Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

И режиссер не упустил этот шанс: всего шесть месяцев потребовалось, чтобы создать трейлер к игре, найти команду, разработать тему игры. Еще шесть месяцев понадобилось для решения вопросов с движком и проработки всех деталей сюжета и вселенной. Даже учитывая большой бюджет и огромную поддержку, ни одна команда не смогла бы выпустить игру масштаба Death Stranding всего за четыре года, если бы не опытный и талантливый руководитель. Здесь, конечно, возникают вопросы к условиям труда, в которых работали сотрудники – есть некоторые опасения, на которые до сих пор не было дано четкого ответа. С одной стороны, можно представить, в каком напряжении работала команда Кодзимы – без отдыха и с 2016 года. Но, с другой стороны, мы догадываемся, каким облегчением стала эта атмосфера для тех, кто покинул Konami, известную своим контролем и ограничениями: вот он, глоток свободы, возможность творить и решать, что и как делать.

Впервые с 1990-х годов появились люди, действительно ожидающие от Кодзимы чего-то великого. Многим хотелось посмотреть, сможет ли независимая студия, потерявшая поддержку крупной компании, доступ к движку Fox Engine и право на лицензию Metal Gear, создать что-то действительно хорошее? А после выхода MGS V многие задались вопросом, насколько плохими были отношения Кодзимы с Konami; сможет ли своенравный режиссер уложиться в сроки и бюджет, которые вряд ли получится изменить без покровительства более крупной компании? Именно на эти вопросы должна была ответить его новая игра, и Кодзима, осознавая давление СМИ и фанатов и понимая, что это его, возможно, единственный шанс подтвердить свою репутацию и спасти карьеру, поставил все на этот проект. Рекламные партнерства, сотрудничество со звездами кино и музыки, банки Monster Energy, лицо Линдси Вагнер… Каждый шаг Кодзимы, каждая деталь в игре и вне ее имели одну конечную цель: позволить студии жить, сделать ее популярной. И Кодзима, опять же, знает, как популяризировать свою работу. Мы помним, как он включал бренды в свои предыдущие проекты и сотрудничал (порой весьма небрежно) с другими студиями и партнерами. Тонкий баланс между публичным лицом и художником, между рекламой и творчеством; Кодзима весьма болезненно воспринимал это хождение по лезвию ножа: видеоигра – это предмет искусства, но действительно искусством она не станет, пока не привлечет много игроков, а для этого нужно сделать ее привлекательной, интересной, забавной, она должна нравиться аудитории и оправдывать ее ожидания.

На плечи сотрудников студии легла вся техническая часть, в то время как Кодзима занимался игрой на публику. От Ёдзи Синкавы до Кэна Имаидзуми, от Тихоко Утиямы до Людвига Форсселла, от Хидэки Сасаки до Сюё Мураты – все они сыграли решающую роль в работе, все были в команде, потому что верили в идею Кодзимы; все эти люди заслуживают признания за свою работу, ведь их вклад в игру неоценим, а труд – тяжел. Но стоит отметить не только две сотни человек, трудящихся в студии, но и идею партнерства и дружбы, которая так четко отражается и в самой игре: поддержка студий Sony и Guerrilla Games, а также команд других компаний, занимающихся как технической частью, так и музыкальным оформлением, маркетингом и захватом движений. Не было бы ни Death Stranding, ни Kojima Productions, если бы не многосторонняя поддержка талантливых людей, вставших на сторону режиссера, если бы не его семья и ближайшие друзья, если бы не его единомышленники и коллеги.

И здесь возникает важный вопрос.

А что сейчас?

Эти строки были написаны 29 сентября 2020 года. Игра вышла почти год назад, чуть более месяца назад – на PC. Конечно, у Кодзимы есть талант предугадывать события, особенно благодаря знаниям в сфере технологий и политики. Но даже он не мог предугадать, что его игра окажется настолько актуальной и что спустя всего год он сможет наблюдать ту самую Америку (и другие страны) будущего. Пандемия, самоизоляция, разделенные и изолированные люди. По всему миру пылают пожары, как сигнал воздействия человека на природу. Массовые репрессии. Великие космические открытия. Социальные конфликты, которые отразятся на будущих поколениях. Мир, в котором мы живем во времена пандемии, сильно напоминает тот, что мы видели в игре. И даже сейчас мы понимаем, как важно не потерять и сохранить связь между людьми и между разными сообществами, как важно выстоять перед лицом глобальных изменений, которые подталкивают нас бороться за наше будущее, за лучший мир. Америка из игры Кодзимы находится где-то в будущем, в вымышленной вселенной. Но не будем забывать, что вдохновлялся он Америкой настоящего, нынешними нормами и ценностями.

Death Stranding – вымышленная история, которая почему-то вызывает в памяти образы из реальности, из нашего настоящего. Состояние человечества, о котором рассказывает игра, немного наивно и прямолинейно, как и решения, которые она предлагает. Одна из идей, продвигаемых игрой, – что каждый из нас оставляет свой след, что наши действия и идеи всегда влияют на чью-то жизнь, на будущее. Именно эти связи помогают нам двигаться вперед, причем как каждому человеку по отдельности, так и человечеству в целом. Возможно, связи – действительно выход из сложившейся ситуации, путь для преодоления трудностей, возможность сделать жизнь следующего поколения лучше.

В этой игре Кодзима выражает весь свой тридцатипятилетний опыт, все истории сотрудничества и партнерства, уроки, которые он получил от своих учителей, друзей и влиятельных людей. Жизнь режиссера наполнена историями о влиянии одних людей на других, желанием делиться, размышлениями о мире, о вселенной, о жизни и смерти, о роли человечества. Death Stranding – не просто очередная постапокалиптическая игра, не просто экшен-игра, шутер, игра о связях или симулятор ходьбы. Прежде всего, это история об отношениях с другими людьми и с окружающим миром, который мы не всегда можем понять. Любые отношения: творческие союзы, посиделки за стаканом пива, любовь и страсть, профессиональные связи, семья, друзья. Отношения с теми, кого уже с нами нет, но о ком мы все еще думаем, кого не забываем. Отношения, которых еще нет, но которые появятся в будущем. Именно эту важность связей Кодзима пытается привить игрокам. За счет системы лайков, построек и взаимодействия с другими игроками, которые, сидя в одиночестве перед экраном компьютера, на самом деле не были и не будут одиноки. Чувство одиночества, даже когда ты окружен другими людьми, знакомо Кодзиме с детства, и именно его он вкладывает в образ Сэма, делая его молчаливым героем, отстраненно наблюдающим за миром, стоящем на краю пропасти. Он показывает собственные страхи о будущем, пытается развеять их, дает ответы и советы, но не прямые решения, не заставляет делать так, как он хочет, но просит задуматься.

Это простое и неизменное послание, которое 56-летний режиссер передает игрокам от себя лично и от всей своей студии, от всех коллег, от всех тех, кто вместе с ним создавал Death Stranding: вы должны продолжать двигаться вперед, снова и снова. Как Солид Снейк вот уже двадцать лет назад, мы должны нести миру доброе слово. Найти дело, которое стоит того, чтобы его защитить, бороться за него, жить для него. Влиять на мир, извлекая уроки из всего хорошего и плохого, что было в нашей жизни. Оставить что-то хорошее, что-то, что поможет будущему.

А что сейчас?

За год многое может поменяться даже в рамках небольшой независимой студии. Есть лишь слухи, но никаких официальных анонсов[205]. Его давний друг и продюсер Кэн Имаидзуми покинул студию в мае 2020 года, чтобы присоединиться к Tencent Europe, сославшись на разногласия с руководством, что, естественно, вызвало множество вопросов об истинных причинах его ухода, которые на данный момент остаются неясными. Death Stranding хоть и не смогла достичь высочайшего уровня продаж, который нередко бывает у других проектов Sony, кажется, вполне хорошо продается, причем как на консолях, так и на PC. Этого успеха достаточно, чтобы студия смогла жить дальше и выпускать новые проекты. Чтобы будущее компании оставалось таким, каким его видит Кодзима.

Death Stranding – это лакмусовая бумажка всей жизни автора, творческой и личной; оценка его труда и новый этап, от которого зависит жизнь Kojima Productions и всей команды, теперь свободной от ограничений спонсоров и акционеров. Новая глава в жизни режиссера-ветерана с уникальным прошлым и необычным творческим подходом. Глава, которую только начали писать и которая, несомненно, принесет нам много сюрпризов.

А что сейчас? Сейчас мы движемся дальше.

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель». ФРИДРИХ НИЦШЕ, «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»


Дополнение. Карты памяти

Death Stranding, как и любую другую игру Кодзимы, можно назвать капсулой времени, куда он поместил все, что пожелает, начиная с идей и заканчивая песнями и фильмами, которые его вдохновляли. И настоящий символ одержимости Кодзимы – это карты памяти, которые можно собрать в игре. Киноафиши, альбомы, предметы, связанные с героями и актерами, которые их исполняют, с разработчиками и дизайнерами, с самим режиссером.

На этой странице мы собрали другие памятные вещи. Работы, которые, может быть, помогут вам лучше понять дух Кодзимы и его источники вдохновения, а также темы, затронутые в игре и в этой книге.

Книги

«Больше, чем люди» (Теодор Старджон, 1953 г.)

«Радуга земного тяготения» (Томас Пинчон, 1973 г.)

«Человек-ящик» (Кобо Абэ, 1973 г.)

«Человек играющий» (Йохан Хёйзинга, 1938 г.)

«Книга мертвых в Древнем Египте» (1770 г. до н. э. – 50 г. н. э.)

«Женщина в песках» (Кобо Абэ, 1962 г.)

Фильмы и сериалы

«Квадрофения» (Фрэнк Роддэм, 1979 г.)

«Оставленные» (Деймон Линделоф и Том Перротта, 2014 г.)

«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979 г.)

«Колдун» (Уильям Фридкин, 1977 г.)

«Шепчущая звезда» (Сион Соно, 2015 г.)

«ByNWR.com» (2018 г.)

Видеоигры

Super Mario Bros. – Nintendo (Сигэру Миямото, 1985 г.)

Moon: Remix RPG Adventure – Love-de-Lic (Кэнъити Ниси, Таро Кудо, Ёсиро Кимура, 1997 г.)

Boktai – Konami (Икуя Накамура, 2003 г.)

Journey – thatgamecompany (Дженова Чэнь, 2012 г.)

Dark Souls – FromSoftware (Хидэтака Миядзаки, 2011 г.)

Wattam – Funomena (Кэйта Такахаси, 2019 г.)

Музыкальные альбомы

Hamilton (Лин-Мануэль Миранда, 2015 г.)

Mad Max: Fury Road (Junkie XL, 2015 г.)

Low-Life (New Order, 1985 г.)

The Neon Demon (Клифф Мартинес, 2016 г.)

It Follows (Disasterpeace, 2014 г.)

John Carpenter’s Lost Themes (Джон Карпентер, 2015 г.)

Библиография

Статьи

Автор неизвестен. An Interview with Yoji Shinkawa & Hideo Kojima. Next Generation Issue 40, апрель 1998 г., стр. 57–59.

Автор неизвестен. Kojima Versus the Big Robots. Edge UK Issue 136, май 2004 г., стр. 68–75.

Автор неизвестен. Solid States. Edge UK Issue 173, март 2007 г., стр. 54–65.

РОДЖЕРС, Тим. Hideo Kojima. GamesTM Issue 27, декабрь 2004 г., стр. 26–32.

ЯМАМОТО, Фумико. Metamorphosis in Abe Kobo’s Works. The Journal of the Association of Teachers of Japanese Vol. 15, N.2, ноябрь 1980 г., стр. 170–194.

Статьи с онлайн-доступом

505 Games. AMA WITH KOJIMA PRODUCTIONS: Akio Sakamoto – Chief Technical Officer, Hideki Sasaki – Technical Art Director, Hiroaki Yoshiike – Lead Level Designer. (18/08/2020) Ссылка: https://www.reddit.com/r/DeathStranding/comments/ic0ij3/ama_with_kojima_productions_akio_sakamoto_chief/.

505 Games. AMA WITH YOJI SHINKAWA (ART DIRECTOR) AT KOJIMA PRODUCTIONS. (31/08/2020) Ссылка: https://www.reddit.com/r/DeathStranding/comments/ijxg1d/ama_with_yoji_shinkawa_art_director_at_kojima/.

505 Games. AMA WITH LUDVIG FORSSELL, COMPOSER AUDIO DIRECTOR AT KOJIMA PRODUCTIONS. (21/07/2020) Ссылка: https://www.reddit.com/r/DeathStranding/comments/hv6w7l/ama_with_ludvig_forssell_composer_audio_direc-tor/?sort=new.

ARKHOUND [псевдоним]. Tomokazu Fukushima’s role in Metal Gear Solid 1 & 2. (16/06/2020) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/621110980547641344/tomokazu-fukushimas-role-in-metal-gear-solid-1?is_related_post=1.

Автор неизвестен. Hideo Kojima’s World Tour: Building Games & Studios. (24/05/2016) Ссылка: https://www.gamereactor.eu/hideo-kojimas-world-tour-building-games-studios/.

Автор неизвестен. Shinji Hirano named as new President of Kojima Productions. (16/12/2016) Ссылка: https://www.mcvuk.com/business-news/publishing/shinji-hirano-named-as-new-president-of-kojima-productions/.

Автор неизвестен. Hideo Kojima Exclusive Q&A. (20/05/2005) Ссылка: https://www.gamespot.com/articles/hideo-kojima-exclusive-qanda/1100-6126180/.

Автор неизвестен. EGM Interview: Hideo Kojima Doesn’t Want To Just Be «The Metal Gear Guy». (29/11/2012) Ссылка: https://web.archive.org/web/20130208042742/https://egmnow.com/articles/xbox_360/egm-interview-hideo-kojima-doesnt-want-to-be-the-metal-gear-guy/. – На момент издания книги ссылка недоступна.

Автор неизвестен. Konami’s new president on the game maker’s future and «mobile first» strategy. (29/05/2015) Ссылка: https://www.polygon.com/2015/5/29/8686879/konami-president-interview.

Автор неизвестен. Game Informer Hideo Kojima Interview. (19/11/2005) Ссылка: https://www.neogaf.com/threads/game-informer-hideo-kojima-interview.72083/.

Автор неизвестен. Policenauts – 1996 Developer Interview. Перевод на английский: shmuplations [псевдоним]. Ссылка: http://shmuplations.com/policenauts/.

Автор неизвестен. Hideo Kojima talks Snatcher. Перевод на английский: shmuplations (1993). Ссылка: http://shmuplations.com/snatcher/.

Автор неизвестен. Boktai – 2003 Developer Interview originally featured in the 4/03 issue of Nintendo Dream. Перевод на английский: shmuplations. Ссылка: http://shmuplations.com/boktai/.

Автор неизвестен. Ace Attorney: Justice for All – 2002 Developer Interview. Перевод на английский: shmuplations. Ссылка: http://shmuplations.com/justiceforall/.

Автор неизвестен. Yasumi Matsuno X Hideo Kojima – 1999 Developer Interview. Перевод на английский: shmuplations. Ссылка: http://shmuplations.com/matsunoxkojima/.

Автор неизвестен. Metal Gear 2: Solid Snake development anecdotes from Beep! Mega Drive. Перевод на английский: Arkhound. (15/08/2018) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/177046851093/metal-gear-2-solid-snake-development-anecdotes.

Автор неизвестен. 1998 Metal Gear Solid art commentary from Yoji Shinkawa. Перевод на английский: Arkhound. (12/10/2019) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/188312918658/1998-metal-gear-solid-art-commentary-from-yoji.

Автор неизвестен. Famitsu #403: Hideo Kojima interview (Metal Gear Solid). Перевод на английский: Arkhound. (13/12/2019) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/189640385948/famitsu-403-hideo-kojima-interview-metal-gear.

Автор неизвестен. Metal Gear: Ghost Babel interview translation from Weekly Famitsu. Перевод на английский: Arkhound. (22/11/2018) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/180368318818/metal-gear-ghost-babel-interview-translation-from.

Автор неизвестен. Hideo Kojima interview with MSX Magazine (2005). Перевод на английский: Arkhound. (01/06/2019) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/185300055888/hideo-kojima-interview-with-msx-magazine-2005?is_related_post=1.

Автор неизвестен. Metal Gear Solid 2: Solid Snake interview from MSX Magazine (August 1990). Перевод на английский: Arkhound. (04/09/2018) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/177724797603/metal-gear-2-solid-snake-interview-from-msx.

Автор неизвестен. Zone of the Enders: The 2nd Runner – 2003 Developer Interview from the Visual Works of Anubis artbook. Перевод на английский: shmuplations. Ссылка: http://shmuplations.com/zoneofenders/.

Автор неизвестен. Preview: Metal Gear Portable Ops. (21/09/2006) Ссылка: https://web.archive.org/web/20160715125405/http://www.1up.com/previews/mgs-portable-ops_3.

Автор неизвестен. Hideo Kojima x Mamoru Oshi interview (August 8, 1996). Перевод на английский: Arkhound. (08/08/2020) Ссылка: https://thearkhound.tumblr.com/post/625905563514142720/hideo-kojima-x-mamoru-oshi-interview-august-8?is_related_post=1.

Автор неизвестен. Metal Gear Solid 4 Afterthoughts With Ryan Payton. (09/11/2008) Ссылка: https://www.psu.com/forums/threads/one-of-mgs4s-producers-gives-his-afterthoughts-on-the-game.157049/. – На момент издания книги ссылка недоступна.

ABERDEEN, Sam. The Life of Hideo Kojima: A Hideo Kojima Biography. (15/10/2019) Ссылка: https://nexushub.co.za/nexus/the-life-of-hideo-kojima-a-hideo-kojima-biography.html.

ANDERSEN, John. Where Games Go To Sleep: The Game Preservation Crisis, Part 2. (10/02/2011) Ссылка: https://www.gamedeveloper.com/business/where-games-go-to-sleep-the-game-preservation-crisis-part-2.

ASHCRAFT, Brian. Hideo Kojima Talks About The Challenges He Experienced After Leaving Konami. (10/09/2019) Ссылка: https://kotaku.com/hideo-kojima-talksabout-the-challenges-he-experienced-1838903726.

BLAUSTEIN, Jeremy. The bizarre true story of Metal Gear Solid’s English translation. (18/07/2019) Ссылка: https://www.polygon.com/2019/7/18/20696081/metal-gearsolid-translation-japanese-english-jeremy-blaustein.

BOO, Bernard. Death Stranding and Metal Gear Solid Artist Yoji Shinkawa on Creating Iconic Video Game Art. (17/07/2020) Ссылка: https://www.denofgeek.com/games/death-stranding-pc-yoji-shinkawa-metal-gear-solid/.

BROWN, Peter. Hideo Kojima Says It’s His Destiny To Create New Games And Take Risks. (20/09/2019) Ссылка: https://www.gamespot.com/articles/hideo-kojima-says-itshis-destiny-to-create-new-ga/1100-6469867/.

COOK, Dave. The Art of Metal Gear: Yoji Shinkawa’s Visual Legacy. (23/04/2013) Ссылка: https://www.vg247.com/the-art-of-metal-gear-yoji-shinkawas-visual-legacy.

CORELITZ, Joel. Home Depot was instrumental to Death Stranding’s soundtrack. (13/11/2019) Ссылка: https://www.polygon.com/2019/11/13/20959161/death-stran-ding-music-score-soundtrack-kojima.

CROFT, Liam. Interview: Death Stranding’s Soundtrack Will «Defy Classification», Says Score Designer. (07/11/2019) Ссылка: https://www.pushsquare.com/news/2019/11/interview_death_strandings_soundtrack_will_defy_classification_says_score_designer.

DOREE, Adam. Hideo Kojima: The Kikizo Interview 2008. (24/08/2008) Ссылка: http://archive.videogamesdaily.com/features/hideo-kojima-interview-2008-p1.asp.

FOUSSEREAU, Julien. Hideo Kojima: «Mon aversion pour la violence guerrière est à l’origine de Metal Gear. (19/11/2019) Ссылка: https://www.telerama.fr/monde/hideo-kojima-mon-aversion-pour-la-violence-guerriere-est-a-lorigine-de-metal-gear,n6522741.php.

GARST, Aron. Playing piano with a sledgehammer: creating Death Stranding’s unidentifiable score. (08/11/2019) Ссылка: https://www.theverge.com/2019/11/8/20954112/death-stranding-score-music-interview-joel-corelitz-ludvig-forssell.

GIFFORD, Kevin. Metal Gear Solid devs discuss the Fox Engine and why they built their own software from scratch. (22/05/2013) Ссылка: https://www.polygon.com/2013/5/22/4354742/metal-gear-solid-devs-discuss-the-fox-engine-and-why-theybuilt-their.

GOLDBERG, Harold. A Video Game Auteur’s Quest for Connection. (27/11/2019) Ссылка: https://www.vulture.com/2019/11/hideo-kojima-death-stranding.html.

GOLDFARB, Andrew. DICE 2016: Why Kojima Hopes Keep His New Studio Small. (15/06/2016) Ссылка: https://www.ign.com/articles/2016/02/19/dice-2016-why-kojima-hopes-to-keep-his-new-studio-small.

GRAJALES, Lorenzo. Hideo Kojima Reflects on 25 Years of Metal Gear. (23/07/2012) Ссылка: https://blog.playstation.com/2012/07/23/hideo-kojima-reflects-on-25-years-of-metal-gear/.

GREEN, Holly. The Sound of Death Stranding: Behind the Score of Hideo Kojima’s New Game. (08/11/2019) Ссылка: https://www.pastemagazine.com/games/death-stranding/death-stranding-sound-design-interview/. – На момент издания книги ссылка недоступна.

HAZLEHURST, Beatrice. PREMIERE: Low Roar Brings Death Stranding to Life in «Give Me An Answer» Video. (26/07/2017) Ссылка: https://www.papermag.com/premiere-low-roar-raises-a-whole-lot-of-questions-with-new-give-me-an-2465833143.html.

HEM ERIKSEN, Marianne. Viking Homes Were Stranger Than Fiction: Portals to the Dead, Magical Artefacts and «Slaves». (13/03/2019) Ссылка: https://theconversation.com/viking-homes-were-stranger-than-fiction-portals-to-the-dead-magical-artefactsand-slaves-112548.

IHLER, Juliette. Fécondité et originalité du concept d’«Homo demens». (16/02/07) Ссылка: https://www.hominides.com/html/references/homo-demens.php.

IWATA, Satoru. Iwata Asks: Super Mario Galaxy. Ссылка: https://www.nintendo.co.uk/Iwata-Asks/Iwata-Asks-Super-Mario-Galaxy/Volume-1-The-Producer-and-Director/1-How-Super-Mario-Galaxy-Was-Born-230044.html.

KEIGHLEY, Geoff. The Final Hours of Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. (16/05/2012) Ссылка: https://www.gamespot.com/articles/the-final-hours-of-metal-gear-solid-2sons-of-liberty/1100-6376810/.

LAFLEURIEL, Erwan. Hideo Kojima, Death Stranding et le lancement de son Studio. (26/01/2017) Ссылка: https://fr.ign.com/death-stranding-ps4/22207/feature/hideokojima-death-stranding-et-le-lancement-de-son-studio.

LEONE, Matt. The People Who Made Metal Gear Survive. (26/02/2018) Ссылка: https://www.polygon.com/features/2018/2/26/17052684/metal-gear-survive-development-team-konami.

LEONE, Matt. What It Was Like Working at Kojima Productions Los Angeles. (30/10/2019) Ссылка: https://www.polygon.com/2019/10/30/20939334/what-it-was-like-working-at-kojima-productions-los-angeles.

LEWIS, Leo. Hideo Kojima on «Death Stranding» And The Art Of Cinematic Video Games. (06/09/2019) Ссылка: https://www.ft.com/content/9ea34b6e-cea4-11e9-b018ca4456540ea6.

LIGMAN, Kris. Inside Kojima Productions’ New U. S. Studio. (06/09/2013) Ссылка: https://www.gamedeveloper.com/business/inside-kojima-productions-new-u-s-studio.

MAKUCH, Eddie. Hideo Kojima Tries PlayStation VR, Visits LittleBigPlanet Dev Media Molecule. (25/01/2016) Ссылка: https://www.gamespot.com/articles/hideo-kojima-tries-playstation-vr-visits-littlebig/1100-6434113/.

MCKEAND, Kirk. Sony Wouldn’t Even Tell Low Roar Its Music Was For Death Stranding – «We were in the gutter». (06/01/2020) Ссылка: https://www.vg247.com/2020/ 01/06/sony-wouldnt-even-tell-low-roar-music-death-stranding/.

NAKAMURA, Toshi. Hideo Kojima’s Memories Of The PlayStation. (12/11/2014) Ссылка: https://kotaku.com/hideo-kojimas-memoirs-of-the-playstation-1669705939.

NELVA, Giuseppe. Former Konami Tech Director Talks Divorce Between Kojima and Konami: «You Must Believe in Hideo Kojima». (22/12/2015) Ссылка: https://www.dualshockers.com/former-konami-tech-director-talks-divorce-between-kojima-and-konami-you-must-believe-in-hideo-kojima/.

NITTA, Yuji & TANI, Shotaro. The Konami Exodus. (14/06/2017) Ссылка: https://asia.nikkei.com/Business/Companies/The-Konami-exodus.

OKADA, Kotaro. A Broken Dream Is Not The End: Hideo Kojima And His Lifelong Dedication To Taking Risks And Pursuing His Goal. (11/06/2019) Ссылка: https://www.bridgestone.com/bwsc/stories/article/2019/11/6-1.html.

Pad Poet. Sony Computer Entertainment Enters Into An Agreement With Kojima Productions. (16/12/2015) Ссылка: https://archive.md/aNiK3.

PARKIN, Simon. Hideo Kojima: Video Game Drop-out-interview part 1. (23/05/2012) Ссылка: https://www.theguardian.com/technology/gamesblog/2012/may/23/hideo-kojima-interview-part-1.

PARKIN, Simon. Hideo Kojima: Video Game Drop-out-interview part 2. (24/05/2012) Ссылка: https://www.theguardian.com/technology/gamesblog/2012/may/24/hideo-kojima-interview-part-2.

PARKIN, Simon. Why Did Hideo Kojima Leave Konami? (19/10/2015) Ссылка: https://www.newyorker.com/tech/annals-of-technology/why-did-hideo-kojima-leave-konami.

PARKIN, Simon. On The Road With Hideo Kojima. (24/05/2016) Ссылка: https://www.eurogamer.net/articles/2016-05-24-on-the-road-with-hideo-kojima.

PHELPS, Luke. Ludvig Forssell on the Weird and Wonderful Sounds of Death Stranding. (16/04/2020) Ссылка: https://www.gamereactor.eu/ludvig-forssell-on-the-weird-and-wonderful-sounds-of-death-stranding/.

RAD, Chloi. E3 2016: More Cryptic Death Stranding Details From Kojima. (16/06/2016) Ссылка: https://www.ign.com/articles/2016/06/15/e3-2016-more-cryptic-death-stranding-details-from-kojima.

REINER, Andrew. An Interview With Hideo Kojima. (15/06/2016) Ссылка: https://www.gameinformer.com/b/features/archive/2016/06/15/an-interview-with-hideo-kojima.aspx.

ROBSON, Daniel. Hideo Kojima Explains the Ups and Downs of the Creative Process. (18/11/2016) Ссылка: https://www.ign.com/articles/2016/11/18/hideo-kojima-explains-the-ups-and-downs-of-the-creative-process.

ROGERS, Tim. «Nawa» («The Rope») by Kōbō Abe. (01/11/2019) Ссылка: https://medium.com/@108/nawa-the-rope-by-kobo-abe-19db9afa6dd3.

SEGURET, Olivier. Haut de game. (11/07/2008) Ссылка: https://www.liberation.fr/ecrans/2008/07/11/haut-de-game_950054.

TOKAI, Sayuru. Creating an All-new Entertainment Experienced by Connecting People Thoughout the World and Technology. (18/11/2016) Ссылка: https://web.archive.org/web/20170110123033/http://sugoi-japan.jp/en/sugoi/05.html.

YIN-POOLE, Wesley. Hideo Kojima Shows Off his Fancy New Studio. (26/01/2017) Ссылка: https://www.eurogamer.net/articles/2017-01-26-hideo-kojima-shows-off-his-fancy-new-studio.

Книги

DEBBABI-ZOURGANI, Mehdi. Ludothèque N.6 – Snatcher & Policenauts. Тулуза. Издательство Third Éditions, 2018, 104 стр.

HUIZINGA, Johan. Homo ludens: Essai sur la fonction sociale du jeu. Париж. Издательство Gallimard, 1988, 350 стр.

COURCIER, Nicolas & EL KANAFI, Mehdi. Metal Gear: Une Œuvre culte de Hideo Kojima. Тулуза. Издательство Third Éditions, 2012, 264 стр.

STURGEON, Theodore. Les Plus qu’Humains. Париж. Издательство J’ai Lu, 2019, 287 стр.

SZCZEPANIAK, John. The Untold History of Japanese Game Developers Volume 1. Издательство SMG Szczepaniak, 2014, 526 стр.

SZCZEPANIAK, John. The Untold History of Japanese Game Developers Volume 3. Издательство SMG Szczepaniak, 2018, 424 стр.

TESTA, Pietro. Mummification: To be Reborn in the Afterlife. Издательство Harmakis Editions, 2020, 197 стр.

ANONYMOUS. The Art of Death Stranding. Париж. Издательство Bragelonne, 2020, 256 стр.

Видео

Alex Johnson. G4TV Icons: Hideo Kojima. [5 сентября 2007]. YouTube [10 мин] Ссылка: https://youtu.be/WNbPHvW941s.

BAFTA Guru. HIDEO KOJIMA & DEATH STRANDING: Bridging the Worlds of Film and Games | Livestream. [1 ноября 2019]. YouTube. [56 мин 53 сек] Ссылка: https://youtu.be/5w9BeA9r1iI.

Develop: Brighton Conference. Develop 2016 Highlights – Hideo Kojima & Mark Cerny Exclusive Interview. [15 июля 2016]. YouTube. [4 мин 29 сек] Ссылка: https://youtu.be/C1se1KNNge0.

Eruantano. The Art of Video Games – A Conversation with Hideo Kojima. [3 апреля 2012]. YouTube. [57 мин 51 сек] Ссылка: https://youtu.be/aZkfMwBBdM0.

Game Informer. Yoji Shinkawa’s Life with Metal Gear Solid. [14 февраля 2014]. YouTube. [14 мин 34 сек] Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=tjTS5kGlZ7o.

GameSpot. Hideo Kojima And Yoji Shinkawa Break Down A Key Death Stranding Scene | Audio Logs. [29 декабря 2019]. YouTube. [18 мин 49 сек] Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1sMNtH21-JU.

Kino Plus. Kino+ | Hideo Kojima & Nicolas Winding Refn at the Film Festival Cologne. [16 сентября 2019]. YouTube. [3 ч 45 мин 35 сек] Ссылка: https://youtu.be/cpNbcL-voWjw. – На момент издания книги ссылка недоступна.

Konbini. Kojima – Le Papa de Metal Gear revient sur sa carrière et dévoile ses secrets |Konbini. [9 ноября 2019]. YouTube. [9 мин 43 сек] Ссылка: https://youtu.be/kp6gqRRZtWs.

Kotaku. Death Stranding: The Kotaku Review (by Tim Rogers). [1 ноября 2019]. YouTube. [1 ч 00 мин 57 сек] Ссылка: https://youtu.be/sZHUY-nVXKUnilecrocodile.

Hideo Kojima Keynote – Making the impossible possible – GDC 2009 (FULL). [6 декабря 2014]. YouTube. [1 ч 21 мин 30 сек] Ссылка: https://youtu.be/7Pq1Jyr6ffU.

Nordic Game. NG16: Hideo Kojima Q&A. [24 мая 2016]. YouTube. [29 мин 30 сек] Ссылка: https://youtu.be/gLeLrGGSTQo.

OldSnakePatriotMG S. Master Class de Kojima Production Paris. [24 мая 2012]. YouTube. [1 ч 33 мин 46 сек] Ссылка: https://youtu.be/81mrvTGgxDA.

Patrick Fox. Metal Gear Saga Vol 1 & Vol 2 Full Documentary. [10 мая 2013]. YouTube. [50 мин 08 сек] Ссылка: https://youtu.be/iR9cGkt5FK8.

PlayStation. Announcing a New Partnership With One of the Most Celebrated Game Developers in History. [15 декабря 2015]. YouTube. [1 мин 23 сек] Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=annuTcmB1rw.

PlayStation. Death Stranding – Playstation Experience 2016: Panel Discussion | PS4. [4 декабря 2016]. YouTube. [44 мин 24 сек] Ссылка: https://youtu.be/nhgwoJ5CYOI.

PlayStation. Death Stranding – Mind of Kojima | PS4. [11 декабря 2019]. YouTube. [2 мин 53 сек] Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=hFUqGJlR2r0.

PlayStation Access. Death Stranding – What is Hideo Kojima Most Proud Of? [8 ноября 2019]. YouTube. [14 мин 26 сек] Ссылка: https://youtu.be/-iS7v_CVXPw.

Rocket Beans Gaming. Hideo Kojima on Death Stranding, Horror Games, Crunching, Best Movie 2019 and More | Interview. [26 октября 2019]. YouTube. [39 мин 12 сек] Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=HWtjyt2J01A.

Sky News. Swipe | Hideo Kojima On His Biggest Influences And The Future Of VR. [14 июля 2016]. YouTube [11 мин 28 сек] Ссылка: https://youtu.be/gHAJXLPPSbw.

Variety. D.I.C.E. Summit 2016 – Hideo Kojima, Guillermo del Toro & Geoff Keighley. [20 февраля 2016]. YouTube. [48 мин 44 сек] Ссылка: https://youtu.be/LHFLxB7tliU.

Сайты

Hideoblog retranscription. Перевод на английский: Deltahead. (2005–2006) Ссылка: 63824peace.tumblr.com.

deathstranding.fandom.com/wiki

kojipro.be

kojimaproductions.jp

metalgear.be

Mobygames.com

shmuplations.com

thearkhound.tumblr.com

twitter.com/Kojima_Hideo

twitter.com/HIDEO_KOJIMA_EN

twitter.com/KojiPro2015_EN

vgmdb.com

Wikipedia.org

Благодарности от автора

Хочу сказать спасибо всей команде издательства Third Éditions за доброту и терпение, а также за доверие, которое они мне оказали. Отдельное спасибо хочется сказать Кену, без которого этой книги бы не было, и Дамьену за отзывчивость, советы и здравую критику.

Спасибо всем, кто терпел и продолжает терпеть мой порой несносный характер, – особенно тем, кто делает это вот уже более двадцати лет. Спасибо моим родителям. Если бы не вы, меня бы не было на этом свете.

Спасибо всем, кто помогал мне отредактировать эту книгу, кто отвечал на все мои вопросы, хотя порой они были нудными и не относящимися к делу. Ваша помощь неоценима, и, надеюсь, когда-нибудь я смогу отплатить вам взаимностью.

Спасибо всем работникам архивов, переводчикам, историкам, исследователям, ученым, волонтерам и просто неравнодушным людям, которые собирают и хранят документы и исторические артефакты. Ведь они, увы, со временем стираются и исчезают. Ваша работа важна и необходима, особенно в такой сфере, как история, где люди часто забывают неприглядные вещи и заметают под ковер все то, что хочется скрыть. Вы – важное звено в этой цепочке истории, которую важно сохранить и передать потомкам. А мы – ваши должники.

Спасибо вам, читатели этой книги. Благодаря вам авторы и редакторы могут дальше творить и работать.

Эту книгу я посвящаю моей бабушке, которая покинула нас в январе 2020 года. Она всегда подталкивала меня писать тексты и книги. А Death Stranding – это игра, которую я проходил последние несколько недель до ее смерти. Мотивы и темы игры были мне особенно близки, как это часто бывает в играх Кодзимы, хотя в этот раз, честно, я бы предпочел, чтобы жизнь не давала мне настолько печального повода для сближения. Но эта игра стала катарсисом, помогла мне осмыслить и пережить эту трагедию и весь мрачный ковидный год, последовавший за ней.

Люди, которые уходят от нас, на самом деле остаются. Остаются в наших жестах, привычках, воспоминаниях и нашем опыте. Они помогают нам строить будущее, перестраивать настоящее, исправлять ошибки и готовиться к новому.

А новое будущее понадобится всем нам.