Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

— На кладбище я видел труп Мангуста. Сюда я пришел предупредить Суслика… Но не успел…

Генерал насторожился.

— И Мангуст убит?

— Я пришел предупредить Дмитрия Мироновича,— объяснял я Людмиле. — Я не знал, что его уже ночью…

Генерал сказал мрачно:

— И Мангуст, значит, ответил за базар? — Он толкнул меня в спину. — Пошли!

Людмила покраснела.

— Олег Салтанович! Вы мне надоели своей тупостью! Генерал растерялся. А Людмила, тряхнув волосами,

скомандовала мне:

— Ивасик, за мной!

О, как она была прекрасна! Настоящая королева! Мария Стюарт!

В машине она достала сигареты и протянула мне пачку с зажигалкой.

— Я не курю, — сказал я.

Она зло посмотрела на меня и приказала:

— Прикури мне. Сейчас поворот.

Она повернула на Кировский. Я прикурил сигарету и протянул ей. Она жадно затянулась.

— Зачем ты хотел предупредить Митю?

— Я подумал, что он следующий. Ошибся немного по времени…

Она быстро посмотрела на меня и прибавила газ.

— Я не об этом спрашиваю. Почему ты хотел его предупредить? Почему? Он тебе друг, близкий человек? Почему такая забота о нем?

— Не о нем, — объяснил я ей, — я забочусь о Косте. Оба трупа на него могут списать. Слышала, что генерал про «базар» говорит?

Она улыбнулась иронически.

— А Костя тебе кто?

— Друг, — сказал я, не задумываясь.

Она рассмеялась.

— Три дня знаешь его и уже друг? Быстро это у вас, у мужиков.— Она затормозила у светофора и спросила: — Теперь будете пить вместе и о бабах трендеть?

Мне ей не хотелось ничего объяснять. И как ей объяснить, почему я решил, что Костя мой друг?… Когда нас с ней той далекой зимой возили по саду на санках наши бабки, мы ведь тоже знали все без объяснений… Дружба очень похожа на то детское чувство. И словами его не объяснишь…

Она вдруг повернула на Большой проспект, остановилась у какого-то дома, откинулась спиной на дверцу и вздохнула жалобно.

— Потренди со мной, Ивасик.

— О чем?

Она усмехнулась.

— О твоем друге. Я вот уже десятый год с ним живу и не считаю его своим другом.

— Почему? — удивился я.

— Да потому, что так не бывает, чтобы любовь и дружба вместе. Любовь это война! Насмерть! Кто кого! Идеальный брак — это побежденный и победитель. Раб и хозяин. У нас идеальный брак, Ивасик.

— Ну да, — понял я, — Костя — твой раб.

— Во-от, — она взяла меня за руку,— вот именно, Ивасик! Разве я за раба выходила? Я думала, что он Великий Гэтсби… А он раб… Неужели он такой, Ивасик?

— Он сильный, — сказал я.

— Сильный раб? — засмеялась она презрительно и закурила. — Ты знаешь, Ивасик, я бы счастлива была, если бы Костя Митю убил из-за меня. Наказал бы его за базар! Но он же не может… Не может…

— Почему?! — вдруг не согласился я. — Может.

Она захохотала.

— Ах, вот от кого ты пришел Митю спасать! От Кости!

— Ты меня не так поняла…

— Это ты ничего не понял, Ивасик! В дружбе ведь тоже, как в любви: один — раб, другой — хозяин. Ты Костин раб, Ивасик. Вот ты кто! Ты думаешь о нем лучше, чем он есть…

Я не обиделся, я хотел ей все объяснить:

— Люда, я отлично знаю, что Костя никогда бы не убил Суслика. Потому что тебе Суслик нравился… Не от Кости я пришел его спасать. Я просто не хочу, чтобы оба трупа свалили на Костю…

Людмила меня перебила:

— Оба? Ты думаешь, что Мангуста — он?…

И я ответил ей:

— Да.

Она затушила сигарету в пепельнице:

— А кто же Митю убил?… Ты знаешь?

— Догадываюсь.

Она посмотрела на меня насмешливо:

— О-о-о! Конспиролог… И кто же это? — наклонилась ко мне и прошептала в самое ухо: — Критский?

— Может быть,— сказал я.— Не сам, конечно… Кое-что еще нужно выяснить…

Она вдруг заторопилась и включила двигатель:

— Ты страшный человек, Ивасик! Ты — маньяк! Это я на конференции поняла! И ужаснулась. Как я могла в детстве в такое чудовище влюбиться?!

Весь Большой мы проехали молча. Я даже не спрашивал, куда она меня везет. Я ждал, что еще она скажет. И она сказала:

— Чучело, в тебя такая замечательная девочка влюбилась. Вчера все о тебе спрашивала, ждала тебя на вокзале. Надеялась, что ты придешь ее проводить. Брось ты ерундой заниматься. Влюбись ты в нее и кати с ней в Париж!

— Ты их вчера в Москву провожала? — спросил я.

Она усмехнулась:

— У меня алиби железное!

— Алиби чего? — не понял я.

Она мельком взглянула на меня:

— Ты чужим делом занимаешься! Кто тебя просит? Пусть Олег Салтанович врагов ловит. Ему за это деньги платят.

— Он же не тех ловит, — сказал я.

Она хмыкнула:

— Потому что тупой.

— Потому что в тебя влюблен, — сказал я.

Она стрельнула в меня взглядом, но ничего не сказала. А я продолжал:

— Не тех ловит и не тех отпускает.

— Это ты себя имеешь в виду?

— Колю Колыванова. Зачем генерал его в Швейцарию отпустил?

Она мне подмигнула и показала пальцем на крышу салона:

— Генералу во-он откуда звонок был. Немедленно отпустить и извиниться перед гражданином Швейцарии, — она засмеялась довольно. — Генерал побледнел у трубки и на цыпочки встал. Тоже — раб…

Я поймал ее на слове:

— Генерал Колю в Швейцарию отпустил, а ты его в закрытую «психушку» увезла в Озерки.

Она рассердилась:

— Слушай, чучело, иди ты знаешь куда со своей конспирологией! Делом займись, тебе говорят. Трахни ты бедную девочку и успокойся. Или уже не можешь?

Я не обратил на этот взрыв внимания:

— Ты же сама вчера ночью про «психушку» сказала.

— У-у, — застонала она. — Сказала, потому что так надо было!

— Кому?

— Я тебя возненавижу, Ивасик.

— Ты и так меня ненавидишь, — сказал я.

Она прижалась ко мне плечом, не выпуская руля:

— Разве можно ненавидеть свою первую любовь?

— Значит, можно…

— Ну хорошо, скажу, — она резко переключила скорость. — Так надо было Косте.

— Он-то при чем?

Она шумно вздохнула:

— Вот кого убить мало, так это тебя!

— Пытаются, — напомнил я ей.

— Плохо пытаются, — сказала она зло. — Костя не знал, что я с Гельмутом работала. Меня с ним поработать Митя попросил. Гельмут — старый Митин друг. Если бы Костя еще и про Гельмута узнал, он бы извел меня ревностью. Понимаешь? Ты брякнул вчера про этого психа Колю, Костя аж стойку сделал. Я и сказала, что в психушку психа увезла. Костя успокоился: псих ему не соперник. Костя жутко меня ревнует…— она презрительно усмехнулась. — Ревнивый раб.

— Значит, Коля в Швейцарии?

— Счастливый псих, — позавидовала она. — Вчера и улетел.

— А Гельмут?

— Гельмут раньше. Он же Колин прибор увез. Коля тебе разве не рассказывал?

— Ага, — думал я о своем.

Я не заметил, как мы подъехали к моему дому. Она припарковала машину к самому парапету набережной и откинулась спиной на дверь.

— Ну как? Удовлетворила я тебя, чучело? — Она посмеялась. — Я имею в виду твое больное любопытство. Твою болезненную страсть. Удовлетворила?

— А зачем ты украла бумаги? — спросил я. — Чтобы передать их Мастеру?

— Ой, блин! Опять! — вскрикнула она. — Я тебя сейчас убью! Честное слово!

Она достала из сумочки пистолет. «Беретта-90» — узнал я знакомую марку. Она воткнула ствол пистолета мне в брюхо. На лице ее блуждала загадочная и страстная улыбка:

— О! С каким удовольствием я всадила бы в тебя всю обойму! Всю! До конца! До последнего патрона… До последнего…

— Не надо, — попросил я. — Оставь меня для моей любимой девочки.

Она посмотрела на меня недоверчиво:

— Честное слово? Дай честное слово!

— Б чем?

— Что ты бросишь свою конспирологию! Дай честное слово!

Она была готова проткнуть меня насквозь своим пистолетом. Я молчал.

— Ивасик, не надо, — жалобно попросила она.— Не лезь, Ивасик. Не лезь в чужой улей. Пчелы не любят чужаков. Закусают до смерти. Пожалей себя, Ивасик.

Я все понял. И сказал абсолютно чистосердечно:

— Честное слово.

— Слава Богу, — вздохнула она и убрала в сумочку пистолет. — Пошутили, и будет.

Она повернула к себе зеркало заднего вида и осмотрела себя, поправив волосы на лбу:

— Баб ненавижу. Но твоя лягушатница мне нравится. Что-то в ней есть. Сама не пойму что. И на бабу-то почти не похожа, пацан пацаном. Но шарм врожденный, фирменный. Завтра утром она приезжает. На «Стреле». Не проспи девчонку, Ивасик.

— Эту не просплю, — пообещал я.

— Гляди, Ивасик, — напомнила она на прощание, — ты слово дал! Держи!…

Я зашел в подворотню, а потом выглянул, чтобы посмотреть, как она отъезжает. Она бойко рванула с места. Когда машина перелетела мост через Зимнюю канавку, из-за поворота вылетел мотоцикл с никелированным рулем. Мой знакомец сидел сзади, обхватив молодого левой рукой, а правой придерживал ковбойскую шляпу. Мотоцикл пристроился в хвост ее машины, но я за нее не волновался…

Я пришел домой и скинул с себя проклятый «прикид». В нем я попал в эту кошмарную историю и в нем же выхожу наконец из нее. Больше мне здесь делать нечего! Пчелы закусают! А пчелы являются одним из тайных символов, за которыми скрываются «они».

На столе меня ждала собранная сумка. Я отнес ее в прихожую, чтобы не мозолила глаза. Пусть еще подождет. Было еще не поздно, но я решил пораньше лечь, чтобы выспаться за все эти бессонные ночи. Выспаться как следует и бодрым, здоровым, влюбленным встретить мою девочку-мальчика в одном флаконе…

Я упал на тахту и закрыл глаза. От подушки еще пахло ее духами и миндальным кремом. Господи, прости! Что я нес в ту кошмарную ночь! Что я ей наговорил! Прости меня, Господи!

Я обнял руками подушку и счастливый уснул…

Но сон мне приснился нерадостный… Сон странный, непонятный, фантастический… Кошмарный приснился сон…

17

Сон

Будто стою я на какой-то огромной площади перед массивным зданием с куполом без креста… Здания почти не видно, во всю длину его натянут экран, только купол с колоннами сверху торчит. Я в толпе, запрудившей всю площадь. Сумерки. Дождь идет. Мелкий и нудный. Почти питерский. Но толпа не расходится, хотя экран мертв… Все ждут чего-то… Кто под зонтиками, кто просто так… Пьют баночное пиво, вытягивают шеи в сторону экрана… Чего они ждут? То ли рок-концерт будет, то ли презентация голливудского киношедевра… Это не Россия, а какая-то европейская страна, но я не понимаю какая. Люди вокруг говорят на разных языках, и по виду все разные, есть и черные, и желтые лица…

И вдруг ожил экран, покатились по нему разноцветные тени, и музыка ударила по ушам. Толпа заорала на разных языках, зашумела, засвистела, замахала в такт вскинутыми руками… Дождались… В правом верхнем углу экрана закрутился счетчик таймера. Крайний ноль стал превращаться в цифры… А на экране под бешеную музыку ревело пенное море… Эффект был потрясающий. И дождик еще помогал. Будто на лицо летели брызги от мощной волны… А на волнах металось старинное судно с прямым парусом и веслами-спичками… Парус был рваный, и многие весла обломаны… Нелегко приходилось морякам… Мы видели их мокрые смуглые спины, их судорожно открытые рты… Гребцы смотрели на мрачное, грозовое небо и со слезами молили его о спасении… Раздвинулись грозовые облака, и в просвете показалось чье-то мутное лицо. Раскатился громовой, на всю Вселенную, электронный голос:

— Бог Пан мертв! Мертв… мертв…

Только я подумал о том, что вся история очень здорово снята, и отдал должное технике Голливуда, как чей-то приятный баритон возвестил толпе:

— Зимой двадцать пятого года финикийские моряки услышали в Атлантическом океане этот страшный глас…

Я взглянул на таймер — цифры показывали «0025». Значит, они отсчитывали годы нашей истории. А на экране в бешеных волнах разламывался на части старинный корабль, мелькали в пене обломки и отчаянно кричащие лица… Я подумал во сне: «Неужели это — изделие\" Коли Колыванова?!»

Приятный баритон продолжал:

— В двадцать пятом году, в который уже раз, Высший разум поменял на Земле программу развития… Объявил громогласно о смерти языческих богов…

На таймере появилась цифра «0030». На экране была уже бескрайняя пустыня. Из-за горизонта всходило солнце. От солнца к нам по пустыне шел человек в белых, развевающихся на утреннем ветру одеждах. Баритон заявил:

— Высший разум явил на Землю своего нового посланца в образе человека…

На таймере медленно ползли цифры: «0031, 0032…»

А на экране показывали историю Христа. Ходил он с толпой лохматых учеников по глинобитным, сожженным солнцем поселкам… То лечил людей, то с пологой горы на берегу озера рассказывал им что-то, а его ученики раздавали голодным, покрытым струпьями слушателям рыбу и хлеб… А за смоковницей стояли трое в темных одеждах и слушали, недовольно качая холеными, красивыми головами…

Баритон комментировал картины:

— Высший разум через своего Посланца принес на Землю новую программу. Она называлась коротко: «Любовь»… Но как могли понять ее несчастные бедняки, привыкшие к своим прежним жестоким и безжалостным богам?… Они не поняли посланца… Не считая горстки необразованных учеников, ожидавших от своего Учителя чуда, никто не понял его… Посланец Высшего разума отчаялся… Несмотря на то что он дал Богу обет — не творить чудес, он нарушил его и стал их совершать, чтобы привлечь к себе людей, чтобы заставить их поверить в себя… Он кормил их досыта волшебными хлебами, допьяна поил чудотворным вином…

На экране в ночном небе светила зеленая луна. Отверзся могильный камень, и из пещеры вышел смердящий покойник, обвитый пеленами… Люди на площади плевались и зажимали носы…

— Он оживлял мертвых, излечивал бесноватых, превращал воду в вино… Но всех излечить не мог. Он не мог оживить всех мертвых, и все озера превратить в вино он тоже не мог… Едва начавшись, новая программа Высшего разума была обречена… Великий программист опять ошибся… И тогда мудрые люди решили помочь отчаявшемуся Посланцу…

На экране на высоком холме, на фоне закатного неба, стоял высокий деревянный крест, а на нем умирал, залитый кровью, Христос в терновом венце. Его сведенный мукой рот шептал толпе что-то. Но толпа не слышала его. С экрана гремела скорбная, траурная музыка. Тогда Христос напрягся из последних сил и закричал так, что на шее синими жгутами вздулись жили. Траурная музыка стала еще громче, еще протяжней.

К кресту подошел воин в медном шлеме и красном плаще и ткнул копьем умирающего под ребро. Христос благодарно посмотрел на него голубыми глазами, дернулся и повис на кресте. Толпа на площади вздохнула единым вздохом, вскрикнули в истерике женщины.

На таймере горели остановившиеся цифры: «0033»… Баритон сказал:

— Не плачьте о нем! Вы видели сами, как он поблагодарил легионера за то, что тот избавил его от мук. От мук отчаяния. Посланец погиб бы все равно… Либо от ножа наемного убийцы, либо избиваемый каменьями разочарованных приверженцев. Мудрые помогли ему. Мудрые дали Посланцу смерть, ставшую великой легендой. Мудрые исправили ошибку Высшего разума…

На экране при свете луны ученики снимали с креста тело Учителя. Положили его на каменистую землю. Две женщины обмыли тело, натерли миррой, обвили погребальной пеленой. Ученики положили сверток на носилки и понесли на плечах к пещере. Они ненадолго пропали в темноте, а потом вышли и завалили вход большим камнем…

Баритон сказал:

— Братья и сестры, вы присутствуете при великом событии! Впервые в истории человек не согласился с программой Высшего разума! Поправил того, кого он до сих пор называл своим Богом!

Торжественно гремела музыка. У заваленной камнем могилы в свете луны стояли римские легионеры в красных плащах.

Баритон продолжал:

— На третий день мудрые тайно вынесли тело Посланца из пещеры. И на корабле отвезли его в Грецию. Они с почестями похоронили Посланца в земле, называемой Аркадией. Только они знали, где находится могила Посланца. Только они посещали ее… Сегодня они открывают перед вами свою великую тайну! Братья и сестры! Мы в Аркадии!

Толпа заревела, а на экране возникла знакомая картина. Одетые в шкуры бородатые пастухи стояли, склонив головы у могильного камня. На камне лежал человеческий череп…

Старший пастух говорил черепу:

— Посланец, мы взяли на себя ответственность за твою кровь. Взяли ее, чтобы спасти Человечество. Подумай сам, Посланец, что было бы, если бы ты бесславно погиб от рук толпы? Люди бы навсегда перестали верить в Пославшего тебя. Ты называл себя сыном Божьим, ты доказывал, что человек может стать равным Богу. Но разве сирые и слабые могли тебя понять? Они требовали Чуда! Только Чуда! Они не могли и не хотели быть равными богам. И тогда мудрые придумали им утешение. «Церковь Христова» — так называлось оно. И слабые повалили к дверям храмов. Мы спасли и тебя, и Пославшего. Мы создали тебе Волшебную Легенду. Люди поверили в твое чудесное Воскресение. Мы скрыли от них твою тайную могилу. Мы не просим у тебя прощения, Посланец. Так было нужно для человечества… Мы знаем — ты поймешь нас…

Полилась музыка, печальная, задушевная. Толпа подхватила знакомый ей мотив. Пела вся огромная площадь.

Таймер вдруг вернулся к началу. Снова четыре нуля горели на табло. На экране переливались разноцветные тени. Баритон говорил:

— Высший разум переоценил человечество. Его Посланец пришел к нищим и обездоленным, которые не смогли его понять. Почему он сразу не пришел к нам?! В этом и была его главная ошибка! Мудрые вы— полнили программу Посланца, которую он бессилен был выполнить. Мудрые взяли новую программу в свои руки! Братья и сестры, смотрите, как мы выполняли ее! Смотрите и гордитесь собой!…

Гремела бравурная музыка. Быстро мелькали на таймере цифры. На экране боролись с волной каравеллы Колумба, стучали первые деревянные ткацкие станки, в облаке дыма летел по рельсам первый стефенсоновский паровоз…

Я смеялся во сне: «Это же Новости дня\", это же Выставка достижений народного хозяйства…»

Как автоматные трассеры, летели на таймеры цифры. На экране уже взмывали в небо фанерные самолеты, дымили трубы заводов, бороздили океан огромные белоснежные лайнеры, в космос взлетали ракеты…

Я думал во сне: «Только бы не проснуться! Посмотреть бы хоть одним глазком, чем же все это кончится?»

И, как по заказу, как бывает только во сне, я увидел финал грандиозного шоу.

На таймере горели цифры «2033». И больше они не мелькали, потому что перед экраном, сверкающим всеми цветами радуги, стояли живые люди. И в белых одеждах, и в оранжевых, в фиолетовых хитонах и в зеленых туниках.

«Это представители всех религий Земли», — понял я во сне. Все они смотрели в дождливое небо. Впереди них стояли двое. Старец с посохом в папской тиаре и молодой красавец в черном смокинге, похожий чем-то на Жорика.

Умолкнувшая толпа, задрав головы, следила за полетом сверкающей в небе падающей звезды. Звезда с каждой секундой росла в размерах и на глазах превратилась в огненный шар. Он застыл над площадью и медленно стал снижаться на площадку перед экраном. Люди на площади вдруг засвистели. Оглушительный свист перекрыл торжественную музыку. Огненный шар опустился на площадку, ослепительно вспыхнул и растворился. На площадке остался стоять высокий человек в белых простых одеждах, с лицом, закрытым капюшоном. Дождь прекратился. Из-за туч выглянул край солнца…

Свист на мгновение смолк. Человек поднял руку и осенил толпу крестом. В ответ толпа оглушительно засвистела вновь.

Красавец в черном смокинге поднял руку, и, повинуясь его команде, площадь начала затихать.

Когда площадь смолкла, красавец приятным баритоном обратился к прибывшему:

— Мы приветствуем тебя, Посланец. Приветствуем и сообщаем тебе. Мы исполнили за тебя, похороненного на этом месте две тысячи лет назад, то, что завещал тебе Высший разум. Мы тебя не забыли, Посланец, — красавец воздел руки к толпе. — Мы прощаем тебе твои ошибки!

И толпа заорала: «Прощаем! Прощаем! Прощаем!»

А красавец, раскинув руки, пошел навстречу Посланцу. Толпа замерла. Во сне я чувствовал, как колотится мое сердце.

Кто-то сзади схватил меня за плечо, я ударил его. Я не отрывал глаз от Посланца.

Я хотел услышать его последнее слово…

Красавец в черном смокинге, раскинув для братских объятий руки, улыбаясь, подходил к нему все ближе… все ближе…

Сзади кто-то затряс меня изо всех сил:

— Славик, проснись! Проснись, Славик! Костю мочат!…

18

Мочилово

Я открыл глаза, так и не увидев самого главного…

В сумерках белой ночи меня тряс за плечо Котяра. Я спросил недовольно:

— Как ты попал ко мне? Дверь-то закрыта…

— Обижаешь, — сказал он и показал согнутую под углом проволоку.

Я закрыл глаза и снова упал на подушку. Но Котяра не дал мне досмотреть:

— Славик, ты понял, что я сказал? Костю мочат.

Я сразу проснулся.

— Кто мочит? За что?

Котяра присел на краешек тахты.

— Костю толковище решает.

Я протер глаза.

— Какое толковище?

— Ну, сходняк, — объяснил он проще.

— Какой еще сходняк?! Можешь ты нормально объяснить?

Котяра недовольно фыркнул.

— Ёк макарёк, Славик! А я-то как тебе объясняю? Костю судят! Суд высшей инстанции! Усек?

— За что?

— Говорят, он какого-то Адика замочил у себя в офисе.

Я вскочил, схватил со стула рубашку.

— Адика он не убивал! Я свидетель!

Котяра за руку усадил меня обратно.

— Не горячись, Славик, сядь.

— Чего сидеть?! — возмутился я. — Костю не за что мочат!

— А можешь ты за Костю заложиться? Головой заложиться! Можешь? — сверлил меня желтыми кошачьими глазами Котяра. — Если можешь — пошли. Если нет — я к тебе не приходил.

Я ему повторил твердо:

— Костя Адика не убивал. Когда мы с ним в офис приехали, Адик уже на струне висел.

Котяра тяжело вздохнул.

— Никто и не говорит, что он сам мочил. Говорят, что по его заказу мочил какой-то Мангуст.

— А Мангуст… — я вспомнил труп в черном плаще и замолчал.

Котяра оскалился:

— В том-то и дело! Мангуст тоже в жмурах. Секретарь говорит, что его Белый Медведь убрал, как свидетеля.

— Какой секретарь?

— Кликуха у него такая, — поморщился Котяра.

Только тут до меня дошла ситуация. Вот о чем говорила Алина. Вот какие похороны еще продолжались. Я спросил:

— Откуда ты все это знаешь?

Котяра опять вздохнул.

— Лучше бы мне не знать ничего, Славик… Костя с похорон всю шоблу ко мне на катер привел. У меня же бухаловым весь кокпит забит еще с его именин… Помянули они этого Адика, а потом вопрос ребром поставили… Я у штурвала все слышал.

Сердцем я чувствовал, что меня опять затягивает на «чертово колесо». И в этот раз живым мне с него уже не выбраться. Мне стало тоскливо и радостно…

Вместо ответа я спросил:

— А где они?… У тебя на катере?

Котяра мрачно посмотрел на меня.

— Ёк макарёк, Славик! Как бы я к тебе попал, если бы они на катере были?…

— Так где они?

— В «Каземате» базарят.

— В каком каземате?

Котяра даже сплюнул на пол.

— Ёк макарёк, Славик! В «Каземате»! В Петропавловке!

Я вспомнил, что «Каземат» был любимым рестораном моего бедного шефа. Котяра встал.

— Отдыхай, Славик. Досматривай свои сны. Я к тебе не приходил. Дверь за мной закрой, как следует.

Я встал.

— Я с тобой, Леня.

Пока я опять надевал свой «прикид», Котяра молча смотрел на меня. Когда я оделся, он сказал:

— Не надо, Славик. Брякнешь чего не так — они тебя замочат.

В душе моей звучала тревожная и радостная мелодия. И я сказал:

— Пошли!

С воды у Петропавловки Нева необъятна. С середины реки в серебристой дымке еле видны кукольной красоты домики по ее берегам. Мосты почти касаются воды. Нева — необъятна и выпукла, как гигантская жидкая линза. Как живое всевидящее око. Кукольный город отражается в нем. Город кукольной красоты на берегу Стихии. Она наблюдает за городом, впитывает его в свою глубину. Она общается с ним. Три века города — три ответные фразы Стихии — три кошмарных наводнения… Три предупреждения хвастливым и гордым, решившим, что «заковали в гранит» ее берега… Кто знает, насколько еще хватит ее терпения?…

В выпуклом зеркале Невы плыли розовые облака. Я сказал Котяре:

— Леня, я твой мандат передал.

Котяра ответил не сразу, он разворачивал катер бортом к течению.

— Чекисты мне показывали его. Вчера. Искали у меня хозяина.

— Они же его отпустили в Швейцарию, — удивился я. — Он уже далеко…

— Они тоже так думали, — сказал Котяра и вдруг замолчал неожиданно.

Я подошел к нему.

— Ёк макарёк! — заорал Котяра, перекрывая рев двигателя. — Опоздали, Славик! Гляди!

Он показал рукой в сторону низких бастионов. Я ничего не увидел: наш катер был на траверзе Ростральных колонн. Там, куда показывал Котяра, от причала у Невских ворот Петропавловки, набирал скорость, выходя на середину реки, черный, обтекаемый, как гоночный болид, мощный глиссер.

Котяра сбросил газ.

— Падлы! Я думал без меня не начнут. Они Фреда-стилягу зафрахтовали! Падлы!

Я ничего не понимал. Котяра, матерясь на меня, скалил золотые зубы:

— Гляди! Они Костю на водных лыжах катают!

Тут я увидел, что за глиссером, на длинной веревке, поднимая буруны пены, мчался воднолыжник. Странный воднолыжник, в белом, развевающемся на ветру плаще.

Котяра выключил двигатель.

— Это их фирменное мочилово…

Мощный болид развернулся на середине реки. Константин взмахнул руками и погрузился в воду. Только полы белого плаща колыхались на поверхности. Болид взревел, встал на редан и помчался по течению к Дворцовому мосту. Натянутая веревка вытащила на поверхность Константина. Он летел за катером в пене брызг, лежа на боку, но подтянулся и поднялся во весь рост, широко расставив ноги. Никаких лыж на ногах не было, в бурунах воды, откинувшись назад, он летел за катером на своих подошвах. Летел и орал что-то.

— Е-а-а-а-и-о-а, — долетали сквозь рев мотора до нас одни гласные.

У Зимнего дворца болид плавно повернул к Биржевому мосту. Он пролетел мимо нас по левому борту метрах в двадцати. Я увидел Константина совсем близко. Плащ уже не развевался, а висел у него за спиной, как мокрая тряпка. Тело Константина подпрыгивало на буранах, как на ухабах. Он уже не орал. Весь мокрый, выставив вперед мощную челюсть, он, как штангу, прижимал к груди деревянную палку на конце троса. Нас он не видел…

Болид влетел под мост. Тело Константина подпрыгнуло на волне, откинутой от мостовой опоры, и упало в воду. В бурунах за кормой болида уже не различить было белого плаща…

— В залив потащили, падлы, — сказал грустно Котяра.

Я заорал на него:

— Заводи мотор! Догоняй!

«По-по-по-по-по!» — тревожно взревела выхлопная труба.

Мы мчались за ними вдоль набережной адмирала Макарова.

— Форвертс! Тварь фашистская! Доннерветтер нох айн маль! — орал на свой катер Котяра.

И катер рейхсмаршала порхал, как бабочка, по бурунам, поднятым черным болидом.

Скоро я увидел Константина. Вернее, голову его. Он летел за болидом, лежа на спине, упираясь мощным подбородком в деревянную палку, затылком к кильватерному буруну.

Я орал на Котяру:

— Топор! Давай топор! Трос обрубим!

— X… ты его обрушишь! — орал в ответ Котяра. — Пусть сам отпустит трос!

Такой простейший выход даже не пришел мне в голову. Но Константин наконец увидел нас и сам догадался отпустить трос. Котяра скинул обороты. Черный болид улетел к Тучкову мосту. А мы развернулись и на малых оборотах кормой подошли к Константину.

Голова его ныряла в воде, как поплавок, то погрузится, то покажется, мокрый широкий плащ утягивал его ко дну, скинуть плащ — сил уже не было.

Котяра держал меня за ноги, а я, перевесившись с кормы по пояс, поймал руку Константина и помог ему забраться на катер. Котяра рванулся к штурвалу. Константин, тяжело дыша, показал ему за корму.