5.13. Предпочтение китайским участникам проектных и производственных работ, китайскому оборудованию и материалам отдается без каких либо дополнительных льгот и квот, при условии их конкурентоспособности с иностранными аналогами по соотношению качество/цена и срокам поставок, а также при иных равных условиях. При этом конкурентоспособность китайского оборудования и материалов по срокам поставок - при прочих равных условиях- гарантированна всей полнотой ответственности уполномоченной Государственной нефтяной компании за осуществление операций по международному сотрудничеству в нефтедобыче, а также действенным государственным контролем.
5.14. Импорт необходимого оборудования и материалов для выполнения работ по нефтяному контракту осуществляется беспошлинно (за исключением мини-компьютеров и легковых автомобилей).
5.15. Нефтяной контракт (НК) осуществляется в соответствии с национальным правовым режимом без каких либо исключений для иностранного инвестора. Только в случае отсутствия соответствующего китайского закона используются международное право. Вывода из национальной юрисдикции нет.
5.16. В Норвегии до последнего времени в проектах по разработке нефтегазовых месторождений не менее 50 процентов акций должно было принадлежать государственной компании, не подлежащей приватизации. Через эту компанию государство осуществляло жесткий контроль за деятельностью иностранного недропользователя в интересах государства.
5.17. Режим разработки природных ресурсов на условиях СРП и концессий применяют также Индонезия, Турция, Чили и некоторые другие страны. Во всех этих странах используются свои методы защиты национальных интересов.
6.Анализ мировой практики недропользования показывает, что режимы СРП и концессии предоставляются исключительно при выполнении следующих условий:
- обязательность конкурсов на предоставление права пользования недрами;
- на конкурс выставляются только новые месторождения;
- инвестор полностью берет на себя риск, осуществляет инвестиции и операции по разведке месторождения;
-участки недр должны использоваться как гарантия для развития национальной промышленности;
- никакие переговоры без конкурса не ведутся.
7. К дефектам российского недропользования на условиях лицензии относятся:
-псевдоконкурсы (по нескольким переменным параметрам, без единой формулы, делающей предложения сопоставимыми - узаконенный коллегиальный произвол);
- отсутствие надлежащего учета и контроля за деятельностью недропользователя;
- отсутствие надлежащих санкций к нарушителю лицензионных соглашений;
- приватизация компаний-нслропользователей с автоматической передачей за беспсчок^дыл на недропользование (Па
кеты акций компаний-недропользователей \"Норильский никель\", \"ЮКОС\" и др. проданы за бесценок, с грубыми нарушениями закона, с явными признаками притворных сделок. Это исключает возможность инвестирования в развитие, ведет к политике, направленной на скорейшее вытягивание всех соков из компаний, стимулирует варварское недропользование);
- отсутствие гарантий стабильности условий хозяйствования. Государство насаждает среди недропользователей отторжение режима недропользования, основанного на условиях лицензий. В рамках лицензионных соглашений отечественным недропользователям навязываются планы работ и совершенно обходятся вопросы \"неизменности прочих условий\". Ситуация была бы иной, если бы государство, требуя обязательную инвестиционную деятельность, гарантировало стабильность условий работы на срок действия лицензии или хотя бы на срок окупаемости. Подобных обязательств государство на себя не принимает, а значит - и впредь не гарантируется стабильность условий лицензионного недропользовании.
8. Дефекты российского недропользования на условиях раздела продукции.
8.1. Первоначальный вариант Закона о СРП, принятый Государственной Думой в 1995 году и отклоненный Советом Федерации, содержал нормы, которые предоставляли :
- неограниченные возможности по игнорированию российских законов органами исполнительной власти при заключении соглашений с иностранцами;
- право исполнительной власти заключать соглашения по собственному усмотрению, вне парламентского и иного независимого контроля;
- возможность неограниченного вывода спорных вопросов из российской юрисдикции;
- почти неограниченную бесконкурсность;
- возможность перевода на режим СРП тех участков недр, которые уже разрабатываются на иных условиях (таким образом, в России узаконен невиданный в цивилизованном мире вариант схемы соглашений о разделе продукции, ведь нигде и никогда в мире СРП не применяются к уже разрабатываемому участку недр. (Если уже есть недро-пользователь, обязавшийся работать на условиях лицензии, то государству нет никакого основания заключать с ним гражданско-правовое соглашение. Тем более без кон-
курса. Не получается, нерентабельно - сдай лицензию и иди вместе со всеми на конкурс. Суть цивилизованного СРП-.привлечь на конкурсных началах инвестора, предлагающего лучшие условия для государства.);
- прямую протекцию поставкам зарубежного оборудования;
-возможность списания в затраты, компенсируемые российской нефтью, неограниченных средств;
-возможность безответственности недропользователя, отсутствие какого-либо страхования этой ответственности;
-право контроля за реализацией соглашений- исключительно органам исполнительной власти;
Законопроект содержал также ряд иных существенных дефектов. Очевидно, что такой законопроект Государственная Дума могла пропустить только из-за того, что большинство депутатов просто не вникли в его содержание, что и подтвердила затем работа Согласительной Комиссии Государственной Думы и Совета Федерации.
8.2.Согласительной Комиссии Государственной Думы и Совета Федерации в 1995-м году удалось добиться корректировки закона, в частности:
- пресекалось право органов исполнительной власти заключать соглашения с нарушением российских законов;
- И ты молчала? Здесь можно было устроить свой штаб!
-устанавливался парламентский и внешний независимый контроль за заключением и реализацией соглашений;
- Ещё не всё потеряно, - отозвалась Трифонова. Она попыталась валявшимся тут же ломом сбить замок с калитки, но ей это не удалось. Тогда мы перелезли через хлипкое ограждение, и, спотыкаясь о груды мусора и ветоши, подошли к будке. На двери тоже висел замок, и нам пришлось голыми руками сдирать с окна, лишённого стёкол, фанерины и крест-накрест прибитые железные рейки. Благо всё держалось на соплях, заржавело и сгнило, и каждый гвоздь можно было расшатать и вытащить пальцами.
-вводилось ограничение протекции производителям иностранного оборудования при норме, обязывающей устанавливать такую протекцию в соглашениях для оборудования, производимого на территории России;
И вот перед нами заманчиво зияет провал, как пропуск в другой мир.
-вводилось ограничение на вывод спорных вопросов из российской юрисдикции.
Тем не менее, ряд недостатков сохранился, что требовало продолжения работы по ужесточению норм закона, приведения его в цивилизованные рамки:
Мы пролезли и оказались в тесной, затхлой комнатке. Вот так «вилла»: стены затянуты паутиной, пол от налипшей грязи кажется земляным. На полу - большой матрац, на стене - навесной шкафчик, и больше никакой мебели, только жестяная печка с маленькой дверцей.
8.3. Работа над корректировкой закона о СРП велась в Государственной Думе в течение трех лет, но привела к прямо противоположному результату - в конце 1998 года разрушено то, что с таким трудом было достигнуто 3 года назад. Недавно принятые изменения в Закон о СРП предусматривают:
- возможность вводить в действие соглашения, заключенные без проведения конкурсов, непосредственно решениями органов исполнительной власти, без утверждения таких соглашений Государственной Думой- таким образом органы ис
- Отдыхаем! - скомандовала Трифонова. И, блаженно закатив глаза, плюхнулась на матрас...
полнительной власти получили почти неограниченное право на произвольные решения;
В шкафчике обнаружились какие-то подозрительные макаронные изделия, похожий на махорку чай в растрёпанной пачке, спички, соль и сахар. Несколько оловянных кружек, котелок, миски, ложки. Когда-то хибарка была обитаемой.
-требование конкурентоспособности российских товаров (оборудования, технических средств и материалов) по отношению к аналогичным иностранным товарам по срокам поставок с одновременным отсутствием требования конкурентоспособности закупаемого иностранного оборудования с нашим по цене - практически нейтрализует уточненное в законе (по сравнению с прежней редакцией) требование о квоте для российских производителей (компенсирование расходов инвестора российским сырьем стимулирует его к затратиому подходу, к закупкам максимально дорогого оборудования). При конкуренции же по срокам поставки заведомо выигрывает тот, кто имеет больше заказов и уже более развитое быстро перестраиваемое производство. Не говоря уже о естественном стремлении зарубежных компаний действовать согласованно со своими производителями оборудования- с теми, кто является контрагентом по другим, нероссийским проектам. При оговорке о необходимости конкурентоспособности российского оборудования по срокам поставки и качеству, закон не предусматривает санкций в отношении недропользователя за несоблюдение квоты по размещению заказов на российских предприятиях. Таким образом, речь идет даже не о равной конкуренции, а о прямой дискриминации российского машиностроения;
- Живём! - подвела итог нашему везению Трифонова. - Сейчас макароны сварим, водички закипятим, чайку попьем. Ты брала с собой съестное что-нибудь?
- включение в перечни участков недр, переводимых на режим СРП, тех участков, в отношении которых либо имеются обязательства Российской Федерации (?!) о проведении переговоров об условиях соглашений о разделе продукции, либо- результаты проведения конкурсов или аукционов (?!) по предоставлению права пользования участками недр на условиях раздела продукции - по существу, речь идет об обязанности законодателя согласиться с действиями, осуществленными органами исполнительной власти противозаконно, как это было, например, с незаконно проведенным конкурсом на разработку недр на условиях СРП, в котором победила компания \"Эксон\";
- необязательность наличия положительных решений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации о переводе участков недр на режим СРП;
- У меня есть бутерброды с сыром, - сообщила я.
- право исполнительной власти самостоятельно (без парламентского контроля) переводить на режим СРП участки недр, включающие месторождения нефти, извлекаемые запасы ко-
Трифонова фыркнула. Бабушка всегда пихала ей с собой на прогулку именно бутерброды с «Российским» сыром, и потом Нелька басовито уговаривала меня: «Таня, ну съешь бутерброд с сыром, а! Я уже видеть его не могу»... Однако сейчас Нелька не стала отказываться от бутерброда, а в её рюкзаке обнаружились пачка печенья и два варёных яйца.
торых составляют до 25 миллионов тонн (Как поделить месторождение на нужное число участков - проблемой не является);
- Давай воды принесём, - предложила я. - Вёдра снаружи валялись, вымоем их. Здесь есть вода поблизости?
- ограничение доли разведанных запасов минерального сырья, добыча которого может переводиться на СРП, но без реального механизма реализации этого принципа, при праве Правительства заключать соглашения произвольно, при отсутствии нормы о недействительности соглашений, заключенных сверх квоты, при отсутствии санкций за превышение квоты...
- Да, озеро рядом. Пошли!
Водоём, который Трифонова назвала «озером», был больше похож на пруд, заросший осокой и сплошь затянутый плёнкой ряски. Чтобы добраться до воды, нам пришлось снять брюки и чуть не по самые трусы войти в илистую воду. Мы наполнили вёдра, перед этим тщательно прополоскав их, а потом постояли минут десять на берегу, дожидаясь, пока просохнут ноги и можно будет одеться.
При этом сохраняется возможность перевода на режим СРП тех участков недр, которые уже разрабатываются на иных условиях (достаточно было бы перевода на специальный налоговый режим), отсутствие надлежащих механизмов ответственности не-дропользователей и принудительного страхования этой ответственности, неадекватные основания для перевода участков недр на режим СРП, большинство из которых, по существу, может быть основанием лишь для перевода месторождений на специальный налоговый режим, отсутствие жесткой регламентации списания затрат и другие принципиальные дефекты закона.
Садилось солнце, по пруду шла сетчатая рябь. Холодило ноги, покрытые гусиной кожей. Противно пищали комары - совсем не городские, ядовитые и злобные, и я уже прихлопнула на себе нескольких, размазав собственную кровь и расчесав укусы до вздувшихся бугорков.
9. Выводы.
9.1. Недопустимо решать вопросы процедуры принятия решений о переводе недропользования на режим СРП под конкретное \"хорошее\" Правительство. Доверие парламента Правительству Е.Примакова привело к принятию Параламентом закона, который расширяет произвольные полномочия Правительства и будет действовать при любом следующем Правительстве.
- Смотри, Нелька! У меня волоски на ногах почему-то оранжевого цвета, - толкнула я Трифонову.
9.2. Существующий масштаб беззакония в стране именно со стороны высшей государственной власти, огромное количество вскрываемых действий, осуществленных очевидно в нарушение закона и не в интересах государства, свидетельствует об объективной (в силу особенностей Конституции) и субъективной неспособности сегодняшнего российского парламента навести порядок в нашей стране и обеспечить деятельность исполнительной власти исключительно в интересах общества и государства.
Она посмотрела и скривилась:
В этих условиях применительно к стратегическим природным ресурсам уместно руководствоваться принципом \"не навреди\"-не отнимай у потомков то, с чем они справятся лучше нас.\'
- Тьфу ты! Нашла чего показывать. Это ил тебя покрасил.
9.3. Целесообразно незамедлительно вернуться к работе над поправками к закону \"О соглашениях о разделе продукции\", с тем, чтобы обеспечить защиту национальных интересов России независимо от доброй воли того или иного Правительства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Тезисы выступления заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации Ю.Ю.Болдырева на Парламентских слушаниях \"Инвестиционные нефтегазовые проекты на условиях соглашений о разделе продукции: обеспечение участия российских предприятий\", 18.10.99.
И, не удержавшись, похвастала:
14.10.99
Ю.Ю. БОЛДЫРЕВ,
заместитель Председателя
Счетной палаты РФ
- У меня вообще на теле ни единого волоска! Кожа, как мрамор.
К парламентским слушаниям 18.10.99
на тему
\"Инвестиционные нефтегазовые проекты
на условиях соглашений о разделе продукции:
обеспечение участия российских предприятий\"
Закон \"О соглашениях о разделе продукции\" -ущемление интересов российских предприятий (тезисы выступления)
У Трифоновой действительно была тонкая, белоснежная кожа, на ней хорошо проступали синие ниточки вен. Голубая кровь...
1. Согласно внесенному в Государственную Думу правительственному проекту Федерального закона \"О федеральном бюджете на 2000 год\" приток иностранных инвестиций в сферу добычи, переработки и транспортировки нефти и газа должен основываться, не в последнюю очередь, на тиражировании соглашений о разделе продукции. Делается ставка на привлечение в предстоящем году инвестиций в разработку утвержденных законами 16-и месторождений и участков недр. Кроме того, предполагается принятие в ближайшее время Федеральных законов, предусматривающих освоение с помощью привлечения иностранных инвестиций на условиях СРП еще ряда участков недр месторождений нефти и газа. Налицо резкая интенсификация процесса перевода на режим СРП отечественных месторождений полезных ископаемых (при том, что будет продолжена реализация проектов \"Сахалин-1\", \"Сахалин-2\", \"Сахалин-3\", а
Мы вернулись на «виллу». Растопили печку - Трифонова отлично с этим справилась. Сварили макароны, приготовили крепкий чай. Съели всё: и «бесхозные» макароны, и свои небольшие запасы. У меня зудели ноги, и я беспрестанно лезла в брюки и расчесывала укусы, на месте которых уже образовались маленькие твёрдые шишечки.
также проекта разработки Харьягинского месторождения нефти в республике Коми с \"объемом инвестиций\" в 2000-2002 г.г. около 5 млрд. долл. США).
Мы валялись на матрасе, совершенно забыв о том, что пора уже двигать на вечернюю электричку. Если не считать противной почесухи, в эти минуты я была полностью счастлива.
2. В условиях кризиса российской экономики главная задача государства применительно к российским природным ресурсам - обеспечить эффективное недропользование под жестким контролем государства, использовать запасы российских недр как источник гарантированного заказа для развития отечественного машиностроения и конверсии российского ВПК, имеющего огромный потенциал для создания сложного технологического оборудования для нефте- и газодобычи, переработки и транспортировки добываемого сырья.
- Знаешь, Танька, - вдруг подала голос Трифонова, - когда ты уйдёшь в другую школу, мы, наверное, расстанемся.
Ключевая задача - обеспечить приоритет национального производителя технологического оборудования, пресечь лоббирование интересов производителей зарубежного оборудования.
- С чего бы? - я повернулась к ней.
3. Государственная Дума поручила Счетной палате провести проверку списания затрат инвесторами в рамках проектов \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\". Проверка закончена, идет оформление результатов и подготовка материалов к внесению на Коллегию Счетной палаты.
О результатах Дума будет незамедлительно проинформирована.
Но, что интересно: именно лоббисты законодательства об СРП, так пропагандировавшие (как уже свершившийся факт) всего лишь предположения о том, что не менее 70 процентов заказов достанется российскому машиностроению, и которые, казалось бы, прежде всего, заинтересованы в объективном подтверждении этой оптимистической картины (ведь практика - критерий истины?), солидарно отказались участвовать в голосовании по этому поручению...
4. Результаты проверки покажут, насколько зарубежные инвесторы и наше Правительство, далеко не всегда стоящее на страже российских интересов, воспользовались или же не воспользовались в пользу инвесторов и, соответственно, в ущерб России, имеющимися дефектами закона.
Тем не менее, дефекты в любом случае есть. И их необходимо устранять. Закон Российской Федерации \"О соглашени
ях о разделе продукции\" не обеспечивает гарантий развитию национальной промышленности, поскольку он предусматривает:
-освобождение инвестора от взимания НДС и акцизов при ввозе на российскую таможенную территорию товаров и услуг зарубежного производства, предназначенных для проведения работ в сфере недропользования, что ставит отечественных производителей в худшие условия по сравнению с зарубежными;
- возможность практически неограниченно относить расходы инвестора на возмещаемые затраты при обязанности Российской Федерации полностью компенсировать своим сырьем все затраты инвестора без каких-либо их ограничений законом (все самые главные \"детали\" отнесены на усмотрение Правительства); право исполнительной власти на неограниченный произвол в самом ключевом вопросе стимулирует инвестора: а) к коррумпированию Правительства при подготовке последним соответствующих положений о порядке списания затрат; б) к затратному экономическому подходу - к закупкам максимально дорогого зарубежного оборудования без необходимости;
-требование конкурентоспособности российских товаров (оборудования, технических средств, материалов) и услуг, используемых при разработке и добыче полезных ископаемых, по отношению к аналогичным иностранным товарам по качеству и срокам поставки (но без требования конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг по цене) практически нейтрализует уточненное требование закона о квоте в 70 процентов заказов для российских производителей: при конкуренции по срокам поставки заведомо выигрывает тот, кто имеет больше заказов и уже более развитое быстро перестраиваемое производство, а также тот, кто \"ближе\" к заказчику; требование конкурентоспособности лишь по качеству (без соотношения цена/качество) стимулирует инвестора к закупкам максимально дорогого оборудования у \"своих\" или близких фирм при естественном стремлении зарубежных компаний действовать согласованно со своими производителями оборудования;
- отсутствие механизмов обеспечения заказами национальной промышленности посредством формирования заказчика, заинтересованного в закупках именно отечественного оборудования, неиспользование имеющегося зарубежного опыта защиты в этой сфере национальных интересов (в Норвегии до по-
следнего времени во всех проектах не менее 50 процентов акций должно было принадлежать государственной компании; в Китае все соглашения реализуются через государственную не подлежащую приватизации компанию);
- в условиях фактического отсутствия механизмов протекции национальным производителям оборудования и наличия даже протекции производителям зарубежным (см. первый дефис данного пункта) не предусмотрено и при этом никаких механизмов защиты хотя бы какой-то конкуренции: а) нет жесткого требования конкурсное(tm) при закупках оборудования и услуг (слова о необходимости конкурентоспособности таким требованием не являются); б) даже и при проведении конкурса нет четких требований к нему (по одному переменному параметру, как это требуется на федеральных землях США при проведении конкурсов на доступ к недропользованию или по нескольким; оформляется ли документация на русском языке, или на японском и т.п.);
- отсутствуют какие-либо требования в части обязанности недропользователя осуществлять закупки именно на условиях конкурса, не корректируя затем условия для \"своих\" в их пользу в силу каких-либо \"объективных\" трудностей (списывая издержки за счет Российской Федерации);
- не предусмотрено в принципе никаких норм ответственности инвестора за несоблюдение 70-процентной квоты по заказам российским машиностроителям, причем как при наличии обоснований (\"российское - неконкурентоспособно по качеству и срокам поставки\"), так даже и при их отсутствии;
-отсутствие страхования ответственности недропользователя, возможность работы оффшорных компаний, свободная перепродажа прав и обязательств и отсутствие ответственности материнских компаний за дочерние существенно затрудняет возможность привлечения компании к ответственности в случае нарушения интересов российской стороны, в том числе в части обеспечения заказами наших машиностроителей;
-возможность вывода (при осуществлении недропользова-ния) спорных вопросов из-под судебного иммунитета Российской Федерации существенно затрудняет возможность защиты Россией своих интересов, в том числе в сфере обеспечения заказами отечественного машиностроения.
5. Применительно к \"Сахалину-2\" и до начала проверки было известно, что инвестор не заказал российскому машиностроению буровую платформу за 1-1,5 млрд. долл. США, а предпочел купить старую зарубежную и транспортировать ее от берегов Канады к берегам России. Да еще и, якобы, заплатил за нее 800 млн. долл. США, которые будут компенсированы нашим сырьем. России же достался заказ на некое устройство для увеличения высоты платформы стоимостью всего в 35 млн. долл. Подробности об этом и о многом другом мы увидим в отчете о проверке. Но важно, что в законе и сейчас нет надлежащих норм, препятствующих тому, чтобы и дальше наша нефть работала на экономику любых других стран, кроме России.
6. Выводы.
Прежде чем давать \"зеленый свет\" массовому переводу наших месторождений полезных ископаемых на режим СРП, Государственной Думе нужно незамедлительно вернуться к работе над поправками к Федеральному закону \"О соглашениях о разделе продукции\", с тем, чтобы обеспечить защиту национальных интересов России, в том числе в части жесткого связывания возможностей недропользования гарантированием заказов машиностроительным предприятиям, находящимся (или размещаемым) на территории России.
Применительно к обеспечению заказами российского машиностроения необходимо в первую очередь решить следующие вопросы:
- в норме закона о 70-процентной российской квоте на заказы на машиностроительное оборудование исключить оговорку, требующую конкурентоспособности российского оборудования \"по срокам поставки\";
- исключить также требование конкурентоспособности российского оборудования \"по качеству\", либо заменив его требованием конкурентоспособности по соотношению \"цена/ качество\", либо установив более жесткую планку требований, обеспечивающих протекцию национальному машиностроению;
- ввести требование обязательной конкурсное(tm) при размещении заказов на оборудование и услуги для недропользова-ния, а также четко оговорить систему требований к процедуре конкурса и оформлению документации;
- ввести жесткие санкции к недропользователю за несоблюдение квоты по размещению заказов на российских предприятиях;
- исключить возможность освобождать операторов соглашения, а также юридических лиц, участвующих в выполнении работ по соглашению, от взимания НДС и акцизов при ввозе на таможенную территорию товаров и услуг, предназначенных для проведения работ в сфере недропользования;
- установить законом порядок и четкие критерии определения, что может и не может подлежать списанию инвестором в затраты, компенсируемые российским сырьем, а также процедуру определения обоснованности затрат, особенно на продукцию, поставляемую из-за рубежа и, тем более, на продукцию, уже бывшую в употреблении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Выводы и предложения из Отчета Счетной палаты по результатам проверки реализации СРП на Сахалине (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 8 (32), 2000 год).
Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № б (198) \"О результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом \"О соглашениях о разделе продукции\" на предприятиях и организациях Сахалинской области\":
Утвердить сводный отчет и отчеты аудиторов Счетной палаты по результатам комплексной проверки.
Направить представление Счетной палаты Председателю Правительства Российской Федерации, информационное письмо-в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также отчет о результатах данной проверки - в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитору Счетной палаты М. И. Бесхмельницыну в рамках указанной проверки провести дополнительные контрольные мероприятия, в том числе проверку платежных документов Операторов Соглашений в части определения затрат, подлежащих возмещению в сос.лветствиии с подрядными контрактами, заключенными с российскими фирмами, а также платежных документов компании \"Сахалин Энерджи\" на покупку платформы \"Моликпак\". Материалы по результатам дополнительной проверки по согласованию с заместиетлем Председателя Счетной палаты Ю. Ю. Болдыревым внести на рассмотрение Коллегии.
ОТЧЕТ
о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом \"О соглашениях о разделе продукции\" на предприятиях и организациях Сахалинской области
Основание для проведения проверки: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 мая 1999 г. № 3994-11 ГД и план работы Счетной палаты Российской Федерации на 1999 год (п.3.69).
Цели проверки:
1. Проверка вопросов, связанных с реализацией Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\", в части:
- деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и администрации Сахалинской области по обеспечению защиты интересов Российской Федерации;
-деятельности территориальных органов государственной власти Российской Федерации по Сахалинской области и Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области в сфере регулирования отношений недро-пользования;
- выполнения недропользователями условий по Соглашениям \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" и законодательства Российской Федерации при освоении участков недр, учете добычи, сборе и перекачке нефти и газа;
- законности, рациональности процедуры выбора юридических лиц, среди которых распределялись заказы на услуги, изготовление оборудования для добычи и первичной переработки полезных ископаемых;
- правильности и своевременности поступлений российской стороне бонусов и иных платежей при исполнении указанных Соглашений.
2. Проверка выполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации, принятых на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет, при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом \"О соглашениях о разделе продукции\" на предприятиях, организациях Сахалинской области, а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей в федеральный бюджет в ОАО \"Роснефть - Сахалинморнефтегаз\".
3. Проверка правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\".
4. Проверка законности, целесообразности и эффективности использования недропользователями государственных средств и федеральной собственности при исполнении Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\".
Объекты проверки: министерства, ведомства, предприятия и организации, ведущие работы, осуществляющие финансовые операции и контроль в соответствии с Соглашениями о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" -
Проверка проведена в соответствии с программой, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 9 июля 1999 года (протокол № 23 (174)).
<...>
VI. Выводы
1. В части соответствия федеральному законодательству порядка заключения и положений Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\":
Правительство Российской Федерации заключило Соглашения о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" с нарушениями норм статей 13 и 17 действующего при их подписании Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 \"О недрах\".
В нарушение ст. 13 указанного закона конкурсы на право пользования недрами на условиях Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" не проводились. Таким образом, подписание Минтопэнерго России (в качестве представителя государства) Соглашений \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 \"О недрах\" является неправомочным действием органа государственной власти.
Соглашения о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации \"О недрах\" и ст. 40 Закона \"Об иностранных инвестициях в РСФСР\", действующих на момент заключения данных Соглашений, фактически являются бессрочными.
В соответствии с положениями Соглашения \"Сахалин-2\" таможенные органы Российской Федерации, а также государственные органы, на которые возложен контроль за охраной окружающей природной среды, должны руководствоваться не нормами законодательства Российской Федерации, а положениями данного Соглашения.
Предусмотренное Соглашениями о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" исключение из общей суммы платежей в бюджеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды за период добычи предполагаемого в соответствии с условиями Соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долларов США, а за весь период - на 61692 млн. долларов США, в том числе в федеральный бюджет - 51766,7 млн. долларов США.
Тем не менее в соответствии с нормой ст. 2 Федерального закона \"О соглашениях о разделе продукции\" Соглашения \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" введены в действие и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
2. В части обеспечения прав и интересов Российской Федерации:
2.1. В Соглашениях не предусматривается утверждение годового отчета об исполнении программ работ и смет затрат, отсутствуют реальные ограничения на состав и объем затрат, возмещаемых российским сырьем.
В Соглашении \"Сахалин-1\" отсутствует требование о проведении ежегодного аудита, не определена номенклатура возмещаемых затрат.
2.2. В Соглашениях \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" в недостаточной мере учтены интересы государства по вопросам экологии, недропользования, обеспечения поступления средств в бюджеты, а также государственного контроля.
2.3. Вопреки Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 588 и от 13 августа 1998 г. № 950, Министерство природных ресурсов Российской Федерации как государственный орган управления государственным фондом недр не осуществляет контроль за недропользователями при реализации Соглашений раздела продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\".
Нелькин профиль в полутьме комнатушки был твёрд и резок, и казался не девичьим, а мужским. Она и сама напоминала индейца -вот откуда, наверное, такая к ним любовь. Это же родство на ментальном уровне!
2.4. Правительством Российской Федерации не решены вопросы пересмотра действующих нормативных актов природоохранных органов, пограничной, таможенной и налоговой служб с учетом положений Федерального закона \"О соглашениях о разделе продукции\".
- Ну, мне одна дорога - на второй год...
Трифонова покривила рот, и, глядя в потолок, закончила:
- Эн Вэ был прав: перспективы у нас с тобой разные.
Я не нашлась, что ответить, и потому промолчала.
2.5. Со стороны Правительства Российской Федерации отсутствует контроль за выполнением условий Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" и за учетом добытого углеводородного сырья по объемам.
Повалялись ещё минут десять.
2.6. Не решаются в полной мере задачи, поставленные перед Комиссией Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции (определение и решение вопросов по упорядочиванию различных согласовании, разрешений, одобрений и заключений, включая вопросы Госэкспертизы по техническим, экономическим и экологическим проблемам). Указанной Комиссией не решены проблемы, связанные с порядком возврата таможенных платежей и НДС.
- Ладно, подъём, - сказала Трифонова, садясь и поправляя косицу. -Поехали!
2.8. Совет представителей уполномоченного государственного органа (Соглашение \"Сахалин-1\") и наблюдательный совет (Соглашение \"Сахалин-2\") не осуществляют в полном объеме функции по защите интересов Российской Федерации, предусмотренные данными Соглашениями:
Она уже стояла у окна, потягиваясь - отдохнувшая, наглая:
-уполномоченный государственный орган до ноября 1998 года не провел ни одного заседания, а согласование ежегодных смет расходов и программ работ производилось только путем переписки, а также не обеспечил выполнение требований к оператору проекта по ведению бухгалтерского учета на
- Будешь ещё вспоминать, какой я нам устроила дачный день! Ну, вперёд!
русском языке, наличию первичных документов в офисе города Южно-Сахалинска, не настоял на проведении ежегодных аудиторских проверок;
- Сейчас, приберусь немного, - отозвалась я. - Ведро воды осталось, посуду вымою. И пол грязный...
-в состав уполномоченного государственного органа не включены представители Минфина России, федеральных налоговых органов, а также специалисты, владеющие международной практикой в области бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности;
- Пофиг. Оно тебе надо?
- наблюдательный совет не обеспечил предоставление оператором Соглашения \"Сахалин-2\" отчетов о финансовой деятельности в соответствии с условиями Соглашения и российским законодательством.
- Ну как же. Ведь это теперь - наш штаб? И наш лучший дачный день...
2.9. Не было проведено ни одного заседания Межведомственной рабочей группы по защите интересов российских предприятий в конкурсах и тендерах на осуществление подрядных работ и услуг, образованной 29 декабря 1997 года решением Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции.
2.10. Минтопэнерго России недостаточно эффективно проводит работу по созданию информационной базы потенциальных российских подрядчиков. Информация создается не по всей номенклатуре продукции и услуг, использование которых возможно при реализации проектов \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\".
Когда я домывала пол, с улицы донеслись крики и звуки ругани. Высунувшись в окно, чтобы выплеснуть наружу грязную воду, я увидела, что Трифонова у калитки ругается с тучной, неопрятной старухой.
2.11. Сторонами Соглашений не обеспечивается безусловная конкурсность при определении подрядчиков по Соглашениям \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" (приобретение оборудования и услуг).
- Я тебя спрашиваю, куды ты лезешь? Тебе хто дозволил? Куды ты мои вёдры дела? - орала старуха.
За III квартал 1997 года из 35 заключенных компанией \"Сахалин Энерджи\" договоров 23 были заключены без конкурса, причем большинство из них - с иностранными подрядчиками.
- Отвали, жирная корова, чего прицепилась, - огрызалась Трифонова, а сама отступала потихоньку к хибарке, заслоняя окно и меня, торчащую в окне, от дотошного взгляда старухи.
2.12. Требования к процедуре конкурса (на поставщиков, контракты и заказы) и его победителя определяет инвестор. Выбор подрядчика проводится при отсутствии требований к тому, чтобы конкурс проводился по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях, либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы (с весовыми коэффициентами по каждому переменному параметру), сводящей переменные конкурсные пара
Я решила вмешаться.
метры к скаляру. Подобный подход создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса.
- Что случилось? - спросила я и, подтянувшись на руках, выпрыгнула из окна наружу. - Это ваши вёдра?
Увидев меня, старуха раззявила рот и вроде как потеряла дар речи.
2.13. Операторы Соглашений не обеспечивают 70-процентный уровень участия российских производителей товаров и услуг. Оператор Соглашения \"Сахалин-2\" рассматривает это требование лишь применительно ко всему сроку реализации проекта, что при фактической бессрочности проекта освобождает оператора от выполнения данного обязательства.
Правда, ненадолго.
- А ты хто такая? - заверещала она, протискиваясь в калитку и направляясь ко мне. - Куды это ты влезла?
3. В части реализации Соглашения \"Сахалин-1\":
Я оглянулась. Удирать было некуда. Старуха приближалась, сжимая перед лицом кулачки и тряся ими, и голосила:
3.1. Суммарные извлекаемые запасы нефти по месторождениям, право пользования которыми предоставлено на условиях Соглашения о разделе продукции \"Сахалин-1\", составляют 323,4 млн. тонн и газа - 461,0 млрд. куб. метров.
- Я тебя спрашиваю, што ты делаешь в моём доме? Моё тут усё, моё - и вёдры мои, и дача!
До 2004 года российские участники должны инвестировать в проект 1316 млн. долларов США. Стратегия финансирования доли российских участников на период геологоразведочных работ и на период обустройства была построена на привлечении долгосрочных крупномасштабных иностранных кредитов и выпуске ценных бумах на европейском рынке.
Для российских участников проекта (все они фактически являются государственными организациями: 80% акций ЗАО \"Роснефть-Сахалин\" принадлежит государственной компании \"Роснефть\", 100% акций ЗАО \"Сахалинморнефтегаз-Шельф\" принадлежит государственной компании ОАО \"Рос-нефть-Сахалинморнефтегаз\", являющейся дочерней компанией \"Роснефти\") не созданы условия, гарантирующие реализацию ими своих финансовых обязательств по Соглашению \"Сахалин-1\". Они вынуждены осуществлять финансирование доли своего участия в проекте в основном за счет привлечения краткосрочных кредитов.
- Как... ваша дача? - пробормотала я. - Нелька?..
При этом в соответствии с условиями данного Соглашения участник, не выполняющий свои финансовые обязательства, теряет права на участие в проекте в полном объеме. При потере российской стороной доли участия в проекте государство теряет возможность \"внутреннего\" контроля за реализацией Соглашения, а также потенциальные доходы.
Кроме того, отсутствие в проекте \"Сахалин-1\" российских участников может негативно сказаться на количестве привлекаемых к реализации проекта российских-подрядчиков, что
Я посмотрела на Трифонову. Она за спиной у бабки закатывала глаза и делала мне какие-то знаки. Но я, прижатая к стене фанерной будки, уже не могла отвертеться от надвигавшейся на меня старухи.
отразится на занятости населения и экономическом развитии Сахалинской области.
- От што творят! Не знают, чья дача, а лезут! - бабка фыркнула и упёрла руки в бока, выпялившись на меня маленькими злыми глазками.
3.2. Затраты по проекту с 1994 по 1998 год включительно составили объем средств в сумме 346,6 млн. долларов США. Сумма возмещаемых затрат на 1 января 1999 года составила 346,7 млн. долл. США.
У меня колотилось сердце и чесались ноги - и, не удержавшись, я наклонилась и принялась их яростно чесать.
3.3. Утвержденные уполномоченным государственным органом сметы расходов ежегодно не осваиваются, что отдаляет начало освоения месторождений.
А бабка вдруг деловито поинтересовалась, показывая на окно:
3.4. Невыполнение программы работ по бурению скважины \"Чайво-6\" показывает, что дефекты Соглашения создали ситуацию, когда на оператора не распространяются вновь вводимые экологические требования, и он вправе затянуть период геологического изучения недр, сдвинуть начало освоения участка недр, увеличить затраты на реализацию проекта, в том числе непроизводительные возмещаемые затраты.
- А унутри хто там? Никак парни?
3.5. Финансово-хозяйственная деятельность оператора проекта исключает возможность ее объективной оценки:
- Нет там никого, - мотнула головой Трифонова. - Мы вдвоём приехали.
- отчет об исполнении смет расходов недропользователь предоставляет уполномоченному государственному органу по укрупненным показателям. Информация по отдельным видам затрат отсутствует, что исключает возможность детального, постатейного анализа исполнения смет расходов;
- Лизибьянки? - осклабилась бабка, показав прорежённые гнилушки зубов. - Или наркуши?
- Да что вы привязались к нам! - заорала Трифонова. - Танька, бежим!
- калькулирование оператором всех расходов осуществляется с нарушением порядка формирования финансовых результатов и требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552;
Я дёрнулась, но бабка успела сцапать меня за куртку:
- часть расходов проходит через счета, открытые в зарубежных банках, исключая, таким образом, возможность контроля за их достоверностью в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.
- Опосля побегаете! Сперва вы, гуляшшие, скажете, зачем припёрлися. Ну?
3.6. Численность персонала, занятого в проекте, по годам (по данным недропользователя) колеблется от 123 до 154 человек. По состоянию на июль 1999 г. числилось 126 человек, из них российских граждан - 57 человек.
Трифонова увидела, что я в западне, и принялась оправдываться:
- Да мы навестить хотели... Мы же снимали у вас эту дачу, помните?
Данные о расходах на зарплату российскому и иностранному персоналу в ходе проверки получены и изучены не были.
- Упомнишь вас, - проворчала бабка, но её хватка ослабла, и я смогла вывернуться. - Хотя постой... У тебя ещё малой братишка, а отца нету, и тебя Юлькой звать?
- Да нет же, я - Неля! Мы с родителями тут отдыхали десять лет назад.
4. В части реализации Соглашения \"Сахалин-2\":
4.1. Оперативная оценка геологических запасов Пиль-тун-Астохского и Лунского месторождений, право пользования которыми предоставлено на условиях Соглашения \"Сахалин-2\", составляет по нефти - 590 млн. тонн, по газу - 636 млрд. куб. метров.
- А-а, - протянула бабка. - Вот откуда я тебя, нахалку, знаю! Верно, снимали твои родители дачу. И што теперь - дочке ихней дозволено завсегда тута шастать?
Для финансирования первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения Европейский Банк Реконструкции и Развития, Корпорация для частных инвестиций за рубежом (ОПИК) и Экспортно-импортный банк Японии (Джексим) согласованно предоставили компании \"Сахалин Энерджи\" кредит в сумме 348 млн. долларов США, что составляет 50,3% сметы расходов на освоение. Кредит был предоставлен сроком на 10 лет по средней ставке ЛИ-БОР + 2,125% годовых (до завершения проекта) и по средней ставке ЛИБОР + 3,292% годовых (по завершении проекта). Кредитование осуществлялось под обеспечение гарантий спонсоров (до завершения проекта), а также под предоставляемое кредиторам обременение на все движимое и недвижимое имущество компании, включая права по соглашению о разделе продукции и страховые полисы.
Я потихоньку сделала шажок, потом ещё, к Нельке, и мы схватились за руки. Её рука была ледяной и подрагивала.
4.2. В Соглашении о разделе продукции \"Сахалин-2\" не определены условия кредитования (максимальный уровень процентной ставки по кредиту), что предоставляет инвестору возможность привлекать кредиты на любых, ничем не ограниченных условиях, при этом расходы на обслуживание кредита возмещаются российским сырьем.
- Нет, вы хляньте, - разорялась бабка, - удумали печку топить! А отец-то твой, - она ткнула в Нельку сосисочным пальцем, -интеллигентный человек - милиционер! Он об том годе обе ноги сломал! И дочь - хулиханка!
4.3. В соответствии с отчетом компании \"Сахалин Энерджи\" от 5 июня 1999 г. для реализации Соглашения \"Сахалин-2\" потребуется 5,093 млрд. долларов США.
В целом по состоянию на 31 декабря 1998 г. в проект инвестировано 957,3 млн. долларов США.
Затраты, подлежащие возмещению компании \"Сахалин Энерджи\", по состоянию на 31 декабря 1998г. составили 813,127 млн. долларов США, или 85% от вложенных инвестиций.
4.4. Освоение Пильтун-Астохского месторождения в целом и работы по Лунскому месторождению оператором проекта искусственно сдерживаются:
- компания \"Сахалин Энерджи\" предлагает концепцию пошагового освоения Пильтун-Астохского месторождения и исходя из этой концепции разрабатывает документацию по освое-
нию отдельных участков, а не месторождения в целом. Это может привести к переносу срока освоения месторождения в целом;
- работы по Лунскому месторождению находятся в стадии подготовки плана освоения, которая ставится в зависимость от факторов, не позволяющих завершить подготовку плана освоения и других документов, предусмотренных Соглашением \"Сахалин-2\", с тем чтобы в соответствии с процедурой, установленной в Соглашении, объявить дату начала освоения Лунского месторождения.
4.5. Финансово-хозяйственная деятельность компании \"Сахалин Энерджи\" исключает возможность ее объективной оценки:
- в нарушение п. 4 приложения А к Соглашению \"Сахалин-2\" \"Принципы бухгалтерского учета\" компанией в 1998 была представлена смета расходов, не соответствующая принципам бухгалтерского учета в части отнесения расходов по элементам затрат, при этом количество постатейных затрат сократилось с 17 в 1996 году до 6 - в 1998 году; в смете расходов утверждены укрупненные статьи затрат, из которых в последующем производились расходы по различным элементам затрат, не предусмотренным в смете;
- годовые отчеты составляются компанией с отклонениями от указанных принципов бухгалтерского учета и не соответствуют условиям Соглашения. Статьи затрат перераспределены, отсутствует сопоставление произведенных затрат со сметными назначениями, что не дает достоверной и полной информации о фактически произведенных затратах по каждому элементу затрат;
- бухгалтерский учет компания осуществляла по методу начисления затрат, а не по кассовому методу, как предусмотрено Соглашением;
- калькулирование всех расходов и порядок определения возмещаемых затрат не соответствует положениям Соглашения \"Сахалин-2\" в части осуществления бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;
- часть расходов проходит через счета, открытые в зарубежных банках, что, как и в случае с Соглашением \"Сахалин-1\", делает практически невозможным контроль за их достоверностью в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.
4.6. По состоянию на 1 июля 1999 года общая численность сотрудников персонала компании \"Сахалин Энерджи\", по данным недропользователя, составляла 337 человек, из них 248 человек, или 74 %, являлись российскими гражданами.
За период с 1996 г. по 1998 год при реализации проекта по Соглашению \"Сахалин-2\" из выплат персоналу расходы на российский персонал, по данным недропользователя, составили 9248 тыс. долларов США, или 22,4 % от общих расходов на персонал; на иностранный- 28511 тыс. долларов, или 69,2%; на переезд, компенсации иностранному персоналу разницы в стоимости жизни, оплату жилья и другие общепринятые льготы и выплаты персоналу и членам их семей - 3451,5 тыс. долларов США, или 8,4 % от указанных общих расходов.
5. В части поступления российской стороне бонусов и других платежей при реализации Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\":
5.1. Согласно п. 2 Договора от 7 апреля 1997 года между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области о распределении российской доли доходов при реализации Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" федеральная часть каждого бонуса составляет 40 процентов от его суммы. Такое распределение противоречит ст. 42 Закона \"О недрах\" - оно соответствует платежам за пользование недрами территориального моря, в то время как 30-40% территории Пиль-тун-Астохского месторождения принадлежит континентальному шельфу Российской Федерации, а платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации полностью поступают в федеральный бюджет.
В соответствии со ст. 42. Закона \"О недрах\" платежи за пользование недрами должны представлять комбинацию платежей за пользование недрами территориального моря и платежей за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации. Заключение указанного Договора привело к снижению суммы бонусов, причитающейся федеральному бюджету за период с момента вступления в силу Соглашения \"Сахалин-2\" до момента освоения Пильтун-Астохского месторождения, не менее чем на 2,7 млн. долларов США.
5.2. Минтопэнерго России с согласия и при попустительстве Минфина России нецелевым образом использовало бюджетные средства, приходящиеся на долю Российской Федерации, в том числе в интересах коммерческих банков. Проведенные перечисления платежей организациям Минтопэнерго России и частично на счета администрации Сахалинской области являются незаконным изъятием средств федерального бюджета, которые подлежат возврату. Ущерб федеральному бюджету оценивается не менее чем в 19,7 млн. долларов США.
6. В части правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\":
образовавшаяся в 1998 году просроченная задолженность консорциума \"Эксон\" и компании \"Сахалин Энерджи\" по страховым взносам и пеням была погашена без применения отделениями государственных внебюджетных фондов дополнительных мер по взысканию долгов. В 1999 году страховые взносы уплачивались ими своевременно и полностью.
7. В части правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями налогов в федеральный бюджет при исполнении ими Соглашений о разделе продукции \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\":
7.1. Контроль за правильностью исчисления недропользователями налогов в федеральный бюджет затруднен в связи с отсутствием четкого перечня возмещаемых затрат и их нормативным ограничением.
7.2. Консорциум \"Эксон\" и компания \"Сахалин Энерджи\" предоставляют налоговые декларации с нарушением ст. 7 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 \"О налоге на добавленную стоимость\", необоснованно предъявляя к возмещению из бюджета суммы НДС, не выделенные поставщиками в первичных документах и самостоятельно исчисленные расчетным путем.
8. В части использования федеральной собственности:
В ходе заключения и реализации Соглашений \"Сахалин-1\" и \"Сахалин-2\" Правительство Российской Федерации и уполно
моченные им органы не уделяли должного внимания вопросам, связанным с информацией о недрах, разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, как особом виде федеральной собственности.
- На себя посмотри, ведьма! - гаркнула Трифонова.
В Соглашениях не упоминается как объект имущественных прав первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашениям.
Кроме того, если в соответствии со ст. XXXI Соглашения о разделе продукции \"Сахалин-1\" стороны \"могут свободно использовать информацию для своих целей, необходимых для выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению, включая раскрытие информации родственным организациям и ее использование ими для этих целей\", а также раскрывать информацию другим лицам в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей Соглашения, то в Соглашении \"Сахалин-2\" этот вопрос вообще не урегулирован.
Я толкнула её в бок, и, не дав больше бабке рта раскрыть, быстро заговорила:
VII. Предложения
- Простите, мы только на минуточку зашли...
1. Продолжить настоящие контрольные мероприятия с целью определения на основании платежных документов оператора Соглашения:
- А ты, я гляжу, приличная девочка, - вдруг незло проговорила бабка, обращаясь ко мне, - а с бандиткой компанию водишь! Как тебе это родители дозволяют?
- затрат оператора, подлежащих возмещению в соответствии с подрядными контрактами оператора, в том числе фактических затрат компании \"Сахалин Энерджи\" на покупку платформы \"Моликпак\";
- Нет, Неля хорошая, - начала выгораживать я Трифонову. - Она захотела вас проведать. И потом, по виду этой развалюхи ведь не скажешь, что тут кто-то живёт...
А вот этого говорить не следовало.
-доли затрат оператора, подлежащих возмещению, в соответствии с подрядными контрактами оператора, заключенными с российскими производителями товаров и услуг.
- Я тебе дам «развалюху»! - рассердилась бабка. - Раскидали всё и хрубят! Вот привлеку вас к ответу за ущерб! Мне завтра дом людям сдавать, а вы тут насвинили!
2. Направить представление Правительству Российской Федерации по вопросам устранения выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков с предложениями:
Мы с Трифоновой, как ни пытались, не сумели устоять с серьёзными рожами. Потихоньку, потом громче, мы начали ржать.
- привести правительственные нормативные правовые акты в соответствие с требованиями Федерального закона \"О соглашениях о разделе продукции\" и принять меры по приведению в соответствие с указанными требованиями ведомственных нормативных правовых актов;
- Ишь, смеютца, шоб им повылазило, - бабка потрясла кулаком. - Вот я щас тоже посмеюсь.