Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Валентин Борисович. А что в тот день, деточка, давали в театре?



Саша до этого момента ведет себя отстраненно, но когда речь заходит о профессионально близкой ему области, несколько оживляется.



Она. Знаменитый спектакль! Три «Золотые маски»!! Мы давно мечтали посмотреть. «Двое на помойке» называется.

Валентин Борисович. Да-да, я читал восторженную рецензию критика Засланского в «Коммивояжере».

Он. Значит, точно спектакль – дрянь.

Она. Ну вот, вышли мы из офиса и видим: колесо у «Джипа» сдулось. А мы уже опаздываем.

Марго. Я надела перчатки, полезла за домкратом, как вдруг тормозит «Лексус», оттуда вылезает хорошо одетый мужчина и предлагает помощь. Вот тогда меня и осенило.

Она. Мы решили: я буду изображать безутешную даму, у которой лопнули шина и терпение.

Марго. А я из окна в морской бинокль буду рассматривать кандидата в отцы нашего ребенка и оценивать по пятибалльной системе.

Она. Но мне почему-то никто не нравился.

Марго. Еще бы, после меня-то!

Она. Одни сразу начинали пошло клеиться. Другие, едва взяв в руки монтировку, сообщали, сколько зарабатывают и где летом отдыхали. А некоторые все время поглядывали на часы. А потом, не выдержав, все-таки докладывали, сколько эти часы стоят. Так противно! (Саше.) Но ты мне сразу понравился. Сразу!

Он (холодно). Чем же?

Она. Разве это объяснишь? Просто внутри вдруг все как-то потеплело. Может быть, это из-за твоих слов: «Назовите семь цифр, которые сделают мою жизнь…»

Он (усмехаясь). «…осмысленной и счастливой!»

Марго. А мне он сразу не понравился. Актеришка! (Вере.) Когда ты прибежала и радостно сообщила: «Это тот, кто мне нужен!» – я готова была тебя убить.

Она. Почему?

Марго. Ты должна была сказать: «Это тот, кто нам нужен». Нам! Но я надеялась, все произойдет быстро, безболезненно и он навсегда исчезнет из нашей жизни. Я даже, идиотка, накупила разных книжек про младенцев, а одну сразу начала читать. Знаете, как она называлась? Только не смейтесь…

Валентин Борисович. Как?

Марго. «Мы растим гения».

Валентин Борисович. А вы знаете, что гении чаще всего происходят от пожилых отцов?

Ирина Федоровна. Будет врать-то!

Марго. Я читала и ждала, а они встречались. Каждый день! Она даже советовалась со мной, что надеть на свидание. Как же я ненавидела ее в эти минуты!

Она. А чего ты хотела? Чтобы я тут же легла в постель с чужим мужчиной? Ты за кого меня принимаешь? Я должна была, по крайней мере, привыкнуть к нему, присмотреться, нет ли у него вредных привычек, которые могут дурно сказаться на потомстве.

Марго. Врешь! На нем вот такими буквами, как на мавзолее, написано «Пьющий неудачник». Это же только слепая не видит.

Валентин Борисович. Или влюбленная.

Он. Нина, неужели это так заметно?

Нина. А ты, Санечка, думал, пиво с водкой – эликсир вечной молодости?

Маша. Александр Иванович, не слушайте их, вы роскошно выглядите!

Марго. Меня эта медлительность просто бесила. Я каждый день спрашивала: «Ну? Уже? Когда?!»

Она. Не торопи меня.

Валентин Борисович. Деточка, ты боялась?

Она. Да, боялась. Это был мой последний шанс! Я медлила, оттягивала, страшилась разочароваться и до конца жизни остаться в стране потерянных женщин. В твоей стране, Марго. Ведь мужчина – это так прекрасно! Мужчина от Господа.

Марго. И ты решила сбежать. С ним. От меня. Запомни: мужчина – от дьявола, а дурь твоя от этой книжонки «С Богом по жизни!». Вернемся домой – сожгу!

Она. А еще мне захотелось, чтобы все у нас с Сашей случилось именно в день преподобной Феодоры Александрийской. Ровно через семь лет. Глупо, наверное…

Марго. Чудовищно глупо! Неужели ты думаешь, я тебя отпущу? Пошли!



Вера с надеждой смотрит на Сашу, тот молча отворачивается.

Она. Почему ты отворачиваешься?

Он. Значит, все было подстроено.

Она. Нет, не все, только в самом начале.

Он. Значит, вы просто искали производителя. Нашли?

Марго. Это – она. Я бы нашла получше! Непьющего, по крайней мере.

Он. Выходит, я чуть не увел тебя из семьи? А соперником у меня была… женщина без границ. Эх, ты, без пяти минут девственница!

Марго. Вера, забудь его! Он никогда тебе не простит того, что сейчас узнал. А ребенка мы заведем без него.

Она. Каким же образом?

Марго. Клонирование. У нас будет два ребенка. Один от тебя, другой от меня.

Она (Саше). Видишь, Сашенька, а ты хотел всего-то новую печенку себе вырастить. Низко летаешь!

Он. Как умею.

Она. Мне уйти? С ней…

Маша. Конечно, уйти! (Берет под руку Сашу.) Я не ангел, и кое-что у меня в жизни было. Но такого! Не-ет!

Она. Саша, я жду ответа!

Он (Вере). Уходи!



Вера медленно идет к чемодану и начинает складывать вещи. Марго ей оживленно помогает, оказывая знаки внимания. Саша подходит к Нине, садится у ног.



Он. Я, наверное, сойду с ума! Что мне теперь делать? Скажи! Вы там все знаете.

Нина. Мы там знаем только то, что успели понять здесь. Не куксись и не пей! У тебя осталась Маша. На первое время. Но главная женщина, Санечка, у мужчины всегда впереди. Правда, когда она приходит, выясняется, что зовут ее – Смерть.

Он. А моя главная женщина позади. Каждый мужчина, даже неисправимый бабник, всегда втайне мечтает о преданной, умной, нежной, чистой подруге. У подножия верной женщины очищаешься! Ты была именно такой. Жаль, я понял это слишком поздно.

Нина. Это не из пьесы?

Он. Нет, кажется.

Нина. Что ж, приятно услышать такие слова хотя бы посмертно. Но смотри: Вера сейчас уйдет, и ты потеряешь ее навсегда. Не пожалей снова!

Он. Пусть уходит. В ее жизни было слишком много всего. Я уже там не умещаюсь.

Нина. Значит, дело только в этом? Глупый, ты даже не представляешь себе, сколько может уместить жизнь вполне порядочной женщины.

Он. Что ты имеешь в виду?

Нина. Что ж, пора объясниться. Любовь, Саша, – это взаимное рабство. К сожалению, потом, в браке, любовь чаще всего превращается во взаимное рабовладение. Взаимное! Ты же всегда про это забывал! Сначала твоя неверность разрывала мне сердце, но однажды… Помнишь нашу ссору из-за грибов?

Он. Мы сегодня ее уже вспоминали.

Она. А чем все закончилось, помнишь?

Он. Я послал Костю Мотылева, и он уговорил, чтобы ты меня простила.

Нина. А как он уговорил, рассказать?

Он. Что-о? Не-ет!

Нина. Да, Саша, да! Как ты меня назвал – «высоконравственное никак»?

Маша. Молодец, Нинка!

Ирина Федоровна. А с виду приличная такая покойница.

Он (обретя дар слова после шока). Нина, ты… Не может быть! Я же тебе так верил!

Валентин Борисович. Верить своей жене еще глупей, чем верить банку: все равно обманет, но, впрочем, так спокойнее.

Он. Сколько раз это было. Один?

Нина. Не важно. У мужчин количественный подход к любви, у женщин качественный.

Он. Сколько раз это было? Отвечай!

Нина. Ну, хорошо. Всякий раз, когда у тебя кто-то появлялся, я звонила Косте, и он приезжал. Можешь сосчитать.

Валентин Борисович. Неверность, повторенная многократно, это уже верность принципам.

Он. Заткнитесь! (Считает в уме, приходит в ужас.) Так много! Как ты могла? Нимфоманка!

Нина. Дорогой, темп задавала ты. Может, и больше. Помнишь, ты поехал на рыбалку в Конаково? Вы еще тогда привезли сома. Большого!

Он. Конечно, помню! Не каждый день берешь сома на полпуда.

Нина. А я подумала, ты снова помчался к этой своей кимрской травести. Ну и позвонила Косте. Ошибка. Извини!

Он. Не верю! Ты все это придумала только что… специально…

Нина. Придумала? Зачем, Санечка? Это вы, живые, говорите об ушедших хорошо или ничего. А мы о себе – только правду.

Он. Но тогда зачем, зачем ты мне это рассказала? Именно сегодня, сейчас! Зачем? Я не понимаю.

Нина. Умрешь – поймешь.



Саша от потрясения не может вымолвить ни слова.



Виталик. Санёк, я бы на твоем месте запил! Для здоровья. Знаешь, у древних римлян был бог запоя. Звали его Мом.

Валентин Борисович. Как вы сказали?

Виталик. Мом. Добрый, великодушный бог забвения. Запиваешь, и весь мир становится радостно-справедливым. Ненадолго, но все-таки. Налить?

Открывает богатый бар, вмонтированный в диван.

Валентин Борисович. Какой замечательный диван! Я понимаю, почему он так заинтересовал американцев.

Виталик. Ну? Налить?

Он. Нет! Не надо… Алкоголь – это не выход, а тупик.

– Ответ «да». Сегодня ночью.

Нина. Санечка! У тебя новая роль? Снимаешься в рекламе безалкогольного пива?

Он. Отстань!

* * *

Виталик. Что же ты теперь будешь делать?

Он. Не знаю.

Мужчина приезжает к женщине уже поздно. Преподносит ей цветы – лилии и тюльпаны в оплетении ивовых прутьев.

Виталик. А то ложись рядом! Диван большой, раскладывается.

Ирина Федоровна. Ну, прямо как в сериале «Голубое на розовом».

– О, спасибо, – улыбается она. – Красивые. Я принесу вазу.



Саша с недоумением смотрит на него, качает головой, отходит в сторону, садится и в отчаянии ерошит свои волосы. К нему подходит Маша и начинает его причесывать.

– Раздевайся, – мягко произносит он.



Маша. Я знаю, что делать. Буду по выходным стричь на дому. Накоплю денег, и мы поедем в Венецию. Валентин Борисович, давно хотела спросить: гондольеры в Венеции так называются, потому что гарантирует пассажиркам романтический и безопасный секс?

– Их нужно поставить в воду.

Валентин Борисович. Вы недалеки от истины. (Подойдя к Саше, тихо.) Александр, не расстраивайтесь! Машенька тоже очень мила и к тому же отличается редкой вагинальной любознательностью.

Ирина Федоровна (помогает дочери складываться). Маргарита Львовна, что-то вы давно Верочке зарплату не прибавляли.

Она поворачивается, но он останавливает ее прикосновением руки.

Она. Мама, при чем тут деньги?

– Раздевайся. Хочу видеть тебя безо всего.

Марго. Не волнуйтесь, Ирина Федоровна, вашей дочери вообще больше не придется работать. Я введу Веру в правление нашего фонда. У нее будут безграничные возможности.

Марго берет за руку Веру, подхватывает чемодан, ведет к выходу.

Она смиренно позволяет ему вынуть серьги из ее ушей, расстегнуть ожерелье – которое дал ей Фрэнк – и верхнюю пуговицу блузки.

Виталик. Вот уж никогда не думал, что сдам пост бабе.

Когда он заводит руки ей за спину, чтобы расстегнуть лифчик, она смущенно бормочет:



– Они слишком маленькие.

Проходя мимо сникшего Саши, Марго останавливается, смотрит на него с превосходством.

– Они превосходные.



Марго. Ну, ты теперь всё понял, мужчина?

Он приподнимает ладонями обнаженные груди, нагибается и поочередно берет в зубы каждый сосок.

Она. Прощай, Сашенька.

Пуговица ее брюк трескается, словно чешуйка, между его пальцами. Трусики образуют легкую восьмерку вокруг лодыжек. Она вынимает из них ноги. Трусики запутываются, и ей приходится наступать на них, словно изображая подъем по лестнице. Теперь она остается безо всего.

Он. Прощай, Вера.

– Так, – говорит он, глядя на нее.



– Гожусь? – смущенно шутит она.

Он и Она долго смотрят в глаза друг другу. Марго тянет Веру за руку, но та упирается. Саша встает, медленно подходит к Виталику.



– Не шути, – отвечает он. – Никогда не шути на эту тему.

Он. Мом, говоришь? Ну, тогда наливай! А как у них звали бога похмелья?

В желудке у нее возникает такое ощущение, словно она поднимается в скоростном лифте небоскреба.

Виталик. Не знаю, но по Интернету можно выяснить.

Он несколько секунд смотрит на нее, потом она подходит к нему и расстегивает рубашку. Грудь у него покрыта лоснящимися завитками волос, словно лоб бычка.

Он. Выясни, пожалуйста!

Когда она высвобождает пенис, мужчина издает вздох, и она секунду мягко обнимает его, чувствуя легкое подрагивание органа, пульсацию крови. Сама тоже дрожит, но от нервозности, холода или по совершенно иной причине…

Виталик. Что же ты будешь делать?

Он начинает целовать ее, сначала нежно, и она чувствует, как в голове что-то тает, рушится какой-то барьер, и мозг заливает наслаждением. Затем ощущение таяния расходится по всему телу, и она ахает, когда он кладет ее на пол, позволяет уложить себя, куда ему хочется, позволяет ему войти в себя, поднимает колени, чтобы он мог пронзать ее резкими, неистовыми выпадами, как бык на арене пронзает рогами живот лошади. Вскрикивает, задыхающаяся, ошеломленная, когда он входит в нее как можно глубже.

Он. Сейчас увидишь!





Выпивает подряд несколько рюмок, потом скрывается за кулисами, вытаскивает оттуда упирающегося Мотылева, бьет его долго и подробно. Потрясенный Костя не может от неожиданности вымолвить ни слова, а Саша вкладывает в удары все свое отчаяние и разочарование.

В квартире этажом ниже Уикс потирает руки.



Маша. Кто это?

– Смотри-смотри, что она теперь делает! Фрэнк, сколько копий этой записи изготовишь? Я возьму десяток для ребят.

Нина. Это Костя Мотылев.

– Да брось ты, в самом деле, – усмехается Фрэнк.

Маша. Он его убьет!

Нина. Ничего страшного: он же его только в своем воображении лупит.

– Как, не хочешь заиметь сувенир? – Уикс толкает локтем Позитано. – Очевидно, Фрэнк хочет сохранить пленку в единственном экземпляре, чтобы было чем скрашивать долгие ночи. Так, Фрэнк?

Марго. Неплохой хук.

Виталик. Не скажите! Я читал у Папюса: черный маг протыкает спицей воображаемого врага, а копыта откидывает настоящий.

Дербан неожиданно выключает изображение.

Валентин Борисович. Да, да, я тоже об этом где-то читал.

Нина. Ну, хватит! Достаточно, я сказала. Какой ревнивый!

– Будем пользоваться только микрофонами.



Разошедшийся Саша утаскивает избитого Костю за кулисы, потом решительно направляется к Марго. Вырывает чемодан и отшвыривает в сторону, потом обнимает Веру. Она – его. Страстно.

– А ее это волнует? Она профессионалка, Фрэнк, и профессия, о которой мы говорим, не игра на сцене. – Уикс включает изображение снова. – Как узнать, симулирует ли женщина оргазм?



Марго. Верка, не смей! Что ты делаешь?

– Не знаю, – говорит Позитано, – а как?

Она. То, что хочу!



– Кого это волнует? – отвечает Уикс и смеется. – Недурно, а? Австралийская шутка. Кого это волнует?..

Целует Сашу.



Но Фрэнка Дербана, наблюдающего за телами на экране, волнует. И очень.

Марго. Дура! Посмотри на своего педагога! Он испортил тебе юность. Посмотри на своего диванного мужа! Он испортил твою молодость. Ты хочешь, чтобы этот актеришка испортил то, что осталось?

Она (не отдышавшись после поцелуя). Да, хочу. Хочу, хочу, хочу!



Марго. Ведь снова приползешь ко мне.

Потом они лежат на полу, слишком изнеможенные, чтобы перебраться на кровать, словно пьяные, среди разбросанной одежды.

Она. Нет, не приползу.

– Я хочу сказать тебе кое-что, – мягко произносит он.

Марго. Тварь неблагодарная!

– Что?



– Помнишь, ты спрашивала о моей жене?

Марго бросается на Веру, но Саша твердо останавливает разъяренную женщину. Марго пытается снова ударить его в пах коленом, но на этот раз Саша начеку и перехватывает нападающую болевым приемом.





Марго. Отпусти, животное! Мне больно.

Полицейские внизу умолкают и теснятся у экрана.

Он. А сейчас будет еще больнее.



Нина. Берегитесь, Марго, в его жилах вскипела кровь кавалергардов!

Он переворачивается на живот, осторожно касается ее соска, вертит его в разные стороны, словно она приемник, который нужно настроить на определенную, ускользающую волну.

Валентин Борисович. Александр, неужели вы можете ударить женщину?

Он. Женщину – нет! Но того, кто посягает на мою женщину – да! Виталий, у тебя в диване оружие есть?

– Если смерть Стеллы научила меня чему-то – оставила во мне что-то, – это ужас перед секретами.

Виталик. Странный вопрос! (Достает молоток.)

Она говорит, глядя в потолок:

Он. А посерьезней?

– У тебя есть какой-то секрет?

Виталик. Обижаешь! (Достает топор.)

– Да, – отвечает он. – Всего один.

Он. А еще посерьезней?

Она ждет, как ее учили. Молчание – лучший способ добиться ответа.

Виталик. Только для тебя, сменщик. (Достает дрель с метровым сверлом.)

– Клэр, я должен сделать признание, – начинает он. – Как только мы познакомились…

Он. Годится. Как ты сказал? Протыкаем воображаемого врага. Просверлю!

Она. Саша, прошу, не делай ей больно. Она несчастная женщина.

Кажется ей, или она слышит осторожные шаги у двери, щелчки опускаемых предохранителей, потрескивание рации, торопливо спрятанной под одежду?

Он. Ну, если просишь ты, пусть живет. (Марго.) Иди и больше никогда близко не подходи к границе моей жизни! Поняла?

– Подожди, – просит она. Надо дать им время занять нужное положение. – Мне хочется пить.

Марго. Поняла.



Она встает нагишом и идет в ванную комнату. Лицо, глядящее из зеркала, представляет собой маску. Она открывает кран и умывается.

Саша нехотя опускает сверло. Она отбегает на безопасное расстояние.



– Так, – говорит она, снова ложась рядом с ним. – Что ты хочешь мне сказать?

Марго (Вере). Я уйду. Но ты уволена. У твоего ненормального нет ничего. Я навела справки: единственная роль, которую ему еще доверяют, – Дед Мороз. Из сериала его выгнали за пьянку. Побираться будешь, Снегурочка!

Она (обнимая Сашу). С милым рай в шалаше.

– Мне нужно… думаю, тебе следует это знать… – Он смотрит на ее руки. – У тебя гусиная кожа.

Марго. Если, если этот шалаш на Мальдивах за двести долларов в сутки. И все включено.

– Я прекрасно себя чувствую, – шепчет она. – Продолжай.

Ирина Федоровна. Дочка, и вправду – на что мы будем с ним жить?

– Я хочу сказать, что влюбляюсь в тебя.

Валентин Борисович. Деточка, запомни: бедность для любви – то же самое, что капитализм для России.

Она. Не пропадем! Опытные секретарши везде нужны.

Воздух вырывается из легких Клэр невольным, долгим вздохом благодарности и облегчения.

Он. «И я буду работать, а через какие-нибудь двадцать-тридцать лет работать уже будет каждый человек. Каждый!»

Пауза. Все удивленно смотрят на Сашу.

Глава двадцать седьмая



Второй раз нежнее, ласковее. Он входит в нее очень медленно, положив руку ей под голову и неотрывно глядя в глаза.

Валентин Борисович (Вере, тихо). Деточка, не верь ему! Это из «Трех сестер».

Марго. Работать? Ха-ха-ха! На приличную жизнь украсть-то не всегда получается. А он заработать хочет.

Его глаза напоминают ей фотографии туманностей в космосе, зеленую фосфоресценцию, превращающуюся вблизи в тени и полоски света.

Он. Ты еще здесь, безграничная?



Клэр осознает, что он стремится не кончить сам, а заставить ее кончить, потерять над собой контроль, раскрыться перед ним. Мысль об оргазме под таким пристальным наблюдением пугает Клэр. Она пытается спрятаться от него, расстроить его план, не допустить этого кризиса, но лишь приближает его. Настав, он захлестывает ее волной, швыряет, вертит в бурунах, и, кажется, целую вечность она во власти стихии, хнычущая, стонущая жертва кораблекрушения, ее лицо забрызгано слюной и мокротой.

Включает дрель и наступает на Марго. Та прячется за диван.



Он кивает, неторопливо, словно она наконец открыла ему правду.

Виталик. Девочки-мальчики, не переживайте! Я за этот диван получил очень хорошие деньги. По закону, половина – Веркина.

Она. Виталик, я не могу взять твои деньги.



Виталик. Не возьмешь – не дам развода.

Нина. Не ломайся, Вера, бери! Санечка их быстро прогуляет, как папины картины, бронзу и даже бабушкину камею.

Потом он несет ее в ванную комнату и методично моет, намыливая каждую ложбинку тела, его пальцы зондируют складки ее кожи. Льет шампунь ей на волосы, втирает его пальцами. Она смотрит в зеркало. Ее голова вся в пене, словно меренга.

Он. Замолчи!

Нина. Она хочет знать про тебя всё. Пусть узнает.

Он опускает покрытую пеной руку к ее междуножью, моет его так же, как голову, раздвигает губы мыльными пальцами и вновь находит ее клитор. От мыла его жжет, и она стонет, просит, чтобы он перестал. Он утихомиривает ее, заставив подняться на вершину блаженства с ним еще раз.



Саша привлекает Веру к себе.





Он. Пусть! (Вере.) Какой, ты сказала, сегодня день?

Она. Преподобной Феодоры Александрийской.

Опрос проходит спокойно. Клэр догадывается, что Фрэнк и Конни избегают ее взгляда по разным причинам.

Он. Запомню. Пошли!



На улице какая-то машина, сигналя, протискивается среди потока движения в утренние часы пик. Под окном рычит и шипит самосвал, потом едет дальше. Она сидит, играя пальцами с волосами, и вполуха слушает разговор о какой-то Клэр Роденберг.

Тянет ее к алькову. Она упирается.