ЖЕНЩИНА (шипит, как змея). Долго не спи — у меня руки затекут.
МУЖЧИНА. Кляп... кляп — какое странное слово, кляп...
ЖЕНЩИНА. Ты меня понял — у меня могут затечь руки?!
МУЖЧИНА (поворачиваясь на бок). У тебя кровать скрипит, как качели...
ЖЕНЩИНА. Качели?
МУЖЧИНА. Да, качели... У вас во дворе — качели, я, пока ждал, когда твой исчезнет, какой-то ребёнок всё качался и качался, а они так — кхыу, кхыу, — и кровать твоя так же скрипит... Всё время скрипит, пока я, пока мы...
ЖЕНЩИНА. Так видишь, мне это только с тобой и можно проверить, скрипит она или нет...
МУЖЧИНА. Только не жалуйся!
ЖЕНЩИНА. Я не жалуюсь!
МУЖЧИНА. Ты жертва, я насильник, — это нелепо, если ты мне начнёшь жаловаться.
ЖЕНЩИНА. Ты первый начал мне жаловаться! Это ещё нелепее — насильник жалуется жертве, что у неё кровать скрипит!
Мужчина вскакивает с кровати, подбегает к шкафу, хватает из ящика какое-то бельё, возвращается на кровать, скомкав бельё, засовывает его в рот женщине; женщина дёргается, пытается что-то промычать, мужчина ещё плотнее закупоривает ей рот.
МУЖЧИНА. Ты мне мешаешь, мешаешь... ты сбиваешь меня с нужного настроения...
Женщина беззвучно извивается.
Как раз когда ты устанешь, я проснусь — и нам будет хорошо. Тебе даже вдвойне, я тебя трахну и развяжу. Вот это будет кайф... (Накрывается с головой одеялом, женщина, подёргавшись ещё какое-то время, успокаивается. Вдруг мужчина резко откидывает одеяло, приподнимается.) Слышишь?! (Вспоминает, что женщина не может ответить.) А, да... Шипит что-то... Автоответчик, что ли... я ведь его не отключал... наверное, тот, кто позвонил, всё думает, какое сообщение нам оставить... ну, пусть думает... (Накрывается с головой одеялом.)
Действие третье
Небольшой офис: несколько столов и такого же цвета кресла, в которых компактно уместился соответствующий столам набор офисных работников. Пустует только одно место. К нему-то и подошёл опрятный мужчина в костюме с небольшой папкой в руках. Мужчина, видимо, старший, так как его рабочее место находится в соседнем отдельном кабинете. Оторвавшись наконец от своей папки, он удивляется, не обнаружив перед собой ожидаемый силуэт готового выслушать его очередное задание работника.
МУЖЧИНА (обращается к женщине за соседним столом). А-а-а...а... где... она?
ЖЕНЩИНА (не отрываясь от компьютера). Она у психолога...
МУЖЧИНА. А-а-а...а... (Кладёт папку на стол отсутствующего работника.) Пусть как вернётся... мне к концу дня нужно посчитать... вы ей передадите?
ЖЕНЩИНА. Да, конечно...
МУЖЧИНА. Хорошо... (О чём-то думает, ещё раз заглядывает в папку, закрывает её, оборачивается на женщину, с которой только что разговаривал, потом снова о чём-то думает, берёт со стола чистые листы бумаги, накрывает ими папку.) Хорошо...
ЖЕНЩИНА. Да, конечно...
МУЖЧИНА. Хорошо... (Уходит.)
Проходит некоторое время. К по-прежнему пустующему столу подходит всё тот же опрятный мужчина.
Не появлялась?
ЖЕНЩИНА. Нет...
МУЖЧИНА. Хорошо... (Уходит.)
Через некоторое время он снова возвращается.
ЖЕНЩИНА. Не появлялась...
МУЖЧИНА. Я понял... я к тому, что психолог сегодня не работает... Сегодня не его день, он же у нас по пятницам и средам...
ЖЕНЩИНА. Ну, я не знаю, вы там бывали? Там же, когда психолога нет, там просто приятная музыка звучит, экран, там можно просто так сидеть, она тогда там просто так сидит, психологически разгружается...
МУЖЧИНА. Будьте добры, я вас попрошу сходить за ней... сколько можно разгружаться...
ЖЕНЩИНА (встаёт, собираясь выполнить поручение). Ну, не знаю, комнату специально завели, чтобы разгружаться, кто как сам чувствует, когда пора... если это будет вызывать нарекания...
МУЖЧИНА. Пожалуйста...
ЖЕНЩИНА (на ходу). Сам директор говорил, что если чувствуете, то, пожалуйста, чтобы никто не игнорировал...
МУЖЧИНА. Для всего есть своё время, на работе оно должно быть хоть немного для работы... если вас не научили... (Женщина уже скрылась где-то за дверью, и мужчина, поняв, что его уже никто не слушает, замолкает.)
К разволнованному мужчине подходит ещё одна женщина — работница офиса.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Подпишите... (Протягивает мужчине какой-то листок.)
МУЖЧИНА. Что это?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Смета...
МУЖЧИНА. Я вижу, что смета! Какая смета, я спрашиваю, на что: на мясо, сахар?!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. В каком смысле?.. (Начинает дрожать от раздражения.) Мы же... какое мясо-то, если у нас... мы же не продуктовый супермаркет...
МУЖЧИНА. Вот именно! Здесь вам не супермаркет! Почему я должен по глазам вашим нелепым угадывать, с чем вы мне бумажки свои подсовываете?!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Это не мои бумажки, я, между прочим, работаю...
МУЖЧИНА. Ладно, вы ещё мне тут будете! (Берёт из рук женщины смету, быстро проглядывает её, отдаёт обратно.) Зайдёте потом ко мне, я так на бегу не могу...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Дело в том, что мне нужно срочно — мне по ней сейчас ведомость оформлять...
Спор опрятного мужчины и второй женщины прерывается криком откуда-то из-за двери. Работа в офисе резко останавливается, все сидящие за своими столами приподнимают головы, ожидая разрешения своих догадок по поводу услышанного звука. В офис вбегает женщина, которую совсем недавно опрятный мужчина попросил сходить за коллегой.
ЖЕНЩИНА (всех разглядывает, как будто не понимает, где находится). ...
МУЖЧИНА. Что такое, это вы кричали?.. Вы?..
ЖЕНЩИНА. Я...
МУЖЧИНА. Что случилось? Вы нашли?..
ЖЕНЩИНА. Она...
МУЖЧИНА. Что она, вы её нашли, я спрашиваю?..
ЖЕНЩИНА. Она повесилась...
МУЖЧИНА. Что?
ЖЕНЩИНА. ...
МУЖЧИНА. Что, я не понял, что вы сказали?
ЖЕНЩИНА. Она повесилась...
МУЖЧИНА. Как это повесилась? Как это... где?
ЖЕНЩИНА. Там... в комнате... отдыха... висит...
МУЖЧИНА. Да как так, вы подождите...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Ой... (Затряслась ещё больше.)
ЖЕНЩИНА. Там... висит...
Все в офисе как-то обмякли и вжались глубоко в себя.
МУЖЧИНА (оглядывая всех работников, как бы пересчитывает про себя, кого точно недостаёт). Так, все сидите... никуда... я сейчас сам... (Выбегает.)
Работники офиса подбегают к женщине, перебивая друг друга, спрашивают её о случившемся.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. И что, а почему её... почему она себя, сама себя?!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Выпей воды, успокойся, возьми себя в руки!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Ой, так как же, она одна, она там одна, да? Слушай, она одна там?..
ЖЕНЩИНА. Мне не по себе, ой, не по себе мне... Это же что ж, я же ведь еле себя пересилила, чтобы проверить, она уже всё была, давно, видимо, видимо, как ушла, она же давно ушла, я-то ему не говорила, что она давно ушла, он и так просто повод ищет, чтобы придраться, я думала, она отдыхает, мало ли что, поскольку... ведь, ой, как же, у меня же столько дел, ладно, мне нужно заполнить, я должна, где мой бланк?! Никто не видел мой бланк? (Орёт.) Где мой бланк?!
В этот момент входит мужчина.
МУЖЧИНА. Успокойте её! Я сказал, успокойте её!
Кто-то из сослуживцев, облепивших женщину, бьёт её по щеке. Она замолкает, но мужчина не унимается.
Пусть она замолчит! Кто-нибудь! Успокойте её! Сделайте что-нибудь! Пусть она замолчит!
Тот же, кто ударил женщину, робко, но с силой ударяет по щеке и мужчину.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Что же нам теперь делать?..
МУЖЧИНА (садится за стол, принимает от какого-то заботливого сослуживца стакан с водой). Надо позвонить... вызвать... чтобы расследовали... быстро, надо!
Кто-то срывается к телефонному аппарату, звонит.
ЖЕНЩИНА. Надо, наверное, её снять...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Да, только...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Что?..
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Примета плохая...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. А-а-а...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Какая?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Если она голову опустит на кого, тот сам потом... того...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Что — того?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Что! Верёвку на шею и того!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Вот не знала, — такая примета?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Ха! Счастливо, значит, живёте, раз таких примет не знаете...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Живу, как все живут, не жалуюсь, а про примету эту в первый раз слышу!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Ну, вот я и говорю — хорошо живёте...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Может, тогда её за голову чтобы кто-нибудь подержал?
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Ой, я не могу, я не могу!
МУЖЧИНА. Успокойтесь вы! Никого не надо трогать! Мы должны подождать! Нам ничего нельзя трогать! Сейчас приедут и сами всё... Вы вызвали?!
ТОТ, КТО ПОЗВОНИЛ И ВЫЗВАЛ. Да! Едут!
МУЖЧИНА. Хорошо...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Надо директору сообщить...
МУЖЧИНА. Куда? Он уехал...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Может, надо вернуть, отозвать...
МУЖЧИНА (смотрит на часы). Он уже в самолёте должен быть... отозвать! У него встреча, договор! Кто, кроме него-то, вы, что ли?! Отозвать! Вы понимаете, что говорите! Ему только наших проблем не хватало!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Но это же и его проблемы! Так и так, теперь всё равно надо будет административное расследование проводить!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Тут и без нас сейчас проведут...
МУЖЧИНА. Какой ужас, какой ужас! Кошмар! На рабочем месте взять и такое выкинуть! У нас же репутация! Как так, о чём думать в этот момент?..
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Вы только про репутацию и думаете! А ведь человека нет! (Плачет.)
МУЖЧИНА. Успокойтесь, сейчас надо всем успокоиться! Так... надо подумать, сейчас же и вправду приедут, надо решить, что мы будем говорить...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Зачем?..
МУЖЧИНА. Как зачем? А вы хотите потом полжизни провести в необоснованных обвинениях, просто так ведь люди не вешаются!..
ЖЕНЩИНА. А действительно, почему она повесилась?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Ей муж изменял...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Да?!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Все отлично знали, что ей муж изменял. И что? Из-за этого не вешаются!..
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Я лично не знала!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Ну, с вами она, видимо, не делилась, а я знала, и она к этому легко относилась, просто и легко, мы сколько раз с ней это обсуждали!
МУЖЧИНА. Вот как!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Так, да, это не было секретом, по крайней мере между нами...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Вот так запросто об этом говорить... Да...
МУЖЧИНА. Подождите, так тогда это всё объясняет... Надо... надо посмотреть на её столе, может, она оставила какую-нибудь записку... как обычно в таких ситуациях...
Все кидаются к столу повесившейся коллеги, роются в бумагах.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Нет, ничего...
МУЖЧИНА (листает какой-то блокнот). Может, в органайзере... Бред какой-то...
ЖЕНЩИНА. Что, что там?..
МУЖЧИНА. Пустой, абсолютно пустой, только одна фраза, в середине...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Какая?
МУЖЧИНА (читает). «На ногах ногти растут быстрее, чем на руках»... Да...
Возникает пауза. Каждый думает о своём. Тишину прерывает сотрудник, который всё это время отсутствовал, он выходил за минеральной водой, и сейчас он сильно удивился тому, что увидел, вернувшись на работу.
СОТРУДНИК (ставит бутылку с водой на стол, улыбается). Что все такие мрачные? Кто-то повесился?
Все работники офиса отвлекаются от собственных размышлений, оборачиваются на ни о чём ещё не подозревающего сотрудника; выдержав паузу, хором кричат на него.
ЖЕНЩИНА. Ты что, ты совсем уже?! Башню снесло, да?! Надо же хоть чуть-чуть! Думать надо хоть чуть-чуть! (Стучит по своей голове.) Думать! У тебя всегда с этим проблемы, но ты никого не слушаешь, тебе на всех и на всё наплевать!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Повесилась... Повесилась. Да, повесилась! Вот так! Да! А ты пришёл! Вот ты и пришёл! Только сначала надо голову (стучит по своей голове)... голову сначала надо просовывать, убеждаться, что всё в порядке, а потом входить и шутить!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Ты не вовремя, ты сейчас очень не вовремя вылез! Может, тебе кажется это всё смешным, только вот её (указывает на женщину)... сейчас мы её еле отпоили, когда она там всё увидела! И что ещё дальше будет!..
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Твои шутки всех уже достали! Ты почему?! Ты посмотри телевизор (указывает куда-то в сторону, где, по её мнению, мог бы находиться телевизор)... посмотри, поучись, как люди шутят, и, главное, когда и в какое время! Завели на работе комика!..
МУЖЧИНА (обрывает шипящих женщин в тот момент, когда они начинают жестикулировать, поэтому концовки своих фраз они дошёптывают практически беззвучно). Вы где были?
СОТРУДНИК. Я... за минералкой ходил...
МУЖЧИНА. А что, почему вы этим занимаетесь в рабочее время?
СОТРУДНИК. ...
МУЖЧИНА. И потом, у нас же установлен фильтр. Вам что, наша вода не нравится?
СОТРУДНИК. Нет...
МУЖЧИНА. Что?
СОТРУДНИК. Я пью «Эвиан»...
МУЖЧИНА. «Эвиан»?
СОТРУДНИК. Да...
МУЖЧИНА. Ну а что, у нас тогда зачем фильтр стоит, он что, не работает?
СОТРУДНИК. Работает, но мне нравится «Эвиан»...
МУЖЧИНА. А чем она лучше, и чем вообще минеральные воды могут отличаться?.. Вы что, различаете их по вкусу?
СОТРУДНИК. Да...
МУЖЧИНА. Интересно... И чем же ваш «Эвиан» отличается от нашей воды, которую мы все здесь пьём?
СОТРУДНИК. ...
МУЖЧИНА. Почему, если у меня есть какие-то привязанности, я стараюсь держать это в себе, глубоко в себе, я не ухожу никуда в рабочее время, не ищу способа, как решить свои собственные проблемы в то время, когда нужно заниматься совсем другим делом, почему ваши привязанности так давят на вас, что вы позволяете себе уходить, когда вам вздумается, чёрт-те куда?..
СОТРУДНИК (потрясывая нижней губой). Я буквально два шага... а не чёрт-те куда...
МУЖЧИНА. Что?
СОТРУДНИК. В двух шагах от нас... магазин... я там (совсем уже кривится, тихо плачет)... я туда зашёл...
Кривиться начинают и остальные. У всех, у кого более интенсивно, у кого — менее, глаза начинают моргать и течь слезами.
МУЖЧИНА. Нет, ну как, вы мне объясните — я не могу понять — для меня лично достаточно одного слова на этикетке: «минеральная». Для меня этого достаточно, всё, я сразу понимаю, что это вода чистая и полезная, и никакого другого смысла название этой воды мне не добавит, а тем более вкуса!
СОТРУДНИК (сквозь слёзы). Не орите на меня!
МУЖЧИНА. Что?
СОТРУДНИК. Не орите на меня! Если я не прав, я отвечу, но не надо на меня орать!
МУЖЧИНА. Да что такое-то, а? Кто на вас орёт?! И вообще, как вы со мной разговариваете?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА (сквозь слёзы). На всех каждый день орёт! Неудивительно, что здесь человек повесился!
МУЖЧИНА. Что? Вы что говорите такое?
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. А то! Вы уже совсем за собой не следите, как вы с людьми общаетесь!
МУЖЧИНА. А как я с людьми общаюсь? Как?!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. А так, что после этого не то что работать — жить не хочется!
МУЖЧИНА. Да что с вами со всеми такое-то, а? Как я с вами общаюсь?! Я что, незаслуженно, что ли, сделал сейчас замечание? (Обращается к третьей женщине.) Почему тогда вы никуда ни за какой минеральной водой не выходите?..
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Да при чём тут минеральная вода? Вам же совсем про другое говорят! Вы в принципе не можете с людьми общаться! Как вас на такую должность назначили, я ничего не понимаю!
МУЖЧИНА. Да! Вот как! Вы удивляетесь! А я удивляюсь... (Подбегает к столу этой женщины.) А я удивляюсь тому, сколько вам лет!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. В каком смысле?
МУЖЧИНА. А в таком, что как у взрослой женщины на рабочем месте могут быть эти финтифлюшки! У вас весь стол, всё ими заставлено! (Сгребает какие-то открыточки, расставленные на столе третьей женщины, трясёт ими у себя над головой.)
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Это не финтифлюшки!
МУЖЧИНА. Да, а что это?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Аппликация!
МУЖЧИНА. Вот как! Ещё лучше! Этим когда же? Этим же, если вы не в курсе, в детстве обычно занимаются!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Да... поставьте, пожалуйста, на место!
МУЖЧИНА. Не бойтесь, я поставлю, только прежде, чем мне замечания делать, вы, пожалуйста, разберитесь, что с вами-то происходит!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Со мной всё в порядке!
МУЖЧИНА. Да, а это тогда что?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Кто вам дал право шариться у меня на столе?
МУЖЧИНА. Я не шарюсь! В том-то и дело, что это всё на виду! Если б вы это спрятали, тогда ладно, а так, — ведь вы всех заставляете быть свидетелями, мы все смотрим на эти ваши чудачества и терпим!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Кого — меня? Вы меня терпите, значит, — замечательно!
МУЖЧИНА. Ну, почему вот у вас, разрешите... (Обращается к четвёртой женщине, тянется к фотографии, стоящей на её столе.)
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Да, пожалуйста... (Передаёт ему фото в рамке.)
МУЖЧИНА. Почему вот у человека — нормальное фото... (Вглядывается.) Мужа, без всякого...
ЧЕТВЕРТАЯ ЖЕНЩИНА. Это брат...
МУЖЧИНА. Что?
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Я не замужем, а это мой брат!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. А мне говорили, что ты замужем... (Обращается к третьей женщине.) Вы же мне и говорили!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Так потому, что она мне сама и рассказывала, про мужа, про их медовый месяц, на островах...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. На каких островах! Я не замужем!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Но вы же сами рассказывали?
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. А о чём с вами ещё говорить? О чём?! Вы все каждый день только и трещите про ваши семьи нелепые, куда вы после работы с мужьями ходите! (Коверкает голос, пародирует сослуживцев.) «В городе никаких развлечений, везде одно и то же! Я приватный танец не заказывала, а они подходят к столику и раздеваются, нам с мужем так противно стало, нам с мужем неприятно, мы с мужем отдохнули, у нас с мужем, у нас с мужем! Он меня повезёт на выходных... Он обещал достать на выходных!»... Мерзость! Одна и та же мерзость каждый день! (Вытирается одноразовой салфеткой.)
ЖЕНЩИНА. Ты что, ты нам завидуешь?
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Ещё чего!
ЖЕНЩИНА. Ты нам завидуешь! Какой ужас! А главное, чему! (Берёт фото, разглядывает.) Конечно, брат! Вылитый же ведь! Как мы раньше думали...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Положи на место!
ЖЕНЩИНА. Успокойся!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Положи на место, я сказала!
ЖЕНЩИНА. Ничего я ему не сделаю, успокойся!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Ты что, не поняла, что ли? (Подскакивает к женщине, выхватывает из её рук фотографию.)
ЖЕНЩИНА. Да на, успокойся!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Дрянь! (Убирает фото в свою сумочку.)
ЖЕНЩИНА. Мерзавка!
Дверь открывается, в офис входит пожилой мужчина в красном вельветовом костюме. На руках мужчина держит маленькую собачку какой-то очень мерзкой породы с выпученными глазами, которые, кажется, в несколько раз больше самой этой собачки.
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Извините...
Все замолкают.
Извините... мы забыли поводок... В прошлый раз мы забыли наш поводок в нашем кабинете... Мы гуляли и поняли, что гуляем без поводка... Он, наверное, в моём кабинете, в комнате отдыха... она закрыта... а нам нужен поводок... И, кстати, почему комната закрыта, я же просил, чтобы, даже когда меня нет, каждый сотрудник мог отдохнуть, расслабиться...
МУЖЧИНА. Туда сейчас нельзя...
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Почему... у нас там поводок...
МУЖЧИНА. Там повесилась наша сотрудница, туда сейчас нельзя...
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Вот как... А... ну да — ну да... я тогда...
МУЖЧИНА. Постойте, подождите, сейчас уже должны приехать, вы можете подождать, если он вам необходим... Её снимут и отдадут вам ваш поводок...
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Да... (Машет рукой, хочет уйти, останавливается, оборачивается.) Может быть, вам нужна моя помощь?
МУЖЧИНА. Да, пожалуй, нет, спасибо...
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Смотрите, мне не тяжело...
МУЖЧИНА. Не знаю, может, кому-нибудь? (Оборачивается на сотрудников, все молчат, стараются отвести взгляд в сторону.)
ЖЕНЩИНА. Спасибо, не надо...
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. А?.. Да, ну ладно, ладно... До свидания... (Уходит.)
МУЖЧИНА. Всего доброго...
ВСЕ. До свидания...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Сколько раз уже его просили не приходить на работу с собакой!
ЖЕНЩИНА. Он говорит, что она ему помогает, успокаивает пациентов...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Да кого она успокаивает, страшилища! Наняли клоуна! Ходит, мозги нам компостирует! И вот итог! Кому он помог, в чём?!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Я лично всегда могу взять себя в руки... Да, без всяких, мне это вообще непонятно...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Вы можете, а кто-то не может...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Потому что надо всё делать вовремя...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Что именно?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. А то! Вы меня отлично понимаете...
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Нет, я вас совсем не понимаю... Вы, пожалуйста, договаривайте, если что-то имеете в виду!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Да ладно, всё вы отлично понимаете, что мне тут при всех вам объяснять, что замуж надо вовремя выходить, чтобы потом с людьми нормально общаться!
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА. Да, и чтобы потом на чужих поводках...
МУЖЧИНА. Послушайте, я просто поражаюсь!.. Почему?! Почему вы вдруг в какой-то момент становитесь все как будто неуправляемыми какими-то... То есть я не то хотел сказать, я, в смысле... вот у вас у всех вроде всё чудесно... каждый день вы приходите сюда, здороваетесь, улыбаетесь... мы вместе работаем... ведь работаем... как-то... вы всё друг про друга знаете, но почему-то вы не можете вовремя сказать, что вам мешает или раздражает, копите, копите в себе, а потом превращаетесь в бомбу, которая взрывается в самый неподходящий момент... вот я, неужели я на вас на всех ору, что вы мне сегодня высказали? А? Неужели же я заслужил? Что, это так невыносимо — потерпеть, если вам заслуженное замечание делают?
СОТРУДНИК. А если незаслуженное?..
МУЖЧИНА. Ну, как, ну, всё равно, можно как-то перетерпеть...
СОТРУДНИК. Да...