Мать, обхватив руками живот, молча наблюдала за сценой. Отец создавал впечатление человека, у которого всё под контролем. Он раздавал указания слугам до тех пор, пока коляску осторожно не ввезли в дом по пандусу.
Глядя на происходящее, Чистильщик думал: как замечательно начинался день перед тем, как он заметил девочку, тонущую в озере. Легкий ветерок раскачивал ветви деревьев, Альпы нависали над озерной гладью. Было не слишком жарко, но Чистильщик вспотел и вытащил из кармана платок, чтобы вытереть шею и лоб. Тот самый платок, который позже сунул в рот девочки, скрученной судорогами. Он вспомнил худенькое тельце и глухой хрип, вырывавшийся из ее губ, когда он пытался заставить ее слабые легкие раскрыться. Пристальный взгляд, направленный прямо на него, едва она вернулась из смертельной темноты.
До и после. Как близко и как далеко друг от друга были эти минуты. С тех пор все изменилось. Он понимал, что придется это принять: все изменилось. Пусть он пока не знал почему.
Зачем он пришел? Ему здесь не место.
Коляска скрылась за порогом дома, двери закрылись, и Чистильщик заметил отца девочки, который, казалось, не спешил войти в дом. Он неподвижно стоял у двери несколько секунд, затем резко обернулся к озеру, к саду. Богатый, влиятельный мужчина старался рассмотреть что-то или кого-то на границе двух миров — своего и чужого, прежде ему незнакомого.
Возможно, его посетило некое предчувствие. Или он был встревожен анонимным звонком рано утром.
13
«Причина смерти не установлена».
Эта фраза обезличивала все необъяснимые убийства. Охотница не могла успокоиться и долго думала об этом по дороге домой. Ей хотелось найти логику, смысл. Хотелось думать, что миром правит не хаос, а четкие, понятные законы.
«Конечность отнята на уровне правого плеча, однако характер раны указывает на то, что режущие инструменты не использовались» — так сказал доктор Сильви о руке, всплывшей на поверхность озера.
Где-то там, на дне озера, покоятся останки неизвестной женщины. И ее единственные приметы — возраст от шестидесяти до шестидесяти пяти лет и ярко-красные ногти. Охотница смотрела вперед на дорогу, но мысленно прокручивала перед собой последнюю сцену из жизни незнакомой женщины. Кисточка мягко скользит по ногтям, запах лака, женщина легонько дует на ногти, чтобы покрытие быстрее высохло.
Причина смерти не установлена.
Это признание в собственной беспомощности. Это значило сдаться. А Охотница не любила сдаваться. Как не любила и слово, которым называли убийство женщины мужчиной, — женоубийство. Произнося его, следователи делали акцент не на том, кто убил, а на жертве, тем самым лишая ее индивидуальности, обрекая на забвение, вписывая очередную незнакомку в каталог таких же неопознанных, убитых мужчинами женщин, о которых если что и вспомнят, то лишь одно: их убили мужчины.
Она припарковалась под деревом и заглушила мотор, однако никак не могла собраться и выйти из машины. «Перед смертью не станешь делать маникюр», — думала она. С другой стороны, кто знает. Бабушка всегда просила, чтобы ей принесли помаду, до последнего готовилась к приходу врача. Может, эта женщина хотела встретиться со смертью во всей красе. Может, ей было не безразлично, что подумает о ее внешнем виде тот, кто обнаружит труп.
Охотница вышла из машины и направилась по лестнице, ведущей на цокольный этаж дома, где она проживала.
К вечеру сил совсем не осталось, и она чувствовала себя опустошенной. Она бросила сумку на пол и протянула руку в поисках выключателя. У дальней стены зажегся большой торшер, на который был наброшен старый платок.
В янтарных сумерках Охотница через всю комнату прошла между диванами к камину. Ей было холодно, и, прежде чем снять куртку, она сложила в камин несколько поленьев из корзины в углу и разожгла огонь. Огоньки запрыгали по поленьям, выдыхая тепло.
Охотница огляделась. В комнате царил беспорядок. Повсюду пыль, разбросанные бумаги. На письменном столе, где стояли компьютер и принтер, грудой лежали разные вещи, там же скопилось бесчисленное количество мелких безделушек, неизвестно как здесь оказавшихся. О кухне и туалете и говорить не стоило. Дом скорее напоминал звериную нору, нежели человеческое жилище.
Двухэтажный дом был единственным наследством, доставшимся ей от родителей. Но Охотница решила жить на нижнем этаже, где в прежние времена родители принимали гостей и зимними воскресными вечерами проводили время за игрой в карты. Здесь она пряталась, если натворила дел и боялась показаться на глаза матери и отцу. И именно здесь летней ночью, напившись допьяна, она отдалась однокласснику и стала женщиной. Теперь же она жила на нижнем этаже, чтобы экономить на отоплении, — по крайней мере, себе она объясняла это решение именно так. На втором этаже ее тревожило слишком много призраков.
Она не поднималась туда уже пять лет.
Ей казалось, что хотя бы внизу призраки оставят ее в покое. Спала она на узкой раскладушке, придвинутой к стене, под окном с видом на сад и дорогу.
Несмотря на то что место было довольно безлюдным, она не боялась жить одна.
Согревшись, она включила компьютер, чтобы проверить, не поступали ли сообщения в соцсетях от женщин, попавших в беду. Ее размышления прервал телефонный звонок. На дисплее отобразилась надпись «Неизвестный номер». Нажав «Ответить», она уже догадывалась, кто это может быть.
— Звонок за счет получателя. Разрешение номер двести шестьсот семь, — проговорил механический женский голос. — Чтобы ответить на звонок, нажмите «девять».
Она сбросила вызов до того, как было установлено соединение. Прошел год с последнего звонка, но время пролетело незаметно.
Взгляд сам собой скользнул наверх, на второй этаж.
Она решила выбросить из головы мысли о звонке, пойти на кухню и чем-нибудь перекусить, а уж потом вернуться к компьютеру. Она уже порядком проголодалась и не помнила, когда ела в последний раз. Заглянув на полки, Охотница ничего там не нашла, что было невероятно странно, если учесть, что последнюю неделю она безвылазно провела в супермаркете. Надо было и себе что-нибудь прикупить, но мысли были совсем о другом. Единственное, что оставалось на полках, — растворимый суп да пачка крекеров. Охотница налила в кастрюлю воды, засыпала смесь, поставила на газ. Вдруг снаружи, кажется, послышались чьи-то шаги. Она замерла, повернувшись к двери.
Обычно к ней домой никто не приезжал.
Однако через пару секунд в дверь постучали. Охотница насторожилась. Подошла к двери и попыталась разглядеть посетителя через узорчатые стекла.
— Извини, не хотела тебя беспокоить, — сказала женщина, стоявшая на пороге. — Можно войти?
— Конечно, — ответила Охотница, пропуская гостью. И все же про себя она повторяла: «Никто не хочет сюда заходить».
Памела была в спортивном костюме — значит, недавно занималась в спортзале. От нее пахло гелем для душа и шампунем с корицей. Подруга ни разу не заезжала к Охотнице домой. Охотница ее не осуждала. Но раз приехала, значит случилось что-то серьезное. Памела огляделась. Охотнице показалось, что Памела обеспокоена, встревожена. Но обе сделали вид, что ничего не заметили.
— Да у тебя тут бедлам, — буркнула Памела, чтобы снять напряжение.
— Вот почему я никого не приглашаю. А вообще, мой психотерапевт утверждает, что порядок — это только прикрытие, — парировала Охотница.
Подруга не оценила шутку или не хотела препираться. Она стояла не двигаясь, держа руки на поясе. Охотница учуяла ее нервозное состояние, но решила не спрашивать, что ее привело. Ждала, когда Памела сама все расскажет, если будет нужно.
— Я бы предложила тебе пива, но в холодильнике пусто.
— Ничего, я все равно уже скоро поеду.
Памела скинула куртку, оставшись в обтягивающей футболке, под которой просвечивали накачанные долгими тренировками мышцы пресса. Охотница подумала о том, что у нее самой на животе сплошные жировые складки, — она называла их «вторым мягким местом».
— Ну, как продвигается история с неведомой рукой? — спросила подруга.
Охотница пожала плечами, подошла к камину и подкинула в огонь толстое полено.
— Женщина чуть старше шестидесяти. Конечность находилась в воде примерно с пятницы. Лейтенант и судмедэксперт настаивают на самоубийстве, но выводы сделаны на основе прошлых находок, и только.
— Так я и думала…
Памела сообщала Охотнице о преступлениях против женщин в районе Комо. В тридцать один год она уже дослужилась до маршала полиции. Несмотря на то что у подруг была значительная разница в возрасте, они были близки.
— Лейтенант отказался от дальнейших поисков, поэтому остается лишь надеяться, что всплывет нечто такое, что поможет опознать жертву, — сказала Охотница.
— Вдруг кто-то из родственников заявит об исчезновении, — попыталась утешить ее Памела, которая прекрасно понимала состояние подруги. — Тогда мы сможем получить образец ДНК и узнаем, кто она.
— Но мы так и не узнаем, не погибла ли она от чьей-то руки.
Памела покачала головой:
— Тебе, как всегда, нужно все усложнять — вот не можешь ты отпустить ситуацию. А вдруг все гораздо проще, чем ты думаешь?
Охотница подошла к столу и приподняла голову соломенного петуха, в котором хранила табак и бумагу для самокруток.
— Сделай мне одолжение, — осторожно сказала она.
— Посмотрим. О чем речь?
Охотница выудила из кармана телефон и бросила подруге, а та поймала его на лету.
— Взгляни на последние фотографии.
Памела полистала снимки.
— Шикарная машина. С такой только девиц кадрить, — рассмеялась она, разглядывая белый «порше» красавчика из супермаркета.
— Можешь выяснить, кто владелец? — попросила Охотница, проведя языком по кромке папиросной бумаги. — Кто он, чем занимается, были ли на него заявления. Его подружка попросила о помощи, но потом испугалась и слилась.
Охотница была уверена, что скоро девушка об этом пожалеет.
— На ней были следы побоев?
— Чисто внешне не было.
Памела пожала плечами, как бы показывая, что одной интуиции для обвинения мало.
— Худший тюремщик не тот, кто избивает тебя изо дня в день, а тот, кто после этого носит тебе цветы, — заметила Охотница.
— Ладно, перешли фотки мне на почту, — кивнула подруга, отдавая телефон. — Поеду домой, — неохотно буркнула она.
Охотница молча протянула ей сигарету. Памела глубоко затянулась, выдохнув облако серого дыма, однако ее напряженность никуда не делась.
— Ну, если хочешь знать, я думаю, что Сильви и лейтенант не ошиблись насчет самоубийства. Пусть несчастная покоится с миром.
— Ты не хочешь понять, почему она это сделала? — напирала Охотница.
— Это не мое дело. Она получила то, что хотела. Исчезла. И бог с ней.
— Кто знает, какая драма скрывается за этим поступком?
— Думаешь, если ты это узнаешь, тебе полегчает?
Охотница подумала, что Памела просто не в настроении, раз позволяет себе циничные замечания в ее адрес, однако разговор уже перешел в другое русло.
— Мне уже никогда не полегчает, — заметила Охотница.
— Я не о том, — уточнила подруга, когда осознала, что невольно затронула больное место.
Однако Охотница не могла отрицать, что ее попытки помочь женщинам в беде проистекали из тех ошибок, которые она сама совершила в прошлом. Теперь она понимала, что подруга лишь намекает на то, что она, Охотница, слишком увлеклась чужими проблемами.
— Проехали, — ответила она и забрала сигарету обратно.
Памела почувствовала себя виноватой.
— Ты в курсе, что в тот же день, когда нашли оторванную руку, в озеро упала девочка-подросток? — сказала она, переводя разговор на другую тему. — Ее удалось спасти. Представь себе, если бы через несколько дней мы нашли ее руку или что еще.
Да уж, так точно было бы гораздо хуже.
— Что за девочка? — рассеянно спросила Охотница, радуясь возможности уйти от разговора о собственном прошлом.
— Дочурка Роттингеров.
Она не знала, кто это такие.
— Я что, должна их знать?
— Местные богатеи. Мешки с деньгами.
— Она бросилась в озеро?
— Говорят, напилась.
— Напилась?
— В крови был обнаружен большой процент алкоголя. Семья пытается выдать произошедшее за несчастный случай. Якобы она делала селфи и упала. Сломала лодыжку. И хотя это выглядит абсурдно, у Роттингера достаточно бабок, чтобы версия стала официальной.
— Как же ее спасли?
— Свидетели видели человека, который вытащил ее на берег. Он рискнул жизнью ради девчонки, но потом скрылся.
История становилась все любопытнее.
— То есть как это скрылся? — с подозрением спросила Охотница.
— Вот увидишь, как только он узнает, кого спас, тут же объявится.
Охотница внутренне восхитилась невольным героем и понадеялась, что он не запятнает себя, пытаясь нажиться на благородном поступке.
— С девочкой все хорошо?
— Лежала в палате интенсивной терапии, но, кроме лодыжки, из-за которой пришлось сделать небольшую операцию, с ней все в порядке. Немного вывихнуто плечо, пара царапин, и только. Кстати, ты не поверишь, что нашли у нее во рту.
— И что же?
— Кусок ногтя с красным лаком.
16 апреля
Вера грустит уже несколько дней подряд.
Утром она не хочет вставать с кровати, иногда спит весь день до самого вечера. А если и встает, тут же садится перед телевизором. Глядит в экран до рассвета, но словно ничего не видит. Мальчик смотрит в ее пустые глаза и понимает, что она где-то далеко. Он понимает, что ей нужно идти на работу, а то ее выгонят. Мартина с трудом нашла ей место стажерки в парикмахерской, и поначалу Вера даже обрадовалась.
Что же теперь будет?
Такое с Верой уже случалось. Обычно после расставания с очередным ухажером. Когда Вера грустная — это настоящее бедствие. Мальчик уже понимает, когда на нее накатит, потому что Вера начинает делать нелепые вещи. Например, стряхнет пепел от сигареты в кофе и выпьет, как будто так и надо, выйдет на балкон без нижнего белья или просто встанет посреди коридора, потому что не может понять, что хотела сделать, куда шла.
Мальчик знает, что, если Вера не выйдет на работу, у них не будет денег на еду. Те, что были в сумке, уже закончились. В кладовке ничего не осталось. Вере словно и дела нет. А вот он никак не может заснуть, так бурлит в животе от голода.
Но самое ужасное, что, когда Вера грустит, она с ним не разговаривает. А если он что-то спрашивает, она не отвечает. Как будто ее здесь вовсе и нет, как будто она оставила тело, а сама куда-то ушла.
Когда они последний раз ели? Мальчик смотрит в календарь. Кажется, уже неделю назад.
Мартина обещала, что будет приезжать раз в неделю, но давным-давно не появлялась. Где же она? Почему она не приезжает?
Мальчик все время хочет спать. Он открывает кран, чтобы попить, и растягивается рядышком с Верой. Несколько дней назад он просил маму покормить его, плакал. Теперь перестал, все равно без толку. Он сворачивается калачиком рядом с телом матери и лежит тихо-тихо, пока его не сморит сон.
Раньше Вера рано или поздно вставала, мылась, и мало-помалу жизнь возвращалась в прежнее русло. Но теперь все иначе. Мальчик боится, что она никогда не вернется. Он думает, что однажды они заснут и больше никогда не проснутся. Он становится все слабее.
Однажды он просыпается от яркого света. Он не может открыть глаза — так ярко светит солнце. Приподняв голову с подушки, он видит, что рольставни подняты. Свет заполняет всю комнату, резкий, словно пощечина.
Кто-то тихонько напевает.
Мальчик протирает глаза. Он устал, но сейчас не время спать. Нужно понять, что происходит. Из ванной раздается голос Веры, напевающей какую-то песенку. Кажется, она в хорошем настроении. У него дрожат колени, приходится держаться за стену, чтобы дойти до ванной. Вот он уже на пороге и видит мать. Она стоит перед зеркалом, совершенно голая. Расчесывает длинные волосы. С каждым прикосновением щетки ее голова наклоняется к правому плечу, резко, точно йо-йо. Она накрасила губы. Песня резко обрывается, она увидела мальчика и лучезарно улыбается ему в зеркало. Такая у нее бывает редко. Потом снова принимается петь.
«Ты прекрасна, как рассвет, ты свежа, как летний сон…»
Он знает эту песенку. Мать всегда поет ее, когда счастлива. Хороший знак, теперь все наладится. Но почему-то песня звучит, а губы Веры не двигаются. Ее голос доносится из другой комнаты. Мальчик оборачивается. Вера уже на кухне. Он видит, что на ней красное платье. Хотя мальчик едва стоит на ногах и все плывет перед глазами, он направляется на кухню.
— Я хочу есть, пожалуйста, — шепчет он, пусть и неуверенно, потому что чувствует, что его вот-вот вырвет.
Вера замирает и улыбается, не произнося ни слова. Вокруг нее разливается облако духов, и мальчик понимает, что она собралась уходить. Действительно, она босиком направляется к двери. Он бросается за ней, но остановить ее не так-то просто.
— Ты куда?
Вера молча направляется к двери и надевает туфли на высоких каблуках.
— Я не хочу тут оставаться. Пожалуйста, не бросай меня.
Но Вера не уходит. Она молчит. Только сейчас мальчик понимает, что она прихорашивается не просто так. Это для кого-то.
Кого же?
Вера кивает в сторону, и мальчик смотрит туда вслед за ней.
Дверь в кладовку вдруг стала зеленой. Кто-то покрасил ее, прежде была обычная дверь. Из-за нее раздается странный шум. Какой-то писк, и будто крохотные коготки скребутся по дереву.
Кто бы там ни был, он хочет выйти.
— Не бойся. Иди. Он ждет… — подбадривает его Вера.
Теперь все ясно. В квартире кто-то есть. Гость. Раздается мелодичный свист, два длинных свистка на разных нотах, нежные до безобразия. Кто-то его зовет.
Мальчик неуверенно подходит к зеленой двери. Пройдя половину пути, он оборачивается, но Веры больше нет. Она исчезла. Он дотрагивается до ручки, но у него нет сил, чтобы открыть дверь. В глазах потемнело. Наконец ему удается потянуть ручку вниз, а дверь на себя. Она медленно открывается. Странным образом свет, разлитый в коридоре, точно испуганный кот, пятится назад. В комнате темно, виден лишь огонек сигареты. Он то разгорается, то гаснет.
— Как дела, парнишка? — спрашивает знакомый голос. — Ты должен бежать на свист, разве ты не знаешь?
В темноте ему удается различить знакомую фигуру. Это Микки. Он стоит посреди комнаты, среди пустых стеллажей.
— Ну что, на этот раз ты никому ничего не скажешь, верно?
Мальчик кивает.
— Смотрю, волосы у тебя так и не отросли.
Мартина ему обещала, что они отрастут, но этого так и не произошло.
— Тем лучше. Так видно твои шрамы, — смеется Микки.
Еще Мартина обещала, что Микки не вернется, а он снова здесь.
— Иди сюда, бритая башка, и закрой за собой дверь.
Мальчик испуганно шагает вперед, не может ослушаться. Закрыв за собой дверь, он понимает, что Микки прячет за спиной левую руку.
— Говорят, ты все время просишь есть…
Мальчик молчит, но потом кивает.
Микки щелкает языком. Значит, он недоволен.
— Так не пойдет, так никуда не годится. Твоя мать стольким для тебя пожертвовала — и вот твоя благодарность! Ты только и умеешь, что ныть…
— Я больше не буду, — обещает мальчик. — Я больше не буду просить есть.
— Я тебе верю, но давай сделаем так, чтобы ты никогда не забывал о своем обещании.
Горючие слезы катятся по щекам мальчика и капают на босые ноги.
— Ты ведь понимаешь: так надо, это мой долг, — оправдывается Микки. — Иначе как ты усвоишь урок?
— Не надо… — еле слышно умоляет мальчик. — Прошу тебя…
— Сколько всего ты слопал за эти годы, раз так разжирел? И еще смеешь обвинять свою мать, что она тебя плохо кормит? — возмущается Микки. — Это ради твоего блага, толстяк!
Мальчик изо всех сил сдерживает слезы, но начинает всхлипывать.
— Давай, пора с этим разобраться, — настаивает Микки. Наконец-то он показывает предмет, зажатый в руке.
В темноте предмет переливается серебром.
Мальчик хочет бежать, но понимает, что это бесполезно.
Микки зажимает сигарету зубами:
— Иди сюда и хорошенько раскрой рот…
14
Любуясь отражением огненного восхода в озере, Чистильщик думал о Микки.
Что-то его тревожило.
До сих пор Микки мирно жил за зеленой дверью и не показывался. Но это был лишь вопрос времени. Скоро он снова даст о себе знать.
Пока же Чистильщик вернулся к работе. Он был не готов менять свои привычки. Поэтому он снова надел рабочую одежду и занялся делом.
Он вновь вернулся туда, где произошло событие, изменившее его планы: на пляж, где спас девочку с фиолетовой челкой, потерял реликвию и ослушался Микки.
Он понимал, что ничего уже не вернуть.
Как он и предвидел, в выходной день узкая полоска пляжа была занята семьями с детьми — свидетельством их пребывания были деревянные урны, набитые остатками пищи и другим мусором. Он осторожно достал пакеты и перевязал их пластиковым жгутом. Прежде чем погрузить их в фургон, натянул на урны новые пакеты.
Выполняя привычные действия, он озирался.
Он снова занялся работой, чтобы иметь повод вернуться на пляж незамеченным. Ему хотелось осмотреть это место и понять, что здесь произошло до того, как он заметил девочку, которую принял за маленького мальчика. Ему было важно восстановить последовательность событий.
Он искал ответ — откуда девочка прыгнула в воду и почему.
Он взглянул шире, думая о направлении течения и о том, куда оно несло утопающую; он мысленно проделал этот путь в обратном направлении. Между островом Комачина и берегом озеро образовывало небольшую запруду. Он остановился и перестал собирать мусор.
Именно там, примерно в ста метрах, он приметил небольшой причал, едва заметный среди бурно разросшейся растительности.
Прежде чем направиться к нему, он настроил будильник так, чтобы тот прозвонил через пятнадцать минут. Это позволит контролировать время и не задерживаться. Затем он с трудом двинулся вдоль холма, продираясь сквозь кусты, которые, казалось, хотели ему помешать. Добраться до места требовало немалого упорства. Нужно было сильное желание попрощаться с жизнью, чтобы так долго пробираться на пирс сквозь спутанные ветви.
Дойдя до причала, он остановился, потому что деревянный настил местами прогнил. Поручни еще держались, но скорее на честном слове, чем на опорах. Страх, что под его весом доски сломаются или что нога провалится в дыру, заставил его остановиться. Но вдруг он заметил, что на противоположном конце причала что-то есть.
Обычный белый полиэтиленовый пакет.
Оставалось либо вернуться назад, либо попытаться дойти до конца настила и посмотреть, что в пакете. У него не было ни малейшей уверенности, что пакет оставила девочка с фиолетовой челкой, но интуиция подсказывала, что пакет имеет к ней самое прямое отношение.
Стрелки часов подгоняли. Он удостоверился, что за ним никто не наблюдает. Убедившись, что вокруг никого нет, он попробовал осторожно проверить, выдержит ли его настил. Неуверенно сделав два первых шажка, на третьем он едва не упал. На середине пути пришлось изловчиться, чтобы перепрыгнуть через дыру между досками. Он не хотел снова оказаться в воде — он прекрасно понимал, какие опасности таит эта неподвижная гладь.
Шести минут оказалось достаточно, чтобы добраться до конца помоста. Он схватил пакет и, не теряя времени на изучение содержимого, тут же отправился назад. Он добрался до берега, потом до пляжа и, когда зазвонил будильник, уже карабкался вверх по тропинке к парковке, где оставил рабочий фургон.
Усевшись на водительское место, он услышал собственное учащенное дыхание. Его одолевало странное возбуждение. Смесь страха и любопытства. Так бывает, когда затевается какое-то рискованное предприятие с неясным исходом. Обычно все эмоции доставались Микки, когда он выходил на встречу с очередной избранницей. А Чистильщику, как всегда, — объедки. Но сейчас он чувствовал себя главным действующим лицом. Он немного подождал, чтобы собраться с мыслями, и принялся изучать содержимое пакета.
Внутри была полупустая бутылка виски. «Напиток не для девочки», — подумал он. Но с другой стороны, что он мог знать о подростках? И тогда он понял: она пила, чтобы набраться смелости. Это подтверждало его предположение о спланированном самоубийстве. Потом он нашел какую-то плоскую прямоугольную штуковину.
Примерно три секунды потребовалось, чтобы понять, что это. Поняв, он испугался и решил тут же выбросить опасный предмет. Тот упал под соседнее сиденье, исчез из поля зрения.
У него не было сил сдвинуться с места, и он не понимал, что теперь делать. Сердце пыталось вырваться из груди. У Чистильщика никогда не было мобильного телефона, и он старался держаться от них подальше, ведь подобный предмет лишал его главного преимущества: невидимости. Разговоры по телефону могли попасть в руки полиции или карабинеров. Кто знает, вдруг они уже сейчас следят за ним. Нужно срочно от него избавиться.
Он шарил за креслом, пока не нащупал телефон кончиками пальцев. С некоторым усилием удалось его вытащить.
Но, глядя на него, Чистильщик понемногу успокоился.
Экран телефона был темный, и он понял, что телефон, скорее всего, сломан, разряжен или попросту выключен. Поэтому, прежде чем решить, как именно от него избавиться, он захотел хорошенько его рассмотреть. Телефон был в ярко-розовом чехле с непонятной надписью, окруженной звездочками.
«Ф-а-к», — с трудом прочитал он, проговаривая каждую букву.
Что это значит? Наверное, это имя той девочки.
Микки ужасно разозлится, когда узнает. Правда, телефон можно спрятать. Но Микки в любом случае узнает, так было всегда. Пока Чистильщик размышлял таким образом, в голову ему пришла мысль. Да, телефон опасен. Но не только. Он понял, что раз Фак оставила его на берегу, значит она надеялась, что его найдут. Наверное, она хотела, чтобы его нашел ее отец, подумал Чистильщик, вспоминая, что она написала на ноге номер. Значит, в телефоне есть что-то важное для нее.
Но что именно?
Эта загадка не давала ему покоя. Но, кроме того, телефон принадлежал ей, и поэтому его ценность становилась бесспорной. Он связывал их, и они становились ближе. Как в ту ночь в больнице или утром на пляже.
Было нечто такое, что связывало их невидимыми нитями. И Чистильщику необходимо было понять что.
15
— Ничего не выйдет, — повторяла Памела по телефону. Само собой, она уже пожалела, что позволила втянуть себя в эту авантюру.
Они договорились встретиться в больнице Святой Анны.
Охотница провела без сна несколько ночей, размышляя о фактах, невольно выданных подругой. На следующее утро, едва рассвело, она вскочила с кровати и уговорила Памелу отправиться в больницу, чтобы убедиться, что все случившееся — просто дурацкая мрачная шутка. Как же она хотела ошибиться. Ей совсем не нужна была новая идея фикс. Она уже предвкушала, что даст психотерапевту повод выставить ей солидный счет. И хотя какая-то ее часть отказывалась верить в самые очевидные вещи, другая не могла не обращать на них внимание.
«Судьба — страшная штука», — думала Охотница, направляясь к Комо. И иногда судьба преподносит занятные сюрпризы. Как, например, тот обломок ногтя.
— Если ноготь принадлежит трупу из Нессо, то до пляжа, где нашли дочь Роттингера, он должен был проплыть примерно двенадцать морских миль, — говорила Памела в трубку. — Девочку нашли в пятницу, а руку нашли вчера, значит предполагаемая жертва бросилась в озеро примерно в этот же день. Слишком мало времени, чтобы течение отнесло ноготь на такое расстояние.
— Вот и я о том же думаю, — ответила Охотница, которая на самом деле уже не знала, что и думать.
— Тогда зачем мы туда едем? — выйдя из себя, крикнула подруга.
— Потому что я хочу ошибиться, — отрезала Охотница, — и только ты можешь в этом помочь.
«Рено» въехал на подземную парковку больницы около семи двадцати. Памела уже ждала там, стояла, опершись на собственную машину, скрестив руки на груди и напустив на себя обычный недовольный вид. На ней была форма, потому что заехать домой она не успевала, нужно было спешить на службу.
— Давай я одна схожу, — сразу выдала Памела, зашагав к Охотнице. — А ты здесь подождешь.
— Даже не думай, — отрезала та.
— Сколько ты уже здесь не была?
Вопрос застал ее врасплох. Именно здесь они познакомились пять лет назад, и с тех пор Охотница ни разу не приезжала в больницу.
— Со мной все в порядке, — заверила она.
Подруга смерила ее внимательным взглядом.
— Ладно, — сдалась Охотница и глазами проводила Памелу до лифта.
Не обращая внимания на запрет курить на территории подземной парковки, она тут же закурила. Она часто посещала травмпункты и больницы в районе Комо и именно там знакомилась с женщинами, которые остро нуждались в помощи. Именно в подобных больницах она начинала убеждать их обратиться в полицию. Сделать это было непросто по очевидной причине. Мужчины, которые способны на насилие по отношению к женщинам, как правило, не из криминальных кругов. Незнакомые люди никогда не заподозрят в таком типе насильника: они вежливы, остроумны, располагают к себе. Вот почему в глазах общества, когда на них заявляют, вечно что-то не сходится. Нужно полностью доверять жертве и понимать, что она терпела много лет, прежде чем подать первый сигнал о помощи.
«Наверное, я и правда слишком многого хочу от людей», — думала Охотница.
Однако, если бы вместо пожизненного заключения за убийство был закон, предусматривающий наказание после первой пощечины, после первого синяка, возможно, все было бы иначе. Но кому-то выгодно поддерживать статистику убийств. Потому что каждое убийство — это сенсация, а главное, трупы уже не смогут заговорить. Лучше пусть будет мученицей, чем дурочкой, признающей, что ее одурачил тот, в кого она влюбилась.
В эту секунду она подумала о том, успела ли женщина, чью руку нашли близ Нессо, попросить кого-то о помощи, прежде чем пошла на дно.
Охотница бросила на землю окурок и затушила ботинком. Она отлично знала все больницы, но в Святую Анну старалась не заглядывать. Она думала, что не осмелится снова оказаться в этих стенах. Вот почему она обратилась к Памеле — не только ради ее статуса и возможностей. И правда, пока она ждала на парковке, внутри нарастало неприятное беспокойство.
Затем послышались шаги. Она инстинктивно огляделась, но никого рядом не было. Как же так?
Она попыталась дышать ровнее, как советовал делать психотерапевт при первых признаках панической атаки. Вскоре стояло ясно, что призраков вокруг нет.
Шаги, которые ей послышались, — то были ее собственные шаги, что раздавались здесь июньским вечером много лет назад.
К счастью, двери лифта открылись, и ей навстречу вышла Памела.
— Ну что? — нетерпеливо спросила Охотница.
Та пожала плечами:
— Как я и думала, пустая трата времени.
— Что тебе сказали насчет ногтя? — настаивала Охотница, не обращая внимание на видимое недовольство Памелы.
— Обнаружение инородного тела во рту после пребывания в воде — не такая уж редкость. Равно как и в легких, и даже в желудке. Как правило, это мелкий мусор, но случаются и другие находки, — заметила Памела.
— Ясно, но они его сохранили?
— Незачем было.
Охотница не смогла скрыть разочарование.
— Но ты дала им понять, что он может быть связан с другим расследованием?
— Да, я так и сказала, но они уже выбросили его вместе с другими отходами, — нервно ответила Памела.
В душе Охотница понимала, что это логично, особой надежды не было. Но нужно было хотя бы попытаться.
— Не знаю, зачем я тебя слушаю, — разгорячилась Памела.
— Ты доложишь начальству?
— Не смешно. Без ногтя мы не можем сравнить ДНК. Так что сейчас это два разных образца, принадлежащие разным женщинам, как ни крути.
Но Охотница не сдавалась. Она шла за Памелой до самой машины и, прежде чем та успела открыть дверь, встала между ней и кабиной.
— Я знаю, что тебе это кажется абсурдным, но я нутром чую, что дело нечисто.
Памела закатила глаза, показывая, что теряет терпение.
— Я не стану докладывать об этом начальству, даже не думай. Все не так просто, ты и сама знаешь.
Да, Охотница знала.
— Слушай, вчера ты пришла такая встревоженная, напряженная. Не думай, что я не заметила.
— Это все из-за Джорджи, — призналась Памела. — Она вбила себе в голову, что мы должны рассказать всем правду. Но как мне с этим быть? Меня могут уволить.
— А ты не сказала ей все как есть?
— Что именно?
— Что на твоей работе женщине и так непросто, даже если не рассказывать направо и налево, что встречаешься с кем-то своего пола.
Но Памела слишком гордилась своим положением и не готова была признать, что коллеги и начальство как-то не так к ней относятся. Ее лицо потемнело, а черты стали жестче.
— Если я тебе помогаю, это еще не значит, что ты можешь судить о моих отношениях и раздавать советы.
— Я этого не утверждаю, как раз наоборот, — согласилась Охотница. Ей хотелось добавить, что на эту тему любит рассуждать психотерапевт, но тут зазвонил телефон.
Опять незнакомый номер. Видимо, снова за счет принимающего абонента. Она сбросила, не глядя.
— Почему ты сбрасываешь? — спросила Памела, невольно заметив жест подруги.
— Опять реклама, — солгала та.
Памелу ответ вполне устроил, а может, она не хотела вдаваться в подробности. Как не хотела и продолжать разговор о своей личной жизни. Поэтому она вернулась к теме расследования.
— Может быть, все же оставишь в покое этот ноготь и руку?
— Нет, — отрезала Охотница.
Памела открыла дверцу машины, подвинув подругу в сторону, всем своим видом давая понять, что на сегодня с нее хватит. Она наклонилась к сиденью, но вдруг резко обернулась и протянула Охотнице какую-то папку.
— Что это?
— Копия дела девчонки Роттингер. Расследование несчастного случая на озере закрыто. Я хорошо тебя знаю, так что решила предоставить ответы до того, как ты начнешь задавать слишком много вопросов и нарвешься на неприятности.
— Почему я должна нарваться на неприятности? — самодовольно спросила Охотница, хотя знала, что так бы и случилось.
— Я же тебе говорила — отец девочки готов на все, чтобы замять дело.
— Интересно почему, — заметила Охотница; она думала, на то есть еще какая-то причина.
— Сама подумай, что будет, если он узнает, что человек с твоим прошлым копается в его грязном белье, — честно ответила Памела.
Как ни неприятно слышать подобное, Памела права. Человек с ее прошлым. Охотница взяла папку и молча направилась к своей машине.
16
Он постоянно натыкался на них.
Они были повсюду — посреди улицы, на вокзалах, на остановках — люди-зомби, прилипшие к светящимся экранам перед глазами. Этот свет мало-помалу высасывал их души, решал за них, что делать, что говорить, как поступать. Никто уже не смотрел, куда идет, что его окружает, не оглядывался по сторонам. Люди плакали или смеялись, глядя в экран словно зачарованные. Физически они существовали, и в то же время их как бы и не было.
Чистильщик часто спрашивал себя, как он устроен, этот параллельный мир, в котором люди проводили теперь большую часть жизни. Сам он никогда в нем не бывал и боялся к нему прикоснуться, потому что не знал, как этот мир устроен, и страшился потерять свою невидимость. И все же после обнаружения телефона Фак у него проснулся огромный интерес к этому миру.
После работы он сел в автобус и принялся шпионить за пассажирами, рассматривая, как они пользуются телефонами, чтобы дома попробовать повторить их действия.
«Ничего у тебя не получится, ты просто маленький дебил!»
Сколько раз он слышал это от Микки? Со временем он и сам стал думать, что Микки прав. Может быть, все дело в том, что ему пробили голову в двух местах, но если надо было что-нибудь усвоить, ему действительно требовалось некоторое время. К счастью, в мире были вещи, для которых особого ума не требовалось, и с ними он прекрасно справлялся.
В частности, он отлично умел плавать и убирать мусор.
Телефон Фак лежал в кармане куртки. Изредка Чистильщик похлопывал по карману, проверяя, на месте ли аппарат, потому что боялся его потерять. Он знал, что это маловероятно, и все же не хотел рисковать. Он подумал, что, если он вдруг достанет телефон и начнет в нем копаться, другие пассажиры ничего не заподозрят. Он даже станет похож на них, впервые в жизни. Эта мысль показалась ему заманчивой. Но потом он вспомнил о розовом чехле и имени девочки с фиолетовой челкой и передумал.
Нести телефон домой было страшно. Его могла отследить полиция. Кроме того, нужно было держать его как можно дальше от Микки. После долгих размышлений о том, где можно спрятать телефон, на Чистильщика снизошло озарение.
После долгого дня разъездов он вышел из автобуса. Было уже около семи вечера. В сумеречном свете он направился вверх по знакомой улочке. Вокруг царила гробовая тишина. Он проходил мимо домов, которые видел прежде лишь при свете первых солнечных лучей, завершая рабочую смену. Теперь же во многих окнах горел свет, можно было разглядеть фигуры людей. Мамы готовили ужин детям, папы заворачивали их в полотенце после душа или сидели за столом и делали вместе с ними домашнее задание. Он завидовал, потому что в его детстве ничего подобного не случалось. А теперь было слишком поздно.
Неспешно прогуливаясь по кварталу, точно случайный прохожий, он подошел к единственному неосвещенному дому.
Дом номер 23 ждал его.
Он узнал стрельчатое окошко с опущенными кружевными занавесками, в которое не раз заглядывал прежде. Гортензия на подоконнике засохла, котов не было видно. Чистильщик осторожно огляделся, чтобы никто его не заметил. Он перемахнул через калитку, быстро прошел по лужайке. Обогнул невысокий домик и оказался на заднем дворе у небольшого огорода. Как он и предполагал, в доме был черный ход.
Он взломал дверь и оказался внутри.
Узкое помещение служило прачечной. Чистильщик прислушался. Ни звука, ничто не настораживало его. Каждый предмет дома обволакивала плотная, текучая тишина. На стене висела фотография его подруги Магды, которая радостно ему улыбалась. Чистильщик подошел и снял снимок в рамке со стены. Он осмотрел кухню, где стены были обклеены обоями цвета соломы, столовую, где стояли стол и буфет, гостиную, где было два дивана, телевизор, несколько керамических статуэток, вазы с искусственными цветами. Осваиваясь в доме, он мимоходом собирал фотографии хозяйки, чтобы затем избавиться от них при малейшей возможности.
Наконец он добрался до лестницы наверх.
Туалет, гардеробная, увешанная платьями и заставленная туфлями, столик для макияжа. На нем стоял флакончик духов. Чистильщик открутил крышку, принюхался и сразу узнал запах женщины, с которой познакомился в «Блу». Он повернулся к двери в спальню. На кресле расположились пять кошек — кто-то спал на спинке, кто-то на подлокотниках. Все на месте, лишь слегка осунулись. Серебристый кот приподнял голову и уставился на него, а за ним и остальные.
Спустившись в кухню, Чистильщик насыпал в миски щедрую порцию сухого корма и налил воды. Поставил миски на пол. Кошки жадно принялись за еду. Он наблюдал за ними с порога. Зачем же он решил их покормить? Когда он сам в детстве неделями мучился от голода, никому не было до него дела. Так что судьба кошек уж явно не его проблема. Что же с ним происходит? Ища ответ, он остановился на том, что, по крайней мере, не придется закапывать кошачьи трупы. Однако этот ответ не особенно его убедил.
Разобравшись с котами, он наконец решил заняться телефоном.
Усевшись за стол, он положил телефон перед собой и принялся рассматривать. Сбоку у телефона было несколько кнопок — видимо, чтобы включить. Он решил нажать самую большую, посередине, но ничего не произошло. Он нажал ее снова. На этот раз на черном экране появилось надкушенное белое яблоко. Казалось, на этом все, но через несколько секунд экран засветился и аппарат ожил.