Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Робин. Нет, наверное. Нет — пока ему твердо не укажут, что мозги «засоряет» ярость. А тогда ребенок, кажется, начинает понимать, что был непокорным. Вел себя вызывающе.

Джон. Но прежде ребенку нужно понять, что люди, отвечающие за него, не боятся ярости и помогут ему обуздать ее.

Робин. Похоже, так. Узнав, что другие способны справиться с яростью, он свободен присвоить чувство ярости и больше не притворяться, что ее в нем нет, ему больше не нужно изолировать ее от тех, на кого она направлена.

Джон. Как это — «изолировать»?

Робин. Трудно найти подходящие слова, чтобы объяснить, как это. Я уже говорил: не в том дело, что чувства не испытываются — испытываются каким-то образом. Но существуют порознь. А поэтому бессмысленны. Различные чувства — ярость, страх и прочие — все тут, все «без изъяна», только в чем их неповрежденная суть, человеку неясно, потому что чувства изолированы одно от другого, разъединены. Такая же «прерванность» эмоциональных связей — корень, от которого целый букет душевных болезней, называемых «неврозами навязчивых состояний».

Неврозы навязчивых состояний

Джон. Что такое навязчивое состояние? Когда человек чувствует побуждение что-то сделать, о чем-то думать?

Робин. Человек чувствует, как разные его стороны ведут в нем непрестанную борьбу, которую он не способен решить в пользу той или другой стороны. И даже на самом деле не представляет, за что борьба.

восстановительный массаж на границе боли,

Джон. В чем его отличие от «аутсайдера»?

поколачивание тела колотушками,

Робин. Случай тот же, просто «тяжелее» тянет. И как с прочими психическими расстройствами, порочный круг надо искать там, где начинается попытка решить проблему, потому что попытка только множит проблемы. Желание держать себя вне собственной мысленной карты, отдельно от других людей оборачивается «метастазирующим» нарушением единства, когда разъединяются уже разные стороны личности. Одна сторона личности — сознание не уравновешивается и не руководит другой — инстинктом, побуждениями. Поэтому личность «теряет связь» с собой и не доверяет себе. Постоянно тревожится, что «отбившаяся» сторона полностью выйдет из-под контроля, и кончится все катастрофой.

прорисовывание собственного тела,

Джон. Каковы симптомы?

упражнения с ножами.

Робин. Иногда просто преувеличенный и необъяснимый страх сделать что-то, что, кажется, будет иметь пагубные последствия, или страх, что уже — неосознанно — сделано что-то ужасное. Человек чувствует необходимость постоянно убеждаться: нет, не совершил, не совершал «ничего такого», заверять себя: нет, не сделал, когда ослабил самонаблюдение. И, естественно, он постоянно за собой наблюдает. Он знает, что это глупо и никто не поймет его.

Ароматерапия

Джон. А чем именно ему не хотелось бы «запачкать руки»?

Ароматы хорошо восстанавливают схему тела. Вдыхайте ароматы кофе, корицы, ванилина, душистого перца, эфирных масел. Годятся все ароматы, которые не вызывают у вас неприятных ощущений. Универсального аромата для всех не существует: одним нравится запах бензина, а у других он вызывает головокружение.

Робин. Тем, от чего обычно удерживает сознание. В особенности это насилие и распутство. Впрочем, может быть и любое другое осуждаемое обществом действие.

Сеанс ароматерапии должен длиться не более 2–3 минут. Длительные сеансы вдыхания ароматов неэффективны.

Джон. А я за навязчивое состояние принимал стремление всегда пересчитать стекла или надевать одежду в определенной последовательности.

Массаж и беседа со своим телом

Робин. Ну, я начинаю с нарушений грубее, когда человек отдает себе отчет, какое чувство, побуждение его страшит… хотя он в некоторой степени и «выключил» чувства. Я еще не касался развертывания порочного круга.

Джон. Расскажите, расскажите.

Массируйте и ощупывайте свое тело от кончиков пальцев на ногах до волос на голове. Во время массажа и ощупывания тела задавайте себе вопросы: «Какое ты, мое тело? Что тебе нравится? Почему ты отвергаешь это?» Под «это» вы должны подразумевать вполне конкретную ситуацию, которая вам не нравится. Массаж и ощупывание тела привлекают ваше внимание к собственному телу и способствует восстановлению схемы тела.

Рисование собственного тела после ощупывания и массажа служит заключительным этапом восстановления схемы тела. Возьмите цветные карандаши и листки бумаги и тщательно рисуйте свое тело,

Робин. Происходит вот что: из-за отсутствия связей возникает тревога, но человек этого не понимает. И чем больше страшится, что потеряет контроль над собой и поддастся безумной ярости, тем больше порывает связь с чувствами. То есть усугубляет прежнюю разъединенность своих разных сторон.

? придерживаясь следующих правил:

рисуйте тело по отдельным частям, кисти, руки, туловище, стопы, ноги, шея голова, волосы;

Джон. Набирается порока…

отдельно нарисуйте губы;

нарисуйте глаза;

Робин. Именно. Попытка страдающего навязчивостью разъединить, замаскировать, подавить чувства бесполезна, потому что уменьшает его реальный контроль над собой и увеличивает страх, что случится то, чего он старается не допустить. Он добавляет усилий, «рвет» и «глушит», но тревога растет тем безудержнее. Он все беспокойнее, нерешительнее, все меньше готов на риск, все очевиднее «привидение». Он только и делает, что думает, тревожится, но у других впечатление, что он эмоционально — мертвец, разве что тревога прорывается из него… часто мыслями, которые он не способен остановить, которые обнаруживают так пугающую его утрату самоконтроля.

нарисуйте свое тело целиком в фас и со спины;

Джон. Навязчивые мысли диковаты?

после прорисовки тела письменно ответьте себе на вопросы: «Что хочет мое тело? К чему стремится мое тело?»

Робин. Да. Например, он с ужасом думает, что газ или электричество наделают в доме дел, что он ушел, а дверь не запер, что влезут воры, поэтому он проверяет краны, замки, выключатели снова, снова и снова. Только что проверял — а его тянет вернуться, проверить еще раз. Или же он боится чем-нибудь заразиться, моет руки «до дыр», не берется за дверные ручки.

Травмированный может сопротивляться, отказываться рисовать. Однако необходимо проявить настойчивость и искусство убеждения. Ваши сильные аргументы: если не восстановить схему тела, то риск повторных травм очень велик. Это абсолютная правда, как и то, что яблоко всегда падает вниз, но никогда самостоятельно не поднимается вверх.

Джон. То есть одновременно переживает «вредные» чувства и сознательно пытается убить их в себе.

Восстановительный массаж тела на границе боли

Робин. Если он боится, что его сексуальная энергия вырвется из-под контроля, он может сдерживать себя, например, страхом венерических заболеваний, что говорит и о его сексуальных потребностях, и о сознательных попытках не удовлетворять их… Нужда мыть руки у виноватых в умерщвлении чувств трагична — помните леди Макбет с ее отчаянным и бесполезным «Прочь, проклятое пятно…»?

Массаж тела может проводить массажист, но лучше, если пострадавший проводит массаж сам. В этом случае его внимание обращено на собственное тело, что ускоряет восстановление схемы тела.

Джон. Но Ваш трагический «герой» не имеет по-настоящему реального представления ни об одной из сталкивающихся сторон.

В чем особенность массажа на границе боли?

Робин. Да, тут, очевидно, пружина его навязчивых мыслей и действий. Помогая человеку, вы должны крепко его поддерживать, когда он «включает» эти свои «опасные» чувства и познает их.

Обычный массаж проводится таким образом, чтобы не вызвать болезненных или неприятных ощущений. Цель традиционного массажа – раскрепостить мышцы и сухожилия. Массаж для восстановления схемы тела преследует особую цель – наилучшее осознание своего тела. Прекрасный способ осознания – предболезненные ощущения.

Джон. Кажется, я уловил. Похоже на водителя, который, боясь аварии, забрался на заднее сиденье: он может оправдаться тем, что не прикасался к рулю! И эти действительно ужасные навязчивые состояния — результат недостатка твердости у родителей?

Приемы массажа классические: растирание, разминание и выжимание, однако проводит их пострадавший медленно, с акцентом на усилие. Усилие должно быть таким, чтобы возникало ощущение предболезненности. Если приложить б?льшую силу или ускорить массаж, то возникнет боль. Нет: боль должна быть рядом, но не должна ни в коем случае проявляться ярко!

Робин. Да, хотя, не скрою, некоторые психиатры, по-моему, глубоко заблуждаясь, объясняют расстройства чрезмерной строгостью. Мой опыт свидетельствует о прямо противоположном: советую родителям быть жестче, последовательнее, и дети в семье, страдающие подобными неврозами, быстро приходят в норму. Со взрослыми то же самое. Дай им психотерапевт волю спонтанно ассоциировать, он умрет от скуки или от старости, а вылечить не успеет.

Замедленный массаж с акцентом на растягивающее или сжимающее усилие активизирует внимание и помогает осознанию тела. Как и при обычном массаже, при массаже на границе боли наблюдается расслабление мышц, погружение человека в сноподобное состояние с обилием образов и видений. Вызванные массажем образы и видения необходимо утилизировать – вывести их из области подсознания в реально ощутимый объект.

Родительский спор

После массажа, проделанного самим потерпевшим, вручите ему листы бумаги, ручку, карандаши или кисточки с красками. Мягко, но настойчиво предложите написать рассказ или нарисовать картинку о том, что душа просит. Картинка или рассказ служат важным этапом консолидации схемы тела в единую и неделимую структуру. Картинка чаще всего носит фантастический или символический характер, но именно ее иррациональность предопределяет лечебный эффект.

Джон. Я хотел бы узнать еще кое-что о семье «аутсайдера». Поскольку родители тоже «аутсайдеры», не сильны в науке «отдавать — брать», они будут бесконечно бороться за власть. Не смогут согласовать свои «руководящие указания» ребенку. Откуда одна из причин незнания ребенком ясных «границ».

Робин. Правильно.

Нарисованные потерпевшим картинки или написанные им рассказы ни в коем случае не должны подвергаться критике или интерпретации! Наоборот, вы должны сопровождать все рисуемое возгласами искреннего восхищения: «Великолепно! Как это здорово и точно подмечено!» С точки зрения случайного человека, рассказ или картинка кажутся полным бредом, но для потерпевшего его произведения – исцеляющая схему тела пилюля.

Джон. Откуда и неограниченная возможность у ребенка настраивать родителей друг против друга — верно?

Поколачивание тела колотушками или лопаточками

Робин. Да, хотя получается, что мы сваливаем вину на ребенка, но все дело в системе. Может показаться, что ребенок восстанавливает родителей друг против друга, в действительности это каждый из них пытается перетянуть его на свою сторону.

Джон. Но им и невдомек.

Техники поколачивания колотушками подробно описаны в главе «Выстукивание колотушками». Цель поколачивания – осознать свое тело. Тело поколачивайте до ощущения легкого и приятного жжения. Легкое жжение кожи помогает осознать свое тело.

Робин. Да, они оба думают, что просто отстаивают свой символ веры. Отец будет утверждать, что мать портит ребенка ненужной мягкостью, мать будет говорить, что у отца слишком тяжелая рука и твердое сердце. У родителей «ничья», а в результате «разыгрывается» ребенок. Можно ли винить его, если и он вздумает «поиграть»?

Упражнения с ножами

Джон. В конце концов, про другие игры он не знает… Но иногда ему, наверное, неприятны все эти родительские споры?

Особое место в восстановлении схемы тела принадлежит упражнениям с ножами (или холодным оружием). Современные тренинги достались нам как «перефразированные» боевые упражнения наших предков, воевавших часто и обязательно с использованием холодного оружия. Для наших целей в рамках этой книги я дам техники с охотничьим или кухонным ножом, имеющим большое лезвие. Это замечательные тренинги, переданные от предков и записанные за нашими современниками, которые обязаны владеть в совершенстве любым оружием в любой обстановке.

Робин. Да. Иногда дети выворачивают игру наизнанку, пытаются поправить семейное равновесие. Большинство детей все же жаждет любить обоих родителей.

Тренинги с ножами обладают двунаправленным действием: восстанавливают схему тела и тренируют внимание.

Джон. Чтобы — опять — сравнять счет…

Для тренингов по сборке схемы тела нужны ножи с длинным лезвием и легкой рукояткой, потому что нож необходимо уравновешивать на своей руке, а нож с тяжелой рукояткой и коротким лезвием уравновесить на руке невозможно.

Робин. Это не единственная тактика, которой пользуется ребенок. Опыт семейной психотерапии показывает, что многие дети находят удивительные решения, чтобы смягчить напряжение между родителями. Конечно, находят бессознательно.

Тренинг 1. Уравновешивание ножей на указательных пальцах

Джон. Но если родители сцепились в нескончаемом споре за власть, что может сделать ребенок?

Возьмите два одинаковых ножа и уравновесьте их на указательных пальцах правой и левой рук. Затем начните медленные движения руками вверх и вниз, совершайте приседания и кружение на месте. Ваши движения должны напоминать танец. Какое бы положение ни приняло ваше тело, ножи должны оставаться в равновесии (фото 43).

Робин. Ребенок может смягчить остроту родительского спора, главным образом, «сделавшись» проблемой, по которой у них разногласий не будет.

Фото 43

Джон. Ага! Сделавшись трудным ребенком, он заставит родителей объединить усилия, чтобы переделать его трудный характер.

Посвящайте тренингу уравновешивания ножей хотя бы 10–15 минут в день, и ваша схема тела будет безупречно служить вам.

Робин. А если и не заставит их объединиться, по крайней мере, сможет свести родительский конфликт к спору о его воспитании. К «локальной войне». Вместо глобальной, которая часто приводит к разводу.

Тренинг 2. Восстановление полноты осознания Я Возьмите нож двумя руками. Держите его острием вверх перед собой, не напрягая рук, как показано на фото 44.

Джон. Печально — а? Ребенок должен так стараться для родителей, чтобы устойчивее был их союз!

Фото 44

Робин. Я тоже сочувствовал ребенку, когда только занялся семейной психотерапией. Но теперь для меня это все механика: барахлит мотор, значит, нужна починка. К тому же теперь, когда появилось столько новых и эффективных методов корреляции семейного «поведения», можно им помочь, если они способны взглянуть в лицо неприятным фактам. Отсюда мой оптимизм, уравновешивающий сочувствие им всем.

Зафиксируйте свое внимание на острие ножа и удерживайте его там не менее одной минуты. После того как вы успокоились и достигли равновесия, расфокусируйте зрение, чтобы внимание ушло с острия ножа. Ваши руки начнут медленно автоматически двигаться по дуге к вашей голове. Если у вас все в полном порядке с осознанием собственного Я, то острие ножа автоматически устремится к точке на 10–15 см выше крыши черепа. Там находится энергетический центр власти над собой (фото 45а, б).

Джон. И каковы неприятные факты?

Фото 45а

Робин. Возьмем ситуацию, когда родители постоянно ссорятся и каждый пытается перетянуть ребенка на свою сторону. Вот вам несколько схем. Сначала мать и ребенок заодно — отец лишний.

Час-два спустя уже отец и ребенок вместе «играют» — мать «не принимают».

Фото 45б

Если ребенок попробует исправить ситуацию, отвлечь родителей от конфликта, объединить их, он может сделать это одним из двух способов. Во-первых, у него есть ход «ходунком» — он идет в «разбойники». Становится таким непослушным, несносным, так злит родителей — они забывают, что злы друг на друга!

Достигнув центра власти над собой, острие ножа застывает в нем. Ваше внимание должно оставаться расфокусированным. Через некоторое время вы начнете осознавать все тело целиком как неделимый монолит. После осознания неделимости тела руки автоматически начинают медленное обратное движение к исходной позиции.

Во-вторых, он может «сделаться» нервным, больным, и родители забудут про распри в тревоге за ребенка, объединятся, чтобы ухаживать за ним, чтобы вылечить. Или ребенок использует — в тех же целях — свою хроническую болезнь, астму, например.

У мастеров на этот тренинг уходит около 30–40 минут – столько длится осознание полноты своего Я.

Джон. Фантастика! В обоих случаях он сведет родителей вместе. В первом — действуя вроде громоотвода, принимая на себя отрицательный, критический «заряд», а во втором — притягивая все нежные чувства… Минуточку! Вы говорили, что иногда ребенок восстанавливает родителей друг против друга, а на самом деле… только про способы свести родителей вместе…

У начинающих острие ножа движется к энергетическим центрам на верхней половине тела или головы. Острие ножа прикасается к телу, и вы постепенно осознаете фрагменты собственного тела. Как правило, начинающий удерживает острие ножа на теле около 3–5 минут, и этого вполне достаточно для инициации восстановления схемы тела. После возвращения рук в исходную позицию снова фиксируйте внимание на острие ножа, расфокусируйте зрение и повторяйте тренинг. Острие ножа начнет двигаться уже к другому энергетическому центру на теле. В течение одного занятия таким образом вы осознаете 3–4 фрагмента вашего тела.

Робин. Все хитрее в действительности.

Проводить тренинг необходимо и с другой позицией ножа. Возьмите нож двумя руками, но острие направьте вперед, а лезвие – вверх (фото 46).

Фото 46

Джон. Вы хотите сказать, что дети способны сводя — отдалять?

Сфокусируйте внимание на лезвии ножа. Вы смотрите на него, как на дорожку, уходящую вперед. Медленно пройдите взглядом по лезвию ножа от себя кпереди и соскользните с взглядом с лезвия ножа. Руки начнут по дуге опускать нож к энергетическим центрам нижней половины тела. В дальнейшем все происходит, как обычно: прикосновение ножа к телу, осознание его, возвращение ножа в исходную позицию и повторение цикла.

Робин. Именно. Описанные два способа — всего лишь два компонента сложнейшей семейной системы, которая регулирует степень близости и отдаленности между членами семьи. В каждой семье существует традиция — скорее привычная потребность, а не сформулированное правило — нормальной дистанции между мужем и женой. Им удобно на привычной дистанции, но они почувствуют неудобство и от излишней близости — фамильярности, и от чрезмерной независимости, грозящей «вольностью» уйти, бросив детей. Поэтому, как только дистанция между ними неприятно уменьшается, либо, наоборот, пугающе увеличивается, приводится в действие ребенок, часть системы — нажим на рычажок! Чтобы «восстановил родителей друг против друга»… на привычной дистанции. Конечно же, тут автоматизм. «Нажим» в системе осуществляется автоматически.

Восстановление слуха

Джон. Кажется, я начинаю понимать кое-что про «круговую поруку» в системе «семья», но как же трудно держать по местам в голове мысли, протянуть связи… Хорошо, рассказали о способах, какими ребенок может отвечать на родительскую борьбу за власть. А теперь давайте разберемся с ситуацией, имея в виду его мысленную карту мира. Если родители не способны достичь согласия, ребенок получит две разные карты — по карте от каждого?

Робин. Да. Две в какой-то степени противоречащие одна другой карты. И все потому, что дети хотят любить обоих родителей, преданы обоим. Если же у родителей нет согласия, единственное для ребенка решение — принять взгляды обоих родителей, поместив в два разных отсека своего запоминающего устройства.

Практически все травмы тела вызывают одностороннее или двустороннее понижение слуха. Происходит это вследствие прямых травм височной кости или вследствие накопления напряжений костной тканью энергии ударных волн. Напряженная костная ткань плохо проводит звук, и нарушается костное звукопроведение к органу слуха. Кроме того, перераспределение напряжений в черепной коробке деформирует ее и височную кость в частности, что создает препятствие для нормальной функции органов слуха и равновесия. (Органы слуха и равновесия спрятаны внутри височной кости.) Именно поэтому пострадавшие после травм жалуются на снижение слуха и головокружение.

Джон. Родительский конфликт ребенок вберет в себя.

Робин. Именно.

Восстановлению слуха способствует выравнивание напряжений в черепной коробке и снятие деформаций височной кости. Так как череп включен в общую систему перераспределения напряжений в теле, воздействию подвергается все тело в целом.

Джон. И вынужден руководствоваться двумя противоречащими одна другой картами. Такое руководство до душевного покоя не доведет.

? Алгоритм восстановления слуха таков:

Робин. До невроза доведет, если ребенку или взрослому в таком двойственном положении не помочь осознать конфликтную «связь» его двух карт, не помочь действительно свести их воедино. Но Вам, наверное, будет интересно узнать, что некоторые, оснащенные двумя «конфликтующими» картами, достигают творческих высот.

системное выравнивание напряжений в теле;

Джон. Я слышал, что невроз сопутствует способности к творчеству. Фактически тысячу раз убеждался в этом. Но почему, как Вы считаете, некоторые с двумя картами становятся людьми творческими, а другие— нет?

перераспределение напряжений в черепной коробке;

прицельное перераспределение напряжений в височной кости.

Робин. Все, по-видимому, определяется отношением человека к своему внутреннему конфликту. Если пассивен, то есть отрицает его, избегая осознавать от нежелания разрешать, будет невротиком. Творческий человек, похоже, пробует преодолеть конфликт, в какой-то мере осознавая его, ищет способ сочетать две «конфликтующие» карты.

Джон. Невротик не сможет, наверное, допустить, что семью раздирали противоречия, а «художник» сможет.

Первый этап восстановления слуха – системное перераспределение напряжений в теле и общее снижение психофизического стресса. Этап включает в себя общий массаж тела, выстукивание скелета колотушками (стопы, кисти, области входов-выходов энергии), прямое расслабление скелета (предплечья, голени, таз, позвоночник) и утилизация высвобожденных из тела образов.

Робин. Я думаю, Вы близки к истине. И несомненно, что, стремясь воспользоваться обеими картами, объединив их, люди двигаются нехожеными путями, открывают что-то новое.

Второй этап – выравнивание напряжений в черепной коробке и разблокирование височной кости – включает в себя следующие операции:

сжатие (компрессия) черепа по диагоналям;

Джон. Но люди творческие, пробующие справиться со своей внутренней проблемой, тем не менее обнаруживают невротические симптомы?

растяжение височно-теменного шва;

растяжение височно-затылочного шва;

покачивание лобных костей черепа;

Робин. О, да! Конфликт «за спиной» сделал их уязвимыми. Впрочем, способность к творчеству очень помогает им.

тщательное выстукивание костей черепа;

Джон. Значит ли сказанное, что невроз «творит» творчество?

высвобождение образов.

Робин. Нет. «Конфликтующие» мысленные карты в ответе либо за невроз, либо за творчество. Либо за их комбинацию, в которой творческий импульс направлен на обуздание невроза.

Третий этап – выстукивание височной кости и ее сосцевидного отростка (в сосцевидном отростке расположены каналы проведения звука по костной ткани), разгрузка наружного слухового прохода, высвобождение образов.

Джон. У меня, по меньшей мере, двое друзей, опасающихся психотерапии: боятся «вылечиться» от творчества. Вы, наверное, возразите?

Купирование психического аффекта

Робин. Да, мне таких открытий делать не приходилось. Мой опыт, опыт коллег свидетельствует, что творческие люди, побывав в наших руках, набираются творческих сил. А Вы разве возразите?

Психический аффект можно прекратить различными способами. Поколачивание, например, применяют при психомоторном возбуждении пострадавшего. Способ прост и очень эффективен. Суть способа – нанести легкие и эластичные удары с оттяжкой в «зоны ясного сознания».

Джон. Нет, в общем. Не думаю, что моих — сколько бы их ни было — прибавилось, но чувствую: я теперь свободнее распоряжаюсь отпущенным, не скуплюсь, так сказать. Ну, хватит уж про себя. Давайте опять о тех, кто препирается. Ясно, почему родители — «аутсайдеры» навяжут ребенку две карты: они в постоянном конфликте. Там же, где нормальные отношения, где родители согласны в том, как воспитывать ребенка, он обеспечен одной непротиворечивой картой. Но ведь и нормальные родители не могут быть согласны во всем.

? Известно пять зон ясного сознания:

непарная зона в области надпереносицы;

Робин. Будь так, они бы навредили ребенку!

парная зона в области сухожилий больших и малых грудных мышц справа и слева (рис. 20а);

Джон. Потому что…

Рис. 20а

Робин. Потому что все мы всю жизнь должны разрешать противоречия. И нам нужно поучиться этому под родным кровом. К счастью, в любой семье папа и мама чуточку непохожи, потому что сами росли в чуточку непохожих семьях. Поэтому они — во всяком случае вначале, потом в меньшей степени — будут вести споры о том, как воспитывать ребенка. Но если они в свое время успешно усвоили правила «сложения в группу» и не попали в «аутсайдеры», они будут готовы слушать друг друга и, споря, добьются компромисса.

парная зона в области сухожилий широчайшей мышцы спины справа и слева;

Джон. Значит, и нормальные родители не видят в конфликте ничего ненормального! Поэтому, к примеру, помогут конфликтующему «ходунку» справиться с яростью и, таким образом, нормально развиваться, шагнуть на следующую ступеньку. Он также получит согласованные ориентиры, которые нанесет на свою карту.

парная зона наружных верхних областей ягодиц в месте расположения ягодичной фасции (рис. 20б);

Робин. Да, но и еще кое-что… Усвоит, что иметь свое мнение — нормально, естественно быть непохожим, притом лучше всего, если собрать разные мнения, поразмыслить и найти общее — устраивающее непохожих людей. Иными словами, ребенок не просто получает непротиворечивую карту мира, «ходунку» не надо далеко ходить за примером — пример прямо перед глазами и учит, как находить решение, если собственная непротиворечивая карта противоречит непротиворечивым и самым разным картам других людей.

Рис. 20б

Джон. Значит, он учится на примере.

парная зона на стопах в области пяток (рис. 20в).

Робин. Самый эффективный способ. Дети больше схватят и глубже вникнут, «набивая глаз», чем слушая вас во все уши… Поэтому если родители говорят ребенку, что он должен уметь защищать себя, но сами всегда пасуют, у ребенка, разумеется, плохой пример для подражания — противоречащий дельным речам. Такому ребенку будет трудно постоять за себя в группе, показать независимость и находчивость… чтобы его приняли «играть» в команду. Из него получится конформист. Его «свалит» невроз.

Рис. 20в

Джон. Значит, родителям полезно иногда схватиться в споре?

Техника ударов

Робин. Бесспорно! Пока они любят друг друга и могут, объединив усилия, достичь компромисса, по крайней мере, в руководстве детьми. К тому же, способность выпустить агрессивную энергию, по-видимому, связана также с умением легко разряжать сексуальное напряжение. И если супруги не страшатся битв, это на пользу им, браку, детям.

Удар в надпереносицу наносится скрыто. Одной рукой вы отвлекаете внимание, показывая что-нибудь потерпевшему. В это время быстро подходите к нему, вторую свою руку прячете в области живота, поднимаете ее скрыто до надпереносицы и легко ударяете ритмогенной зоной кисти, затем резко оттягиваете руку назад. На мгновение потерпевший замирает от неожиданности и вдруг начинает радостно смеяться. Кризис преодолен. Для большей уверенности в успехе наносите легкие удары в области сухожилий грудных мышц, широчайшей мышцы спины и по наружным верхним областям ягодиц. По пяткам ударяют редко вследствие того, что пострадавшему приходится разуваться для манипуляции.

Воздействие практически на любую кость облегчает состояние острого аффекта. Тем не менее целесообразно выделить участки тела, воздействие на которые особенно эффективно. При состоянии оглушенности и при отсутствии осознанности в глазах и действиях на первом этапе помощи необходимо разгрузить пострадавшему стопы, голени и кости черепа.

Созревшие мысли: чем больше, тем здоровей

На стопах в первую очередь следует разгружать пяточную и таранные кости.

Джон. Мы немного говорили о команде: о том, как отдавать, брать и достигнуть согласованности с другими. Но имели в виду одного ребенка. Легко ли достается семье второй ребенок?

Голень разгружают приемом взятия «на излом».

Робин. Совсем другое дело — по мнению родителей. Ведь уже одолели прыжком пропасть между тесной «связкой» молодой пары, все свое внимание посвящающей друг другу, и семьей, где оба должны в согласии смотреть за третьим. Теперь они просто шагнули от малой — к большой семье.

На черепе разгружают скуловые дуги и глазницы.

Джон. Основные правила — те же? Навыки, которые обрели, «играя в тройке», можно применить и в пополнившейся команде?

При резерве времени разгрузите травмированному кости грудной клетки – ключицы и лопатки.

Робин. Да. При прочих равных условиях родителям даже легче: уже известно, что потребуется, как дать ребенку нужное. Первый ребенок — это для родителей заново открытая от неведения Америка — понятная тревога, что идут неверным путем. Но со вторым — глаз наметан, рука набита. Они уже знают, что их страхи в основном беспочвенны, они уверенно справятся с несложной проблемой, не заглядывая в книги, не обращаясь к специалистам. Мой совет — рожать сначала второго!

Выведение из пространства травмы

Джон. Да, но все же за двумя смотреть не легче, чем за одним.

Но далеко не все травмы предсказаны сновидениями. Эти травмы – особенные, они зависят от местного изменения структуры пространства, в котором оказался человек. Внезапные возмущения структуры пространства приводят к травмам энергетических и физических тел человека, оказавшегося в зоне возмущения. Проиллюстрируем это положение конкретным примером.

Робин. Вы правы, но я говорю о том, что если «смотреть» отдельно, то за вторым — легче, чем за первым. Хотя, конечно, хлопот прибавляется. Не только потому, что теперь два рта — накормить, две попки — отшлепать. Надо освоиться с новыми отношениями увеличившейся семьи.

30-летний Сергей получил травму с переломом ноги. Он спешил к машине, внезапно оступился, упал и почувствовал резкую боль в ноге. После оказания ему медицинской помощи и наложения гипсовой повязки мы анализировали механизм травмы. Вернув Сергея в прошлое, к моменту травмы, я предложил ему нарисовать структуру пространства до травмы и непосредственно во время падения. По ощущениям Сергея его правая нога подвернулась в тот момент, когда «пространство качнулось, упало набок и завертелось как юла».

Джон. Вы хотите сказать, что ко времени появления второго первый ребенок уже одолел пару ступенек, оба требуют заботы, но — разной.

Память тела хранит следы возмущенного пространства во время травмы, поэтому во время реабилитации следует предусмотреть возвращение тела из возмущенного состояния в невозмущенное.

Робин. Родители теперь делят свое внимание между детьми сообразно потребностям каждого. Отец — если родители способны взаимодействовать — в основном берет на себя старшего ребенка, оставляя матери заботу о младенце. В наше время супруги, конечно, могут подменять друг друга, но я уже объяснял, почему такое распределение ролей имеет смысл, когда дети малы.

Как снять с тела следы возмущенного пространства?

Джон. А если родители плохо взаимодействуют?

? Известен старинный ритуал снятия следов возмущенного пространства с травмированного человека. Старые мастера называли процедуру снятием печати времени и места, подразумевая под этим следующее: после травмы человек достаточно долго живет моментом травмы, то есть он все еще находится на том месте и в тот момент времени, когда происходила травма. Тело хранит печать времени и место травмы десятилетиями. Хотя травма была давно, пострадавший живет по ее законам.

Робин. Тогда вариантов несколько. В семье «аутсайдеров» борьба за власть может стать изощреннее, когда дети подрастут, — вырастет число возможных «военных» союзов. В семье, «повязанной» депрессией, мать объединяется с одним ребенком, отец — с другим, но это не здоровое распределение ролей, а разрушение супружеской связи. Вместо супружеской пары образуются две парочки: в одной ребенок при мамочке, в другой — при папочке. В семье с неустоявшимися «границами», где без проекции и шагу не ступят, есть «хороший» ребенок, идеализированный, и «плохой», козел отпущения. Дети будут вести себя соответствующим образом — как «предписано».

В старину ритуалу очищения подвергали людей после травм, пожаров, неудачных родов, распада семьи, после длительного отсутствия на родине, а также воинов, вернувшихся с поля брани. Претерпевшие, так их называли раньше, должны забыть пережитые катаклизмы, выйти из прошлого и войти в настоящее, иначе претерпевший не сможет вернуться к нормальной жизни. (Не то ли самое произошло со многими воинами, сражавшимися на полях Великой Отечественной войны: они так и не смогли вернуться к мирной жизни, а переживали вновь и вновь боевые события. Сейчас эту проблему психологи решают с воинами, прошедшими Афганистан и кавказские конфликты.)

Джон. Хорошо, теперь давайте посмотрим на большую семью глазами детей. Каково это — быть старшим, младшим или средним?

Прошлое цепко удерживает сознание человека в своих объятиях, и претерпевший в старину не переступал порог родного дома, пока не проходил обряда выхода из прошлого времени и входа в настоящее время. Невыполнение ритуала снятия печати времени и места грозило дому бедой.

Робин. Ситуаций множество: для ребенка — старшего, младшего — имеет значение даже пол прочих детей в семье и, конечно, место родителей в семейном «строю». Впрочем, есть несколько общих и очевидных моментов, обусловлвивающих различное положение детей в семье. Старший, например, неизбежно получает с избытком родительского внимания. С одной стороны, это замечательно: больше стартовый «капитал» — ему достается больше поддержки, больше помощи. Но негативная сторона его положения в том, что от старшего и больше ждут, на него больше давят, хотя тут залог достижений, успехов; старший, однако, перегружен родительскими амбициями и может в результате потратить свою жизнь на реализацию родительских устремлений. Кроме того, конечно, для первого настоящая катастрофа — появление в семье второго ребенка.

Ритуал проводится в три этапа: отсечение, выход-вход, окуривание. Делать это надо на закате солнца. Если ритуал проводят в помещении, пострадавшего ставят или кладут на белый холст лицом к заходящему солнцу. Холст и тело посыпают слегка увлажненным зерном. В рот пострадавший кладет горсть зерен и держит их там до окончания процедуры. Лицо и голову травмированного накрывают черным платком.

Джон. Вы были старшим ребенком в семье — да? Помните, как это — «в старших»?

Мастер берет в руки длинный нож и рубит ножом пространство вокруг тела, «отсекая его от прошлого» с восьми сторон. Затем острием ножа мастер прикасается ко лбу, к макушке, затылку, пояснице, к паху и пяткам потерпевшего. Нож после этого следует воткнуть в землю на полчаса. В завершение процедуры вылейте на голову травмированного холодную и горячую воду (но не обжигающую кожу). Зерна с холста и изо рта собирают и закапывают в землю, а холст и платок стирают.

Робин. Я был старшим из пяти сыновей. Еще бы не помнить! Первые четыре года жизни был переполнен безоблачным счастьем — пока не родился брат, а тогда будто бомба взорвалась, и надолго все во мне посерело, затянулось сеющей пепел тучей. Как многие первенцы — убежден — я был изначально «испорчен», и поэтому еще сильнее негодовал на «новость», отчего у всех близких попал в «черные списки». К тому же в моей семье водилась «фамильная» боязнь зависти, мои родители держали ее за «ширмой». И они «отвращали» меня от зависти страхом вместо того, чтобы «указать границы», что помогло бы мне постепенно одолеть ее.

Если ритуал проводили на открытом воздухе, то претерпевшего ставили лицом к солнцу, проводили отсечение от пространства, затем поворачивали его спиной к солнцу, перед ним выкапывали небольшую канавку, через которую он должен был переступить. Платок снимали после перехода через канавку.

Джон. Значит, Вас и Ваших братьев изводила ревность?

? Выход-вход проводят по следующей технологии: претерпевший раскрывает пространство перед собой так, как будто он раздвигает две занавески, затем высоко поднимет ногу и перешагивает через невидимую преграду высотой примерно 50–60 сантиметров. Перешагнув преграду, он делает полный оборот и входит в новое пространство.

? Окуривание проводят дымом от тлеющего пучка полыни, шалфея или зверобоя. Эффективно также окуривание ладаном. В идеале человека ведут на место, где он получил травму, и там проводят ритуал отсечения и выхода-входа. Окуривание проводят в любом другом месте, желательно вне дома у небольшого костра.

Робин. Чудовищно! Мы без устали ссорились из ревности, а родители не знали, как с нами справиться. «Откуда такие ревнивые, — обычно сокрушались родители, — мы же стараемся ко всем относиться одинаково». И действительно, старались. Но поскольку зависть, ревность ужасно пугали и тревожили их, нам не дали возможности «наревноваться» — «переревновать» и усвоить ревность как нормальное, естественное среди прочих, положенное человеку чувство. Но я-таки теперь ученый, и когда ко мне за консультацией обращаются семьи, жалуясь на ревность среди детей — хотя каждому кусок пирога режут по линейке и никого не обделяют пенициллином, если простыл один, — я знаю, что делать. Я говорю им, что у них во многих отношениях замечательная семья, но они явно не преуспели в зависти, им нужно поупражняться, а потом придти ко мне еще раз.

Путь мастера

Джон. То есть очень доброжелательно Вы подталкиваете их «сознаться» в зависти — осознав, вытащить зависть из-за «ширмы».

Робин. Да. Полезно «вести дело» шутя. И пусть папа проявит инициативу — за обедом в воскресенье пусть попросит маму положить ему на тарелку на одну картофелину меньше, чем всем остальным, предполагая, что каждый позлорадствует всласть. Он с удовольствием сделает этот почин, чтобы подать всем хороший пример — какова и цель. А кроме того, ему решать, кто будет следующей жертвой поучительной шутки.

Невозможно, говоря о выведении пострадавшего из состояния травмы, не упомянуть об Игре с деревьями и травами. Я уже рассказывал в самом начале книги, что древние знания (доказанные современными исследованиями и медицинской практикой) пришли ко мне, начинающему врачу, от прабабушки Секлеты Юрченко (урожденной Булах). Проводником умений стала бабушка Анастасия Миновна Сипко (урожденная Юрченко). Роды Булах, Юрченко и Сипко происходят из херсонских и запорожских земель – Берендеево семя, так они себя называли. Бабушка подарила мне знание о силе целебных прикосновений к костям, которым теперь владеете и вы, уважаемый читатель. А обучение Игре, имеющей четыре основополагающих аспекта, мастер проходит у деревьев и трав (собственно после этого и становится мастером).

Джон. Родителей не заденет, что Вы посчитаете их тоже «больными» завистью?

Первый аспект Игры, по словам бабушки Анастасии Миновны Сипко, – история окружающего мира, осознание своего сродства с окружающей природой. Как это следует понимать? В детстве и юности мы много играли: с родителями, друзьями, домашними животными. Игры влюбленных – молодых и немолодых – сопровождают нас вообще всю жизнь. Когда у вас появились дети, вы стали играть с ними. Ваши родители постарели, а души у многих стали подобны душам детей, и вот мы должны принять их в новом качестве: как наших новых – стареющих – детей. Кто не хочет учиться этому, тот иногда даже от себя самого скрывает, что не любит собственных детей и готов оставить родителей в старости на произвол судьбы. Жизнь – серьезная Игра поколений друг с другом.

Робин. Нет — если посчитают так в рассчете на то, что они помогут детям переболеть чужим «здоровьем» — «перезавидовать» — и научиться справляться с завистью. Разумеется, вы подаете такой же совет самим родителям — не прямо, эзоповской речью. Даете также и им возможность вытащить зависть из-за их «ширмы», вздохнуть легче… духом соперничества, которое нормально для их отношений. Ведь дети обычно открыто выражают естественное соперничество, которое присуще и родителям, … старающимся не смотреть в глаза правде.

Второй аспект – практика самоисцеления и помощь в излечении людей. Игра предполагает множество особых прикосновений рук к травам, деревьям, телу человека в осязаемом мире и прикосновений в невидимом, но таком же реальном мире, что уже доказано научным путем. Чудесные прикосновения возвращают здоровье и ясный ум. Расшифровать тайну воздействия прикосновениями рук можно только одним – передачей через руки энергии Вселенной (природы). Овладевшие прикосновениями в невидимом мире, кроме всего, получают доступ к двум стихиям – Слова и Безмолвия.

Джон. Родителям присуще естественное соперничество?

Третий аспект – особое состояние во время Игры. Человек вводит себя в мир условной, или виртуальной, реальности. Какая это реальность? Условную реальность невозможно взвесить, оценить в рублях и долларах, но к ней можно прикоснуться, в виртуальной реальности вы можете воспринять и передать энергетический посыл. Наши мудрые предки подметили это свойство условной реальности и использовали его для лечения очень широко. В Игре каждому под силу войти в невероятное и породниться с парадоксом. Осознание своей парадоксальности рождает счастливый смех. Нужно всего лишь быть внимательным.

Наконец, четвертый аспект Игры – улыбка и счастливый, искренний смех.

Робин. Они соперничают, будучи разными, обладая разными преимуществами, — как мужчина и женщина, отец и мать. Тут также отголоски ревности к братьям и сестрам, с которыми они росли в своих семьях. Если родители научатся легче принимать естественное «напряжение», существующее между ними, ссоры детей утихнут сами собой.

Древние мастера понимали Игру как путь познания, как способ исцеления и как обретение внутренней радости бытия ребенка.

Джон. Я был единственным ребенком в семье и думаю, что не усвоил многих уроков, которые Вы затвердили, «погрузившись» в естественное соперничество братьев, сестер. Поэтому в какой-то степени я прятал за «ширму» свой дух соперничества и чувство зависти, я стал осваивать их лишь в Вашей группе.

Робин. А еще, как думаете, где промахнулись — «в единственных»?

Опыт общения с растениями открывает вам неведомый мир внутри себя и прокладывает путь к постижению мира вне вас. Только после Игры с травами и деревьями вы начинаете осознавать, что такое «единство мира». До Игр единство мира – пустой звук.

Джон. Ой, удар не по правилам! Я был слабее сверстников — родители «единственного» носятся с ним, потому что больше не на кого излить нежность, не о ком тревожиться.

Разновидностей техник оздоровления с помощью деревьев и трав много. Не редкость на полотнах известных русских художников, в лирических фильмах о любви такой сюжет: в момент душевного переживания девушка обнимает березу, юноша обращается к яблоне, рябине. Помощь приходит всегда, но она разная: от изменения на какое-то время эмоционального состояния до физического исцеления. В этой книге, повторю, мы рассматриваем техники стойкого исцеления физического тела через исцеление психологических травм.

Робин. И единственный ребенок в семье уже принимает себя за «единственного в своем роде»!

Игра для посвященных

Джон. Да, раз вы единственный, значит, начинаете считать себя особенным. Поэтому, наверное, во мне есть что-то от «аутсайдера». И раз вы один у родителей, вам труднее «вырваться» от них, стать независимым. После Кэмбриджа я полтора года прожил в Штатах и, признаюсь, как ни стыдно, что домой почти не писал. Но таким неуклюжим способом — даже не осознавая — думаю, я перерезал, наконец, пуповину.

Робин. Единственным детям освободиться от родительского вмешательства даже труднее, чем старшим.

Непосвященные не играют с деревом или травой, их контакты незатейливы: к стволу дерева прикасаются ладонями, головой, телом, спиной, ногами или руками в различных позициях до появления чувства легкости в теле. Травы для многих – вообще только замена лекарственного препарата, а то и просто сорняк, мешающий культурным растениям. Но наблюдается такая тенденция: чем старше человек или чем больше его донимают болезни, тем сильнее интерес к Игре, поскольку результат – выздоровление, а то и обретение способности исцелять других – не заставляет себя долго ждать.

Джон. А в других отношениях как сопоставимы «единственные» и «старшие»?

Мой добрый совет: идите в поле к травам, деревьям и играйте! Травы и деревья – надежные целители и великие учителя.

Робин. У «единственных» обычно больше напора и меньше сомнений, чем у «старших». Возможно, потому, что им не пришлось пережить травму: их, «одних-единственных», не свергали с престола.

Деревья, растущие в городе, и деревья в лесу неодинаково реагируют на человека. Городские менее отзывчивы, чем лесные, потому что город утомляет их. В лесу деревья обладают большей энергетической силой и легче вступают в контакт с человеком. Игра с деревьями и травами всегда требует доброжелательности, терпения и честности. Деревья и особенно травы не выносят фальши в человеке. Их невозможно обмануть.

Джон. Ну, а младшие?..

Давно подмечено, что люди недоброжелательные не в ладах с растениями. Если быть точным, то не мы выбираем дерево или траву для Игры – дерево или трава выбирает нас. Как это ни парадоксально звучит, но именно растение «видит» наши проблемы и искренне желает нам помочь.

Робин. Невыгодность их положения в том, что они могут так и остаться «младенцами», ведь родителям больше некого носить на руках. Как и старший или единственный, младший ребенок обеспечен особым родительским вниманием, но в отличие от старшего или единственного, он получает поддержку всех братьев, сестер. Средние дети немного «заброшены»: им — донашивать одежду старших, натягивать носки, севшие после многих стирок, но как раз эти-то прекрасно «сыграются» с чужими детьми, натянут нос и старшим, и младшим. Впрочем, запомните, все от мала до велика в семье умеют прекрасно объединиться в команду, если хотят перехитрить родителей или вырваться из пут. Умеют разделять и властвовать. Способны выйти из-под контроля и уйти из-под наблюдения, запутав родителей, заготовив алиби друг для друга, оставив следы в разных направлениях, — как выбравшиеся на волю заключенные, которые разбегаются кто куда, зная, что шериф с отрядом не пустится за всеми сразу.

При неумелой Игре потоки энергии могут захлестнуть вас до головокружения или тошноты. Внутренняя культура и доброжелательность к дереву или траве обеспечивают эффективность Игры.

Джон. А раз сумели дружно вложить в «игру» подхваченное за тюремными… простите, родными стенами, то такой команде проще избежать родительских проблем.

После Игры у больного наступает облегчение состояния, ослабление или исчезновение симптомов болезни. При всех неожиданных и кратковременных ухудшениях состояния не вините в них дерево или траву, а лучше проанализируйте, правильно ли вы вели Игру, не было ли нарушения нравственных табу. Даже при ухудшении самочувствия после Игры принесите дереву глубочайшую и искреннюю благодарность. У многих после этого, как я знаю, здоровье налаживалось.

Приходите к дереву для Игры с интервалом в 3–4 дня, и эффект будет позитивным и сильным. В дальнейшем между вами и деревом (травой) установится прочный контакт с последующим стойким лечебным эффектом.

Робин. Да. Одно из условий недурного «роста» в проблемной семье — расти в куче сестер и братьев. И родители могут исправиться с подачи детей. В моей практике был замечательнейший случай: у меня появилась пара, самая вспыльчивая, необузданная и буйная, какую мне когда-либо приходилось встречать. Я не мог справиться сам, подключил жену, но они просто затыкали нам рот. Тогда мы позвали их вместе с детьми. В следующий раз в нашей приемной сели в круг одиннадцать человек: мы с женой, буйная пара и их семеро детей — подростков, молодых мужчин и женщин. Мы поразились: какие же нормальные и приятные «дети» по сравнению со своими родителями! Благодаря «детям» мы смогли, впервые с начала знакомства, конструктивно побеседовать с родителями об их сексуальных отношениях.

Если вы затеяли Игру, но не хотите прорабатывать выявленные деревом (травой) ваши нравственные проблемы, психологические травмы, то этот визит окажется бесполезным и на контакты в дальнейшем тоже можете не рассчитывать.

Джон. Дети помогли?.. Как?

К дереву необходимо приходить только в случае истинной нужды, искреннего желания помочь себе или для выражения благодарности и любви.

Робин. Главным образом то была заслуга старших дочерей. Одна в особенности прекрасно себя показала. «Я не хочу, чтобы ты расстраивался, папочка, — начала она, — но думаю, ты не станешь возражать против того, что я скажу…» Он велел ей продолжать и затих, внимательно слушая. И она продолжала: «Беда в том, папочка, что ты не очень хорошо понимаешь женщин. Крик, брань… этим путем ничего не достичь. С ними надо лаской…» Ну, и так далее. Он проглотил все это, согласно кивая головой — мы смогли вступить. Конечно же, другие «дети» поддерживали ее, в малочисленной семье этот «номер» вряд ли прошел бы.

Если после неудачной Игры вы затаите обиду на дерево или траву, то растения, животные и люди будут отвергать вас. Деревья и травы обладают памятью на человека и его настроение. Растения (в том числе и комнатные) распознают обидчика или недоброжелательного человека даже спустя долгое время после инцидента, отвечая агрессивной реакцией ауры.

Джон. Похоже на аргумент в защиту демократии — а? Чем больше высказано мнений, тем проще выбрать полезное. Я, единственный ребенок в семье, знал только родительский взгляд на вещи и, пока не попал в Вашу группу, не набрался нового семейного опыта, взяв себе во временные родители Вас и Пру, а остальных — братьями, сестрами, я не смог освободиться от некоторых приобретенных в Уэстон-сьюпер-Мэр шаблонов поведения, которые мне мешали жить. Возможно, имей я братьев и сестер, в полезных прениях я бы почувствовал раньше!

Возраст деревьев также имеет значение для общения. Старые и больные деревья менее охотно вступают в контакт с человеком, тогда как молодые деревья в этом плане более доступны.

В полуденные часы и ночью большинство деревьев не склонно к Игре. Наилучшее время для общения с деревьями – утро, спустя 1–2 часа после восхода солнца, или вечер, за 1–2 часа до захода солнца.

По традиции, прежде чем приступить к исцеляющей Игре, ученики проходят обучение у деревьев и трав. И нередко Мастеру Игры задают вопросы:

1. Почему мы должны учиться именно у них?

2. Как учиться у трав и деревьев?

3. Чему могут нас научить бессловесные деревья и травы?

Мастера Игры отвечают на вопросы так.

1. Растения и люди принадлежат живому миру и живут по сходным законам. Растения и люди – энергетические сущности. Материальные оболочки у нас различаются очень сильно, а энергетические – нет. Наука подтверждает единство генетических принципов строения и функционирования царства растений и царства животных.

Обучение любому делу – процесс нескорый, а растение постоянно находится на одном месте, никуда не спешит и не выказывает агрессии. К растению можно обращаться многократно без риска войти с ним в конфликт.

2. Обучаются у растений необычным способом. В школе учитель объясняет материал словами, при этом ученик пассивен – он только слушает. Растения бессловесны и объяснить нам ничего не могут. Но зато мы можем быть активны по отношению к растениям!

Вспомните из уроков анатомии, что за словесное общение у человека отвечает преимущественно левое полушарие мозга. Правое полушарие мозга отвечает за бессловесное, интуитивное, общение. Правое полушарие отвечает также за язык прикосновений и пантомимы: движений тела без сопровождения речью. Язык пантомимы очень выразителен, эмоционален, мы понимаем интуитивно всё и без слов.

Согласитесь, пантомима – это игра, в которой всё и в шутку и всерьез. Наши наблюдательные предки подметили это свойство пантомимы и назвали общение человека с растением Игрой. У пантомимы есть два замечательных свойства, которых лишены слова.

Что вы там вдвоем делаете?

Первое свойство – пантомима интуитивна и рождает вместо слов эмоцию и образ (видение). Человек осознает образ, если зацепил его своим вниманием. Слова появляются гораздо позже, при переводе образа в слова. Словесное описание образа всегда гораздо беднее самого образа. Если человек невнимателен, то образ живет недолго и исчезает в долговременной памяти.

Второе свойство – однозначность пантомимы. Вспомните танцы. Пантомима танца состоит из отдельных движений. Каждое движение и поза понимаются однозначно. Кстати, словами танец описать невозможно, а вот интуитивно мы переживаем его всегда ярко и точно.

Нет дела важнее

Поэтому пантомима высокоэнергетична. Каждое движение тела в пантомиме изменяет энергетику тела и энергетику пространства вокруг него. Пантомима закладывает в пространстве след – Тень эмоции, намерения и движения. И деревья, и травы, и кости реагируют на Тени пантомимы.

Джон. Мы упорядочили «границы» стали независимыми, вошли в команду. Какая следующая ключевая идея?

Растения тоже быстро изменяют свою энергетику в ответ на Тени пантомимы человека и посылают в пространство свои измененные Тени. Наши виртуальные кости реагируют на Тени деревьев и трав. Таким образом человек и растение общаются. Кости-призраки и пантомима тела обеспечивают Игру человека и растения.

Робин. Секс. Теперь речь о том, о чем Вы всегда хотели бы узнать, но не спрашивали — боялись, что это Вам уже давно положено знать. Например, зачем нужны два пола, чем отличаются мужчины от женщин и действительно ли отличаются, почему инцест — нелепая затея, на самом ли деле женщина — прототип мужчины, а мужчина — результат адаптации, в чем причина гомосексуализма, почему Эдип, не желающий взрослеть, убил отца и почему последние разработки в сфере сексуальной терапии дают замечательные результаты.

Ученик активен по отношению к растению. Он прикасается к энергетическим и материальным оболочкам растения и безмолвно движется. Освоив технику прикосновения к деревьям и травам, вы можете осваивать прикосновения к костям и телу.

Джон. И до этого дошло, потому что ребенку пора перейти на следующую ступень?

3. Теперь ответим на вопрос, чему могут нас научить бессловесные деревья и травы. В детстве я задал этот вопрос своей бабушке. Ответ был краток: «мудрости». Тогда я ровным счетом ничего не понял. Сегодня я понимаю, что бессловесные деревья и травы учат нас

Робин. Да. «Ходунок» осознает свою половую принадлежность.

искренности,

Джон. О\'кей. Но сначала объясните, пожалуйста, кое-что. Я в жизни слышал сто тысяч неприличных анекдотов, и только семь меня рассмешили. Но все просто падают, если в ударной фразе — непристойное словцо. Раньше я думал, что мог, слушая эти анекдоты, «удержаться на ногах» потому, что секс меня смущал больше, чем их. Теперь я уверен в обратном. И однако: почему нас всех смущает секс?

интуиции и образному мышлению,

Робин. Думаю, потому, что пробуждает немыслимой силы — шоковые для мысли — эмоции. Нас приводит в смятение его истинная мощь.

техникам самоисцеления,

Джон. А неприличные анекдоты — способ обезвредить «бомбу»: притвориться, что эти эмоции на самом деле не так сильны, ведь над ними можно посмеяться.

умению «лечить» собственное прошлое,

Робин. Вероятно, Вы правы.

техникам скорой помощи людям,

Джон. И почему же, как Вы думаете, секс — столь мощная сила?

интуитивному умению пребывать в виртуальном пространстве и отвечать на сигналы пантомимой собственного тела,

философии счастливого смеха.

Робин. Причин множество, все мы о них знаем, но ухитряемся постоянно забывать. К примеру, он ключ, впустивший нас в этот мир! Нас бы не было, не одари наши родители благосклонностью друг друга.

Итак, вы получили ответ на вопросы, и пора идти в лес или в поле для общения с растениями. Но как это конкретно должно выглядеть?

Джон. Мысль, что папочка с мамочкой… спариваются, может вызвать «перегрузку» воображения — правда? Не говоря о другой — что наша жизнь однажды так и началась.