Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Уже стало заметно, что королева Мария Моденская носит ребенка. Перспектива католического наследника стала осязаемой – со всеми страданиями и страхами, которые немедленно охватили англиканцев и диссентеров. Абсолютная власть Стюартов могла тянуться вплоть до бесконечности. 7 мая 1688 года Яков повторно выпустил «Декларацию о веротерпимости» вместе с обещанием к концу года созвать парламент. Последовал приказ читать декларацию в каждой церкви два воскресенья подряд. Иезуитский советник Якова отец Питри говорил королю, что англиканское духовенство «нужно заставить есть собственные испражнения».

Этот приказ спровоцировал священников лишь на воинственность и неповиновение. Архиепископ Кентерберийский и шесть других епископов выпустили петицию об отзыве приказа на том основании, что король незаконно присвоил себе право распространения. Когда петицию представили Якову, он пришел в ярость. «Это для меня большой сюрприз, – говорил он епископам. – Я не ожидал такого от вашей Церкви, особенно от некоторых из вас. Это настоящий мятеж!» «Декларацию о веротерпимости» на самом деле практически проигнорировали. По оценкам, из 9000 английских церквей ее зачитали в 200, а в Лондоне – только в семи из сотни столичных храмов. Когда в церкви Святого Георгия рядом с собором Святого Павла произнесли первые слова декларации, вся паста поднялась и покинула храм. Гнев короля тогда победил в нем всякую осмотрительность и осторожность. Он потребовал, чтобы семерых епископов посадили в Тауэр как мятежников и судили за составление пасквиля.

Вильгельм следил, как развиваются события. Быстроходное парусное судно непрерывно сновало по Северному морю из Лондона в Гаагу с посланиями и докладами лично для принца Оранского.

10 июня 1688 года Мария Моденская родила Якову сына. Многие не верили этому сообщению. Уж в слишком удачный момент появился на свет наследник Стюартов! Пошли слухи, что новорожденного принца доставили в королевскую спальню в металлической кастрюле для горячих углей. Через пять дней после рождения принца Уэльского семь неугодных епископов были доставлены на барже из Тауэра в Вестминстер-Холл, где их то и дело приветствовали криками «Храни Господь епископов!». Суд после долгих обсуждений признал епископов невиновными в опубликовании пасквиля. При объявлении решения суда Вестминстер-Холл на протяжении получаса оглашался одобрительными криками и приветственными возгласами. Новость быстро разлетелась по всему городу: зазвонили церковные колокола и появились большие праздничные костры. На улицах стали сжигать чучела папы; в Сомерсете в костер отправилось и изображение новорожденного принца. Наверное, самым угрожающим для короля было то, что радовались его солдаты в лагере на Ханслоу-Хит. Когда король узнал, что епископов оправдали, он просто сказал: «Тем хуже для них».

Тем не менее вердикт суда поколебал почву под ногами короля. В день вынесения оправдательного приговора семь видных государственных деятелей (среди них были графы Девоншир, Дэнби и Шрусбери) тайно отправили письмо Вильгельму Оранскому, в котором сообщали, что огромное большинство английского народа «недовольно существующим порядком управления» и жаждет перемен. Если Вильгельм придет в Англию, народ будет на его стороне. Они писали, что «самая значительная часть родовой знати и джентри» настроена против короля и его политики и что при высадке Вильгельма они «поддержат его крупными силами».

Даже в этих чрезвычайных обстоятельствах маловероятно, что вельможи стремились свергнуть Якова с трона. Они хотели, чтобы Вильгельм выступил в роли протестантского спасителя, который силой заставит короля созвать свободный парламент, а тот впоследствии уладит религиозные проблемы страны и с корнем вырвет пристрастие к папизму. Требовались быстрота и решительность действий, пока король не собрал укомплектованный нужными ему людьми парламент. На самом деле Вильгельм уже активно готовил сухопутную армию и флот.

В начале августа известия о его намерениях достигли Англии. В дневниковой записи за 10 августа 1688 года Джон Ивлин отметил: «Доктор Тенисон сегодня рассказал мне, что тут может быть большое дело. Принц Оранский собирается идти в Англию». Через несколько дней к Якову приехал посол двора Людовика XIV предупредить его о неминуемом вторжении и предложить помощь Франции. Яков отказался верить его словам. Разве может его дочь Мария вместе со своим мужем замышлять свергнуть отца? Это невозможно. Разве поведет Вильгельм свои войска в рискованную экспедицию за пределы собственной страны, когда его государству угрожают французские силы? Нет! Вероятно, французы пытаются запугать его, чтобы втянуть в альянс с Людовиком XIV, который не понравится будущему парламенту.

Развязка не затянулась. 28 сентября Вильгельм Оранский сообщил Генеральным штатам о предстоящем вторжении в Англию. В тот же день Яков провозгласил стране, что цель Вильгельма – «полное завоевание наших королевств и абсолютное подчинение нас и нашего народа иностранной державе» и что этому содействовали «определенные нечестивые субъекты в собственных эгоистичных интересах». Король также объявил, что он «отказался от любой иностранной помощи». Яков был в одиночестве.

Тогда Вильгельм издал свою декларацию, в которой утверждал, что его пригласили прийти по воде «очень многие лорды, церковные и светские» и что он придет только затем, чтобы «как можно скорее обеспечить созыв свободного и законного парламента». Он не упомянул никаких притязаний на трон, только заявил: «Мы, со своей стороны, будем содействовать всему, что может дать мир и счастье народу». Яков хотел выяснить, кто эти «многие лорды», пригласившие Вильгельма в Англию. Он спрашивал епископов и просил их подписать документ об их «неприятии» вторжения, однако, к его удивлению и испугу, они категорически отказались это сделать.

Тут он осознал всю опасность своего положения и начал предпринимать отчаянные усилия поменять политику, которая настроила против него все королевство. Он убрал отца Питри из числа своих советников. Он издал декларацию с обещанием «непоколебимо… сохранять Англиканскую церковь» и исключить католиков из парламента. Он заверял, что восстановит в должности тех мировых судей и местных руководителей, которых он без долгих размышлений убрал весной этого года. Он заявил, что вернет членов совета колледжа Святой Марии Магдалины, которых изгнал за неповиновение, и решил положить конец существованию комиссии по церковным делам, которая несла ответственность за их преследование. Привилегии лондонского Сити, признанные незаконными шесть лет назад, теперь были возвращены мэру и олдерменам. Тем не менее все эти паллиативные меры были приняты слишком поздно: теперь его презирали за слабость и колебания.

Однако Яков был достаточно решительным в организации своей обороны. Он снарядил дополнительные корабли на пополнение эскадр, которые уже находились в море: теперь военный флот состоял из тридцати трех крупных кораблей и шестнадцати брандеров. Королевские комиссии приступили к набору новых полков и донабору в существующие. Милицию Лондона и графств мобилизовали и приказали быть готовыми защищать свою страну. Из Ирландии и Шотландии отозвали пехотные батальоны и кавалерийские полки, чтобы разместить их ближе к дому. Сэр Джон Лоутер, баронет, поддерживавший Вильгельма, вспоминал, что «было предпринято все, что могло укрепить оборонительные возможности короля». Совершенно очевидно, что Яков был в силах оказать сопротивление и победить захватчика.

Вильгельм, принц Оранский, отплыл в середине октября. Уже было опасно поздно для этого времени года отправляться в плавание, и шторм отнес корабли обратно. Однако он принял решение, а отступать Вильгельм не умел. В начале ноября он снова погрузился на корабли в Англию. Его паруса наполнял восточный ветер, который назвали «ветром протестантства».

Однако он шел не для того, что «спасти» протестантство, разве что в определенном смысле. Его главной целью было сдержать и, если получится, ослабить силу Франции, направленную на Соединенные провинции и другие страны. Для этого предприятия он нуждался в английской армии и английском флоте. Он ни в коем случае не был уверен в результате. При подготовке к вторжению он писал своему ближайшему советнику Виллему Бентинку: «Мои мучения, мои тревоги ужасны. Я плохо понимаю, как надо поступить. Никогда раньше я так не нуждался в Божьем руководстве». Тем не менее он твердо верил в предопределение и теперь рискнул. Он не знал наверняка, что его встретят с радостью. Его убеждали, что большинство англичан встанет на его сторону, когда он высадится, но сомнения оставались.

Все полагали, что он сойдет на берег на севере или на востоке, – соответственно, оборонительные порядки Якова сосредоточились там. Вильгельма известили об этом решении, и он решил взять курс на относительно неподготовленный юго-запад. В тот момент, как он приблизился к побережью Девоншира, сильный ветер мешал английскому флоту догнать его, а на последующем заседании военного совета было решено, что не следует атаковать считавшийся более сильным голландский флот. Яков впоследствии утверждал, что капитаны вступили в заговор против него, но гораздо вероятнее, что это была скорее осторожность, чем измена.

5 ноября принц Оранский сошел на английскую землю в Бриксхеме, в южной части графства Торби. День был знаменательный: годовщина разгрома «Порохового заговора» и ликвидации папистской тайной организации. Маршу войск Вильгельма после высадки мешали дожди и раскисшие дороги. 9 ноября Вильгельм достиг города Эксетер, где его солдаты могли отдохнуть, но радостной встречи не случилось. Горожане вели себя холодно, с благодарственного молебна в городском соборе большинство каноников и прихожан ушли. Вильгельм оставался в городе девять дней, но никто из уважаемых известных людей к нему не присоединился. Он начал думать, что его обманули по поводу ситуации в Англии, и, похоже, хотел вернуться со своими солдатами на корабли. Когда несколько местных джентри пришли наконец под его знамена, он заявил: «Мы ждали, что живущие поблизости от места нашей высадки побыстрее явятся на помощь». Простое объяснение его затруднений, наверное, состояло в том, что он высадился в районе, где никто не ожидал. Теперь же к нему потекли сторонники.

Однако Яков II не сумел воспользоваться их задержкой. Он отозвал войска, которые изначально отправил на север, но, приехав к ним в лагерь у Солсбери, обнаружил, что офицеры и солдаты деморализованы и разобщены. Король, сильный духом, немедленно бы пошел в атаку, а Яков заколебался. Одни его командиры хотели быстро наступать, другие советовали отходить к Лондону.

В такой кризисный момент у короля резко ухудшилось здоровье: он страдал от катастрофически продолжительных носовых кровотечений и панических атак, которые лишали его сна. Офицеры начали покидать его и отправляться к принцу Оранскому, среди них лорд Колчестер, лорд Абингдон и лорд Корнбери. Они поверили заявлениям Вильгельма, что он пришел спасти протестантскую веру и собрать свободный парламент. Серия локальных восстаний в защиту парламента и протестантства усилили изоляцию короля. Ноттингем и Йорк, Лестер, Карлайл и Глостер были среди городов, выступивших «за протестантскую веру и свободу».

В атмосфере смятения и глубокого недоверия король, охваченный мрачными предчувствиями при известиях о дезертирстве, решил отступать в Лондон. Фактически он капитулировал перед Вильгельмом без боя. Теперь и другие старшие офицеры, в том числе Джон Черчилль и граф Беркли, приняли решение оставить Якова и перейти к Вильгельму. Когда король прибыл в Уайтхолл, к практически пустому двору, ему сообщили, что его младшая дочь Анна тоже перешла на сторону противника. Она была преданной англиканкой, и ее ужасало, что отец открыто поддерживает и поощряет католичество. Под опекой епископа Лондона она в наемном экипаже бежала в Ноттингем.

Король не знал, кому доверять и на кого положиться. Один придворный сообщал, что «король совсем не в порядке, как-то пожелтел и не может сам спать». Яков был в состоянии заснуть только с помощью опиатов. Он собрал на Совет всех остававшихся в городе аристократов и епископов; они сказали, что ему остается только созвать свободный парламент. 30 ноября Яков издал по этому поводу декларацию, прибавив, что прощает всех, кто поднял против него оружие. Но было уже поздно. Он потерял доверие и лояльность многих из тех, кто раньше его поддерживал.

Вильгельм медленно продвигался к Лондону, и перед королем стоял выбор – бежать или оказать сопротивление. Однако где он возьмет оружие и солдат, чтобы противостоять захватчику? Яков отправил в Хангерфорд несколько уполномоченных на переговоры с Вильгельмом, однако это был отвлекающий маневр для маскировки его истинных намерений. Он уже отправил в безопасное место жену и сына: ночью 9 декабря Мария Моденская, одевшись прачкой, бежала с ребенком в Кале. 11 декабря бежал и король. С двумя католиками он переплыл по Темзе в Воксхолл, где они взяли лошадей. Предполагается, что Яков выбросил в воду Большую государственную печать, чтобы его преемник не мог законным образом поддерживать общественный порядок. Он не думал, что отказывается от своего королевства, скорее полагал, что ищет временное убежище перед тем, как возвратиться на престол. Тем не менее фактически он уступал инициативу Вильгельму, который уже мог считать себя следующим королем Англии.

Узнав, что король бежал, церковные и светские лорды сформировали временную администрацию для ведения переговоров с принцем Оранским о возвращении свободного парламента с целью восстановить «наши законы, наши свободы и собственность». Бегство Якова спровоцировало также открытую ярость к папистам. Католические храмы Лондона подожгли, а резиденции католических послов Испании и Флоренции разграбили.

По стране поползли дикие слухи, что ирландские войска под командованием короля жестоко убили массу жителей Лондона и теперь движутся на север. Говорили, что паписты сожгли Бирмингем, потом разорили Ноттингем и Стаффорд, а затем на линии огня оказались Донкастер и Хаддерсфилд. Когда до Лидса докатились слухи, что к ним подходят ирландские пожиратели младенцев, Ральф Торесби написал в дневнике: «Бьют барабаны, церковные колокола звонят в обратном порядке, женщины вопят, и всех людей охватил животный ужас». Ложная тревога – характерный признак истерической тревоги, в которую впал народ. Преодолела этот ужас незатейливая песенка против ирландцев. «Лиллибулеро» – пародия на папистские настроения, она завоевала такую популярность, что автор текста Томас Уортон заявлял, что она «высвистнула» короля из трех королевств:



Так что сдавайтесь, еретики!

Лиллибулеро, буллен-эла!

Христос и Сент-Патрик нам помоги!

Лиллибулеро, буллен-эла![49]



Мелодию, сочиненную к ней Генри Пёрселлом, и сейчас используют как музыкальную заставку на BBC Radio.

Бегство короля из Англии было остановлено: он был обнаружен на таможенном катере, когда собирался отплыть с острова Шеппи. Яков был в коротком черном парике, и сначала его приняли за иезуита. Короля доставили в порт Фавершем, где быстро опознали и привезли в дом мэра. Там Якова охраняли обнаружившие его моряки – они хотели вознаграждения. К этому моменту король был сильно напуган и растерян: то просил дать ему лодку, то рыдал над своими несчастьями. Свидетель события Джон Натчбулл «заметил на его лице улыбку странного размера и вида: такую натянутую, неловкую и неприятную, что, честно говоря, никогда не видел ничего подобного».

Когда пришла весть о вынужденном пребывании Якова в Фавершеме, никто из властей просто не знал, что с ним делать. Он не мог там оставаться. Сам король, похоже, решил возвратиться в Лондон, где ему предстояла встреча с Вильгельмом. Его посыльного, который вез это известие захватчику, немедленно арестовали и определили в Тауэр. Так кто же был хозяином положения?

Яков, не зная о судьбе своего посланника, направился в столицу. 16 декабря он добрался в Блекхит, и там его приветствовали толпы людей, которые, несомненно, надеялись на примирение двух сторон. В основном они состояли из сторонников «короля и страны», но они выражали и более общее чувство облегчения. Один роялист отметил после этого события, что на улицах между Саутуарком и Уайтхоллом «коляскам не хватало места для проезда, а на всех балконах и у всех окон тоже толпились люди». Сам король потом напишет, что было «похоже скорее на день триумфа, а не унижения».

Менее восторженный прием ждал его впереди. Во время отдыха в Уайтхолле тем вечером ему сказали, что всю его переписку будут забирать голландские охранники принца Оранского: на самом деле он станет пленником в собственном дворце. На рассвете следующего дня его разбудили известием, что принц приказывает ему в девять часов утра покинуть Лондон и отправляться в Хам-Хаус. Он должен был уехать именно в то время, поскольку сам Вильгельм планировал войти в город в полдень и не желал, чтобы народ отвлекался на короля. Яков подчинился приказу, но высказал пожелание переехать в Рочестер, не в Хам. Пожелание удовлетворили, но все равно было совершенно ясно, что монарх в своем королевстве лишь беспомощный пленник.

Вильгельм вошел в столицу 18 декабря, его тоже приветствовали ликующие толпы, перезвон колоколов и праздничные костры. Его чествовали как спасителя «нашей веры, законов, свобод и жизней», но главная причина радости, должно быть, заключалась в том, что протестантскую веру восстановили в правах без всякой войны и революции. Два дня назад люди приветствовали короля как человека, который отказался от своей католической политики, теперь они могли также радостно приветствовать своего протестантского спасителя.

В Рочестере король несколько дней жил в доме местного баронета и каждую минуту искал способа бежать. Он боялся, что его убьют или, в лучшем случае, посадят в тюрьму. Тем не менее он заметил, что стража не слишком усердно исполняет свои обязанности. На самом деле Вильгельм желал побега своего соперника. Это был наименее плохой исход их конфликта. Присутствие Якова в стране создавало свои трудности, а если бы можно было сказать, что он уехал по собственной воле, то появилась бы возможность считать, что он отрекся от престола. Ночью 22 декабря Яков встал с кровати и вышел в предусмотрительно оставленную открытой заднюю дверь. Он прошел через сад к берегу реки Мидуэй, где его ждала лодка.

Так завершилось то, что называли великой или удивительной «революцией». В конце концов в историю это событие вошло как «Славная революция». Сторонник Вильгельма епископ Бернет писал о Якове, что «вся его власть, подобно сети паука, так безвозвратно распалась от одного прикосновения, что он уже никогда не смог вернуть себе то, что по недостатку ума и сердца упустил за один день». Однако это было дело не одного дня, а нескольких лет. В своем упрямстве и горячей набожности он не учел характера Англии, он наступал там, где ему следовало остановиться. Он натравливал центральную власть на местные органы до полного развала страны. Оскорбляя чувства и англиканцев, и тори, он оттолкнул своих естественных сторонников, а продвигая интересы католиков, добился стойкого предубеждения. Возможно, он не хотел становиться абсолютным монархом, но действовал так, будто стремился именно к этому. Появление наследника продлило эту перспективу до бесконечности.

Яков II провел остаток жизни во Франции. При его дворе в Chateau de Saint-Germain-en-Laye говорили, что, «когда его слушаешь, хорошо понимаешь, почему он находится здесь». Таким образом закончилась публичная жизнь последнего английского короля династии Стюартов. Мы можем покинуть сцену со словами Джона Драйдена из «Светской маски»:



И войны твои – впустую.

Одно хорошо – все минует,

И старому веку на смену

Увидим пору иную[50].

Библиография

Это, безусловно, далеко не полный список, однако здесь представлены те книги, которые автор счел самыми полезными при подготовке этой книги.

Общие работы

Aylmer G. E. The Struggle for the Constitution. London, 1963.

Clark J. C. D. Revolution and Rebellion. Cambridge, 1986.

Cogswell T., Cust R., Lake P. (ed.). Politics, Religion and Popularity. Cambridge, 2002.

Cust R., Hughes A. (ed.). Conflict in Early Stuart England. London, 1989.

Davies Godfrey. The Early Stuarts. Oxford, 1959.

Fincham Kenneth (ed.). The Early Stuart Church. London, 1993.

Gardiner S. R. History of England, 1603–1642. London, 1899.

Haller William. The Rise of Puritanism. New York, 1938.

Hill Christopher. Puritanism and Revolution. London, 1958.

Hirst Derek. Authority and Conflict. London, 1986.

Hutton Ronald. Debates in Stuart History. London, 2004.

Kenyon J. P. The Stuart Constitution. Cambridge, 1966.

Lake Peter. Anglicans and Puritans? London, 1988.

Lake P., Pincus S. (ed.). The Politics of the Public Sphere in Early Modern England. Manchester, 2007.

Lingard J., Belloc H. The History of England. Vol. 7–10. New York, 1912.

Maltby Judith. Prayer Book and People in Elizabethan and Early Stuart England. Cambridge, 1998.

Manning Brian. The English People and the English Revolution. London, 1976.

Morgan John. Godly Learning. Cambridge, 1986.

Morrill J., Slack P., Woolf D. (ed.). Public Duty and Private Conscience in Seventeenth Century England. Oxford, 1993.

New J. F. H. Anglican and Puritan. London, 1964.

Peck L. L. Court Patronage and Corruption in Early Stuart England. London, 1990.

Reinmuth H. S. Jnr. (ed.). Early Stuart Studies. Minneapolis, 1970.

Russell Conrad. Parliament and English Politics, 1621–1629. Oxford, 1979.

______. Unrevolutionary England. London, 1990.

Sharpe Kevin. Politics and Ideas in Early Stuart England. London, 1989.

______. Image Wars. New Haven, 2010.

______. (ed.). Faction and Parliament. London, 1978.

Sharpe K., Lake P. Culture and Politics in Early Stuart England. London, 1994.

Smith Alan. The Emergence of a Nation State. London, 1984.

Sommerville J. P. Politics and Ideology in England, 1603–1640. London, 1986.

Starkey David (ed.). The English Court. London, 1987.

Todd Margot (ed.). Reformation to Revolution. London, 1995.

Tomlinson Howard (ed.). Before the English Civil War. London, 1983.

Trevor-Roper Hugh. Historical Essays. London, 1957.

______. Catholics, Anglicans and Puritans. London, 1987.

Tyacke Nicholas. Anti-Calvinists. Oxford, 1987.

______. (ed.). The English Revolution. Manchester, 2007.

Underdown David. Revel, Riot and Rebellion. Oxford, 1985.

Dover Wilson J. (ed.). Seventeenth Century Studies. Oxford, 1938.

Wood Andy. Riot, Rebellion and Popular Politics in Early Modern England. London, 2002.

Яков VI и Яков I

Ashton Robert. James by his Contemporaries. London, 1969.

Bevan Bryan. King James. London, 1990.

Bingham Caroline. James of England. London, 1981.

Birch Thomas. The Court and Times of James. Vol. 1, 2. London, 1848.

Burgess Glenn. Absolute Monarchy. London, 1996.

Carrier Irene. James. Cambridge, 1998.

Cogswell Thomas. The Blessed Revolution. Cambridge, 1989.

Doelman James. King James and the Religious Culture of England. Cambridge, 2000.

Fincham Kenneth. Prelate as Pastor. Oxford, 1990.

Fraser Antonia. King James. London, 1974.

Houston S. J. James. London, 1972.

Lockyer Robert. James. London, 1998.

Matthew David. The Jacobean Age. London, 1938.

______. James. London, 1967.

Mitchell W. M. The Rise of the Revolutionary Party. New York, 1957.

Patterson W. B. King James and the Reunion of Christendom. Cambridge, 1997.

Peck L. L. (ed.). The Mental World of the Jacobean Court. Cambridge, 1991.

Prestwich Menna. Cranfeld. Oxford, 1966.

Scott Walter. Secret History of the Court of James. Vol. 1, 2. London, 1811.

Smith Alan G. R. (ed.). The Reign of James. London, 1973.

Stewart Alan. The Cradle King. London, 2003.

Strong Roy. Henry, Prince of Wales. London, 2000.

Usher Roland. The Reconstruction of the English Church. Vol. 1, 2. New York, 1910.

Willson D. H. King James. London, 1956.

Карл I

Aylmer G. E. The King’s Servants. London, 1961.

Birch T., De Gamache C. The Court and Times of Charles I. Vol. 1, 2. London, 1848.

Carlton Charles. Charles I: The Personal Monarch. London, 1983.

Chapman Hester. Great Villiers. London, 1949.

Cooke H. P. Charles I and his Earlier Parliaments. London, 1939.

Cope E. S. Politics without Parliaments. London, 1987.

Cust Richard. Charles I: A Political Life. London, 2005.

Daniels C. W., Morrill J. Charles I. Cambridge, 1988.

Disraeli Isaac. Commentaries on the Life and Reign of Charles I. Vol. 1–5. London, 1828–1831.

Durston Christopher. Charles I. London, 1998.

Hexter J. H. The Reign of King Pym. Cambridge, Mass., 1961.

Hibbert Christopher. Charles I. London, 2007.

Higham F. M. G. Charles I. London, 1932.

Holmes Clive. Why Was Charles I Executed? London, 2006.

Matthew David. The Social Structure in Caroline England. Oxford, 1948.

______. The Age of Charles I. London, 1951.

Quintrell Brian. Charles I. London, 1993.

Reeve L. J. Charles I and the Road to Personal Rule. Cambridge, 1989.

Russell Conrad. The Fall of the British Monarchies. Oxford, 1991.

Sharpe Kevin. The Personal Rule of Charles I. New Haven, 1992.

Trevor-Roper Hugh. Archbishop Laud. London, 1940.

Wedgwood C. V. The King’s Peace. London, 1955.

______. Thomas Wentworth. New York, 1962.

Young G. M. Charles I and Cromwell. London, 1935.

Оливер Кромвель

Ashley Maurice. The Greatness of Oliver Cromwell. London, 1957.

Belloc Hilaire. Cromwell. London, 1934.

Buchan John. Cromwell. London, 1934.

Coward Barry. Oliver Cromwell. London, 1991.

Davis J. C. Oliver Cromwell. London, 2001.

Firth C. H. Cromwell. London, 1901.

Fraser Antonia. Cromwell. London, 1973.

Gardiner S. R. Oliver Cromwell. London, 1901.

Gaunt Peter. Oliver Cromwell. Oxford, 1996.

Guizot François. Oliver Cromwell. London, 1879.

Hill Christopher. God’s Englishman. London, 1971.

Howell Roger. Cromwell. London, 1977.

Kitson Frank. Old Ironsides. London, 2004.

Morley John. Oliver Cromwell. London, 1904.

Morrill John (ed.). Oliver Cromwell. Oxford, 2007.

Ó Siochrú Micheál. God’s Executioner. London, 2008.

Wedgwood C. V. Oliver Cromwell. London, 1973.

Гражданская война

Adamson John. The Noble Revolt. London, 2007.

Braddick Michael. God’s Fury, England’s Fire. London, 2008.

Carlton Charles. Going to the Wars. London, 1992.

Clarendon, Edward, earl of. The History of the Rebellion and Civil Wars in England. Vol. 1–6. Oxford, 1888.

Cressy David. England on Edge. Oxford, 2007.

Cust R., Hughes A. (ed.). The English Civil War. London, 1997.

Donagan Barbara. War in England, 1642–1649. Oxford, 2008.

Fletcher Anthony. The Outbreak of the English Civil War. London, 1981.

Gardiner S. R. History of the Great Civil War. Vol.1–4. London, 1888.

Gaunt Peter (ed.). The English Civil War. Oxford, 2000.

Gentles Ian. The English Revolution. London, 2007.

Hill Christopher. The English Revolution. London, 1940.

Hughes Ann. The Causes of the English Civil War. London, 1991.

Hutton Ronald. The Royalist War Effort. London, 1982.

Kennedy D. E. The English Revolution. London, 2000.

Kenyon John. The Civil Wars of England. London, 1988.

Kishlansky Mark. The Rise of the New Model Army. Cambridge, 1979.

Mcelligott J., Smith D. (ed.). Royalists and Royalism during the English Civil Wars. Cambridge, 2007.

Macinnes Allan. The British Revolution. London, 2005.

Manning Brian (ed.). Politics, Religion and the English Civil War. London, 1973.

Mendle Michael (ed.). The Putney Debates. Cambridge, 2001.

Morrill John. The Revolt of the Provinces. London, 1976.

______. The Nature of the English Revolution. London, 1993.

______. (ed.). Reactions to the English Civil War. London, 1982.

Peacey Jason (ed.). The Regicides and the Execution of Charles I. London, 2001.

Richardson R. C. The Debate on the English Revolution. London, 1977.

Roots Ivan. The Great Rebellion. London, 1966.

Russell Conrad (ed.). The Origins of the English Civil War. London, 1973.

Scott David. Politics and War in the Three Stuart Kingdoms. London, 2004.

Stone Lawrence. The Causes of the English Revolution. London, 1972.

Stubbs John. Reprobates. London, 2011.

Underdown David. Pride’s Purge. Oxford, 1971.

Wanklyn Malcolm. The Warrior Generals. London, 2010.

Wedgwood C. V. The King’s War. London, 1958.

Woolrych Austin. Britain in Revolution. Oxford, 2002.

Worden Blair. The Rump Parliament. Cambridge, 1974.

______. The English Civil Wars. London, 2009.

Содружество и Протекторат

Aylmer G. E. (ed.). The Interregnum. London, 1972.

Barnard Toby. The English Republic. London, 1982.

Bowman Jakob. The Protestant Interest in Cromwell’s Foreign Relations. Heidelberg, 1900.

Barry Coward: The Cromwellian Protectorate (Manchester, 2002).

Firth C. H. The Last Years of the Protectorate. Vol. 1, 2. London, 1909.

Gardiner S. R. History of the Commonwealth and Protectorate. Vol. 1–4. London, 1903.

Haller William. Liberty and Information in the Puritan Revolution. New York, 1955.

Hutton Ronald. The British Republic. London, 1990.

Lamont William. Godly Rule. London, 1969.

Mcelligott Jason. Royalism, Print and Censorship in Revolutionary England. Woodbridge, 2007.

Morrill John (ed.). Revolution and Restoration. London, 1992.

Paul Robert. The Lord Protector. London, 1955.

Smith David (ed.). Cromwell and the Interregnum. Oxford, 2003.

Walzer Michael. The Revolution of the Saints. New York, 1974.

Woolrych Austin. Commonwealth to Protectorate. London, 1980.

______. England without a King. London, 1983.

Карл II

Ashley Maurice. Charles II. London, 1973.

Bosher Robert. The Making of the Restoration Settlement. London, 1951.

Chapman Hester. The Tragedy of Charles II. London, 1964.

Crawfurd Raymond. The Last Days of Charles II. Oxford, 1909.

Davies Godfrey. The Restoration of Charles II. London, 1955.

Fraser Antonia. King Charles II. London, 1979.

Harris Tim. Restoration. London, 2005.

Harris T., Seaward P., Goldie M. (ed.). The Politics of Religion in Restoration England. Oxford, 1990.

Hartmann Cyril. Clifford of the Cabal. London, 1937.

Hutton Ronald. The Restoration. Oxford, 1985.

______. Charles II. Oxford, 1989.

Jenkinson Matthew. Culture and Politics at the Court of Charles II. Woodbridge, 2010.

Jones J. R. The First Whigs. Oxford, 1961.

______. Charles II. London, 1987.

______. (ed.). The Restored Monarchy. London, 1979.

Kenyon J. P. Robert Spencer, Earl of Sunderland, 1641–1702. London, 1958.

Keay Anna. The Magnifcent Monarch. London, 2008.

Lee Maurice, Jnr. The Cabal. Urbana, 1965.

Miller John. Charles II. London, 1991.

______. After the Civil Wars. London, 2000.

Patterson Annabel. The Long Parliament of Charles II. New Haven, 2008.

Pincus Stephen. Protestantism and Patriotism. Cambridge, 1996.

Seaward Paul. The Cavalier Parliament and the Reconstruction of the Old Regime. Cambridge, 1988.

Slaughter Thomas. Newcastle’s Advice to Charles II. Philadelphia, 1984.

Uglow Jenny. A Gambling Man. London, 2009.

Weiser Brian. Charles II and the Politics of Access. Woodbridge, 2003.

Яков II

Callow John. The Making of King James II. Stroud, 2000.

Cruickshanks Eveline (ed.). By Force or by Default? Edinburgh, 1989.

Glassey Lionel (ed.). The Reigns of Charles II and James II. London, 1997.

Harris Tim. Revolution. London, 2006.

Jones J. R. The Revolution of 1688 in England. London, 1972.

Macaulay T. B. The History of England from the Accession of James II. London, 1848.

Miller John. Popery and Politics in England (Cambridge, 1973).

______. James II. London, 1978.

Speck W. A. Reluctant Revolutionaries. Oxford, 1988.

______. James II. London, 2002.

Культура и общество

Я не включил в список работы отдельных авторов, которые упоминаются в тексте книги.



Ashley Maurice. Life in Stuart England. London, 1964.

Cressy David. Bonfres and Bells. London, 1989.

Cruickshanks Eveline (ed.). The Stuart Courts. Stroud, 2000.

Fletcher A., Roberts P. (ed.). Religion, Culture and Society in Early Modern Britain. Cambridge, 1994.

Gentles I., Morrill J., Worden B. (ed.). Soldiers, Writers and Statesmen of the English Revolution. Cambridge, 1998.

Harris J., Scott-Baumann E. The Intellectual Culture of Puritan Woman. London, 2011.

Houston A., Pincus S. (ed.). A Nation Transformed. Cambridge, 2001.

Hutton Ronald. The Rise and Fall of Merry England. Oxford, 1994.

Keeble N. H. The Restoration. England in the 1660s. Oxford, 2002.

Jordan W. K. The Development of Religious Toleration in England. London, 1936.

Maclean Gerald. Culture and Society in the Stuart Restoration. Cambridge, 1995.

Nicoll Allardyce. Stuart Masques. New York, 1968.

O’Day Rosemary. The English Clergy. Leicester, 1979.

Ogg David. England in the Reign of Charles II. Vol. 1, 2. Oxford, 1934.

Orgel Stephen. The Jonsonian Masque. Cambridge, Mass., 1965.

Orgel S., Strong R. Inigo Jones. The Theatre of the Stuart Court. Vol. 1, 2. London, 1973.

Parry Graham. The Golden Age Restor’d. Manchester, 1981.

Malcolm Smuts R. Court Culture and the Origins of a Royalist Tradition in Early Stuart England. Philadelphia, 1987.

______. (ed.). The Stuart Court and Europe. Cambridge 1996.

Spurr John. England in the 1670s. Oxford, 2000.

Strong Roy. Art and Power. Woodbridge, 1984.