Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

В основу личности Гагарина я положил не корысть, а дерзость. Гагарин ведёт себя как бизнесмен, а главная функция бизнеса — извлекать прибыль, и нельзя бизнес за это укорять. Нужно укорять государство, дозволяющее извлечение «аморальной» прибыли. Гагарина нельзя оправдать, но можно простить. И при оценке его личности надо учитывать и этику эпохи.




Инструмент писателя — образ. Инструмент историка — факт. Задача писателя-историка — сделать образ таким, чтобы он не противоречил фактам. Критерий качества исторического романа — вовсе не соответствие всем фактам, а отсутствие противоречия




23.12.2018. Алексей

В каком возрасте вы написали «Общагу-на-Крови»? Как пытались её опубликовать? Как думаете, почему не брали рукопись?



«Общагу» я писал в 1990–1992 годах, соответственно мне тогда было 20–22 года. Я отнёс её в Пермское издательство, но его тогда активно разворовывали, и ему было не до книгоиздания. Некий доброжелатель передал роман в журнал «Юность», и там его приняли, но попросили сократить вдвое. Я сократил — в этом виде «Общага» сейчас и существует; это было в 1992-м или 1993 году, не помню. Однако в последний момент готовую рукопись завернул главный редактор Андрей Дементьев. Почему — не знаю. Предполагаю, что хватало своих авторов. Больше я никуда «Общагу» не предлагал. Я и в те времена не обивал порогов.



21.01.2019. Валерий

Не секрет, что в настоящее время многие писатели на сайтах, посвященных их творчеству и как бы «персональных», активно вступают в дискуссии с читателями. Как вы считаете, негативный отзыв читателя о произведении, высказанный автору напрямую, или совет наподобие «я написал бы об этом так…» однозначно недопустимы? Или варианты критики возможны?



В подобном общении допустимо всё, что говорится вежливо и уважительно. Но есть определённые тонкости.

Автор произведения — единственный в мире человек, которому бесполезно говорить, что его произведение плохое. Автор защищает своё произведение, как мать защищает ребёнка. И это не иррациональная «слепая любовь», а норма существования в социуме. Даже если автор смиренно соглашается с критикой, он лицемерит. И автор не может вести себя иначе, если он вложил в произведение душу и работал в полную силу. Поэтому критика произведения лично автору — вещь не только бесполезная, но и бестактная. Представьте, что я пришёл к вам в гости после ремонта в квартире и говорю: «Человек ты хороший, но квартира у тебя — полный отстой». Я уверен, что вы не будете мне рады, потому что я веду себя неэтично.

Но мы говорим о критике. Оценочные суждения без аргументов (типа «полный отстой», и всё) — это вообще не критика. Точно так же не является критикой подмена объективного субъективным («лично мне не нравится, значит, это плохо для всех»).

Я в целом не верю в полезность критики лично человеку, не только себе. Благотворна правильная похвала — она заставляет развивать реальный успех в нужном направлении. А критика лишь вынуждает критикуемого упорствовать в убеждениях или заблуждениях. Я видел это по детям, когда работал в школе. Если ставишь себе цель развивать человека к лучшему, то следует не критиковать, а поправлять. Но лично я уже большой мальчик, чтобы меня поправляли в том, в чём я профессионал (разве что в несущественных мелочах). Критика автору в лицо приемлема лишь в ситуации «учитель — ученик», когда обе стороны заключили такую конвенцию. Вряд ли найдётся читатель, перед которым я признаю себя учеником в писательстве.

А интернет очень большой. В нём есть бесконечное множество площадок, на которых можно высказать любое своё мнение хоть о чём в любой форме. Единственная площадка, на которой действуют мои правила, — это мой сайт. А на нём я не хочу встречать аргументированный негатив (потому что это отталкивает меня от всех читателей сразу), тем более не хочу встречать негатив неаргументированный (потому что это бестактность и неуважение).




Чем критик отличается от литературного блогера? Если использовать пищевую метафору, то блогер говорит о вкусе блюда, а критик — о рецепте. Взяв впечатление в качестве инструмента анализа, критики уничтожили свою профессию, превратившись в блогеров




17.02.2019. Андрей

Как вам удаётся соблюсти баланс в отношении принципа «не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать»?



Ничего сложного. Лично я никогда не «продавал вдохновения», и всё, — но нашёл себе продюсера, который умеет продавать рукописи.



03.06.2019. Александр

Неожиданной радостью стало ваше интервью Дудю. Много ли материала не вошло в показанное? Жалеете ли вы о том, что какой-то фрагмент разговора не попал в итоговый вариант, и если да, то о чём там говорили? Какое у вас сложилось о Юре впечатление, легко ли было с ним и его командой работать?



В целом наша с Юрием беседа продолжалась часов пять. Мы говорили обо всём, и Дудь оказался прекрасным собеседником: я забывал, что мы делаем интервью. И сейчас я уже не помню, о чём мы ещё говорили. Я ведь фиксировался на том, что мне говорил он, а не на том, что говорил сам, как и положено при хорошем разговоре.

Работать с Юрием — большое удовольствие. Он высокий профессионал, который строит общение точно и технично, не тратит сил и времени на пустую болтовню и ерунду. Дудь — человек умный, проницательный и тактичный (острые вопросы — не признак бестактности). Самое главное — он внутренне свободный человек, причём человек с принципами. Это большая редкость. А имидж молодого задиристого журналистика, который по наивности дёргает тигров за усы, — только образ, помогающий раскрыть собеседника. В общем, Дудь вызвал у меня глубокое уважение как человек и как мастер своего дела.





03.06.2019. Александр

Прочёл, что «в процессе работы над романом „Сердце пармы“ писатель организовал детский художественный краеведческий музей». Можно о нём чуть подробнее? Музей существует и сегодня? Есть возможность ознакомиться с его деятельностью?



Это всё переврали журналисты. В то время, когда я писал «Сердце пармы», я работал в Доме пионеров, вёл краеведческий кружок. По теории это был как бы факультатив уроков истории и географии — «история и география родного края». Но я прекрасно понимал, что дети ни шиша не запомнят. Они будут знать историю и географию (во всяком случае, родного края) только тогда, когда эти сведения станут частью их личного жизненного опыта. А лучший жизненный опыт по этой теме — маленькие туристические походики. Вот я и водил детей в эти походики. А потом на занятиях кружка дети мастерили всякие поделки на тему наших путешествий. Это лучший способ запомнить. Съездили на старую пристань — клеим из картона макеты колёсных пароходов; залезли на скалу — потом оформляем планшет с коллекцией окаменелостей; посетили исторический город — делаем макет деревянного кремля из палочек (палочки — из веника). И так далее. Постоянная выставка этих поделок для солидности называлась музеем (мы же научными исследованиями занимаемся, а не фигнёй). Никакого отношения к моему роману этот музейчик не имел. Когда руководство забрало у меня помещение, я ушёл с работы, а музей уехал на помойку.



03.06.2019. Кирилл

Я веду проект «Три факта». Своим гостям я задаю такой вопрос: расскажите о трёх значимых фактах из вашей биографии, которые повлияли на вашу жизнь.



Первый факт — первая публикация. Это была маленькая заметочка в газете «Советская Россия», а сам я был девятиклассником. Тогда моя бабушка выписывала «Советскую Россию», и в гостях у бабушки я прочитал в газете историю про самое короткое в мире письмо. Его написал Виктор Гюго, и оно состояло из одного лишь вопросительного знака. А в школе в то время мы проходили «Войну и мир», и Толстой приводил забавный случай, когда какой-то русский генерал вместо донесения прислал Кутузову чистый лист бумаги. Меня осенило: это ведь ещё более короткое письмо! Об этом я настрочил заметку в «Советскую Россию». И её напечатали. Я был потрясён. Я увидел своё послание опубликованным и понял, что стать писателем — это возможно.

Второй факт — переезд в Екатеринбург. Это случилось в 1987 году после окончания школы. Я окунулся в реальную жизнь и реальную историю. После совершенно советской и тепличной школы — вдруг митинги, гласность, рок-клуб, свобода и самостоятельность, новые девчонки, новые необычные друзья, видеосалоны, «возвращённая» литература — и так далее. Культурный шок, короче. Это время в Екатеринбурге сформировало меня как личность.

Третий факт — выход первой книги в 2003 году. Я понял, что выстоял: пробил стену невезения и стал писателем. Значит, я с самого начала был прав в отношении себя.



01.12.2019 Андрей

В интервью Дудю, вы как-то уклончиво отзываетесь о Парфёнове. У вас был конфликт? Как вы познакомились? Что дало вам это знакомство?



Я же ответил почти на все ваши вопросы в самом интервью Дудю. У меня нет конфликта с Парфёновым. Мы сделали успешный проект и разошлись, потому что слишком разные люди. Но я уважаю Леонида Геннадьевича как профессионала: он помог мне по-новому взглянуть на журналистику и телетехнологии. Я ему за это благодарен.

А познакомились мы благодаря непрофессиональной работе критика. Я не буду называть его имя, чтобы не дискредитировать достаточно популярную в книжных кругах персону.

В 2005 году «Русский Newsweek», которым тогда руководил Парфёнов, командировал одного из своих сотрудников на Урал, чтобы написать обо мне статью. Я провел с журналистом несколько дней, а потом Парфёнову был предъявлен материал, в котором меня изобразили эдаким унылым и замшелым 35-летним старичком из трущоб, которому только поездка в Москву помогла узнать, что в стране появились мобильные телефоны и интернет. Журналист утверждал, что свой рабочий день я строю по телепрограмме и живу на скудные гонорары, которые только в провинции кажутся значимыми, потому что запросы здесь стремятся к нулю.

Прочитав сей странный опус, Парфёнов позвонил мне и сказал, что очень недоволен статьёй, поэтому хочет сам взять у меня интервью. Так мы и познакомились. Эта встреча оказалась для меня очень своевременной. Я уже занимался проектом «Хребет России»: написал сценарий фильма, организовал продюсерский центр «Июль», снял пилот, нашёл миллион долларов на съёмки фильма и как раз подбирал подходящую съёмочную группу с ведущим. Ими и стали Леонид Парфёнов и его команда.



Стать писателем

Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горьком в семье инженеров-судостроителей. Школу окончил в Перми.

Иванов с детства хотел стать писателем. Ему казалось, что самый простой путь в писатели — журналистика, поэтому в 1987 году, сразу после школы, он уехал в Свердловск и поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Но проучился там всего год: этого времени хватило понять, что журналистика — совсем иное дело.

Иванов определил для себя, что «широкая эрудиция важнее узкой специализации», и в 1990 году поступил на факультет истории искусств того же университета. На факультете он специализировался по книжной графике и защитил диплом по творчеству художника Геннадия Калиновского.

В годы учёбы Иванов много времени проводил в редакции журнала «Уральский следопыт» и фактически был бесплатным внештатным сотрудником отдела фантастики, которым руководил редактор Виталий Бугров. В то время Иванов и сам писал фантастику. В 1990 году «Уральский следопыт» опубликовал фантастическую повесть «Охота на „Большую Медведицу“» — первую работу начинающего автора. Впрочем, от фантастики Иванов быстро ушёл. И от первой публикации в журнале до первой книги ему пришлось ждать целых 15 лет.

Иванов не оставлял надежды стать профессиональным писателем. Он работал учителем, сторожем, гидом-проводником и писал романы, которые никто не хотел издавать. «Общага-на-Крови» (1993), «Географ глобус пропил» (1995) и «Сердце пармы» (2000) лежали в столе.

Пробиться к издателю неизвестному писателю помог Леонид Юзефович. По его рекомендации в 2003 году издательство «Пальмира» выпустило роман «Сердце пармы», а издательство «Вагриус» — роман «Географ глобус пропил». Романы оказались событием в книжном мире, об авторе заговорили ведущие критики и журналисты. Иванов сразу стал профессиональным писателем.

В 2005 году у Иванова появился литературный агент и первое постоянное издательство «Азбука», с которым он эксклюзивно сотрудничал восемь лет. Первым произведением Иванова в статусе профессионала стал роман «Золото бунта», за который автор получил премию «Ясная поляна».

В 2007 году режиссёр Павел Лунгин предложил Алексею Иванову написать сценарий полнометражного фильма «Царь». Через два года фильм представил Россию на Каннском фестивале.

В 2007 году при поддержке Анатолия Чубайса Иванов начал работу над четырёхсерийным документальным фильмом «Хребет России». В качестве ведущего он пригласил в проект Леонида Парфёнова. Через два года фильм был показан по Первому каналу.

Для реализации своих проектов Иванов учредил продюсерский центр «Июль» и первым из писателей обзавёлся персональным продюсером: им стала Юлия Зайцева. С 2007 года «Июль» организует все проекты Иванова, представляет его интересы в издательствах, СМИ, театре и кино.

Первая экранизация по роману Иванова вышла в 2013 году. Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» стал самым ярким кинособытием года и собрал все главные призы российских кинофестивалей. Роль учителя географии сыграл Константин Хабенский.

В 2014 году Иванов стал автором «Тотального диктанта». В 2017 году — лауреатом Платоновской премии и премии Правительства России. В 2018 году телеканал «Россия» показал сериал «Ненастье» режиссёра Сергея Урсуляка, снятый по одноимённому роману Иванова, а в прокат вышел фильм «Тобол» режиссёра Игоря Зайцева — вольная экранизация романа «Тобол». В 2019 году Иванов стал гостем программы Юрия Дудя.

В 2020 году в прокат должен выйти фильм режиссёра Романа Васьянова — экранизация романа «Общага-на-Крови», а по телевидению — сериал «Тобол». Режиссёр Антон Мегердичев закончит работу над сериалом «Сердце пармы». Начнутся съёмки фильмов и сериалов по романам «Псоглавцы» и «Пищеблок» и по документальной книге «Вилы».

Алексей Иванов — автор двух десятков книг, изданных суммарным тиражом больше двух миллионов экземпляров. Произведения Иванова включены в программу курса по современной литературе для вузов. По его творчеству написано две сотни научных статей и защищено пять диссертаций.

Библиография Алексея Иванова

Библиография

1. Сердце пармы: роман. — М.: Пальмира, 2003.

2. Географ глобус пропил: роман. — М.: Вагриус, 2003.

3. Корабли и Галактика: повести. — М.: АСТ, 2004.

4. Вниз по реке теснин: в 2 кн. — Пермь: Пермское книжное издательство, 2004.

5. Золото бунта: роман. — СПб.: Азбука-Классика, 2005.

6. Географ глобус пропил: роман. — СПб.: Азбука-Классика, 2006.

7. Железные караваны. — Пермь: Книжный мир, 2006.

8. Общага-на-Крови: роман. — СПб.: Азбука-Классика, 2006.

9. Земля-сортировочная: повести. — СПб.: Азбука-Классика, 2006.

10. Message: Чусовая. — СПб.: Азбука-Классика, 2007.

11. Блуда и МУДО: роман. — СПб.: Азбука-Классика, 2007.

12. Летоисчисление от Иоанна: роман. — СПб.: Азбука-Классика, 2009.

13. Дорога единорога. — Пермь: Литера-А, 2009.

14. Хребет России: фотокнига. — СПб.: Азбука-Классика, 2010.

15. Псоглавцы: роман. — М.: Азбука-Аттикус, 2011.

16. Комьюнити: роман. — М.: Азбука-Аттикус, 2012.

17. Увидеть русский бунт: фотокнига. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

18. Горнозаводская цивилизация. — М.: АСТ, 2013.

19. Ёбург. — М.: АСТ, 2014.

20. Екатеринбург: умножая на миллион. — Екатеринбург: Творческая мастерская, 2014.

21. Ненастье: роман. — М.: АСТ, 2015.

22. Вилы. Переиздание книги «Увидеть русский бунт». — М.: АСТ, 2016.

23. Дебри. — М.: АСТ, 2017.

24. Тобол: роман-пеплум в 2 кн. Кн. 1. Много званых; Кн. 2. Мало избранных. — М.: АСТ, 2016; 2018.

25. Пищеблок. — М.: АСТ, 2018.