюсь с желанием позвонить Гирину. Сибиренко. Салоники. Ксана. Жажда. Никакой связи.
Я никогда не ездил в такой машине, даже не приближался. «Бентли» не любит, когда к нему приближаются посторонние. Салон почти круглый, пол и потолок прозрачны изнутри, если не считать имитации леопардовой шкуры. По кругу идет бархатный диван, покрытый сверху натуральными мехами, при желании выдвигается обеденный стол с деловыми принадлежностями или парадной сервировкой, и заполняется ванна. Позади, за занавеской — два спальных места, бар и кухня. Я впервые сижу в машине, где вообще не предусмотрен шофер. Четыре скрина высочайшего качества разворачиваются на стенах; там карты города и европейской части страны с мелькающим зеленым маячком. Лимузин сам находит оптимальный путь согласно заложенной команде. Маленький танк способен пересечь с максимальной скоростью тысячи километров, гораздо реже других машин останавливаясь для смены батарей. В диких краях, где не проведены монорельсовые дороги, он выдвинет резиновые колеса, бортовой компьютер отберет из тысяч возможных маршрутов оптимальный и будет постоянно сверять путь со спутником, избегая аварий и заторов. Пассажирам лишь требуется задать верную точку на карте. Глобальная система наведения вступила в действие уже двенадцать лет назад, но пользоваться ею пока что чертовски дорого. Дорого для большинства россиян, но не для «Бирюзового кролика»…
— Ты такой смешной, — произносит Коко и выдыхает мне в затылок струю вишневого дыма. — Живешь с киской в гостевом браке и падаешь в обморок от ее измен? Смешной…
— Это не измена, — не очень уверенно говорю я и встряхиваю головой. Похоже, слегка побаиваюсь, что снова станет нехорошо.
— А что же это? — Коко щелкает пальцами, возвращая в скрин парочку в белом лимузине.
Кое-что изменилось. Передо мной больше не статичное фото, а медлительное воспроизведение эпизода. Не иначе Марианна успела раздобыть его для меня, пока мы шли к машине. И не одну запись, а целых три. Первой нарушение режима парковки зафиксировала «стрекоза», она зависла метрах в трех над землей, очень типичная дрожь изображения, в унисон взмахам микроскопических крыльев. Машина останавливается, виден профиль черного шофера в очках. Он выходит, смиренный и сдержанный, спокойно распахивает дверь, но чувствуется, как парень напряжен. Даже бесстрастной своей физиономией он ухитряется показать боссу, что пошел на нарушение под давлением. Затем — левая нога Ксаны, кружева на брюках, ворох бумаг, профиль мужчины, резко отодвигающегося в глубину.
И почти сразу, с отставанием на секунду — та же сценка, но с другой стороны улицы. Ничтожно малое время для наводки на резкость, картинка более четкая. Сто процентов — это не «стрекоза», а «жук» со стационарной оптикой. Первым делом фиксирует номера машины, в углу кадра всплывает окошко с данными по черному «ягуару». Год и месяц выпуска, место продажи, технические характеристики, условия кредита, адрес последнего техосмотра… «Жуку» не требуется разглядывать номер на багажнике, это развлечение для живых дорожных патрульных. Он считывает информацию из бортового компьютера, из скрытых радиомаяков, зашитых в двигателе; он прогоняет ее сквозь базы данных. Если бы прошлое «ягуара» вызвало сомнения, «жук» бы заблокировал двигатель, и спустя минуту на проезжую часть плюхнулась бы реактивная «бандура» федералов…
Я вспоминаю документальный фильм о последнем случае угона автосредства. Кажется, курьез произошел лет пятнадцать назад, под Иркутском… А вот это настолько интересно, что на минутку забываю о своей супруге. Включается третий ракурс. Сверху. Со спутника. Ксана уже вышла, закидывает на плечо сумочку, что-то говорит в браслет. Вероятно, заказывает такси. Шофер Сибиренко возвращается на свое место. Сомнений больше нет, это личный «ягуар» моего босса. Просто те три раза, что я его мельком видел, Лев Сибиренко пользовался другими машинами. Но «ягуар» меня заботит меньше всего. Ксану забирает «мерседес» с желтыми «шашечками»; отрезок пустой улицы, выезд из гаража.
Я думаю о спутниковой съемке. Это слишком круто и невероятно дорого, чтобы отслеживать, кто бросил окурки мимо урны. За Сибиренко следят, и задействована особая программа, мгновенно активизирующая камеры спутника, едва на Земле Лев Петрович попадает в неприятное положение. Всем известно, кто контролирует спутниковые сети, родное Управление тут отдыхает.
Я думаю о Марианне и о том, откуда у нее эта запись. И прихожу к выводу, что карточные партнеры тут ни при чем. Руку могла приложить сестричка Клементина; у Клео, при всем ее антагонизме с Серым домом, огромные возможности. Она профессионал и превосходный аналитик. Госпожа подполковник никогда не пойдет со мной в лесбийский клуб, но способна сделать на пару шагов больше, чем от нее требовалось.
«Бентли » обгоняет транспортный поток по выделенному для спецсредств рельсу. Соскочив в тоннель под Дворцовой набережной, машина с красным номером обменивается паролем со шлагбаумом и занимает резервную правительственную полосу. Каждому ребенку известно, что красные номера принадлежат представительству президента и прочим федеральным структурам, расквартированным в Петербурге. За исключением силовиков — у этих своя расцветка и свои методы передвижения. Выше автострад и аркад метро с низким жужжанием проносятся их винтовые легкомоторные машины; используются посадочные площадки на крышах специально выделенных домов. Мне как-то довелось летать на такой машине, правда, принадлежащей МВД. Сверху вечерний город похож на россыпь разноцветных, моргающих в разном темпе кубиков. Через каждые триста метров на крышах встречаются разбегающиеся световые узоры, торчат штанги с маяками наведения и светят прожектора. У преступника, оснащенного наземным средством передвижения, нет ни малейшего шанса уйти от преследования…
«Бентли» выныривает на поверхность. И тут выясняется, что помимо элитных номеров машина клуба обладает правом внеочередного въезда на рельсовый путь. В долю секунды оператор участка переговаривается с бортовым компьютером, и вот полтора десятка водителей провожают роскошную иномарку злобными взглядами. При сцеплении с рельсом не ощущается даже толчка…
— В этой тачке нет лишних глаз. — Коко скидывает туфли, освобождает прическу от гирлянд. Белокурые волосы волнами покрывают грудь. — Хочешь меня, блондинчик?
Повинуясь тому, что мы называем «профессиональным инстинктом», я задаю поиск по теме «Реаниматоры». Мне нужны фамилии всех людей, которые имели отношение к шоу, и сравнение их с теми, кто делает теперешнюю «Жажду». А заодно сравнение с теми, кто участвует в руководстве фирмы Костадиса. Это очень непросто, про «Салоники» мне известно лишь то, что раздобыла Клементина.
Я сам не понимаю, чего хочу добиться подобными манипуляциями. Коко краем глаза следит за мной, одновременно примеряя перстни и бусы.
Милена Харвик и переодетая рыжая. Рыжая и Ксана. Ксана и Сибиренко. Госпожа подполковник что-то разглядела, а я — нет…
…Нас было четверо, когда мы раздобыли «Реаниматоров». Все из одного класса, кроме сеструхи Андрея, она училась годом младше. У Андрюхи был знакомый, который «варил» в системах безопасности и знал несколько способов обойти запреты.
В те годы, до принятия общеевропейского уголовного кодекса, запретов было множество. Впереди планеты всей шествовали немцы, они первыми двинули идею идентификации бытовой техники и владельцев. Сначала речь шла всего лишь о защите от краж, ведь «домовые» только входили в обиход и были по карману не каждой семье. Это сейчас человеку, чей принт не зарегистрирован хозяином дома как дружеский, светит разряд тока и укол снотворного за попытку прикоснуться к чужим тапочкам. Раньше все было не так. Воры взламывали двери и выносили технику. Пока немцы не придумали добавить к функциям зашитого в ладонь чипа опознание возраста. Если тебе не исполнилось четырнадцать, шестнадцать или восемнадцать, ты не мог просмотреть программы с соответствующим количеством крестов. Купленный на кровно заработанные деньги родной тиви или компьютер просто-напросто отказывался переходить на нужный канал. Германская техника даже не требовала паролей или прикосновений. Она чуяла твое прыщавое присутствие в комнате и перескакивала на соседнюю волну, либо возвращала на предыдущую страницу в поиске.
Евросоюз принял решение вводить в схему каждого компа и телевизора чип возрастного контроля. По виртуальным пиратским библиотекам был нанесен страшный удар. Взрослые теперь не могли посмотреть порно в присутствии несовершеннолетних детей. А наша развеселая компашка, даже раздобыв пиратский диск «Реаниматоров», не могла насладиться им ни у кого дома. Недавно утвержденный Думой Комитет по цензуре со скрипом разрешил просмотр «Жажды» без ограничений по возрасту, но «Реаниматоров» они зарубили.
Андрюха намекнул, что есть на примете плеер, собранный вручную. Он не ворованный, но не совсем чистый, и тот умелец, что его собрал, каким-то образом отключил возрастную релюшку. Мы скинулись вчетвером, купили этот кошмарный самодельный агрегат и поехали к Андрюхиной сестре; у нее дома было спокойнее всего. Мы охладили пиво, вскрыли мешок чипсов и с некоторой робостью воткнули диск.
Через пять минут просмотра кушать нам расхотелось…
…«Бентли» ныряет в платный тоннель под Московским проспектом. В другое время я бы поглазел вокруг на бесконечное море сувенирных лавок, баров и кафешек, поскольку на своей машине я сюда не спускаюсь. Трасса отдана в концессию финнам, и цены кусаются. Но сегодня, как назло, мне не до подземных пейзажей.
Я гляжу на скрин, и вначале кажется, что гонял компьютер вхолостую. «Салоники» никак не пересекаются с «Жаждой». Точнее, не пересекаются служащие корпорации Костадиса и люди в Москве, которые делали «Жажду». Костадис чист; хотя бы на данном фронте что-то проясняется… Не найдено ни единого совпадения, только в двух-трех интервью фамилия грека звучит рядом с хозяевами московских программ. Фирма «Салоники» не оказывала москвичам никаких услуг. Хотя это ни о чем не говорит, кто-то мог уволиться, кто-то мог продать пакет акций. Возможно, следовало бы иначе поставить задачу или обратиться к профессионалам. Я, как и раньше, не понимаю, какого черта понесло Милену Харвик в игорный зал «Салоник». Я ничего не понимаю, я не продвинулся ни на сантиметр…
Коко замечает первая; наверное, мои извилины окончательно перепутались.
— Смотри-ка! Наш пострел везде поспел… А ты умненький, котик. Я и не знала, что Сибиренко приложил лапку к «Реаниматорам». Это ведь было так давно.
— Я тоже не знал…
Кусочком мозга я успеваю подумать о том, что Коко первая произнесла фамилию моего босса. Я решаю никак не реагировать. Не нашлось ничего предосудительного по «Салоникам», но остатки интуиции не подвели.
Гораздо быстрее, чем я успеваю сообразить, блондинка перехватывает управление скрином и задает несколько новых команд. Она общается с машиной на безупречном английском, и потому экономится время на перевод. Коко почти не делает ошибок, ее решения изящны и просты. Слой за слоем она снимает тончайшие пласты лишней информации и внедряется в закутки, куда никто до нее не забирался. Я думаю, что непременно следует поинтересоваться, не увлекалась ли моя спутница сетевыми логическими игрушками. Например, такими, которые выпускает фирма «Салоники»?..
То, что поначалу выглядело, как гипотеза, становится аксиомой. Лев Петрович Сибиренко приложил руку к созданию одного из самых скандальных шоу века. Раскопать его долю собственности невозможно и, пожалуй, ни к чему; Коко и так проделала колоссальную работу. На «Реаниматоров» охотились, их пытались запрещать, выдвигались идеи вплоть до отстрела коммерческих спутников, пока новые программы не затмили телевизионный небосклон. Авторы старались не афишировать имен, поскольку разъяренные родственники погибших завалили суды заявлениями. Создатели и владельцы шоу не афишировали имен, но и прятаться, согласно законодательству, не имели права. Коко виртуозно вытащила молодого еще телемагната на свет, отряхнула от пыли и преподнесла мне.
Я пока не понимаю окончательно, что это может означать сегодня для нашей возни, но по инерции переписываю десяток прочих фамилий, скользнувших рядом с моим боссом. Кто-то из них кажется весьма знакомым, следует непременно проверить. Отныне все, что его касается, в какой-то мере занимает и меня. Это отвратительно, но ничего не могу с собой поделать.
Острым ноготком Коко проводит по темному профилю Сибиренко. Я механически отмечаю, что она успела в машине сменить ногти и стразы. Те ногти, что сейчас удлиняют ее пальцы, запрещены как холодное оружие. В умелых руках… Да, смешной оборот. На умелых руках это страшное оружие. В академии нам показывали всевозможные виды прикладных систем обороны. Выдвижные акриловые полосы с закаленной титановой оплеткой; легкого взмаха кисти достаточно, чтобы вскрыть человеку трахею…
— Вот именно, кто это? А ты сама знаешь, кто он такой?
— Может, и знаю. — Коко потягивается, шевелит своими страшными ногтями, как сытая пантера. — А она ничего, твоя Ксана, я бы с ней поиграла. Она работает на этого борова?
— Нет…
Следующую минуту я обескураженно молчу. Я решаю две задачи. Откуда эта бестия знает имя моей жены и где же на самом деле работает Ксана? По поводу имени можно даже не спрашивать; ничего не стоит заполучить биографию любого человека, проживающего в странах Европы и не защищенного в сети синим или красным флажком.
Почему-то я никогда не задумывался о месте работы моей жены…
— А где работает твоя киса?
— В одной конторе. — Собственный голос доносится издалека. — Продает недвижимость.
Коко молчит. У меня начинает покалывать в висках, и такое ощущение, будто желудок намерен вывернуться наружу. Второй раз за вечер, и всякий раз, когда речь заходит о личном. Нервы, всего лишь нервный срыв…
— Это маленькая фирма. «Зеленый дом» или что-то вроде…
— Зеленый дом, торговля недвижимостью, Ксана Арсенова, — повторяет Коко в окошко свободного скрина и вновь, не отрываясь, изучает мою переносицу.
Мне показалось, что лимузин сильно накренился на повороте, но мы едем по совершенно ровному, прямому отрезку пути. Коко смотрит на меня остановившимся взглядом:
— Тебе дурно, котик? Хочешь глотнуть коньяку?
Нет, я ничего не хочу глотнуть. Я кое-как расслабляю свои пальцы, вцепившиеся в подлокотники. Со мной такое в третий раз. Вероятно, нервное. Живот не болит, ничего несвежего я не употреблял.
Компьютер выдает ноль ссылок на указанное сочетание.
— Новая фирма, — тупо повторяю я. — Они недавно организовались. Продают участки в лесу…
Почему-то я не могу смотреть в скрин. Я хочу, чтобы эти разговоры побыстрее закончились.
— В лесу, — словно эхо, отзывается блондинка, и кажется, на некоторое время теряет интерес к моей жене. — А тот боров в «ягуаре», он тоже из леса?
— Это мой босс, — непонятно зачем делюсь я, — Но Ксана никогда не работала на телевидении. Она тут ни при чем…
Коко смотрит на меня сквозь фиолетовые очки. Снаружи по стеклам «Бентли» ползают леопардовые пятна. Компьютер зеленой ниткой рисует наш маршрут. На спидометре двести сорок, внизу проносятся залитые огнем кварталы. У меня такое ощущение, словно я перед этой голозадой куклой в чем-то оправдываюсь. И еще у меня ощущение, что она совсем не кукла. И что если я буду и дальше думать о фирме «Зеленый дом», из меня сию минуту полезет назад мой обед.
— Ксана здесь ни при чем…
…— Добро пожаловать в команду реаниматоров! — кривя на сторону рот, гнусаво произнес парень в рваной футболке.
Он был весь какой-то кривой. На губах шелушились болячки, под глазами висели мешки, но, возможно, они были нарисованы. Я очень быстро понял, что в этой игре нельзя доверять ни зрению, ни слуху. Ведущий выглядел больным, он постоянно чесался и прикладывался к бутылке. Он трепался с операторами, матерился и по ходу дела поливал грязью всех шишек в официальном телемире. Потом рядом с этим тощим уродом возникла девчонка с закрашенными разной тушью глазами, в дырявой латексной юбке красного цвета и грязном бюстгальтере. Ее золотушные плечи были покрыты тату на темы сатанизма, а на груди болтались железные амулеты. Девчонка тоже чесалась; ее рыжые космы выглядели так, словно ими мыли полы. Андрюхина сестра узнала в этом стилизованном кошмаре певицу из супермодной группы.
Им очень хотелось поверить, и все-таки я им верил не до конца. Оба слишком профессионально косили под отребье и очень старались сделать «все наоборот». Все наоборот… Именно такие слова приходили на ум. Создатели «Реаниматоров» старательно переворачивали с ног на голову все представления о мирном семейном вечере у телевизора. Репортаж со свалки, груды автопокрышек, стаи чаек над смердящими кучами, нищие у костров и «штабной» вагончик, размалеванный в цвета российского флага. Сюда же подкатывают закрытые машины с будущими участниками шоу. Их выводят с завязанными глазами и строят на краю обрыва. Внизу, под обрывом, копошится экскаватор, трамбует брикеты с мусором, и грызутся две стаи бродячих собак. Желтушный свет прожекторов, стелющийся черный дым, чавкает грязь под ботинками съемочной группы.
Много людей в кадре, которых быть не должно. Слева от ведущих двое осветителей уминают тушенку из банки. На заднем фоне у костра греют руки девушки-гримеры, по кругу передают пачку сигарет. Затем оператор рывком задирает камеру и общается с тем, кто сидит на платформе. Тот, наверху, замерз, он матерится, требует пальто и стакан коньяка. Ему приносят коньяк, ведущий хохочет.
Съемочной группы в кадре быть не должно, это известно каждому. Но они есть, и они ведут себя, как будто так и надо. Кажется, кто-то из мужчин даже собрался помочиться, пристроившись за перевернутым автобусом. Ведущие без стеснения говорили зрителям: «Ну что, сопляки, захотелось чего-нибудь настоящего? Мы вам покажем настоящее, не сладенькую водичку, а такое реалити, что аппетит пропадет! Мы вам покажем, на что способны ребята с улиц, обычные парни и девчонки, а не лощеные типчики из недр телевидения! И нам ни к чему все эти трюки, которым учат в институтах, типа правильной постановки света, экспозиции и подачи материала. Мы снимаем „Реаниматоров“, а кому не по вкусу — пусть смотрят вонючее старье вроде „Башни страха“!..»
Словом, начиналось зрелище, кардинально отличавшееся от всей этой мутноватой паточной бодяги, от которой рыдали старушки. Сестра Андрюхи заявила, что видела кусочек рекламного ролика про «Реаниматоров» и что шоу не решился купить ни один из питерских эфирных каналов.
— Они просто пересрали! — засмеялся кто-то из моих одноклассников. — Наложили в штаны под угрозой цензурного комитета!
— Ну и дураки! — нахмурилась Андрюхина сестра. — Зато кабельщики, те, что купили, подняли рейтинг почти втрое. И подняли цены на свои услуги. Вчера мужик выступал из «Телебиржи», рассказывал про акции, сколько людей стали миллионерами…
— Клево! — восхищенно выдавил Андрюха. — Это вам не «Жажда»!
Бесспорно, это было клево. Ведущий опрокинул в рот банку пива, рыгнул, сплюнул и объявил условия. Он сказал, что реаниматором стать непросто и ребятки прошли строжайший отбор. Четыре команды, самый разный возраст, социальный статус и навыки, но всех объединяет одно условие — в командах не должно быть профессиональных медиков и следопытов. Вспыхивают костры, членов команд, по-прежнему с завязанными глазами, подводят к барабанам. Все честно, в нашем шоу не может быть коррупции или директорских сынков. Бросается жребий, все предупреждены о последствиях. Согласно жребию, по четыре человека в каждой команде отдаются на заклание; у остальных будет не очень много времени, чтобы спасти своих товарищей. Если их не успеют спасти, в команде произойдет естественная убыль, и следующий этап станет труднее преодолеть. Ведущие говорят о трудностях следующего этапа, но никто уже не упоминает о «естественно убывших».
Я смотрю и убеждаю себя, что все это понарошку. Что выступать будут специально подготовленные йоги и каскадеры, что нас нарочно запугивают, чтобы потом посмеяться. Я смотрю на одноклассников, они тоже таращатся на экран. Шоу прерывается рекламой оружия, мы закуриваем, нервно хохочем. Да, это не «Жажда»…
Так хочется, чтобы все оказалось понарошку.
И в то же время неистово хочется, чтобы кто-то умер на экране. Мы не говорим об этом слух, но в расширенных зрачках — одинаковое желание.
«Свобода… — сплевывает под ноги солистка „Утреннего инцеста“. Она задумчиво ковыряет пальцем дыру на юбке, она словно забыла о миллионах зрителей. Свобода… Да какое, на фиг, право вы имеете рассуждать о свободе? Что могут знать о свободе кролики, обеспеченные кормом и автопоилкой? Вы для начала сделайте хотя бы это!.. — Девушка демонстрирует жуткие рубцы на внутренней стороне запястья. — Вы, зажравшиеся, обтрахавшиеся кроли, хоть раз пытались встать у зеркала с бритвой и пустить себе кровь? Вы свободу видите в том, что каждую ночь получаете новое тело в свою постель, а в гараже стоит новая тачка! Мы вам покажем, что такое свобода, которую вы пытаетесь запретить! Только остановить „Реаниматоров“ у вас кишка тонка!..»
Ведущая сценически грамотным движением извлекает ниоткуда длинную опасную бритву с перламутровой рукояткой. В ее руке — настоящий раритет, музейная реликвия. Девушка ставит ногу в рваном чулке на опрокинутую канистру и, ухмыляясь щербатым ртом, проводит себе бритвой по голому животу…
…Я смотрю в окно машины и не понимаю, что вижу. «Бентли» уже несется над Царским Селом, справа в сполохах фейерверков встает дворцовый комплекс, над колпаком кружит очередь туристических автобусов, ожидая права на посадку. С усилием поворачиваюсь к скрину. Такое ощущение, будто внутри шеи заклинила какая-то шестеренка.
— Ксана ни при чем, — чересчур ласково соглашается Коко. — Хочешь, котик, я сама поищу и выясню, где она работает?
—Нет!
— Отчего же так волнуешься? — Она быстро проводит ладонью мне по лбу. — Или тебе страшно даже подумать об этом?
…Мне страшно. Я молчу, но мне страшно.
10. РЕАНИМАТОРЫ И Я
Я не успеваю отшатнуться и сам чувствую, что весь покрываюсь потом. Коко произносит пароль, и лимузин начинает спешно сбрасывать скорость.
Я сижу, до боли сжав кулаки, и пытаюсь представить себя на больничной койке. Похоже, к тому все и идет, не похожи ли эти симптомы на инсульт?..
Машина останавливается, мы не доехали, мы скатились к земле и встали на колеса в каком-то бесцветном тупичке. Коко с феноменальной скоростью общается сразу с двумя скринами, посылая запросы и молниеносно реагируя на ответы.
— Зачем тебе это надо? — кое-как выдавливаю я.
— Затем, что ты заплатил пять штук.
Она даже не соизволила обернуться, чтобы мне ответить. Снаружи возле нашей машины собирается небольшая толпа. Павловская нищета, ободранные дети, посиневшие взрослые, утомленные старухи. Изумленные аборигены с ужасом в глазах рассматривают шестиметрового леопарда. Кто-то из них пытается подойти ближе и моментально попадает в ослепительный луч света. Прожектор выдвигается где-то в области багажника, казенный бас предупреждает о последствиях. В свете прожектора я замечаю перекошенный дощатый забор, груды консервных банок и женщину с разбитой детской коляской. Толпа отбегает на безопасное расстояние.
— Я заплатил пять штук, чтобы мне доставили женщину из клуба!
— Именно этим, блондинчик, я и занимаюсь.
— Оставь мою жену в покое! Лучше скажи, эта рыжая засветилась хоть в одной базе данных?
— Не-а… Видать, только что прошла тотальный «мейкап», и вдобавок…
— Что вдобавок? — Я силюсь разглядеть происходящее на экране.
— Эту стерву не берут «Ноги Брайля»! — Коко порхает от одного компьютера к другому.
Мне совсем не нравится то, что происходит в переулке. Я догадываюсь, что личное авто Марианны Фор нелегко поразить даже из танка, но мою спутницу угораздило спуститься в несколько неудачном месте. Это еще очень мягко сказано; ближайший монорельс остался далеко позади. А вокруг — частный сектор, построенный из дерева. Этим домам должно быть лет по семьдесят, если не больше, и мимо нас не проехала еще ни одна машина…
— Но я «пробил» ее и даже нашел двоих ее двойников.
— А дальше?! — фыркает Коко. — Что толку в поиске, котик, если нет данных по человеку?
Она поворачивает скрин, и тут до меня доходит. В руках этой крашеной стервочки совсем не та версия «Ног Брайля», которой меня снабдила госпожа подполковник. Этот компьютер свободно общается с базами милиции. Рыжей девицы в базах нет; один за другим вспыхивают отказы региональных управлений.
Невольно я смотрю на Коко другими глазами, я мысленно цепляю ей лейтенантские погоны. Пожалуй, ей подошли бы и капитанские. Хотя все это полная чушь, в таком случае девочку давно бы замуровали в бетон в подвалах «Кролика». Марианна же не идиотка, если только…
Вот именно. Если только госпожа Фор не начала официально брать на службу спецов из Управы. Чтобы укрепить свои позиции в борьбе с другими силовиками…
— Кто же она такая, эта девка? И как ты планируешь ее найти, если ее нигде нет?
В углу скрина колеблется тот самый портрет рыжей, в обнимку с Ксаной.
— Ты вообще представляешь, котик, что означает, когда человечка нет? Вот он живой, но его нет нигде…
— Представляю. Если бы я работал на прежнем месте, я запросил бы федералов, базу дипкорпуса и МЧС.
— Отличная идея, — смеется Коко и поворачивает ко мне второй скрин.
Полупрозрачное полотнище обретает глубину и яркость. Поиск уже произведен, причем даже такими способами, о которых я, отработав десять лет в Управе, не подозревал. Женщина, которую мы едем ловить, не зафиксирована нигде. Она призрак, фантом, привидевшийся моей «стрекозе» в полумраке клуба «Ирис и карамель». Она фантом, записанный чипом Костадиса. Ее нет нигде, кроме…
Кроме клуба «Ирис и карамель».
Любознательная деревенщина подобралась к машине слишком близко. Я разглядываю этих качающихся существ, и они совсем не кажутся мне похожими на людей. Крайне сомнительно, что по этой дороге вообще ездят машины. Теперь я различаю грязь, ветки и какие-то обломки прямо на разделительной полосе. Там же, в темноте, сидит ребенок, невозможно определить его пол и возраст. С ребенком что-то не в порядке, голова свесилась набок, он копается руками в картонной коробке. Мы с Коко словно наблюдаем океаническое дно из иллюминаторов батискафа. Точнее, наблюдаю один я, блондинке наплевать. Мы спустились в ядовитую лакуну и никогда не выйдем наружу. Даже если заклинит мотор и кончится пища, мы не осмелимся шагнуть на океаническое дно. В районе Большой Охты опасно, но это всего лишь район города, и он вынужден жить по городским правилам. Там понимают русский язык, там понимают язык денег и язык оружия. Здесь, в поясе брошенных кварталов, все иначе.
Пушкин огорожен и закрыт для отребья. В Пушкине готовят очередной роскошный карнавал. На это стоит посмотреть, ради летнего праздника слетаются сотни знаменитостей. В Павловске огорожена дворцово-парковая зона и коттеджный поселок, куда мы и направляемся. Все, что вне зоны застройки, мало кого интересует. Клео как-то за рюмкой призналась мне, что в отчетах убойного отдела появился даже особый термин — «потерянные деревни». Термин возник семь лет назад, после того как правительство официально признало, что не может обеспечить законность и уровень коммунальных услуг на территориях с «отрицательным демографическим балансом». То есть везде, кроме десятка крупных мегаполисов. Везде, где невозможно подсчитать, сколько осталось жителей, способных адекватно общаться с властью.
Они похожи на нас, но только издалека, эти люди из «потерянной деревни». Снова включается прожектор, на сей раз — выдвигается из капота. За мягким светом следует вспышка, такая яркая, что даже в салоне, за слоем тонировки хочется протереть глаза. «Бентли» делает последнее предупреждение. Представляю, каково пришлось тем любопытным пацанам на улице. Мальчишки катаются в грязи, закрыв руками лица. Все происходит бесшумно, как и положено на дне океана. Взбаламучена пыль, колышутся водоросли, проносятся стайки неприятных созданий. Коко и ухом не ведет. Мне кажется, что давно бы следовало вызвать милицию, во всяком случае, я бы именно так и поступил. Впрочем, я никогда в жизни не остановился бы поздно вечером в неосвещенном пригороде, вне зоны милицейского контроля.
— Ты спрашивал, как давно твоя жена посещает «Ирис»?
— Нет…
— А в каких клубах она еще бывает, говорила?
— Во многих… но я узнавал сам.
— Иными словами, котик, ты за ней шпионил, верно? Тебе нравится подглядывать за женщинами? Тебе нравится смотреть, как они поправляют одежду, нравится заглядывать в женские уборные?
— Я не подглядываю за женщинами…
— Почему ты сам не спросил ее об этой пташке?
— Потому что…
Как я могу объяснить ей, что Ксана запустит мне в голову пудовой вазой при малейшем подозрении на слежку? Или выскочит из дома в одной ночной рубахе, и мне придется искать ее в два часа ночи на улице?
— Ты боишься ее? Черт подери, котик, да ты просто боишься.
— Я не боюсь, я люблю ее! И оставь Ксану в покое, сто раз тебя просил, займись своим делом.
— Я не халтурю, милый. — Коко проводит языком по разбитой губе и смотрит честным, издевательским взглядом.
— И не называй меня «милым»!
— Что ты так размяукался, котик? Где твоя офицерская выдержка?
Я сам не пойму, где моя выдержка. Никогда такого не было, чтобы срывать раздражение на незнакомом человеке. Я пытаюсь убедить себя, что Коко не пыталась меня поддеть или разозлить, она действительно честно отрабатывает деньги. Просто она понятия не имеет, каково это — метаться в два часа ночи между самыми злачными барами на подземных уровнях, заглядывать в лица пьяным гетерам, получать тычки от секьюрити и выть от злости на себя и на весь несправедливый мир. Я болен этой женщиной и никому не могу сказать об этом. Могу только извиниться перед Коко за то, что поставил под сомнение профессионализм «детективного бюро». Когда госпожа Фор берется кому-то помочь, это делается на высшем уровне, а я усомнился и позволил себе нагрубить. Я теперь должник, сколько бы денег ни принес, пока сестра Клео не скажет сама, что долг погашен.
— Извини, — говорю я, — извини, пожалуйста. Просто я люблю ее и не могу об этом говорить…
— Нет проблем, — ровно сообщает Коко и смотрит на меня как-то странно. — Нет проблем, котик. Я лишь хотела заметить, что твою жену тоже не берут «Ноги Брайля». Ее тоже нигде нет…
…Начало «Реаниматоров» вдохновляет! Кровь брызжет прямо в камеру, по внешнему фильтру стекают розовые капли. Ведущая кончиком языка прикоснулась к лезвию бритвы; отсветы прожекторов пляшут на закаленной стали. Почти наверняка рана неопасная, но мы, все четверо, разом отпрянули от экрана.
— Вот это да!.. — потрясенно зашептала Андрюхина сестра. Остальные ребята не нашлись, что ответить. Я заметил, что никто не ест и не пьет, и тогда впервые задал себе вопрос: а правильно ли мы поступили, что взялись смотреть этот бред?
Такой притягательный бред…
Ведущая кладет ладонь поверх раны. Алые ручейки торопятся между пальцев. На заднем плане в полумраке какая-то возня и всхлипы.
«Именно так, — мечтательно шепчет белокурая солистка. — Именно так. Нас нельзя остановить, как нельзя вашими слабыми ручонками онанистов остановить кровь из артерии. Нельзя загнать обратно в вены желания народа, нельзя нас заставить жевать сладкую промокашку!»
Все игроки подписали контракты. Все прошли психологический тренинг, все оформили грандиозную страховку.
Теперь миллионы зрителей увидят, как доставленные особым транспортом спецы приведут приговоры в исполнение. Этих «исполнителей» так и тянет назвать палачами, их лица скрыты кожаными капюшонами, а фигуры прячутся под бесформенной мешковиной. Сладенькая певица-ведущая сообщает, что к маскировке пришлось прибегнуть в целях безопасности. Чтобы обезопасить исполнителей от возможного гнева родственников будущих жертв. Хотя какие же это жертвы, смеется рокерша, если гребут столько нехилого бабла. Она так и выражается на всю страну…
Впрочем, по той ловкости, с которой мужчины управляются с беззащитными жертвами, можно предположить немалый опыт в подобной деятельности.
Участников не зря привезли на первый тур связанными; кто-то из женщин, вытянувших «черную метку», сразу начинает плакать и отбиваться. Она вопит, что передумала, чтобы ее немедленно отпустили, что ее проигрыш был нарочно подстроен…
Один из мужчин в капюшоне коротко бьет пальцем в живот. Женщина падает в грязь и скулит, подтянув колени к животу. Камера очень близко показывает остальных членов команды. Они не вытянули «черных меток», но выглядят не лучшим образом. Их побледневшие лица заливает пот, хотя на свалке ночь; они озираются, силясь что-то разглядеть из-под плотных повязок.
Все сделано потрясающе; мы забыли о пиве и чипсах. Мы переглядываемся и спрашиваем друг друга, правда это или лажа. Но наверняка никто из миллионов зрителей не может сейчас ответить на этот вопрос.
— В этом главная фишка, — хохочет с экрана солистка группы «Утренний инцест». — Мы предупреждали вас, два месяца мы вас предупреждали, что никто и никогда не сможет угадать, правда это или розыгрыш. Сказать по секрету — то, что вы увидите, будет здорово смахивать на правду, но тогда нас попросту закроют и посадят за решетку! А я не хочу за решетку, я там уже была, и там дерьмово, скажу я вам! Так что, девочки и мальчики, проще считать, что вы смотрите полную лажу, вроде рестлинга… А теперь задумайтесь, какого черта эту невинную лажу запретили к показу? Ха-ха…
Реклама систем безопасности, реклама новой модели шокера. Вспыхивают десятки прожекторов. Захламленный пейзаж, железнодорожные ветки пром-зоны, чайки гнездятся в окнах цехов. Поваленные строительные краны, замершие заводские котельные, продавленные крыши, пустые дыры окон, крысиные норы. Можно долго спорить, в каком из городов России начались съемки. Их слишком много, городов, где жители никуда не уходили, а просто кончились.
Женщину, пожелавшую выйти из игры, два амбала волокут к машине. Восторженному зрителю обещано, что эту неуравновешенную особу первой опустят в емкость с цементом. Команде будет нелегко ее найти и спасти.
— Мы будем реанимировать своими силами, чуваки! Никаких там дефибрилляторов и искусственных почек!
Кого успеем, того спасем. Если найдем, конечно!
Смех осветителей, смех операторов, разбегающихся по вертолетам. С игроков снимают повязки. Звучит мазурка. Игра началась…
…Кажется, Коко о чем-то меня спрашивала или опять сказала какую-то гадость о Ксане. Я не расслышал, я просто не желаю слушать подобные бредни. С кем бы Ксана ни была, чем бы ни занималась, это только мое дело! «Бюро добрых услуг» госпожи Фор имеет отменную репутацию, особенно когда требуется разыскать человека и нежелательно поручать этот поиск силовикам. Я хочу сказать Коко, что уважаю ее старание, но тут она открывает дверь и выходит из машины. Снаружи идет дождь, на мокром асфальте растекаются два раздавленных томата. Очевидно, целили в нас, но произошел недолет.
Коко щелкает зажигалкой, закуривает и присаживается вплотную к границе света, падающего из салона. Она собралась пописать на улице.
Я застываю с распахнутым ртом. Слишком быстро все произошло, и слишком часто пассия Марианны ставит меня в тупик. Дверца в «бентли» уезжает вверх, ощущение батискафа на морском дне только усиливается. Полукруглая черная дыра между меховых накидок и переливчатого бархата сидений.
В салон врывается сложная смесь запахов; тут и вонь гниющей помойки, и аромат топящейся неподалеку бани, и скошенная сочная трава, и навоз, и горелая пластмасса…
Коко хихикает снаружи. Не то ее забавляет мой ошалевший вид, не то разрозненные кучки пьяных аборигенов, снующих за обочиной. Похоже, ее спектакль удался на славу, ничего более оскорбительного для метателей тухлых помидоров белокурая фурия придумать не могла. В другой раз я, пожалуй, восхитился бы ее отвагой, но не сейчас. Чувство опасности, не оставлявшее меня с момента приземления в «потерянной деревне», достигает максимума. Холодные капли дождя врываются в салон, хлещут меня по лицу. Где-то в подводной дали перемигиваются тусклые лампочки в окнах избушек и тлеет сигарета Коко; кажется, эта ненормальная напевает.
Она возвращается, как ни в чем не бывало, и «бентли» резко берет с места. Так резко, что на меня выплескивается минералка из стаканчика на столе. На том месте, где мы только что стояли, происходит вспышка, и слышен негромкий сухой хлопок. Можно представить себе, как шарахнуло на самом деле! Кто-то из доброжелательных селян не поленился выстрелить по нам из гранатомета или из чего-то в этом роде. Скорее всего, самодельное устройство. Если бы алкаши пальнули пятью секундами раньше, Гирину пришлось бы нанимать нового дознавателя. На потолочных скринах я вижу несущегося по шоссе леопарда, могучие лопатки ходят как жернова в пульсирующем свете фонарей. Оказывается, «стрекозы» сопровождали машину госпожи Фор с самого начала, только я не умею ими управлять. Коко поднимает одну из камер на десятиметровую высоту. «Бентли» шпарит с бешеной скоростью, полминуты спустя прямо по курсу возникает россыпь огней, это трехуровневая развязка второго грузового кольца. Мы притормаживаем у блокпоста, минуем шлагбаум и начинаем плавный подъем по рельсу.
Коко хохочет. Она валится на ковер, зажимая между ног салфетку, и хохочет.
Мне вдруг приходит в голову, что если бы не Ксана, эта сумасшедшая девка могла бы мне понравиться. В чем-то она похожа на мою жену, такая же безумная и такая же театралка в минуты риска. Ее веселье невольно заражает и меня, не могу сдержать улыбки.
— Ты расслабился, котик? Ты уже не дуешься на меня?..
…Команда «Оранжевых реаниматоров». Четверо, кому достались черные метки. Первый — совсем молодой парнишка. Почти наш ровесник. Делает вид, что совсем не боится, крепится изо всех сил, но когда видит, что его ждет, начинает плакать.
Наезд камеры крупным планом. Слезки по щекам, зрачок во весь глаз, пот стекает по виску. В те годы только начинали использовать автономные «стрекозы», к каждой камере полагался оператор, и наверняка он здорово мешал актерам расслабиться. Нынешних героев фильмов окружает плотный рой почти невидимых камер последнего поколения, управляемых с центрального поста, который может находиться за тысячу километров. По сути дела, на натурных съемках, кроме самих актеров и гримеров, никто и не нужен. Но реалити навсегда останется жанром, требующим особого, творческого подхода. Человеческий фактор решает почти все, зритель должен чувствовать, какой гигантский коллектив пахал, чтобы ему было вкусно нежиться в мягком кресле…
Исполнители подвешивают парня вниз головой над газоотводным колодцем метро. Семьдесят метров глубины, совершенно не важно, что там, внизу, в давно заброшенной шахте. Мальчика упаковывают довольно жестко, но не грубо. Ему не больно, руки стянуты эластичными веревками, ноги продеты в кожаный «капкан». Рот не затыкают, все равно обладатель черной метки не сможет голосом привлечь свою команду. Любые крики заглушает постоянный шум падающей воды, где-то неподалеку насосная станция. Трос переброшен через лебедку и закреплен на старом, как мир, устройстве под названием «бомба замедленного действия».
Исполнитель нажимает кнопку и показывает большой палец в кожаной краге. На циферблате начинают мигать цифры обратного отсчета. Если спустя сто пятьдесят минут компаньоны из команды не найдут друга и не развернут кран-балку, то раскаленная струна перережет трос, и «оранжевые» понесут первую потерю.
— Это хреново, — деловито сообщает девица в красной юбке. Она сидит на корточках у костра, греет руки и прихлебывает из железной кружки крепко заваренный чай. — Хреново, если команда сразу же потеряет первого игрока. Первого лучше не терять, это неважный признак.
Ведущая говорит о возможной смерти человека, как о перегоревшем предохранителе. Хреново, когда берешь машину, едешь в ночной рейс, и сразу сгорает предохранитель.
Неважная примета, думаю я…
Ведущий радостно подмигивает напарнице и сообщает, что по всему «пути следования» номера первого висят «стрекозы». Камеры включены, а миллионы зрителей только и ждут замедленного показа падения. Но права на эту часть съемки давно проданы владельцам садо-мазо сайтов, и скачивать фулл-версию придется уже оттуда, по сотне евро за мегабайт.
— Желаете смотреть и слушать, как будет орать номер первый? — хохочет ведущий и облизывает языком крышечку от банки с йогуртом. — Черт, обожаю малиновый… Эй, дайте кто-нибудь ложечку, придурки! Само собой, что прикольнее всего будут финальные кадры, когда тело рухнет на осколки кирпича в тоннеле, вдоволь поколотившись об арматуру и обломки строительных лесов. О, да, почти наверняка он сломает хребет, не долетев и до середины! Там полно всякой фигни торчит…
Ведущий деловито заглядывает в шахту, продолжая поедать йогурт. Спеленутый номер первый тихонько покачивается на заднем плане, его взгляд не отрывается от циферблата адской машинки. В отличие от нас, зрителей, парень не видел, каким путем его сюда доставили. Мы вчетвером переглядываемся, и впервые не хочется спорить. Держу пари, в тот момент каждый из нас жалел, что связался с просмотром запрещенного диска. Каждый был готов на все плюнуть и бежать домой, но мы постеснялись показать себя слабаками перед Андрюхиной сестрой. Андрюхина сестра выглядела очень спокойной, она даже продолжала жевать чипсы.
— «Оранжевым» в жизни не найти это место, — заметил кто-то из моих друзей. — Видали, как они спускались? Сейчас уберут прожектора, запрут двери — и привет! Пацану конец!
— Здорово! — сказала Андрюхина сестра. — Здорово, меня аж трясет всю! Неужели он разобьется?
Ведущий заканчивает пожирать йогурт и поднимается на поверхность. Одна за другой закрываются двери, исполнители закидывают проходы мусором, заметают следы, устраивают настоящие баррикады. Однако они честно соблюдают правило — никаких замков. Первое действие спектакля происходит в заброшенном рабочем вестибюле метро, и найти паренька без специально натасканных собак невозможно. Особенно в кварталах заводов и за два с половиной часа. Один за другим гаснут прожектора, поднимаются в воздух вертолеты. Исполнителям предстоит спрятать номера второй, третий и четвертый.
— Выпускайте сенсориков! — командует в микрофон ведущий…
…«Ирис и карамель», — ухмыляется Коко.
…Сотни розовых пиявок, сотни розовых гусениц, тяжело сразу взять в толк, что же именно я вижу внизу. Больше всего это похоже на громадную лужу, набитую головастиками. Множество автомобилей розового цвета. Подчеркнуто женские обводы, но встречаются и унисекс, вроде нашего «бентли». Никогда не встречал такого количества транспорта, окрашенного во все оттенки пинк, в одном месте. Трехэтажный паркинг, и все три этажа из сверхпрочного стекла; под самым нижним вращаются прожектора, видно насквозь, хаотичное кружение по спиралям, машины въезжают и выезжают, на многих из них играют бесшабашные рисунки, и вблизи ощущение живой массы головастиков только усиливается.
Никакого сравнения с замкнутостью «Бирюзового кролика». На Охте царит чопорное заведение для элиты преступного мира и городских чиновников, не стесняющихся своих… гм… свободных взглядов. «Ирис и карамель» открыт для каждого, если этот каждый — женщина. Точнее, если этот каждый — обеспеченная женщина, вольная делать то, что ей заблагорассудится. Я жадно разглядываю два колоссальных полушария, диаметром по сотне метров каждое. На кончиках «сосков» кружатся шары с лазерной подсветкой, в небе трепещут полотнища скринов с призывными надписями. Гвалт внизу стоит такой, будто проходит детская елка. Наверное, последние мужчины, встреченные мной на подъезде к «Ирису», — это парочка патрульных ментов на кольцевой развязке.
Неуютно, чертовски неуютно. Я не раз разыскивал Ксану по самым гнусным кабакам, но все они были местами общего доступа. Пару раз я чуть не нарвался на нож, пару раз меня спасло от драки табельное оружие, но не припомню такого тревожного предчувствия.
— Ты чего дрожишь, милый? Ну хочешь, я сбегаю одна?
— Нет, я пойду с тобой.
— Ты уверен, что не намочишь штанишки?
…Оператор переключает обзор на стартовую полосу. Для команды «оранжевых» начинается самый ответственный этап. Сенсориков двое, и от того, насколько правильно они возьмут след, зависит жизнь номера первого. Но, что еще важнее, зависят котировки команды и размеры ставок на следующий этап.
В нижней части экрана появляются четыре окошка с цифрами. Можно кликнуть, и сразу с телевизора войти на сайты тотализаторов. С тех пор как телик обзавелся кучей интерактивных функций, стало очень удобно играть. Пишут о том, что десятки тысяч фанатов играют неделями не выходя из дома, затариваются жратвой и обрастают грязью, пока не спустят все до копейки.
Но сейчас все безумные игроки планеты прилипли к экранам. На «оранжевых» сенсориков поставлено почти полтора миллиарда евро, сумасшедшие деньги, это потому, что обе девчонки хорошо показали себя на предварительном кастинге. Обе ведьмочки обошлись команде недешево, они из «потерянных деревень», откуда-то с Урала. Возможно, что все это враки и подружек натаскивали психо-сенсы ФСБ в столице, но ради пиара они готовы признать себя негритосками из Уганды. Команде нельзя иметь медиков, но без этой парочки они в жизни не пройдут первый уровень поиска.
Сенсорики не несут оружия и инструментов, всю поклажу делят остальные члены команды. Сенсорики разбегаются в стороны, садятся на землю и нюхают пространство. «Оранжевые» ждут, никто не торопит. Если понадобится, они будут ждать час. Группы тренировались в самых разных условиях, девушки привыкали к биоритмам товарищей, научились находить их за стенами тренировочных лабиринтов, под толщей воды и в изгибах пещер.
Первые сенсорики, как игровая специальность, появились лет за шесть до «Реаниматоров» и вначале участвовали в кисельно-паточных шоу, вроде подросткового «Девичника». Они вышли на публику после обнародования закрытых документов клиники генной терапии. Выплыли на белый свет результаты экспериментов, стало очевидно, что колдуном не обязательно родиться.
Оказалось, что скромному колдовству, вроде поиска биообъектов по «верхнему» запаху, можно научиться. Надо только не бояться принимать препараты, от которых потом выворачивает желудок, и проводить недели в полной темноте наедине с бестелесным голосом психосенса. Кто-то не выдерживает, кто-то не проходит тестов, кто-то надолго попадает в психушку, но конкурс на курсы сенсориков годами остается колоссальным. Потому что на таких спецов всегда будет спрос у силовиков всех мастей, в частных агентствах и в реалити-форматах.
«Оранжевые» берут след. Сенсорики помнят «верхний» запах каждого из своих товарищей, но ведущим уже доложили, что расклад для команды неудачный. Черные метки выпали далеко не самым ярким игрокам, плюс исполнители спрятали приговоренных на другом конце города. Минус погодные условия, начинается гроза. А может быть, грозу ждали заранее и заранее запланировали на этот вечер начало шоу.
Крутятся барабаны, мелькают цифры на экранах тотализаторов. «Оранжевых» уже нет, они умчались, тяжело чавкая сапогами по раскисшей земле. Мутные капли дождя гулко колотят по капюшонам съемочной группы.
Никто не вспоминает о номере первом.
Осталось сто семнадцать минут…
…Все-таки в поведении Коко чувствуется влияние Марианны. Наверное, я слишком громко скриплю зубами; блондинка снова язвительно хохочет. Она выключила свет, в полумраке ее маленький жадный ротик пылает, как розовый бутон. «Бентли» врывается в розовое царство, плавно скользит сквозь прозрачные уровни. Для нас уже заготовлено место у самого лифта, там ждут две статные дамочки в черных очках.
Закрытый сектор для почетных гостей.
— Что ты говорила о Ксане?
— Ты же заткнул мне рот, котик!
— Извини… — Я сжимаю кулаки за спиной. — Мне нужно услышать до того, как мы выйдем…