Часть вторая
Толя
Лето 1998, Псковская область
– Откуда, говоришь, пришел? – Наместник монастыря смотрел на меня неприветливо.
– Из рехаба.
– Откуда? – удивился он.
– Из реабилитационного центра, – сказал я. – Тут недалеко. Километров пятнадцать.
– Пешком шел?
– Да.
– А зачем?
– Машина в Псков уехала. Вчера еще. Корма нужны для телят.
– Я не про то. Зачем к нам пришел?
– Трудником хочу быть.
Он тяжело вздохнул, и наперсный крест съехал чуть набок по его круглому животу.
– Морока от вас одна. Шведы-спонсоры бензопилу хорошую подарили, так ваши-то украли ее. Тоже в труд-ники напросились.
– Я не украду.
– Конечно, не украдешь. Ее же до тебя утащили. Справки все есть?
– Да.
– Из наркологического?
– Вот… – Я вынул из кармана куртки главную свою бумагу.
– Ладно, убери, – наместник мотнул большой головой. – Благословение на трудничество кто давал?
– Отец Даниил.
– Часто он к вам туда приезжает?
– Храм достроим, будет чаще.
– Ну хорошо. – Он разгладил бороду у себя на груди и повернулся к приоткрытой двери. – Эй, кто там есть! Сергей!
Из коридора никто не откликнулся.
– Сергей! – громче повторил наместник. – Слышишь меня?
Ответа не было.
– Вот упрямый же, прости Господи… Шнырик!
На пороге возник щуплый тип.
– Покажи новому труднику место, где старые жили.
Щуплый кивнул.
– Как устроишься, – повернулся ко мне наместник, – снова сюда приходи. Послушание твое обсудим. Работы в монастыре непочатый край. Вещи твои где?
– Вот, – я кивнул на пакет из универсама, с которым почти год назад приехал еще из Питера.
– Ну, и с Богом, – сказал игумен.
Вечером после работы я сел на свою новую кровать и открыл «Дневник чувств». За год привык его заполнять каждый день. В рехабе говорили, что это поможет. У торчков, типа, отмирают эмоции. Поэтому надо записывать все подряд и определять свои чувства. А иначе как камень. По барабану все. Кроме одного.
Короче, в графе
«События» написал: «По дороге в монастырь увидел мелких пацанов. Они убивали палками змею».
Графу
«Что почувствовал?» заполнил не сразу. Хотел написать «ничего», но потом копнул еще раз. Понял, что это была злость.
В графе
«Реакция тела» написал «учащенное сердцебиение». Графу «
Как я поступил? Что подумал? Что сделал?» пока пропустил. В последней графе под названием
«Что мог бы сделать иначе» записал: «Мог пройти мимо».
Закрыв дневник, я склонился к пакету со своими вещами, вынул оттуда мертвую змею и положил ее на подоконник. Пацаны размозжили ей голову в кровавую лепешку, но я видел, что это не уж. Николаевна с детства научила меня отличать ужа от гадюки не только по пятнам на голове. Гадюка была намного красивей. Распрямив змею на всю длину подоконника, я еще немного посмотрел на нее и лег спать.
За день так умотался, что спал без единого сна. Когда утром проснулся, змеи на подоконнике не оказалось.
Искать ее было некогда. В трапезной уже стучали бидонами и кастрюлями. Трудники в монастыре питались отдельно от послушников и монахов, но молитву перед едой нам прочитал один из них. Потом сели и под чтение книги об истории православных монастырей застучали ложками. Миски были железные, народ голодный – перестук стоял как на репетиционной базе. Я думал о том, куда делась моя дохлая гадюка, и старался не попадать в ритм. Но рэпчик в голове складывался сам собой. Чтобы избавиться от него, я пошел на послушание, не доев кашу.
С рэпом я завязал.
– А может, лучше, как вчера? – спросил я послушника. – Мне на огороде привычней.
Мы стояли у груды битых кирпичей, сваленных по краям большой ямы. Яма была заполнена мутной зацветшей водой.
– Отец Михаил сказал – надо закончить часовню.
– А где она?
– Вот, – послушник показал на яму и кирпичи.
– Так ее вроде не начинали.
– Начинали. Но потом бросили.
– А раньше здесь что было?
– Часовня и была. В тридцатые годы снесли по какому-то приказу, а теперь отец Михаил сказал – пора восстанавливать. Храм разрушенным быть не должен. Ни храм, ни отдельные части его.
– Ну хорошо, – кивнул я. – А где остальные?
– Какие остальные?
– Ну, те, с кем я буду послушание тут нести.
– А нет никого. Один будешь.
– В смысле один?
– Один – значит один. Отец Михаил так сказал.
После моего отказа меня определили к немощному монаху. Из кельи своей он уже не выходил, с постели почти не поднимался. На мне был уход – кормление, подмывание, смена подгузников. Ко всему дед еще дрался. Кулаком неожиданно мог заехать в самый неловкий момент. Короче, моего смирения хватило на два часа. После обеда я оказался в бане.
Там заправлял молчаливый трудник, пришедший, как мне шепнули, откуда-то из Сибири. Я должен был наколоть для него дров. Сибиряк, увидев меня, бросил топор и долго смотрел, как я с ним управляюсь. Когда я понес дрова к поленнице, он пошел за мной. Когда я заглянул в баню, он тоже двинулся следом. Не доверял, может быть, не знаю.
В бане рядом с горой веников лежала покоцанная гадюка. Тут же стояло маленькое блюдечко. Я, честно говоря, был не в курсе, что они питаются молоком.
– Это моя змея, – сказал я и показал на гадюку.
Сибиряк взял ее с полка, а потом молча протянул мне. Куда ее положить, я не знал, поэтому затолкал под куртку. Пригрел змею на груди.
Пока шел к монастырской гостинице, думал – укусит или нет, но ей, видимо, было не до меня. Своих проблем хватало с этой разбитой напрочь башкой.
В келье приспособил ее в старую коробку. Обувь до этого в ней была чья-то. А теперь – моя змея.
Потом пришел сибиряк. Ну, то есть как пришел – я не удержался и зачитал рэпчик про разбитую тварь, а дверь открытой была. И пока я в окошко зачитывал про змею, он стоял на пороге. А когда я закончил, он попросил его научить. Напугал меня, черт. Я же не знал, что у меня за спиной кто-то.
А он говорит вдруг:
– Научи меня так.
Я вздрогнул и говорю:
– Ты, мужик, предупреждай в следующий раз.
Он отвечает:
– Я тоже хочу.
– Да не вопрос, – я ему говорю. – Только я с этим завязал как бы.
– Почему?
– Долгая история.
– А ты расскажи.
– Давай не сейчас.
Он спокойно кивнул:
– Хорошо. Значит, не научишь?
– Видимо, нет.
Он повернулся и хотел выйти, но потом вспомнил что-то.
– Ты змею свою не бойся. Она не укусит.
– Откуда знаешь?
– У нее ядовитых зубов нет. Я посмотрел. Досталось ей.
После чего вышел.
Утром сибиряк меня из бани прогнал. Я подумал – это из-за вчерашнего разговора, но он сказал мне, что я дурак.
– Не хочешь учить – не надо, твое дело, я сам научусь. А вот в бане тебе делать нечего.
– Почему?
Он опустил колун на траву и вытер пот со лба.
– Ты про город Калязин слыхал?
– Нет.
– Это на Волге. Раньше большой город был, потом затопили.
– Зачем?
– Плотину построили. Электричество вырабатывать.
– Понятно. И чего?
– Там колокольня на воде осталась. Прямо посреди водохранилища стоит. А храм взорвали. Красивый был.
Я решил пошутить:
– Ты поэтому не хочешь со мной работать? Если что, я ничего не взрывал.
– Да погоди… – Он не улыбнулся. – Под водой еще целая площадь осталась. Народ торговал там. Важня стояла.
– Кто стоял?
– Важня.
– Это чего?
– Место такое с весами. Для всех. Любой зайти может.
– Зачем?
– Ну, там купил если что-то, а сам не уверен – может, обвешали. Приходишь – и взвешиваешь. И все понятно.
Сибиряк замолчал.
Через полминуты где-то я ему говорю:
– Так я не понял – ты почему гонишь-то меня?
Он снова взялся за колун и качнул головой:
– Я тебя не гоню. Просто должно быть такое место, куда приходишь и взвешиваешь то, что тебе отпущено, и то, в чем, может быть, ты сомневаешься. Взвешиваешь и устанавливаешь точный вес того, что у тебя есть. Для этого тебе необходима важня. И это не баня.
– А где моя важня?
Он вздохнул:
– Я ж тебе сказал про разбитый храм. Это как душа в руинах. Обратно все надо строить.
От сибиряка я пошел к наместнику, чтобы он снова благословил на послушание с часовней, но разговор не заладился.
– Ты зачем змею в монастырь принес? – Отец Михаил смотрел строго, и я подумал, что выгонит.
– Ее мальчишки чуть не убили.
– Ты умом слабый?
Я пожал плечами:
– Наверное.
Насчет змеи моей наместнику скорее всего стукнул Шнырик. Только он слышал наш с сибиряком разговор про нее.
– Гадюка эта ребенка укусила, – сказал отец Михаил, и от глубокого вздоха крест его покатился вбок по обширному животу. – Мальчик умер. Сердцем страдал с рождения. Я его и крестил. Сегодня вот отпевать буду. Родители теперь убиваются. А в деревне говорят, что змею кто-то спас.
– Я не знал.
– А что лукавый облик змея принял, ты тоже не знал?
– Знал.
– Ну, так зачем же в монастырь-то?
Он смотрел на меня и ждал ответа, но мне нечего было ему сказать.
– Унеси ее от греха, – снова вздохнул наместник.
– Она больше не ядовитая.
– Ты точно слабый умом. Говорят тебе – унеси!
Я встал со стула и пошел к двери.
– Постой.
Я остановился.
– Шнырик еще сказал, что сибиряк с тобой разговаривал.
– Да.
– Он год почти не говорил ни с кем.
Я пожал плечами.
– Почему с тобой заговорил? – Лицо наместника засветилось интересом.
– Не знаю, – сказал я.
Отец Михаил задумчиво погладил бороду.
– Ну, иди. Унеси этого аспида в лес подальше.
На выходе из монастыря пришлось отступить в широкую лужу. В узкие ворота въезжал «шестисотый мерседес». Я подумал, что местная братва приехала каяться, но человек за рулем на братка совершенно не походил.
Скорее, на иностранца.
Рядом с ним сидела девушка. Славная, насколько успел заметить. Я стоял со своей коробкой в луже, «мерин» вползал в монастырский двор, а она, завернув голову, не отрывала от меня взгляда.
Через час, когда я вернулся, она бродила рядом с моей важней. Мужик из «мерса» нервно бубнил что-то, не отставая от нее ни на шаг, спотыкаясь о битые кирпичи, а у нее было такое лицо, как будто все это ее не касается – ни мужик, ни его слова, ни весь монастырь, куда ее, похоже, привезли не по доброй воле.
Только увидев меня, она остановилась и что-то негромко сказала. Я разобрал три слова – «папа» и «ты достал».
Она продолжала выедать ему мозг, но я прошел дальше к церкви и больше ничего не услышал.
В храме отец Михаил читал молитву из «Последования по исходе души». Народа у гроба было немного.
Рабочий день. Хотя какая у них тут работа. Совхоз накрылся больше двух лет назад. Сельским хозяйством на полсотни километров вокруг занимались одни бывшие торчки в рехабе.
Или не бывшие.
«…остави и прости вся вольная его согрешения и невольная…» – наместник чуть раскачивался у гроба с пяточки на носочек.
За спиной у него две старушки поддерживали плачущую, всю в черном, женщину. Слева от них стоял, видимо, отец погибшего пацана. Лицо у него подрагивало, будто от тика, но слез на нем не было. Еще двое деревенских мужиков застыли позади родителей. Рядом с ними сутулился сибиряк. Все, кроме матери, смотрели в пол. Детское лицо в гробу было только для нее и для отца Михаила. Время от времени он мимолетно касался то белесой безжизненной головы, то покрывала, то краешка детского гроба.
Я встал рядом с сибиряком и нащупал в кармане сухарь. Из-за похода в лес пропустил обед. Очень хотелось есть.
«Но змея же не виновата, – думал я, глядя на мертвого пацана. – Она тупо сидела в траве. Или ползла по своим делам. Никаких темных дел не мутила. На нее наступили – она укусила в ответ. Это просто реакция. Так устроено».
Машинально я вытащил свой сухарь и захрустел им. Вкусно было неимоверно. Сибиряк покосился на меня, но ничего не сказал. Я приостановился с этим хрустом. Решил дождаться, когда сухарь во рту размякнет. Через полминуты жамкнул второй кусок. Опять громко. Сибиряк покачал головой и взглядом показал на мать пацаненка. Ее уже колотило во всю губернию. Даже старушек трясло, на которых она опиралась. Кто-то из них начал подвывать, поэтому отец Михаил стал читать громче.
Я подумал, что теперь меня точно никто не услышит, и захрустел снова. Мать у гроба вдруг обернулась. Из ее белого бесформенного лица на меня уставились два красных пятна. Все это вздрагивало, плыло и будто грозило распасться – как рыхлые остатки снежной бабы весной. Когда уже лужи вокруг и все такое.
Отец Михаил замолчал. Все смотрели на меня. Сибиряк ссутулился еще больше.
Я перестал жевать, а потом протянул свой сухарь в эту бледную пустоту. Она перевела на него взгляд, освободила руку из цепкой хватки левой старушки и взяла сухарь. Тело ее сотрясалось.
Огоньки свечей, ровно горевших на кануне рядом с распятием, задрожали, я обернулся и увидел, что в храм вошла та приехавшая девушка. При виде гроба она замерла. Мать мертвого пацана секунду смотрела на сухарь у себя в руке, потом сунула его в рот и начала хрустеть на всю церковь. Чем громче она хрустела, тем меньше ее била дрожь. Когда сухарь закончился, она стояла уже ровно.
– У людей горе, – сказал сибиряк, догнав меня после службы, – а ты еду на отпевание притащил.
– Пообедать не успел, – ответил я.
– Ты, вообще, понимаешь, как им сейчас тяжело? Стой!
Я остановился.
– Понимаешь?
Он смотрел на меня, требуя ответа.
– Наверное, – пожал плечами я.
– Наверное?!
– Это богооставленность, – сказал отец Михаил, останавливаясь рядом с нами. – У них у всех такое после употребления. Им все равно.
– Мне не все равно, – сказал я.
– Может, оттает, – продолжал наместник. – Может, Господь потом даст свою Благодать.
В этот момент с нами поравнялись родители погибшего пацана. Отец его положил мне на плечо руку и сказал:
– Спасибо, парень. Она не ела ничего уже два дня. Любую еду отталкивает.
– Здравствуйте, отец Михаил, – сказал приехавший на «мерсе» мужик, подходя к нам.
Дочь его стояла чуть поодаль и смотрела на меня.
– Я привез то, что обещал в прошлый раз, – улыбнулся мужик наместнику.
– Вы поднимайтесь ко мне, – махнул отец Михаил в сторону корпуса, где был его кабинет. – Я сейчас на кладбище и потом сразу к вам. Чаю на кухне там попросите. Найдете?
– Да, – кивнул мужик. – Я помню, где кухня.
Со стороны монастырских ворот кто-то свистнул. Я обернулся и увидел тех пацанов, которые убивали гадюку. Один из них наклонился за камнем, а затем швырнул им в меня.
– Шалунов прогоните, – сказал отец Михаил то ли мне, то ли сибиряку.
Мальчишка потряс кулаком, но его тут же скрыл от меня бортовой грузовик с гробом, выезжавший из монастыря.
– Юля! – крикнул с крыльца игуменского корпуса богатый гость отца Михаила. – Ты чего там? Идем пить чай!
– Не хочу, – отозвалась она прямо за моей спиной.
Обернувшись, я увидел, что посреди двора никого, кроме нас с ней, уже не осталось. Ее отец раздраженно махнул рукой и скрылся за дверью.
– Привет, – сказала она.
– Привет, – ответил я.
Несколько секунд мы молчали. Она вглядывалась мне в лицо, словно искала подтверждения чему-то, а я думал, что она не славная, как показалось вначале, а красивая. Не такая, как Майка. Совсем другая. Прикид у нее был мажорский. На фоне нашей деревенской серости она смотрелась, конечно, странно.
– Скажи, это ты выступал в Ростове во Дворце спорта два года назад?
– Нет, – быстро ответил я.
– Ну, похож очень.
– Нет.
Она помолчала, а потом зашла еще раз:
– Очень похож на одного парня. Он рэп там читал.
– Это не я.
– Жалко. А я подумала – ты. Он очень круто читал. Там все просто с ума сошли. Я такого никогда не видела. Даже в Америке.
– Ты в Америке была?
– Да, хай-скул там заканчивала.
– Круто. А сама с Ростова?
– Нет, из Москвы. Папа там открывал сеть магазинов. А я случайно на этот концерт попала. Папин партнер был одним из организаторов. Я потом просила его познакомить меня с этим парнем, но его нигде не нашли.
Она замолчала.
– А здесь чего делаешь? – Мне надо было отвлечь ее от ростовской темы.
– Папа икону старинную привез. Выкупил у одного коллекционера в Париже. Она из этого монастыря.
– Круто. И ты тоже решила двинуть к святым местам? Только зря. Тоска здесь. Ничего интересного.
– Нет, меня просто дома нельзя одну оставлять. Папа сказал – или на цепь посадит, или с собой возьмет.
– Опа. Это почему так?
Она пожала плечами и отвернулась.
– Долгая история, – сказала в сторону моей важни.
– Сидишь на чем-то?
Она усмехнулась:
– Лучше бы, наверно, сидела… Скажи, а что у тебя в руках было такое странное, когда ты из монастыря выходил?
– Ничо не странное. Змея просто.
– Прикол! – Она удивилась. – Ты со змеями ходишь?
– Ну да. Сказали вот унести.
– А что за змея?
– Ну, моя змея. Унес. Гадюка.
* * *
Утром сибиряк пришел смотреть, как я убираю битый кирпич. Ему, наверное, Шнырик сказал. Или кто-то другой. А он, видимо, не поверил. Они тут такой картины еще не видели.
– Ты, паря, совсем дурак, – сказал он, присаживаясь на корточки. – Ну кто же так делает?
– Я.
– Это я вижу, что ты. Но зачем?
– Ты же сам сказал – моя важня тут.
На разговор с ним ушли последние силы, и тачка с кирпичами вывернулась из руки.
– Да я не про то. Одной-то рукой зачем?
Я склонился над опрокинувшейся тачкой. С одной рукой поставить ее на колеса действительно оказалось непросто. Получилось только с третьего раза. Кирпича вывалилось еще больше. Пока собирал, веревка моя развязалась.
– Ты где ее взял?
– Где белье сушат.
– А как же люди теперь? Кому постирать надо.
– Я вечером на место привяжу. Помоги! Не видишь – запутался.
Он поднялся с корточек и стал обматывать меня бельевой веревкой. Правую руку, которую надо было зафиксировать, я убрал совсем за спину.
– Так? – спросил он меня через минуту.
– Подергай.
Сибиряк потянул за веревку.
– Вроде крепко.
– Спасибо, – сказал я и покатил тачку дальше.
Она опять норовила перевернуться, но я больше не отвлекался.
Привязывать руку надоумила после дурки умный доктор Наташа. Она сказала – так я физически осознаю то, что творится у меня в душе.
«Без наркотиков над тобою довлеет ощущение потери. Ты должен сделать его осязаемым. Ты должен привыкнуть к нему, и тогда оно отступит. Тебя ведь грызет чувство, будто ты потерял часть себя?»
Часть – это было мягко сказано. Если по чесноку – я больше половины, наверное, не досчитывался.
«Привязывай руку, когда накатывает это чувство. Реально поможет. Сам увидишь – ты справляешься даже когда не в полном комплекте».
Короче, сегодня как раз накатило. Девчонка эта вчерашняя из Москвы не вовремя меня здесь нашла. Полночи потом ворочался, койкой скрипел. К утру уже точно знал – половина меня опять куда-то делась.
– Давай помогу хотя бы, – сказал сибиряк. – Тяжелая ведь.
– Я сам.
Со стороны игуменского корпуса подбежал Шнырик.
– Тебя отец Михаил зовет! – выдохнул он мне в лицо.
От него сильно несло луком.
Я остановился:
– Достали вы с этой веревкой.
Но игумен про веревку даже не заикнулся. Только в самом конце.
– …И развяжись. Не пугай людей.
Он хотел, чтобы я сходил в деревню. К тем родителям, которые схоронили пацана.
– Ты же сумел вчера до нее достучаться. Вот, иди – поговори с ней.
– О чем?
– Да откуда я знаю, о чем? Плохо ей.
– Может, мне тоже плохо.
– Ну, вот и обсудите. Она одного тебя увидела. Не разговаривает ни с кем.
– Может, тогда лучше сибиряк?
– Это почему?
– Он тоже долго не разговаривал. По скорбям в монастырь пришел. Найдут общие темы.
– Слушай, у тебя сердце есть?
– Не знаю.
До деревни было недалеко. Пешком – минут двадцать. Чуть отойдешь от монастыря, и леса уже почти нет. Клочки какие-то на пригорках. То деревце с кустиком, то полынь. А так – сплошные проплешины. Полями тоже не назовешь. Короче, природа жидкая.
Но идти все равно лучше. Шагаешь такой, ни о чем не думаешь. Птица над головой кричит. У крайних домов – пацаны.
Я сначала не понял, что они делают, – в кучу слепились над чем-то. Звуки странные издают. А потом разглядел. Они дербанили старый аккордеон. Тот пацан, что вчера в меня камнем кинул, сидел на земле и дергал за ремень левый полукорпус, растягивая и сжимая мех. Остальные, стоя на коленках, лупили с другой стороны по клавишам. Инструмент стонал, как торчок в кума-ре.
– Эй, малые, хорош!
Они подняли головенки и стали похожи на зверят. Вот иногда бывает – пробьет такая любовь к жизни, что прямо из лужи бы пил. Но не в этот раз.
Пацаны меня сразу узнали.
– Козел! Вали отсюда!
При этом на всякий случай отбежали подальше. Главный их тут же стал озираться. Камень, по ходу, искал.
– Эй! – говорю им. – Кончайте. Я с миром пришел. Давай побазарим.
Они как тушканчики насторожились.