Рефлексология стремилась использовать для научных выводов исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с раздражениями, рассматривая деятельность психическую в связи с процессами нервными, привлекая для ее объяснения материалы физиологии деятельности нервной высшей, физиологические принципы. Все проявления деятельности психической рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии деятельности нервной высшей, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения.
Она сыграла значительную роль по выведению психологии отечественной за пределы принципов самонаблюдения, чистого сознания. Но в системе рефлексологии психика оказалась эпифеноменом (побочным продуктом) физиологических и поведенческих процессов – получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную».
Несмотря на ряд эмпирических достижений, рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку процессов психических. К началу 30-х годов значительная часть рефлексологов пересмотрела позиции. Нов 50-х гг. снова развились антипсихологические установки – своего рода рефлексологические реминисценции.
РЕЦЕПТОР – нервные образования, служащие для превращения световой, механической, химической, термической энергии агентов среды внешней и внутренней в импульсы нервные. Периферические специализованные части анализаторов, через которые лишь определенный вид энергии трансформируется в процесс возбуждения нервного. Рецепторы широко варьируют по сложности структуры и уровню приспособленности к своей функции. Отдельные рецепторы анатомически связаны друг с другом и образуют рецептивные поля, способные перекрываться.
В зависимости от энергии соответственного раздражения рецепторы делятся на механорецепторы и хеморецепторы. Механорецепторы обнаружены в ухе, вестибулярном аппарате, мышцах, суставах, в коже и внутренних органах. Хеморецепторы обслуживают обонятельную и вкусовую чувствительность; многие из них находятся в мозге, реагируя на изменения химического состава жидкой среды организма. Зрительные рецепторы, по существу, тоже являются хеморецепторами. Иногда также выделяются терморецепторы, фоторецепторы и электрорецепторы.
В зависимости от положения в организме и выполняемой функции выделяются:
1) экстероцепторы – сюда относятся рецепторы дистантные, получавшие информацию на некоим расстоянии от источника раздражения – обонятельные, слуховые, зрительные, вкусовые;
2) интероцепторы – сигнализируют о раздражителях внутренней среды;
3) проприоцепторы – сигнализируют о состоянии системы двигательной организма.
РЕЦЕПЦИЯ – трансформация энергии внешнего мира в процесс нервный распространяющегося возбуждения, несущий центрам нервным информацию о действии соответственного раздражителя. Психофизическая зависимость, описываемая законом Вебера – Фехнера, возникает в системах сенсорных уже в самом первом звене, на рецепторном уровне.
Функция рецепции находится под регулирующим контролем со стороны системы нервной центральной, реализуемым через эфферентные волокна в составе сенсорных нервов (=> мозг; мозг головной).
РЕЦИПИЕНТ – субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение. Субъект, реагирующий на сообщение, называется респондент.
РЕЧЬ – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, – посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии.
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.
В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).
Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия – содержит фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля.
Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной – цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи устной сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной речи устной занимают значительное место.
Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь.
Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ – особенности речи как деятельности, осознанно или неосознанно используемые индивидом для достижения некоих целей. Выделяются: функция речи коммуникативная, индикативная, предикативная семантическая и эмоционально-выразительная.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ИНДИКАТИВНАЯ (указательная функция речи) – использование речи для передачи другим людям некоего сообщения с целью явного или неявного указания на некий объект.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ – использование речи с целью передачи другим людям некоей информации или побуждения их к действиям.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ПРЕДИКАТИВНАЯ – использование речи с целью высказывания собственных суждений по некоему вопросу. Иное название данной функции – функция высказывания.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ – использование речи с целью передачи смысла, скрытого в мысли и отражающего смыслозначимые свойства предметов, явлений, действий и отношений между ними во внешнем мире.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ – использование речи с целью выражения собственного эмоционального отношения к некоему объекту или ситуации, в частности – с целью побуждения слушающих к действиям. От степени выраженности в речи эмоций говорящего и степени заражения слушающих зависит побудительная эффективность речи.
РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ – согласно Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии и пр. – один из ранних этапов развития речи ребенка, характерный тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются – например, за счет повторения.
– Здравствуйте. Чем я могу вам помочь? Подсказать что-нибудь?
– Да я пока сама посмотрю. Впервые у вас, случайно заглянула.
– Вам повезло. У нас сейчас как раз проходит акция – покупаете одну вещь, а вторая обходится на сорок процентов дешевле. Очень выгодное предложение. Действует всего неделю. Сейчас я помогу вам сориентироваться…
– Спасибо, не надо. Я и сама сориентируюсь, магазинчик-то крошечный.
– Да, у нас настоящий классический бутик. Не то что у некоторых. Вещи уникальные, количество ограничено. Все для покупательниц с самым изысканным вкусом.
– Ну, вкус у меня как раз изысканный, – самоуверенно заявила я и принялась рыться в уникальных вещах, разложенных на столике посреди магазина.
– Тут модели по сниженным ценам, – пояснила продавщица. – Все остальное немного подороже…
Я как раз взглянула на ценник одной футболки… Да уж, в «Дамском счастье», оказывается, цены еще божеские. Все ведь познается в сравнении. Если вот это – сниженные цены, то какие же тогда обычные? Прямо чуть не спросила, как какая-нибудь возмущенная тетка на рынке: «А чё так дорого?» Но пришлось держать марку и корчить из себя потенциальную покупательницу.
Расправила футболочку, подошла к зеркалу, приложила вещицу к себе. Да я бы не сказала, кстати, что смотрелось это совсем уж сногсшибательно. Ну, футболка… Нежно-розовая, с едва уловимым серым оттенком. Практически «пепел розы», будто из «Поющих в терновнике». Ткань на ощупь приятная, на груди изящный узор из микроскопических стразиков. Для тех, кто разбирается – клевая вещица, для всех остальных – вообще ничего особенного.
– Вам так идет этот цвет! – восхитилась продавщица. – Обязательно нужно примерить. Вот увидите, вам даже не захочется снимать эту вещь.
– Хорошо. Я пока еще что-нибудь посмотрю.
Я передала футболку продавщице, которая тут же распахнула примерочную. Потом мне попался в руки балахон в горошек. Эх, жалко, не было поблизости Ленки, она бы нашла повод погордиться собственным вкусом. Конечно, балахон отличался от Ленкиного, но сходство точно прослеживалось.
Речь автономная ситуативна, неопределенна и многозначна, ибо ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. Формально она не имеет флексий и других признаков синтактических отношений.
И тут я невзначай остановилась перед полкой с куклами.
Поскольку развитие речи ребенка сильно зависит от разнообразия и качества языковой среды, речь автономная может сохраняться достаточно долго и служить тормозом развития умственного.
– Ой, какая прелесть! А куколки продаются? Я их коллекционирую…
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ – различные виды использования языка – вернее, значений языковых – вне процесса реальной коммуникации; скрытая речевая активность – вербализация, сопровождающая процесс мышления. В онтогенезе она формируется в процессе интериоризации речи внешней. Ее проявления особенно явны в условиях повышенного умственного напряжения – при решении различных задач, мысленном планировании, чтении текстов «про себя», при заучивании и припоминании. На плане речи внутренней выполняется логическое упорядочение воспринимаемой информации, ее включение в определенную систему понятий; проводится самоинструктирование; анализируются свои действия и переживания.
Продавщица снова заулыбалась.
По своей логико7грамматической структуре, существенно определяемой содержанием мысли, речь внутренняя представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, в группировке с различными наглядными образами и условными знаками. При встрече субъектом затруднений или противоречий его речь внутренняя становится более развернутой и может переходить в монолог внутренний, в речь шепотную или громкую речь, кои проще контролируются логически и социально.
С помощью речи внутренней происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. Она – весьма сложное явление, где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Благодаря ей словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.
– К сожалению, не продаются. Они просто для украшения интерьера.
Выделяются три основных типа речи внутренней:
– Жалко. Я бы купила одну. У меня коллекция уже огромная, но все равно удержаться не могу. В этих куколках есть что-то необычное. Можно посмотреть?
1) проговаривание внутреннее – «речь про себя», сохраняющая структуру речи внешней, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения задач мыслительных в затрудненных условиях;
2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, код предметный, значения предметные) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры речи внешней;
Не дожидаясь ответа, я сняла с полки одну куклу с пышными рыжими волосами, в кружевном платье цвета слоновой кости. Конечно, большинство таких кукол похожи и шьются по одним выкройкам. Но ведь, по идее, у каждого мастера-кукольника должен иметься свой неповторимый почерк. Мне показалось, что именно Иринин стиль тут прослеживался. Не зря же я накануне пересмотрела у нее в квартире целое кукольное собрание.
3) программирование внутреннее – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ – речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных – определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в коммуникации межличностной глухих и в общении слышащих с глухими (=> речь мимико-жестовая).
Я еще долго продолжала демонстративно восхищаться куклой.
РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ – способ общения межличностного людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, характерной своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности речи жестовой обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения).
Продавщица ждала-ждала, когда же я перейду к примерке кофточек и платьев… В конце концов она не выдержала:
В сфере официального общения (собрания, лекции и пр.) применяется калькирующая речь жестовая, когда жесты последовательно применяются для воспроизведения слов. В ней применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и пр.
– Знаете, если кукла вам так нравится, я могу спросить у нашего директора. Ангелина Рудольфовна очень любит заниматься дизайном нашего интерьера. Этих кукол она тоже сама купила недавно.
Речь жестовая применяется как вспомогательное средство (наряду с основным – речью словесной) в обучении и воспитании детей с недостатками слуха.
– Правда? – обрадовалась я. – Вы ей позвоните?
РЕЧЬ МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ – средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи. Так, разные конструкции часов (настенные, наручные и пр.) соотносятся с разными жестами; наоборот, один и тот же жест может означать и предмет, и действие (топор – рубить). Конструкция предложения в тоже имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем – его качество; после объекта указывается действие, на него направленное. Как семантическая единица высказывания в речи мимико-жестовой часто выступает мимика (=> пантомимика; речь дактильная).
РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ – общение вербальное (словесное) посредством текстов письменных; речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста.
– Директор сейчас на месте. Подождите минуточку. – Продавщица взяла телефон и выбрала нужный номер. – Ангелина Рудольфовна, вы не могли бы к покупательнице выйти? Она хочет кое-что уточнить…
Бывает непосредственной (обмен записками во время заседания) и отсроченной (письмо) – причем оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.
И вот явилась сама Ангелина Рудольфовна в ярко-красном жакете и черных брюках. Вышла из неприметной двери. Даже в таком маленьком помещении Ангелина Рудольфовна шагала широко и размашисто.
Отличается от речи устной не только использованием графики, но и грамматически (прежде всего синтактически) и стилистически – типичными для нее синтактическими конструкциями и специфичными стилями функциональными. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, коей нужно специально овладевать; отсюда – особая задача обучения речи письменной в школе.
Поскольку текст речи письменной может восприниматься единовременно или хотя бы большими «кусками», восприятие речи письменной и речи устной сильно отличаются.
Мне эта крайне энергичная дама показалась ровесницей Нины Сергеевны. Только, в отличие от хозяйки «Дамского счастья», Ангелина Рудольфовна выглядела ровно на свой возраст. Морщин у нее было полно, и она явно не стремилась молодиться. Вообще, своеобразная оказалась внешность. Привлекательной никак не назовешь, однако она сразу бросалась в глаза и запоминалась. Худощавая брюнетка с короткой стрижкой, довольно крупным носом и массивными кольцами на коротковатых пальцах…
РЕЧЬ УСТНАЯ – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Характерна тем, что отдельные компоненты сообщения речевого порождаются и воспринимаются последовательно.
Процесс порождения речи устной содержит звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон речи.
Продавщица прощебетала:
РЕЧЬ УСТНАЯ: ВОСПРИЯТИЕ – построение модели субъективной осмысленного сообщения на основе процесса слушания активного. Восприятие смысла в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего – от гибкости мышления и направленности личности.
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, – говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что ребенку характерно. Одна из форм детской речи, впервые описанная швейцарским психологом Ж. Пиаже. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет и к концу возраста дошкольного исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько тем не беспокоясь. С возрастом проявления речи эгоцентрической убывают и к шести – семи годам исчезают.
– Ангелина Рудольфовна, девушка хотела бы купить одну из наших куколок. Я сказала, что они просто интерьерные, но…
Согласно Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют операции интеллектуальные, позволяющие осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обедненной в плане общения среде, то доля его речи эгоцентрической достаточно велика, но в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после семи лет.
– Может, подскажете, где их заказали? – перебила я.
Как показал Л. С. Выготский в полемике с Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), она генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, речь эгоцентрическая – как бы переходный этап от речи внешней к внутренней. Можно сделать вывод, что речь эгоцентрическая отражает уже продвинутую стадию интериоризации речи как главного средства саморегуляции.
– Если что-нибудь у нас приобретете, куклу я вам с удовольствием подарю, – немедленно отреагировала Ангелина Рудольфовна.
Понятие речи эгоцентрической применяется также в патопсихологии при описании соответственных синдромов.
Что же теперь, разориться, что ли?! Сообразительная какая бизнесвумен! Нет уж, еще одна кукла в комплекте с запредельно дорогущей тряпкой мне дома не нужна. Как бы перехитрить госпожу Триз?
РЕШЕНИЕ – в психологии – формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность ситуации проблемной. В процессе решения выделяются стадии поиска, принятия и реализации.
Конкретизация понятия решения зависит:
– Я пока в раздумьях насчет футболки. Вроде бы приятная вещица, но по цвету не особо подходит к моему гардеробу.
1) от уровня исследования – системного, функционального, личностного, деятельностного;
2) от области исследования – решение познавательное, творческое, оперативное, управленческое;
Продавщица тут же кинулась меня убеждать:
3) от психологических механизмов решения – решение волевое, интеллектуальное, эмоциональное, вероятностное, и пр.
– Да что вы! Для блондинок этот цвет очень актуален. Вам просто идеально подойдет. Вы только примерьте, сами убедитесь.
В психологии инженерной понятие решения часто отождествляется с принятием решения в связи с восприятием сигналов и способами воздействия на систему управления.
Оценка решения проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и логической сложности. Типичная структура поведения в ходе решения – разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач согласно плану решения.
Пришлось отправляться в примерочную. Ну да, футболка смотрелась очень даже неплохо.
Есть два типа механизмов решения, характерных наличием или отсутствием гарантии получения правильного результата, – механизмы точные (аналитические, логические) и механизмы эвристические (приближенные, интуитивные). Практическая ценность эвристических приемов зависит от предшествующего опыта решения аналогичных задач.
– Если сомневаетесь насчет цветовых сочетаний, у нас к этой футболке есть потрясающая юбка. Получится полный комплект.
РЕШЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ – одно из возможных решений некоей проблемы, столь же правдоподобное, как другие решения, причем оно оспаривает справедливость возможного иного решения. При наличии нескольких решений альтернативных ни одно не может считаться вполне и окончательно правильным.
Перед моим носом оказалась именно эта потрясающая юбка. Бледно-зеленая. Да уж, да уж, еще и комплект навязывают. Как раз его мне не хватало для полного счастья.
– Ладно, я подумаю. А пока как бы насчет куколок узнать? Их какая-то местная мастерица делает?
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ – способность самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности. Особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность – это также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение, своевременность действия, умение быстро его исполнять или задерживать. Нравственная оценка решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания.
Ангелина Рудольфовна мой вопрос проигнорила. Будто вообще не слышала. Широко улыбнулась, показав крупные белые зубы.
РИГИДНОСТЬ – в психологии – неготовность, затрудненность – вплоть до полной неспособности – в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям. Выделяются:
– У нас уникальная коллекция одежды, все вещи сочетаются друг с другом. А все потому, что мы тщательно подбираем модели. Берем только самое лучшее у европейских поставщиков. В городе у нас конкурентов нет. Мы единственные такие.
1) ригидность когнитивная – обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;
2) ригидность аффективная – выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций;
– Вроде бы на Кленовой улице неплохой магазинчик… – ехидно заметила я.
3) ригидность мотивационная – проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения.
Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр.
– Ну, о чем тут речь! Разве можно сравнивать? Это все дутая реклама, а на самом деле качество совершенно другое. Ниже плинтуса. Закупают за гроши уцененный товар, здесь продают с огромной наценкой. У нас наоборот. Вещи изначально дорогие, они и за границей высоко ценятся.
РИСК – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии этому термину соответствуют три основных взаимосвязанных значения.
1. Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.
– Я поняла. Ну а про кукол все-таки возможно узнать? Если это не секрет.
2. Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей – проигрышем, травмой, ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия, выделяются риск оправданный и неоправданный.
Я требовательно уставилась на Ангелину Рудольфовну. Ей уже не удалось сделать вид, что не слышит.
3. Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия, исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций:
– Я их в Москве недавно купила, когда ездила туда по делам. Для интерьера самое то. Так посмотрите все-таки юбку?
1) те, в коих успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений – ситуации типа «уровень притязаний»;
2) те, в коих неуспех влечет наказание – физическую угрозу, болевое воздействие, социальные санкции. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, воспринимаемому как самостоятельная ценность.
Это был почти что провал. Даже обидно стало. Я так надеялась разнюхать тут что-нибудь интересное!
Важно различие между ситуациями шансовыми, где исход зависит от случая, и ситуациями навыка, где он связан со способностями субъекта. Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, – когда считают, что от них что-то зависит.
Наверное, вид у меня был разочарованный. А может, Ангелина Рудольфовна вспомнила, что она владелица бизнеса и самой впаривать товар покупательнице необязательно. Несолидно как-то получается. Есть ведь продавщица, которая зарплату получает за свою работу. В общем, энергичная дама потеряла ко мне интерес, сказала только напоследок:
В психологии понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска – активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Привлекают внимание явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности (-> сдвиг рисковый).
– Футболочка на вас изумительно сидит, – и ретировалась восвояси, оставив нас с продавщицей наедине развивать наши товарно-денежные отношения.
РИСУНОК ДЕТСКИЙ – продукт деятельности изобразительной ребенка. Предпосылки к овладению рисованием – прежде всего осознание того, что некоторые предметы могут оставлять следы – возникают в возрасте раннем в контексте деятельности предметно-манипулятивной. Первые рисунки являют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом рисунок содержит не только образы зрительные предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как нужно строить изображение предмета.
Мне уже хотелось поскорей свалить из «Конфетти» и не тратить больше впустую драгоценное время, когда в голову постучалась одна идейка. Так, на всякий случай, ее стоило воплотить в жизнь.
РИТМ – 1. Чередование некоих элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и пр.
2. Налаженный ход чего-либо; размеренность протекания чего-либо.
– А знаете, я, пожалуй, примерю ту юбку и еще вон ту.
РИТМ ГОДОВОЙ – биологические ритмы с периодичностью, близкой к одному году.
РИТУАЛ – согласно Э. Фромму – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются:
Я наугад ткнула пальцем в нечто сиреневое и бесформенное, и серое в полосочку. Продавщица искренне обрадовалась и кинулась меня обслуживать. Потом я вышла из примерочной, покрутилась перед висевшим на стене зеркалом. Невзначай переместилась поближе к полке, на которой расположились куклы.
1) ритуал рациональный – выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы;
2) ритуал иррациональный – с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.
– Можно сфоткаться? Подружке отправлю, она лучше меня в моде разбирается. На модных показах бывает и вообще. – Не дожидаясь разрешения, быстренько сделала снимок.
РОБОТИЗАЦИЯ – в психологическом аспекте – использование интеллектуальных роботехнических комплексов, функциональные особенности коих состоят в достаточно гибком реагировании на изменения в рабочей зоне. В таких комплексах выделяются три основные взаимосвязанные подсистемы:
Полка с куклами как раз вписалась в кадр. Ну, теперь наступила пора отчаливать. Взглянула на телефон:
1) подсистема восприятия – обеспечивает прием информации из рабочей зоны и может реализоваться на базе нескольких видов сенсоров: тактильного, локационного, силомоментного, визуального и звукового;
– Ой, оказывается, уже столь времени прошло! Опаздываю. Спасибо вам огромное, классный у вас магазинчик. Я обязательно загляну еще завтра или послезавтра. А сейчас убегаю!
2) подсистема представления знаний – является ведущей и обеспечивает накопление, корректировку и использование знаний в решении задач;
3) подсистема планирований и исполнения действий – выполняет актуальное преобразование обобщенного плана действий в последовательность операций требуемой амплитуды и скорости.
И я убежала, предварительно заскочив в примерочную и мгновенно переодевшись. Продавщице оставалось только вздохнуть об ускользнувшей покупательнице и вернуть непроданные вещички на их прежние места.
Приведенная структура функций говорит о потребности разработчиков этих комплексов иметь достоверные психологические знания об аналогичных процессах, реализуемых человеком. Все психологические явления, выявленные в экспериментальных исследованиях процессов сенсорно-познавательных, построения движений, применяются в новых разработках, а проблемы роботизации влияют на содержание исследований психологических. Это объясняется тем, что успешно действующие роботехнические комплексы предоставляют психологам ценный эмпирический материал для разработки новых моделей концептуальных аналогичных процессов психических.
Потом я проехала небольшое расстояние, остановилась на тихой улочке. Пришлось слегка поколдовать над фотографией, отрезать лишнее, увеличить изображение.
РОЛЬ – в психологии социальной – социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (-> интеракционизм).
В итоге получилась вполне сносная картинка. По крайней мере, двух из трех кукол легко можно было бы опознать.
Я зашла на уже хорошо знакомый сайт объявлений и написала Ирине сообщение:
Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.
Различаются:
«Здравствуйте еще раз. Извините за беспокойство, но я опять насчет кукол. Вот эти случайно не ваши? Мне кажется, очень похоже на ваш стиль».
1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных – роли профессиональные, социально-демографические и пр.;
2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных – лидер, отверженный и пр.
А теперь предстояло проверить еще массу народа. То есть не массу, конечно, но все равно не так уж и мало. Загулявшего бывшего бизнесмена, обиженную парикмахершу и пресловутый «Ак-Мантис» с подозрительным замом-банкротом…
Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:
1) роли институционализованные – официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;
Проверка владелицы «Конфетти» получилась не сказать, чтобы совсем уж удачной, но неспроста же там обнаружились текстильные куклы. Не бывает таких явных совпадений! Или все-таки бывает?! Вдруг Триз наврала по поводу Москвы?
2) роли стихийные – связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.
РОЛЬ ПОЛОВАЯ – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Относительно устойчивые формы поведения, соответственные половой принадлежности индивидов, – социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом к людям мужского и женского пола биологического.
Дифференциация ролей половых проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета мужчин и женщин, в специфических процессах половой социализации, через которую эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение.
Может, насчет «Ак-Мантиса» опять толкнуться к Семену Игоревичу? Он ведь наверняка сумеет раздобыть дополнительные сведения быстрее, не зря в подобных делах собаку съел. Но… откровенно говоря, стало банально жаль денег. Моя любимая жаба активно сопротивлялась и душила хозяйку со страшной силой. Впрочем, жабу можно было понять и простить. Аппетиты у господина Семена впечатляющие, хотя он и так уже получил достаточно за свою работу. А сколько бы он запросил не за общий обзор, а за полноценное расследование? Даже думать на эту тему не хотелось. Нет уж, надо постараться справиться самостоятельно. Зачем делиться с Семеном Игоревичем? У этого господина и так все в порядке с финансами. Обойдется.
Роли половые – вид ролей социальных; они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной роли половой дает ему идентичность половую, с коей в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства поведения.
Специфика ролей половых исторически изменчива. Как социокультурный аналог диморфизма полового, дифференциация ролей половых универсальна и транскультурна, но ее конкретное содержание в разных обществах зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей культуры и конкретного образа жизни.
Ладно, с «Ак-Мантисом» я как-нибудь должна была разобраться, но пока решила заняться задачками попроще – Коробковой и Сенковским. Тем более что их данные уже были в моем распоряжении благодаря Нине Сергеевне.
При изучении ролей половых исследуется широкий круг вопросов:
Итак, Коробкову Евгению в позапрошлом году выкинули из «Дамского счастья». Причем совершенно заслуженно. Я бы ее тоже уволила за такие проделки. Жила она недалеко от района, где я в это время находилась. Почему бы и не навестить Коробкову?
1) степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и обрядовой деятельности;
2) содержание соответственных ролей и ожиданий;
Конечно, я не собиралась торчать возле ее дома целый день, тем более она могла преспокойно уйти на работу. Однако стоило попробовать.
3) определение того, насколько жестки и институционализованы половые различия;
4) определение того, как соотносится половозрастное разделение труда с иерархией: мужских и женских социальных статусов;
А если прямо самой выйти на контакт? Чего тянуть и ходить вокруг да около? Девица, по словам Нины Сергеевны, интеллектом не блистала, вряд ли сумеет сопротивляться, если наехать на нее неожиданно. Используем фактор внезапности…
5) определение того, допускаются ли индивидуальные вариации, идущие вразрез с нормативной дифференциацией ролей половых, и пр.
Особый аспект проблемы – дифференциация ролей сексуальных – нормативных для данного пола правил и образцов поведения сексуального. В традиционных обществах система ролей половых обычно отличается жесткостью и определенностью, хотя отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе традиционная дифференциация ролей половых переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социально-экономических и этнокультурных средах.
Если не срастется с первого раза, Венчик завтра получит новое ответственное задание.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – ее выполнение – это осуществление совокупности действий, ожидаемых окружением социальным.
Набор ролей социальных весьма широк и разнообразен. Каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения – «горячие точки» в жизни личности.
Стоп! Венчик…
Человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей личности. Близки к этому ситуации временного «обезроливания» – например, при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях. Подобные ситуации социального уравнивания, иногда даже – социальной инверсии, весьма интересны, ибо проявляют степень жесткости связи личности со своей ролью.
Именно про Венчика я чуть не позабыла. А ведь обещала приодеть его на свидание с Мариночкой. Хорошо, что вовремя опомнилась. Нужно было срочно заехать по пути в какой-нибудь максимально демократичный торговый центр, а потом уже отправляться по другим делам.
Если присмотреться ко всем фактам, составляющим «феноменологию ролей социальных», то можно заключить, что освоение ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.
Роль социальная во всей оформленности и определенности, с запрограммированной системой действий и отношений входит в личность и становится ее органической частью. Но в обычных случаях личность, так ассимилируя роль, сама этой ролью целиком не ассимилируется; полное совпадение структур роли и личности возможно лишь как эпизод в развитии личности. Выход личности за пределы роли, перерастание ею роли весьма напоминают аналогичную динамику при идентификации (-> механизм идентификации). И так происходит с большинством личностей, с большинством ролей.
Как раз такой торговый центр мне по пути и попался. Строго говоря, это был вещевой рынок. Просто несколько лет назад на месте потрепанных палаток построили внушительный ангар и плюс еще штук пять павильончиков. Теперь это все вместе гордо именовалось торговым центром «Восход». Народу вокруг всегда тусовалось полно, стало быть, цены оставались доступными, как и в прежние времена.
Возможны и отклонения от этого правила, случающиеся, если личность достаточно слабая или роль достаточно сильная. В первом случае даже незначительная должность или положение может целиком наполнить жизнь человека, определить его чувства и отношения. Во втором случае роль оказывается трудно преодолимой из-за ее широты и жесткости.
РУКОВОДИТЕЛЬ – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.
Я припарковалась в ряду разнокалиберных авто и отправилась за покупками.
Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях.
Почти сразу бросилась в глаза заманчивая реклама, написанная аршинными буквами:
МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ, ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ И МНОГОЕ ДРУГОЕ ПО ОПТОВЫМ ЦЕНАМ
Отличненько, мужские костюмы меня как раз интересовали. Я оказалась на территории, битком набитой всевозможными вещами. Чего тут только не было – и откровенная дрянь, и относительно приличные вещи. Все это висело на вешалках, валялось на прилавках, лежало, скомканное, в огромных пластиковых корзинах. Тут же тусовались покупатели и продавцы.
Долго бродить я не стала, довольно быстро обнаружила островок с вполне нормальной мужской одеждой. В тот день как раз было прохладно, так что костюм из легкой ткани был бы очень даже уместен. Вот, например, этот, светло-серый… Пускай Венчик пижонит на здоровье.
– Девушка, можно костюм посмотреть? – окликнула я взъерошенную продавщицу, которую уже явно задолбали покупатели.
Она тряхнула растрепавшейся шевелюрой и приблизилась.
– Который?
– Во-от этот, наверху висит.
Она взяла длинную палку, лежавшую у стены, и ловко подцепила вешалку с костюмом, который висел на этой самой стене.
– Размер подходит?
– Вроде да. Рост как у меня.
– Тогда подойдет размерчик. – Она быстро высвободила костюм из шуршащей целлофановой упаковки, приложила его ко мне. – Видите, штанины укорачивать не придется. У вас муж худощавый?
– Ага. Стройный будто тополь. Только это не муж, а сотрудник. Он такой летящий, сам не замечает, что на себя напяливает. Одевается, как бомж, смотреть страшно. Вот я и решила его приодеть недорого, чтобы фирму не позорил.
– Повезло же ему с начальницей, – затараторила продавщица. – Такое редко бывает. Все классно сядет без примерки даже. Берите, не пожалеете. Сами посмотрите, какая цена. Последний остался. У нас эти костюмы торговцы из «Аркадии» закупают и потом продают у себя втридорога. Люди покупают, они же не в курсе, что тут можно купить гораздо дешевле.
_С_
Вообще продавщица была права. Зачем переплачивать? Качество, как ни странно, оказалось на высоте, ткань приятная на ощупь. Пуговицы пришиты на совесть, ни одна не болталась. Да я бы сама, увидев этот костюмчик в каком-нибудь приличном магазине, никогда не подумала бы, что такой же можно приобрести за смешную цену на оптовке.
САДИЗМ – 1. Страсть к жестокостям; наслаждение, испытываемое от причинения боли и страдания животным или другим людям.
– Беру! Мне еще к нему рубашку подберите.
2. Форма перверсии половой, когда половое удовлетворение достигается при условии причинения партнеру физических или моральных страданий или унижений партнеру. Термин предложил Р. фон Крафт-Эббинг на основе фамилии французского писателя маркиза де Сада (1740-1814), давшего яркое описание этого явления в своих романах.
Действия садиста могут содержать: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистские наклонности реализуются в плане фантазии.
– Сейчас. Может, еще что-нибудь?
САДОМАЗОХИЗМ – сочетание садизма и мазохизма у одного индивида, или то же сочетание в человеческих отношениях. Половое поведение, включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистские эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистские и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и – при однозначном выполнении ролей – тесноту связи со своим партнером, выполняющим противоположную роль. Часто садист и мазохист образуют своеобразно-гармоничные сексуальные пары.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
– Эх, гулять так гулять. Еще джинсы классические, ну и по мелочам – пару футболок, носки… Ботинки какие-нибудь летние к костюму. Оденем мужика с ног до головы.
Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни (=> личность самоактуализуемая).
Пока продавщица добросовестно подбирала стильный гардероб Венчику, я от нечего делать глазела на противоположный отсек с женской одеждой. Там возле большого зеркала вертелась девочка-подросток, высокая и тоненькая. Примеряла строгий темно-синий костюмчик, явно для школы. Рядом стояла полная мама и любовалась своим детищем. Мимо сновали покупатели, и один привлек мое внимание.
Согласно К. Роджерсу, она – обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек – «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения (-> психология гуманистическая).
Мелкий неприметный мужичонка сначала тоже прошел мимо, потом зачем-то вернулся, покрутился возле вешалок, что-то пробормотал, и невзначай приблизился вплотную к мамаше, точнее, к ее сумке, которую она держала в опущенной руке.
САМОВНУШЕНИЕ (автосуггестия) – процесс и результат внушения, направленного на самого себя, адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.
Самовнушение произвольное достигается посредством вербальных самоинструкций или мысленного воспроизведения определенных ситуаций, однозначно связанных с требуемым изменением психического или физического состояния (-> тренировка автогенная). Его эффективности способствуют психическая релаксация, богатое воображение.
Все произошло за какую-то долю секунды. Пальцы мужика потянулись к молнии на сумке…
Самовнушение непроизвольное характерно некритическим отношением субъекта к собственным идеям, концепциям, оценкам, отсутствием сомнений в их правильности и достоверности, снижением контролирующих функций сознания. Следствием этого иногда оказывается ригидность (отсутствие гибкости) деятельности психической.
– Руки!!! – заорала я на весь магазин.
Самовнушение может проявляться в нарушениях функционирования различных систем организма в результате субъективного ожидания определенного расстройства и уверенности, что оно обязательно наступит или уже наступило (=> иатрогения). Противоположное явление наблюдается в случае эффекта плацебо.
Самовнушение может применяться как метод самоуправления в психотерапии, спорте, педагогике.
Руки дернулись не только у карманника, но и у многих остальных. Моя бедная продавщица вздрогнула и выронила джинсы на пол.
САМОВОСПИТАНИЕ – сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, г-«выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.
– Что случи…
Самовоспитание – относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности1 оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимые компоненты самовоспитания – самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
САМОГИПНОЗ -> автогипноз.
САМОКОНТРОЛЬ – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека.
Но я уже была на месте событий.
Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции; но и самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.
– Стоять!
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) – стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления – переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.
За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Все-таки наработанный годами инстинкт никуда не девается, это неистребимо, наверное. Его не потеряешь, не пропьешь, не загонишь далеко-далеко… Если видишь вора – хватай, пока он не успел удрать. Тот же инстинкт заставил меня броситься вдогонку девице, которая чуть не обнесла «Дамское счастье». Теперь он снова разбушевался.
Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно – почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях – все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=> метод экспериментальный).
– А в чем дело, собственно? – нагло спросил карманник. – На кого это вы тут раскричались?
Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто – значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.
Однако невооруженным взглядом видно было, что он перетрусил.
Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.
– Кошелек вернул быстро!
В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах – письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.
Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет – описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих – в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.
– Какой такой кошелек?
САМОНАБЛЮДЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ – метод интроспективный, разработанный в гештальт-психологии. Характерен ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности – с позиции наивного испытуемого. Этот метод, исходящий из метода внутреннего восприятия, разработанного Ф. Брентано, продуктивно применялся в психологии описательной В. Дильтея, а затем в психологии гуманистической.
Прямо по киношной классике все.
САМООБЛАДАНИЕ – способность выполнять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация процессов психических, регулирующих эту деятельность. Самообладание – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.
Мама девочки схватилась за сумку, принялась лихорадочно дергать за молнии.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ – особая форма самоопределения личности – избирательное отношение к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и пр. Является альтернативой как конформному, так и нонконформному поведению (-> негативизм). Отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании потребности действовать согласно своим ценностным ориентациям и отношениям, сложившимися в группе в ходе деятельности совместной.
– Ох, кошелек пропал! Там у меня все отпускные. Специально привезла дочку, чтобы к школе ее одеть заранее, пока цены не подняли. А тут!..
Экспериментальное исследование самоопределения коллективного предполагает:
1) выявление лиц, выражающих согласие с мнением группы;
Кошелек вместе с деньгами обнаружился на полу. Карманник оказался не промах, успел вовремя скинуть добычу. К нашей живописной группе уже спешил насупленный охранник, так что свою миссию я могла считать выполненной. Главное, не придется сегодня маме и дочке плакать и гадать, на какие деньги теперь покупать вещи для школы, отпускные не ушли на сторону. Ну, остальное уже не моя забота, пускай охранник разбирается, мне свидетельские показания давать некогда. Любопытные между тем уже подтянулись, назревали соответствующие разборки. Я быстренько ретировалась на прежнюю позицию, рассчиталась с продавщицей, подхватила пакеты с покупками и выскочила на воздух.
2) оказание на них псевдореального, специально организованного группового давления, идущего вразрез с действительным мнением группы, – несоответственного принятым в ней нормам и ценностям.
Если бы тех, кто задумал сровнять с землей «Дамское счастье», тоже можно было бы так же просто разоблачить и обезвредить! Увы, не тот случай. Хотя… сложные задачки со многими переменными и запутанными условиями решать интересней, чем примитивные.
В этих условиях удается выделить индивидов, коим свойственно самоопределение коллективное, и конформных индивидов. В подлинном коллективе в отличие от группы диффузной самоопределение коллективное – это преобладающий способ реагирования личности на давление групповое, а потому – формообразующий признак.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ -> личность: самоопределение.
САМООСМЫСЛЕНИЕ – осмысление собственной жизни – активность особого рода, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь здесь речь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни.
Двор дома, где обитала Коробкова, был вполне ухоженным, тихим и уютным. Под окнами росли цветочки, дети играли чинно и почти бесшумно. Даже пара бабушек имелась на скамеечке, что сейчас встречается довольно редко, как я уже замечала.
Вопрос этот встает не перед каждой личностью и не с равной силой. В молодые годы он появляется редко; в молодости подобные вопросы, если и ставятся, звучат несколько иначе: не «для чего я живу?», а «для чего (или как) я хочу жить?». В молодости еще много стихийно возникающих и действующих мотивов, и нужно окунуться в жизнь, пройти ее некие этапы, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Нередко вопрос о смысле жизни возникает лишь вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности – неизбежности смерти.
Можно определенно сказать, что поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию личной сферы мотивационной.
Я нашла нужный подъезд и позвонила по домофону в квартиру номер тридцать три. Безрезультатно. Что ж, этого следовало ожидать. Развернулась и подошла к скамейке. Бабушки прервали разговор, с любопытством уставились на меня.
САМООТЧЕТ -> самоконтроль; самонаблюдение; личность: самоопределение.
– Извините. Вы не подскажете, Женя из тридцать третьей квартиры на работу ушла, наверное?
САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, – ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.
– А вам она зачем? – бдительно спросила одна из бабушек.
Главные функции, выполняемые самооценкой:
1) регуляторная – на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
Все-таки прогресс налицо. Прежде чем вывалить незнакомому человеку всю информацию о соседях – когда приходят домой, на какой машине ездят, сколько зарабатывают, – теперь бабушки интересуются, зачем вам эта самая информация понадобилась. А раньше все выкладывали сразу, без предварительных вопросов.
2) защитная – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).