— На кладбище я видел труп Мангуста. Сюда я пришел предупредить Суслика… Но не успел…
17
Сон
Будто стою я на какой-то огромной площади перед массивным зданием с куполом без креста… Здания почти не видно, во всю длину его натянут экран, только купол с колоннами сверху торчит. Я в толпе, запрудившей всю площадь. Сумерки. Дождь идет. Мелкий и нудный. Почти питерский. Но толпа не расходится, хотя экран мертв… Все ждут чего-то… Кто под зонтиками, кто просто так… Пьют баночное пиво, вытягивают шеи в сторону экрана… Чего они ждут? То ли рок-концерт будет, то ли презентация голливудского киношедевра… Это не Россия, а какая-то европейская страна, но я не понимаю какая. Люди вокруг говорят на разных языках, и по виду все разные, есть и черные, и желтые лица…
И вдруг ожил экран, покатились по нему разноцветные тени, и музыка ударила по ушам. Толпа заорала на разных языках, зашумела, засвистела, замахала в такт вскинутыми руками… Дождались… В правом верхнем углу экрана закрутился счетчик таймера. Крайний ноль стал превращаться в цифры… А на экране под бешеную музыку ревело пенное море… Эффект был потрясающий. И дождик еще помогал. Будто на лицо летели брызги от мощной волны… А на волнах металось старинное судно с прямым парусом и веслами-спичками… Парус был рваный, и многие весла обломаны… Нелегко приходилось морякам… Мы видели их мокрые смуглые спины, их судорожно открытые рты… Гребцы смотрели на мрачное, грозовое небо и со слезами молили его о спасении… Раздвинулись грозовые облака, и в просвете показалось чье-то мутное лицо. Раскатился громовой, на всю Вселенную, электронный голос:
— Бог Пан мертв! Мертв… мертв…
Только я подумал о том, что вся история очень здорово снята, и отдал должное технике Голливуда, как чей-то приятный баритон возвестил толпе:
— Зимой двадцать пятого года финикийские моряки услышали в Атлантическом океане этот страшный глас…
Я взглянул на таймер — цифры показывали «0025». Значит, они отсчитывали годы нашей истории. А на экране в бешеных волнах разламывался на части старинный корабль, мелькали в пене обломки и отчаянно кричащие лица… Я подумал во сне: «Неужели это — изделие\" Коли Колыванова?!»
Приятный баритон продолжал:
— В двадцать пятом году, в который уже раз, Высший разум поменял на Земле программу развития… Объявил громогласно о смерти языческих богов…
На таймере появилась цифра «0030». На экране была уже бескрайняя пустыня. Из-за горизонта всходило солнце. От солнца к нам по пустыне шел человек в белых, развевающихся на утреннем ветру одеждах. Баритон заявил:
— Высший разум явил на Землю своего нового посланца в образе человека…
На таймере медленно ползли цифры: «0031, 0032…»
А на экране показывали историю Христа. Ходил он с толпой лохматых учеников по глинобитным, сожженным солнцем поселкам… То лечил людей, то с пологой горы на берегу озера рассказывал им что-то, а его ученики раздавали голодным, покрытым струпьями слушателям рыбу и хлеб… А за смоковницей стояли трое в темных одеждах и слушали, недовольно качая холеными, красивыми головами…
Баритон комментировал картины:
— Высший разум через своего Посланца принес на Землю новую программу. Она называлась коротко: «Любовь»… Но как могли понять ее несчастные бедняки, привыкшие к своим прежним жестоким и безжалостным богам?… Они не поняли посланца… Не считая горстки необразованных учеников, ожидавших от своего Учителя чуда, никто не понял его… Посланец Высшего разума отчаялся… Несмотря на то что он дал Богу обет — не творить чудес, он нарушил его и стал их совершать, чтобы привлечь к себе людей, чтобы заставить их поверить в себя… Он кормил их досыта волшебными хлебами, допьяна поил чудотворным вином…
На экране в ночном небе светила зеленая луна. Отверзся могильный камень, и из пещеры вышел смердящий покойник, обвитый пеленами… Люди на площади плевались и зажимали носы…
— Он оживлял мертвых, излечивал бесноватых, превращал воду в вино… Но всех излечить не мог. Он не мог оживить всех мертвых, и все озера превратить в вино он тоже не мог… Едва начавшись, новая программа Высшего разума была обречена… Великий программист опять ошибся… И тогда мудрые люди решили помочь отчаявшемуся Посланцу…
На экране на высоком холме, на фоне закатного неба, стоял высокий деревянный крест, а на нем умирал, залитый кровью, Христос в терновом венце. Его сведенный мукой рот шептал толпе что-то. Но толпа не слышала его. С экрана гремела скорбная, траурная музыка. Тогда Христос напрягся из последних сил и закричал так, что на шее синими жгутами вздулись жили. Траурная музыка стала еще громче, еще протяжней.
К кресту подошел воин в медном шлеме и красном плаще и ткнул копьем умирающего под ребро. Христос благодарно посмотрел на него голубыми глазами, дернулся и повис на кресте. Толпа на площади вздохнула единым вздохом, вскрикнули в истерике женщины.
На таймере горели остановившиеся цифры: «0033»… Баритон сказал:
— Не плачьте о нем! Вы видели сами, как он поблагодарил легионера за то, что тот избавил его от мук. От мук отчаяния. Посланец погиб бы все равно… Либо от ножа наемного убийцы, либо избиваемый каменьями разочарованных приверженцев. Мудрые помогли ему. Мудрые дали Посланцу смерть, ставшую великой легендой. Мудрые исправили ошибку Высшего разума…
На экране при свете луны ученики снимали с креста тело Учителя. Положили его на каменистую землю. Две женщины обмыли тело, натерли миррой, обвили погребальной пеленой. Ученики положили сверток на носилки и понесли на плечах к пещере. Они ненадолго пропали в темноте, а потом вышли и завалили вход большим камнем…
Баритон сказал:
— Братья и сестры, вы присутствуете при великом событии! Впервые в истории человек не согласился с программой Высшего разума! Поправил того, кого он до сих пор называл своим Богом!
Торжественно гремела музыка. У заваленной камнем могилы в свете луны стояли римские легионеры в красных плащах.
Баритон продолжал:
— На третий день мудрые тайно вынесли тело Посланца из пещеры. И на корабле отвезли его в Грецию. Они с почестями похоронили Посланца в земле, называемой Аркадией. Только они знали, где находится могила Посланца. Только они посещали ее… Сегодня они открывают перед вами свою великую тайну! Братья и сестры! Мы в Аркадии!
Толпа заревела, а на экране возникла знакомая картина. Одетые в шкуры бородатые пастухи стояли, склонив головы у могильного камня. На камне лежал человеческий череп…
Старший пастух говорил черепу:
— Посланец, мы взяли на себя ответственность за твою кровь. Взяли ее, чтобы спасти Человечество. Подумай сам, Посланец, что было бы, если бы ты бесславно погиб от рук толпы? Люди бы навсегда перестали верить в Пославшего тебя. Ты называл себя сыном Божьим, ты доказывал, что человек может стать равным Богу. Но разве сирые и слабые могли тебя понять? Они требовали Чуда! Только Чуда! Они не могли и не хотели быть равными богам. И тогда мудрые придумали им утешение. «Церковь Христова» — так называлось оно. И слабые повалили к дверям храмов. Мы спасли и тебя, и Пославшего. Мы создали тебе Волшебную Легенду. Люди поверили в твое чудесное Воскресение. Мы скрыли от них твою тайную могилу. Мы не просим у тебя прощения, Посланец. Так было нужно для человечества… Мы знаем — ты поймешь нас…
Полилась музыка, печальная, задушевная. Толпа подхватила знакомый ей мотив. Пела вся огромная площадь.
Таймер вдруг вернулся к началу. Снова четыре нуля горели на табло. На экране переливались разноцветные тени. Баритон говорил:
— Высший разум переоценил человечество. Его Посланец пришел к нищим и обездоленным, которые не смогли его понять. Почему он сразу не пришел к нам?! В этом и была его главная ошибка! Мудрые вы— полнили программу Посланца, которую он бессилен был выполнить. Мудрые взяли новую программу в свои руки! Братья и сестры, смотрите, как мы выполняли ее! Смотрите и гордитесь собой!…
Гремела бравурная музыка. Быстро мелькали на таймере цифры. На экране боролись с волной каравеллы Колумба, стучали первые деревянные ткацкие станки, в облаке дыма летел по рельсам первый стефенсоновский паровоз…
Я смеялся во сне: «Это же Новости дня\", это же Выставка достижений народного хозяйства…»
Как автоматные трассеры, летели на таймеры цифры. На экране уже взмывали в небо фанерные самолеты, дымили трубы заводов, бороздили океан огромные белоснежные лайнеры, в космос взлетали ракеты…
Я думал во сне: «Только бы не проснуться! Посмотреть бы хоть одним глазком, чем же все это кончится?»
И, как по заказу, как бывает только во сне, я увидел финал грандиозного шоу.
На таймере горели цифры «2033». И больше они не мелькали, потому что перед экраном, сверкающим всеми цветами радуги, стояли живые люди. И в белых одеждах, и в оранжевых, в фиолетовых хитонах и в зеленых туниках.
«Это представители всех религий Земли», — понял я во сне. Все они смотрели в дождливое небо. Впереди них стояли двое. Старец с посохом в папской тиаре и молодой красавец в черном смокинге, похожий чем-то на Жорика.
Умолкнувшая толпа, задрав головы, следила за полетом сверкающей в небе падающей звезды. Звезда с каждой секундой росла в размерах и на глазах превратилась в огненный шар. Он застыл над площадью и медленно стал снижаться на площадку перед экраном. Люди на площади вдруг засвистели. Оглушительный свист перекрыл торжественную музыку. Огненный шар опустился на площадку, ослепительно вспыхнул и растворился. На площадке остался стоять высокий человек в белых простых одеждах, с лицом, закрытым капюшоном. Дождь прекратился. Из-за туч выглянул край солнца…
Свист на мгновение смолк. Человек поднял руку и осенил толпу крестом. В ответ толпа оглушительно засвистела вновь.
Красавец в черном смокинге поднял руку, и, повинуясь его команде, площадь начала затихать.
Когда площадь смолкла, красавец приятным баритоном обратился к прибывшему:
— Мы приветствуем тебя, Посланец. Приветствуем и сообщаем тебе. Мы исполнили за тебя, похороненного на этом месте две тысячи лет назад, то, что завещал тебе Высший разум. Мы тебя не забыли, Посланец, — красавец воздел руки к толпе. — Мы прощаем тебе твои ошибки!
И толпа заорала: «Прощаем! Прощаем! Прощаем!»
А красавец, раскинув руки, пошел навстречу Посланцу. Толпа замерла. Во сне я чувствовал, как колотится мое сердце.
Кто-то сзади схватил меня за плечо, я ударил его. Я не отрывал глаз от Посланца.
Я хотел услышать его последнее слово…
Красавец в черном смокинге, раскинув для братских объятий руки, улыбаясь, подходил к нему все ближе… все ближе…
Сзади кто-то затряс меня изо всех сил:
— Славик, проснись! Проснись, Славик! Костю мочат!…
18
Мочилово
Я открыл глаза, так и не увидев самого главного…
В сумерках белой ночи меня тряс за плечо Котяра. Я спросил недовольно:
— Как ты попал ко мне? Дверь-то закрыта…
— Обижаешь, — сказал он и показал согнутую под углом проволоку.
Я закрыл глаза и снова упал на подушку. Но Котяра не дал мне досмотреть:
— Славик, ты понял, что я сказал? Костю мочат.
Я сразу проснулся.
— Кто мочит? За что?
Котяра присел на краешек тахты.
— Костю толковище решает.
Я протер глаза.
— Какое толковище?
— Ну, сходняк, — объяснил он проще.
— Какой еще сходняк?! Можешь ты нормально объяснить?
Котяра недовольно фыркнул.
— Ёк макарёк, Славик! А я-то как тебе объясняю? Костю судят! Суд высшей инстанции! Усек?
— За что?
— Говорят, он какого-то Адика замочил у себя в офисе.
Я вскочил, схватил со стула рубашку.
— Адика он не убивал! Я свидетель!
Котяра за руку усадил меня обратно.
— Не горячись, Славик, сядь.
— Чего сидеть?! — возмутился я. — Костю не за что мочат!
— А можешь ты за Костю заложиться? Головой заложиться! Можешь? — сверлил меня желтыми кошачьими глазами Котяра. — Если можешь — пошли. Если нет — я к тебе не приходил.
Я ему повторил твердо:
— Костя Адика не убивал. Когда мы с ним в офис приехали, Адик уже на струне висел.
Котяра тяжело вздохнул.
— Никто и не говорит, что он сам мочил. Говорят, что по его заказу мочил какой-то Мангуст.
— А Мангуст… — я вспомнил труп в черном плаще и замолчал.
Котяра оскалился:
— В том-то и дело! Мангуст тоже в жмурах. Секретарь говорит, что его Белый Медведь убрал, как свидетеля.
— Какой секретарь?
— Кликуха у него такая, — поморщился Котяра.
Только тут до меня дошла ситуация. Вот о чем говорила Алина. Вот какие похороны еще продолжались. Я спросил:
— Откуда ты все это знаешь?
Котяра опять вздохнул.
— Лучше бы мне не знать ничего, Славик… Костя с похорон всю шоблу ко мне на катер привел. У меня же бухаловым весь кокпит забит еще с его именин… Помянули они этого Адика, а потом вопрос ребром поставили… Я у штурвала все слышал.
Сердцем я чувствовал, что меня опять затягивает на «чертово колесо». И в этот раз живым мне с него уже не выбраться. Мне стало тоскливо и радостно…
Вместо ответа я спросил:
— А где они?… У тебя на катере?
Котяра мрачно посмотрел на меня.
— Ёк макарёк, Славик! Как бы я к тебе попал, если бы они на катере были?…
— Так где они?
— В «Каземате» базарят.
— В каком каземате?
Котяра даже сплюнул на пол.
— Ёк макарёк, Славик! В «Каземате»! В Петропавловке!
Я вспомнил, что «Каземат» был любимым рестораном моего бедного шефа. Котяра встал.
— Отдыхай, Славик. Досматривай свои сны. Я к тебе не приходил. Дверь за мной закрой, как следует.
Я встал.
— Я с тобой, Леня.
Пока я опять надевал свой «прикид», Котяра молча смотрел на меня. Когда я оделся, он сказал:
— Не надо, Славик. Брякнешь чего не так — они тебя замочат.
В душе моей звучала тревожная и радостная мелодия. И я сказал:
— Пошли!
С воды у Петропавловки Нева необъятна. С середины реки в серебристой дымке еле видны кукольной красоты домики по ее берегам. Мосты почти касаются воды. Нева — необъятна и выпукла, как гигантская жидкая линза. Как живое всевидящее око. Кукольный город отражается в нем. Город кукольной красоты на берегу Стихии. Она наблюдает за городом, впитывает его в свою глубину. Она общается с ним. Три века города — три ответные фразы Стихии — три кошмарных наводнения… Три предупреждения хвастливым и гордым, решившим, что «заковали в гранит» ее берега… Кто знает, насколько еще хватит ее терпения?…
В выпуклом зеркале Невы плыли розовые облака. Я сказал Котяре:
— Леня, я твой мандат передал.
Котяра ответил не сразу, он разворачивал катер бортом к течению.
— Чекисты мне показывали его. Вчера. Искали у меня хозяина.
— Они же его отпустили в Швейцарию, — удивился я. — Он уже далеко…
— Они тоже так думали, — сказал Котяра и вдруг замолчал неожиданно.
Я подошел к нему.
— Ёк макарёк! — заорал Котяра, перекрывая рев двигателя. — Опоздали, Славик! Гляди!
Он показал рукой в сторону низких бастионов. Я ничего не увидел: наш катер был на траверзе Ростральных колонн. Там, куда показывал Котяра, от причала у Невских ворот Петропавловки, набирал скорость, выходя на середину реки, черный, обтекаемый, как гоночный болид, мощный глиссер.
Котяра сбросил газ.
— Падлы! Я думал без меня не начнут. Они Фреда-стилягу зафрахтовали! Падлы!
Я ничего не понимал. Котяра, матерясь на меня, скалил золотые зубы:
— Гляди! Они Костю на водных лыжах катают!
Тут я увидел, что за глиссером, на длинной веревке, поднимая буруны пены, мчался воднолыжник. Странный воднолыжник, в белом, развевающемся на ветру плаще.
Котяра выключил двигатель.
— Это их фирменное мочилово…
Мощный болид развернулся на середине реки. Константин взмахнул руками и погрузился в воду. Только полы белого плаща колыхались на поверхности. Болид взревел, встал на редан и помчался по течению к Дворцовому мосту. Натянутая веревка вытащила на поверхность Константина. Он летел за катером в пене брызг, лежа на боку, но подтянулся и поднялся во весь рост, широко расставив ноги. Никаких лыж на ногах не было, в бурунах воды, откинувшись назад, он летел за катером на своих подошвах. Летел и орал что-то.
— Е-а-а-а-и-о-а, — долетали сквозь рев мотора до нас одни гласные.
У Зимнего дворца болид плавно повернул к Биржевому мосту. Он пролетел мимо нас по левому борту метрах в двадцати. Я увидел Константина совсем близко. Плащ уже не развевался, а висел у него за спиной, как мокрая тряпка. Тело Константина подпрыгивало на буранах, как на ухабах. Он уже не орал. Весь мокрый, выставив вперед мощную челюсть, он, как штангу, прижимал к груди деревянную палку на конце троса. Нас он не видел…
Болид влетел под мост. Тело Константина подпрыгнуло на волне, откинутой от мостовой опоры, и упало в воду. В бурунах за кормой болида уже не различить было белого плаща…
— В залив потащили, падлы, — сказал грустно Котяра.
Я заорал на него:
— Заводи мотор! Догоняй!
«По-по-по-по-по!» — тревожно взревела выхлопная труба.
Мы мчались за ними вдоль набережной адмирала Макарова.
— Форвертс! Тварь фашистская! Доннерветтер нох айн маль! — орал на свой катер Котяра.
И катер рейхсмаршала порхал, как бабочка, по бурунам, поднятым черным болидом.
Скоро я увидел Константина. Вернее, голову его. Он летел за болидом, лежа на спине, упираясь мощным подбородком в деревянную палку, затылком к кильватерному буруну.
Я орал на Котяру:
— Топор! Давай топор! Трос обрубим!
— X… ты его обрушишь! — орал в ответ Котяра. — Пусть сам отпустит трос!
Такой простейший выход даже не пришел мне в голову. Но Константин наконец увидел нас и сам догадался отпустить трос. Котяра скинул обороты. Черный болид улетел к Тучкову мосту. А мы развернулись и на малых оборотах кормой подошли к Константину.
Голова его ныряла в воде, как поплавок, то погрузится, то покажется, мокрый широкий плащ утягивал его ко дну, скинуть плащ — сил уже не было.
Котяра держал меня за ноги, а я, перевесившись с кормы по пояс, поймал руку Константина и помог ему забраться на катер. Котяра рванулся к штурвалу. Константин, тяжело дыша, показал ему за корму.