ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ – состоит в том, что небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два разных шарика. Относится к иллюзиям осязательным.
ИЛЛЮЗИЯ КОНТРАСТНАЯ – искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при нарушении привычных стереотипов. Проявляется в переоценке признаков, противоположных привычным, особенно часто – в ощущениях температурных и вкусовых. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладости.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ – иллюзия зрительная, характерная тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) кажется больше при его положении низко над горизонтом, чем при положении высоко в небе.
ИЛЛЮЗИЯ ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ – зрительно воспринимаемое кажущееся движение, обусловленное влиянием аппарата вестибулярного при ускорении движения наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Наблюдается у пилотов во время и по окончании набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект продолжает двигаться вниз, а по выходе из пикирования – вверх. Иллюзия может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик объектов.
ИЛЛЮЗИЯ ОПТИКО-ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ – различные иллюзии зрительные, проявляемые в искажении соотношений пространственных признаков видимых объектов. Считается, что они обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство этих иллюзий имеют параллели в иллюзиях осязательных.
ИЛЛЮЗИЯ ТЯЖЕСТИ (иллюзия тяжести А. Шарпантье) – искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.
ИМИДЖ – сложившийся в сознании массовом и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и пр. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно – результат работы специалистов в области психологии политической, психологии рекламы, маркетинга и пр. Самый эффективный путь создания имиджа – использование средств массовой коммуникации. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может иногда обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни. Наличие, характер и действенность имиджа выявляются в специальных исследованиях с помощью методик контент-анализа, специальных шкал, дифференциала семантического и пр.
ИМПОТЕНЦИЯ – половое бессилие. В психологии понимается расширительно – применительно психологических явлений.
ИМПОТЕНЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ – разнообразные нарушения сексуальной функции, большинство которых носит характер простого торможения. Согласно З. Фрейду – самое распространенное заболевание психическое, встречаемое в клинической практике психоанализа. Получается, что жизнь таких людей,(с сильно выраженной чувствительностью) остается как бы расщепленной: когда они любят, то не желают обладания, а когда желают, то не могут любить. Они ищут такой объект сексуальный, который не нужно любить, чтобы отдалить чувственность от объектов любви. Импотенция психическая – общее страдание культурного человечества, а не болезнь отдельных лиц.
ИМПРИНТИНГ – понятие, введенное К. Лоренцом, означающее раннее запечатление у животных.
Я прошел мимо них и вышел на улицу.
ИМПУЛЬС – 1. Толчок к чему-либо, побуждение к совершению чего-либо; причина, вызывающая некое действие. 2. Импульс электрический – быстрый кратковременный скачок электрического тока или напряжения.
Итак, стояло чудесное ясное утро, светило солнце, а мне абсолютно нечего было делать. Я сел в машину и снова подумал о том, что делать мне нечего. И тогда у меня появилась одна идея.
ИМПУЛЬС НЕРВНЫЙ – быстро распространяющаяся по волокну нервному волна возбуждения, возникающая при раздражении окончания чувствительного волокна нервного, самого волокна или тела клетки нервной (нейрона). Сопровождается быстрым изменением возбудимости, проводимости и иных свойств волокна.
Небольшая идейка, заложенная в пакет с этикеткой «динамит». Я осторожно развернул ее и внимательно рассмотрел. После этого она выросла на пару футов, и тогда я еще раз рассмотрел ее. Можно попробовать, подумал я. Что терять-то?
ИМПУЛЬС ПОСТЫДНЫЙ – согласно раннему З. Фрейду – название психосексуальных феноменов, кои впоследствии были названы влечениями.
Было 11.30, когда я вошел в свою квартиру. Габриель, сидящая на кушетке, посмотрела на меня и нахмурилась.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – черта характера, выражаемая в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность проявляется преимущественно у детей возраста дошкольного и школьного младшего, что обусловлено недостаточной развитостью контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно успешно корректируется:
— Если ты собираешься вести себя таким образом часто, лучше скажи об этом сразу. Я могла бы пригласить сюда мужчину!
1) в совместных играх детей, где исполнение ролевых правил требует сдерживания непосредственных побуждений и учета интересов других играющих;
— Уверен, что только хозяина, — заметил я. — Он не любил меня, даже когда я вел себя прилично.
2) несколько позднее – в деятельности учебной. При достижении возраста подросткового импульсивность вновь может проявиться как возрастная особенность, связанная с повышением возбудимости эмоциональной в этом возрасте. Для диагностики импульсивности применяются специальные тесты и опросники, – например, опросник импульсивности С. и X. Айзенков.
— Ты — прилично? — Она рассмеялась. — Милый, я могла бы поверить чему угодно, но только не этому.
ИМПУНИТИВНОСТЬ – склонность приписывать ответственность за неудачи преимущественно внешним обстоятельствам и условиям.
— Не смейся, — сказал я. — В колледже меня называли «человек успеха»! Или — «Помеха»? Мне хотелось бы, голубка, чтобы ты сейчас кое-что сделала для меня.
ИНВЕРСИЯ – 1. Процесс и результат перестановки или переворачивания (замены) – вплоть до противоположности – мотивов, установок, желаний, реакций, поведенческих актов и пр. 2. Тип ориентации сексуальной мужчин и женщин, при которой в качестве объекта сексуального избираются лица своего пола. Согласно З. Фрейду, инверсия характерна фиксацией либидо на лицах своего пола (=> гомосексуализм; поведение инвертированное; инверсия: механизм психический).
— Ах! — сказала она нежно. — Ты такой дикарь, такой пылкий юноша!
ИНВЕРСИЯ: МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ – совокупность состояний и процессов психических, обусловливающих появление, развитие и действие инверсии. Согласно З. Фрейду, возникает в детстве, в фазе кратковременной, но интенсивной фиксации на женщине (большей частью – на матери), по преодолении коей инвертированные отождествляют себя с матерью и избирают самих себя в объекты сексуальные – то есть, исходя из нарциссизма, избирают мужчин, похожих на них самих, коих хотят любить, как любила их самих мать. Постоянно воспроизводя механизм появления инверсии, инвертированные мужчины постоянно переносят на мужчин вызванное женщинами возбуждение, отчего их навязчивое устремление к мужчинам обусловливается их тревожным бегством от женщины (=> инверсия; поведение инвертированное).
— Не пойми меня превратно, — поспешно перебил я. — Я просто хочу, чтобы ты сказала, что нечто произошло вчера ночью, хотя на самом деле ничего не произошло.
ИНВЕРТАЦИЯ – явление проявленности некоих психологических качеств, характеристик в «инверсной», «инвертированной» форме – то есть в форме, в некоем смысле или отношении противоположной их нормальному проявлению.
— Я не помню ничего, что произошло вчера ночью, — взволнованно сказала она. — И о чем я должна рассказать?
ИНВЕРТАЦИЯ АБСОЛЮТНАЯ – феномен сексуальной ориентации на объекты своего, а не противоположного пола.
— Я хочу, чтобы ты притворилась, будто что-то произошло, вот и все. Совсем небольшая ложь!
ИНВЕРТАЦИЯ АМФИГЕННАЯ (гермафродитизм психосексуальный) – феномен психосексуальной ориентации одновременно на объекты своего и противоположного пола.
— Что?
ИНГИБИЦИЯ – процесс и результат угнетения, замедления или даже прекращения некоих реакций, процессов, некоей деятельности или активности.
У меня на лбу выступил пот.
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Феномен, противоположный фацилитации социальной.
— Ну, — нервно засмеялся я, — у нас впереди еще много времени, чтобы поговорить об этом. А пока почему бы не выпить кофе?
— О\'кей, — сказала она. — Если ты хотел кофе, то почему же не сказал сразу?
ИНДЕКС – указатель, реестр имен, названий и пр. В психологии – цифровой показатель для количественной оценки, характеризации явлений.
— Я запутался. Просто переволновался.
ИНДЕКС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ – система условных обозначений, цифровых и буквенных, для количественной характеризации изучаемых явлений (-> социометрия).
— Эл! — Она посмотрела на меня с сияющей улыбкой. — Я не знала, что ты меланхолик! А во что ты вчера играл с той рыжей? Я думала, ты однолюб.
ИНДИВИД (индивидуум) – согласно А. Н. Леонтьеву – об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:
— Я схожу с ума, — сказал я, слабея. — Как насчет кофе?
1) неделимость, или целостность субъекта;
— Конечно. — Она прошла в кухню.
2) наличие у него особенных – индивидуальных – свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью. 1. Человек как единичное природное существо, продукт развития филогенетического и онтогенетического, единства врожденного и приобретенного (-> генотип; фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.). 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Самые общие характеристики индивида:
Вот тогда я и понял, что есть много честных поэтов. Был один парень, который написал «Оду греческой амфоре». Бедра Габриель так и просились в сонет.
1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая однако существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
Десять минут спустя появился кофе. Когда Габриель наклонилась, чтобы передать мне чашку, воротник ее блузки открылся, и я увидел зрелище, стоящее по крайней мере шести стансов. Потом она села напротив меня, небрежно скрестив ноги. Я собрался закончить эпической поэмой.
3) активность – обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
— Что же я должна сделать, милый? — спросила она весело. — Этого мы еще не делали?
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (-> восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности – анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2. Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
— О, вот ты о чем, — сказал я и сделал слишком большой глоток кофе, ошпаривший мне небо. — Я просто хотел, чтобы ты сказала, что не была здесь ночью.
— Я знаю! — Она гортанно засмеялась. — Это из-за хозяйки!
ИНДИВИДУАЦИЯ – процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Понятие иидивидуации занимает в психологии аналитической центральное место.
— Не совсем, — уклонился я от прямого ответа. — Не только поэтому. Я хочу, чтобы ты сказала, что была в другом месте.
ИНДИВИДУУМ -> индивид.
— А какая разница?
ИНДИГО – этноспецифический термин, означающий синдромные проявления регрессии поведения (-> поведение: регрессия) – с внезапно наступающим изменением сознания и неконтролируемым стремлением есть человеческое мясо. Первоначально был описан у индейцев Канады еще в XVIII в. – именно как отклонение от нормального состояния и принятых правил, – но бывал и в нашем столетии (по свидетельству М. Купера, 1933).
— Большая, — ответил я. — Это очень важно для меня. Ты это сделаешь?
ИНДИКАЦИЯ – 1. Процесс и результат указания наличия либо отсутствия некоего состояния или процесса. 2. Процесс и результат отображения состояния или же хода процесса или иного объекта наблюдения, его качественных или количественных характеристик.
ИНДУКТОР – субъект, адресующий сообщение реципиенту. Синоним – коммуникатор.
— Думаю, да, если это так важно, — ответила она. — Где же я была вчера вечером?
— У Говарда Флетчера, в его квартире, — сказал я и вовремя пригнулся.
ИНДУКЦИЯ – движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Тесно связана с дедукцией. Логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами и строением мыслительной деятельности в целом. Пример экспериментальных исследований индуктивных рассуждений – опыты с образованием искусственных понятий.
Ее чашка разбилась на куски о стену за моей головой. Я наблюдал, как на новых обоях расплывалось бесформенное темное пятно, и размышлял, можно ли принять его за абстрактный рисунок.
ИНЕРТНОСТЬ – понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности системы нервной, при коей характерны трудности в переключении раздражителей условных с положительного модуса на тормозной, и наоборот. При патологических нарушениях, например, при поражении долей лобных, инертность может проявляться в виде персеверации.
— С Флетчером? — завизжала она. — Ты что, думаешь, что я шлюха?!
ИНИЦИАТИВА – проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.
— Только для того, чтобы помочь мне. Мне нужно создать ему алиби в деле об убийстве Нины.
ИНИЦИАЦИЯ – комплекс действий, в основном обрядовых, посредством коих совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в некое замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примеры инициации: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой; включение в высшие касты в Древней Индии; посвящение в рыцари; конфирмация, первое причастие, посвящение в сан; коронация, и пр. В узком значении инициация – характерное преимущественно для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. Можно выделить ряд самых распространенных форм обрядов инициации:
— Алиби! А может быть, убийца именно он! Я не понимаю, как у тебя хватает наглости подумать, будто я…
1) временная изоляция инициируемого от прежнего социального окружения – непосвященных;
Она оглянулась вокруг, ища, что бы еще бросить, и я не понял, почему она лягнула мою голень. Ее кофе расплескался по мне, и я завизжал от двойной боли: ошпаренных коленей и ушибленной голени.
2) очистительные обряды – ритуальное омовение, окропление водой, иногда кровью;
3) различные испытания инициируемого – физические или моральные;
— Ладно, — успокоился я, — забудь это, забудь все, что я говорил тебе. Пусть меня разжалуют. Я гожусь кое на что еще, кроме как быть копом. Я так полагаю, во всяком случае. Но для разжалованного копа довольно трудное дело — получить работу. Забудь! Я найду что-нибудь… может быть…
— Разжалуют? — спросила она.
4) обряды, символизирующие смерть инициируемого и его возрождение в новом качестве;
— Забудь. Возьми себе другую чашку, милая. Мне следовало лучше подумать, прежде чем предлагать тебе…
5) приобщение посвящаемого к тайным знаниям;
6) получение нового или дополнительного имени;
— Это почему они разжалуют тебя?
— Потому что, как считаю я, Флетчер этого не делал, — ответил я. — Но теперь они арестовали его, а я был против. Нет шансов поймать настоящего убийцу, если Флетчер не будет освобожден. Но пусть это не беспокоит тебя, милая, я всегда смогу копать канавы… Их еще требуется копать?
7) получение особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неинициированными, – татуировки, шрамов, рисунков, одежды, предметов, имеющих символическое значение. Священные предметы и ритуалы, включенные в инициацию, кроме многопланового сакрального смысла выполняют роль знаков, стимулов-средств, используемых для вхождения человека в новую социальную роль и овладения ею.
— Эл, милый! — Она упала на колени рядом со мной. — Почему ты сразу не сказал, что это так важно?
ИННЕРВАЦИЯ – проведение нервного возбуждения в различные органы.
— Это теперь не важно. Может быть, муниципалитет учредил какую-нибудь новую бесплатную кухню, о которой я еще не знаю. Я выживу, ведь сейчас лето… А сон на открытом воздухе мне не повредит.
Я закашлялся глубоким сухим кашлем, и эхо, отразившееся от стены, разжалобило даже меня самого.
ИННОВАЦИЯ (нововведение) – в социально-психологический аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различаются социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации. Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности – преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, разработчики, изготовители опытных образцов, макетов и пр.), каждая из коих имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания (-> экспектация) и эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют:
— Я сделаю это! — сказала она, исступленно обняв меня за шею обеими руками. — Я сделаю это для тебя, Эл!
1) учет установок, ориентации ценностных, этических норм поведения ее участников;
— Отлично, Габриель, — сказал я и похлопал ее по плечу. — Слушай внимательно. Ты пришла в его квартиру ровно в пять минут одиннадцатого вчера вечером. Как раз подойдя к дому, ты увидела, что из него вышел Джонни Торч и направился в противоположную сторону, но он тебя не видел. Ты ушла в полночь. И забыла об этом до сегодняшнего утра, когда услышала, что Флетчер арестован. Понятно?
2) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.
— Я думаю, было бы легче найти место землекопа, — подозрительно сказала она. — Ну ладно, поняла.
ИНСАЙТ -> озарение.
— Прекрасно! — Я снова похлопал ее по плечу.
ИНСТАНЦИЯ (система) – составная часть аппарата психического.
Потом я поднялся и направился к телефону. Сперва я позвонил в офис шерифа. Ответила Аннабел. Я сказал на октаву выше, чем обычно:
ИНСТИНКТ – совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного – наименее пластичная его компонента. У животных – генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о «слепоте» или «разумности» инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна – она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. «Ошибки» инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с «ошибками», иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же «непреодолимость» и даже «принудительность». Те и другие «ошибки» возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов – правильных, но оказавшихся в «неправильных», искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители – стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно – факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная «доводка» невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного – период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное – процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных – сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:
— Мне нужно немедленно поговорить с адвокатом мистера Флетчера. Это очень важно.
1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека – служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и пр.;
— Простите, — ответила она, — мистер Хозлтон уехал десять минут назад. Думаю, он вернулся в свою контору и вы можете перезвонить ему туда.
2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).
Я повесил трубку, полистал справочник и нашел номер адвоката. Он только что прибыл, сказала его секретарша, но занят и его нельзя беспокоить.
ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ – врожденные побуждения и формы поведения, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание. В психоанализе к элементарным инстинктам самосохранения относят голод и жажду.
— Скажите ему, что звонит лейтенант Уилер. По делу Флетчера, и очень срочно.
ИНСТИНКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ -> влечение сексуальное.
— Я скажу ему, лейтенант, — ответила она, колеблясь. — Но сейчас он, правда, ужасно занят.
ИНСТИНКТ СМЕРТИ (танатос) -> влечение к смерти.
— Скажите ему: чем дольше он будет откладывать разговор со мной, тем раньше его клиент окажется в тюрьме.
Полминуты стояла полная тишина, потом послышался раздраженный мужской голос:
ИНТЕГРАЦИЯ – как внутригрупповой процесс – создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной.
— Хозлтон слушает. Смотрите, Уилер, вы ведь работаете в службе шерифа, тратите его время, не мое.
— Я больше там не работаю, — заметил я. — У нас с шерифом возникли разногласия. Я не согласен с арестом Флетчера.
ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ – 1. Состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функционирования; д) другими признаками, свидетельствующими о психологическом единстве и целостности социальной общности. 2. Иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. Проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы. Отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой общности. В процессе развития группы интеграция групповая выступает как момент покоя, равновесия этой системы, который фиксирует и закрепляет результаты ее изменения, а также приспосабливает их к предшествовавшему состоянию системы. В этом проявляется центральная – системосохраняющая функция интеграции групповой, обусловливающая достаточно устойчивое воспроизводство группы. Отличительная особенность интегративных, процессов – в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании группы и лишь в преодолении внезапных помех и нейтрализации дисфункций обнаруживают признаки существования. Согласно экспериментам, к их числу относятся:
— О! — Голос выразил удивление и заинтересованность. — Почему вы решили сказать об этом мне?
1) появление чувства МЫ, связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтность, – например, в условиях межгруппового соревнования;
— Потому что я нашел Флетчеру алиби.
2) кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;
3) заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в ответ на внешние дестабилизирующие воздействия;
— Вы нашли… что?
— Я в своей квартире, — сказал я. — Вам лучше приехать сюда и поговорить. Но сделать это надо осторожно.
4) специальные усилия членов группы, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по некоей причине, и пр. Вместе с подобными спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в ситуациях, угрожающих единству общности, важные постоянно действующие факторы интеграции групповой – это процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование группы. Конкретные исследования интеграции групповой обычно затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности. При этом наряду с методами опроса и наблюдения изучение феноменов интеграции групповой проводится с использованием аппаратурно-технических методов. Эмоциональные взаимоотношения межличностные членов группы – при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая понимается как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами. Структура взаимодействия между членами группы в ходе деятельности совместной – при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая интерпретируется преимущественно как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной деятельности совместной, как согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важный показатель оптимальности внутригруппового согласия – организованность группы как способность коллективного субъекта деятельности совместной к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников деятельности совместной по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организованности может быть характер деятельности группы в неординарных (стрессогенных) условиях, в частности:
— Вы не шутите, лейтенант?
— Я хочу подшутить над другими. Зачем мне дразнить вас? Это серьезно.
— Хорошо, — сказал он живо, — я сейчас приеду. Адрес?
1) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять предстоящую работу среди своих членов;
Я дал свой адрес и повесил трубку.
2) степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных функций;
Габриель сварила еще кофе. Она сидела на кушетке и задумчиво смотрела на меня.
3) способность группы к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений;
— Я начинаю немного бояться, Эл!
4) умение группы в относительно сжатые сроки суммировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, и пр. Близкий показатель согласованности взаимодействия межличностного – сработанность, характерная высокой продуктивностью совместного труда при небольших эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие и достаточной субъективной удовлетворенности его процессом и результатом. Характер ценностных ориентации, установок и нормативных представлений членов группы – при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая рассматривается как степень совпадения (согласованности, сходства) представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям, целям и ценностям), особенно значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования обычно содержит оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, кои баллируются, ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных схемах концептуальных трактуются по-разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие – важный показатель интеграции групповой, широко распространена в психологии социальной. Значительный вклад в разработку этого направления исследований интеграции групповой внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином согласие. В отечественной психологии социальной изучение интегративных характеристик когнитивной структуры группы связано с исследованием ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства коллектива. Современные тенденции анализа интеграции групповой обусловлены попытками решить две проблемы:
— Тебе нечего бояться. Говори только то, что я просил, вот и все. Сделай заявление и больше ничего к этому не добавляй. С тобой рядом будет адвокат. Никто не сможет тебя опровергнуть.
1) построить целостную системную концепцию интеграции групповой, позволяющую непротиворечиво объединить многочисленные разрозненные операционные признаки и показатели интеграции, а также конкретизовать ее функциональную роль в динамике развития группы и понять взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации группы;
— Мне следовало хорошенько подумать, прежде чем влюбляться в копа, — обреченно произнесла она. — Лас-Вегас — глубокая провинция по сравнению с Пайн-Сити.
2) выявить личностные детерминанты и последствия интеграции групповой, в том числе -: значение социоперцептивных факторов в становлении социально-психологической общности группы.
ИНТЕЛЛЕКТ – это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности – при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:
Хозлтон прибыл через пятнадцать минут. Он выглядел преуспевающим адвокатом, как раз таким, какого нанял бы Флетчер. Очень хорошо одетый мужчина, чуть старше тридцати, с аккуратными усиками и большими белыми зубами.
1) с системой операций умственных;
2) со стилем и стратегией решения проблем;
Я представился, потом представил Габриель. Он оглядывал квартиру, как терьер, готовый вцепиться в горло всему, что движется.
3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной;
— Хорошо, — наконец выдавил он. — Где оно?
4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта:
1) в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью;
— Что?
2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных;
— Алиби!
3) при факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Ныне принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, – этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные критерии, по коим оценивает развитие интеллекта – это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.
— Вы только что познакомились с ней, — сказал я. — Это Габриель.
Его глаза чуть расширились, когда он снова посмотрел на нее.
В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии, разработавшими понятие озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» от одного-двух до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.). В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.
— Это самое лучшее алиби, которое я когда-либо встречал за годы своей карьеры!
Габриель чуть улыбнулась ему.
ИНТЕЛЛЕКТ: СТРУКТУРА – Согласно Р. Кеттеллу – структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:
— Спасибо за комплимент, — промурлыкала она.
1) текучий <fluid> – который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к новым ситуациям;
Я приготовил всем выпить, полагая, что это будет нелишне. Затем объяснил, кто такая Габриель, поведал про ее связь с Флетчером в Лас-Вегасе. Чем дольше я говорил, тем чаще он улыбался по любому поводу, показывая свои большие белые зубы. Постепенно его улыбка становилась все более искренней.
2) кристаллизованный <cristallized> – в косм отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.
— Еще один вопрос, — сказал я. — Почему Флетчер не сказал этого ночью? Почему он не сказал, что у него есть алиби? И даже больше: почему он не сказал этого сегодня утром, когда его арестовали?
Согласно Р. Стернбергу – структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три вида интеллекта:
1) интеллект вербальный – характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
— Не задавайте мне этого вопроса, лейтенант! — Хозлтон простер руку. — Я отвечу вам: это скомпрометировало бы леди, о которой идет речь. Это было долгом чести Флетчера! Он ни за что бы не запятнал чести леди даже для того, чтобы спасти себя!
— Вы с ума сошли! — сказал я. — С кем вы разговариваете? С присяжными? Вам нужно приготовить такую историю, чтобы ей поверили люди вроде Лейверса.
2) способность решать проблемы;
На мгновение его большие зубы исчезли.
— У вас есть лучшее предложение, лейтенант? — спросил он холодно.
3) интеллект практический – как умение добиваться поставленных целей.
Согласно Ч. Спирмену – структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория генерального фактора, в коей интеллект рассматривается как некая умственная энергия. Ее уровень определяет успешность решения заданий тестовых любого характера. Соответственно этой теории генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший – при выполнении задач сенсорных. Кроме генерального фактора, существуют:
— Надеюсь, да, — сказал я. — Прошлой ночью они подрались в квартире Флетчера. Это был конец, между ними все было кончено. Во время драки Габриель подбила ему глаз, доказательства — налицо. Потом она ушла. Единственная причина, почему Флетчер не упомянул о ней: после драки он был убежден — Габриель ни за что не поможет ему. Он подумал: если скажет полиции, что она была у него, она назло будет все отрицать.
1) групповые факторы интеллекта, к коим можно отнести механическую, лингвистическую и математическую компетентность;
С минуту адвокат жевал свой ус.
2) специальные факторы, что делают вклад лишь в отдельные тесты интеллекта.
— Должен признаться, — произнес он наконец, — это звучит более правдоподобно.
ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ – 1. Условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоих задач, обычно требующих использования способностей интеллектуальных человека. 2. Совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины – компьютера – решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории интеллекта искусственного составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах интеллекта искусственного, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделенных во времени и пространстве, с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому активному участнику подобной системы. Одна из областей приложения идей интеллекта искусственного – психология. В свою очередь, в теории интеллекта искусственного используются психологические знания. В психологии рассматривается вопрос о наличии (или отсутствии) аналогии человеческой психики и интеллекта искусственного. Хотя в основе интеллекта искусственного лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может расцениваться как сходство сравниваемых структур. Психологические исследования интеллектуальной деятельности человека и диалогического общения служат основой для поиска путей дальнейшего совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и формализованных процедур, реализуемых компьютерами.
— И вполне подходяще, — подхватил я. — Им нечем будет крыть. Но сначала вы должны дать знать Флетчеру. И оставайтесь поблизости от Габриель, когда они начнут задавать ей вопросы. Это вполне безопасная история до тех пор, пока никто не попытается детализировать ее.
ИНТЕЛЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИЙ (интеллект сенсомоторный) – Понятие, введенное Ж. Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта в период от рождения до 2 лет, предшествующей периоду интенсивного овладения речью, в течение коей достигается координация восприятия и движения. На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, – но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Эта стадия разбивается на шесть подстадий:
— Я прослежу, — уверенно сказал он.
1) упражнение рефлексов – от рождения до 1 мес.;
— Полагаюсь на вас, — сказал я. — У меня в этой игре есть собственная ставка.
2) первые навыки и первичные круговые реакции – от 1 до 4-6 мес.;
Тот с любопытством посмотрел на меня.
3) координация зрения и хватания, и вторичные круговые реакции – когда происходит разведение цели и средств ее достижения – от 4-6 до 8-9 мес.;
— Почему вы это делаете, лейтенант?
4) стадия интеллекта практического – когда для достижения цели начинают применяться орудия – от 8 до 11 мес.;
— Мне нравится Говард Флетчер, — ответил я, одаривая его честным взглядом. — Это ответ. Не так ли?
5) третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели – когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей – от 11 -12 до 18 мес.;
Он подумал некоторое время и покачал головой.
6) ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия – для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане – от 18 до 24 мес.
— Нет.
— Я нашел алиби для вашего клиента, — сказал я. — Вам нужны еще и причины?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ – механизм защитный, действие коего проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочной компоненты при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа. При действии механизма интеллектуализации жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (например, раковый больной высчитывает вероятность выживания; мать детально и «равнодушно» рассказывает о гибели ребенка). Но интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная компонента, теряя свое предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.
— Конечно нет, — поспешно сказал он. — Я думаю, лучше всего отправиться в путь. Вы готовы ехать, мисс… э… Габриель?
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность – производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий – ученых, художников, писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
— Думаю, да, — отрезала она. — Это очень надолго?
1) обостренное чувство социальной справедливости;
— Самое большее — на несколько часов, — ответил он. — Не стоит беспокоиться.
2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
— Постарайтесь убедить меня! — с сомнением сказала она.
3) следование велениям совести, а не внешним императивам;
Я дошел с ними до двери.
4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
5) способность к состраданию;
— До свидания, милый! — почти со слезами воскликнула Габриель. — Они не станут при допросах применять ко мне третью степень?
6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым – особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более – достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями некоих классов, «прослоек», профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов – не более чем стереотип обыденного сознания.
— Только не к женщине, — уверил я ее. — Как сказал мистер Хозлтон, тебе совершенно не о чем беспокоиться!
Я закрыл за ними дверь, скрестил пальцы и добавил:
В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как «прослойки» между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.
— Надеюсь!..
В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее – по крайней мере, с материальной позиции – положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды.
ИНТЕНСИВНОСТЬ – 1. Качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. Качественная или количественная характеристика меры силы, напряженности, производительности некоего процесса или явления.
ИНТЕНСИВНОСТЬ: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ – согласно З. Фрейду – один из психических процессов сна. Во время деятельности сна происходит перемещение психической интенсивности, состоящее в том, что некоторые важные представления и мысли лишаются господствующего значения, а на первый план выступают другие, по видимости того не заслуживающие. Перемещение интенсивности можно бы назвать переоценкой психических ценностей.
Глава 11
Я долго ждал. Выпивал каждый час и даже пытался сочинять поэму, но не пошел дальше двух строчек:
ИНТЕНЦИЯ (интенциональность) – устремленность, направленность сознания, мышления на некий объект.
Габриель! Это имя звучит, как свирель,
Ты — весна, ты — апрель, соловьиная трель…
После этого у меня пропала охота к стихосложению. В конце концов, какой из меня Теннисон?
ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ – психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную – задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли «чемпионом по дрожанию». За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни. Другой его пример – супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.
Когда время подошло к четырем дня, я начал сокращать перерывы между порциями, но это привело лишь к тому, что выпивки стало меньше, а время тянулось все так же.
На моих часах было 17.30, когда наконец раздался звонок. Я весело сказал:
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ – направление в современной западной психологии социальной, основанное на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью коей признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с позиций интеракционизма происходит в ходе взаимодействия с другими людьми в обществе и трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением согласно нормам социальным, ролям и установкам социальным партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, поведение ролевое, функции группы референтной и пр. Интеракционизму присуща психологизация общественных отношений, сводимых к непосредственной и межличностной коммуникации.
— Добро пожаловать… — И открыл дверь.
ИНТЕРАКЦИЯ – взаимодействие, воздействие друг на друга.
— Ну спасибо, лейтенант! — усмехнулся Шафер. — Вы уверены, что ждали меня?
— Вам что-нибудь нужно? — спросил я.
ИНТЕРВЬЮ – в психологии – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез. Современный этап характерен координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью а целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различаются два вида интервью:
— Полагаю, я могу пробыть здесь несколько минут? — сказал он. — Вы не возражаете?
— Я перестал возражать с сегодняшнего утра. Думаю, что вы можете войти.
1) интервью свободные – не регламентированные темой и формой беседы;
Он последовал за мной в гостиную и плюхнулся на стул.
2) интервью стандартизованные – по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:
— Выпьете? — спросил я.
1) респондент – (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
— С удовольствием, все, что угодно, но без содовой.
3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов – интервью клиническое и интервью диагностическое.
Я дал ему стакан и сел напротив.
— Что у вас ко мне за дело, Шафер?
ИНТЕРВЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ – метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы оказывается важным способом проникновения во внутренний мир клиента и понимания его Затруднений. Поскольку интерпретация поведения собеседника может вести к неадекватным заключениям и искажениям, к ведущему интервью диагностическое предъявляются высокие требования: он должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бесстрастность, несогласие, понимание и пр. Диагност должен хорошо знать словарь своего клиента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной среды опрашиваемого. Различают интервью диагностическое:
— Около получаса назад выпустили Флетчера, — сказал он. — Я думал, вам будет интересно узнать об этом.
— Выпустили? — Я попытался изобразить удивление. — Как же это случилось?
1) управляемое – от полностью запрограммированного (по типу анкеты – неизменная стратегия и неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при свободной тактике);
— Вы можете перестать паясничать, Уилер? — вскинулся он зло. — Это вы организовали?
— Думаю, вы не правы. Лучше расскажите все по порядку.
2) неуправляемое – «исповедальное», с инициативой на стороне отвечающего. Стандартизованное интервью диагностическое позволяет количественно выразить результаты и занимает мало времени. Его недостатки – подавление непосредственности ответов, потеря контакта эмоционального с клиентом, активизация механизмов защиты. Поэтому в клинической работе полностью стандартизованное интервью применяется очень редко.
— Эта стриптизерша, — продолжал он, — эта Габриель… Она проделала все чудесно, но допустила одну ошибку…
— Ошибку?
ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ -> беседа клиническая интерес – форма проявления потребности познавательной, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню деятельности познавательной. Интерес в динамике развития может превратиться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различаются интерес непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и интерес опосредованный к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, коя сама по себе интереса не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значимостью для личности.
Я надеялся, что мой голос звучал равнодушно.
— Это нисколько не повредило Флетчеру, — поспешно сказал он. — Вам не придется больше заботится о нем — его выпустили. Когда печатали на машинке ее заявление, ей задавали обычные вопросы: имя, профессия, адрес.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:
— Продолжайте!
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
Я уже понял, в чем дело.
2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
— Ну, она и дала ваш адрес. — Шафер свирепо усмехнулся. — Вы бы видели лицо шерифа! Такое зрелище стоило месячного заработка… или даже карьеры копа.
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация – это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется – это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.
— Итак, кто же вы? — спросил я. — Авангард похоронной команды?
— Рано или поздно вы об этом узнаете, Уилер. Я подумал, что хорошо бы первым оповестить вас. В этом городе вам не место, как, впрочем, и в любом другом. Думаю, вы довольно скоро убедитесь в этом. Поэтому можете вызвать плакальщиц и заняться собственным отпеванием.
ИНТЕРОЦЕПТОР (интерорецептор) – чувствительные нервные окончания – рецепторы, воспринимающие некие механические, химические и прочие сдвиги во внутренней среде организма. Расположены в мышцах, сухожилиях, сосудах, внутренних органах и пр. (-> проприоцептор; экстероцептор).
Я допил свой стакан и закурил.
ИНТЕРОЦЕПЦИЯ (интерорецепция) – чувствительность внутренних органов.
— Почему вы охотитесь за Лейверсом? — спросил я.