Искусство – дочь потрясения.
«Гипсовый трубач»
♦
Искусство – это придуманная правда.
«Гипсовый трубач»
♦
В искусстве всегда должна быть обида! Всегда. Но мелкое, дежурное искусство обижается только на своё время. А большое, настоящее искусство обижается на вечность!
«Гипсовый трубач»
♦
Искусство имеет такое же отношение к жизни, как танец к телу!
«Гипсовый трубач»
♦
Искусство на самоокупаемости – это такой же нонсенс, как картошка на самоокучиваемости.
«Государственная недостаточность. Ностальгия по разбитым очкам. 1994 г.»
♦
Идти в искусство только за свободой творчества – примерно то же самое, как жениться исключительно для разучивания поз «Камасутры»
«Левиафан и Либерафан. Подвижница. 2014 г.»
♦
Уходя от современности, уходишь от искусства.
«Созидательный реванш. «Почему есть улица Высоцкого, а нет улицы Свиридова?». 2015 г.»
♦
В современном искусстве, измученном бесцельными поисками новизны, главное – сохранить уровень достигнутый великими. А надрывный эпатаж, пронафталиненный авангард и фестивальная элитарность – это что-то вроде толкания ядра вверх.
«Желание быть русским. Человек, который не опаздывал»
♦
Искусство, понимающее, доброе, прощающее, всегда долговечнее и ближе людям, нежели искусство, клеймящее и обличающее.
«Босх в помощь! «Я был инструктором райкома…». 2018 г.»
♦
В искусстве выразиться можно только через мастерство. И никак иначе.
«Босх в помощь! Без искры Божьей. 2018 г.»
♦
В известной степени искусство – это особое зрение, которое необходимо человеку, чтобы понять себя и осознать своё место в обществе, истории, мироздании.
«Босх в помощь! Без искры Божьей. 2018 г.»
♦
В искусстве современно то, что связано со своим временем, выражает, отражает, запечатлевает его. Но нас упорно ведут к тому, что «современное искусство» обязательно связано с эпатажным экспериментом, даже если он устарел ещё полвека назад.
«Босх в помощь! Замороженный Люцифер. 2018 г.»
♦
Искусство – это такой футбол, где каждый гоняет свой мяч. Правда, ворота одни на всех, и большинство в них не попадает.
«Босх в помощь! «Традиция – последнее прибежище экспериментатора». 2019 г.»
♦
Восхищение и омерзение – вот два полюса, рождающих энергию искусства.
«По ту сторону вдохновения. Колебатель основ. 2001, 2017 гг.»
♦
Из всех искусств важнейшим была и остаётся литература, а театр, кино, телевидение – всего лишь живые тени изящной словесности.
«По ту сторону вдохновения. Геометрия любви. 2007, 2017 гг.»
♦
Реализм – тело искусства, другого нет и не будет, а какое платье, от какого Кардена на него напялили и каким очередным «измом» обозвали – вопрос десятый.
«Фантомные были. Извлечённая проза. 2017 г.»
Искусство. Деятели искусства
Для иных деятелей, к сожалению, искусство – это не особая форма постижения бытия, а просто-напросто удобный способ проинформировать власти о своей полной благонадёжности.
«Порнократия. Томление духа. 1988 г.»
♦
Мне всегда не нравились люди, пытавшиеся проникнуть в искусство с заднего хода!
«Гипсовый трубач»
♦
Человек, пришедший в искусство без искры Божьей – за славой или заработком, вынужден постоянно, имитируя новизну, прибегать к эпатажу, переступать границы допустимого, отвергать мораль как преграду для самовыражения и сиюминутного успеха.
«Босх в помощь! Без искры Божьей. 2018 г.»
Искусство. Искусство и деньги
– Так чего вы от меня хотите? Денег?
– При чём здесь деньги, когда речь идёт о большом искусстве…
– Очень большом?
– Очень.
– Тогда без денег не обойтись.
«Контрольный выстрел (Смотрины)»
♦
Деньги на большое и чистое искусство можно добыть только у власти. Олигархи – жадные сволочи, скобари! Самое большое, на что они способны, – это унизить дармовым ужином в ресторане. Но потом при каждой встрече они будут делать такое лицо, словно вскормили тебя, спасая от голодной смерти, своей волосатой грудью…
«Гипсовый трубач»
♦
Увы, за последние десятилетия для одних искусство стало доходным бизнесом, для других – местом гедонистического самовыражения. Что хуже – не знаю, но заметил: гедонисты быстро становятся дельцами от культуры, а вот мастерами – никогда. Но по-настоящему самовыразиться в искусстве можно только через мастерство, и никак иначе.
«Босх в помощь! «Традиция – последнее прибежище экспериментатора». 2019 г.»
Искусство. Искусство и жизнь
Искусство существует именно для того, чтобы наказывать зло, ибо жизнь с этой задачей не справляется.
«Гипсовый трубач»
Искусство. Искусство и критики
Подобно тому как человек на девяносто процентов состоит из воды, так искусство на девяносто процентов состоит из той херни, которую выдумывают от безделья критики.
«Гипсовый трубач»
Искусство. Новое в искусстве
Новое в искусстве должно быть непохожим на старое. Вся проблема в том, какая это непохожесть: обогащающая или обедняющая. Чаще, увы, – обедняющая…
Из записных книжек
♦
Как лезвие ножа нельзя затачивать бесконечно – рано или поздно сточится совсем, лезвия просто не станет, так и в искусстве нельзя бесконечно искать новые формы.
«Созидательный реванш. «У тебя-то всерьёз!». 2014 г.»
♦
Новизну в искусстве диктует лишь новый смысл, навязывать публике бессмысленную новизну – то же самое, что кормить младенца силиконом вместо грудного молока.
«Босх в помощь! Богу надо помогать! 2018 г.»
Искусство. «Современное» искусство
«Современное» искусство – это, по сути, всемирная барахолка, гомонящий привоз секонд-хенда.
«Босх в помощь! Замороженный Люцифер. 2018 г.»
Искусство. Талант в искусстве
Талант в искусстве – большая редкость, чаще в основном мы имеем дело с претенциозной посредственностью. Так вот, в чаду заёмной новизны гораздо легче спрятать бездарность и неумелость.
«Босх в помощь! Замороженный Люцифер. 2018 г.»
♦
Тот, кто пришёл в искусство без дара и профессиональной подготовки, воспринимает критику ещё болезненнее, чем любовник, явившийся на нежное свидание без эрекции.
«Босх в помощь! «Традиция – последнее прибежище экспериментатора». 2019 г.»
Испытания
Иногда Господь посылает людям жестокие испытания в виде тяжких недугов и крушения целой страны, но верить-то всё равно надо.
«Грибной царь»
Истина
Мало знать истину, нужно ещё иметь лужёное горло, ослиное терпение и крепкие, как нейлоновая удавка, нервы…
«Сто дней до приказа»
Историческая публицистика и наука
Чтобы понять своё прошлое, нужно прежде всего усвоить: историческая публицистика, а тем паче историческая наука – это не конкурс на самый меткий плевок!
«Порнократия. Паруса несвободы. 1994 г.»
♦
Нет у нас никакой исторической науки – одна лишь лакейская мифология.
«Апофегей»
История
История – это кайло с узором.
«Любовь в эпоху перемен»
♦
История всё время доказывает, что новое гораздо агрессивнее, безнравственнее, противоестественнее, чем устоявшееся старое. Старое – это всегда уже уравновешенные нравственные отношения, все былые революционные сдвиги приглажены, согласованы с национальным характером народа. Подлость вытеснена на периферию. Новое всё перемешивает, ликвидирует устои, традиции, моральные принципы.
«Государственная недостаточность. Я обречён на одиночество. 2000 г.»
♦
Вырвать страницу из учебника истории – ещё не значит разрушить связь времён.
«Порнократия. Об эротическом ликбезе, и не только о нём. 1988 г.»
♦
История неразборчива в способах мести…
«Порнократия. Право на одиночество. 1990 г.»
♦
История сохраняет имена героев и подонков. Нормальные люди уходят безымянными.
Из записных книжек
♦
У нас История обычно «наказывает» тенденцию, политическую силу и гораздо реже – людей, персонально виновных в страданиях собственного народа.
«Государственная недостаточность. Что немцу здорово, то русскому смерть… 1997 г.»
♦
Историю делают народы, а переделывают историки.
Из записных книжек
♦
История, как моль, движется по спирали.
«Козлёнок в молоке»
♦
Золотой тлен истории.
Из записных книжек
♦
Вам ведь не социализм жалко, вы просто злитесь, что именно вам ничего не досталось. Но это История так распорядилась, а злиться на Историю лучше всего в психушке под наблюдением врачей…
«Небо падших»
♦
Грязь Истории не стоит покрывать сусальным золотом вранья.
«Порнократия. Невольный дневник. 1997–2000 гг.»
♦
Комплекс исторической неполноценности.
«Россия в откате. Зачем вы, мастера культуры? 2005 г.»
♦
Историю пишут не победители, как почему-то считается, а дети и внуки побеждённых.
«Гипсовый трубач»
♦
История доказала, что эксплуатация человека человеком экономически эффективнее, нежели эксплуатация человека государством. А как насчёт морали?
«Порнократия. И сова кричала, и самовар гудел… 1991 г.»
♦
Непредсказуемая История иногда объявляет мизер – последние становятся первыми.
«Женщины без границ (он, она, они)»
♦
Колоссальные исторические сдвиги, даже разрушительные, всегда завораживают, и появляется чувство: если это случилось, если в этот вихрь вовлечены миллионы, то должна быть в этом какая-то правота, обязана быть, обязана…
«Порнократия. Прозрений дивный свет. 1995 г.»
♦
Наисторичившие личности.
«Демгородок»
♦
История, как убийца, любит возвращаться на место преступления, чтобы посмеяться!
«Гипсовый трубач»
♦
История – это всего лишь слухи, попавшие в учебники.
«Гипсовый трубач»
♦
В истории любого народа есть свои чумные могильники, которые лучше не вскрывать.
«Желание быть русским»
♦
История напоминает иногда даму, которая пользуется всеми мыслимыми способами предохранения и регулярно при этом залетает.
«Желание быть русским»
♦
Благодарность в истории встречается ещё реже, чем вбыту.
«Желание быть русским»
♦
История капризна, как женщина.
«По ту сторону вдохновения. Враг перестройки. 2015, 2017 гг.»
♦
История, знаете, дама с очень запутанной альковной жизнью, и часто грубое насилие при внимательном рассмотрении оказывается изощрённой взаимностью.
«По ту сторону вдохновения. Как я ваял «Гипсового трубача». 2012, 2017 гг.»
♦
Иной раз бывают такие моменты, когда история похожа на уравновешенные весы и случайный комарик, присевший на одну из чаш, способен непоправимо качнуть рок событий в ту или иную сторону.
«По ту сторону вдохновения. Как я ваял «Гипсового трубача». 2012, 2017 гг.»
История. Наше время. Новейшая история
Разрушительные и хламообразующие 90-е годы XX века.
«Россия в откате. Зачем вы, мастера культуры? 2005 г.»
♦
Могил парней, убитых в криминальных разборках, давно уже больше, чем могил воинов-интернационалистов.
Из записных книжек
♦
Что такое 90-е? Большая химия.
«Грибной царь»
История. Советский период
Согласитесь, смотреть на весь советский период только сквозь призму «Архипелага ГУЛАГ» – примерно то же самое, что оценивать американскую историю исключительно на основании «Хижины дяди Тома».
«Россия в откате. Возвращение Горького. 2004 г.»
К
Кабинет
В ореоле кабинетного могущества.
Из записных книжек
Канделябр
Был бы канделябр, а враг найдётся…
«Порнократия. Невольный дневник. 1997–2000 гг.»
Кандинский
Человеку, влюблённому в Кандинского, я бы не доверил даже работу шпалоукладчика.
«Гипсовый трубач»
Капитал. Российский капитал
Если бы солитёр обладал сознанием, он вряд ли сочувствовал бы тому организму, из которого высасывает соки. Российский капитал зачастую просто паразитирует на нашем Отечестве.
«Босх в помощь! «От кормушки не отваливаются даже сытые…». 2017 г.»
Капитализм
Как говорил замполит Агариков, капитализм – джунгли человечества.
«Грибной царь»
♦
– Весь этот капиталистический маразм – неизбежное зло.
– А где вы видели неизбежное добро? Зло – вот горючее прогресса!
«Женщины без границ (он, она, они)»
♦
Капитализм в России погубит пьянство, как оно уже погубило социализм.
«Халам-бунду, или Заложники любви»
♦
Окапитализдел народ!
«Грибной царь»
♦
Капитализм всегда делается по-варварски.
«Государственная недостаточность. Я бы создал «Партию российской государственности». 2003 г.»
♦
Социализм – это бег в мешках. Были в том деле свои чемпионы. А капитализм – это бег без мешков, но с пистолетами. Важно не только быстро бежать, но и метко стрелять…
«В ожидании сердца»
Каприз
Стал жертвой одноразового бабьего каприза.
«Замыслил я побег…»
Карманник
Мелкий карманник залезает в карман к прохожему, крупный – к государству.
Из записных книжек
КГБ
Надо было строительство капитализма в России поручить КГБ, а не младшим научным заморышам. Чекист борозды не испортит! Эх, как бы мы сегодня жили!
«Гипсовый трубач»
Кино
Кино – искусство стайное.
«Гипсовый трубач»
♦
Кино без действия – как женская грудь без силикона. Не стоИт! И ничего не стОит.
«Гипсовый трубач»
♦
Из-за пустяка люди расстаются в жизни. А в кино, как и в криминалистике, должен быть серьёзный мотив!
«Гипсовый трубач»
♦
Кино – это искусство режиссёра.
«Государственная недостаточность. «Художественный талант выше идеологии». 2003 г.»
♦
Слово, будучи главным в кино, благодаря таким «усилителям», как игра актёров, режиссёрское мастерство, музыка, магия кадра, – имеет ресурс, несопоставимый с книгой по мощи, охвату и влиянию на умы.
«Желание быть русским. Человек, который не опаздывал»
♦
От экранизации нужно ждать не подобия (оно в принципе невозможно), а соответствия.
«По ту сторону вдохновения. Геометрия любви. 2007, 2017 гг.»
♦
Кино у нас давным-давно делают из кино, а не из жизни.
«Фантомные были. Извлечённая проза. 2017 г.»
Кино. Большое кино
В большом кино обязательно должны быть милые нестыковки, изящные ляпы и сюжетная путаница. В противном случае критикам не о чем будет писать.
«Гипсовый трубач»
Кино. Кризис в кино
Кризис в нашем кино начался именно тогда, когда сценаристы решили, что могут стать режиссёрами, а режиссёры вообразили себя сценаристами. Это катастрофа.
«Гипсовый трубач»
Китайцы
– В Поднебесной говорят: вино дарит желанья, но отнимает силы.
– Умеют китайцы красиво о грустном!
«Как боги»
Кладбище
Наверное, всё-таки правильней прикреплять к плитам и крестам снимки, сделанные в день смерти или похорон, а то кажется, будто в землю зарыли живых людей.
«Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Клановость
Клановость – гибель для культуры.
«Созидательный реванш. Клановость – гибель для культуры. 2008 г.»