– Я никогда не пожалела ни об одном дне, проведенном с детьми.
– Странно. Трудно представить, что Патрик Уокер, с которым училась в школе, остепенился, обзавелся семьей, – произносит Анна, отступая от набегающей волны.
– Почему странно?
– Он всегда твердил, что никогда не женится. Он раньше всем говорил, что достаточно насмотрелся на своих родителей и никогда не повторит их ошибку.
– Но…
Слова Анны никак не вяжутся с рассказами Патрика. Я думала, что брак его родителей был счастливым и им хорошо вместе даже в старости. Мне это нравилось.
Мы нашли подходящий камень и сели. Разгоряченная прогулкой, я сняла куртку, закатала рукава.
– Слушай, а почему ты согласилась сюда переехать?
– У меня… У меня был срыв. Умерла мама, еще кое-какие причины. Короче, я сломалась. Потом, правда, почти пришла в норму, но нам всем нужно было что-то изменить в жизни, начать с чистого листа. Только это не совсем то, чего мы хотели.
– А галерея? По-моему, неплохо для начала. Настоящая новая жизнь.
– Патрик против выставки. Думает, что я опозорюсь.
Вспоминаю, как он комкал рекламный листок. Это было больно и унизительно.
Какое-то время сидим молча, смотрим на море.
– Я открыла это местечко еще девчонкой – взбалмошным, неуравновешенным подростком, когда настроение меняется каждую минуту: то летаешь, то хочется лечь и умереть. Помнишь то время?
Я киваю.
– С Джо и с Миа сейчас происходит то же самое. Мне тяжело это видеть. Вот бы они снова стали пятилетними малышами. Тогда я знала, как сделать их счастливыми.
– Приведи их сюда. Здесь жизнь кажется легче и ярче.
– Твой секретный пляж мне очень нравится.
– Тогда он станет и твоим, – улыбается Анна, – будет у нас в общей собственности – пятьдесят на пятьдесят.
Ну вот, еще один секрет от Патрика.
– Нарисуй это место. – Она протягивает мне на ладони несколько мокрых камешков, сверкающих, как самоцветы. – Устрой выставку. Хоть что-нибудь сделай для себя.
Облизываю пересохшие губы. Они соленые.
– Я сделаю. Обязательно сделаю.
* * *
Иду в галерею, чтобы поговорить с Беном. Около двери останавливаюсь в нерешительности: Анна считает его странным, и эти башмачки на дереве… Однако Бен – он занят с посетителем, – заметив меня, расплывается в улыбке. Вхожу внутрь и, не прерывая их тихий разговор, брожу по галерее. Полированные деревянные полы, белые стены, огромные окна. Здесь красиво, светло и тепло.
Попрощавшись с посетителем, Бен подходит ко мне. А я целиком поглощена одной картиной. По размеру она невелика, но так прекрасно передан простор, стелющийся по земле туман… Кажется, что дюны парят в воздухе.
– Ваша?
Бен утвердительно кивает.
– Она великолепна. Отличная работа… только от нее веет одиночеством, тоской.
– Есть другие, более удачные. Эта слишком грустная.
Точно. Грусть – вот каким настроением дышит эта картина.
– Одна из тех, что я писал после развода. Сейчас в моих работах гораздо больше радости, – говорит Бен с улыбкой, но я понимаю, что она скрывает печаль.
– Вы сказали, что поможете с подготовкой к выставке.
С минуту Бен смотрит на меня, потом, заперев галерею изнутри, направляется к двери во внутренние помещения. Мне становится не по себе. Зачем я это сделала? Может, я его неправильно поняла?
– Постойте, – шепчу еле слышно. – Вы, когда выбрасывали пинетки, повесили их на дерево?
– Что? Какие пинетки?
– Детские ботиночки, которые вы нашли перед нашим домом.
– Повесил на дерево? – Бен хмурится. – Да нет же. Как обещал, я положил их в мусорный бак.
– А они оказались не в баке, а в саду, на дереве. Висели на ветке.
– Клянусь, я… Я как сказал, так и сделал: взял и отнес их в бак. Вот и все.
– Значит, их повесил кто-то другой.
– Сара, в чем вы меня сейчас обвиняете? Мне кажется, это дело рук неизвестного шутника, – говорит Бен. Я отступаю. Он мрачнеет. – Честное слово, я не преследую вас, не пугаю младенческими туфельками, не замышляю против вас ничего ужасного, но, если вы не чувствуете себя в безопасности, не стану вас задерживать. А по поводу выставки с вами свяжется кто-нибудь другой.
Из-за слежки за домом я совсем рехнулась. Настоящая паранойя. Я в общественном месте и пришла сюда сама.
– Извините, – говорю, – но вы заперли дверь, и…
– Запер, потому что мы уйдем отсюда, а картины представляют определенную ценность. Просто я хотел вам кое-что показать, вот и все. – Медлю с ответом. – Взглянете? Это не займет и минуты, – вздыхает Бен.
По лестнице, что скрывалась за дверью, поднявшись на пролет, входим в большую комнату. Один угол занимают заляпанная краской раковина и дребезжащий холодильник, от растрескавшегося пола тянет сыростью; довершают картину облупленные стены. Впрочем, сквозь два огромных окна льется свет, поэтому в помещении тепло и солнечно.
– Что скажете? – спрашивает хозяин.
– О чем?
– Это студия. – Осматриваюсь: тихо, много света, воздуха. Я могла бы здесь работать. – Я дам вам ключи. Тут есть еще отдельный вход. Вы сможете приходить и уходить, когда захотите. Пока не купил домик, я здесь жил, – подходя к окну, добавляет Бен.
Он меня не знает и предлагает место для работы? За что? За нелепые обвинения, с которыми я на него напустилась?
– Как? Почему? – спрашиваю удивленно.
– Почему нет? – говорит он, пожимая плечами и улыбаясь, когда мы выходим из комнаты. Моей мастерской! – Я тут больше не пишу. А вам это помещение необходимо. Здесь всегда было что-то вроде убежища. Еще в детстве тут какое-то время жил один мой друг… Когда у него дома жизнь становилась невыносимой.
Молча возвращаемся в галерею. Не знаю, хорошо ли принимать его… Нет, это не жалость. Скорее сочувствие. Или забота? Не знаю что, но раньше ни один чужой человек не делал для меня ничего подобного.
– Сара, если есть что-то еще, – говорит Бен, прощаясь, – если что-то будет нужно или вообще понадобится помощь, дайте знать. Договорились?
Я киваю и отворачиваюсь. Чувствую, как горят щеки. Я захожу слишком далеко. Он предлагает больше, чем дружбу, и я готова броситься ему на шею, расцеловать, заставить снова запереть дверь, раздеть меня прямо здесь, на полу этого тайного убежища. А потом я вернусь домой, и пусть Патрик – по моему виноватому взгляду – поймет, что теперь мы квиты.
* * *
Снова и снова прокручиваю в голове былое время, былые годы. Мне представлялось тогда, что мы – два верных друга – окружены враждебным миром. Наркотики, выпивка – где какая найдется – помогали не думать, не вспоминать, а просто плыть по течению. Но стоит протрезветь – включается проектор, и в который раз смотрю старый знакомый фильм.
Середина лета, вечер, берег моря. Начался отлив. Ты разжег костер. Ближе к полуночи еще двое, что были с нами, ушли домой. Ты спросил, не волнуются ли мои родители, когда я не ночую дома. Мне нужно было задать вопрос про твоих, но вместо этого ты услышал правду: без меня предкам даже лучше. Когда прихожу, у них делаются такие кислые лица: как же, меня надо кормить, со мной надо разговаривать. Ты поворошил палкой костер, и огонь разгорелся с новой силой. «Господи, если у меня будут дети, с ними все будет по-другому», – сказал ты той ночью.
Думаю, ты сам не понимал, как искренне и честно прозвучали тогда твои слова. А если бы понял, то наверняка бы смутился.
Глава 17
Сара
Домашние заняты каждый своим делом, а я, дождавшись, когда все стихнет, достаю из кармана куртки разноцветные камешки. Поднимаюсь наверх, открываю шкаф. Там, в глубине, лежит старая деревянная коробка. Ее сделал для меня отец, и я всегда хранила в ней свои сокровища. Туда же, чтобы, когда захочется, любоваться цветной галькой, собираюсь положить и частичку тайного пляжа.
Проверяю, заперта ли дверь спальни, и сажусь на пол. Открываю крышку – и по телу пробегает дрожь: что-то не так, что-то изменилось. Закусив губу, вынимаю связку исписанных выцветшими строчками почтовых открыток. Отец присылал их из таких уголков, о которых я раньше никогда не слышала. Под открытками должна быть мамина шкатулка с драгоценностями – старинными ожерельями и сережками. Ничего из этого я бы не надела, но в них много золота – такие вещи всегда прячут в надежном месте. Вытряхиваю из коробки открытки, детские дневники, младенческие кофточки, что когда-то для Джо и Миа связала мама. Шкатулки на месте нет.
Убираю коробку обратно в шкаф и опускаюсь на кровать. Ноги меня не слушаются. В комнату заглядывает Патрик.
– С тобой все в порядке?
Киваю. Сердце бьется так сильно, что кажется, муж тоже слышит гулкие удары.
– По-моему, я не смогу встать, – шепчу еле слышно. – Подожди, – говорю, останавливая его на пороге, – ты не видел маминой шкатулки с украшениями?
– Шкатулки с украшениями?
Патрик бросает взгляд на туалетный столик: крышка моего сундучка открыта, но там нет ничего, кроме нескольких пар серег и спутанных серебряных цепочек. Все мои драгоценности не стоят и сотни фунтов. Их можно не прятать.
– Не эта. Украшения моей мамы – золотая цепочка, обручальное кольцо…
– А почему я должен был ее видеть?
– Она пропала.
– Детей спрашивала? – Муж явно озабочен.
Думаю о новых туфлях дочери, о незнакомых вещах, которые она теперь носит, о сыне, часами не выходящем из своей комнаты.
– Наверное, переложила куда-нибудь при переезде. – Я делаю над собой усилие и улыбаюсь.
– Ну да. А ты опять рисуешь? – мрачно спрашивает Патрик, увидев на полу, около кровати, мой альбом. – Можно посмотреть?
– Нет, работы сырые, там пока нечего смотреть.
Вспоминаю о заметках, которые нацарапала на его страницах, о незаконченных набросках и спешу убрать, пока до него не дотянулся Патрик.
– А это что? – подняв с пола брошюру, спрашивает муж.
Альбом лежал поверх книги о домах-убийцах, которую я забыла спрятать.
– Ничего особенного. Нашла в городе, в комиссионном. Подумала…
Смотрю на Патрика. Он с непроницаемым видом листает страницы. Если бы муж увидел в альбоме записи, которые я делала, читая эту дурацкую книгу, мои безумные мысли по поводу странных предположений автора, то нашел бы там помеченное вопросительным знаком свое собственное имя и увидел связанные стрелками имена Джона Эванса, Бена и Яна Хупера.
– Зачем ты это читаешь?
– Из любопытства, – отвечаю виновато.
– Черт возьми, какое любопытство могут удовлетворить эти выдумки?
– Это все неправда, я знаю. Но…
– Неправда? «Что касается Уокеров, то дом был изъят у них за долги. Общеизвестна также их ненависть к его новым владельцам – Эвансам», – перевернув страницу, вслух читает Патрик. – Похоже, тебе очень понравились эти строчки, ты их даже подчеркнула. – Он сверлит меня взглядом. – Сара, ты что? По-твоему, мы с матерью пробрались сюда, вырезали целую семью, а потом, сунув нож в руку Хупера, вылили на него ведро крови?
– Да нет же! Но…
– Какое, к черту, «но»? – Патрик принимается вырывать из книги листы, комкает их, разбрасывает по комнате. – Ты знаешь, что эта злобная, дьявольская клевета чуть не убила моих родителей?
Отрицательно качаю головой. После случившейся в этом доме трагедии мы почему-то стали реже их навещать. Не бывали месяцами.
– Родителей одолела пресса: журналисты неделями ходили по пятам, все выведывали подробности о так называемом доме-убийце. – На лбу Патрика выступают капли пота. – У отца начались проблемы с сердцем, – добавляет муж, переведя дыхание, – а теперь эту мерзкую дрянь читаешь ты.
Листы как гигантские конфетти разбросаны по полу. У Патрика в руках осталась одна обложка. Он закрывает ее, словно это все еще книга.
– Прошу тебя, не читай больше подобных выдумок, – говорит он и уже в дверях добавляет: – Уберешь здесь, ладно?
Начинаю собирать порванные листы, но в голове крутятся выхваченные взглядом слова и фразы:
«дом-убийца»
«избитый и плачущий»
«все дело в новом доме. Он изменил мужа до неузнаваемости»
«запущенное состояние»
«пятна крови»
«ужас»
«разрушения»
«действительно ли дело в самом доме?»
«в доме ли дело?»
Смотрю на шкаф и, прижимая к груди обрывки книги, думаю о коробке, о пропавшей шкатулке с драгоценностями. Когда мама умерла, Патрик уговаривал, чтобы я их продала. Мы не ссорились. Он просто не мог понять, зачем хранить украшения, которые не собираешься носить.
Нужно отнести ему все смятые листы, пусть сожжет. Он ожидает от меня именно этого. Однако я опять прячу их в ящик, на самое дно.
Спускаюсь следом за Патриком. По дороге поднимаю с пола куртку дочери. Джо, сбежав по ступенькам, пытается незаметно проскользнуть к выходу, но отец преграждает ему дорогу.
– Никуда не пойдешь, – приказывает он, обращаясь к сыну. – Никто никуда не пойдет. Скоро ужин, это время, когда семья должна быть в сборе.
– С каких это пор? – удивляется Джо.
– Марш в свою комнату и сиди там до ужина.
– Нет. Я ухожу.
– Разговаривать со мной в таком тоне? Да как ты смеешь?
– Что тут происходит? – Это пришла Миа.
Задев меня – я стою на пути, – Джо пытается за спиной Патрика пробраться к входной двери. Отец отталкивает мальчика к стене, а потом, судорожно вцепившись в его футболку, притягивает к себе и с такой силой отбрасывает вновь, что дыхание сына прерывается, а его упиравшиеся в грудь Патрику руки повисают как плети.
– Перестань! Патрик! Прекрати немедленно!
Хватаю мужа за рукав, и Патрик мгновенно отпускает мальчика. Скрюченный, он задыхается, заходится в кашле.
Миа плачет.
– Как ты? – шепчу, склонившись над сыном.
– Ты видишь? – Его едва слышно, в глазах стоят слезы.
Шатаясь, Джо расталкивает нас и вырывается на улицу.
– Парень совсем выходит из-под контроля, – переводя дыхание, говорит Патрик и тыльной стороной ладони вытирает мокрый лоб. – Он чуть не сбил тебя. Не ударилась?
Молча качаю головой.
– Знаю, – бормочет муж, – я зашел слишком далеко. Но ты слышала, как он разговаривал? Надо его найти. – Патрик откидывает со лба волосы. – Обещаю: я все улажу.
– Подожди. Тебе нужно…
– Нужно что? Успокоиться? Я совершенно спокоен. Разве я ругался? Разве кричал? Отыщу Джо, приведу домой, и мы поговорим. Поговорим спокойно.
– Патрик… – Тревога нарастает, внутри все сжимается.
Он оборачивается: волосы приглажены, застегнут на все пуговицы. Передо мной снова невозмутимый и улыбающийся Патрик.
– Сара, ты не ходи. Останься. Джо успокоится и вернется домой.
От порывов ветра раскачивается и дребезжит почтовый ящик.
– Собирается дождь, – озабоченно говорит муж, – надвигается шторм. В такую погоду нечего делать на улице. Не волнуйся, я его найду.
– Именно этого я и боюсь, – шепчу одними губами.
Но Патрик уже вышел. Он меня не слышит.
* * *
Заглядываю в комнату Джо. На кровати его альбом. Сажусь, перелистываю страницы. На нескольких первых листах – зарисовки, которые сын делал с меня. На каждой странице два изображения: грустная и счастливая, плачущая и веселая, спящая и едва открывшая глаза. Чтобы понять, когда я настоящая, сын словно разделил мой образ надвое. Мне всегда хотелось представить, какой меня видит Джо. Теперь точно знаю: потерянной, нервной, балансирующей на грани срыва.
Думаю, что на следующем развороте должна появиться Миа, но вместо дочери нахожу полдюжины набросков с незнакомого темноглазого юноши. У него приятная улыбка, и мне кажется, разглядывая эти страницы, я вторгаюсь в чужую личную жизнь. Может быть, Джо и сейчас у этого парня?
Откладываю альбом, иду к себе. С тревогой смотрю в окно. Надеюсь, что буря улеглась и сейчас к дому подъедет совершенно спокойный Патрик и на пассажирском месте я увижу Джо – целого и невредимого.
На противоположной стороне дороги, вдоль парапета, кто-то идет. Остановившись, едва заметная в сумерках фигура вдруг поворачивается лицом к дому. Наверное, вернулся Джо. Хочу помахать ему через окно, но, вспомнив о неизвестном, который следит за домом, опускаю руку. На фоне темнеющего неба этот кто-то стоит неподвижно, он смотрит на меня, я – на него. Кажется, что наползающая тьма его постепенно «съедает». Дождавшись, когда он исчезнет совсем, задергиваю шторы.
Светящиеся цифры на будильнике показывают десять. Снова накатывает тревога: Джо нет дома уже два часа, и Патрик уехал почти сразу. Пытаюсь дозвониться до обоих, натыкаюсь на автоответчики.
– Не вернулись? – заглядывает в дверь Миа.
Отрицательно качаю головой, открываю штору и опять всматриваюсь в темноту за окном. Дочь подходит ко мне.
– Ты видела? Там был тот, кто наблюдал за домом раньше, – шепчет она так тихо, будто ее могут услышать на противоположной стороне улицы.
Я вздыхаю.
– Видела.
– Как ты думаешь, кто это?
– Не знаю.
– Я думала… Я подумала, может, тот мальчик, – говорит она тихо, – тот, что выжил. Сейчас он, конечно, не ребенок, но я иногда думаю… Если пережил такой ужас, если потерял в этом доме всю семью, разве можно о нем забыть?
Мысль о Томе Эвансе меня не пугает. Хупер – другое дело. Почти двадцать лет провел в тюрьме, недавно вышел на свободу. Раньше я детям о нем не говорила, однако, думаю, пришло время это сделать.
– Для меня дом навсегда останется домом-убийцей. – По голосу слышу, что девочку бьет дрожь. – Что бы папа ни делал, сколько бы ни рассказывал, как потрясающе жилось здесь раньше, ничего не изменится.
– Отец любит вспоминать о своем прекрасном детстве, но мне кажется, что все это неправда.
* * *
Притворяемся, что смотрим телевизор, хотя ни я, ни Миа не смогли бы сказать, что там идет. Она держит в руках учебник, он открыт на одной странице. Опять беру телефон. Ни Джо, ни Патрик не отвечают.
Половина одиннадцатого. Прошло уже два с половиной часа, за окном бушует непогода, а сына все нет.
Кто-то колотит в дверь. Подскакиваем – книги и тетрадки летят на пол. Вслед за Миа выбегаю в прихожую.
В дверях насквозь промокшая и продрогшая Анна.
– Джо, – говорит она, с трудом переводя дыхание. – О господи! Там Джо. Я вызвала «Скорую», но… Сара, я пришла слишком поздно.
Миа, чуть не сбив Анну, вырывается на улицу.
– Вернись! – кричу дочери, выскочив на крыльцо. И вдруг посреди дороги, прямо под фонарем, в темной луже, вижу распластанное тело. Боже, что это? Кровь? Столько крови?
Анна… Она сказала… слишком поздно…
– Джо, – шепчу одними губами.
Не чувствуя ног, опускаюсь на колени. Хочу только одного: упасть и, как мой мальчик, неподвижно лежать на холодной мостовой. Но Анна не дает – подхватывает под мышки, тащит, пытается поднять.
– Вставай! – Ее пальцы больно впиваются в тело. Издалека доносится звук сирен, с каждой секундой он все громче, все ближе. – Поднимайся, там твой сын, иди к нему! – яростно трясет меня Анна. – Да очнись ты, дьявол тебя побери! Ради всего святого, Сара, проснись!
Часть III. Просыпаясь
«Ян Хупер и Мари Эванс были любовниками».
Заголовок из «Саут Уэльс эко» через неделю после трагедии в доме Эвансов
Источник, близкий к семье, свидетельствует, что роман длился несколько месяцев и Мари собиралась уйти от Эванса к Хуперу.
Есть ли связь между убийствами и предполагаемой любовной интрижкой? Местный писатель Уэйн Мэттьюс, работающий над книгой, посвященной дому-убийце, отвечает на этот вопрос утвердительно.
Глава 18
Сара
Я решила, что сын умер. «Ты видишь?» У меня не выходит из головы его шепот. Чтобы унять боль, прижимаю руки к животу. Не могу вдохнуть… Так уже было после смерти мамы, когда Джо разбил машину. В тот момент я подумала, что он умер. К счастью, тогда все обошлось.
Говорю себе снова и снова: «Мой сын жив», распрямляюсь. Джо привезли не в ту больницу, где лежала я, но и здесь тот же запах, те же гулкие коридоры без единого окна, тот же сухой воздух, и так же берет за горло клаустрофобия. Прислоняюсь к стене и спиной чувствую, какая она холодная. Вышла из палаты глотнуть свежего воздуха, но в этих длинных коридорах тоже нечем дышать. Только бы выбраться из этих коридоров. Миа осталась с братом. Она не отходит от него ни на минуту, держит за руку, а я, бесполезная, не нахожу себе места.
Закрываю глаза и вижу шрамы на руках мальчика. Когда я еще ждала на улице, меня окликнул врач: «Миссис Уокер, эти шрамы на запястьях вашего сына, он что, сам себя увечит?» Пытаясь избавиться от навязчивой картины, закрываю глаза ладонями.
– Мам! – Дочь тянет меня за рукав. Бледная как полотно, со следами растекшегося макияжа под глазами, она кажется и взрослой, и маленькой девочкой одновременно. – Джо проснулся.
Она еще в шоке, вся дрожит. Обнимаю ее, дочь меня отталкивает.
Там, на улице, когда я подбежала и увидела, что Миа держит голову Джо и плачет, то решила, что сын мертв. Задыхаясь, я опустилась на колени прямо в кровавую лужу. Джо умер, и во всем виновата я.
Но Анна – она тоже была там и уже вызвала «Скорую» – заставила меня подняться, собрала рассыпанное по мостовой содержимое моих карманов. Мне все еще кажется, что одна часть моего существа – обессиленная и безвольная – осталась лежать на дороге перед истекающим кровью сыном. Анна же тормошила, тащила меня, помогла встать. Это она шептала: «Проснись!»
Усаживаю Миа в кресло, набрасываю ей на плечи свою куртку, но девочку трясет не от холода.
– Неужели это дом? – говорю. – Неужели из-за него Джо резал себе вены?
Дочь смотрит на меня как на идиотку.
– Ты что, ничего не знаешь?
– О чем?
– Он делает это давно, – трясущимися губами шепчет Миа.
– Как?
– Ты, во всем виновата ты. Все его шрамы на твоей совести. И все, что случилось сейчас, – твоя вина. Ты представления не имеешь, что с нами происходит… Ни с ним, ни со мной… А он боится что-нибудь рассказать: вдруг ты опять наглотаешься таблеток. Но у тебя, мамочка, теперь все хорошо. Чувствуешь себя куда лучше, разгуливаешь по городу с новыми друзьями. Черт возьми, ты же мама, ты взрослая. Ты обязана его защитить.
– Послушай…
Но Миа не дает мне договорить.
– Мама, зайди, наконец, в палату. Ты должна увидеть Джо. Неужели теперь, зная правду, ты опять сбежишь? – Дочь судорожно роется в сумочке и протягивает мне мятую упаковку нурофена. – Бери. Вдруг на тебя опять накатит? Ешь все сразу – и дело с концом.
* * *
Джо смотрит в потолок. Крови не видно, на голове швы. На шею падает тень, так что синяки не заметны. У него сломаны два ребра, на одной руке раздавлены два пальца. Джо так избит, что его невозможно узнать: на опухшем лице нет живого места.
Вижу шрамы на руках – новые и старые, белые и розовые, давно зажившие и совсем свежие. Миа права: это моя вина. Все время сплю, все время прячусь… Превозмогая боль в груди, делаю глубокий вдох и проглатываю подступивший к горлу комок. Плакать нельзя. Сын должен знать: я сильная.
– Джо, – шепчу, наклонившись, и глажу его по голове.
Он ойкает от боли и отстраняется.
– Прости, – говорю, убирая руку.
– Только не… – Джо едва шевелит губами.
– Что?
– Не уходи. Не оставляй меня одного.
– Не волнуйся. Я не уйду. Я буду с тобой, сколько захочешь.
– Мам, ты знаешь, о чем я. Обещай, что ты никогда меня не бросишь.
И он, словно через пропасть, что пролегла между нами после истории с таблетками, протягивает мне здоровую руку.
Беру ее в ладони.
– Джо, я никогда тебя не брошу. Ни-ко-гда.
Я готова бесконечно долго сидеть около постели, охраняя его сон, но, пока мы вдвоем, нужно кое-что выяснить.
– Джо, помнишь, ты говорил, что папа… Что он кричит на тебя… – Наклоняюсь ниже. – Это сделал отец?
– Я ничего не помню.
Джо отворачивается к стене. По опухшему лицу мальчика катятся слезы.
Я думала, он умер. Доктор «Скорой помощи» сказал, что после такого жестокого избиения сын вряд ли выживет. Неужели это сделал Патрик?
– Нам придется уйти, – шепчу я мальчику.
Он опять проваливается в сон.
– Откуда?
Это Патрик. Стоит прямо передо мной, на изувеченного сына даже не смотрит.
– Из палаты, – говорю, – сейчас ему нужно спать.
– Что произошло? – спрашивает муж, не сводя с меня глаз.
Вид у него ужасный: мятая рубашка наполовину выбилась из-под ремня, волосы мокрые. Наверно, получив сообщение, со всех ног помчался в больницу. Бегал по городу, искал сына. Но… Вспоминаю, с каким лицом Патрик набросился на Джо, как швырнул его в стену, как крушил рулевое колесо после фиаско в мебельном салоне. В броне самообладания невозмутимого прежде Патрика появились трещины, и после переезда они стали намного глубже.
Что произошло бы тогда на пляже, случись ему встретить Джо вместе с другом? Смотрю на Патрика: нет ли на его руках, на рубашке следов крови? Крови Джо.
Выходим в коридор. На трех составленных в ряд стульях, укрывшись курткой, спит Миа. Патрик гладит ее по щеке, отводит с лица прядь волос и подходит ко мне.
Вздрагиваю. Хочу отодвинуться, однако, прижатая к стене почти вплотную, не могу этого сделать.
– Что случилось? – спрашивает он снова.
– Джо говорит, что не помнит.
– Я получил твое сообщение и сразу примчался. Жаль, что не услышал звонка.
Не отводя взгляда и упершись руками в стену, Патрик наклоняется, чтобы поцеловать меня в лоб. Я отворачиваюсь и опускаю голову, только бы увернуться от его ласки.
– Это сделал ты? – произношу еле слышно.
Его лицо непроницаемо. Зря спросила.
– Полагаешь, я на такое способен? Могу обойтись так с собственным сыном? – Патрик разглядывает свои ладони.
Интересно, он помнит, как, разговаривая с мальчиком, сжимал кулаки?
– Джо вскрывал себе вены, – шепчу я. – У него все руки в шрамах. Миа уверяет, что это продолжается не один год.
– Знаю, я разговаривал с доктором, – качает головой Патрик. – Думаю…
– Миа говорит, все из-за меня. Эти таблетки…
– Сара, перестань себя винить, не начинай все сначала. Джо тебя просто наказывает – хочет привлечь твое внимание.
– Это не обычная истерика, он себя калечит. Патрик, нужно что-то делать.
– Ты принимаешь все слишком близко к сердцу. Парню нельзя потакать, его нужно держать в рамках.
– Хочу позвонить его психотерапевту.
– Нет, – отрезает Патрик и уходит.
– Да. Нельзя притворяться, будто ничего не случилось, – говорю, стараясь его задержать. – Сын лежит с изрезанными запястьями, и нечего изображать, что у нас все замечательно. – Мои слова звучат слишком громко. Патрик останавливается и оборачивается. – Джо необходима помощь, – продолжаю я. – И еще… Мне кажется, переезд не пошел детям на пользу. Да и нам, по-моему, тоже.
– Ты считаешь, мы должны отсюда уехать? – прерывая затянувшееся молчание, спрашивает Патрик. – Не прошло и месяца, а ты предлагаешь продать дом, о возвращении в который я мечтал полжизни?
– Да. – Заставляю себя выпрямиться и смотрю мужу прямо в глаза.
– Нет и еще раз нет. Шрамы на руках Джо старые, и ты скоро поймешь: переезд был правильной мерой. Все, что мучило парня, осталось в прошлом. Я так надеялся, что и ты успокоишься. Если настаиваешь, пусть ходит к этому чертову врачу. Только… Дом здесь ни при чем. И мы отсюда не уедем. Никогда.
И все-таки я знаю: не все шрамы старые.
* * *
– Сара, привет!
С первого слова узнаю знакомый голос, но не верю своим ушам: Кэролайн. После всего, что рассказала Миа, я неоднократно пыталась позвонить подруге, но всякий раз откладывала телефон. Оборачиваюсь. Читаю на ее лице притворное раскаяние.
– Откуда ты узнала?
– Патрик позвонил. – Ощущаю горьковато-кислый привкус подступающей тошноты. – Как Джо?
– Физически он восстановится. Несколько переломов, ушибы, синяки. Раньше врачей беспокоило внутреннее кровотечение, а теперь они считают, что все обойдется. Но…
– Что «но»?
Я вздрагиваю. «Но». Жуткое, как ржавый нож.
– Доктор думает, что Джо уже не раз пытался вскрыть себе вены.
Кэролайн в ужасе отступает.
– Боже, Сара!
– Я ничего не знала, даже не догадывалась, – выпаливаю, словно спешу заранее отвести от себя обвинения.
Ничего не знала – что в этом хорошего? Не замечать, что сын постоянно теряет кровь? Опять льются слезы. Я так хочу быть сильной, но остановить их не могу.
Неподалеку спит Миа, поэтому на всякий случай отворачиваюсь. Вдруг, проснувшись, она увидит мое заплаканное лицо?
– Кэролайн, зачем ты приехала? Я без конца оставляла тебе сообщения, ты же ни разу не перезвонила. И так несколько месяцев. В чем дело?
Вижу, она сама вот-вот заплачет.
– Ты была в таком состоянии, что на тебя невозможно было смотреть. Начала угасать, умирать задолго до истории с треклятыми пилюлями. Я пыталась до тебя достучаться, но ты даже не захотела меня слушать. Вот я и разозлилась.
– Я больше не угасаю, – отвечаю решительно.
– Вижу. Похоже, Патрик был прав. Переезд и в самом деле пошел тебе на пользу, – задумчиво произносит Кэролайн, окидывая взглядом мою боевую стойку и взлохмаченные ветром волосы.
Она явно такого не ожидала.
– Дом здесь ни при чем, – говорю громче, чем хотела.
Рядом, на сдвинутых стульях, зашевелилась Миа. Я умолкаю, но девочка не проснулась.
– Слушай, нам… Нам надо кое-что обсудить. Почему бы Миа не поехать ко мне?
– Прямо сейчас?
– Ну да. Тебе теперь нужно позаботиться о Джо, а Миа пару недель пусть поживет у нас.
– Она не захочет.
– Я могла бы остаться на ночь, – предлагает Кэролайн неуверенно, – вместо тебя отвезти девочку домой.
Ну конечно! Патрик, Кэролайн и Миа – вот оно, счастливое семейство в образцовом доме.
– Я все знаю, – цежу сквозь зубы.
– Что знаешь?
– Про вас с Патриком.
– Сара, послушай…
Кэролайн бледнеет. Лишнее доказательство, что Миа не ошиблась.
– Нет. Сейчас это меня не волнует. Не нужны мне твои лживые оправдания. А ведь я считала тебя своей подругой. Лучшей подругой.
– Все было совсем не так!
– Только не надо… – Умолкаю на полуслове – опять зашевелилась Миа. – Джо на больничной койке, и я не могу сейчас в этом разбираться. Ваши отношения с Патриком теперь не имеют для меня никакого значения. Пожалуйста, уйди. Ты здесь лишняя.
Отворачиваюсь, считая, что разговор окончен, однако Кэролайн не унимается.
– Сара! Я просила Шона найти сведения о семье Джо. В нашем графстве нет абсолютно никаких записей – ни о рождении, ни об усыновлении.
Вижу в ее глазах испуг. Он передается и мне. Оглядываюсь на дверь палаты. Если Шон продолжит поиски, сколько времени пройдет до того, как все откроется и об этом узнает Джо? Через месяц сыну исполнится восемнадцать. Эти шрамы на его предплечье… Он столько раз резал вены. От страха деревенеет спина.
– Ты, наверное, пропустила мое сообщение: я просила никаких документов больше не искать.